как называется модель пространственно временных отношений в произведении

Хронотоп

М.М. Бахтин также понимал под хронотопом «существенную взаимосвязь временны́х и пространственных отношений [4] ».

— Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе

Благодаря работам Бахтина термин получил значительное распространение в русском и зарубежном литературоведении. Из историков его активно использовал медиевист Арон Гуревич.

В социальной психологии под хронотопом понимают некоторую характерную коммуникативную ситуацию, повторяющуюся в определённом времени и месте. «Известны хронотоп школьного урока, где формы общения заданы традициями обучения, хронотоп больничной палаты, где доминирующие установки (острое желание излечиться, надежды, сомнения, тоска по дому) накладывают специфический отпечаток на предмет общения, и др.» [5]

Примечания

Литература

Ссылки

как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Смотреть фото как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Смотреть картинку как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Картинка про как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Фото как называется модель пространственно временных отношений в произведении

Полезное

Смотреть что такое «Хронотоп» в других словарях:

ХРОНОТОП — ХРОНОТОП (“времяпространство”). В узком смысле эстетическая категория, отражающая амбивалентную связь временных и пространственных отношений, художественно освоенных и выраженных с помощью соответствующих изобразительных средств в литературе… … Философская энциклопедия

ХРОНОТОП — (дословно время пространство ) единство пространственных и временных параметров, направ ленное на выражение опр. (культурного, худож.) смысла. Впервые термин X. был использован в психологии Ухтомским. Широкое распространение в лит … Энциклопедия культурологии

ХРОНОТОП — (от греч. chronos время + topos место; буквально времяпространство). Пространство и время это самые суровые определители человеческого бытия, еще более суровые, чем социум. Преодоление пространства и времени и овладение ими это экзистенциальная… … Большая психологическая энциклопедия

хронотоп — (греч. chronos – время и topos – место), пространственно временные координаты, в которых происходит действие произведения. Термин предложен М. М. Бахтиным в работе «Формы времени и хронотопа в романе» (1937–38) и используется в литературоведении… … Литературная энциклопедия

хронотоп — (от греч. chronos время и topos место) изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Термин введен М.М. Бахтиным. Х. воспроизводит пространственно временную картину мира и … Словарь литературоведческих терминов

хронотоп — хронот оп, а … Русский орфографический словарь

хронотоп — Единство времени и пространства в тексте. Формально содержательная категория время пространство (М.М. Бахтин) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

хронотоп — Единство времени и пространства в тексте. Формально содержательная категория «время пространство» (М.М. Бахтин) … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

хронотоп — у, ч. Категорія простору і часу (у художніх, літописних і т. ін. творах) … Український тлумачний словник

хронотоп — а; м. [греч. chronos время и topos место] Книжн. Категория пространства и времени (в художественных, летописных и т.п. произведениях). Библейский, средневековый х … Энциклопедический словарь

Источник

Время и пространство в литературном произведении

Художественное время – это порядок, последовательность действия в худ. произведении.

Пространство – это совокупность мелочей, в которых живет художественный герой.

Логически соединяясь время и пространство создают хронотоп. Каждый писатель и поэт имеет свои любимые хронотопы. Все подчиняется этому времени и герои и предметы и словесные действия. И все равно на первом плане в произведении всегда выступает главное действующее лицо. Чем крупнее писатель или поэт, тем интереснее они описывают и пространство и время, каждый своими определенными художественными приемами.

Основные признаки пространства в литературном произведении:

Основные признаки времени в литературном произведении:

Смена времен года, будней и праздников

Образы художественного времениКраткая характеристикаПример
1. БиографическоеДетство, юность, зрелость, старость«Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого
2. ИсторическоеХарактеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества«Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Что делать» Н.Г. Чернышевского
3. КосмическоеПредставление о вечности и вселенской истории«Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
4. КалендарноеРусские народные сказки
5. СуточноеДень и ночь, утро и вечер«Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера

Категория художественного времени в литературе

В различных системах знания существуют разнообразные представления о времени: научно-философское, научно-физическое, теологическое, бытовое и др. Множественность подходов к выявлению феномена времени породили неоднозначность его толкования. Материя существует лишь в движении, а движение есть сущность времени, постижение которой во многом детерминировано культурным складом эпохи. Так, исторически в культурном сознании человечества сложилось два представления о времени: циклическом и линейном. Понятие о циклическом времени восходит к античности. Оно воспринималось как последовательность однотипных событий, источником которых были сезонные циклы. Характерными признаками считались завершенность, повторяемость событий, идея возвращения, неразличение начала и конца. С приходом христианства время стало представляться человеческому сознанию в виде прямой линии, вектор движения которой направлен (через отношение к настоящему) от прошлого к будущему. Линейный тип времени характеризуется одномерностью, непрерывностью, необратимостью, упорядоченностью, его движение воспринимается в виде длительности и последовательности процессов и состояний окружающего мира.

Достаточно своеобразна природа исполнительского времени. Оно, как отмечает Лихачев, сливается со временем автора и временем читателя. По существу, это настоящее, т.е. время исполнения того или иного произведения. Таким образом, в литературе одним из проявлений художественного времени выступает грамматическое время. Оно может быть представлено с помощью видовременных форм глагола, лексических единиц с темпоральной семантикой, падежных форм со значением времени, хронологических помет, синтаксических конструкций, создающих определенный временной план (например, номинативные предложения представляют в тексте план настоящего).

Бахтин М.М.: «Приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем». Ученый выделяет два типа биографического времени. Первый под влиянием аристотелевского учения об энтелехии (от греч. «завершение», «осуществленность») называет «характерологической инверсией», в основе которой завершенная зрелость характера является подлинным началом развития. Изображение человеческой жизни дается не в рамках аналитических перечислений тех или иных черт и особенностей (добродетелей и пороков), а через раскрытие характера (действия, поступки, речь и другие проявления). Ко второму типу относится аналитический, в котором весь биографический материал распределяется на: общественную и семейную жизнь, поведение на войне, отношение к друзьям, добродетели и пороки, наружность т.п. Жизнеописание героя по данной схеме складывается из разновременных событий и случаев, так как определенная черта или свойство характера подтверждаются наиболее яркими примерами из жизни, совсем не обязательно имеющими хронологическую последовательность. Однако раздробленность временного биографического ряда не исключает целостности характера.

М.М. Бахтин выделяет также народно-мифологическое время, которое представляет собой циклическую структуру, восходящую к идее вечного повторения. Время глубоко локализировано, совершенно не отделимо «от примет родной греческой природы и примет «второй природы», т.е. примет родных областей, городов, государств». Народно-мифологическое время в его основных проявлениях характерно для идиллического хронотопа со строго ограниченным и замкнутым пространством.

Художественное время обусловлено жанровой спецификой произведения, художественным методом, авторскими представлениями, а также тем, в русле какого литературного течения или направления это произведение создано. Поэтому формы художественного времени отличаются изменчивостью и многообразием. «Все изменения художественного времени складываются в определенную общую линию его развития, связанную с общей линией развития словесного искусства в целом» Восприятие времени и пространства определённым образом осмысляется человеком именно с помощью языка.

как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Смотреть фото как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Смотреть картинку как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Картинка про как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Фото как называется модель пространственно временных отношений в произведении05.03.2016, 87949 просмотров.

Источник

Рубрика Теория

СТАТЬЯ Художественное время и пространство

Бахтин: хронотоп

До XX века пространственно-временная организация произведения не воспринималась как проблема в литературоведении. Но уже в первой половине столетия были написаны важнейшие исследования в этой области. Они связаны с именем русского учёного М. М. Бахтина.

В работе «Автор и герой в эстетической деятельности» (1924, публикация 1979) исследователь вводит понятие пространственной формы героя, говоря о необходимости изучения пространственных ценностей, которые трансгредиентны сознанию героя и его миру, его познавательно-этической установке в мире и завершают его извне, из сознания другого о нем, автора-созерцателя.

как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Смотреть фото как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Смотреть картинку как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Картинка про как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Фото как называется модель пространственно временных отношений в произведении

В работе «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике» (1937-1938, публикация 1975) Бахтин совершает революционное открытие в художественном осмыслении категорий времени и пространства: ученый разрабатывает теорию хронотопа. Термин исследователь позаимствовал из теории относительности А. Эйнштейна*. М. М. Бахтин дает понятию следующее определение: «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе – «времяпространство»)».*

Для ученого важна идея неразрывной связи пространства и времени. Хронотоп Бахтин понимает как «формально-содержательную категорию литературы».* Время и пространство соотносятся в единое понятие хронотопа и входят в отношения взаимосвязи и взаимообусловленности: «Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем».*

Время и пространство соотносятся в единое понятие хронотопа и входят в отношения взаимосвязи и взаимообусловленности

Хронотоп лежит в основе определения эстетического единства художественного произведения в отношении к первичной действительности.

Исследователь отмечает и связь жанровой формы художественного произведения с хронотопом: жанр как бы определяется хронотопом. Ученый представляет характеристики различных романных хронотопов.

Искусство, по мнению Бахтина, пронизано хронотопическими ценностями. В работе выделяются следующие типы хронотопа (по отношению к жанру романа):

Время здесь бессобытийно и потому кажется почти остановившимся. Здесь не происходят ни «встречи», ни «разлуки». Это густое, липкое, ползущее в пространстве время».*

М. М. Бахтин отмечает, что в каждый вид хронотопа может входить неограниченное количество мелких хронотопов. Ключевые значения рассмотренных хронотопов: сюжетное («Они являются организационными центрами основных сюжетных событий романа»)* и изобразительное («Хронотоп дает существенную почву для показа-изображения событий»).*

Бахтинская концепция стала ключевой в понимании пространственно-временных связей и отношений. Однако до сих пор ее осмысление не всегда находит у исследователей должное решение: часто «хронотопом» просто заменяют понятие пространственно-временных отношений в тексте, не подразумевая при этом ни взаимообусловленности компонентов времени и пространства, ни принадлежности анализируемого текста к жанру романа. Употребление обозначенного термина в понимании Бахтина является некорректным по отношению к нероманным жанрам.

Лихачев: организация действия произведения

Разделы о пространстве и времени появляются и в работе Д. С. Лихачева (главы «Поэтика художественного времени» и «Поэтика художественного пространства» в исследовании «Поэтика древнерусской литературы», 1987 год). В главе «Поэтика художественного времени» Лихачев рассматривает художественное время словесного произведения, отмечая значение категории времени в восприятии устройства мира.

Именно автор решает, замедлить или ускорить время в своем произведении, остановить ли, «выключить» его из произведения.

как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Смотреть фото как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Смотреть картинку как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Картинка про как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Фото как называется модель пространственно временных отношений в произведении

В понимании исследователя время художественное – это «явление самой художественной ткани литературного произведения, подчиняющее своим художественным задачам и грамматическое время, и философское его понимание писателем».*

Обращая внимание на субъективность восприятия времени человеком, ученый отмечает, что художественное произведение делает субъективность одной из форм изображения действительности, одновременно с этим используя и объективное время: «То соблюдая правило единства времени действия и читателя-зрителя во французской классической драматургии, то отказываясь от этого единства, подчеркивая различия, ведя повествование по преимуществу в субъективном аспекте времени».* Ученый замечает, что к этим двум формам (субъективной и объективной) времени может быть прибавлена и третья: изображенное время читателя.

Существенную роль играет в произведении и авторское время, которое может быть как неподвижным, «как бы сосредоточенным в одной точке»,* так и подвижным, стремящимся двигаться самостоятельно, развивать свою сюжетную линию.

Время в художественном произведении воспринимается через причинно-следственную или психологическую, ассоциативную связь.

Сложнейшим вопросом изучения художественного времени Лихачев считает вопрос «о единстве временного потока в произведении с несколькими сюжетными линиями».*

Исследователь отмечает, что время может быть «открытым», включенным в «более широкий поток времени»* и «закрытым», замкнутым в себе, «совершающимся только в пределах сюжета, не связанным с событиями, совершающимися вне пределов произведения, с временем историческим».* Именно автор решает, замедлить или ускорить время в своем произведении, остановить ли, «выключить» его из произведения. Ученый видит тесную связь проблемы времени с проблемой вневременного и «вечного».

Идеи замедления и ускорения времени уже во многом соотносится с выдвинутой впоследствии теорией моделирующей структуры мира. Анализируя поэтику художественного пространства, Лихачев отмечает, что мир художественного произведения не автономен и зависит от реальности, художественно преобразованной. Писатель, будучи творцом своего произведения, создает определенное пространство, которое может быть как большим, так и узким, как реальным, так и ирреальным, воображаемым. Каким бы ни было пространство, оно обладает определенными свойствами и организует действие произведения. Это свойство организации действия «особенно важно для литературы и фольклора»*: именно оно определяет связь с художественным временем.

Лотман: художественная модель мира

Ю. М. Лотман подчеркивает условность пространства искусства. В ряде работ («Художественное пространство в прозе Гоголя», «Сюжетное пространство русского романа XIX столетия») ученый отмечает, что язык «пространственных отношений» относится к первичным.

как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Смотреть фото как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Смотреть картинку как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Картинка про как называется модель пространственно временных отношений в произведении. Фото как называется модель пространственно временных отношений в произведении

Художественное пространство – это модель мира автора, которая выражается через язык пространственных представлений

Лотман видит четкую взаимосвязь между пространством и жанром: «переключение в другой жанр изменяет “площадку” художественного пространства».* Пространство в художественном произведении определяет во многом связи картины мира (временные, этические, социальные и др.): «в художественной модели мира “пространство” подчас метафорически принимает на себя выражение совсем не пространственных отношений в моделирующей структуре мира».* Так, ученый делает вывод, что художественное пространство – это модель мира автора, которая выражается через язык пространственных представлений, а «художественное пространство не есть пассивное вместилище героев и сюжетных эпизодов. Соотнесение его с действующими лицами и общей моделью мира, создаваемой художественным текстом, убеждает в том, что язык художественного пространства – не пустотелый сосуд, а один из компонентов общего языка, на котором говорит художественное произведение».*

Так складывалось осмысление наиважнейших категорий – времени и пространства – в литературоведении. Их изучение позволяет открывать в произведениях новые смыслы и находить решения проблемы жанрового определения. Через исследования пространства и времени учёные могут иначе взглянуть на историю литературы.

Поэтому анализ произведения через рассмотрения пространственно-временного уровня художественного целого можно обнаружить в ряде работ современных исследователей. Труды, посвященные времени и пространству можно найти у В.Г. Щукина («О филологическом образе мира»), Ю. Карякина («Достоевский и канун XXI века»), Н. К. Шутая («Сюжетные возможности хронотопа «присутственное место» и их использование в произведениях русских классиков XIX века»), П. Х. Торопа, И. П. Никитиной («Художественное пространство как предмет философско-эстетического анализа») и многих-многих других. ■

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Источник

хронотоп

Полезное

Смотреть что такое «хронотоп» в других словарях:

ХРОНОТОП — ХРОНОТОП (“времяпространство”). В узком смысле эстетическая категория, отражающая амбивалентную связь временных и пространственных отношений, художественно освоенных и выраженных с помощью соответствующих изобразительных средств в литературе… … Философская энциклопедия

ХРОНОТОП — (дословно время пространство ) единство пространственных и временных параметров, направ ленное на выражение опр. (культурного, худож.) смысла. Впервые термин X. был использован в психологии Ухтомским. Широкое распространение в лит … Энциклопедия культурологии

ХРОНОТОП — (от греч. chronos время + topos место; буквально времяпространство). Пространство и время это самые суровые определители человеческого бытия, еще более суровые, чем социум. Преодоление пространства и времени и овладение ими это экзистенциальная… … Большая психологическая энциклопедия

Хронотоп — (от др. греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») «закономерная связь пространственно временных координат»[1]. Термин, введённый А.А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедший в… … Википедия

хронотоп — (греч. chronos – время и topos – место), пространственно временные координаты, в которых происходит действие произведения. Термин предложен М. М. Бахтиным в работе «Формы времени и хронотопа в романе» (1937–38) и используется в литературоведении… … Литературная энциклопедия

хронотоп — хронот оп, а … Русский орфографический словарь

хронотоп — Единство времени и пространства в тексте. Формально содержательная категория время пространство (М.М. Бахтин) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

хронотоп — Единство времени и пространства в тексте. Формально содержательная категория «время пространство» (М.М. Бахтин) … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

хронотоп — у, ч. Категорія простору і часу (у художніх, літописних і т. ін. творах) … Український тлумачний словник

хронотоп — а; м. [греч. chronos время и topos место] Книжн. Категория пространства и времени (в художественных, летописных и т.п. произведениях). Библейский, средневековый х … Энциклопедический словарь

Источник

Структура времени и пространства в произведении

Вы будете перенаправлены на Автор24

Время и пространство в литературе – это важнейшие свойства образа.

Структура художественного времени в произведении

Ни одно из художественных произведений не существует в пространственно-временном вакууме. Так или иначе, в произведении всегда присутствует пространство и время. Необходимо понимать, что художественное пространство и время не являются абстрактными и физическими категориями. В искусстве пространственно-временная система координат весьма специфична. Впервые на значимость пространства и времени указал Г. Лессинг. Теоретики 19 и 20 века доказали, что художественное время и пространство являются не просто значимым, а зачастую определяющим компонентом литературного произведения.

Пространство и время в литературе являются важнейшими свойствами образа. Для разных образов требуются разные пространственно-временные координаты. Например, в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» читатель сталкивается с чрезвычайно сжатым пространством: узкие улицы, маленькие комнаты. Это не случайно. Автора интересуют люди, которые оказались в тупике, и он это подчеркивает всеми доступными средствами. Когда же в эпилоге Раскольников наконец обретает веру и любовь, пространство раскрывается.

В любо произведении существует своя пространственно-временная система координат. При этом существует и ряд общих закономерностей развития художественного времени и пространства. Например, до 18 века эстетическое сознание не позволяло автору «вмешаться» во временную структуру произведения. То есть, писатель не мог начать повествование со смерти персонажа, а потом вернуться к моменту его рождения, время произведения было как бы реальным. Также автор не мог нарушить и ход повествования об одном персонаже вставным рассказом о другом. На практике в результате возникали «хронологические несовместимости», которые особенно характерны для древней литературе. Например, одно произведение заканчивается благополучным возвращением героя домой, а другое начинается с того, что его близкие горюют о его отсутствии. С подобным читатель сталкивается в гомеровской «Одиссее».

Готовые работы на аналогичную тему

В 18 веке случился переворот, и писатель получил возможность самому «моделировать» повествование, он получил право не соблюдать логику жизнеподобия. Авторы стали применять вставные рассказы, отступления. Хронологическая реалистичность нарушилась. В современной литературе автор может строить композицию по своему усмотрению.

Хронотопы

В культуре существуют устойчивые пространственно-временные модели. М. М. Бахтин, известный филолог, который фундаментально разработал данную проблему, называл такие модели хронотопами (хронос + топос – время и пространство). Изначально хронотопы пронизаны смыслами, и любой художник, сознательно или нет, это учитывает. Например, когда говорят «Он на пороге чего-либо» мысленно понимается. Что речь идет о чем-то крупном и важном. М. М. Бахтин считал, что хронотоп порога является одним из наиболее распространенных в культуре.

В современном литературоведении понятие хронотоп является универсальным и обозначает сформировавшуюся пространственно-временную модель. М. М. Бахтин хронотоп понимал более узко – как встречающуюся в произведении устойчивую модель.

Помимо хронотопов существуют и более общие модели времени и пространства, которые лежат в основе культур. Такие модели историчны, одна модель приходит на смену другой. Однако парадокс человеческой психики заключается в том, что «старая» модель не исчезает, а продолжает существовать и порождать новые художественные тексты. Существует достаточно много вариаций подобных моделей, но несколько являются базовыми. К ним относятся:

Модель нулевого пространства и времени еще называют вечной, неподвижной. Пространство и время в этой модели теряют смысл. В этой модели время и пространство всегда одно и то же, нет различия между «там» и «здесь», нет пространственной протяженности. Это архаичная модель, однако она является актуальной и сегодня. На ней основаны представления о рае и аде, построен хронотоп «золотого века», который проявляется во всех культурах. Такая модель встречается в романе «Мастер и Маргарита».

Циклическая модель является одной из наиболее мощных пространственно-временных моделей. Она подкреплена бесконечной сменой природных циклов (зима-весна-лето-осень-зима…). В основе данной модели лежит представление о том, что рано или поздно все возвращается на круги своя. Время и пространство в этой модели есть, однако они условны, так как герой все равно вернется туда, откуда ушел. Яркой иллюстрацией этой модели является «Одиссея» Гомера.

С линейной моделью связана культура реализма. Пространство в данной модели бесконечно распахнуто во все стороны, а время направлен от прошлого к будущему. Такая модель преобладает в сознании современного человека. Она отчетливо прослеживается в большом количестве художественных текстов нескольких последних столетий. Например, произведения Л. Н. Толстого. каждое событие в линейной модели признается уникальным и может случиться лишь один раз. Человек в данной модели понимается как постоянно меняющееся существо. Линейная модель открыла психологизм. Так же с ней связан и принцип историзма, когда человек стал восприниматься как продукт своей эпохи.

Эти модели в сознании человека существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют.

В современном эстетическом сознании осваивается еще одна модель. Она пока не имеет четкого названия, но в этой модели допускается существование параллельных пространства и времени. Смысл этой модели заключается в том, что мы живем по-разному в зависимости от системы координат. Но эти мира при этом не изолированы, они имеют точку пересечения. Эта модель активно используется в литературе 19 века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *