При скрещивании курицы с раздвоенным гребнем и множественными шпорами и самца с нормальным гребнем и одной шпорой всё потомство имело нормальный гребень и одну шпору. При анализирующем скрещивании гибридов первого поколения было получено 4 фенотипических класса, имевших 24, 26, 8 и 9 цыплят соответственно. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
Схема решения задачи включает:
1. P
♀aabb
×
♂AABB
раздвоенный гребень,
множественные шпоры
нормальный гребень,
АаВb — нормальный гребень, одна шпора;
P
AaBb
×
aabb
нормальный гребень,
одна шпора
раздвоенный гребень,
множественные шпоры
AaBb — нормальный гребень, одна шпора: 24 или 26;
aaBb — раздвоенный гребень, одна шпора: 8 или 9;
Aabb — нормальный гребень, множественные шпоры: 9 или 8;
aabb — раздвоенный гребень, множественные шпоры: 26 или 24;
3. Во втором скрещивании два больших класса (24 и 26) получаются в результате сцепления аллелей А и B, а и b; два меньших класса получаются в результате кроссинговера.
В некоторых случаях в каком-то генном локусе присутствует пара аллелей, полностью контролирующая один фенотипический признак. Однако такие случаи сравнительно редки. Большинство признаков определяется взаимодействием нескольких генов, образующих генный комплекс. Например, признак может контролироваться двумя или большим числом взаимодействующих генов, находящихся в разных локусах. Так, наследование формы гребня у петухов контролируется генами, находящимися в двух локусах и притом в разных хромосомах; в результате взаимодействия этих генов возникают четыре разных фенотипа, известных под названиями гороховидного, розовидного, ореховидного и простого гребня (рис. 23.26). Развитие гороховидного и розовидного гребня определяется соответственно наличием доминантного аллеля Р или R при отсутствии другого доминантного аллеля. Ореховый гребень образуется в результате модифицированной формы неполного доминирования, когда имеется по меньшей мере по одному аллелю гороховидного и розовидного гребня (т. е. при генотипе PR). Простой гребень развивается только у гомозигот по обоим рецессивным генам (т. е. pprr). Эти фенотипы и генотипы представлены в табл. 23.6.
Таблица 23.6. Возможные генотипы кур с различной формой гребня
Генотипы F2 и отношение фенотипов в F2 от скрещивания между гомозиготной курицей с гороховидным гребнем и гомозиготным петухом с розовидным гребнем показаны на рис. 23.27.
Рис. 23.27. Генетическое объяснение наследования формы гребня у кур
При скрещивании черного петуха с розовидным гребнем и белой курицы с ореховидным гребнем были получены потомки со следующими фенотипами: 3 белых с ореховидным гребнем, 3 черных с ореховидным, 3 белых с розовидным, 3 черных с розовидным, 1 белый с гороховидным, 1 черный с гороховидным, 1 белый с простым и 1 черный с простым гребнем.
Укажите генотипы родительских особей. Объясните подробно, каким образом могли получиться указанные фенотипы.
Курица с гороховидным гребнем и рябой окраской оперения была скрещена с петухом такого же фенотипа. Один цыплёнок от этого скрещивания получился с листовидным гребнем и чёрной окраской оперения. Аллели гена формы гребня расположены в аутосоме; аллели гена окраски оперения — в Х-хромосоме. Самки птиц являются гетерогаметным полом. Составьте схему скрещивания, определите все возможные генотипы и фенотипы цыплят. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Схема решения задачи включает:
2) генотипы и фенотипы возможных цыплят:
гороховидный гребень, чёрная окраска оперения — ААX b Y, АaX b Y
листовидный гребень, чёрная окраска оперения — ааX b Y;
3) закон независимого наследования признаков и наследования признаков, сцепленных с полом. (возможна иная генетическая символика, не изменяющая смысла задачи)
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.
3
Ответ включает 3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
Ответ включает 4 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.
2
Ответ включает 1—2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
Ответ включает 2—3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.
1
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл
3
Я не могу ввести свой вопрос в «помощь по заданию» ПОТОМУ ЧТО У МЕНЯ ЛИБО НЕТ ЭТОЙ КНОПКИ, ЛИБО ПОТОМУ ЧТО МЕНЯ ПЕРЕНОСИТ В ГРУППУ ВК, А СВОЙ ВОПРОС Я ХОЧУ ЗАДАТЬ ЗДЕСЬ, РАЗ ТАКИЕ УМНЫЕ, ЗАБЛОКИРУЮТ ОНИ МЕНЯ, СДЕЛАЙТЕ САЙТ НОРМАЛЬНЫМ! Я УЖЕ 2 МЕСЯЦА НЕ МОГУ ЗАДАВАТЬ СВОИ ВОПРОСЫ К ЗАДАНИЯМ! ЕЩЁ РАЗ ГОВОРЮ, РАЗ ТАКИЕ УМНЫЕ, ТО ПРОСТО СКОПИРУЙТЕ МОЙ ВОПРОС, И САМИ НАПИШИТЕ ЕГО В ЭТО «помощь по заданию», Я НЕ МОГУ ЭТОГО СДЕЛАТЬ, КАК У МЕНЯ ГОРИТ С ВАС, ГОСПОДИ, СКАЖИТЕ СПАСИБО, ЧТО ТУТ МАТОВ НЕТ
Как это наследование может быть сцеплено с полом, если все признаки проявляются и женского пола и у мужского? Я считаю задачу не корректной, потому что там ещё написано в Х-хромосоме, а так обычно пишут когда подразумевают половые хромосомы (либо Х, либо Y)
У птиц пол определяется наоборот. Да, когда пишут «Х-хромосоме, а так обычно пишут когда подразумевают половые хромосомы (либо Х, либо Y)»
При скрещивании чёрной курицы без гребня с белым петухом с гребнем всё потомство первого поколения получилось с гребнем и пёстрым оперением. При анализирующем скрещивании полученного потомства наблюдалось расщепление признаков в соотношении 1:1:1:1. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните появление нового признака окраски оперения у потомков первого поколения и формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.
Схема решения задачи включает:
1) P
♀ ААbb
×
♂ aaBB
чёрная курица
без гребня
белый петух
F1 AaBb — пёстрое оперение с гребнем
2) P
AaBb
×
aabb
пёстрое оперение
с гребнем
белое оперение
G
AB, Ab, aB, ab
ab
АаВb — пёстрое оперение с гребнем,
Ааbb — пёстрое оперение без гребня,
ааВb — белое оперение с гребнем,
ааbb — белое оперение без гребня;
3) Появление пёстрой окраски оперения объясняется наличием гена неполного доминирования (АА — чёрная окраска, Аа — пёстрая, аа — белая); во втором скрещивании получилось фенотипическое расщепление признаков в соотношении 1:1:1:1, так как гены, отвечающие за окраску оперения и наличие гребня, не сцеплены и наследуются независимо.
Задачи по генетике. Наследование сцепленное с Х хромосомой.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Задачи по генетике. Наследование сцепленное с Х хромосомой.
1. Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Женщина с нормальным зрением, но легкой формой анемии родила от здорового по крови мужчины дальтоника, сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. Определите генотипы родителей и вероятность рождения следующего сына без аномалий, указав его генотип? Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах.
2. У канареек наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген Х В определяет зелёную окраску оперения, а Х b — коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили самку без хохолка с коричневым оперением с хохлатым самцом с зелёным оперением. В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, хохлатые коричневые, без хохолка зелёные и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам, возможный пол потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
3. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма — d) рецессивный и сцеплен с Х–хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец — с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.
4. У канареек наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген Х B определяет зелёную окраску оперения, а Х b — коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили хохлатую зелёную самку с самцом без хохолка и зелёным оперением (гетерозигота). В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, без хохолка зелёные, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, их пол. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
5. Курица с гороховидным гребнем и рябой окраской оперения была скрещена с петухом такого же фенотипа. Один цыплёнок от этого скрещивания получился с листовидным гребнем и чёрной окраской оперения. Аллели гена формы гребня расположены в аутосоме; аллели гена окраски оперения — в Х-хромосоме. Самки птиц являются гетерогаметным полом. Составьте схему скрещивания, определите все возможные генотипы и фенотипы цыплят. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
6. В семье у резус-положительных здоровых родителей родился резус — отрицательный ребёнок с отсутствием потовых желёз. Резус-фактор (R) у человека определяется аутосомным геном, а ген отсутствия потовых желёз сцеплен с Х-хромосомой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения в этом браке детей с отсутствием потовых желёз? Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах.
8. У человека отсутствие потовых желёз определяется рецессивным геном, расположенным в Х-хромосоме, а голос бас – аутосомный доминантный признак. Мужчина, имеющий голос бас (гомозигота) и страдающий отсутствием потовых желёз, женится на женщине с высоким голосом и с потовыми железами (гомозиготой). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы потомства, вероятность рождения мальчиков без потовых желёз. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
9. Окраска тела у дрозофилы – аутосомный ген, ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол.
При скрещивании двух дрозофил с серым телом и красными глазами в потомстве появился самец с черным телом и белыми глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Определите, какая часть самок из числа самок потомства второго скрещивания совпадают с фенотипом матери. Определите, генотипы родителей в первом и во втором скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
10. Женщина с волнистыми волосами и нормальным цветовым зрением вышла замуж за мужчину с прямыми волосами, страдающего дальтонизмом. У них родился сын с волнистыми волосами — дальтоник и дочь с волнистыми волосами, не страдающая дальтонизмом. Дочь вышла замуж за мужчину с курчавыми волосами и дальтонизмом. В этом браке родилось две девочки: с курчавыми волосами и с волнистыми, обе с нормальным цветовым зрением. Составьте схему решения задачи. Укажите генотипы и фенотипы всех родителей и детей в обоих браках. Какова вероятность рождения ребёнка с дальтонизмом во втором браке? Ответ поясните.
11. Праворукая (А) женщина с нормальным цветовым зрением вышла замуж за леворукого мужчину-дальтоника. У них родился сын-дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и возможных потомков. Какова вероятность рождения мальчика, фенотипически сходного с отцом, у этой пары?
12. У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. При скрещивании самки дрозофилы с нормальными крыльями, красными глазами и самца с растопыренными крыльями, белыми глазами всё гибридное потомство было единообразным по форме крыльев и окраске глаз.
При скрещивании самки дрозофилы с растопыренными крыльями, белыми глазами и самца с нормальными крыльями, красными глазами в потомстве получились самки с нормальными крыльями, красными глазами и самцы
с нормальными крыльями, белыми глазами. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
13. У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. При скрещивании самок дрозофилы с чёрным телом, красными глазами и самцов с серым телом, белыми глазами всё потомство получилось с серым телом и красными
глазами. Во втором скрещивании самок дрозофилы с серым телом, белыми глазами и самцов с чёрным телом, красными глазами в потомстве получились самцы с серым телом, белыми глазами и самки с серым телом, красными глазами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и пол потомков в двух скрещиваниях. Объясните, почему все потомки во втором скрещивании были с серым телом, но с различными по цвету глазами.
14. У млекопитающих гетерогаметный пол — мужской. При скрещивании кошки, имевшей чёрную короткую шерсть, с рыжим длинношёрстным котом в потомстве все самки получились с черепаховым окрасом и короткой шерстью, а самцы — чёрные короткошёрстные. Для второго скрещивания была взята рыжая длинношёрстная самка и чёрный короткошёрстный самец. В потомстве все самки оказались с черепаховым окрасом и короткой шерстью, а самцы были рыжими, короткошёрстными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Объясните появление черепаховой окраски в первом и во втором скрещиваниях.
15. У канареек наличие хохолка зависит от аутосомного гена, ген окраски оперения сцеплен с Х-хромосомой. Гетерогаметным полом у птиц является женский пол.
Для хохлатой самки с зелёным оперением провели анализирующее скрещивание, в потомстве получилось четыре фенотипических класса, в которых были птицы с зелёным и коричневым оперением. Получившихся хохлатых потомков скрестили между собой. Может ли в этом скрещивании получиться потомство без хохолка? Определите генотипы, фенотипы и пол этого потомства без хохолка при условии его наличия.
16. У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. В первом скрещивании длиннокрылых красноглазых самок дрозофилы и самца с зачаточными крыльями, белыми глазами все потомство было единообразыным по признакам длины крыльев и окраски глаз. Во втором скрещивании самок дрозофилы с зачаточными крыльями, белыми глазами и длиннокрылых красноглазых самцов в потомстве были длинноклрылые самки с красными глазами и длиннокрылые самцы с белыми глазами. Составьте схемы скрещивания, определите генотипы и фенотипы родительских особей, потомства в двух скрещиваниях и пол потомства в первом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
17. Мужчина, страдающий глухонемотой и дальтонизмом, женился на женщине, нормальной по зрению и слуху. У них родились глухонемой сын с нормальным зрением и дочь – дальтоник с нормальным слухом. Какова вероятность рождения здорового ребенка от этого брака? Какова вероятность рождения ребенка, страдающего двумя аномалиями? Дальтонизм – рецессивный сцепленный с полом признак, а глухонемота – рецессивный аутосомный признак. Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах.
18. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен) дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих. Какие законы наследования проявились в этой семье?
19. Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол.
При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с закрученными крыльями и маленькими глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и полученного самца F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.
20. Глухота — аутосомный признак; дальтонизм – признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.
Задачи по генетике. Наследование сцепленное с Х хромосомой. ПОЯСНЕНИЯ
1. Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Женщина с нормальным зрением, но легкой формой анемии родила от здорового по крови мужчины дальтоника, сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. Определите генотипы родителей и вероятность рождения следующего сына без аномалий, указав его генотип?
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах.
1) Генотипы родителей ♀ АаХ d Х и ♂ ааХ d У.
2. У канареек наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген Х В определяет зелёную окраску оперения, а Х b — коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили самку без хохолка с коричневым оперением с хохлатым самцом с зелёным оперением. В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, хохлатые коричневые, без хохолка зелёные и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам, возможный пол потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
У птиц гомогаметный (XX) пол мужской, а гетерогаметный (XY) женский.
По условию: наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А);
отсутствие хохолка — рецессивный аутосомный признак (а);
зелёная окраска оперения — сцепленный с полом ген Х В
1) Определим генотипы родителей:
самка — без хохолка с коричневым оперением — ♀ aaХ b Y
Итак, генотип самца ♂ АaХ В Х b
2) Составляем схему скрещивания, для удобства необходимо воспользоваться решеткой Пеннета, т. к. самка образует два типа гамет: aХ b ; aY
а самец четыре типа: AХ B ; AХ b ;aХ B ;aХ b
3) В результате скрещивания (случайного оплодотворения) получаем 8 различных генотипов и фенотипов потомства:
самки хохлатые зелёные — Aa Х B Y
самцы хохлатые зелёные — AaХ B Х b
самки хохлатые коричневые — AaХ b Y
самцы хохлатые коричневые — AaХ b Х b
самки без хохолка зелёные —aaХ B Y
самцы без хохолка зелёные —aaХ B Х b
самки без хохолка коричневые —aaХ b Y
самцы без хохолка коричневые —aaХ b Х b
4) Закономерности:По второму признаку (окраска оперения) — наследование сцепленное с полом (с Х-хромосомой); между первым и вторым признаком — независимое наследование. При определении генотипа самца — анализирующее скрещивание.
3. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма — d) рецессивный и сцеплен с Х–хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец — с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.
В — нормальный слух
Х D — нормальное цветовое зрение
Х d — дальтонизм (ген цветовой слепоты)
1) Определим генотипы родителей:
отец — с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник — ♂BBХ d Y
Так как у них родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом (В?Х d Х d ), то одну гамету BХ d она получила от отца, а другую от матери — bХ d
Мы можем определить генотип матери ♀bbХ D X d и дочери
2) Составив схему скрещивания определяем возможные генотипы детей
P ♀bbХ D X d → ♂BBХ d Y
G ♀bХ D ♀bХ d ♂BХ d ♂BY
F1 BbХ D X d ; BbХ D Y; BbХ d X d ; BbХ d Y
3) фенотипы потомства:
BbХ D X d — девочка, нормальный слух, нормальное цветовое зрение
BbХ D Y — мальчик, нормальный слух, нормальное цветовое зрение
BbХ d X d — девочка, нормальный слух, дальтоник
BbХ d Y — мальчик, нормальный слух, дальтоник
Вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом 50 % (25% девочек, 25 % мальчиков) и 0% глухих.
4) Закономерности: По второму признаку (цветовое зрение) — наследование сцепленное с полом (с Х-хромосомой); между первым и вторым признаком — независимое наследование. При определении генотипа матери и дочери — анализирующее скрещивание.
4. У канареек наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген Х B определяет зелёную окраску оперения, а Х b — коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили хохлатую зелёную самку с самцом без хохолка и зелёным оперением (гетерозигота). В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, без хохолка зелёные, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, их пол. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
У птиц гомогаметный (XX) пол мужской, а гетерогаметный (XY) женский.
По условию: наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А);
отсутствие хохолка — рецессивный аутосомный признак (а);
зелёная окраска оперения — сцепленный с полом ген Х В
1) Определим генотипы родителей:
самка — хохлатую с зелёным оперением — ♀ А?Х В Y
самец — без хохолка с зелёным оперением (гетерозигота) — ♂ ааХ В Х b
Итак, генотип самки ♀ АаХ В Y
2) Составляем схему скрещивания, для удобства необходимо воспользоваться решеткой Пеннета, т. к. самка образует четыре типа гамет: АХ В ; АY; aХ B ; aY
а самец два типа: aХ B ;aХ b
3) В результате скрещивания (случайного оплодотворения) получаем 8 различных генотипов и 6 фенотипов потомства:
самцы хохлатые зелёные — AaХ B Х В или AaХ B Х b
самки хохлатые зелёные — Aa Х B Y
самки хохлатые коричневые — AaХ b Y
самцы без хохолка зелёные —aaХ B Х В или aaХ B Х b
самки без хохолка зелёные —aaХ B Y
самки без хохолка коричневые —aaХ b Y
4) Закономерности:По второму признаку (окраска оперения) — наследование сцепленное с полом (с Х-хромосомой); между первым и вторым признаком — независимое наследование. При определении генотипа самки— анализирующее скрещивание.
5. Курица с гороховидным гребнем и рябой окраской оперения была скрещена с петухом такого же фенотипа. Один цыплёнок от этого скрещивания получился с листовидным гребнем и чёрной окраской оперения. Аллели гена формы гребня расположены в аутосоме; аллели гена окраски оперения — в Х-хромосоме. Самки птиц являются гетерогаметным полом. Составьте схему скрещивания, определите все возможные генотипы и фенотипы цыплят. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Схема решения задачи включает:
P ♀ АaX В Y × ♂ АаX В X b
гороховидный гребень, гороховидный гребень,
рябая окраска оперения рябая окраска оперения
2) генотипы и фенотипы возможных цыплят:
гороховидный гребень, чёрная окраска оперения — ААX b Y, АaX b Y
листовидный гребень, чёрная окраска оперения — ааX b Y;
3) закон независимого наследования признаков и наследования признаков, сцепленных с полом. (возможна иная генетическая символика, не изменяющая смысла задачи)
6. В семье у резус-положительных здоровых родителей родился резус — отрицательный ребёнок с отсутствием потовых желёз. Резус-фактор (R) у человека определяется аутосомным геном, а ген отсутствия потовых желёз сцеплен с Х-хромосомой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения в этом браке детей с отсутствием потовых желёз?
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах.
Схема решения задачи включает:
P ♀ RrX В X b × ♂ RrX В Y
2) возможные генотипы и фенотипы детей:
RRX b Y, 2 RrX b Y — резус-положительные с отсутствием потовых желёз
rrX b Y — резус-отрицательные с отсутствием потовых желёз;
3) вероятность рождения в этом браке детей с отсутствием потовых желёз составляет 4/16(25 %). (возможна иная генетическая символика, не изменяющая смысла задачи).
3) Законы независимого наследования признаков и наследования признаков, сцепленных с полом.
8. У человека отсутствие потовых желёз определяется рецессивным геном, расположенным в Х-хромосоме, а голос бас – аутосомный доминантный признак. Мужчина, имеющий голос бас (гомозигота) и страдающий отсутствием потовых желёз, женится на женщине с высоким голосом и с потовыми железами (гомозиготой). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы потомства, вероятность рождения мальчиков без потовых желёз. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Схема решения задачи включает:
1) P ♂ AAX p Y × ♀aaХ Р Х Р
2) F1 ♀АаX P X p ♂АаX P Y
3) вероятность рождения мальчика без потовых желёз равна нулю.
Проявляется третий закон Г. Менделя – закон независимого наследования признаков, так как гомологичные хромосомы распределяются по гаметам независимо друг от друга, – и закон сцепленного с полом наследования.
9. Окраска тела у дрозофилы – аутосомный ген, ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол.
При скрещивании двух дрозофил с серым телом и красными глазами в потомстве появился самец с черным телом и белыми глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Определите, какая часть самок из числа самок потомства второго скрещивания совпадают с фенотипом матери. Определите, генотипы родителей в первом и во втором скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Схема решения задачи включает.
1) Определяем какие признаки доминантные.
Т.к. в F1 от родителей с серым телом и красными глазами появляется особь с чёрным телом и белыми глазами, появляется особь с чёрным телом и белыми глазами, значит, признаки чёрное тело и белые глаза —
отсюда генотипы родительской пары: ♀AaX B X b ; ♂ AaX B Y
2) Первое скрещивание
3) Самец с черным телом и белыми глазами скрестили с родительской особью:
♂ аaX b Y → ♀AaX B X b
Во втором скрещивании из 4 самок только одна самка с серым телом и красными глазами ♀AaX B X b 25%
1) генотипы родителей в первом скрещивании: ♀AaX B X b ; ♂ AaX B Y
2) генотипы родителей во втором скрещивании: ♂ аaX b Y → ♀AaX B X b
4) Законы независимого наследования признаков и наследования признаков, сцепленных с Х-хромосомой.
10. Женщина с волнистыми волосами и нормальным цветовым зрением вышла замуж за мужчину с прямыми волосами, страдающего дальтонизмом. У них родился сын с волнистыми волосами — дальтоник и дочь с волнистыми волосами, не страдающая дальтонизмом. Дочь вышла замуж за мужчину с курчавыми волосами и дальтонизмом. В этом браке родилось две девочки: с курчавыми волосами и с волнистыми, обе с нормальным цветовым зрением. Составьте схему решения задачи. Укажите генотипы и фенотипы всех родителей и детей в обоих браках. Какова вероятность рождения ребёнка с дальтонизмом во втором браке? Ответ поясните.