как обозначаются налоги в которых юридический и фактический налогоплательщики не совпадают
Примеры прямого и косвенного налога
Классификация налогов может отличаться в зависимости от основания. Чаще всего налоги подразделяют на прямые и косвенные, эта дифференциация зависит от того, где именно формируется источник их выплаты.
В чем состоит их главное отличие для предпринимателя, какие налоги относятся к прямым, а какие к косвенным, и могут ли эти два вида переходить один в другой, стараемся разобраться ниже.
Прямые налоги – исторически первые
Когда в мире появился прообраз налоговой системы, первыми податями, которыми облагались люди, были как раз прямые налоги. Их нужно было платить со своего имущества или всего того, что составило прибыль за тот или иной период.
В принципе, основной смысл прямого налога и сегодня остался таким же.
Прямой налог – это платеж, производимый физическим или юридическим лицом в пользу государства с полученного дохода и/или имущества.
Плательщиком такого налога является лицо, получившее доход или владеющее имуществом, если этот доход или имущество составляют налоговую базу.
Налоговый агент (лицо, перечисляющее налог в государственную систему) и фактический плательщик в случае прямого налога полностью совпадают.
Свойства прямых налогов
Прямым налогам присущи:
Виды прямых налогов
Косвенные налоги: кто платит, их свойства и виды
Другая форма налогов, в отличие от прямых, имеет отношение к реализации товаров, услуг, работ. Источник его находится в составе другого платежа, который будет производить потребитель. Предприниматель закладывает в стоимость определенную наценку, в которую включает, помимо себестоимости и доли прибыли, еще и часть на уплату налога.
Таким образом, косвенный налог – это платеж, взимающийся с реализации товаров, услуг или выполнения работ, заложенный в виде той или иной надбавки, включенной в цену или тариф.
Плательщиком налога считается собственник предприятия – производитель или организатор оказания услуг, но формироваться налог будет из средств потребителей, то есть на самом деле плательщиком является покупатель товара или услуги. Сам предприниматель в случае косвенного налога выступает налоговым агентом (сборщиком).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют варианты, когда косвенный налог не перекладывается на потребителя. Например, покупатель заложил в цену товара НДС, но такая цена вызвала понижение спроса, и ее пришлось снизить. В таком случае, косвенный налог будет выплачен частично из прибыли предпринимателя, тем самым став в какой-то степени прямым.
Свойства косвенных налогов
Косвенные налоги обладают следующими особенностями:
Виды косвенных налогов
Не подлежат обложению НДС:
Сочетание прямых и косвенных налогов составляет систему налогообложения Российской Федерации.
Что такое прямые налоги
Какие они бывают и чем отличаются от косвенных
Прямые налоги физические и юридические лица платят с дохода и принадлежащего им имущества. Кроме того, такие налоги платят те, кто занимаются определенным видом деятельности — так устроен, например, налог на игорный бизнес или добычу полезных ископаемых.
Владелец имущества или получатель дохода обычно должен сам платить такие налоги. И чем больше доход или стоимость имущества в собственности, тем выше налоги.
Какую функцию выполняют прямые налоги
Прямые налоги не только позволяют государству собирать деньги с тех, у кого они есть. Они выполняют и другие функции:
Отличие прямых налогов от косвенных
Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания или гражданин платят из своих денег. Например, человек, который сдает квартиру, сам заплатит 13% НДФЛ; автовладелец — транспортный налог; предприятие — налог на прибыль.
Косвенный налог, например НДС или акциз, перечисляет государству продавец товара или услуги, но, так как налог включен в конечную цену продукта, фактически эти деньги платит покупатель.
Соотношение прямых и косвенных налогов. В разных государствах количество прямых и косвенных налогов соотносится между собой по-разному. Например, в США или Великобритании, где частный бизнес играет заметную роль в экономике, большая часть доходов бюджета приходится на прямые налоги. В странах Латинской Америки и Африки — на косвенные, так как здесь часто происходят финансовые кризисы, и надо синхронизировать сбор налогов с ростом цен.
Российская экономика ближе к латиноамериканской модели: косвенные налоги составляют чуть меньше половины доходов госбюджета, на прямые приходится около трети, остальное — доходы от экспорта энергоносителей.
Виды прямых налогов
Все косвенные налоги зачисляются напрямую в федеральный бюджет. Прямые налоги поступают и в федеральный, и в региональный, и в местные муниципальные бюджеты.
Например, весь собранный налог на добычу полезных ископаемых станет доходом федерального бюджета, транспортный налог — регионального, а земельный — муниципального. А налог на доходы физических лиц разделят между собой регион и муниципалитет, причем большая часть денег попадет на региональный уровень.
В налоговом кодексе налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Но эта классификация не привязана к тому, в какой именно бюджет попадают деньги.
Федеральные налоги обязательны на всей территории страны, а их размер и порядок сбора везде одинаковый: например, основная ставка налога на доходы физлиц равна 13%. К федеральным прямым налогам помимо НДФЛ относятся налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, а также сборы от предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения.
Местные налоги — налоги, которые обязательны к уплате на территории отдельных муниципальных образований. Так же, как и в случае с региональными налогами, величина и сроки уплаты местных налогов могут отличаться в разных муниципалитетах. К местным налогам относятся земельный налог, налог на имущество физлиц и единый налог на вмененный доход.
Налог на доходы физических лиц, еще его называют подоходным налогом, рассчитывается как процент, полученный от дохода:
Часть доходов не облагается НДФЛ. Например, этот налог не платят с пенсий, социальных пособий и компенсаций, алиментов, грантов, с дохода от продажи продукции с личных подсобных хозяйств.
НДФЛ можно вернуть, если деньги пошли на покупку или строительство жилья, лечение, образование или хранились три года на индивидуальном инвестиционном счете. Это называется налоговым вычетом.
Налог на прибыль — аналог подоходного налога, но платят его организации. Прибыль, которую облагают налогом, рассчитывают как доходы минус расходы предприятия. Все расходы надо обосновать документами. Затраты, которые государство не признает расходами, перечислены в статье 270 налогового кодекса.
Базовая ставка налога на прибыль в России составляет 20%. Из них 3% уходит в федеральный бюджет, а 17% — в региональный. Раньше налоговый кодекс разрешал снижать региональную ставку налога на прибыль для отдельных категорий организаций до 12,5%, но теперь этого делать нельзя — правда, ставки, которые снизили до 1 января 2018 года, продолжают действовать.
Налог на имущество организаций — региональный налог, ставку которого устанавливает каждый субъект федерации. При этом в налоговом кодексе установлена верхняя граница — 2,2%. Организации платят налог на имущество только с недвижимости. Для этого учитывают кадастровую или балансовую стоимость — в зависимости от региона и вида объекта. Земельные участки таким налогом не облагаются, движимое имущество с 2019 года — тоже.
Налог на имущество физических лиц — местный налог. Ставки на него устанавливают муниципалитеты. Но налоговый кодекс устанавливает пределы ставок, которые зависят от инвентаризационной стоимости имущества.
Налог на имущество платят владельцы недвижимости — жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей и т.п.
Государство освобождает от уплаты налога на имущество льготные категории граждан — инвалидов 1 и 2 групп, героев России, чернобыльцев, военных пенсионеров и т.д. Обо всех льготниках можно прочитать в статье 407 налогового кодекса. Кроме того, муниципалитеты могут устанавливать свои льготы по этому налогу.
Земельный налог — местный налог, который платят собственники земельных участков — и юридические, и физические лица. Участки, которые входят в состав общего имущества в многоквартирном доме, земельным налогом не облагают.
Ставки по этому налогу устанавливают муниципалитеты. При этом ставка не может превышать 1,5% от кадастровой стоимости земли, а для земель сельхозназначения, занятых жилыми домами или коммунальной инфраструктурой, а также дачными и садовыми участками — 0,3%.
Транспортный налог относится к региональным. Ставки по нему, срок уплаты и льготы устанавливают законодательные собрания регионов. Налогом облагаются автомобили, мотоциклы, а также воздушные и водные транспортные средства — например, моторные лодки и гидроциклы. Налоговые ставки на автомобили зависят от мощности двигателя.
Водный налог платят и физические и юридические лица за пользование водными объектами. Налог рассчитывается по-разному, в зависимости от того, с какой целью используется водоем:
Ставки налога устанавливают отдельно для разных морей, рек, озер и других водоемов в зависимости от экономического района страны.
Налог на игорный бизнес — региональный налог. Его платят не только казино и залы с игровыми автоматами, но и букмекерские конторы. Ставки определяют сами регионы, но налоговый кодекс устанавливает ограничения. Например, за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 10 до 14 тысяч рублей.
Букмекеры имеют право работать во всех регионах России, а казино и игровые залы — только в шести специальных зонах, которые расположены в Приморском, Алтайском и Краснодарском крае, Калининградской области, Ростовской области и Крыму.
Налог на добычу полезных ископаемых относится к федеральным налогам, которые платят организации, занимающиеся разработкой недр. При этом налогом не облагается добыча подземных вод и метана из угольных пластов. Виды полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом, есть в статье 337 налогового кодекса.
Ставки этого налога бывают двух видов: твердые — конкретная сумма на определенный объем добытых полезных ископаемых, и адвалорные — процент от стоимости добытого.
Твердые ставки применяются для нефти, газа, газового конденсата и угля. Например, при добыче нефти налог составляет 919 Р за тонну, газа — 35 Р за 1 тысячу кубометров.
Для всех остальных ископаемых применяются адвалорные ставки, которые зависят от вида полезных ископаемых. Например, добыча калийных солей облагается по ставке 3,8%, торфа — 4%, 4,8% — железной руды.
Как ФНС будет бороться с уклонением от налогов в 2021 году
ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.
Когда применяется ст. 54.1 НК РФ
Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.
Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:
Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки
Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.
Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.
Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами
Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.
Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».
Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.
Доказывают, что контрагент — техническая компания
Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:
По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.
Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).
Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность
Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.
Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.
ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:
Доначисляют налоги
Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.
Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.
Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.
Деловая цель и дробление бизнеса
Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.
Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.
Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.
Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:
При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.
Переквалификация сделок
Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.
То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.
Чем опасны фиктивные сделки
НДС-разрывы
ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.
Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой
При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.
Читайте также
Алексей Крайнев, налоговый юрист
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Словарь
А | Б | В | Г | Д | Е | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ш | Э
АГЕНТ НАЛОГОВЫЙ, или агент фискальный
юридическое или физическое лицо, на которое по закону возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ (ФНС)
АКЦИЗ
косвенный налог, включаемый в цену товаров определенного перечня (алкогольная продукция, сигареты, бензин и др.). Налогоплательщиками А. являются организации и индивидуальные предприниматели.
БАЗА НАЛОГОВАЯ
1) основа, с которой исчисляется размер налога; количественное выражение объекта налогообложения; 2) сумма, к которой применяется налоговая ставка, после совершения всех вычетов, учета потерь и положенных налогоплательщику льгот.
БРЕМЯ НАЛОГОВОЕ, или гнет налоговый
отношение общей суммы налоговых сборов к валовому внутреннему продукту (ВВП).
БЮДЖЕТ
1) роспись денежных доходов и расходов на определенный период, утвержденная в установленном порядке. Различают федеральный (государственный), региональные и местные бюджеты.
БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
централизованный денежный фонд. Налоги – важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. В различных странах налоги формируют 75 – 90% государственного бюджета.
ВЗНОСЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
в РФ обязательные платежи государству, используемые для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГА У ИСТОЧНИКА
способ взимания налога, при котором удержание по определенным видам дохода (заработная плата, дивиденды, проценты) производится в момент получения дохода с последующим перечислением налоговых выплат.
ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ
процесс приведения к соответствию и взаимной соразмерности налоговых систем различных государств; охватывает унификацию налогов, взаимодействие и координацию налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные сообщества.
ДЕКЛАРАЦИЯ НАЛОГОВАЯ
официальное заявление в государственные органы требуемых сведений о доходах, облагаемых налогом; документ установленной формы обо всех видах доходов налогоплательщика, полученных им за определенный период времени, а также о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. На основе Д. Н. финансовые органы контролируют уплату соответствующего налога, облагают доходы предпринимателей, лиц свободных профессий и взимают дополнительную (прогрессивную) часть налога на доходы физических лиц.
ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ
заполнение налоговых деклараций и представление их в налоговые органы.
ДОХОД, ОБЛАГАЕМЫЙ (НАЛОГОМ)
1) доход физического и юридического лиц, подлежащий в соответствии с законодательством обложению налогами и сборами; 2) часть общего дохода физических и юридических лиц, подлежащих обложению налогом.
ДОХОДЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
определенная часть доходов физических и юридических лиц, необлагаемых по закону налогами и сборами.
ЕДИНИЦА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ЗАКОН
свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов, установленный в государстве. По отношению к другим нормативным документам (постановления, предписания, решения) З. обладает высшей юридической силой. В налоговой сфере РФ действуют З. общего действия и З. о конкретных налогах.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НАЛОГОВОЕ
совокупность правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в стране, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы; институт финансового права.
ИЗБЕЖАНИЕ НАЛОГОВ
легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании законодательно предоставленных возможностей в области налогового законодательства, путем изменения своей деятельности.
ИЗЪЯТИЕ
налоговая льгота, направленная на выведение из-под обложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Может предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налога; так и какой-то отдельной категории.
ИСТОЧНИК НАЛОГА
резерв, используемый для уплаты налога. В налоговой практике различают два И. Н.: доход и капитал налогоплательщика. Как правило, налог должен уплачиваться из доходов плательщика.
ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА
КАДАСТР
запись, оценка, систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом.
КАДАСТР НАЛОГОВЫЙ
список лиц, подлежащих налогообложению.
КАДАСТРОВЫЙ СПОСОБ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА
налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры.
КОДЕКС НАЛОГОВЫЙ
1) сборник законов, указов, декретов и законодательных актов, регламентирующих распределение налогового бремени и процедуры налогового производства; 2) единый законодательный акт РФ, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения.
КРИВАЯ ЛАФФЕРА
кривая, отражающая соотношение между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений; показывает зависимость величины налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект К. Л. состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%.
ЛИЦО ВЗАИМОЗАВИСИМОЕ
для целей налогообложения физические или юридические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В Налоговом кодексе РФ для отнесения к категории Л. В установлены определенные критерии.
ЛИЦО ФИЗИЧЕСКОЕ
человек как носитель гражданских прав и обязанностей. Л. Ф. как налогоплательщики имеют разное правовое положение (статус), которое определяется законодательством с целью применения соответствующих ставок, льгот, порядка и срока уплаты, получения налогового кредита.
ЛИЦО ЮРИДИЧЕСКОЕ
учреждение, предприятие или организация, которые выступают в качестве самостоятельного носителя гражданских прав и обязанностей. Л. Ю. уплачивает налоги независимо от организационно-правовой формы, налогоплательщиками также являются филиалы и представительства организаций.
ЛИЦО, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УПЛАТЕ НАЛОГА
банки и кредитные организации, налоговые сборщики, работодатели и индивидуальные предприниматели, перечисляющие в бюджет налоги с доходов, выплачиваемых физическим лицам.
ЛЬГОТА НАЛОГОВАЯ
полное или частичное освобождение физических и юридических лиц от налогов. Л. Н. устанавливается по категориям налогоплательщиков и по видам деятельности.
МАСШТАБ НАЛОГА
установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. М. Н. отражается через экономические (стоимостные) и физические характеристики.
НАЛОГ
обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоговый кодекс РФ дает следующее определение: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
НАЛОГ КОСВЕННЫЙ
налог на товары и услуги в виде надбавки к цене или тарифу. Плательщиком Н. К. выступает покупатель-потребитель товара или услуги. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
НАЛОГ МЕСТНЫЙ
в странах существуют отдельные системы управления федеральной земли, провинции, графства или города с полномочиями по введению налогов. Налоги, взимаемые на уровнях ниже федерального, обычно считаются «местными»; они обычно включают налог на недвижимое имущество, регистрационные и лицензионные пошлины.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)
федеральный налог, входящий в налоговую систему РФ; косвенный многоступенчатый налог, основная функция которого – фискальная. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, поэтому как ценообразующий и транзитный налог он отвлекает часть оборотных средств предприятия и вызывает их недостаток. Для расчета НДС в налоговое производство введено применение счетов-фактур. Установлены три вида ставок НДС – 0, 10 и 18%.
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
федеральный налог, входящий в налоговую систему РФ; это прямой налог, построен на резидентском принципе. Он уплачивается на всей территории страны по единым ставкам.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
региональный налог, входящий в налоговую систему РФ; максимальная ставка налога – 2,2%. Регионы могут своими законами изменять эту ставку в сторону уменьшения.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
НАЛОГ НЕУПЛАЧЕННЫЙ
начисленный, но не уплаченный по тем или иным причинам налог. Со срочностью налоговых платежей связано другое понятие – недоимка.
НАЛОГ ПРЯМОЙ
взимается непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Объектом Н. П. выступают доход (заработная плата, прибыль, проценты) и стоимость имущества (земля, строения, ценные бумаги).
НАЛОГ РЕГИОНАЛЬНЫЙ
налоги субъектов РФ; устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
НАЛОГ РЕГРЕССИВНЫЙ
налог, ставка которого понижается с ростом уровня облагаемого дохода.
НАЛОГ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
являются обязательными к уплате на всей территории страны (НДС, НДФЛ и др.). В РФ состав и элементы федеральных налогов и сборов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с Налоговым кодексом.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДВОЙНОЕ
1) юридическое Н. Д. – обложение конкретным налогом одного лица дважды; 2) экономическое Н. Д. – по одной и той же статье облагается налогом более чем одно лицо; 3) международное Н. Д. – юридическое двойное налогообложение, возникающее в случае обложения сопоставимым налогом одного и того же плательщика органами двух (или более) стран. Двойное (т.е. излишнее) налогообложение сдерживает деловую активность предпринимателей и способствует повышению цен на товары и услуги.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДВОЙНОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ
страны осуществляют свою юрисдикцию в правовом отношении на основании либо гражданства, либо по территориальному признаку. Потенциальная возможность М. Н. Д. возникает в случае претензий на налоговую юрисдикцию при наличии не взаимосвязанных между собой законодательных норм в отдельно взятых странах.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРОГРЕССИВНОЕ
метод налогообложения, когда с ростом налоговой базы возрастает (ступенчатым образом) ставка налога. В Н. П. между разрядами наблюдается резкая граница переходов. Поэтому в результате применения системы Н. П. у плательщика с более высоким доходом после уплаты налога может остаться меньше, чем у плательщика с низким доходом.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ
метод налогообложения, когда для каждого плательщика установлена равная ставка налога. Ставка налога не зависит от величины базы налогообложения, а с ростом базы налог возрастает пропорционально.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ РЕГРЕССИВНО
метод налогообложения, когда с ростом налоговой базы происходит уменьшение размера ставки. В экономическом плане регрессивными являются косвенные налоги.
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК (СУБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ)
лицо, обязанное на законных основаниях уплачивать налоги за счет собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы налогоплательщика. В РФ Н. являются: организации и физические лица; обособленные подразделения организаций (филиалы, представительства), самостоятельно реализующие товары и услуги, а также постоянные представительства иностранных юридических лиц. Н. имеет различный налоговый статус.
НЕДОИМКА
сумма налога или другого обязательного платежа, не внесенная в установленный государством срок.
НЕРЕЗИДЕНТ
термин для определения экономических отношений налогоплательщика и государства: 1) физическое лицо, действующее в одной стране, но проживающее в другой; 2) юридическое лицо, осуществляющее деятельность в данной стране, но зарегистрированное в другой. Для Н. могут быть установлены особые правила налогообложения.
ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ОКЛАД НАЛОГОВЫЙ
сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу. Бюджет – это основной элемент правильной уплаты налога. Поэтому в случае уплаты налога не в тот бюджет, налоговые органы квалифицируют это как недоимку.
ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВАЯ
1) процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта; 2) термин, применяемый в общем контексте с налоговым планированием и минимизацией налогообложения на предприятиях и в организациях.
ОРГАНЫ НАЛОГОВЫЕ
государственные органы, ответственные за правильность исполнения налогового законодательства в стране; территориальные (региональные, местные) отделения налоговых органов, а также работники этих органов (в некоторых странах к ним относится налоговая полиция). В РФ к О. Н. относится Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВАЯ
применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения.
ОТСРОЧКА, или отсрочка уплаты налога
налоговая льгота в виде переноса предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок. В РФ порядок и условия предоставления О. определены Налоговым кодексом.
разновидность неустойки, применяемая в случае просрочки договорных и иных обязательств. По общему правилу П. устанавливается в виде процента от суммы (цены) просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки.
ПЕРИОД НАЛОГОВЫЙ
срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.
ПОЛИТИКА НАЛОГОВАЯ
система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов и налогообложения.
ПОЛИТИКА УЧЕТНАЯ
выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского учета и налогового учета. П. У. для целей налогообложения охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, способы применения счетов бухгалтерского и налогового учета и т.д.
ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГА
нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.
ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВОЕ
доход бюджетов, полученный от поступления конкретных налогов или от всей совокупности налогов.
ПОСТУПЛЕНИЕ НЕНАЛОГОВОЕ
доход государства, полученный от поступления неналоговых платежей (продажа имущества, находящегося в государственной собственности, займы, штрафы).
ПОШЛИНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПРЕДМЕТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и т. п.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. П. Н. обуславливает и предопределяет объект налогообложения.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА УПОЛНОМОЧЕННЫЙ
физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и в суде. Личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь П. Н. У., равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения различают экономические, юридические и организационные принципы.
ПРОДУКТ ВНУТРЕННИЙ ВАЛОВОЙ (ВВП)
один из обобщающих показателей уровня развития национального хозяйства. ВВП представляет собой суммарную рыночную стоимость конечных продуктов и услуг, произведенных на территории страны всеми хозяйствующими субъектами, за определенный период времени (обычно за год). Используется для расчета показателя налогового бремени.
РАССРОЧКА, или рассрочка уплаты налога
налоговая льгота в форме распределения суммы дохода (налога) на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.
РЕЗИДЕНТ
физическое или юридическое лицо, имеющее постоянное местопребывание в данной стране. В РФ налогообложению подлежат доходы Р., полученные им на территории данного государства и за рубежом (полная налоговая обязанность). Необходимое условие – проживание гражданина РФ, иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 183 дней в календарном году.
СБОРЩИКИ НАЛОГОВЫЕ
юридические и физические лица, на которых государством возложена обязанность собирать налоги и перечислять их в бюджет.
СИСТЕМА НАЛОГОВ
совокупность налогов, взимаемых в государстве. В РФ. С. Н. охватывает три уровня.
СИСТЕМА НАЛОГОВАЯ
взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Понятие С. Н. более емкое, чем понятие «система налогов» (или «совокупность налогов»), ибо первое из них включает второе как составную часть и обусловлено всеми экономическими и политико-правовыми характеристиками, а также другими условиями налогообложения (налоговый контроль, налоговая ответственность и др.).
СКИДКА НАЛОГОВАЯ
льгота, направленная на сокращение налоговой базы. Скидки могут быть общими (ими пользуются все плательщики) и специальными (для отдельных категорий субъектов), а также стандартными (например, необлагаемый минимум дохода) и нестандартными, величина которых определяется в зависимости от суммы произведенных налогоплательщиком расходов на те или иные цели (например лечение или обучение).
СПРОСОБ УПЛАТЫ НАЛОГА КАДАСТРОВЫЙ
взимание налога на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества; выражается в определении налоговой базы на основе кадастров.
СПРОСОБ УПЛАТЫ НАЛОГА ПО ДЕКЛАРАЦИИ
выражается в представлении налогоплательщиком в установленный срок в налоговый орган официального заявления о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год.
СПРОСОБ УПЛАТЫ НАЛОГА У ИСТОЧНИКА ДОХОДА
означает, что налог исчисляется и удерживается организацией (учреждением), которая выплачивает доход субъекту налога. Здесь моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога, это как бы автоматическое удержание, безналичный способ.
СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА
календарная дата или определенный период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. С. У. Н. устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
СТАВКА НАЛОГА ПРОГРЕССИВНАЯ
ставка, увеличивающаяся по мере роста облагаемого дохода.
СТАВКА НАЛОГА ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ
ставка, действующая в одинаковом проценте к объекту обложения вне зависимости от его величины.
СТАВКА НАЛОГА РЕГРЕССИВНАЯ
ставка прямого налога, которая снижается по мере увеличения налогооблагаемой базы.
СТАВКА НАЛОГА ТВЕРДАЯ
ставка, установленная в абсолютной сумме независимо от величины дохода.
СТАВКА НАЛОГОВАЯ
величина налога в расчете на единицу налогообложения. Различают твердые ставки (установленные в абсолютной сумме независимо от величины дохода) и долевые ставки (выражаемые в определенных долях объекта обложения).
СТАТУС НАЛОГОВЫЙ
правовое положение лица с позиций налогового права. С. Н. физических лиц определяется с помощью теста физического присутствия, а когда временного критерия недостаточно для определения места обложения лица используются дополнительные признаки. Для определения С. Н. юридических лиц используют различные тесты или их комбинации.
СТРУКТУРА НАЛОГА
1) набор сведений, который позволяет конкретно выявить: обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; границы требований государства в отношении имущества плательщика; 2) основные характеристики данного налога, его элементы, составляющие.
СУБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог за счет собственных средств.
ТАЙНА НАЛОГОВАЯ
1) сведения, известные только налоговым органам и не подлежащие разглашению, например совокупный доход налогоплательщика; 2) любая конфиденциальная информация о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, разглашение которой может нанести ему вред или ущерб.
УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ
нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на наказуемом сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также искажении финансовой отчетности. У. У. Н. выражается в несвоевременной уплате налоговых платежей, непредставлении документов, незаконном использовании льгот и т. п. Именно элемент незаконного уменьшения налоговых обязательств отличает данное понятие от «налогового планирования».
УПЛАТА НАЛОГА
стадия налогового производства; порядок У. Н. предусматривает нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.
УПЛАТА НАЛОГА ПО ДЕКЛАРАЦИИ
налогоплательщик обязан представить в налоговый орган в установленный срок официальное заявление о своих налоговых обязательствах. При проведении налоговых проверок данные декларации сравниваются с контрольными цифрами. Расхождения этих данных служат основанием для взыскания недоимок, пени и др. либо для возврата излишне уплаченных сумм налога.
ФОРМЫ (СПОСОБЫ) ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ
нормативно установленные способы и процедуры внесения налогов в бюджет.
ФУНКЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
являются способом выражения различных свойств налогов; они показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. Все Ф. Н. неразрывно взаимосвязаны, и рациональность действующего законодательства определяется степенью относительного равновесия между ними.
ФУНКЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ
позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через Ф. Н. К. обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
ФУНКЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕГУЛИРУЮЩАЯ
проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы (спад или рост производства, научно-технический прогресс, распределение и перераспределение национального дохода, спрос и предложение, объем доходов и сбережений населения). Ф. Н. Р. подразделяется на три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
ФУНКЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ)
перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан, передача средств в пользу слабых и незащищенных слоев населения.
ФУНКЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИСКАЛЬНАЯ
основная функция, которая обеспечивает формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства, аккумулирование в бюджете необходимых средств. С помощью Ф. Н. Ф. осуществляется распределение этих средств для реализации государственных программ, а также перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах.
ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ
юридическое или физическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность от своего имени. Каждый Х.С. является и субъектом налогообложения (налогоплательщиком).
ШТРАФ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
штраф, на плательщика, не подавшего в положенный срок налоговую декларацию, не заплатившего налог или совершившего другие нарушения, предусмотренные законами большинства стран. Ш. А. взимается в виде фиксированной суммы или определенного процента причитающегося налога.
ШТРАФ НАЛОГОВЫЙ
форма наказания за нарушение налогового законодательства: неуплата или неполная уплата налога, непредставление налоговой декларации и др.
ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА, или элементы налогового обязательства
определяемые законодательными актами основные характеристики данного налога и порядок его взимания. Э. Н. имеют универсальное значение, хотя структура налогов различна и число их велико.