как определяется форма государства
Как определяется форма государства
Форма государства – способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Согласно третьей точке зрения, форма государства состоит из 3-х элементов, а именно:
1. Формы правления – это сумма способов организации государственной власти (структура, порядок образования высших органов государства, способы осуществления власти);
2. Формы государственного устройства – это сумма способов устройства государственной власти, характеризующих связь между центральной и региональной властью;
3. Политического режима – это сумма способов осуществления государственной власти, закрепляющих объём предоставляемых гражданам свобод для их участия в политической, экономической социальной, культурной деятельности государства.
Форма государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы.
Существует два подхода к форме государства:
Общепризнанная классификация форм государства отсутствует. В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы:
б) экстремистская (фашистская);
в) милитаристская (правление военного центра);
г) монократическая в условиях тоталитарного социализма.
а) традиционная (США, Англия);
б) постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря).
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.
На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы
Форма государства
Понятие формы государства и её основные элементы
Говоря о форме государства, следует заметить, что в юридической литературе под формой понимают организацию политической власти, т.е. основное внимание уделяется лишь одному из признаков государства, тогда как форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.
Аристотель, же рассматривая форму государства как систему верховной власти в государстве, определял её в зависимости от числа властвующих, как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства рассматривались им как «правильные», каждая из которых могла легко искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму – тиранию, олигархию, охлократию.
Значительное внимание исследованию форм государства уделяется и в современной отечественной и западной литературе. Однако единого толкования этого понятия до сих пор нет. Вместе с тем, понятие формы государства можно сформулировать следующим образом:
Форма государства – это структурный, территориальный и политический способ организации деятельности государства, который включает в себя форму правления, форму государственного устройства и форму государственно-политического режима.
Рассмотрим более подробно каждый из трёх элементов формы государства.
Понятие и виды форм правления
Монархия – форма правления при которой верховная государственная власть принадлежит одному миру (монарху) и передаётся, как правило, по наследству.
В литературе выделяют следующие виды монархической формы правления: древневосточная монархия (первая в истории человечества форма правления); древнеримская (Римская империя); феодальная (включает в себя: раннефеодальную, сословно-представительную и абсолютную монархии); Конституционная – включающая в себя парламентарную и дуалистическую монархии.
Республика – форма правления, при которой власть принадлежит органам государственной власти, избираемой населением на определённый срок.
В зависимости от того, что формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно в литературе различают парламентские, президентские и смешанные республики.
Понятие и разновидности форм государственного устройства
Форма государственного устройства – это внутреннее строение государства, способ его административно-территориального деления, обуславливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
В научной литературе выделяют 3 формы государственного устройства:
1. Унитарное государство – это такое единое государственное образование, на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, вооружённые силы, конституция, единое законодательство, судебная система и единое гражданство.
Унитарные государства могут быть централизованными, децентрализованными, национальными (Эстония, Япония) и многонациональными (Китай, Афганистан).
2. Федеративное государство – это такое государство, которое состоит из ряда государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные республиканские (субъектов федерации) органы власти.
В научной литературе выделяют два вида федерации: административные (США, Мексика) и национальные (Югославия).
Разновидностями конфедерации являются: межгосударственные союзы; содружества; и сообщество государств. Вместе с тем, следует отмечать конфедерации от коалиций.
Последние представляют собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданных для наступательных и оборонительных целей при наличии общего противника.
Понятие и виды форм государственно-политического режима
Государственно-политический режим – это элемент формы государства, характеризующий совокупность приёмов, методов, способов и средств осуществления государственной власти.
В научной литературе большинство авторов выделяют два вида политического режима: демократический и анти демократический. Последний, в свою очередь, подразделяется на тоталитарный, авторитарный, органический
Основными признаками демократического режима являются:
Для антидемократического режима характерно:
Тоталитарный режим – представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего господства. Для него характерно также отсутствие для всех единой обязательной идеологии, одной господствующей партии, массового террора.
Фашистский режим – его основой является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов «низшей» расы.
Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием случаев демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких слоёв населения; спора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.
Кроме того, в научной литературе кроме указанных выше режимов, выделяют и такие, как: деспотический; тиранический; либерально-демократический; собственно-демократический и др.
Понятие формы государства. Факторы, влияющие на выбор формы государства
Понятие формы государства
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
Признаки монархии:
Виды монархий:
Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.
Признаки республики:
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные.
По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Политический режим обеспечивает
Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
Признаки политического режима:
Основные характеристики демократического режима:
Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.
К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.
Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.
К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.
Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.
Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.
К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.
Основные характеристики тоталитарного политического режима:
Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.
Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
Авторитарный режим
Основные характеристики авторитарного политического режима:
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.
Отличие авторитарных режимов от тоталитарных:
Факторы, влияющие на выбор формы государства
На выбор новых и изменение существующих форм государства оказывают влияние разные факторы, включая :
1) внутренние:
2) внешние:
Влияние внешних факторов на формы государства может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях.
Важность выбора конкретной формы государства объясняет то, что в некоторых случаях решение этого вопроса протекает в обстановке острых конфликтов (кратковременных или продолжительных), борьбы, которая может проходить как в мирных, так и немирных формах.
Форма государства
Понятие формы государства. Форма правления. Форма государственного устройства
Форма государства зависит от его содержания и определяется им.
Значительное влияние на форму государства оказывают экономика, культура, исторические традиции, национальные особенности, природные условия проживания и др.
Под формой государства понимаются форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим. Их следует понимать как основные структурные элементы формы государства.
Виды монархии: В зависимости от исторической эпохи все монархии делят на добуржуазные и буржуазные.
В зависимости от соотношения статуса главы государства и статуса парламента, степени интенсивности взаимодействия между ветвями государственной власти, порядка формирования и ответственности правительства выделяют президентские, парламентские, смешанные республики (для отечественной юридической науки типично понятие «смешанная республика»). Зарубежные научные источники преимущественно используют понятия «парламентско-президентская республика», «президентско-парламентская республика», «полупрезидентская республика», «полупарламентская республика» и нетрадиционные виды республик.
Президентские республики характеризуются обособлением ветвей власти друг от друга, минимальным по объему применением системы сдержек и противовесов, в такой республике применяется внепарламентский метод избрания президента (либо населением, либо коллегией выборщиков), президент является главой исполнительной власти, самостоятельно формирует правительство, несущее перед ним ответственность.
Парламент не может отправить правительство в отставку. Нередко правительство возглавляется самим президентом (США). Министры составляют кабинет президента, имеют лишь совещательный голос, решение принимает президент единолично. Президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом; имеет право самостоятельно издавать нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Обычно избирается всеобщим голосованием (США, Мексика, Бразилия, Колумбия, Камерун, Кот-д’Ивуар и др.).
Парламентские республики характеризуются особой ролью парламента в системе государственных органов, который формирует правительство (из представителей партии, победившей на выборах, или коалиционное правительство, когда ни одна из партий, получивших места в парламенте, не обладает большинством голосов, позволяющим сформировать однопартийное правительство), несущее перед ним ответственность (Италия, Германия, Греция, Израиль).
Но не главой правительства, что лишает его возможности оказывать значимое влияние на политический курс страны. В такой республике значительная роль отводится главе правительства (премьер-министру), который также избирается парламентом, но, как правило, является лидером либо правящей партии, либо коалиции победивших партий (Италия, Германия, Венгрия, Индия, Финляндия и др.). Правительство не несет ответственности перед президентом.
Смешанные республики сочетают в себе элементы парламентской и президентской республик, здесь взаимодействие ветвей власти и объем реализации элементов системы сдержек и противовесов максимален (Франция, Россия).
В смешанной республике правительство формируется совместно президентом и парламентом и несет ответственность перед ними обоими. Парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. Президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Президент в смешанной республике является главой государства, полномочия по осуществлению исполнительной власти разделены между ним и правительством. Имеет место бицефальность исполнительной власти, когда реальные властные полномочия в сфере исполнительной власти принадлежат и премьер-министру, и президенту.
Президент в смешанной республике наделен правом отлагательного вето на законы парламента.
Так, например, в России Правительство РФ формируется Президентом РФ и ответственно перед ним. Однако Государственная Дума как палата Федерального Собрания может выразить Пра ви тельству РФ недоверие. Окончательное решение об отставке принимает Президент РФ, который может не согласиться с решением Государственной Думы и при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев вправе Государственную Думу распустить. Аналогичные институты можно найти в конституциях Франции, Украины, Болгарии, Португалии и др.
Форма государственного устройства есть политико-территориальное устройство государства. В нем раскрывается характер взаимоотношений между территориальными образованиями, а также между центральными и местными органами публичной власти.
С позиции политико-территориального устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация, конфедерация, империя).
В унитарном государстве существует единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны, а также единая система законодательства, предполагающая, что по любым вопросам центральная власть вправе осуществлять правотворчество.
Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти и объема полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства, если таковые существуют.
Унитарное государство является централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы (Туркменистан, Монголия, Таиланд, Польша). В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни (Великобритания, Швеция).
В составе унитарных государств могут быть образованы автономии, т.е. районы государства, отличающиеся географическими, национальными, языковыми особенностями, в силу которых они наделены широкими возможностями внутреннего самоуправления.
Автономии делятся на территориальные (в форме политических и административных автономий) и экстерриториальные (в форме национально-культурной автономии) виды.
В зависимости от объема полномочий автономии выделяют две ее территориальные формы. В политической автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам (Аландские острова Финляндии). Административная автономия не имеет права на издание собственных законов, но ей предоставлены некоторые специфические права, которые отсутствуют у обычных административно-территориальных единиц (в Китае автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами).
В условиях отсутствия компактного проживания нации может быть создана национально-культурная автономия, которая имеет экстерриториальный характер и выражается в предоставлении нации права иметь своих представителей в государственных органах и закреплении обязанности государства консультироваться с представителями нации при решении вопросов, касающихся языка, быта, культуры. В России правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется на основании Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».
В современном мире существуют так называемые регионалистские государства (Испания, Италия) как разновидность унитарного государства и переходная форма от унитарного государственного устройства к федеративному.
Регионалистские государства характеризуются высокой степенью децентрализации власти. Автономии в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. Центральная власть назначает своего представителя в регионе, статус которого варьируется от номинального до предоставления ему права вето на решения местной власти (Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР).
Признаки федеративных государств:
Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях. Исключения в этой сфере, как правило, касаются внешнеэкономических и культурных связей.
В федеративных государствах могут применяться следующие виды компетенции, позволяющие разграничить предметы ведения и полномочия между федеральной властью и субъектами федерации:
Федерации подразделяют по национальному и территориальному признакам. Национальные федерации, как правило, недолговечны, поскольку в политической и государственной жизни часто именно этот фактор и разрушает государственность (Чехословакия, Югославия и др.). В территориальных федерациях число субъектов федерации не соответствует количеству национальностей и национальный фактор, как правило, остро не выражен (Канада). Здесь нередко учитывается фактор языка, т.е. в субъект федерации чаще объединяется население, говорящее на одном диалекте.
Кроме этого, иногда федерации разделяют на симметричные и асимметричные. Речь идет о правовом положении различных частей федерации, их полномочиях. Симметричная федерация в идеале состоит из однопорядковых составных частей, т.е. все они имеют одинаковый правовой статус субъектов федерации. Абсолютно симметричных федераций нет, ибо в любом случае какие-то различия между субъектами всегда имеют место.
Под асимметрией в федерации принято понимать либо нормативно признанное неравенство конституционных статусов субъектов федерации (вплоть до предоставления отдельным субъектам федерации статуса самостоятельного субъекта международного права), либо формальное равенство субъектов федерации в отношениях с федеральным центром, но, например, неравенство в части предоставления какимлибо субъектам федерации специфических полномочий.
Конфедерация формируется на основе договоров о ее создании.
В конфедерации отсутствует единая судебная и законодательная система, общее гражданство и др. Кроме того, в конфедерации отсутствует общая для всей конфедерации территория и государственная граница, а также общая для всех участников конституция, общее законодательство, общая финансовая система.
Примерами конфедераций могут служить Швейцария с 1815 по 1848 г., США с 1776 по 1787 г., Сербия и Черногория в 2003-2006 гг., Сенегамбия в 1982-1989 гг., де-факто в настоящее время конфедерацией являются Босния и Герцеговина, хотя ее составные части и лишены права сецессии.
Существует точка зрения, что Европейский Союз является конфедерацией. Однако следует учитывать, что ряд актов органов ЕС имеют прямое действие на территории государств-членов, круг вопросов, решаемых на уровне ЕС, не ограничивается вопросами обороны и экономики.
Короной различных государственных образований, подчиненных императору, законам империи. Обычно империи создавались путем завоевания чужих земель (империя франков, Римская империя, Германская империя, Российская империя и др.).
Понятие политического (государственного) режима, виды
В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают демократические и антидемократические (в форме авторитарных и тоталитарных) режимы.
Признаки демократического режима:
Методы осуществления государственной власти основаны на признании политического, экономического и идеологического плюрализма.
Выделяют следующие формы демократии (способы внешнего выражения демократического политического режима): прямую и представительную.
Демократический политический режим характерен для Российской Федерации, США, Франции, Великобритании, Германии и многих других европейских стран.
Признаки авторитарного режима:
Данный государственный режим характерен для Таиланда, Сирии, Малайзии, ряда стран африканского континента, Латинской Америки.
Тоталитарный режим характеризуется всеобъемлющим контролем государства над обществом и опирается на системное применение насилия или угрозу его применения. Проявляется нетерпение ко всякому инакомыслию; власть в государстве осуществляется вождем или пожизненным президентом, часто лидером единственной политической партии. Политическая активность граждан отсутствует, личность в деятельности государства игнорируется.
Тоталитаризм основывается на культе личности правящего вождя.
При тоталитарном политическом режиме имеет место идеологизация общества и общественной жизни на основе единой обще обязательной государственной идеологии, т.е. идеологический плюрализм отсутствует.
Экономический плюрализм отсутствует, в частности при существовании различных форм собственности имеет место доминирование государственной собственности и ее преимущественная защита.