как организована защита прав человека в рамках совета европы
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Европейский суд по правам человека
Европейский суд по правам человека, учрежденный на основании ЕКПЧ с изменениями, внесенными Протоколом № 11, состоит из судей, число которых соответствует количеству государств-участников ЕКПЧ (в настоящее время судей сорок пять). Судья от России – А.И.Ковлер.
Конвенция не предусматривает ограничения числа судей одного гражданства. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет. Однако полномочия половины судей, избранных на первых выборах, прекратились через три года, с тем, чтобы судейский состав обновлялся наполовину каждые три года.
Судьи участвуют в работе ЕСПЧ в личном качестве и не выступают от имени государств. Они не вправе заниматься деятельностью, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью, а также с постоянным характером их работы в ЕСПЧ. Срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет.
Согласно Регламенту, ЕСПЧ разделён на четыре Секции, состав которых, утверждаемый на три года, должен быть сбалансирован по географическому и половому признаку, а также должен представлять различные правовые системы государств-участников ЕКПЧ. Две Секции возглавляются заместителями Председателя Суда, две – Председателями Секций. Заместители Председателей Секций, избранные Секциями, оказывают помощь Председателям Секций и при необходимости их замещают.
Комитеты из трех судей создаются в каждой Секции сроком на двенадцать месяцев.
Большая Палата состоит из семнадцати судей. В ней ex officio заседают Председатель Суда, заместители Председателя Суда и Председатели Секций.
Действует следующая схема подачи жалоб в ЕСПЧ. Жалобы на нарушение прав, закрепленных Конвенцией, могут подаваться напрямую в Суд любым государством-участником (межгосударственные заявления) или частным лицом (индивидуальные заявления). Пояснительная записка для заявителей и формуляр заявления могут быть получены в Секретариате Суда.
Разбирательство в Суде является состязательным и публичным. Слушания проводятся лишь в редких случаях и тоже являются публичными, если в силу исключительных обстоятельств Палата или Большая Палата не решит иначе. Доступ ко всем документам, переданным сторонами на хранение в Секретариат, как правило, является открытым.
Индивидуальные заявители вправе подавать жалобы самостоятельно, однако юридическое представительство рекомендуется и даже является обязательным при проведении слушаний или после признания дела приемлемым. Для заявителей, не располагающих достаточными финансовыми средствами, Советом Европы была разработана схема предоставления юридической помощи.
Официальными языками ЕСПЧ являются французский и английский, тем не менее, заявления могут быть представлены на любом из официальных языков государств-участников. После признания дела приемлемым должен использоваться один из официальных языков Суда, если Председатель Палаты или Большой Палаты не разрешит продолжить использовать язык, на котором заявление было подано.
Все окончательные постановления ЕСПЧ имеют обязательную силу для государств-ответчиков.
Надзор за исполнением постановлений Суда осуществляется Комитетом министров Совета Европы, который проверяет, предприняли ли государства, признанные виновными в нарушении положений Конвенции, адекватные меры по исполнению особых обязательств или обязательств общего характера, вытекающих из постановлений.
Политика Совета Европы направлена на защиту прав человека
Россию и Европу разделяют не только COVID-19, но и некоторые политики
Развитию отношений между Российской Федерацией и Европейским Союзом была посвящена конференция, организованная Посольством Германии в Москве и Программным офисом Совета Европы в Российской Федерации. Федеральную палату адвокатов РФ представлял референт Международного отдела Александр Шефер. Участником экспертной дискуссии явился заместитель председателя Научно-консультативного совета ФПА РФ Михаил Федотов.
С приветственным словом на конференции выступил посол ФРГ в России Геза Андреас фон Гайр. Выразив сожаление, что в конференции не принимают участие представители МИД России, он подчеркнул, что Совет Европы объединяет страны, связанные общими обязательствами, и Россия безусловно относится к числу этих государств. Политика стран СЕ предполагает прежде всего действия «за»: за общие ценности, права человека для каждой личности, а не против чего-либо.
Депутат Бундестага, государственный министр Михаэль Рот обратил внимание на то, что во многих странах Европы демократия под угрозой, высока опасность популизма и национализма. В то же время, по его словам, пандемия показала, как важно держаться вместе и противостоять общей угрозе. Он поздравил Россию с 25-летием ее вхождения в Совет Европы, заметив, что СЕ – не только место для дискуссий, но и уникальный шанс для более чем 800 миллионов человек иметь дополнительный механизм защиты своих прав.
Представлявшая Совет Европы Верена Тэйлор также отметила приверженность к творческому подходу для укрепления ценностей СЕ, где в период председательства Германии одним из приоритетов названо усиление Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ).
Принявший участие в дискуссии депутат Бундестага и ПАСЕ Аксель Шефер, напротив, обратил внимание, что в 56 решениях Конституционного Суда ФРГ присутствует понятие национального суверенитета, которое отсутствует в конституции, поэтому в решениях ЕСПЧ критика решений судов других стран должна быть осторожной.
Судья ЕСПЧ от РФ Дмитрий Дедов сделал акцент на том, что благодаря влиянию институтов СЕ изменилось правовое мышление в РФ. Он назвал СЕ «важным институтом для защиты от тоталитаризма» и назвал ЕСПЧ действенным механизмом защиты прав человека.
Руководитель кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам ФГАОУ ВО «Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики»», заместитель председателя Научно-консультативного совета ФПА РФ Михаил Федотов, больше известный европейским коллегам как бывший председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, остроумно заметил, что COVID-19 отдаляет нас друг от друга примерно так же, как и некоторые политики, стремящиеся разделить нас и противопоставить друг другу. Они внушают, что наши ценности противоположны, но своей цели, как и коронавирус, они не достигнут, считает Михаил Федотов.
Говоря о работе ЕСПЧ, Михаил Федотов вспомнил о принципе «меньше политизации больше конкретизации» – он придерживался этой позиции во время работы в Совете по правам человека. При рассмотрении дел судьи отделяют политический фон от сути конкретного дела.
В ходе дискуссии, отвечая на вопрос о дальнейших путях развития отношений и укреплении доверия между СЕ и РФ, Дмитрий Дедов выразил мнение, что в российском парламенте следовало бы создать комитет, посвященный верховенству права и защите прав человека (по аналогии с другими странами). Михаил Федотов призвал к сотрудничеству в сфере реализации конкретных проектов, поскольку взаимопонимание и доверие возникают в ходе совместной работы.
В дискуссии, которую модерировал глава Программного офиса Совета Европы в Российской Федерации Петр Зих, также приняли участие бывшая судья ЕСПЧ от Федеративной Республики Германия профессор Ангелика Нусбергер, статс-секретарь Федерального Министерства юстиции и защиты прав потребителей Кристиан Кастроп, депутат Бундестага и ПАСЕ Андреас Ник, директор экспертного центра “Solutions and Technology”, SAP Светлана Ломоносова, эксперт по вопросам международного регулирования ИИ Сколтех и другие.
В ходе второй сессии конференции, посвященной внедрению искусственного интеллекта (ИИ), все спикеры сошлись на том, что внедрение технологий ИИ может нести угрозу частной жизни и что необходимы выработка единых правовых механизмов и закрепление человеко-ориентированного подхода в документах, регулирующих ИИ, который не должен вмешиваться в область морали, нравственности, личностных убеждений.
КОМПАС
Пособиe по образованию в области прав человека с участием молодежи
Юридическая защита прав человека
Мы уже знаем, что права человека – это неотъемлемые права, которыми обладает каждый человек. Но как нам воспользоваться этими правами? Где найти подтверждение того, что они официально признаны государствами? И как эти права реализуются?
Права человека в каждой стране
В конечном счете, защита прав человека осуществляется с помощью механизмов национального уровня
Бесспорно, выполнение задачи по защите прав человека и соблюдению договоренностей зависит, прежде всего, от уровня достижений страны и механизмов, существующих на национальном уровне. Действующие национальные законы, политические решения, процессуальные нормы и механизмы являются ключевыми факторами для реализации прав человека в каждой стране. Поэтому важно, чтобы права человека стали частью национальных конституционных и законодательных систем, чтобы профессиональные юристы умели применять на практике стандарты прав человека, а нарушения прав человека подвергались осуждению и санкциям. Национальные стандарты имеют более прямое воздействие, а национальные процессуальные нормы более доступны по сравнению с региональными и международными. Как сказала Элеонора Рузвельт:
Где, в конце концов, начинаются всеобщие права человека? В небольших населенных пунктах, недалеко от дома – таких близких и таких маленьких, что их не видно ни на одной карте мира. Но для отдельного человека они составляют целый мир: это квартал, где он живет, школа или колледж, который он посещает; фабрика, ферма или офис, где он работает. Это места, где каждый мужчина, женщина или ребенок ищет справедливости, равных возможностей, равного достоинства без дискриминации. И уж если здесь эти права ничего не значат, то вряд ли они что-то значат где-нибудь еще. 2
Поэтому обязанность государства соблюдать, поощрять, защищать и осуществлять права является первостепенной, а роль региональных и международных судов – вторичной, поскольку они вступают в игру в основном тогда, когда государство целенаправленно и последовательно нарушает права человека. Нам всем известны примеры того, как людям приходилось обращаться в региональные и международные организации, чтобы те констатировали нарушение прав на национальном уровне. Озабоченность или содействие со стороны регионального или международного сообщества могут помочь восстановить соблюдение прав в данной стране, но это делается лишь тогда, когда все внутренние меры защиты там уже были использованы и исчерпаны. Поэтому мы посвятим оставшуюся часть данного раздела именно такому сценарию. Что делать, если власти отдельно взятой страны не обеспечили должную защиту прав человека?
Как вы думаете, почему даже те государства, в которых плохо обеспечены права человека, готовы подписывать международные соглашения по правам человека?
Права человека признаны в соглашениях
«Всякая душа – заложница своих деяний». Коран
Государства собираются на международные встречи и разрабатывают соглашения, предметом которых являются права человека. Эти соглашения устанавливают для государств реальные нормы поведения, налагающие на них определенные обязанности по отношению к гражданам. Соглашения могут быть двух видов: юридически обязательные и не обязательные. Обязательный документ, часто именуемый «договором», «конвенцией» или «пактом», представляет собой обязательство государства обеспечивать права на национальном уровне. Каждое отдельное государство заявляет о своей приверженности принятию этих стандартов, ратифицируя их или присоединяясь к документу (простое подписание документа не делает его обязательным для исполнения, но свидетельствует о желании содействовать). В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 1979 года, государства вправе делать оговорки или заявления, тем самым освобождая себя от некоторых обязательств по документу, но цель состоит в том, чтобы как можно больше государств поставили свою подпись под документом. В конце концов, лучше, если государство пообещает соблюдать хоть какие-то права человека, чем никаких! Правда, этот механизм может становиться источником злоупотреблений и давать государствам предлог отказывать своим гражданам в основных правах, позволяя при этом «избегать» международного контроля в тех или иных областях.
Права человека пронизывают законы на национальном уровне. Международные нормы прав человека взохновили страны ввести такие стандарты в свои конституции и законодательство. Они также предоставляют механизмы компенсации за нарушение прав человека на национальном уровне.
В отличие от обязательных документов необязательные – это, в основном, просто декларации или политические соглашения государств, где говорится о необходимости приложить все усилия, чтобы обеспечить те или иные права, но без каких-либо юридических обязательств. На практике это обычно означает отсутствие какого-то официального (или юридического) механизма имплементации, даже при наличии серьезных политических обязательств по его разработке.
В чем смысл простого «обещания» соблюдать правовые нормы, если оно не подкреплено правовыми механизмами? Или это лучше, чем ничего?
Закон не может изменить сердце, но он обуздывает бессердечных людей.
Мартин Лютер Кинг мл.
Заседания Генеральной Ассамблеи ООН или конференции ООН по конкретным вопросам часто приводят к принятию декларации ООН, или какого-либо необязательного для исполнения документа, также называемого «мягким правом». Считается, что все государства, просто в силу их членства в ООН или в силу их участия в конференции, согласны с принятой декларацией. На национальном уровне признание прав человека также должно быть результатом согласия между государством и его народом. Когда права человека признаются на национальном уровне, они становятся, прежде всего, обязательством государства перед своим народом.
Основные международные документы
Сам факт появления новых соглашений по защите прав человека свидетельствует о растущем понимании значимости самих прав человека. Это победа не только защитников прав человека, но всех людей вообще. Следствием этих успехов стала разработка большого и сложного свода документов по правам человека, а также процедур их выполнения. Обычно соглашения по правам человека подразделяют на три основные категории: по их географическому охвату (региональные или универсальные), по категории предоставляемых прав, или по категории лиц или групп лиц, на которых распространяются права. Только в рамках ООН существует более сотни документов, относящихся к правам человека, и если мы к ним добавим документы, принятые на региональном уровне, цифра будет еще более значительной. Мы не можем рассмотреть здесь все эти документы, поэтому в данном разделе мы обратимся лишь к некоторым из них, наиболее значимым для целей образования в области прав человека, которые заявлены в «Компасе»:
Документы ООН
Всеобщая декларация прав человека является важнейшим из всех документов по правам человека.
Наиболее важным универсальным документом по правам человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН. Она получила настолько широкое признание, что ее изначально необязательный характер изменился, и теперь на нее часто ссылаются как на юридически обязательный документ обычного международного права. Этот документ по правам человека стал пробным камнем в этой сфере и вдохновил мировое сообщество на принятие десятков других международных и региональных документов, сотен национальных конституций и других законодательных актов. ВДПЧ состоит из преамбулы и 30 статей, в которых изложены права человека и основные свободы, на которые имеют право все мужчины и женщины в мире, не подвергаясь никакой дискриминации. Она охватывает как гражданские и политические права, так и социальные, экономические и культурные права:
В Декларации также особо подчеркивается, что именно на социальные группы и самих граждан возлагается обязанность обеспечивать свободное и полное развитие, а также соблюдение прав и свобод других людей. Аналогичным образом, отдельные люди и государства не могут использовать прописанные в декларации права в нарушение прав человека.
Международный Билль о правах
Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) вступили в силу в 1976 году и являются основными юридически обязательными документами, применяемыми во всем мире. Оба пакта были разработаны с целью расширить права, изложенные во Всеобщей декларации прав человека, и придать им юридическую силу (в рамках договора). Вместе с Всеобщей декларацией прав человека и ее соответствующими Факультативными протоколами эти пакты составляют Международный билль о правах. Каждый из пактов, как явствует из их названий, относится к различным категориям прав, хотя они оба разделяют обеспокоенность, например, по вопросу дискриминации. Оба документа нашли широкое признание: так, на ноябрь 2010 года, МПГППВ был ратифицирован 166 странами, а МПЭСКП – 160 странами.
Вслед за Международным биллем о правах ООН приняла еще семь документов, в которых речь идет об особых правах или особых «пользователях» этими правами. В основе идеи особых прав и их пользователей – например, прав ребенка, – лежал тот факт, что, несмотря на применимость всех прав человека в отношении детей и молодых людей, дети не имеют равного доступа к этим общим правам, поэтому они нуждаются в особой защите.
Конвенция о правах ребенка (1989 г.) признает, что права человека распространяются также и на детей, и что люди, не достигшие возраста 18 лет, нуждаются в особой защите с целью обеспечить их всестороннее развитие, выживание и уважение их особых интересов.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.) запрещает и осуждает расовую дискриминацию и требует, чтобы государстваучастники приняли меры для ее окончательного искоренения, используя для этого все надлежащие средства, включая меры, принимаемые властными органами и другие.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) посвящена дискриминации, которой часто систематически подвергаются женщины, и причиной этому являются «различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами […] основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области» (статья 1). Государства обязуются осудить эту дискриминацию и принять незамедлительные меры для обеспечения равенства.
Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1984 г.) определяет пытку как «причинение сильной боли или страдания, физического или нравственного» (статья 1.1) с намерением получить сведения, в качестве наказания или принуждения, или на почве дискриминации. Этот документ обязывает подписавшие его государства принимать эффективные меры для предотвращения пыток на территории их юрисдикции и запрещает высылать людей на их родину, если есть причина полагать, что там они будут подвергнуты пыткам.
Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990) к понятию «трудящийся-мигрант» относит «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является» (статья 2.1), а также членов его/ее семьи. Очерчивая права человека, которыми должны пользоваться эти люди, Конвенция уточняет, что ни в документальном или юридическом плане, ни в реальной жизни нельзя допускать дискриминацию в отношении права на свободу и безопасность и на защиту от насилия или лишения свободы.
Конвенция о правах инвалидов ознаменовала не только существенный сдвиг в определении того, что такое люди с ограниченными возможностями, но и способствовала их признанию в качестве субъектов, пользующихся, наравне со всеми, правами человека и основными свободами. Конвенция разъясняет порядок применения прав в отношении этих людей и обязывает подписавшие данные договор государства принять разумные меры для того, чтобы люди с инвалидностью могли более эффективно пользоваться своими правами, например, обеспечить им доступ к социальным услугам и культурной жизни.
Конвенция для защиты всех лиц от насильственного исчезновения рассматривает феномен, ставший глобальной проблемой. Конвенция запрещает «арест, задержание, похищение или лишение свободы в любой другой форме» (статья 2), будь то представителями государства или другими лицами, действующими с согласия государств, и не признает никаких особых обстоятельств, могущих послужить поводом для отказа в признании факта лишения свободы и сокрыть данные о судьбе или местонахождении исчезнувшего лица. Цель документа – положить конец этим циничным уловкам и попыткам серьезно и безнаказанно нарушать права человека.
Основные документы ООН по правам человека
Защита определенных групп на уровне ООН и на европейском уровне
Наряду с признанием основных прав личности, в некоторых документах по правам человека признаются также права определенных групп людей. Такие особые меры защиты приняты из-за имевших в прошлом место случаев дискриминации из-за их незащищенного и уязвимого положения в обществе. Предоставить этим группам особую защиту ‒ не значит дать им какие-то новые права человека как таковые; здесь речь идет, скорее, о том, чтобы сделать изложенные в ВДПЧ права доступными для всех. Поэтому было бы неправильно полагать, что представители меньшинств имеют больше прав, чем большинство населения, и если у меньшинств и есть особые права, то они просто призваны гарантировать им равный доступ к осуществлению их гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав. Далее следуют примеры групп, пользующихся особой защитой:
Меньшинства
«Поощрение и защита прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, способствуют политической и социальной стабильности государств, в которых они проживают».
Декларация ООН о правах меньшинств
В международных документах по правам человека не дано точного определения понятия «меньшинство», но в них меньшинства обычно представлены как группы, характеризующиеся национальной или этнической, языковой или религиозной самобытностью, которая отличает их от большинства населения и которую они хотят сохранить. Меньшинства и их права защищены:
«Ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».
Конвенция ООН о правах ребенка
На уровне ООН основную защиту детям обеспечивает Конвенция о правах ребенка 1989 года ‒ документ, собравший больше всего ратификаций в мире (его не ратифицировали только США и Сомали). Конвенция содержит четыре основных принципа: защита от дискриминации, обязательство наилучшего обеспечения интересов ребенка, его право на жизнь, выживание и развитие, а также уважение взглядов ребенка.
В Африке основные права детей, с учетом исключительности ситуации на континенте, определяет Африканская хартия по правам и благополучию ребенка. Этот документ вступил в силу в 1999 году. Пакт о правах ребенка в исламских странах был принят Организацией Исламская конференция в 2004 году. Комиссия по защите прав детей и женщин в Азиатско-Тихоокеанском регионе была учреждена в апреле 2010 года.
Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и надругательств сексуального характера вступила в силу 1 июля 2010 года. Эта Конвенция стала первым документом, в котором перечислены все формы сексуального насилия над детьми, квалифицируемые как уголовные преступления, включая те, что были совершены в семье.
Беженцы
Права беженцев особо гарантированы Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Верховным комиссаром ООН по делам беженцев. Единственная региональная система, имеющая специальный документ по защите беженцев, существует в Африке, где в 1969 году была принята Конвенция о некоторых аспектах проблемы беженцев. В Европе определенная дополнительная защита беженцев предусмотрена Европейской конвенцией о правах человека.
Женщины
Стремясь обеспечить равенство мужчин и женщин во всем мире, в 1979 году ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в качестве специального документа, защищающего права женщин. В 2009 году Совет Европы принял декларацию под названием «Сделать гендерное равенство реальностью». Эта декларация пришла на смену предыдущей, принятой двадцать лет назад, – Декларации равенства мужчин и женщин. Цель декларации 2009 года – ликвидировать неравенство полов как фактически, так и юридически. Она призывает государства-члены Совета Европы устранить структурные причины неравенства между мужчинами и женщинами, обеспечивая экономическую независимость и правовую поддержку женщинам, искореняя устоявшиеся стереотипы и борясь с проявлениями пренебрежения к достоинству и правам женщин. Для этого нужно принять эффективные меры по предупреждению гендерного насилия, а также в перспективе обеспечить равенство полов для участия в органах управления.
Другие группы
Таким группам, как люди с инвалидностью, также предоставляется особая защита потому, что они находятся в уязвимом положении, которым легко злоупотребить. Это закреплено в Конвенции ООН о правах инвалидов, и о них пойдет речь ниже в главе 5.
Другие группы, например, коренные народы, также получили поддержку на международном уровне, что нашло выражение в Декларации ООН о правах коренных народов; правда, она пока не обрела силу юридически обязательного документа.
Есть ли в вашем сообществе другие группы, нуждающиеся в особой защите?
Документы регионального уровня
Как мы видели выше, международные и региональные документы в основном придерживаются одних и тех же минимальных стандартов, но они могут и отличаться в подходе к региональным проблемам и в формах постановки этих проблем. Например, проблема внутренне перемещенных лиц сначала привлекла внимание в Африканском регионе и лишь затем вызвала озабоченность ООН. Аналогичным образом, документ, регламентирующий посещение мест содержания заключенных с целью предотвращения их пыток изначально был принят на европейском уровне, и лишь потом Конвенция ООН против пыток подтвердила те же правила соответствующим Факультативным протоколом. Эти примеры показывают, как региональные и международные нормы и документы могут помочь отстоять и защитить права человека.
Практическое преимущество региональных норм и систем защиты прав человека состоит в том, что они созданы с учетом географических, исторических, политических, культурных и социальных особенностей. Они ближе к «дому» и пользуются большей поддержкой. Они более близки по духу тем, кто разрабатывает политику и проводит ее в жизнь, а также и простым людям. Поэтому мы можем считать их «вторым фронтом» в борьбе за права человека, при этом первым фронтом является национальный уровень, вторым – региональный, а третьим ‒ международный.
В четырех из пяти регионов мира уже созданы системы защиты прав человека. Задача региональных инструментов заключается в том, чтобы разработать стандарты прав человека и механизмы их поддержки на региональном уровне, не принижая при этом универсальность прав человека. Сложившиеся, благодаря экономическому подъему, или, скорее, по историческим и политическим причинам, региональные системы тоже столкнулись с необходимостью сформулировать региональные правозащитные обязательства, которые, кстати, зачастую укрепляют механизмы и гарантии, существующие в системе ООН. Действительно, есть немало примеров того, что региональные стандарты оказываются выше стандартов, согласованных на международном уровне; один из таких примеров – африканская система раннего обнаружения случаев, когда в защите нуждаются не только беженцы, но и внутренне перемещенные лица.
Региональные стандарты прав человека часто превышают стандарты ООН и даже укрепляют их.
В Межамериканском регионе существует Организация американских государств, а главным обязательным документом является Американская конвенция о правах человека 1969 года.
В Африке мы находим Африканскую хартию прав человека и народов, которая вступила в силу в 1986 году в рамках Африканского союза (ранее известного как Организация африканского единства). На азиатском континенте до настоящего времени не существует реально действующей системы, и единственным региональным документом по правам человека является не обязательная для исполнения народная хартия 1998 года, инициированная гражданским обществом, – Азиатская декларация прав человека.
Европейские инструменты
Европа имеет хорошо отлаженную систему защиты прав человека, созданную в рамках Совета Европы, а краеугольным камнем этой системы является Европейская конвенция о правах человека и ее инструмент ‒ Европейский Суд по правам человека, расположенный в Страсбурге.
Как вы думаете, почему различные регионы сочли необходимым создать собственные системы защиты прав человека?
Совет Европы, с его 47 государствами-членами, играет ключевую роль в поддержке прав человека в Европе. Его главный документ по правам человека – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (известная также как Европейская конвенция о правах человека ‒ ЕКПЧ). Она принята всеми государствами-членами Совета Европы, поскольку это одно из обязательных условий членства в Совете. Конвенция была принята в 1950 году, но вступила в силу только спустя три года. Она охватывает гражданские и политические права, и главное ее достоинство – это механизм реализации: Европейский Суд по правам человека. Европейским Судом и его юридической системой восхищаются во всем мире, на них часто ссылается ООН и конституционные суды многих стран и региональные учреждения.
В Европе, как и в ООН, социальные и экономические права рассматриваются в отдельном документе. Европейская социальная хартия (пересмотренная) является обязательным документом, который включает права, гарантирующие европейцам соответствующий уровень жизни. Хартия подписана 45 государствами-членами и, по состоянию на 2010 год, ратифицирована 30 из них.
Помимо этих двух инструментов, в своей деятельности в области прав человека Совет Европы использует также и другие специальные инструменты и соглашения, которые дополняют гарантии и положения ЕКПЧ, в частности для рассмотрения конкретных случаев и для защиты социально уязвимых групп людей. В дополнение к обычным системам мониторинга, существуют и другие независимые органы, такие как Европейская комиссия против расизма и нетерпимости и Комиссар по правам человека. В целом в своей работе по защите прав человека Совет Европы должен принимать во внимание все новшества в социальной сфере, в области науки и технологий, а также просчитывать возможные последствия, которые они могут иметь для прав человека.
Развитие прав человека
В документах по правам человека отражено наше новейшее видение того, что собой представляет и как следует уважать человеческое достоинство. Но такие документы, как представляется, всегда опаздывают на один шаг, поскольку они направлены на решение уже известных проблем, а не на те, которые настолько глубоко «вросли» в наше общество, что мы все еще не можем увидеть их в качестве прав и распознать их нарушение.
В своей законотворческой работе Совет Европы стремится выработать новые правовые нормы, соответствующие социальным мерам, направленным на решение проблем, возникающих в государствах-членах СЕ, и представить их, в пределах своей компетенции, Комитету министров. В рамках этих мер государствам может быть предложено ввести новые правовые нормы или адаптировать уже существующие. Именно так изменяются процессуальные нормы Европейского Суда по правам человека, поддерживая эффективность его работы; так были приняты положения об отмене смертной казни, и так нашли свое воплощение такие новые основанные на конвенциях инструменты как Конвенция о борьбе с торговлей людьми, принятая в 2005 году.
Основные документы Совета Европы по правам человека и механизмы по их имплементации
Борьба с расизмом и нетерпимостью
Дополнительный протокол (Протокол № 12) к Европейской конвенции о правах человека
Дополнительный протокол (Протокол № 12) к Европейской конвенции о правах человека был принят в 2000 году и вступил в силу в 2005 году. На начало 2011 года он подписан 19 государствами и ратифицирован 18. Протокол в основном направлен на запрещение дискриминации. Когда этот Протокол вступил в силу, запрещение дискриминации обрело свою «жизнь», независимую от остальных положений Европейской конвенции о правах человека. Суд впервые нашел нарушение этого положения в 2009 году при рассмотрении дела «Сеждич и Финчи против Боснии и Герцеговины» (жалобы №№ 27996/06 и 34836/06, 22 декабря 2009 г.).
Обеспечение соблюдения прав человека
Как же мы можем добиться того, чтобы эти защитные механизмы работали? Кто или что обеспечит выполнение государствами их обязательств?
На национальном уровне эта работа осуществляется в судах – когда документы по защите прав человека ратифицированы или включены в национальное законодательство, – а также, в зависимости от страны, в офисах омбудсменов, в комитетах по правам человека, советах по правам человека, парламентских комитетах и т.д. Основными международными надзорными органами являются комиссии и комитеты или суды, состоящие из независимых членов – экспертов или судей, и ни один из этих органов не должен состоять только из представителей одного государства. В своей деятельности эти органы используют следующие основные механизмы:
Поскольку в различных документах по правам человека и в региональных правозащитных системах зачастую предусмотрены разные процедуры обеспечения соблюдения прав человека, для лучшего понимания их действия стоит привести несколько примеров.
Жалобы
Жалобы на государства представляются комиссии или комитету в рамках процедуры, которая обычно именуется квази-судебной. Затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует. Зачастую для того, чтобы выразить свое согласие с системой рассмотрения жалоб, государство должно сделать соответствующее заявление или ратифицировать факультативный протокол. Примерами органов, рассматривающих жалобы, являются Комитет по правам человека и Комитет по ликвидации расовой дискриминации, существующие в рамках системы ООН, и Межамериканская комиссия по правам человека в Организации американских государств.
Если бы мы могли учредить Международный суд по правам человека, какие санкции он мог бы применять?
Судебные дела
Европейский Суд по правам человека
Межамериканский Суд по правам человека
Африканский Суд по правам человека
На настоящий момент существуют три постоянно действующих региональных суда, которые выступают в роли надзорных органов по правам человека: Европейский Суд по правам человека, Межамериканский Суд по правам человека и Африканский Суд по правам человека и народов. Межамериканский Суд по правам человека был учрежден Организацией американских государств в 1979 году с целью воплотить в жизнь положения Американской конвенции о правах человека. Африканский Суд – самый молодой из этих трех региональных судов – начал работу в январе 2004 года. Он рассматривает дела, руководствуясь Африканской хартией о правах человека и народов, и под его юрисдикцию подпадают государства-члены Африканского Союза. Суд заседает в городе Аруша (Танзания), судьи были избраны в 2006 году, и они вынесли первое судебное решение в декабре 2009 года, заявив, что рассматриваемое ими дело «Йогогомбайе против Сенегала» не подпадает под их юрисдикцию.
Международный уголовный суд
После ратификации 60 странами Римского статута, в 2002 году был учрежден первый Международный уголовный суд для рассмотрения дел, связанных с военными преступлениями, преступлениями против человечности и геноцидом. Этот Международный уголовный суд (МУС) рассматривает дела лиц, обвиняемых в преступлениях против человечности, геноциде и военных преступлениях, но только в случае, когда национальные суды не желают или не могут расследовать и наказывать за эти преступления. На сегодняшний день МУС расследовал пять случаев, имевших место в Северной Уганде, Демократической Республике Конго, Центральноафриканской Республике, Судане (Дарфур) и Кении. Новаторская прецедентная практика суда помогла лучше понять права человека, например, в их связи с такими понятиями, как подстрекательство к совершению геноцида и права на свободные и честные выборы.
Многие путают Европейский Суд по правам человека, Европейский Суд и Международный Суд. В действительности, они очень существенно отличаются друг от друга по географии их юрисдикции и по видам рассматриваемых ими дел.
Европейский Суд является органом Европейского Союза. Главная обязанность этого суда состоит в обеспечении того, чтобы законы Европейского Сообщества интерпретировались и применялись единообразно во всех государствах-членах ЕС. В основе его деятельности лежат не права человека, а законы Сообщества, хотя иногда законы Сообщества могут касаться каких-то аспектов прав человека.
Международный Суд (МС) – основной судебный орган ООН; о его роли было сказано выше.
Европейский Суд по правам человека
В 2009 году Суд вынес 1625 решений, то есть более 4 решений в день (включая выходные и праздничные дни!).
Какое бы дело ни рассматривал Европейский Суд, процедура рассмотрения предусматривает возможность внесудебного мирового соглашения, основанного на посредничестве между сторонами. Кроме того, Суду удавалось идти в ногу со временем. Когда он был создан в 1959 году, это был лишь временно действующий Суд, работавший совместно с Европейской Комиссией по правам человека. С увеличением числа рассматриваемых дел возникла необходимость в постоянно действующем суде, и таковой был основан в ноябре 1998.
Увеличение числа рассматриваемых случаев, безусловно, свидетельствует об успешной работе суда, но есть риск, что эта увеличивающаяся нагрузка может повлиять на качество и эффективность работы судебной системы. Люди знают, что Суд существует и что он всегда готов заступиться за них, если нарушены их основные права. Однако авторитет и действенность Конвенции должны получать поддержку на национальном уровне в соответствии с «принципом делегирования полномочий низшим институтам исполнительной власти», то есть, именно государства несут основную ответственность за предотвращение нарушений прав человека и исправление положения, если нарушения имели место.
Рассмотрение в Европейском Суде по правам человека
Знаковые дела Европейского суда по правам человека
Рассматривались ли в Европейском Суде по правам человека какие-либо важные дела против вашей страны?
Доклады и обзоры
Большинство соглашений в сфере прав человека требует, чтобы государства предоставляли доклады по ситуации с правам человека.Они составляются самими государствами, руководствующимися рекомендациями контрольного органа. Целью таких отчетов и последующего анализа является откровенный обмен мнениями, при участии соответствующего контрольного органа, о сложных проблемах, с которыми стороны столкнулись в своей работе по защите соответствующих прав. Доклады открыто обсуждаются в рамках так называемого «диалога государств». Доклады государств обсуждаются параллельно с предоставляемыми НПО «теневыми» докладами, имеющими отношение к данному государству и основанными на своих собственных источниках и анализе. После того, как диалог между представителями государства и независимыми экспертами-членами контрольного органа состоялся, последний высказывает свои замечания относительно того, поддерживает ли данное государство стандарты, установленные в рассматриваемом правовом документе. В этих замечаниях учитываются положительные стороны, а также высказываются критические замечания по докладу, представленному государством. Примерами соглашений, требующих предоставления таких периодических докладов, являются Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП), и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Помимо участия в диалоге с государствами, контрольные органы также могут быть уполномочены изучать ситуацию с правами человека «на месте», получая информацию из первых рук. Для большинства таких поездок может потребоваться официальное разрешение государства на расследование конкретных случаев. Тем не менее, предпринимаются шаги с целью добиться получения открытых приглашений, например, от государств, публично заявивших о готовности пригласить любого наблюдателя, имеющего специальный мандат ООН.
Для многих правозащитных инструментов также были разработаны более четкие процедуры, позволяющие совершать регулярные внезапные визиты с целью не только реагировать на нарушения прав человека, но и предотвращать их.
Одним из таких примеров является Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.). В ее основе лежит система посещений членами Европейского комитета по предупреждению пыток (ЕКПП) мест лишения свободы, например, тюрем и приемников-распределителей для несовершеннолетних, отделений полиции, армейских казарм и психиатрических больниц. Члены Комитета выясняют, как обращаются с задержанными, и в случае необходимости рекомендуют принять меры по осуществлению права не подвергаться пыткам или негуманному обращению. Этот документ вдохновил на создание подобного на уровне ООН. Делегации ЕКПП периодически посещают государства, подписавшие Конвенцию, но они также могут при необходимости совершать «специальные» визиты. По состоянию на 31 марта 2010 года, Комитет совершил 283 поездки, включая визиты в Соединенное Королевство Великобритании, Грузию, Ирландию и Турцию в 2010 году. Факультативный протокол к Конвенции ООН о предупреждении пыток ввел подобные процедуры с 2007 года.
Доклады ЕКПП, как правило, публикуются:
Важную роль Комитет сыграл во время голодовок в тюрьмах Турции в 2000-2001 годах. Когда турецкое правительство готовилось провести изменения в тюремной системе, некоторые заключенные прибегли к голодовкам в знак протеста против планировавшихся реформ. Демонстрации переросли в столкновения. Тогда Комитет активно включился в переговоры с правительством и участниками голодовок, расследуя события, связанные с голодовками, и анализируя, как предложенные законопроекты могут сказаться на реформе турецкой тюремной системы. Начиная с 1999 года, делегации Комитета посещали Турцию каждый год, за исключением 2008 г. Совсем недавно ЕКПП посетил Сербию, Албанию и Грецию.
Комиссар Совета Европы по правам человека
Пост Комиссара Совета Европы по правам человека был учрежден в 1997 году. Этот независимый орган имеет целью как утверждение концепции прав человека, так и обеспечение соблюдения и эффективной реализации прав человека в странах-членах Совета Европы. Комиссар избирается Парламентской Ассамблеей сроком на шесть лет, без права переизбрания.
Комиссар по правам человека – это несудебный институт, чья деятельность должна дополнять работу других институтов Совета Европы, занимающихся утверждением прав человека. Комиссар должен осуществлять свои функции с полной независимостью и беспристрастностью, в то же время уважая правомочность различных наблюдательных органов, созданных согласно Европейской конвенции о правах человека или согласно другим соглашениям Совета Европы по правам человека.
Основные задачи Комиссара по правам человека:
Комиссар может, по своей должности, заниматься любой проблемой в пределах своей компетенции. Хотя Комиссар не рассматривает индивидуальные жалобы, он может принимать меры на основании любой относящейся к делу информации в отношении общих аспектов защиты прав человека, провозглашенных в документах Совета Европы. Такая информация с просьбой принять по ней соответствующие меры может поступать к Комиссару от правительств, национальных парламентов, национальных уполномоченных по правам человека или аналогичных учреждений, а также от отдельных лиц и организаций. Работа Комиссара предполагает составление докладов, подготовка рекомендаций, формулировка мнений и разработка подходов к правам человека в отношении лиц, ищущих убежища, иммигрантов и цыган-рома.
Следует помнить, что Комиссар Совета Европы по правам человека и Комиссар ООН по правам человека – это не одно и то же. Многие НПО лоббировали создание поста Верховного Комиссара ООН по правам человека, и вопрос о его учреждении был согласован на Всемирной Конференции ООН по правам человека в Вене в 1993 году, когда Конференция рекомендовала Генеральной Ассамблее рассмотреть вопрос о назначении такого Верховного Комиссара, чьей задачей будет пропаганда и защита всех прав человека как приоритетных ценностей. Пост был учрежден в том же году.
Верховный Комиссар ООН по правам человека
Верховного Комиссара ООН по правам человека назначает генеральный Секретарь ООН с одобрения Генеральной Ассамблеи. Это должен быть человек «высоких моральных принципов», имеющий опыт в области прав человека официальный работник ООН, несущий основную ответственность за мероприятия ООН в области прав человека. В его компетенцию входит: поощрение, защита, содействие эффективному осуществлению всех прав, взаимодействие и ведение диалога с правительствами по обеспечению прав человека, укрепление и координирование с ООН международного сотрудничества в целях пропаганды и защиты всех прав человека. В качестве высшего должностного лица по правам человека ООН, Верховный Комиссар также возглавляет Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) и его региональные и национальные отделения. УВКПЧ поддерживает широкий круг мероприятий ООН по правам человека и проводит работу по продвижению и защите прав человека, а также по обеспечению соблюдения универсальных норм прав человека, включая Всемирную Программу по образованию в области прав человека.
Достаточно ли этого?
Многие скажут, что права человека в мире плохо соблюдаются из-за отсутствия надлежащих механизмов правоприменения. Часто решение о том, стоит ли выполнять полученные рекомендации, оставляется на усмотрение самих государств. Во многих случаях реальные гарантии прав отдельного лица или группы лиц зависят от давления международного сообщества и, в значительной степени, от работы неправительственных организаций. Что же можно сделать, чтобы изменить такое положение?
Прежде всего, необходимо добиться того, чтобы государства гарантировали права человека на национальном уровне и разработали надлежащий механизм устранения любых нарушений. Одновременно нужно оказывать нажим на государства, чтобы они дали обязательства в рамках тех механизмов, которые предусматривают применение правовых санкций.