как опубликовать учебное пособие
Как опубликовать учебное пособие
Издание учебника в нашем издательстве — правильный шаг в судьбе курса и в вашей академической карьере
Юрайт заслужил репутацию лидера на рынке учебной литературы для высших учебных заведений, среднего профессионального и дополнительного образования;
Собственная система распространения и продвижения учебных изданий позволит познакомиться с вашим произведением студентам сотен вузов нашей страны;
Книга доступна как в полиграфическом исполнении, так и в электронном виде на образовательной платформе;
Собственное типографское производство гарантирует высокое качество полиграфии и постоянное наличие вашей книги в продаже;
Внутреннее рецензирование и профессиональное редактирование позволят раскрыть материал курса в оптимальной методической и стилистической форме.
Подать заявку
Зачастую трудно определить, кому в данный момент принадлежит имущественное право на произведение. Возможно ли переиздание вашего произведения?
Разберем частые ситуации.
Должен быть договор между автором и издательством об оплате издательских услуг.
Между автором и издательством должен заключаться договор. Как правило, в договоре указываются срок передачи прав, виды переданных прав (печатное и электронное издания), исключительность либо неисключительность прав. Обращаем внимание, что в договоре может содержаться пункт об автопролонгации на определенный срок. Если в качестве срока указано «весь срок действия авторского права», переиздание не представляется возможным, поскольку права переданы навсегда. Если срок действия в договоре не указан, согласно ст. 1235 ГК РФ договор считается заключенным на пять лет. Если издательство долгое время не выплачивает вам предусмотренный договором гонорар, вы можете прервать договор в одностороннем порядке, просто уведомив об этом издательство в письменном виде. Договор прекращается в тридцатидневный срок с момента получения уведомления об отказе от договора, если в этот срок издательство не исполнит обязанность выплатить вознаграждение (ст. 1237 ГК РФ).
Правильным шагом служит обращение в университетское издательство (редакционно-издательский отдел и т. п.) за разъяснением, проходило ли издание в рамках служебного задания. Служебное задание подразумевает, что права принадлежат университету (работодателю). Если служебного задания не было и договор не заключался, вероятно, права на книгу свободны. Если служебное задание существовало, для переиздания необходимо письменное разрешение на передачу прав от руководства университета.
Нужно связаться с грантодателем и определить, не передавались ли права на произведение в качестве условия получения гранта.
Вам стоит обратиться в издательство, ранее выпускавшее вашу книгу, и попросить копию договора.
Права свободны, если у издательства не было правопреемника. Аналогична ситуация с реорганизацией (слиянием) университетов.
Как издать свою книгу или пособие? Интервью с представителем издательства «Учитель»
Среди пользователей нашего сайта есть и авторы книг и пособий, и те, кто только интересуется тем, как издать свой авторский материал. Наверное, потребность распространять свой опыт у учителя в крови, в этом суть его работы. Но не многие пока решаются на написание книги. Мы поговорили с Антоном Грининым, представителем крупнейшего издательства методической литературы — издательства «Учитель».
Издательство «Учитель» представлять педагогическому сообществу не нужно: в России и странах СНГ у каждого работника образовательной сферы наверняка есть хотя бы несколько пособий, изданных здесь. Это пособия по школьному и дошкольному воспитанию, причем, не только книги, но и диски, мультимедийные пособия, наглядная продукция и т.д.
— Как часто авторы обращаются к Вам со своими рукописями? Какие материалы они в основном предлагают (сборники упражнений, поурочное планирование, учебники, сборники мастер-классов и т.д.)?
— К нам обращаются с самыми разными материалами. Но в основном это разрозненные работы, отдельные статьи или другой несистематизированный материал. Мы бы хотели обратить внимание наших потенциальных авторов на то, что педагогам интересно и эффективнее работать с уникальными пособиями, основанными на личном, лучше инновационном опыте. Работа должна раскрывать либо образовательную технологию, либо интересные формы деятельности как с обучающимися, так и среди педагогов.
— Скажите, пожалуйста, в каком формате нужно высылать рукопись в издательство? Есть ли какие-то определенные требования? Нужно ли высылать ее целиком или частично? Куда нужно высылать рукопись?
— Безусловно, требования существуют. Предпочтительны электронная версия, наличие рецензии или экспертного заключения. Представлять для рассмотрения в редакционный совет лучше максимально законченный материал. Обязательны: название (тема) будущего пособия, аннотация, структура (содержание), а также фрагмент (раздел, урок, сценарий и т.д.), характеризующий в той или иной степени содержание предлагаемого материала.
— Какой примерный срок рассмотрения рукописи от ее получения до окончательного ответа: стоит ли с ней и автором работать дальше, или это точно не подходит к публикации?
— Срок рассмотрения рукописи в целом составляет месяц. До того момента пока методист не свяжется с автором для уточнения деталей и рекомендаций, автору не имеет смысла работать над материалом.
— Какие стандартные размеры авторского вознаграждения автору методической литературы? Можно ли заранее, до издания книги спрогнозировать его?
— Авторское вознаграждение — это вопрос, который зависит от многих факторов. Каждый случай рассматривается индивидуально. В целом вознаграждение тем больше, чем интереснее и актуальнее представленный материал.
— Недавно я была сайте художников, где они очень активно обсуждали, что одно очень известное издательство набирает на удаленную неофициальную работу начинающих художников, дает им задание. А после публикации иллюстраций не выплачивает гонорары, обещая выплатить то в следующем месяце, то после реализации тиража, то после выполнения другого задания. Как, на Ваш взгляд, автор может обезопасить себя от обмана со стороны издательств?
— В данном случае автор уже защищен статьей Гражданского кодекса о защите авторский прав. До тех пор, пока права на материал не переданы издательству в виде заключенного договора, его публикация невозможна и противозаконна. Любое уважающее свой авторитет издательство на такой шаг не пойдет. В нашем издательстве более, чем за 25 лет его существования таких случаев не было.
— Что Вы ожидаете от авторов? Какие бы советы дали им?
— Главный совет, наверное, чтобы интересы авторов совпадали с тем, что интересно и необходимо их коллегам. Также мы бы посоветовали при составлении материала максимально руководствоваться рекомендациями редакционного совета издательства, подходить к работе творчески и профессионально, ни в коем случае не использовать плагиат.
— Какие основные ошибки допускают авторы?
— К сожалению, авторы часто не видят четкой структуры своего материала. Они часто неправильно оформляют цитаты и библиографию, применяют запрещенные к использованию интернет материалы и материалы, защищенные авторским правом. Издательство «Учитель» оказывает квалифицированную помощь и методическое сопровождение авторам в редактировании и подготовке материалов к изданию.
— Спасибо большое!
Мы побеседовали с Антоном Грининым. А по вопросам издания своих материалом можно обратиться в редакционный отдел издательства по электронным адресам: met@uchitel-izd.ru, redaktor@uchitel-izd.ru.
Читайте также: интервью с автором книг Алиной Бикеевой. Как издать свою книгу. Часть 1, часть 2.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Как зарегистрировать права на учебник?
Я написал учебник по одному из дизайн-инструментов. Работа уникальна, и это 100% моя интеллектуальная собственность. Хочу распространять учебник бесплатно, но узнал, что все равно необходимо зарегистрировать права на него.
Что именно надо регистрировать и как? Как впоследствии доказать, что это я написал учебник?
Учебник — это такой же объект авторского права, как текст или фотографии.
По закону авторское право возникает само по себе в момент создания произведения — дополнительно регистрировать ничего не нужно. Есть только два условия:
Как только вы написали учебник, он автоматически, без регистрации, стал охраняться авторским правом. Однако сам факт возникновения авторских прав не защищает произведение от воровства: кто-то все равно может скопировать текст учебника, присвоить себе авторство и издать большим тиражом. Тогда придется идти в суд и доказывать, что право принадлежит вам, а не кому-то еще. Вот как можно это сделать.
Зафиксировать дату создания произведения
Указать свое имя на произведении может каждый, но является ли он автором — вопрос спорный, и это часто ведет к долгим судебным разбирательствам. Поэтому вам надо доказать, что именно вы первым написали учебник, — зафиксировать дату его создания. Для этого есть три способа:
Отправка по почте — самый простой и дешевый способ зафиксировать дату создания произведения. Автор распечатывает произведение, ставит на нем дату и свою подпись и отправляет сам себе по почте. Затем хранит отправление в закрытом конверте. В случае суда почтовый штемпель на конверте подтвердит, что произведение существовало на указанную в штемпеле дату.
Отправить произведение можно и по электронной почте или в мессенджере. Главное, чтобы можно было определить дату отправки.
Нотариус вправе удостоверять время предъявления документов — может зафиксировать, что в такое-то время такого-то числа такой-то человек предъявил ему свое произведение.
К нотариусу надо прийти с паспортом и двумя экземплярами произведения. Один он оставит для собственного дела, а второй вернет автору вместе с отметкой об удостоверении времени, своей подписью и печатью.
Депонирование — самый популярный способ зафиксировать дату создания произведения. Строго говоря, депонирование — это и есть регистрация объекта авторского права. Автор отдает копию своего произведения в специальный архив, а взамен ему выдают свидетельство, которое подтверждает, что он передал экземпляр произведения в определенный день.
Услуги по депонированию оказывают официальные партнеры Российского авторского общества, различные библиотеки, в том числе РГБ, и онлайн-сервисы типа Interoco. Стоимость депонирования устанавливают сами организации.
Депонирование — добровольная процедура, поэтому закон не связывает с ним наступление каких-либо последствий. По сути, депонирование только подтверждает, что произведение существовало в определенный момент, но не является единственным и неопровержимым доказательством самого авторства.
Вот пример из судебной практики. Один предприниматель зарегистрировал товарные знаки в виде объемных изображений деревянных игрушек, которые он ввозил из Китая. Автором этих игрушек, по словам предпринимателя, был он сам.
Это не понравилось крупной компании по производству игрушек. Она обратилась в суд и потребовала признать регистрацию товарных знаков недобросовестной конкуренцией.
Суд по интеллектуальным правам в иске компании отказал, однако президиум СИП направил дело на пересмотр. Авторство предпринимателя подтверждалось депонированием внешнего облика игрушек в «Копирусе». Президиум указал, что депонирование подтверждает только факт существования игрушек в определенное время, но не авторство. Поэтому суд первой инстанции должен был исследовать другие доказательства авторства.
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 17.02.2020 по делу № СИП-598/2019 PDF, 281 КБ
Таким образом, в случае спора помимо депонирования или других способов фиксации даты создания учебника также пригодятся другие доказательства, что именно вы его написали. Это могут быть показания свидетелей, черновики, результаты экспертизы и т. п.
Получить патент
Авторское право защищает только сам текст учебника, а заложенное в этот текст содержание — принципы, концепции, идеи — нет. Часто новые с точки зрения авторского права произведения являются лишь вольной переработкой уже существующих. Например, «Волшебник страны Оз» Л. Ф. Баума и «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова. Или оригинальная серия книг о Гарри Поттере и пародии на него: Таня Гроттер и Ларин Петр.
В случае с учебником защита содержания особенно важна: методику обучения может позаимствовать кто-то другой и начать распространять ее на своих условиях. Привлечь недобросовестного бизнесмена за нарушение авторских прав не получится, ведь права на сам учебник он не нарушил. В этом случае может помочь патентное право.
Если ваш учебник содержит особую образовательную методику, на него можно получить патент, который будет охранять педагогический подход. Патент запрещает использовать сходные образовательные методики, а не текст учебника.
Но не все так просто: патент охраняет только конкретное техническое решение, поэтому защитить получится не все. Например, на сегодняшний день существуют такие патенты:
Запатентовать образовательную методику можно в Роспатенте. О том, как получить патент, Т—Ж уже писал.
Есть еще один нюанс. Получение патента на образовательную методику не препятствует защите авторских прав на учебник, в котором эта методика содержится. Но вот публикация учебника до получения патента — существенное препятствие, потому что запатентовать можно только решение, которое обладает новизной. Поэтому сначала нужно получить патент, а уже потом публиковать учебник.
Указать знаки авторства и распространять по лицензии
При публикации учебника в интернете важно указать знаки правовой охраны: ©️, год первой публикации, ваше имя или псевдоним. Это не обязанность по закону, но такая информация всегда плюс при доказывании авторства.
То, что вы собираетесь разместить учебник в открытом доступе, не означает, что его можно свободно использовать. Например, учебник можно скачать для личного чтения, а распространять, не поставив в известность автора, нельзя — для этого нужна лицензия.
Есть три вида лицензий:
Чтобы свободно распространять учебник в интернете, подходит открытая лицензия.
Чтобы читатели знали, как именно можно использовать учебник, надо опубликовать условия лицензии или дать ссылку на типовую форму открытой лицензии — это проще.
Самая популярная типовая форма — Creative Commons, СС. Она включает в себя различные виды лицензий в зависимости от предоставляемых пользователю полномочий. Эти полномочия выражаются специальными атрибуциями. Их всего четыре:
Атрибуции можно компилировать. Например, СС BY-NC означает, что учебник можно копировать и распространять на любом носителе и в любом формате, но только в некоммерческих целях и с обязательным указанием авторства.
Что в итоге
Чтобы вы могли доказать, что именно вы написали учебник, зафиксируйте дату его создания — хотя бы направьте файл с текстом учебника себе по электронной почте.
Если в учебнике есть какая-то особая образовательная методика, подумайте над патентом.
При публикации учебника в интернете не забудьте про знаки правовой охраны.
Свободно распространять учебник можно по лицензиям Creative Commons.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Независимое издательство для педагогов: авторский учебник быстро и без затрат
Этой весной в журнале «Университетская книга» вышла подробная статья, посвященная независимым учебным изданиям, которые педагоги выпускают с помощью сервиса Rideró. Мы подумали, что она будет полезной всем, кто связан с образованием, поэтому публикуем ее полностью в своем блоге.
На платформе Rideró за последние пару лет были опубликованы около тысячи наименований учебных и методических пособий, рабочих тетрадей, научных монографий, сборников лекций и статей, а жанр научно-популярных изданий для детей и взрослых еще год назад составлял около пятой части опубликованных книг, к 2019 году его доля выросла до трети всех изданий сервиса. Благодаря современным технологиям самиздата преподаватели разных дисциплин могут издавать свои авторские учебники самостоятельно — в электронном виде и в бумажном по технологии «печать по требованию» — без вложений в предпечатную подготовку и тиражи. Каждому изданию при публикации бесплатно присваивается ISBN.
По запросу автора сервис готов подать заявку на включение книги в РИНЦ: у Rideró есть договор с Научной электронной библиотекой, которая ведет базу данных российского индекса научного цитирования. Для этого необходимо только, чтобы научная публикация соответствовала стандартным требованиям РИНЦ (свободные права, наличие научной рецензии и списка литературы). Услуга предоставляется авторам бесплатно.
Многих привлекает и легкая возможность обновления учебников — в отличие от готового тиража в книгу, которая распространяется в электронном виде и по технологии «печать по требованию», можно вносить правку и дополнения в режиме реального времени.
Авторские учебники
«Статистика и котики» — авторское учебное пособие, которое в 2016 году с помощью издательского сервиса Rideró выпустил преподаватель Уральского федерального университета Владимир Савельев. Автор хотел заинтересовать изучением математической статистики даже гуманитариев: «Из этой книги вы узнаете, что такое дисперсия и стандартное отклонение, как найти t-критерий Стьюдента и U-критерий Манна-Уитни, для чего используются регрессионный и факторный анализы, а также многое и многое другое. И все это — на простых и понятных примерах из жизни милых и пушистых котиков, которые дарят нам множество приятных эмоций».
«Статистика и котики» стала популярной еще до ее выхода и собрала более 300 000 рублей на подготовку и печать первого тиража благодаря предзаказам читателей. В 2017 году по запросам читателей автор выпустил и полностью распродал второй тираж издания. Тогда же книга вошла в лонг-лист престижной премии «Просветитель», а Владимир Савельев получил предложение от издательства «АСТ», где впоследствии вышел третий тираж книги.
Вот как, по словам автора, появилась идея такого учебника: «Идея книги появилась у меня весной 2016 года, к тому времени я уже пятый год вел курс “Математические методы в психологии” в Уральском федеральном университете. Студенты-психологи не особо любят математику. Они поступают на психологический факультет в надежде на то, что математики у них больше не будет никогда. И на втором курсе они встречают меня с курсом математической статистики. Каждый год я что-то менял в программе. А тут так получилось, что у меня в одном семестре занятия были по группам, первые два месяца занималась одна часть курса, а вторые — другая. И когда первая часть курса отзанималась и написала контрольные, я эти контрольные проверил и понял, что нужно что-то срочно менять. Я понял, что нужен какой-то яркий забавный пример, чтобы увлечь студентов предметом, сделать его простым и понятным. Так и появились котики. И я в порядке эксперимента начал предварять каждое практическое занятие небольшой теоретической частью на котиках. Одновременно все эти материалы я записывал и дал студентам к ним доступ. После пришла мысль: “А почему только мои студенты должны получать такие плюшки?” И я решил поделиться своей методикой с другими преподавателями и студентами и сделал тематическую группу на “ВКонтакте”. Позвал туда знакомых из других вузов и начал публиковать свои материалы. Это имело успех, и тогда я решил оформить все все эти примеры в формате книги. Поэтому, с одной стороны, эта книга — обобщение моего преподавательского опыта, а с другой — попытка представить предмет в новом и необычном свете».
Другой вузовский бестселлер сервиса Rideró — учебник «Системное мышление» Анатолия Левенчука, научного руководителя Школы системного менеджмента. Он базируется не столько на традиционной академической литературе по общей теории систем, сколько на современных международных стандартах и публичных документах системной инженерии и инженерии предприятий, и дополняет авторский онлайн-курс с задачами. Автор установил на электронную версию символическую цену в 40 рублей, в том числе и благодаря этому за 2018 год книгу купили более 2 000 читателей.
Методические пособия
Рената Кирилина — автор множества методик обучения и книг, написанных на их основе. Прошла путь от учителя до директора государственной школы и знает все подводные камни системы образования. Создатель и директор собственной «Школы умных детей». Первая книга, которую Рената Кирилина с соавторами издали с помощью сервиса, — «Как легко научить ребенка читать»: «Это часть дипломной работы, которую я писала, защищая квалификацию «Учитель-логопед». В то время я работала в петербургской «Школе здоровья и индивидуального развития», где разработала методику повышения скорости чтения у детей с дислексией. У этой методики оказались высокие показатели». А самый большой резонанс получила книга «33 техники эффективного обучения от А до Я». В ней собраны техники эффективного обучения, которые автор ежедневно применяет в своей работе с детьми. Рената Кирилина обучает родителей приемам и методам, которые не практикуют в государственной системе образования: «Мы используем самые передовые знания о работе мозга и технологиях обучения. Простым языком доносим эффективные инструменты до родителей и помогаем им не бояться школьной программы и школьных лет детей». Сейчас с помощью издательского сервиса Rideró Рената Кирилина с соавторами издали более 25 методических пособий и рабочих тетрадей для занятий с дошкольниками и младшими школьниками.
Научные монографии
С помощью Rideró опубликовано более сотни монографий на самые разные темы научных исследований — от детской неврологии до политических наук. Их авторы — кандидаты и доктора наук. На части из них стоят рекомендации ученых советов вузов в качестве научного издания, но даже в этом случае редакционно-издательские отделы вузов не всегда имеют возможность финансировать выпуск монографии, хотя издание монографии — это закономерный заключительный этап практически любого крупного научного исследования. Rideró позволяет любому автору опубликовать свой труд в формате книги вне зависимости от темы, потенциальной аудитории, не требует затрат, а, наоборот, позволяет автору самостоятельно назначить цену на свою книгу и давать ссылку на страницу интернет-магазина, где можно ее найти. А если автор заинтересован в том, чтобы дать свободный доступ к своей работе, то книга в электронном виде может быть доступна всем желающим бесплатно. Так, например, в магазине Rideró бесплатно доступна электронная монография «Художественно-документальная очерковая проза Ф. М. Решетникова» Александра Кубасова, доктора филологических наук, профессора Уральского государственного педагогического университета, автора научных публикаций о творчестве А. П. Чехова, С. Д. Кржижановского, Л. С. Петрушевской, В. Г. Распутина и других русских писателей. Монография рекомендована Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве научного издания, опубликована автором самостоятельно.
Сборники лекций и статей
Еще один формат учебной литературы, который активно публикуют авторы с помощью Rideró, — это сборники лекций и статей. Например, благодаря курсу «Цифровое книгоиздание» Высшей школы экономики за последние три года в этом формате появилось почти полсотни уникальных научно-популярных книг, которые сейчас представлены на Rideró под брендом импринта курса, он называется «Книги быстрого приготовления от магистров ВШЭ». Любой другой вуз может воспользоваться возможностями сервиса, чтобы создать собственный импринт и издавать книги своих преподавателей и студентов без вложений в тиражи, дистрибуцию и складских затрат. Возможности платформы позволяют вузам сократить расходы на предпечатную подготовку учебных пособий и заниматься непосредственно редакционной работой: научной экспертизой и отбором текстов для публикаций. Подготовка книги из готового текста занимает несколько минут, на книжных полках в собственном магазине Rideró издание с ISBN появится сразу после публикации, на других торговых онлайн-площадках — в течение недели.
Один из первых сборников статей, который появился благодаря магистрантам курса «Цифровое книгоиздание» ВШЭ и стал бестселлером, а впоследствии переиздан тиражом в издательском холдинге «АСТ», — издание политолога и доцента Института общественных наук РАНХиГС Екатерины Шульман «Практическая политология: пособие по контакту с реальностью». За первый же год издание купили более 1000 человек, и это было неожиданно для автора: «Учитывая, что многие из статей сборника были в открытом доступе, учитывая отсутствие какой бы то ни было рекламы, учитывая, что это научная публицистика со своей специфической терминологией и сложностью изложения, я благодарна каждому, кто купил книгу. То, что книга по политологии пользуется таким спросом, у меня вызывает приятное изумление».
Позднее благодаря магистрантам курса «Цифровое книгоиздание» появилась, например, «История всего: лекции о мифе» российского филолога, доктора филологических наук, ординарного профессора НИУ-ВШЭ Гасана Гусейнова, в основе которой лежат лекции автора, прочитанные для просветительского проекта «ПостНаука». Или двухтомный сборник статей «Литература в зеркале медиа», подготовленный научным коллективом сектора Медийных искусств Государственного института искусствознания, исследовательская деятельность которого связана с изучением взаимосвязи медиа с социокультурным контекстом прошлого и настоящего. Или серия учебных изданий, посвященных исследованию новых медиа. И еще ряд интересных учебных издательских проектов.
Формат сборника лекций позволяет сохранить в текстовом виде записи выдающихся лекторов, так, с помощью Rideró по решению наследников были опубликованы лекции выдающегося профессора искусствоведения и историка искусства Паолы Волковой, прочитанные ею на Высших курсах режиссеров и сценаристов в 2011-2012 годах: «Те, кому посчастливилось побывать на лекциях этой удивительной женщины, не забудут их никогда. Паола Дмитриевна — ученица великих людей, среди которых были Лев Гумилев и Мераб Мамардашвили. Она не только преподавала во ВГИКе и на Высших курсах режиссеров и сценаристов, но и являлась крупнейшим мировым специалистом по творчеству Тарковского. Паола Волкова не только читала лекции, но и писала сценарии, статьи, книги, проводила выставки, рецензировала, вела телевизионные программы по искусству».
Научно-популярные издания
Кроме академической литературы, значительную часть опубликованных в сервисе книг составляют издания нон-фикшн. Авторы, обладающие не только большим теоретическим, но и практическим опытом, публикуют книги, предназначенные для широкого круга читателей.
Например, издание «Финансы для тинейджеров» Натальи Поповой сейчас входит в 25 самых продаваемых книг в жанре «Детская психология» в книжном магазине «Москва» на Тверской, где с 2018 года тоже продаются книги авторов Rideró. Другой бестселлер сервиса и интернет-магазина Ozon — учебник «Тестирование Дот Ком, или Пособие по жестокому обращению с багами в интернет-стартапах» Романа Савина. Сейчас это первая книга на русском языке, которую обязательно рекомендуют прочитать начинающему тестировщику. Это учебное пособие от практика, которое читатели хвалят за доступность информации и легкий стиль изложения.
Как и во всем мире, книги в жанре нон-фикшн — это один из самых быстроразвивающихся литературных сегментов. А поскольку авторы избавлены от необходимости проходить различные сертификации и рецензирование, самые актуальные разработки попадают на книжные полки фактически сразу после внедрения в жизнь.