как называется форма одежды в офисе
Корпоративный дресс-код: за и против. Как он влияет на имидж организации
По словам Дональда Трампа, одеваться нужно для той работы, которую вы хотите, а не для той, которую имеете. Неизвестно, повлиял ли хороший костюм на то, что он стал президентом США, но такое мнение весьма популярно в бизнес-кругах. Помогает ли деловой костюм и галстук в работе или мешает творчески мыслить – разбираемся в нашей статье.
Правовые аспекты введения дресс-кода
Отсутствие дресс-кода на работе добавляет привлекательности вакансии, заявляет портал SuperJob. По их данным определенного стиля на работе придерживаются 39% работающих, а 61% свободны от ограничений. Однако, помимо одежды, соответствующей пожеланиям работодателя по стилю, цветовой гамме, фасону, есть форма и спецодежда. Чем же они отличаются и обязан ли работник их носить?
1. Спецодежда
Минимизирует влияние опасных факторов, с которыми сталкивается сотрудник. Это могут быть защитные рукавицы, маски, комбинезоны, фартуки, халаты и так далее.
Статья 221 Трудового Кодекса РФ обязует работодателя за свой счет выдавать спецодежду и средства защиты, а также организовать их хранение и стирку. Это не собственность работника, она выдается во временное пользование. Отказаться от ношения спецодежды нельзя – это нарушение правил безопасности труда, которое может повлечь отстранение от работы или лишение премии.
2. Форменная одежда
Подчеркивает принадлежность к организации. Она отличается цветом, фасоном или аксессуарами от обычной одежды и позволяет определить, кем работает человек – врачом, военнослужащим или налоговым инспектором. Форму также предоставляет работодатель.
В исследовании Северо-Западного университета было доказано, что ношение белого халата повышает концентрацию и снижает количество ошибок. Перед прохождением теста половине испытуемых были выданы белые халаты, якобы для защиты от строительной пыли. Вторая половина студентов проходила тесты в обычной одежде. Результаты участников, которые проходили тест в белом халате были выше, что доказало влияние этой одежды на способность сконцентрироваться и принять правильное решение.
3. Корпоративный дресс-код
Одежда, соответствующая пожеланиям руководства. Поскольку дресс-код вводится по инициативе работодателя, он должен предоставить условия для его выполнения, в первую очередь, комфортную температуру в офисе. Ограничения в одежде не должны негативно сказываться на здоровье сотрудников. Соблюдение дресс-кода должно распространяться только на рабочее время: приходить и уходить работник может в любой одежде. Нельзя предписывать сотрудникам какую сделать прическу и макияж, какого цвета должен быть маникюр – это незаконно.
По данным исследования SuperJob 14% россиян получали комментарии по поводу своей одежды от сослуживцев (5%) и от начальства (9%). Замечания от начальства чаще получают мужчины, а от коллег– женщины. 55% опрошенных прислушиваются к замечаниям руководства, а 38% – игнорируют. Мнение начальства более весомо, комментарии коллектива учитывают 42% опрошенных, а игнорируют 44%.
Отметим, что за нарушение дресс-кода оштрафовать или уволить сотрудника нельзя. Штраф за это, как вид взыскания, отсутствует в Трудовом Кодексе, провинившегося сотрудника можно только лишить премии. Увольнение из-за внешнего вида, не влияющего на работу, можно оспорить в суде. Чаще всего суды по таким вопросам встают на сторону работника.
Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»:
«Да, дресс-код не является поводом для увольнения. Но сотрудника, открыто выражающего им недовольство, руководство будет считать нелояльным к принципам и политике компании.
Например, я знала одну сотрудницу финансового отдела большого холдинга. Она вышла из декрета и позволяла себе приходить в офис, где был не прописанный, но довольно строгий дресс-код, в привычной для молодой мамы одежде: футболки, свободные хлопковые штаны и блузки. Сначала ей прощались шалости с внешним видом, но после третьей недели руководитель посоветовал ей его изменить. Она сослалась на жару, что начальник счел отговоркой: офис современный, работает кондиционер, есть кулер. И спустя некоторое время ее перевели руководителем регионального филиала холдинга. С формулировкой: «А если должность вас не устраивает – пишите заявление»
Корпоративный дресс-код и его стили
В Яндексе дресс-код очень простой – достаточно приходить на работу одетым. В косметической компании Mac сотрудники могут самовыражаться как угодно, но одежда должна быть черной. Большинство же организаций придерживается классических стилей дресс-кода:
1. Деловой стиль
Устанавливает самые жесткие рамки: для мужчин – строгий костюм темных тонов в сочетании с белой рубашкой, галстук обязателен. Для женщин – костюм с юбкой или брюками плюс блуза пастельных тонов или платье футляр, тонкие телесные колготки.
В этот стиль никак не вписываются рубашки с коротким рукавом, джинсы или туфли на шпильке. Все максимально сдержанно и респектабельно. Раньше важную роль играли аксессуары, например, визитница или роскошные часы, но теперь к ним все чаще относятся с иронией, так, например, один из самых богатых людей России Роман Абрамович носит недорогие пластиковые часы Swatch.
2. Business casual
Удобный, элегантный и презентабельный стиль для сотрудников крупных корпораций. Мужчины могут выбрать менее строгий пиджак, например, вельветовый, рубашку с жестким воротником, брюки сдержанного цвета, отказаться от галстука. Женщины могут носить костюмы и платья до колена неброских цветов, разрешается сочетание юбки с блузкой, без пиджака. Этот стиль более расслабленный, чем деловой.
3. Smart casual
Популярен в организациях с молодым коллективом, он сохраняет нарядность, но менее требователен. Мужчины могут отказаться от строгого пиджака и надеть кардиган или блейзер, выбрать рубашку разных цветов и фасонов, не надевать галстук. В этом стиле разрешены джинсы и шорты. Женщинам лучше воздержаться от коротких юбок, пляжных расцветок и блесток, а летом можно отказаться от колготок.
4. Casual
Почти не отличается от повседневной одежды. Можно все, кроме спортивных и вызывающих вещей. Он подходит для сотрудников, не взаимодействующих напрямую с клиентами. В некоторых организациях со строгим дресс-кодом существует «Casual-пятница», когда работники могут вместо костюма выбрать обычную одежду.
Casual Friday – заговор корпораций?
История создания этой традиции интересна тем, что пятницу, свободную от строгого дресс-кода, захотели ввести не сотрудники, а крупные компании, которые надеялись поднять объем продаж своей продукции: одежды и… стирального порошка.
В 60-е годы компания-производитель гавайских рубашек разрешила своим работникам приходить по пятницам в ярких, цветастых рубашках, назвав это мероприятие «Aloha Friday», но широкого распространения эта идея не получила.
По другой версии, компания Procter & Gamble в 80-е годы столкнулась с падением роста продаж. Анализ рынка показал, что около трети потребителей пользуются химчисткой, а не стирают вещи порошком. Большинство потребителей сдавали в химчистку деловые костюмы, которые носили пять дней в неделю. Компания также выяснила, что люди хотели бы работать в более удобной одежде. Осталось придумать – как внедрить идею об обычной одежде в офисе.
P&G стала первой компанией, которая разрешила работникам одеваться в стиле Casual по пятницам. Позже, совместно с Levi’s Jeans, они обнародовали свои исследования о пользе удобной одежды для креативности сотрудников и повышения эффективности их работы. Это стало толчком для того, чтобы многие корпорации внедрили «свободную пятницу». В итоге, рынок стиральных порошков вырос, а сотрудники получили чуть больше свободы.
Плюсы дресс-кода
1. Формирование имиджа компании
Общий для всех стиль одежды сотрудников сразу показывает, что компания работает как единое целое, это вызывает уважение. Деловой стиль воспринимается многими как показатель того, что в фирме работают профессионалы.
2. Укрепление корпоративного духа
Строгая одежда дисциплинирует и настраивает на работу, способствует формированию общности, команды, сплочению коллектива. Около трети опрошенных (36%) в исследовании портала SuperJob считают, что регламентированный дресс-код оказывает положительное влияние на работу.
3. Повышение узнаваемости
Форменная одежда или запоминающийся дресс-код положительно влияет на рекламный образ компании, это еще одна возможность заявить о себе как о серьезной организации.
4. Ускорение адаптации персонала
Корпоративный дресс-код делает рабочую среду более безопасной, новый сотрудник чувствует себя причастным к коллективу, испытывает меньше стресса.
5. Возможность отделить работу и личную жизнь
Надевая строгий костюм, сотрудник погружается в рабочие задачи, становится более сосредоточенным. Снимая пиджак по окончании рабочего дня, он как бы дает себе сигнал, что наступило свободной время и можно расслабиться. Это помогает соблюсти баланс между работой и личной жизнью.
6. Не нужно выбирать, что надеть
В организациях с установленным дресс-кодом сотруднику проще понять, какая одежда будет уместной. Как правило, всегда актуальна классика – строгий костюм, рубашка, качественная обувь, а спортивная, яркая или очень открытая одежда в офисе неуместна.
Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»:
«Самая важная причина дресс-кода в организации – это создание официальной, деловой атмосферы в офисе. Строгий костюм призывает к собранности и сосредоточенности, не позволяет отвлекаться на ненужные детали. Также дресс-код несет информацию о своем «носителе». Это своего рода маячок, помогающий сориентироваться в корпоративной иерархии.
По мнению имиджмейкеров, дресс-код полезен не только с точки зрения дисциплины. Правильно подобранный образ помогает избегать конфликтов, улучшает настроение и повышает производительность труда. Для разных задач должна быть разная одежда»
Минусы дресс-кода
1. Сложности в организации
Работодатель должен выпустить нормативный акт, в котором прописаны требования, или отразить их в коллективном договоре. Корпоративный дресс-код не должен противоречить Трудовому Кодексу. Работодателю также нужно предоставить условия для его соблюдения.
2. Негативное влияние на репутацию организации
Согласно исследованию HeadHunter 17% россиян не согласились бы на работу, предусматривающую дресс-код. Кроме того, у клиентов может складываться плохое впечатление об организации, где сотрудники вынуждены неудобную или несоответствующую погоде одежду.
3. Снижение удовлетворенности сотрудников
Чем больше требований, особенно необоснованных, к сотруднику, тем меньше ему нравится его работа. Однако, только 7% участников опроса от SuperJob признались, что дресс-код мешает выполнению их обязанностей.
4. Увеличение затрат времени на соблюдение дресс-кода
Если человек работает в организации, которая предусматривает ношение формы (12% по результатам исследования), ему нужно дополнительное время в начале и конце рабочего дня, чтобы переодеться. Если в организации строгий дресс-код, например, деловой костюм (среди опрошенных так одеваются на работу 11%), то одежда нуждается в дополнительном уходе: костюм периодически нужно сдавать в химчистку, а рубашки требуется тщательно гладить.
Павел Кац, основатель рекламного агентства Digital Bands:
«На мой взгляд — дресс-код уместен в ресторане, но не в офисе. Это какой-то пережиток прошлого, когда люди дорывались до знаний MBA и начинали все слепо копировать. Не было своего пути и опыта, поэтому руководители повторяли все, как написано в американских книгах 70-х годов.
В истории моей работы по найму была компания, где особое требование — все мужчины должны были ходить в галстуках. Даже если дальше офисной кухни за рабочий день не ходишь — все равно. Никто не мог объяснить зачем это все, но был руководитель, который страшно за этим следил. Я не ношу галстуки и не планировал начинать в тот момент, из-за чего постоянно были конфликты.. Вместо того, чтобы обсуждать рабочие вопросы — мы спорили про галстуки. Если можно придумать самое неэффективное рабочее времяпрепровождение — то это определенно было оно. Галстук не влиял ни на что, и никто его не хотел носить, но всех заставляли. Объяснений не было, потому что это была прихоть.
Такой подход — токсичен. Люди, как минимум, достойны логических решений или объяснений. Выполнять прихоти руководства — удел кампаний из прошлого столетия, когда не думали над эффективностью и климатом в коллективе»
Резюмируем
Корпоративный дресс-код – это одежда, которая соответствует пожеланиям работодателя. Требования к внешнему виду сотрудников должны быть зафиксированы, при этом, регламентировать можно только одежду, а не прическу или макияж. Работодатель не может оштрафовать или уволить сотрудника за неподобающий внешний вид, если он никак не влияет на работу.
В отличие от дресс-кода, форменная одежда, как знак принадлежности к определенной организации, или спецодежда, выполняющая функции защиты, обязательны для сотрудников. Отказ от их использования может повлечь отстранение от работы.
Дресс-код может быть как очень строгим, не предусматривающим поблажек, так и почти не отличаться от повседневной одежды, например, в стиле Casual. Каждая организация выбирает стиль для себя, в зависимости от того, какие цели она перед собой ставит. Обычно сотрудники, напрямую работающие с клиентами, одеты более официально.
Иногда в организации вводится традиция «свободной пятницы», когда работники приходят в офис в повседневной одежде. Это помогает общаться менее формально и делает отношения в коллективе более теплыми.
Основные плюсы дресс-кода – повышение узнаваемости бренда и укрепление корпоративного духа. Минусы – снижение удовлетворенности сотрудников, часть из них даже готова отказаться от подходящей вакансии, если она требует определенной одежды, это нужно учитывать при найме.
В целом, сотрудники лояльно настроены по отношению к строгой деловой одежде, они считают, что это помогает быть более дисциплинированными, однако, решение о том, нужен ли дресс-код в организации, должно быть взвешенным, обоснованным и оптимальным для всех.
Основные требования к офисной одежде, что собой представляет дресс-код
Офисные работники должны соблюдать дресс-код — придерживаться определенных правил касательно одежды и внешнего вида специалистов. Учитывая это, офисная одежда должна соответствовать некоторым критериям, к которым относится внешний вид и расцветка. В некоторых компаниях неправильно подобранный гардероб сотрудников воспринимается как нарушение трудового распорядка и дисциплины. Поэтому работники офиса должны знать, какую одежду надо выбирать, а какие вещи запрещено носить на работу.
Что такое офисный дресс-код
Жизнь каждого человека связана с разными правилами, требованиями и ограничениями. Они касаются даже деловой сферы. Поэтому руководители разных компаний намеренно вводят в офисе дресс-код. Он представлен сводом правил, имеющим отношение к одежде и внешнему виду сотрудников.
С помощью дресс-кода подчеркивается фирменный стиль компании, а также поддерживается деловая атмосфера в офисе.
Одежда для офиса должна правильно подбираться не только женщинами, но и мужчинами. Но особенно много внимания уделяется все же внешнему виду прекрасного пола. Они должны подбирать не только оптимальный гардероб, но и подходящую прическу, макияж и маникюр. В этом случае гарантируется формирование делового стиля.
Корпоративный стиль одежды в офисе должен отвечать некоторым требованиям:
Нередко офисный стиль одежды для девушек и мужчин прописывается непосредственно в трудовом договоре, подписываемом во время устройства специалиста в конкретную компанию. В этом случае отклонение от дресс-кода может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины. В определенных организациях сотрудники вовсе получают несколько костюмов, которые они должны носить на работу.
Основные модели
Можно выделить некоторые наряды, которые считаются наиболее подходящими для офиса. Они являются строгими, но и удобными. Если на работе все люди будут придерживаться единого стиля, то это положительно скажется на продуктивности работы. В компании будет создана эффективная деловая атмосфера.
Для мужчин
Стиль одежды для мужчин, подходящий для офиса, считается стандартным. К основным моделям, которые могут использоваться для офиса, относятся:
Установленные правила одежды для офиса указывают, что мужчины не могут надевать на работу кепки или другие головные уборы, носить спортивные штаны, шорты и другие предметы гардероба со спортивной символикой. Нередко для персонала специально выбирается фирменная корпоративная одежда для сотрудников. Одежда руководством компании может выдаваться бесплатно или за определенную плату.
У мужчин украшения должны быть минимальными. Допускается наличие цепочек или украшений для тела. При выборе мужской одежды для офиса учитывается дополнительно цветовая гамма, так как расцветка должна быть неброской.
Для женщин
В гардеробе деловой женщины должно иметься несколько видов одежды. Наиболее актуальным считается повседневный стиль, используемый ежедневно. Если в компании происходят какие-либо значимые события, предполагающие посещение организации контрагентами или высшим руководством, то выбираются классические вечерние наряды, которые должны быть элегантны и изысканны.
Всегда должен выглядеть стильно и строго менеджер. Советы по формированию гардероба от специалистов и дизайнеров:
В некоторых компаниях допускается носить одежду из джинсовой ткани, но она должна быть светлой.
Что носить категорически нельзя
Имеются некоторые модели, которые не допускается надевать работникам офиса. Сюда относится не только женская одежда, но и мужская одежда для офиса. К основным таким запретам для мужчин относятся:
При выборе женской офисной формы одежды придется отказаться от следующих элементов в гардеробе:
Можно посмотреть примеры интересных одеяний формы одежды на фото. Имеются определенные ограничения, которые относятся как к женщинам, так и к мужчинам:
Стильная одежда для офиса должна быть действительно практичной, удобной и привлекательной. Она не должна отвлекать от работы пестрыми расцветками или сложными рисунками. Если изначально офисный работник будет знать, как правильно выбирать наряды, то у него никогда не возникнет разногласий с руководством или коллегами.
Таким образом, выбор офисной одежды считается не слишком простым процессом, так как должны учитываться все требования дресс-кода. Наличие подходящего гардероба является обычным требованием многочисленных компаний. Каждый работник офиса должен знать, какие наряды являются оптимальными, а какие вещи запрещено надевать на работу. Выбор должен основываться на разных критериях, к которым относится внешний вид одежды, ее расцветка и удобство использования. Если в компании учитываются требования дресс-кода, то создается действительно рабочая атмосфера, способствующая эффективной реализации должностных обязанностей работников.
Видео
ДРЕСС-КОД в офисе:
стереотипы, правила,
случаи на рынке и тренды
Если вам не все равно, в чем можно и в чем нельзя ходить на работу, добро пожаловать в наш двуликий мир под названием #БОНТОН#МОВЕТОН.
Каким должен быть идеальный деловой костюм? Есть ли поблажки в кодексе офисной одежды в жаркое время? Что делать, если официально дресс-код нигде не прописан?
Словом, сегодня — все про офисный стиль одежды!
Человеку свойственно самовыражаться, в том числе через одежду. Он хочет быть максимально свободным в выборе того, что носит. Даже на работе.
И если человеком движет стремление к свободе выбора, комфорту и индивидуальности, то работодателем движут другие цели. Ему необходимо установить правила, поставить рамки, чтобы работе и репутации его компании ничто не угрожало.
Однако отсутствие дресс-кода — это серьезное конкурентное преимущество компании в глазах соискателя, особенно соискателя-миллениала.
Об этом говорит исследование Superjob. Опрос среди работающих россиян показал, что определенный рабочий стиль в одежде соблюдают лишь 40% респондентов. Однако это вовсе не значит, что оставшимся 60% без дресс-кода живется легче.
Стереотипы
Бывает и так: дресс-кода вроде бы нет, но у руководства есть свое видение того, как должен выглядеть сотрудник его компании. И иногда это видение не блещет логичностью.
Байки про дресс-код
и начальников-самодуров
Когда природа не наградила статным ростом, начальник-самодур может запросто лишить вас удовольствия носить в офис обувь на каблуках. Этот случай реален.
В одной компании ввели запрет на капроновые колготки плотностью больше 40 ден (Как это проверяли, лучше не представлять, но работало). А в другой фирме за их отсутствие лишали премии.
Есть и такие своды дресс-кодов, где прописано все, вплоть до того, как часто необходимо подстригать кончики волос при длине ниже плеч, и какова должна быть длина ногтей.
Один горе-начальник запретил в офисе зеленый цвет, так как наивно полагал, что именно он приносит убытки его компании. Отказывали и соискателям с зелеными глазами.
Директор-веган (мы ничего против не имеем, спокойно!) заявил, что в офис никто не должен приходить в кожаных изделиях.
А еще бывало такое, что однажды сотрудница блондинка перекрасилась в рыжий и получила предупреждение от руководства. Аргумент: все рыжие — ведьмы.
У вас когда-нибудь спрашивали на собеседовании знак зодиака? Есть история, где штатный(!) астролог давала рекомендации по оптимальному сочетанию цветов в одежде в зависимости от звезд.
Правила и виды офисного дресс-кода
Как в новом офисе чувствовать себя комфортно и в то же время вписываться в установленный компанией дресс-код? Что такое идеальный деловой костюм? Как выглядеть на пять с плюсом на очень важных переговорах? Как своим видом излучать успех компании, которую вы представляете?
Приведем основные схемы, которые помогут с ответами на эти вопросы.
Это самый строгий и элегантный вид дресс-кода. Его можно встретить в банках, в сфере страхования и на высших постах в менеджменте. Здесь установлены очень жесткие рамки в выборе одежды.
В основе образа делового мужчины — идеально сидящий костюм, начищенная обувь и незаменимые детали.
К счастью, со времен разработки свода правил много воды утекло, и обязать вас носить жилет под пиджак уже никто особо не стремится, хотя прекрасная половина человечества до сих пор утверждает, что костюм-тройка смотрится куда более солидно. Цвета: черный, темно-синий, темно-серый, темно-коричневый. Чем светлее тон ткани, тем более неформальным считается костюм!
Если встреча действительно деловая, а клиент серьезный, то мужчина должен быть в строгом костюме-двойке глубокого оттенка синего, серого, коричневого или черного, рубашке на 10-15 тонов светлее костюма или классической белой сорочке. В галстуке в тон костюма и классических начищенных ботинках, чей цвет не спорит с костюмом.
Хотите креатива — отрывайтесь на галстуках. Но тоже в меру, яркий однотонный галстук интересной фактуры и ширины — вот максимум, который позволит вам строгий офисный дресс-код. Психоделические ромбы и уж тем более принты с героями из любимых комиксов и мультфильмов, как ни жаль, приберегите для Хеллоуина.
Отдельная тема — носки! Во-первых, их не должно быть видно. Во-вторых, тут как с галстуками, никаких ярких цветов, активных полосок, жизнеутверждающих цветов первой незабудки и прочих подростковых вольностей. Если вы хотите произвести нормальное впечатление, оставьте дурачество за стенами офиса!
Кстати, про носки!
А вот канадский премьер Трюдо, похоже, думает, что смешные и необычные носки — это признак успеха.
Путь к соблюдению делового стиля прекрасной половины человечества еще более тернист. Подчеркнуть свои достоинства и не выйти за рамки этикета — дело подчас нелегкое. Для женщин в бизнесе, при всей красоте ног, мини-юбки — стопроцентное табу. Облегающая и полупрозрачная одежда — туда же! Яркие, броские ткани — туда же!
Деловой дресс-код для женщин разработан специально для того, чтобы не слишком выделяться на фоне офисных служащих противоположного пола, но в то же время не стирать гендерные грани. Так что в классическом понимании ваш костюм должен быть все-таки с юбкой-карандаш ниже колена. Дальше оцениваются только общие пропорции: силуэт, посадка костюма, его качество, цвет.
Кроме того, нам нельзя демонстрировать белье контрастных цветов, его детали (да-да, лямки, в том числе прозрачные, абсолютно не допустимы) Все просто: если хотите прослыть акулой бизнеса, никакой публичной демонстрации, вы же не активист движения за свободу женщин в годы его расцвета. Отвоевывайте свои права делами, а не «эпатажными» выпадами в виде черного белья в тандеме с белой блузой.
Идеальный вариант, если женщина придет на встречу в костюме-двойке с юбкой (брюками) или строгом платье-футляре с закрытыми руками и юбкой на 10-15 см ниже колена. В классических лодочках на каблуке, высота которых не превышает 10 см. Волосы должны быть уложены и собраны. Голливудские локоны, увы и ах, оставляем для встреч с друзьями вне офиса.
Считается, что все состоит из мелочей, поэтому даме стоит не забывать подобрать сумку под случай, а мужчине — часы и визитницу, например. Однако есть мнение, что эти правила можно отнести к устаревшим. За последние 6-7 лет аксессуары почти утратили свою важность. Ведь сегодня потенциального партнера не удивишь новой моделью смартфона, более того, выставление своего благосостояния напоказ может играть не на вашей стороне. Скромность, господа, никто не отменял!
Родился из слияния строго делового дресс-кода и демократичного casual. И если до распространения casual в серьезных компаниях мы еще не дошли, в отличие от родины Цукерберга, то BC активно набирает популярность.
Этот стиль — набор четких правил для сотрудников серьезных корпораций. Позволяет одеваться удобно, элегантно и выглядеть презентабельно в любой ситуации. Конечно, в BC все немного проще.
Более легкомысленный, чем деловой, BC позволяет женщинам создать оригинальный и разнообразный гардероб. Здесь можно комбинировать предметы одежды, дополняя их аксессуарами и быть всегда «в своем настроении», а не вечно стальной Ангелой Меркель.
Образ в этом «нарядно-повседневном» стиле представляет собой сочетание легкой элегантности и спорта. Smart от того и зовется умным, что сближает несочетаемые, на первый взгляд, понятия. А также дает возможность в одном и том же наряде зайти после офиса на вечернее мероприятие.
Smart casual на пике популярности в молодых динамичных фирмах, так как дает свободу движения, сохраняя нарядность.
Презентабельно, но не строго.
Подходит для офисной работы, которая не предполагает контакта с клиентами, или в креативных областях.
В некоторых фирмах существует так называемая «пятница в стиле Casual», когда каждый может прийти на работу в обычной одежде. А у особо творческих такая пятница — 5 раз в неделю. Но даже в самом демократичном стиле есть правила и недопустимые вещи.
Мужчинам разрешено почти все! Позволим себе исключить совсем уж дырявые джинсы с бахромой. Здесь продолжает действовать принцип «оксюморона»:
В основе удобство, практичность и элегантность. Этот стиль очень облегчает поиск ответа на «гардеробные вопросы». Долой платье-футляр и юбку-карандаш. Свободу!
В новом коллективе не пытайтесь сразу выставить всю свою индивидуальность напоказ. Присмотритесь, как одеты ваши новые коллеги, попробуйте подстроиться под привычный для этого офиса стиль. Второй вариант — одеваться консервативно. Будьте скромнягой и раскрывайте вашу душу байкера постепенно.
Лидеры мнений
Что о дресс-коде думают те, кто ежедневно облегчает нам жизнь, создавая колонки о моде и стиле на страницах ведущих глянцевых журналов? Обратимся к лидерам мнений.
Дресс-код — это определённая форма одежды, которая соответствует духу и специализации компании, в которой вы работаете. Часто то, как вы одеты, может повлиять на ход развития событий в переговорах и принятие важных решений.
Коко Шанель говорила: «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». Поэтому при первой встрече особенно важно, как вы выглядите. Но и на следующих не расслабляемся!
Бонтон: Если вы юрист или финансист, вам не обойтись без строгих идеально сидящих костюмов, как брючных, так и с юбками. Если вы представитель творческой профессии, то дресс-код — это ваш личный вкус и стилистические предпочтения.
Моветон: В моей практике нет плохих примеров дресс-кода. Прерогатива работы в фэшн-индустрии — его отсутствие. Скорее можно наблюдать отсутствие вкуса и уважения к окружающим. Например, колготки в +30 (глухие чёрные и бежевые с чрезмерной лайкрой), резиновые вьетнамки, слишком открытые спины и глубокие декольте, шорты, больше напоминающие нижнее белье.
Нужно понимать, насколько строгий в компании дресс-код. Если речь идет о политике, бизнесе и т.д., и т.п., то, конечно, ни голых ног, ни кричащих принтов здесь быть не может. Если вы принадлежите к творческой интеллигенции, то тут можно многое позволить, даже пренебречь самим дресс-кодом.
Поблажки дресс-коду чужды, поэтому всем, кто вводит корпоративный дресс-код, стоит понимать, что необходимо предусмотреть раздельные раздевалки для мужчин и женщин, где сотрудники смогут сменить свои летние платья или зимние телогрейки на то, что соответствует правилам. Иначе есть все шансы, что сотрудники будут «мухлевать», а это довольно быстро приведет к провалу.
Бонтон: Белая блуза и юбка-карандаш спокойного оттенка, классические лодочки и собранные волосы уместны всегда и везде. А вот латекс оставьте для карнавальной вечеринки.
Моветон: Если сильно обобщать, то не стоит носить глубокие декольте, вырезы, чулки в сетку, замысловатые принты, откровенные наряды, — в общем, все то, что смутит вас и в обычной жизни. А дальше частности, частности, частности.
Случаи на рынке: Компании
IT-компании никогда не смотрят, во что одет человек. Если человек успешен и эффективен, нельзя загонять его в какие-либо рамки, будь то дресс-код или рабочие часы. Важен результат работы, а не искусственные ограничения. Так считают в Mail.Ru Group.
У нас на каждом этаже своя внутренняя культура. Много сотрудников, любящих носить одежду с символикой продуктов, с которыми работают — это удобно и, в последнее время, модно. К слову, например, Мирослава Дума появилась на Парижской неделе моды в кепке Google.
В нашем офисе сотрудники также любят ходить в свитшотах «Юлы», футболках «ВКонтакте» и с рюкзаками Mail.Ru Group.
Есть этажи, где дресс-код продиктован внешними встречами. Людей в костюмах можно встретить в инвестиционном направлении. При этом никто не говорит о костюме-тройке: скорее, это просто что-то более классическое, чем street wear. Важно сказать, что у нас в офисе каждый день проходит множество мероприятий: от бизнес-конференций до премий блогеров и официальных приемов. Поэтому часто можно встретить сотрудников в самой разной одежде.
У нас может быть, например, договоренность о том, в чем лучше выйти на интервью. Но даже в этом случае дресс-код должен подчеркивать индивидуальность спикера: нельзя нарядить человека, у которого рок-н-ролл в душе, в костюм банкира и думать, что зрители этого не заметят.
У каждого сотрудника есть возможность хранить свои вещи на работе: не только пиджак для деловых встреч, но и форму для занятий фитнесом в спортзале на втором этаже офиса, или удобные джинсы, чтобы проехаться на велосипеде с работы домой. У нас есть бесплатный прокат велосипедов и самокатов для сотрудников, который пользуется популярностью.
В Mail.ru Group в принципе нет такого понятия, как моветон в дресс-коде, потому что характер проявляется и в одежде, в том числе, а мы любим людей с ярким характером.
«Приходить на работу одетым» — несложное правило, которое появилось благодаря девушкам в бикини. Есть все-таки у нас вечное желание делать из работы нечто большее: иногда это второй дом, а иногда — пляж. И чтобы «пляжа» больше не случалось, в «Яндексе» появилось это забавное правило.
«Яндекс.Маркет» унаследовал подход к дресс-коду от «Яндекса». В одежде для наших сотрудников есть одно единственное правило — важно приходить на работу одетым. Это правило было много лет назад сформулировано одним из основателей «Яндекса» Еленой Колмановской. По одной из легенд, правило появилось, когда летом девушки решили позагорать в купальниках на офисном балконе, чем сильно помешали работать мужской части офиса.
Сейчас в офисе можно встретить сотрудников с самыми разными предпочтениями в одежде — кто-то выбирает классические деловые костюмы, кто-то приходит в шортах и тапочках. В основном сотрудники выбирают комфортный стиль — джинсы, удобную обувь. Также многие с удовольствием носят брендированную одежду с логотипами разных сервисов — футболки, толстовки, шапки.
Когда много лет назад я устраивался на работу в «Яндекс», мой будущий руководитель повел меня показать наш дата-центр. Мне тогда очень запомнилось, как он шел в домашних тапочках по снегу. Думаю, и сейчас комфорт в одежде — это то, что отличает нашу внутреннюю культуру. Кому-то удобно в тапочках, кому-то даже босиком. На моей практике не было случаев, чтобы мы как-то ограничивали какого-либо сотрудника в выборе внешнего вида или рекомендовали какую-то определенную одежду.
В большой компании-операторе есть общий свод правил дресс-кода. И главный пункт кодекса: чтобы одежда не отвлекала от работы. Из рассказа директора по персоналу мы узнали, что «отвлекающие нарушения» случаются, как правило, в летнее время.
В компании нет строгого дресс-кода, но рекомендован офисный стиль. Это, прежде всего, аккуратность, сдержанные тона, строгость в классическом своем проявлении. При этом индивидуальность каждого сотрудника не теряется, а наоборот, подчеркивается присутствием аксессуаров и приглушенно-ярких цветов.
О нарушениях. Были примеры, когда человек систематически нарушал офисный стиль одежды. Чаще всего это случается летом, когда хочется одеваться максимально легко. Например, надеть шорты, бриджи или сарафан.
Как показывает практика, одного разговора вполне достаточно, чтобы человек начал следить за своим внешним видом. Таких случаев, чтобы приходилось прощаться с «нарушителем» офисного порядка, к счастью, не было.
О бонтоне и моветоне: Мы допускаем стиль casual, и не только по пятницам. Если нет встреч или переговоров, то джинсы и поло можно увидеть на коллегах любой должности. В сильную жару одежда из натуральных тканей, тонкие блузы с закрытыми плечами не заставят «жариться». Аналогично обстоят дела и с рубашками. Тем более, что у нас хорошая система вентиляции, и регулярно включаются кондиционеры в опенспейсе.
Еще раз заострим внимание на том, что внешний вид должен показывать, что ты аккуратный, внимательный, ответственный и честный человек, и тебе можно доверять.
Многие скажут: «Да зачем он нужен, этот злополучный дресс-код. Нет ничего лучше, чем рваные джинсы и футболка.
Но. cмотрим и сравниваем фото.
Случаи на рынке: Агентства
В агентстве Adventum нет понятия дресс-кода, и допускается многое. Однако есть определенные табу на уровне «здравого смысла». Зимой, например, нужно всегда иметь сменную пару туфель или кроссовок на работе. Это гигиенично и опрятно. А вот летом здесь запросто можно встретить сотрудников в шортах, рассказывает HR-директор.
Дресс-код влияет на восприятие самого себя. Когда руководитель приходит на встречу в костюме, то тон его голоса и подача информации меняются на более официальные. Если же он придет в футболке и рваных джинсах, то и поведение будет более расслабленным — casual.
На моей практике был случай, когда сотрудница приходила на работу в латексе. Смотрелось это очень странно и наводило на размышления о том, зачем она это делает.
Один из сотрудников каждый день приходил в разных футболках. Их было много, но со временем они изнашивались, появлялись дыры. Сам он не обращал на это внимания, но коллеги, а тем более клиенты, конечно, замечали.
Однажды на выездной встрече с партнером мы увидели, что все сотрудники, приходя на работу, надевают тапочки. Так они хотели сохранить домашнюю атмосферу на работе. Этот подход необычен, но, к сожалению, неприемлем для компаний, плотно работающих с клиентом.
Для меня строгий дресс-код — сдерживающий фактор при выборе работодателя. У меня татуировка во всю руку. Я не стесняюсь ее показывать, и дресс-код в нашем агентстве позволяет это делать. Но, чтобы не отвлекать клиентов и коллег на встречах, я ношу рубашки с длинным рукавом. В жаркую погоду его длина может доходить до середины предплечья.
Если в компании свободный дресс-код, это не значит, что нужно одеваться как попало. Выбор одежды должен соответствовать логике и здравому смыслу. Важно, чтобы не только агентство и коллеги создавали для тебя комфортную атмосферу. Нужно поддерживать ее, прислушиваться к мнению остальных. За частичку свободы самовыражения мы платим частичкой ответственности перед окружающими нас людьми.
Начнем с того, что фирменный стиль RCG — шотландская клетка. А это, как минимум, про гордость и свободолюбие! А еще это Fashion. Все эти пазлы соединяются в одно целое и в подходе к дресс-коду сотрудников.
Готовясь к встрече с клиентом, мы, в том числе обсуждаем наш внешний вид. Изучаем корпоративную культуру компании, в которую едем, и менеджеров, с которыми планируем встречу.
К примеру, если мы едем в банк, то будем придерживаться более строгого стиля, а если в офис молодежного бренда — оденемся в их стиле. Почему? Потому что первый контакт всегда визуальный, и он много значит для дальнейшего выстраивания отношений. Тебе с первого взгляда должны начать доверять, а то, как ты одет, напрямую дает подсознательный сигнал твоего соответствия ситуации, месту и людям, с которыми происходит взаимодействие. Также это показывает, насколько понимаешь бренд, с которым планируешь работать, близок ли он тебе.
У меня в офисе есть несколько комплектов одежды для «экстренных» встреч, что не раз меня выручало.
За свою карьеру я успела поработать в компаниях как с дресс-кодом, так и вовсе без него. Помню, что для меня было большим стрессом сразу после официального стиля в одежде переходить на свободный дресс-код. В течение трёх месяцев мой гардероб полностью переменился, и сейчас мне уже трудно представить необходимость снова носить жакеты, юбки-карандаш и собирать волосы в пучок.
Я думаю, что есть сферы деятельности, где дресс-код по-прежнему необходим. Это банки, госструктуры, возможно, нефтегазовые компании. Но я не вижу особого смысла во введении строгого официального дресс-кода для сотрудников рекламного агентства. Вообще наша корпоративная культура достаточно свободная: можно приходить с любыми домашними животными и приводить детей на целый день — то есть делать то, что обычно считается отвлекающим фактором в офисе.
Тему дресс-кода компании мы отдельно проговариваем с секретарями, потому что секретарь на ресепшн — по сути, лицо компании. В презентации мы особо останавливаемся на внешнем виде. Говорим, что в RCG не существует ограничений или определенных требований по дресс-коду, главное, чтобы внешний вид подчеркивал индивидуальность. Чем ярче ты выглядишь — тем лучше! Макияж, стильная, модная, яркая одежда — это не пожелание, это требование: сотрудник RCG не может выглядеть серой мышкой! Сразу после этого слайда мы объясняем, что «стильно, модно и ярко» — необязательно дорого, и даём ссылку на гид по брендам молодежного масс-маркета.
В ивент-студии «abd: Entertainment» были мысли внедрения дресс-кода. Представьте себе, что на вашем празднике в детально продуманных одеждах не только гости, но и организаторы. Красиво — иметь свой собственный стиль. Однако, опасность, что он упростит и стандартизирует творческие порывы ивентологов, не дала задуманному осуществиться.
У нас каждый человек — индивидуальность, и мы не можем зажимать его в рамки — это во-первых. А во-вторых, у нас все ивент-менеджеры — девушки, да и в целом, коллектив больше женский, а у девушек с дресс-кодом вообще сложно: этой нравится одно, той — другое. Здесь все сложно.
У нас есть определенные требования к внешнему виду сотрудников, отправляющихся на деловую встречу. Например, если речь идет о презентации проекта, то естественно, на менеджерах не должно быть ничего, что будет отвлекать от предмета встречи. Здесь всегда строгий деловой стиль.
А в офисе мы практически безгранично свободны в выборе одежды. У нас могут и в спортивных костюмах ходить, и как будто через минуту выход на ковровую дорожку. Как кому удобно. Тапочки, конечно, есть. Куда же ивент-менеджеру с его нагрузками без уютных тапочек на рабочем месте?
Офис агентства HR-коммуникаций Braininglab располагается в прекрасном особняке, но его сотрудники работают из самых разных точек столицы. Зачастую рабочий день перетекает в вечеринку, ими же и организованную. Поэтому здесь вопрос дресс-кода насущен и противоречив.
Наш опыт показывает, что ни одно из мероприятий не потребовало классический дресс-код. Да и классика переходит в другую плоскость — смешение стилей «спорт плюс классика», creative black-tie — тоже отражение делового стиля.
Если ограничивать людей рамками одежды, а значит, не давать самовыражаться, есть большой риск, что продуктивность их работы упадет. Офис, как мы любим говорить, второй дом. Поэтому здесь должно быть по-домашнему уютно и ничего, помимо работы, не должно отвлекать.
У креативной команды ивентологов в гардеробе преобладает, как ни странно, черный цвет — работа на мероприятиях клиента обязывает быть незаметным, но иногда сама команда становится полноценным участником события. Например, для компании HeadHunter мы придумали концепцию цирка, и все атрибуты отражали идею. Наши сотрудники превратились в работников цирка.
В целом отношение к дресс-коду становится более демократичным, ограничений в этом почти не осталось. И да, тапочки в офисе — не моветон, а удобство сотрудника.
Да, строгие правила можно и не вводить, когда каждый сотрудник четко понимает, что нельзя, а что можно. Если каждый сознательно подходит к созданию своего рабочего облика, то и загонять в рамки никого не придется.
Рекомендации по стилю одежды мы ввели только для аккаунт-менеджеров. Ребята носят smart casual — выглядят интеллигентно и дружелюбно, без лишнего официоза. Приятный внешний вид помогает менеджерам легко найти общий язык с разными клиентами: стартапами, крупными банками, производителями мебели и IT-гигантами. Пожалуй, это единственный пример дресс-кода в агентстве.
Мы не про строгие правила, а про культуру и здравый смысл. Мы работаем в опенспейсе, в офис часто заходят гости и клиенты, вся команда на виду. В агентстве собрались ребята с хорошим вкусом и чувством стиля, поэтому дресс-код нам не нужен.
Любим, когда кто-то необычно одевается или кардинально меняет цвет волос. Это всегда вызывает оживление и наверняка станет новостью в нашем Инстаграме. Арт-директор Инесса меняется вместе с новым цветом года от Pantone. Разработчик Артем зимой радовал нас оттенками зеленого и хорошо сочетался с нашим логотипом. А тимлидер перфоманс-направления Аня — икона стиля, даже когда ходит по офису в тапочках.
Часто ребята приходят на работу в одинаковой гамме, не сговариваясь. Мы зовем это синхронизацией. Догадайтесь, какой цвет наш самый любимый. Кандидаты на собеседованиях часто спрашивают про черный дресс-код. Нет его у нас, говорим. Почему-то не верят.
В маркетинге и digital дресс-кода нет, но есть фейс-контроль, утверждают в SocialCraft. Дресс-код для подобных компаний — это чувство стиля, понимания обстановки и ведения переговоров на уровне эмоционального интеллекта. В таких компаниях вам никогда не скажут на собеседовании «у нас белый верх и черный низ». Однако и здесь встречают по одежке!
Что сотрудник должен знать, чтобы не попасть под знак «моветон» в вопросе делового гардероба? «Сначала научитесь играть по правилам, потом придумывайте свои» (Максим Батырев, «45 татуировок менеджера», глава 1). Эта цитата очень точно описывает данный вопрос.
За стратегией, креативом, дизайном и, следовательно, продажами (!) обращаются и ВТБ, и Газпром, и даже Правительство Москвы. Встречу с клиентом предугадать сложно, к ней надо быть готовым в любой момент. У таких клиентов есть дресс-код — как раз тот самый, стандартный. В летний зной, придя в офис чуть ли не в купальнике, вы рискуете попасть на подобную встречу к клиенту в составе рабочей группы, и ваш супер-ультра-модно-молодежный «лук» будет полным факапом. Креатив креативом, а работа есть работа.
Пример из практики: «Даша, сходи с ней в магазин!» — один из руководителей, с которым мне довелось поработать, иногда произносил эту фразу. Девушка пришла на собеседование к CEO в леопардовом платье. Все, ее судьба была решена. Личное несовпадение взглядов на внешний образ, и отношение складывается навсегда.
Ваш образ — это внешняя визуализация внутреннего мира и состояния. Образ сотрудников компании — это ее позиционирование вовне. Как же хочется, чтобы эти два фактора всегда совпадали и жили в тандеме. Выбирая работу, вы выбираете стиль, свой стиль.
Я, наверное, первый противник дресс-кода, так как работал несколько лет в банковском секторе (хоть я и был в отделе маркетинга, дресс-код все же приходилось соблюдать). Особенно ценно такое отсутствие условий по внешнему виду летом: сотрудники приходят на работу, в том числе в шортах и майках, а мне гораздо важнее, чтобы человек чувствовал себя комфортно, нежели соблюдал формальности, потому что так, на мой взгляд, человек будет более продуктивен.
Несмотря на то, что дресс-кода нет, есть негласное условие, что те, кто едет на встречу (будь то директор по работе с клиентами или младший дизайнер), должны выглядеть по случаю. Очевидно, что если мы едем на встречу в фитнес-клуб, то можно обойтись и без костюма. Но если эта встреча предполагает участие генерального директора в возрасте 50+, то «лук» в виде рваных джинсов и футболки с «кричащим» принтом будут полнейшим моветоном и проявлением человеческого неуважения к коллегам.
Абсолютным моветоном в нашей сфере будет являться введение строгого дресс-кода. Появление у клиента всей команды при полном параде (костюм, рубашка, галстук) — тоже.
Любая одежда должна быть к месту. И уж тем более, худший элемент любого образа — грустные уставшие глаза, это может смутить клиента сильнее внешнего вида (есть кейс, когда меня попросили сменить менеджера на проекте, потому что текущий «явно устал от всего, и мы ему тоже в тягость»).
На одной из прошлых работ было категорически запрещено носить джинсы и спортивную обувь. Такой праздник сотрудники могли себе позволить только по пятницам. Для меня подобные ограничения вне зависимости от уровня строгости очень некомфортны. Мне важно чувствовать себя на работе максимально комфортно. Я вот уже 8 лет не работаю в местах, где предусмотрен дресс-код. Поэтому я даже не знаю, что считать его нарушением.
ТРЕНДЫ
Стереотип о том, что офисная одежда скучна и однообразна, уходит в прошлое. Сегодня многие бренды регулярно выпускают линейки, например, Business casual, Smart casual и т.д., и каждый может подобрать себе массу «луков», подходящих под особенности фигуры, цвет кожи и даже вероисповедание.
В 2018 году буквальная нарочитая сексуальность отходит далеко на второй план, уступая место сексуальности с приставкой Smart. Деловой костюм — это тоже сексуально, считают именитые дизайнеры, создавая свои коллекции. Офисный дресс-код сегодня не душит безликостью, а наоборот — дает возможность подчеркнуть свои достоинства.
В тренде карьеризм! Если раньше считалось логичным сначала добиться успеха, то теперь можно для начала надеть костюм успешного человека. За этой проекцией «одежды успешного человека» — будущее.
В моде не хипари и раздолбаи, а преуспевающие эмансипированные девушки и не менее успешные, подтянутые мужчины. Они не понаслышке знают о тайм-менеджменте и о том, как нужно выглядеть, чтобы им доверяли.
Дизайнеры предполагают, что деловая одежда будущего станет более эмоциональной и персонифицированной. Форма, силуэт будут стремиться к строгости, лаконичности, закрытости, выполняя роль капсулы. Подобные силуэты появятся благодаря высоко технологичным тканям — как натуральным, так и синтетическим. Цветовое решение значительно изменится и расширит рамки нынешнего делового дресс-кода за счет ярких оттенков, контрастных сочетаний, транслирующих энергию активности, целеустремленности, высоких амбиций и графичных принтов. Одежда от функциональности все больше уходит в область современного искусства и несет заряд творческой энергии.
Творческое мышление, интуиция, эмоциональность — качества, которые станут важным показателем персонального кода личности, выраженного посредством костюма. Тест «свой-чужой» в профессиональной коммуникации будет включать принадлежность не только к своей социальной, корпоративной среде, но и к кругу людей близких эстетически и ментально — то, что называется «одной группы крови». По тому, какой выбор одежды ты делаешь, можно судить о твоих предпочтениях в кино и искусстве, о жизненных приоритетах, и это будет определять успех контакта не меньше, чем навыки и образование. Тебе близко восприятие жизни Ларса фон Триера или Хайнеке, Иньяриту, Литвиновой или Руминова, ты смотришь телесериалы или живешь без телевизора, какую музыку слушаешь, как проводишь свободное время, в каких социальных проектах участвуешь? Люди будут оценивать имидж друг друга на уровне инстинкта — либо ты вписываешься в мир другого человека, и поэтому тебя нужно слушать и есть смысл что-то обсуждать и договариваться, либо ты чужой и в таком случае на тебя просто нет времени.
Очень важно не только то, что ты говоришь, — не менее важно, как ты говоришь, в каком окружении, во что ты одет. Рассуждая на тему дресс-кода будущего, приходится говорить не о прежних универсальных правилах, а о персональной системе кодирования личности через костюм, которая формируется под повестку дня, недели и формат контактов. Вы можете 3 дня из рабочей недели сидеть за проектом или заданием, не отрываясь от компьютера, затем участвовать в выставке, встречаться с партнерами или инвесторами, выходные провести на семинаре. И все это требует разных форматов — от расслабленного до формального. В условиях, когда офис для многих — это компьютер на кухонном столе, а понятие «работа» вышло за все возможные рамки, деловой костюм теряет идею создания положительного имиджа.
Деловой костюм будущего — инструмент не самопрезентации, как это было в прошлом, а самоидентификации. Он словно говорит: «Вот Я, вот мой мир, вот мои смыслы — мы можем не тратить время на выяснение близости взглядов, у всех ведь такое разное представление „о прекрасном“, давайте говорить сразу по сути — иначе она устареет быстрее, чем мы успеем переодеться».
РЕЗЮМЕ
После прочтения — применять!
Ну что, теперь вы вооружены до отказа и вряд ли попадете впросак на новом месте работы. А может быть, вы — руководитель, и наглядным примером зададите БОНТОН в своем офисе завтра же!
В следующем выпуске мы продолжим открывать двери в мир «что хорошо и что плохо», а про ДРЕСС-КОД у нас — все!
По традиции ждем ваших писем на почту abaturina@sostav.ru
с предложением будущих тем и желанием обсудить прочитанное.
Welcome!
Материал подготовили:
Автор — Алена Батурина
Дизайн — Варвара Фролова