как называется короткое аллегорическое произведение по учительного характера чаще стихотворной формы
Словари
БА́СНЯ, басни, род. мн. басен, жен.
1. Короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением. Басни Крылова. Басни Демьяна Бедного.
2. Выдумка, вымысел, вранье (разг.). Ты мне басен не рассказывай, а говори, как дело было.
|| Пустые разговоры, болтовня (разг.). Пустые басни. «Соловья баснями не кормят.» (посл.).
3. Тема общих пересудов и насмешек (устар.). Он стал баснею всей округи.
1. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
2. обычно мн. Вымысел, выдумка.
1) Небольшое произведение повествовательного характера в стихах или в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием.
Мораль сей басни не совсем ясна, но, может быть, читатель, в час досуга прочтя ее, постигнет вдруг, что для него одна супруга приятней множества супруг (Соловьев).
2) (обычно мн., разг.) Вымысел, выдумка, пустой разговор.
Даже мальчишки перестали верить моряцким басням о бутылках, залитых воском и выброшенных на пески прибоем (Паустовский).
до́мысел, измышле́ния, небыли́ца, побасенка (разг.), ска́зка (разг.)
ба́сенник, ба́сенный, побасенка разг., баснопи́сец, басносло́вный
Известно с XI в. в форме баснь. Суффиксальное производное от ныне исчезнувшего глагола бати ‘говорить’ (→ баять ‘говорить’).
Это доброта, осужденная за бессмысленность свою в басне о пустыннике, отогревшем на груди змею (В. Гроссман).
1. Жанр (обычно короткого стихотворного) нравоучительного или сатирического рассказа, иносказательно изображающего людей и их поступки; рассказ в таком жанре. Басни Крылова.
2. обычно мн.: ба́сни, ба́сен. Разг. Выдумка, небылица; пустые разговоры, болтовня. Не слушай матросских басен. Всё это басни! * Соловья баснями не кормят (Посл.).
1. Короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в иносказательной форме изображающий людей и их поступки.
Выдумка, вымысел, небылица.
Даже мальчишки перестали верить моряцким басням о бутылках, залитых воском и выброшенных на пески прибоем. Паустовский, Черное море.
Пустые разговоры, болтовня.
Соловья баснями не кормят. Пословица.
Виндт Л. Басня как литературный жанр. Поэтика. Л., 1927 Потебня А.А. Из лекций по теории словесности. Басня, пословица, поговорка. Харьков, 1930 Классическая басня. М., 1981 Античная басня. М., 1991
Гаспаров М.Л. Античная литературная басня. М., 1971
БАСНЯ, короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу и индийскому сборнику «Панчатантра». Яркое национальное своеобразие в баснях Ж. Лафонтена, Г.Э. Лессинга, И.А. Крылова.
Басни переводятся о ком, о чём. Кар. (Мурм.). Ходят слухи, идут пересуды о ком-л., о чём-л. СРГК 4, 434.
Баять басни. Белом. Болтать, пустословить. Мокиенко 1990, 36.
Дедушкины басни. Пск. Сказания, притчи. ПОС 8, 181.
Переводить басни. Волог. Говорить о чём-л. несерьёзном, незначительном, болтать. СВГ 1, 19.
Разводить басни. Арх. Рассказывать небылицы. АОС 1, 121.
Раскласть басни. Прикам. Заняться пустыми разговорами. МФС, 85.
Распускать/ распустить басни. 1. Кар. (Волог.). Увлекаться пустыми разговорами. СРГК 5, 463. 2. Томск. Лгать, говорить неправду. СОВС, 29.
Баить басню. Волог. Рассказывать сказку. СРНГ 2, 135.
Сбаять докучную басню. Дон. Рассказать что-л., повторяя одно и то же. СДГ 3, 105.
Докучная басня. Волг., Дон. Неодобр. О надоедливом человеке. Глухов 1988, 36; СДГ 1, 18.
Долгая басня. Сиб. Ирон. Невыполненное обещание. ФСС, 9.
Олимпиадные задания по литературе 5 класс (школьный этап)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Олимпиадные задания по литературе для 5 класса.
За каждый правильный ответ 1 балл
Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл:
А) стихотворение
Б) басня
В) сказ
Иносказательное изображение предмета, явления, целью которого наиболее наглядно показать его существенные черты:
А) аллегория
Б) антитеза
В) анализ
Определите жанр произведения по проведенному отрывку:
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
А) баллада Б) миф В) басня Г) поэма.
О ком идёт речь в этом описании?
Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал её своему любимому профессору, а тот не только прочитал её студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А. С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».
А) М. Ю. Лермонтов Б) П. П. Ершов В) В. А. Жуковский Г) Н. В. Гоголь.
«Произведение древнерусской литературы, содержащее погодовую запись исторических событий». О каком жанре идёт речь?
А) сказ Б) миф В) летопись Г) притча.
В каком произведении встречаются следующие герои: Вакула, Солоха, Оксана, Чуб.
А) А. С. Пушкин «Дубровский»
Б) Н. С. Лесков «Левша»
В) Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Г) М. М. Пришвин «Кладовая солнца».
Из какой басни И. А. Крылова взяты эти строки:
«Быть сильным хорошо, быть умным лучше»
А) «Лев и Комар»
Б)«Лев и человек»
В)«Кот и Повар»
Г)«Мышь и Крыса».
Какое средство художественной выразительности применил А. С. Пушкин в строках:
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.
А)сравнение Б)гипербола В) олицетворение Г) метафора.
Узнайте произведение по его концовке.
«Они взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:
Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.
Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло тёплое благодатное лето».
А) И. С. Тургенев «Бирюк»
Б) А.С.Пушкин «Дубровский»
В) Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
Г) В. А. Жуковский «Спящая царевна».
Вспомните, из какого произведения следующее «крылатое выражение»:
«Идёшь в лес – бери еду, бери спички».
А) В. П. Астафьев «Васюткино озеро»
Б) М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
В) В. Г. Распутин «Уроки французского»
Г) К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб».
Какие слова деда и отца вспомнил Васютка, герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», заблудившись в тайге:
А) « С тайгой надо дружить!»
Б) « Тайга хлипких не любит!»
В) « В тайге одному делать нечего!».
Расставьте жанры фольклорных и литературных произведений в порядке увеличения их объема, начните с самого короткого и закончите самым длинным: (2 балла)
Пословица
Роман
Поэма
Частушка
Повесть
Назовите имя героя, который прославился тем, что похитил для людей огонь? (2 балла)
Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество. (3 балла)
а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения
б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
в) Родился в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических произведений. Но в большей степени известен как баснописец.
Перед вами отрывки из разных литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок? (2 балла)
В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были царь и царица…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был..
Прочитайте отрывок из сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Какой художественный прием в нем используется, отметьте его в тексте, объясните, какую роль он играет в сказке? (2 балла)
«Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов. Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат».
В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла.
Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь.
Литературные термины 5-9 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
Абзац (от нем. отодвигать) — 1) отступ в начале строки, красная строка; 2) часть текста, которая представляет со бой отдельный смысловой отрывок и выделяется отступом в первой строке.
Анекдот (греч. неизданный) — короткий устный рассказ с остроумной концовкой, которая может иметь шутливую или сатирическую окраску. В художественной литературе анекдот иногда вводится в речь персонажа или в само по вествование.
Афоризм (греч. изречение) — мысль автора, выраженная в краткой форме и отличающаяся предельной выразитель ностью. Афоризм воздействует на сознание читателя ори гинальной формулировкой и отличается неожиданностью суждения.
Правду произносить легко и приятно. М. Булгаков
Баллада (от итал. плясать) — небольшое стихотворение с завершённым сюжетом фантастического или героического характера.
Басня — небольшое произведение повествовательного характера в стихах с нравоучительным, сатирическим ли бо ироническим содержанием. С помощью образов живот ных или неодушевлённых предметов (иногда людей) в бас не обличаются человеческие или общественные пороки. Обычно басня представляет собой маленькую сценку, в ко торой изображается какое-нибудь событие либо развёрты вается спор между действующими лицами. Как правило, в басне содержится вывод из нарисованной аллегорической картинки (нравоучение, мораль).
Былина — русская повествовательная песня-поэма о бо гатырях и народных героях, сложенная в старину безы мёнными певцами-сказителями и устно передававшаяся из поколения в поколение. По содержанию былины услов но делятся на богатырские и историко-бытовые.
Гимн (греч. торжественная песнь) — в Древней Греции торжественное стихотворение, прославляющее легендар ных героев или богов. В дальнейшем — торжественная, хвалебная песнь, в которой воспевается какое-либо лицо или событие. Начиная с XIX века гимн — торжественная песнь, выражающая и воспевающая национальное или го сударственное единство.
Диалог (греч. разговор между двумя людьми) — разговор между двумя или несколькими действующими лицами в ху дожественном произведении.
Загадка — вид устного народного творчества; замыслов атое иносказательное определение какого-либо пред мета или явления, предлагаемое как вопрос для отгады вания.
Скатерть бела весь свет одела. (Снег) Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
Историческая песня — народная повествовательная песня, посвященная историческому событию или герою. Исторические песни являются произведениями устного народного творчества, сложены былинным стихом, исполняются нараспев.
Крылатые слова — меткие выражения, часто короткие цитаты или афоризмы, получившие широкое распростра нение в живой речи.
Время — деньги. Б. Франклин
Легенда (лат. то, что должно быть прочитано) — народное предание о каком-либо замечательном событии в жизни общества или о выдающемся поступке какого-либо чело века. Различаются исторические, религиозные, бытовые и другие легенды.
Летопись — описание исторических событий по годам, которое создавалось учёными людьми, чаще всего монаха ми. Самая древняя русская летопись называется «Повесть временных лет»; составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1112 году.
Миф (греч. слово, предание) — сказание, передающее представления людей в древности о происхождении мира и жизни на земле, о богах и героях. Наиболее известны ми фы Древней Греции.
Монолог (от греч. говорю один) — в литературном произ ведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим действующим лицам.
Пейзаж (фр. местность, страна) — описание картин при роды в художественном произведении, которое часто слу жит дополнительным средством для более выразитель ного изображения душевного состояния литературных героев.
Персонаж (лат. личность, персона) — действующее ли литературного произведения.
Песня (песнь) — одна из самых древних форм лирической поэзии, стихотворение, предназначенное для пения и со стоящее обычно из нескольких строф (куплетов), часто с припевом. В древние времена текст песни слагался одно временно с мелодией и был неотделим от музыки и движе ний, которые сопровождали её во время работы, народных гуляний, при исполнении религиозных или бытовых обря дов. Выделяют трудовые, обрядовые, бытовые, лирически и исторические песни.
Повесть — повествовательное произведение с сюжетом более сложным, чем в рассказе, и обычно большее по объ ему.
Поговорка — вид устного народного творчества; меткою образное выражение, определяющее какое-либо жизнен ное явление. В отличие от пословицы, поговорка лише на прямого поучительного смысла и ограничивается яр ким иносказательным определением какого-нибудь явле ния. Каков мастер, такова и работа. Семь пятниц на неделе.
Портрет — описание внешности персонажа (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенности жестов, походки, манеры говорить и держаться)
Пословица — вид устного народного творчества; краткое (часто в стихотворной форме) образное изречение по по воду различных жизненных явлений. Чаще всего пословица состоит из двух частей: образного изображения какого- либо явления и заключительного поучения. В пословицах используются разнообразные средства художественной выразительности, в них отражена народная мудрость. Кушанье познаётся по вкусу, а мастерство по искусству.
Поучение — один из видов древнерусской литературы; ли тературное произведение назидательного характера.
Поэма (от греч. делаю, творю) — большое стихотворное произведение, в котором рассказывается о поступках и переживаниях литературных героев, о событиях, в которых они участвуют, а также о чувствах и переживаниях автора.
Прибаутка — шутливое народное выражение, полное без обидного юмора.
На колу мочало — начинай сначала.
Присказка — разновидность русской прибаутки. Обычно используется в начале, середине и конце сказки: в неко тором царстве (в начале); делать нечего (в середине); вот тебе и сказка, а мне кринка масла (в конце).
Притча — небольшой рассказ, заключающий в иноска зательном виде моральное или религиозное поучение. Широко представлена в Библии, в аллегорической форме выражает различные духовные наставления.
Псевдоним (греч. вымышленное имя) — вымышленное имя или фамилия, которыми авторы подписывают свои произведения либо под которыми выступают актёры на театральной сцене.
Рассказ — небольшое художественное произведение о каком-либо событии в жизни человека без детального изо бражения того, что было до и после этого события.
Сказка — произведение в прозе (реже в стихах) о вымыш ленных событиях. Это самая древняя и распространённая форма устного народного творчества у всех народов, от ражающая народные традиции, быт и характеры. По со держанию различают волшебные, бытовые, сатирические, юмористические, политические сказки.
Скороговорка — фраза, намеренно построенная на со четании трудно произносимых вместе звуков или слов. Используется для обучения хорошей дикции и для отра батывания чёткого произношения определённых звуков, а также для весёлых игровых заданий.
Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.
Стихотворение (греч. ряд, порядок) — поэтическое про изведение, как правило, небольшого объёма.
Сюжет (фр. предмет) — ряд связанных между собой и по следовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.
Текст (лат. ткань; связь, соединение) — несколько предложений или абзацев, связанных между собой в единое целое темой и основной мыслью. Текст может представлять со бой и целую статью или книгу.
Фольклор (англ. народная мудрость) — устное народное поэтическое творчество. К видам фольклора относятся бы лины, народные песни, сказки, частушки, пословицы, пого ворки, загадки. Все эти произведения, созданные в древ ние времена, в устной передаче подвергаются переработ ке. В результате появляются различные варианты одного и того же произведения.
Цитата (от лат. призывать в свидетели) — дословная вы держка из какого-либо произведения, чьей-либо речи, приведённая автором для пояснения или подтверждения своей мысли.
Частушка — один из видов фольклора; короткая (обычно из четырёх строк) песенка-отклик на злободневные собы тия общественно-политического или бытового характера.
Сидит Ваня у ворот, Широко разинув рот. И никто не разберёт, Где ворота, а где рот.
Эпиграф (греч. надпись) — у древних греков: надпись на каком-либо предмете. В настоящее время: фраза (часто цитата), помещаемая перед сочинением или перед отдельным его разделом, в которой автор поясняет свой замысел, идею всего произведения или его части.
Эпизод (греч. вставка) — небольшая часть литературного произведения, играющая в последовательности событий определённую роль. Это поступки персонажей, небольшие происшествия или крупные события, направляющие раз витие действия.
рассказ сатирического содер жания с моралью.
развиваются в произведении.
Основные художественные приёмы,
используемые авторами в литературных произведениях
Сравнение — сопоставление предметов или явле ний по общему признаку. Чаще всего сравнение строит ся при помощи слов как, точно, словно, как будто.
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.
Эпитет — образное определение какого-нибудь свойства или качества предмета, явления: шёлковые локоны, серебряная роса, сияющие глаза, жадный взгляд.
В народном поэтическом творчестве часто используют ся так называемые постоянные эпитеты: красна деви ца, добрый молодец, сине море, черны тучи, зелена трава.
Олицетворение — перенесение свойств живого су щества на неодушевлённый предмет.
Что загляделась в пруд? С. Есенин
Метафора — перенесение на явление, которое хо тят изобразить, названия другого, хорошо знакомого явления. Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит. Ф. Тютчев
Наша бытовая речь пестрит метафорами: холодное сердце, убит горем, ломать голову и др.
Гипербола — художественное преувеличение зна чения и размеров предметов или явлений: я говорил те бе это миллион раз.
Гиперболы часто используют в сказках (лес высокий до небес), в былинах (меч весом в сто пудов).
Аллегория — иносказание; изображение отвлечён ного понятия через конкретный образ. Приём чаще все го используется в баснях и сказках. Хитрость воплощается в образе лисы, трусость — в образе зайца, упрям ство — в образе осла и т. д.
Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.
Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов: с моим другом мы съели не один пуд соли.
Восклицание — восклицательные слова и предло жения, используемые для усиления чувства.
Торопись, голубка! Ты теряешь Час за часом! Звёзд не сосчитать!
Риторический вопрос — вопросительное предло жение, не требующее ответа. Так писатель обращает внимание читателей на какую-то проблему или явление, заставляя задуматься.
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой. »
Ирония — насмешка; приём строится на контрасте видимого и скрытого смысла.
«Аи, Моська! знать, она сильна,
Синонимы — слова, близкие по значению.
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Антонимы — слова с противоположным значением.
В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет.
Повтор — использование одних и тех же слов, во просов или восклицаний для усиления эмоционального впечатления.
Москва, я думал о тебе! Москва. как много в этом звуке Для сердца русского слилось!
Олимпиадные задания по русской литературе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
2.Соотнеси роды и жанры литературы:
а)…лучше большого безделия.
б)…так и в лес не ходить.
д)Не рой яму другому…
4.Какого героя нет в сказке «Царевна-лягушка»:
В) Василисы Прекрасной
5.Продолжи фразы из сказок А.С.Пушкина (не более двух строк)
1)Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…
Да всю правду доложи…
3) Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…
6) Отгадай, из каких произведений эти строки? Укажи их автора.
б) Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит.
в) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
7) Расставь жанры фольклорных и литературных произведений в порядке увеличения их объема, начни с самого короткого и закончи самым длинным:
8)Придумай (в стихотворной форме) 1 загадку о предметах домашнего обихода ( из 3 предметов выбери один)
9) Определи два основных типа героев волшебной сказки:
в) волшебник, противник.
10) « Соедини» названия произведения и их жанр.
Л.Н.Толстой « Кавказский пленник» СКАЗ
П.П.Бажов «Хозяйка медной горы» ПОЭМА
« Повесть временных лет» ЛЕТОПИСЬ
Н.А.Некрасов «Мороз,Красный нос» БАЛЛАДА
Р.Стивенсон « Вересковый мед» БАСНЯ
В.А.Жуковский «Спящая красавица» РАССКАЗ
11) Событие, знаменующее начало развития действия в эпических драматических произведениях:
13) Годы жизни А.С.Пушкина:
14) Произведение литературы 20 века.
б) М.Ю.Лермонтов «Бородино»
в) М.М.Пришвин « Кладовая солнца»
15) Перечисли малые жанры фольклора.
а) пословицы, поговорки, загадки;
Д) сам в нее попадешь. ( 5 баллов)
5) 1) Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
2) Я ль на свете всех милее,
3)Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе. ( 3 балла)
6) а)А.С.Пушкин « Сказка о золотом петушке»
б) А.С.Пушкин « Руслан и Людмила»
7)Пословица, частушка, поэма,повесть,роман. (5 баллов)
8)При оценивании загадки необходимо учитывать наличие рифмы, умение сравнивать загадываемый предмет с другим, находить черты сходства. ( макс. 5 баллов)
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Определи писателя по биографическим фактам.
А) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее,В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя»;
2)Соотнеси жанровое определение с названием произведений :
1.летопись а. «Лошадиная фамилия»
3.баллада в. «Повесть временных лет»
4.сказка г. «Каша из топора»
5.рассказ д. «Мартышка и очки»
6.стихотворение е. «Белая береза»
3)Жанр проиведения А.С.Пушкина «Дубровский»
4)Не является элементом композиции
5)Найди среди пословиц поговорку:
А)Сказывай тому,кто не знает Фому, а я родной брат ему.
Б)Худая та птица,которая гнездо свое марает.
В)Чужими руками жар загребать.
А)Отечественная война 1812 года;
Б)Великая Отечественная война;
В)первая мировая война.
7)Дать определение мифа. Мифы являются:
Б)способом познания мира
В)одним из видов фольклорной сказки.
Буря мглою небо кроет.
Вихри снежные крутя;
9)Найди ошибки в определении литературоведческого термина
10)Бог плодородия у восточных славян
11)Автор стихотворения «Амур» ( из цикла «О чем поет ветер»)
12) Не является произведением античной мифологии и литературы:
А)Притчи Нового Завета
Б) Овидий «Метаморфозы»
А) Красна птица перьем…
14)Годы жизни М.Ю.Лермонтова
Учебника литературы,Утюга,Природы,Школьного кабинета,Компьютера,Ветра ( по выбору).
В)Л.Н.Толстой (3 балла)
7)Мифы- произведения народной фантазии,олицетворяющие действительность в образе богов,демонов,духов.Родились в глубокой древности,предшествуя религиозному и тем более научному осмыслению и объяснению мира.
Б- правильный ответ. (5 баллов)
9)Басня-это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера,имеющий иносказательный,аллегорический смысл,это стрейший жанр литературы.Возник еще в Древней Греции.Басни в русской литературе мы находим М.Ломоносова, А.Сумарокова,В.Майкова,И.А.Крылова.
Оценка: по 1 баллу за правильно найденную ошибку,всего 4 балла.
13)а)а человек уменьем;
г)сто мнений. ( 4 балла)
15)10 баллов –максимум.
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1)Соотнеси термин и его определение:
А)Описание природы в литературном произведении; 1)рифма
Б)Разговор двух и более лиц; 2)пейзаж
В)Созвучие концов строк 3)диалог
Г)Иносказательно описывает предмет,
учит угадывать задуманное; 4)рассказ
изображающее отдельное событие в жизни человека. 5)загадка
2)Жанр произведения А.С.Пушкина « Моцарт и Сальери»
3)Имена сыновей Тараса Бульбы
4)Соотнеси фамилии и имена русских и зарубежных писателей :
В)Сергей Александрович 3.Куприн
Г)Александр Иванович 4.Маршак
Д)Александр Сеогеевич 5.Линдгрен
Е)Константин Георгиевич 6.Родари
З)Виктор Петрович 8)Барто
И)Самуил Яковлевич 9)Паустовский
К)Михаил Михайлович 10)Пушкин
5)Автор повести «Емшан»
6)Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни,становясь как бы «самозванцами». В каком произведении и кто стал:
7)Художник,являющийся автором картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
8)Автор данных строк :
Кавказ подо мною.Один в вышине
Стою над снегами у края стремины..
Г)нет верного ответа
10)Что не относится к жанрам устного народного творчества:
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
13) Составь схему: КОМПОНЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА
14)Годы жизни М.А.Шолохова
15)Напиши мини-сочинение « Книги-мои друзья!»
6) а) «Барышня-крестьянка»-Лиза-Акулина
б) «Дубровский»-Владимир Дубровский-разбойник (6 баллов)
12) ямб,1-3 женская,2-4-мужская,перекрестная. (4 балла)
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ
Учитель: Журавлева Л.А.
основная школа п.Бестобе
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-185320
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.