как назывались советники и консультанты по праву в средневековой европе
Вопрос 5 Развитие профессии юриста в Средние века
Средневековая Европа активно воспринимала римское право в полном объеме его содержания: как юридические нормы, так и правовые ценности или принципы.
Решающую роль в применении юридических норм к реалиям европейского Средневековья сыграли:
– глоссаторы – профессора римского права в Болонском университете и их ученики, занимавшиеся изучением этого права в течение XII и XIII вв. и названные так по преобладающей форме своих трудов – глоссе;
– консилиаторы (от лат. consilium– совет) советники и консультанты, входящие в плеяду так называемых ≪поздних глоссаторов≫, основными направлениями творческой деятельности которых стали: составление юридических экспертиз, заключений и т. д. по актуальнейшим политическим, дипломатическим, административным и частноправовым вопросам.
Именно университеты стали центрами по первоначальному внедрению образов римского права на новые территориальные и временные площадки.
Достаточно красноречиво и доходчиво учебный процесс в данных университетах описал Гарольд Дж. Берман.
Программа обучения в школе права XII в. состояла прежде всего в чтении текста Дигест. Учитель читал вслух и правил язык рукописного текста, а студенты следили за ним по своим (обычно взятым в аренду) рукописным же копиям и делали необходимые поправки. К этому занятию и применялся термин ≪лекция≫, означавший ≪чтение≫. Некоторые студенты, у которых не было денег на покупку или аренду текста Дигест, заучивали его наизусть. Так как текст был очень труден, его приходилось объяснять.
Таким образом, после чтения текста учитель глоссировал его, т. е. растолковывал его слово за словом, строчка за строчкой (по-гречески glossa обозначает ≪язык≫ и ≪необычное слово≫). Студенты записывали диктуемые учителем глоссы между строчками текста, более длинные заходили на поля. Скоро письменные глоссы приобрели почти такой же авторитет, как и сам глоссированный текст.
Глоссы были нескольких видов. Некоторые из них (notabilia) давали краткое содержание глоссируемых отрывков. Другие (brocardica) были изложением широких правовых норм, (максим), основанных на глоссируемой части текста. Кроме того, преподаватели аннотировали текст с помощью классификаций, которые назывались ≪distinctions≫. Они начинали с широкого термина или общего понятия и делили его на различные подчиненные виды, а те, в свою очередь, делились и подразделялись дальше. Причем автор следовал этим разветвлениям смысла и терминологии в самых мельчайших деталях. Наконец, в дополнение к ≪различениям≫ учитель ставил quaestiones, проверяя какую-нибудь широкую доктрину путем ее приложения к конкретным проблемам или вопросам.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Средневековые юристы
Юриспруденция, столь пышно расцветшая в античном Риме и затем своеобразно продолженная византийскими правоведами, возродилась в Западной Европе в XII в. Начало этому процессу положило основание Ирнерием (1065—1125) школы глоссаторов в Болонье.
Интерес к римскому праву стимулировали прежде всего обстоятельства сугубо практические. Как только промышленность и торговля активизировали хозяйственную деятельность, развили дальше частную собственность, имущественный оборот, было восстановлено и вновь получило силу авторитета тщательно разработанное римское частное право. Потребности развития феодальной государственности обусловили тот факт, что в некоторых отношениях рецепции подверглось и публичное право Древнего Рима.
В западноевропейском Средневековье кроме реципированного римского права действовали также право каноническое (церковное) и обычное. Каждая из этих ветвей права имела своих приверженцев. Приверженцы римского права (получившие название «легисты») не ограничивались одним только его штудированием и комментированием, но занимались еще и тем, что приспосабливали таковое к экономическим и политическим изменениям, которые объективно происходили в феодальном обществе.
Как противники системы привилегий (чуждой римскому частному праву), они добились, например, получения лицами из бюргерского сословия легальной возможности приобретать недвижимость (в том числе имения феодалов). Многое было предпринято ими для того, чтобы изъять дело правосудия из рук отдельных сеньоров, римско-католической церкви и сосредоточить его в руках королевской, общегосударственной власти.
В своей поддержке государей, боровшихся с сепаратизмом феодалов и притязаниями папства на светскую власть, юристы рассматриваемого направления доходили до оправдания абсолютизма и признания воли монарха силой более высокой и авторитетной, нежели право.
Сторонники обычного права тоже являлись союзниками королевской власти. Однако у них в целом не было намерения считать эту власть абсолютной и подчинять ей закон. По их мнению, долг государя — повиноваться закону, стоящему над ним. Законы же, которыми государю надлежит руководствоваться при управлении страной, следует создавать не единоличным повелением монарха.
В этой юридической конструкции нетрудно распознать отражение процесса формирования сословно-представительной монархии, лимитировавшей публично-властные полномочия государей. Приверженцы обычного права активно собирали, изучали и систематизировали юридически значимые нормы, традиции, обыкновения, которые спонтанно зарождались в общественной жизни, создавались судебной практикой.
Некоторые из них выдвигали прогрессивные социально-политические требования. Так, видный французский правовед Филипп де Бомануар (1250—1296), автор произведения «Кутюмы Бовези», протестовал против сохранения в современном ему обществе крепостничества, поддерживал идею правовой консолидации страны.
Иные общественно-политические позиции занимали правоведы, которые отдавали предпочтение каноническому праву, регулировавшему отношения как внутри самой церковной организации, так и между церковью и мирянами. Юристы этого направления старались выстроить единый и эффективный (по их понятиям) правовой комплекс, объединяя в нем ряд предписаний Библии, решения церковных соборов, извлечения из папских энциклик и булл, отрывки из трудов «отцов церкви», некоторые нормы римского и обычного права.
Теоретической посылкой канонического права служило представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией судить и вершить дела, носящие не только нравственно-религиозный, но и чисто светский характер.
Каждое из направлений юридической мысли западноевропейского Средневековья изучало свой самостоятельный объект, решало свои непосредственно практические задачи, имело свой конкретный социальный смысл. Вместе с тем в методологическом плане у них было немало общих черт. Эти черты шли от схоластики, определявшей стиль мышления подавляющего большинства ученых Средневековья.
Речь идет в первую очередь о манере доказывать истинность выдвигаемых положений ссылками на авторитеты (Бога, римского права, старины, признанных мыслителей и т.п.). Средневековые юристы использовали в основном формально-логические приемы обработки изучавшегося ими материала. Особое пристрастие питали они к разного рода классификациям, расчленениям понятий, определениям, детализациям и т.д.
Правовое сознание средневекового общества было повернуто в прошлое: давно минувшее виделось идеальным состоянием, древние порядки почитались в качестве образцов для подражания. Поэтому даже фактическое обновление системы юридико-нормативного регулирования воспринималось как желаемый и необходимый возврат к существующим от века правилам.
Однако каким бы образом субъективно ни расценивали сами средневековые юристы свою практическую и теоретическую деятельность, объективно она (за некоторыми исключениями) содействовала прогрессу законодательства, обогащала политико-правовое знание.
Одну характеризует внимание к проблематике естественного права, поднятой еще в римской юриспруденции и осваиваемой преимущественно философскими методами. Другую отличает интерес к нормам, принципам, системе позитивного права, изучаемого в основном посредством приемов историко-филологического анализа.
Обе эти тенденции «наследуются» юридико-теоретическим знанием Нового времени. Первая из них ощутимо чувствуется в трудах Г. Гроция, иных виднейших представителей
школы естественного права, расцвет которой наступил в XVII—XVIII вв. Вторая особенно отчетливо проявилась в построениях и исследовательских методиках исторической школы права (конец XVIII – начало XIX в.).
Если мы хотим вполне понять самобытность содержания и формы этих воззрений, выяснить место и значение таковых в целостном комплексе исторически развивающегося знания о государстве и праве, то надо будет их рассматривать в определенной системе хронологических координат.
По «вертикали» потребуется сопоставлять западноевропейские средневековые воззрения на государство и право с соответствующими учениями античности и Нового времени, а по «горизонтали» — с политико-юридическими идеями средневековой Руси, феодальных Индии, Китая, Японии, стран Средней Азии, Арабского Востока и т. д. С некоторыми из упомянутых идей нам представится возможность ознакомиться ниже.
Тема 3. Правовые идеи в Средние века
© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.
Материалы по предмету
§ 1. Развитие юридического образования
В конце XI в. вновь стали изучаться открытые памятники римского права. Особенно важным центром изучения римского права стал итальянский город Болонья, где около 1087 г. начал преподавать учитель Ирнерий (Гварнерий). Он получил широкую популярность у студентов. Студенты объединялись в особые ассоциации, называвшиеся universitas, которые получили от местных властей соответствующее правовое закрепление. Студенческое объединение получило от властей г. Болоньи специальную хартию, которая закрепляла за ней самоуправление: право на заключение договоров с преподавателями (профессорами), определение наименований преподаваемых учебных курсов, уголовную и гражданскую юрисдикцию над студентами. Преподаватели представляли собой отдельную коллегию. В дальнейшем все подобные учебные заведения получили название университетов.
В XII в. изучению права, теологии и медицины предшествовало обучение свободным искусствам (грамматике, риторике, логике, арифметике и т. д.). Первоначально в Болонье имелся только один юридический факультет.
Из обширной кодификации Юстиниана в университетах наибольшее внимание при преподавании уделялось изучению Дигест. Последние содержали в себе мнения римских юристов о большом числе различных юридических вопросов. Изучение Дигест заключалось в чтении их текста и его объяснении. Так как текст зачастую содержал трудные для понимания моменты, преподаватель разъяснял их смысл, т. е. глоссировал (glossa – «необычное слово»). Ученики записывали такие глоссы, которые постепенно стали представлять такую же ценность, как и сам источник. В свою очередь, глоссы делились на виды. Некоторые, например, давали краткое содержание комментируемых отрывков, другие излагали правовые нормы.
Однако следует отметить, что первоначально изучаемое право в университетах не являлось правом, действующим в данный момент на какой-либо территории. Это было в значительной мере мертвое римское право. Но уже в XII в. юристы начинают изучать каноническое право. Церковное (каноническое) право являлось действующим правом, оно постоянно пополнялось новыми актами и нормами, применялось в деятельности церковных судов. Поэтому при изучении римских источников анализируемый материал стал дополняться рассмотрением действующей практики. Кроме того, развивалось светское право (отдельных феодальных владений, государств и городов). Оно также обсуждалось и анализировалось с учетом положений римского права. Тем самым изучение римского права способствовало его рецепции в Западной Европе.
§ 2. Рецепция римского права. Глоссаторы и постглоссаторы
Рецепция римского права предстает перед нами в качестве крайне сложного и многогранного явления. Обычно считается, что рецепция римского права началась в Западной Европе в XII в. Но при этом стоит отметить, что элементы римского права, его влияние прослеживается благодаря изданию отдельных правовых сборников и в период Раннего Средневековья. Так, в 506 г. король вестготов Аларих I издает правовой сборник под названием Законы римских вестготов (или Справочник Алариха). Этот сборник содержал нормы римского права, а также выдержки из трудов римских юристов. Его действие распространялось только на галло-римское население. Последние проживали в южных областях Франкского государства. И хотя в середине VII в. действие данного сборника было приостановлено, он продолжал оставаться важным правовым источником еще длительное время. Поэтому Францию к югу от р. Луары зачастую называли страной писаного права (т. е. где действовало римское право).
Войны, которые вела Византия в Италии, также способствовали сохранению влияния римских правовых традиций. Они оказали определенное влияние на ломбардское (лангобардское) право.
Римское право оказало определенное влияние на собственно германское право, а не только на его нормы, касавшиеся отношений германцев и романизированное население.
Поэтому интерес к римскому праву, возникший в конце XI – XII в., был обусловлен не только развитием социально-экономических отношений, развитием образования, но, возможно, в какой-то степени уже существующими традициями.
Значительную роль в процессе рецепции римского права сыграли две известные школы юристов – глоссаторы и постглоссаторы. Глоссаторы являлись учеными-юристами, которые толковали римское право, и, прежде всего, Дигесты, путем составления заметок – глосс. Основателем этой школы был итальянский юрист Ирнерий (о нем уже говорилось выше).
В данный период античные традиции пользовались исключительным авторитетом. Поэтому римские правовые установления представлялись для глоссаторов вполне действующим законом, вневременным и надгосударственным. Глоссаторы занимались изучением текста Дигест, но цель этого изучения не заключалась в приспособлении норм и институтов римского права для регулирования существующих отношений. В своих изысканиях они пользовались методологической базой церковной схоластики: пытались прояснить неясные места в тексте, устранить видимые противоречия, используя приемы герменевтики, филологического анализа. Эти исследования способствовали формированию научной базы для преподавания права в университетах, но имели мало практического значения, хотя нормы, юридические конструкции, категории римского права могли быть с успехом использованы в реальной жизни. Среди известных глоссаторов стоит выделить Булгара, Мартина, Якоба и Аккурсия (1185 – 1263). Последний в середине XIII в. составил известный труд «Glossa ordinaria», представлявший собой итог развития школы глоссаторов.
Связать достижения школы глоссаторов с действующим правом смогли их последователи – постглоссаторы (комментаторы). Эта школа сформировалась также в Италии. Юристов часто приглашали в качестве советников по различного рода правовым вопросам. Они были вынуждены готовить заключения по проблемам действующего права, являясь советниками высокопоставленных лиц и монархов и оказывая юридическую помощь частным лицам. При том они довольно свободно толковали текст римских памятников права и его нормы. Они подгоняли римские институты под существующие потребности, фактически дополняли их новыми положениями. Толковали они и работы своих предшественников – глоссаторов. Постглоссаторы переработали римское право.
К наиболее видным представителям школы постглоссаторов относились Бартоло де Сассоферрато (1313 – 1357) и Балдус де Убалдис (1327 –
1400). Постглоссаторы вводят новую категорию – «persona ficta» (фиктивное лицо). Под этим термином фактически они понимали юридическое лицо.
Римское право начинает применяться в Западной Европе как в области публичного права, так и частного.
Известное значение для рецепции римского права имела и деятельность легистов (т. е. законников). Это юристы, которые в немалой степени способствовали проникновению норм римского права в правовую систему феодальной Франции. Они включали постепенно новые положения в местные сборники обычного права. Одним из самых известных французских легистов был Филипп де Бомануар (ок. 1246 – 1296). Его можно назвать первым теоретиком французского права. Он кодифицировал местное обычное право, издав сборник «Кутюмы Бовези» (т. к. служил у графа Клермонского в Бовези). Однако сборник Бомануар внес заимствования из канонического и римского права, а сам автор явно имел хорошее знакомство с Дигестами.
§ 3. Каноническое право и его значение
Каноническое право (от греч. kanon, т. е. прут, палочка, а в дальнейшем – «правило») берет свое начало в нормах, применявшихся еще в первых христианских общинах, а также в правилах, изложенных в Ветхом и Новом завете. Большое значение имели церковные постановления, принятые на Никейском Соборе в 325 г. Постепенно число канонов, изданных различными церковными институтами, множилось. При этом стоит заметить, что церковные нормы испытывали на себе серьезное влияние римского права. Прежде всего, оно прослеживалось в области вопросов вещного, обязательственного и наследственного права.
Однако большое число различных церковных постановлений, изданных за длительный период существования Церкви, привели к тому, что в конце XI – XII в. уже имелась насущная проблема систематизации канонического законодательства. Появляются первые сборники канонического права: «Собрание 74 титулов», сборники Ансельма Лукского, кардинала Деусдедита и т. д. Папа Григорий VII присвоил себе право издавать новые законы (декреталии), которые быстро стали важными источниками канонического права.
Велико было влияние канонического права и на формирование норм отдельных институтов и отраслей права. Это касалось брачно-семейных отношений, наследственного права, права собственности и обязательственного права. Большое значение имели нормы канонического права и для развития норм уголовного права и процесса. Существенное влияние церковное право оказало и на формирование норм конституционного (государственного) и административного права. Такие нормы присутствовали в системе канонического права, что было связано с выборным замещением папского престола и с чрезвычайно сложно системой церковного управления.
§ 4. Правовые воззрения Фомы Аквинского и Марсилия Падуанского
Большое влияние на развитие философии, методологии науки и юриспруденции оказал известный теолог и философ, доминиканский монах Фома Аквинский (1225 – 1274). Фома Аквинский в обосновании положений своего учения широко использует философию Аристотеля. Он реабилитирует его учение в глазах церковных властей и приспосабливает его положения для поддержания догматов Католической церкви. По представлениям Фомы Аквинского, существует возможность рационально доказать существование Бога и отклонить любые возражения против постулатов веры. Он развивает естественно-правовое учение. Важнейшим качеством естественного права, по мнению философа, было то, что оно должно опираться на здравый человеческий смысл. Который, в свою очередь, является результатом восприятия общих принципов божественного разума, т. е. вечного закона и его отражения в человеческом разуме – естественного закона. Последний требует искать истину и Бога, уважать достоинство людей и стремиться к самосохранению и продолжению рода. Естественный закон неизменен. Напротив, закон, созданный в человеческом обществе, (т. е. позитивный закон) может изменять свое содержание. Но такие законы, изданные фактически государством, должны покоиться на естественном законе. В случае если позитивные законы отклоняются от естественного, противоречат здравому смыслу, то такой закон утрачивает свое значение и становится проявлением насилия.
Во взглядах выдающегося философа Марсилия Падуанского (между 1275 –1280 – ок. 1343 гг.) присутствуют положения, далеко опередившие свое время. В своем труде «Защитник мира» он высказал мнение, что источником власти и законов является народ, а вернее, его «лучшая» часть. Именно народ являлся творцом законов, мог издавать правовые предписания. Последние становятся обязательными и для самого народа и для лиц, осуществлявших издание законов, избранных населением. Божественные принципы естественного права, на которых будто бы покоится право, он считал лишь одной из философских теорий.
Марсилий Падуанский различает законодательную и исполнительную власть. Монарх, избираемый народом, должен соблюдать предписания закона. В случае нарушения последнего его можно было сместить. Хотя сама исполнительная власть может быть устроена на различных основаниях. Но принцип ее выборности оставался у Марсилия Падуанского предпочтительным.
Таким образом, в недрах средневекового общества постепенно зрели идеи в области государства, права и науки, которым в последующую эпоху было суждено кардинальным образом переустроить всю существовавшую общественно-политическую и государственно-правовую системы Западной Европы.
Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 199.
Развитие профессии юриста и юридического образования в Средние века (Европа)
Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться
Византия.
Византийское право включало в себя не только Римское, но и Греческое право. По сути объединяло их в себе. Именно древневизантийские юристы стали специалистами по закону.То есть они не знали самого права, не изучали его. Они знали и изучали только материальные законы и применяли их на практике.
Право Византийской империи первым в истории правапризнало равенство граждан перед законом. Они четко определяли, что равенство не зависит от происхождения и вероисповедания. Здесь рабы впервые получили правовую защиту от государства. Их наделяли частной собственностью и были строгие наказания за причинение им увечий и иное издевательство.
Объединяя в себе и римское и греческое право появилось множество разновидностей договоров, таких как аренды, залога и многое другое. Здесь уже на профессиональном уровне приходилось давать разъяснения по применению законов и объяснять их последствия. И делалось это не бесплатно.
Судебные процессыв Византии были открыты для всех желающих и строились на таких принципах, как и в современном процессе – это
состязательность и равенство. Впервыестали образовывается консультации юристов.
Появилисьнотариусы и адвокаты.
Стали определять и брачные отношения между мужчиной и женщиною. Супруги наделялись равными правами, как и в современном праве.
Появились бракоразводные процессы. А так как такого рода процессы сводились к разделу имущества, то граждане прибегали к помощи юристов.
С развитием и появлением таких отраслей права, как крестьянское, земельное, морское и многое другое, профессия юриста только набирала
земельное, морское и многое другое, профессия юриста только набирала
свою популярность. Уже простой оратор, без знания соответствующих норм и правил закона, не мог защитить или научить выступлению в суде. Это требовало профессионального подхода, поэтому такого рода профессии стали обучать.
В арабских странах господство перешло к религиозному праву – шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.
В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было.
Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право.
В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.
В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.
У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития.
Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции, Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права.
Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному.
Западноевропейские законоведыс первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики.
Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.
Развитие юриспруденции в средневековой Англии
Особенностью юриспруденциисредневековой Англии стало появление многочисленных brevia (writs), содержащие
появление многочисленных brevia (writs), содержащие
индивидуализированные, подобно римским, иски на каждый случай нарушения прав, охраняемых законами.
Постепенно такие brevia подвергаются юридической разработке со стороны законоведов.
Рядом со сборниками brevia появляются сборники судебных решений (records), комментарии к ним, судебные руководства (reports), с изложением наиболее важных судебных случаев и аргументации, на которой стороны основывали свои притязания. Наконец, появляются целые обзоры действующего права, имевшие огромное воспитательное и практическое юридическое значение.
В XII и XIII веках среди таких сборников наиболее известен «Трактат о законах и обычаях королевства Англии» (Tractatus de legibus et consuetudinibus regni Angliae) Глэнвилла — первый трактат по общему праву), а также «De legibus et consuetudinibus regni Angliae libri quinque» (англ. On the Laws and Customs of England) Генриха Брэктона — наиболее значительное из средневековых юридических сочинений Англии, представляющее собой обработку многочисленных судебных казусов и решений, проникнутую характерной для английской юриспруденции логикой и практическим смыслом.
В нём также заметно влияние римского права и знакомство с Институциями Юстиниана.
Значительное отличиеанглийской местной юридической традиции от
континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитиеангло – саксонской и романно – германской правовых семей.
Развитие юриспруденции в средневековой Франции
Французская юриспруденция до XV века направляет своё внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume — обычай) но преимущественно с изучением римского права.
Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов.
На их основе в 1389 году был составлен «Большой сборник обычаев Франции», который однако не смог преодолеть разрозненность национального права во Франции (вплоть до Великой Французской революции).
Развитие юриспруденции в средневековой ГерманииЮриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала
в развитии от английской и французской.
Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским
университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским
Средневековая Европаактивно воспринимала (рецептировала)римское право в полном объеме его содержания: как юридические нормы, так и правовые ценности или принципы.
Решающую рольв корреляции юридических норм к реалиям европейского Средневековья сыграли:
• глоссаторы– профессора римского права в Болонском университете и их
ученики, занимавшиеся изучением этого права в течение XII и XIII вв. и
названные так по преобладающей форме своих трудов – глоссе;
• консилиаторы(от лат. consilium – совет) советники и консультанты,
входящие в плеяду так называемых «поздних глоссаторов», основными направлениями творческой деятельности которых стали: составление юридических экспертиз, заключений и т. д. по актуальнейшим политическим, дипломатическим, административным и частноправовым вопросам.
Именно университеты стали центрами по первоначальному внедрению сетевых образов римского права на новые территориальные и временные площадки.
Достаточно красноречиво и доходчиво учебный процесс в данных университетах описал Гарольд Дж. Берман.
Программа обучения в школе права XII в. состояла, прежде всего в чтении текста Дигест.
Учитель читал вслух и правил язык рукописного текста, а студенты следили за ним по своим (обычно взятым в аренду) рукописным же копиям и делали необходимые поправки.
К этому занятию и применялся термин «лекция», означавший «чтение».
Некоторые студенты, у которых не было денег на покупку или аренду текста Дигест, заучивали его наизусть. Так как текст был очень труден, его приходилось объяснять.
Таким образом, после чтения текста учитель глоссировал его, т.е. растолковывал его слово за словом, строчка за строчкой (по-гречески glossa обозначает «язык» и «необычное слово»).
Студенты записывали диктуемые учителем глоссы между строчками текста, более длинные заходили на поля.
Скоро письменные глоссы приобрели почти такой же авторитет, как и сам глоссированный текст.