как называется платная форма обучения в колледже
Понятие о заочной и очной форме обучения в колледже
Обновлено: 10 Сентября 2021
Колледж — это вид учебного заведения, который появился в российской системе образования только в 90-е годы 20-го века. Основная цель обучения в колледже — получить актуальные навыки, которые можно применить в конкретной профессии. Несмотря на большое количество практических занятий, которые предусматривает очный формат, существуют разные формы обучения в колледже.
Кратко о доступных формах обучения в колледже
В колледж, как и в техникум, можно поступить после 9 или 11 класса. При выборе образовательной организации нужно обращать внимание на несколько важных деталей — наличие лицензии и аккредитации у учебного заведения, уровень образовательной программы, перспективы трудоустройства после выпуска. Также при выборе колледжа и программы нужно обдумать форму обучения, поскольку каждая из них имеет свои положительные и негативные стороны, а некоторые учебные заведения предоставляют только очную форму.
Существует несколько форм обучения в заведениях среднего профессионального образования:
Очная (дневная) форма обучения
При очной форме обучения учащиеся посещают колледж. Большинство занятий проходит в личном контакте со своими одногруппниками и преподавателями. Такая форма обучения желательна для молодых людей, которые пришли в колледж после 9-го класса — в образовательную программу входят материалы за 10-11 классы школы и новые знания и практические навыки по специальности.
Академическая нагрузка в очной форме обучения составляет как минимум 36 аудиторных часов в неделю, в среднем получается 3-4 пары пять дней в неделю. Очное обучение дает глубокую теоретическую подготовку и возможность принимать участие в спортивных и культурных мероприятиях учебного заведения. Дневная форма обучения позволяет студентам также получить отсрочку от армии. К недостаткам такого формата можно отнести невозможность одновременно получать трудовой стаж, поэтому после выпуска чаще всего приходится рассчитывать на стартовые позиции.
Очно-заочная (вечерняя) форма
Очно-заочная форма обучения — это формат, при котором студенты приходят на занятия в колледж по вечерам. Обычно это два-четыре вечера в неделю по будням. Ожидается, что таким образом студенты могут совмещать учебу с работой в дневное время. Это позволяет студенту получать теоретические знания, обсуждать вопросы с преподавателем и параллельно применять изученное на практике. Это помогает быстрее получить опыт и стать более квалифицированным специалистом.
Нагрузка на вечерней форме обучения составляет до 70% от дневной. Поэтому придется отрабатывать до 25 академических часов в неделю. Студентам очно-заочной формы кроме посещения занятий также приходится изучать многие материалы в самостоятельном режиме.
Если студент поступает в колледж после 9 класса, то обычно обучение длится от 3 до 5 лет, продолжительность зависит от того, получает он базовый или повышенный уровень среднего профессионального образования. При поступлении после 11 класса до получения диплома проходит от 2 до 4 лет. Если студент получает начальное профессиональное образование, то обучение длится от 1 до 3 лет.
В целом обучение на очно-заочной форме похоже на дневную форму обучения. Академический год начинается примерно в то же время, студенты посещают аудиторные занятия, сдают экзамены и зачеты. В целом этот формат дает возможность самостоятельно зарабатывать и получать развитие в карьере, претендовать на более высокие позиции после выпуска. Однако этот формат учебы имеет несколько важных отличий от очного обучения — студенты не могут получать стипендию даже в заведениях с господдержкой, не получают отсрочку от армии, обычно не могут участвовать в студенческой жизни.
Заочная форма обучения
Заочники получают основную часть знаний самостоятельно. Этот формат не так распространен для колледжей, поскольку в них основной упор ставится на отработку практических навыков. Поэтому нужно дополнительно проверять, предоставляет ли колледж такую программу.
Заочная форма обучения все равно предполагает некоторое количество аудиторных занятий. Затем учебное заведение проверяет знания, полученные во время очных занятий и самостоятельного изучения.
Правила построения учебного процесса определяет конкретное учебное заведение. Популярна так называемая «модульная» система, в которой занятия проходят в течение учебного года, обычно раз в неделю, и после изучения дисциплины сразу проводят экзамен или зачет. Многие колледжи проводят «начитку» лекций перед сессией и после этого студенты дополнительно изучают материалы и также проходят аттестационную проверку.
Большинство студентов совмещают такую учебу с работой на полную ставку, а на период проведения сессий они получают официальный вызов из деканата, который дает право на получения отпуска на работе.
Отдельно стоит выделить дистанционный формат заочного обучения, где студенты имеют доступ к онлайн лекциям и вебинарам и сдают зачеты и экзамены тоже онлайн. Колледж предоставляет студентам доступ к своей электронной библиотеке, преподаватели могут высылать практические и контрольные работы на электронную почту учащихся. Дистанционное обучение стоит гораздо дешевле очного образования, однако в дипломе стоит отметка о том, что студент учился удаленно.
Период обучения на заочных программах колледжа составляет от 3,5 до 5 лет. Формат заочного обучения хорошо подходит людям с ненормированным графиком работы или студентам в декретном отпуске. Однако считается, что уровень такого образования ниже, чем при регулярном посещении колледжа. Учащиеся не могут получить стипендию или отсрочку от армии, а также участвовать в студенческой жизни колледжа.
К заочному обучению относится также экстернат (сокращенное обучение), в этом формате все индивидуально и зависит от запросов учащегося и решений деканата. Для студента составляется индивидуальный план, график посещений и экзаменов, которые учащийся обязан соблюдать.
Платное и бесплатное обучение в колледже
Для поступления в колледж необходимо иметь аттестат об окончании 9 или 11 классов. Колледж вычисляет средний балл по определенным предметам и принимает решение о зачислении. В некоторых учебных заведениях проводят вступительные экзамены, но это зависит от конкретной образовательной организации.
Бесплатное обучение по очно-заочной или заочной формам не предусмотрено. Существует возможность учиться на бюджетной основе при очной форме обучения, но есть несколько нюансов.
Во-первых, колледж должен иметь государственную поддержку по финансированию бюджетных мест. Недостаточно иметь просто хорошие отметки в аттестате, они должны быть именно по тем предметам, которые выбирает учебное заведение. Еще один важный момент — можно претендовать на бюджетное место только если у студента есть прописка в том же регионе, где находится колледж. Например, если учебное заведение находится в Московской области, то прописка у студента должна быть именно в Московской области.
Поступление в колледж и получение образования требуют больших усилий и времени. Чтобы получить от обучения только лучшее и свести к минимуму переживания, обращайтесь к профессиональным образовательным ресурсам.
Формы обучения в вузах и колледжах
Высшее и среднее профессиональное образование в вузах и колледжах можно получить в одной из трех форм, установленных законом (ФЗ № 273): очной (дневной), очно-заочно (вечерней) и заочной.
Очная
Это самая распространенная и основная форма учебы в университетах, институтах, академиях, колледжах и других учебных заведениях СПО (среднего профобразования). Она предполагает регулярное посещение занятий – лекций, семинаров, практических и лабораторных работ, коллоквиумов и т. д.
Занятия проводятся 5-6 раз в неделю, как правило, в первой половине дня – поэтому очную форму часто называют дневной. Если у вуза или колледжа дефицит аудиторных помещений, то пары могут начинаться и вечером (во вторую смену), но это редкость.
Отсрочка от армии военнообязанным студентам предоставляется только на очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам. Стипендия положена тоже только тем, кто учится на дневных отделениях.
Очная форма обучения есть на всех направлениях и специальностях высшего и среднего специального образования.
Срок обучения
Нормативные сроки очной учебы зависят от уровня образования:
Нормативные сроки обучения для каждого уровня установлены ФГОС (федеральными образовательными стандартами), вузы и колледжи имеют право варьировать их, но в обозначенных пределах.
Заочная
Эта форма получения образования удобна тем, кто одновременно работает и учится. Основную теоретическую часть материала студенты-заочники осваивают самостоятельно, уровень знаний учебные заведения контролируют на сессиях каждые 3-4 месяца. В общей сложности за весь курс обучения студенты заочной формы проводят в вузах примерно 30 % учебного времени.
Классическая заочная учеба на каждом курсе проходит по стандартному алгоритму: установочная сессия – самостоятельная работа – экзаменационная сессия.
Установочные сессии – это элемент очной учебы. В этот период (1-2 недели) заочникам интенсивно читают лекции, с ними проводят семинары, практические работы. Еще в это время студентам определяют объем материала, который должен быть изучен самостоятельно. Примерно через два месяца начинается экзаменационная сессия, во время которой заочники сдают контрольные, зачеты и экзамены. На аттестацию отводится 3-4 недели.
Работающие заочники получают из учебного заведения справку-вызов на установочные и экзаменационные сессии. На основании этого документа студентам предоставляют учебный отпуск – как правило, оплачиваемый.
На заочной форме обучения не платят стипендию и не предоставляют отсрочку от армии.
Учиться заочно можно далеко не на всех специальностях: для некоторых (например, медицинских) такая возможность не предусмотрена ФГОС. Кроме того, не все вузы учат своих студентов заочно, даже по тем направлениям, для которых государственные образовательные стандарты допускают такую форму обучения. Например, заочных отделений нет в МГУ, СПбГУ, МГИМО и многих других топовых вузах.
Продолжительность учебы
На заочной форме учиться дольше на год: к нормативным срокам обучения определенной специальности на очном отделении прибавляется от 6 (не меньше) до 12 месяцев, независимо от уровня образования – высшего или СПО.
Срок заочной учебы увеличивается для того, чтобы студенты могли в полном объеме изучить всю программу.
Очно-заочная
Это гибрид очного и заочного образования. При очно-заочном обучении соотношение времени, которое студенты проводят в учебных заведениях и тратят на самостоятельную работу, – 50/50 или 60/40.
На занятия студенты ходят 2–4 раза в неделю, обычно по будням, во второй половине дня, поэтому эту форму обучения еще называют вечерней. Иногда могут добавляться занятия по выходным.
У студентов очно-заочной формы обучения нет установочных сессии – пары они должны посещать регулярно, только по вечерам, а не с утра, поэтому экзамены и зачеты сдают в то же время, что и очники.
Стипендию и отсрочку от армии студенты-вечерники не получают. Очно-заочная форма есть не на всех направлениях подготовки. Сроки обучения, как и для заочников, увеличиваются минимум на полгода и не больше чем на 12 месяцев.
При поступлении конкурс проводится раздельно на каждую из трех форм обучения. На очную проходные баллы всегда выше, чем на заочную или вечернюю, причем существенно – на 20–30 пунктов.
На платных отделениях очно-заочно и заочно учиться намного дешевле, чем на дневных, а в дипломах не указывается, как именно студент проходил курс.
Дистанционная
Еще одно неофициальное название этой формы обучения – удаленная. Дистанционная учеба проходит через интернет, реже с использованием обычной почты.
Дистанционные занятия – это в большинстве случаев онлайновые или записанные лекции и вебинары, а задания присылаются и отправляются на проверку по электронной почте или через личный кабинет специализированной платформы. Дополнительно студентам открывают доступ к электронной библиотеке учебного заведения, чтобы они могли более углубленно изучить теорию курса.
В чистом виде дистанционная форма обучения крайне редко применяется для обучения по программам высшего и среднего профобразования. Чаще всего она только дополняет первые три основные формы обучения – очную, вечернюю и очно-заочную. Если курс смешанный, то при приеме указывается, что учеба будет проходить заочно/очно-заочно с использованием информационных/дистанционных образовательных технологий.
Для СПО есть перечень 235 специальностей и профессий, которые нельзя получить полностью дистанционно. Он утвержден приказом Минобрнауки № 22.
Для высшего образования такого перечня нет. Соответствующий приказ так и остался неутвержденным проектом. Несмотря на отсутствие ограничений, вузы используют дистанционное обучение как вспомогательное только на некоторых специальностях. Но есть и исключения: например, ВШЭ открыла первую полностью дистанционную бакалаврскую программу «Компьютерные науки и анализ данных». Формой обучения считается очная, так как занятия проходят синхронно по четкому расписанию, преподаватели и студенты общаются в режиме реального времени через интернет.
Сокращенная (ускоренная)
Хотя для программ любого уровня основного профессионального образования установлены нормативные сроки обучения, закон допускает учебу по индивидуальному плану для того, чтобы пройти ускоренный курс обучения, неважно в очной, очно-заочной или заочной форме.
Сокращенная форма обучения в вузе возможна на программах любого уровня – бакалавриата, специалитета, магистратуры. Пройти ускоренный вузовский курс можно после колледжа (допускается и учась в ссузе) или при наличии выдающихся способностей, если устав учебного заведения предусматривает такую возможность.
Вуз может сократить срок обучения двумя способами:
Срок учебы в ускоренной форме сокращается на 6–12 месяцев.
Учеба в любой форме: очной, заочной и вечерней (очно-заочной) – может быть бесплатной (бюджетной) или платной – по договору об оказании образовательных услуг (по контракту).
Формы обучения в колледже
Колледж – это учреждение образования, которое ориентировано на получение практических навыков. И привить большинство из них можно только на стандартной дневной форме обучения.
Много интересных материалов про колледжи вы найдете на нашем телеграм-канале. А в группе постоянно всплывают уникальные предложения, акции и скидки.
Цель нашей сегодняшней статьи – рассказать о других доступных формах обучения в колледже: очно-заочной, дистанционной, экстернате.
При выборе колледжа будьте внимательны. Есть учреждения образования, в которых существует только одна форма обучения (не всегда удобная абитуриентам).
Дневная (очная) форма обучения в колледже
Что значит очная форма обучения в колледже/техникуме? Эта классическая форма, при которой студенты посещают колледж/техникум\училище\СПО в привычном для школы режиме. Здесь преобладает урочная система, построенная на личном контакте с преподавателем.
Дневная форма обучения является предпочтительным способом обучения для тех, кто поступил в колледж после 9 класса.
Учащиеся продолжают проходить школьную программу за 10/11 классы и получают новые практические навыки по выбранной специальности.
Обучение в колледже: вечерняя (очно-заочная) и заочная форма
Такие формы обучения выбирают работающие студенты или те, кто не может регулярно посещать занятия в дневное время.
Заочная форма подходит и тем, кто уже получил одно образование и хочет освоить новую специальность в качестве дополнительной.
Особенность заочной формы обучения в колледже после 9 класса в том, что большинство времени студенты учатся самостоятельно на дому. Только два раза в год в течение определенного периода они должны присутствовать в колледже лично для защиты курсовых проектов, посещения лекций (начиток), сдачи зачетов и экзаменов. Такой период обучения называется установочной сессией и длится от 20 дней (по усмотрению колледжа).
Перед сессией каждый студент получает из деканата официальный вызов для прохождения сессии. Этот документ дает ему право законно отсутствовать на работе.
В отличие от заочной вечерняя (или очно-заочная) форма обучения в колледже предполагает присутствие студента на занятиях круглый год по будням. Это подготовка специалистов без отрыва от работы. Занятия проводятся по вечерам 2-3 раза в неделю и с утра в субботу.
Несмотря на стационарное обучение, большинство материалов студентам очно-заочной формы придется проходить самостоятельно, как и заочникам.
Группы выходного дня
Группы выходного дня, как и группы очно-заочного обучения, созданы в помощь работающим студентам. Так они могут получать образование по субботам и воскресеньям без отрыва от профессиональной деятельности.
Куратор, закрепленный за такой группой, будет всячески помогать студентам осваивать учебную программу, организовывать процесс получения знаний, информировать об изменениях в расписании и учебном плане, проводить частные и групповые консультации.
Как и все студенты других форм обучения, учащиеся выходного дня сдают сессию дважды в год, а в конце обучения защищают дипломные проекты и сдают государственные экзамены.
Дистанционное обучение в колледже и экстернат
Экстернат и дистанционное образование – это довольно редкие формы обучения в колледже, так как основное требование к обучению студентов – практическая направленность.
Дистанционное обучение стоит в несколько раз дешевле очной формы. При этом студент сам определяет свою интенсивность обучения.
Тут к студенту тоже прикрепляют куратора, который всячески помогает и направляет учебную деятельность.
В дипломе выпускника дистанционной формы обучения в колледже написано, что он получал образование заочно.
Что касается экстерната (сокращенной формы обучения по запросу учащегося), то тут все строго индивидуально: и план, и дни посещения, и расписание экзаменов. Сразу после подачи заявления деканат рассмотрит предложение. И если все нормально, он составит специальный график посещений и экзаменов, которого нужно будет придерживаться.
Какую форму обучения в колледже выбирать – дело ваше. Мы только пожелаем вам удачи! А если удача не помогает справиться с учебой, сервис студенческой помощи поможет сто процентов.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.