как открыть счет в банке другой страны дистанционно
Как удаленно открыть счет в европейском онлайн-банке при переезде за границу
Итак, в данной статье я не претендую раскрыть все тонкости и нюансы каждого отдельного случая и страны, но эта информация поможет вам начать двигаться в верном направлении при открытии банковского счета за рубежом, а именно в Евросоюзе. Мой опыт релевантен при переезде и проживании в Германии, но полученная информация при нужной смекалке может быть легко экстраполирована на другие страны ЕС.
Стартовые условия
Вы проживаете в России, Беларуси, Украине или Казахстане и имеете гражданство в одной из перечисленных стран, но собираетесь переезжать по голубой карте в Германию или другую страну ЕС по работе, или, возможно, планируете работать с иностранным работодателем на законных условиях, имея действующую рабочую визу, но находясь при этом на родине. Люди, переезжающие за границу по учебе, также могут рассмотреть возможности открытия банковского счета.
Зачем это нужно?
Открытие счета в местном банке жизненно важно для организации проживания на территории Германии уже на этапе подготовки самого переезда. Личный счет обязательно нужен для съема жилья, а впоследствии — для выполнения регулярных платежей типа оплаты коммунальных услуг, телефонных и интернет-услуг, для оформления медицинской и социальной страховки и так далее. Вам не обязательно открывать счет в немецком банке, если вы живете в Германии, но вам понадобится какой-то счет для отправки и получения платежей. Это может быть счет в международном банке, либо в онлайн-банке (директ-банке).
Ограничения
Большинство банков — как немецких, так и международных — требуют верификации путем вашего личного присутствия, что невозможно сделать, не находясь в Германии. Возможен вариант с нотариусом, что потребует с вашей стороны много средств и времени. Да и в принципе IT-банковский сектор Германии не сильно балует интересными сервисами, а о кэшбеках, хороших программах лояльности, процентах на остаток можно вообще забыть. Поэтому очевидным и максимально удобным решением видится открытия счета в онлайн-банке.
Критерии выбора
Вы вольны в выборе любого рассмотренного в статье банка, но при условии одновременного соблюдения требований со стороны самого банка. Поэтому в зависимости от страны, гражданство которой вы имеете, выбор может свестись к одному продукту. Но ничего не мешает вам впоследствии, после переезда, насладиться многообразием, чтобы самостоятельно оценить преимущества и недостатки каждого банка и их продуктов.
Что рассматриваем: N26, Vivid и Revolut. Вся представленная в статье информация взята из первоисточников — официальных сайтов банков по состоянию на декабрь 2020 года.
N26 был основан в 2013 году Валентином Стальфом и Максимилианом Тайенталем, чтобы сделать банковское дело более простым и прозрачным для миллионов людей во всем мире. В 2016 году банк получил полную европейскую банковскую лицензию от Европейского центрального банка. По состоянию на 2020 год: 5 миллионов клиентов на 25 рынках с главными офисами в Берлине, Нью-Йорке, Барселоне, Вене и Сан-Паулу.
Vivid основан в 2019 году бывшим старшим вице-президентом по развитию бизнеса TCS Group Артемом Ямановым и бывшим вице-президентом по разработке новых продуктов компании Александром Емешевым. Штаб-квартира находится в Берлине, а офисы есть в Амстердаме и Москве.
Revolut был запущен в Великобритании в 2015 году Николаем Сторонским и Владом Яценко. Основными опциями после старта были денежные переводы и обмен. Сегодня пользователи могут совершать десятки разнообразных операций: от получения физической карты с целью обналичивания заработанных за рубежом средств или удобного расчета за шопинг до трейдинга.
Итак, переходим к сравнению. И еще раз хочу отметить, что информация со времени выхода статьи может обновиться, а также подход каждого банка может быть индивидуальным, пожалуйста, примите это во внимание, и всегда проверяйте данные в первоисточнике. Комментарии в таблице, связанные с личными предположениями автора (так как на личном примере не могу опробовать все комбинации открытий счетов), которые напрямую не указаны на официальных сайтах банков, выделены другим цветом.
В конце таблицы, конечно же, реферальные ссылки, с помощью которых вы можете попробовать открыть счет в этих банках и описание приятных бонусов за приглашение для обоих сторон. Следите также за обновлениями и изменениями в программах лояльности банков.
Если кто-то найдет сведения о возможности открытия счета в рассматриваемой ситуации в таких банках, как Monzo, DKB и Comdirect, то на декабрь 2020 такие услуги они не оказывают. Помимо изучения информации на сайтах, вопросы были напрямую заданы в техподдержку банков. Также прикладываю информацию по странам, резидентам которых открывают официально счета.
Для себя лично уже в качестве полноценного пользователя выбираю банк Vivid, где особенно радует бонусная программа, которой здесь совсем не хватает банковским продуктам.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Где вы сможете открыть банковский счет для компании-нерезидента из категории high-risk в 2020-м?
Сразу скажу, что работа с банками обычно долгая и кропотливая. Часто к этому процессу привлекаются юристы в качестве посредника. Однако, имея некоторые наводки (куда идти? что говорить?), счет открыть можно и самостоятельно.
Ниже приводим свои рекомендации:
1. В какие банки ТОЧНО не стоит идти?
В первую очередь не рекомендуем идти в Латвию. К сожалению, многие местные банки уже лишились лицензий, а многие и сейчас продолжают работать с нерезидентами, чем привлекают к себе особое внимание со стороны латвийского регулятора.
Во-вторых, это банки, которые (из опыта) НЕ принимают компании с бенефициарами из СНГ, среди них:
Jyske Bank
Gibraltar International Bank
Turicum Private Bank
Также знаем, что Мексика не работает с нерезидентными компаниями. Если вам нужен местный рынок и счет, нужно открыть компанию в Мексике.
Особое внимание клиентам-нерезидентам сейчас уделяет Чехия, Венгрия и пр. страны Восточной Европы. После спада популярности на Латвию, Кипр, наши коллеги-юристы стали пробивать дорожки в другие страны Восточной Европы, тем самым обучив комплаенс-офицеров внимательнее проверять бизнес, структуру и собственников компаний, их обороты и контракты. Не говорю, что там нельзя открыть счет, но процедура уже стала сложнее, чем в том же 2017 году.
2. Какие банки еще специализируются на отрытии счетов для нерезидентов?
Большая часть из этих банков откроют счет удаленно или со скайп-идентификацией. Имеют приемлемые тарифы, минимальные депозиты при открытии и остаток на счету (5-10к EUR), предлагают online banking, англоязычную или русскую поддержку. Возможность выпустить карты Visa, MasterCard. Фонд гарантирования вкладов — 100к EUR. Некоторые дружелюбны к блокчейну и криптовалютам, гэймингу и гэмблингу, финтеху и др. high-risk нишам. Стоит помнить, что часто к этой категории банки относят также брокерские услуги, форекс, консалтинг и услуги агентского сервиса, дейтинг, аффилиатный маркетинг и SEO. Некоторые из них до сих пор сотрудничают с оффшорными структурами.
3. Как построить коммуникацию с банком?
При открытии счета нужно быть предельно открытым и предоставлять всю информацию о бизнесе, контракты и бизнес-планы “as is”. Если вам нечего скрывать, это однозначно ускорит саму процедуру открытия счета, потому что комплаенс сможет при первом же рассмотрении изучить все документы и дать акцепт без лишних уточнений и вопросов. Сделайте сайт-визитку (если нету).
Делайте компании и их структуру более простой. Сложная структура (наличие холдинга) и кол-во UBOs (“конечный бенефициар”, физ. лицо-собственник) более 3 всегда вызывает больше вопросов и необходимость подтвердить все документально.
Имейте хотя бы минимальную привязку бизнеса к стране нахождения Банка (рынок для SaaS, клиенты для B2B, сервис-провайдеры, R&D office и пр.). Это удвоит ваши шансы на успех.
Создавайте substance. Не буду вдаваться в детали, почему так (это BEPS, для тех, кто хочет загуглить). Банки сейчас хотят обслуживать реальный бизнес с реальным офисом в стране, а не фиктивные компании-”прокладки”.
При получении списка документов для открытия счета, уточняйте все возможные варианты на берегу (например, будет ли достаточно комплекта учредительных документов на англ. языке с нотариальным заверением, либо нужен и апостиль, либо и перевод на местный язык страны Банка, заверенный сертифицированным переводчиком, или сертифицированным переводчиком и нотариально, и пр.) Лучше уточнить и переспросить сразу, чем переделывать документы опосля.
Хочу открыть счет в европейском банке
У меня подрастает дочь. Я хочу в будущем отправить ее на учебу за границу. Решил открыть банковский счет в европейской стране и каждый месяц перечислять туда часть зарплаты.
Есть ли какие-то лимиты на такие переводы? Нужно ли дополнительно подтверждать доход в России или в Европе? Нужно ли уведомлять налоговую?
Какие вообще есть риски у такой затеи?
Если коротко: налоговая в РФ и банк в Европе потребуют подтвердить доход. Валютный контроль банка запросит дополнительные документы. Риски есть всегда, особенно в исполнении российского законодательства: необходимо вовремя задекларировать счет и своевременно подавать документы о передвижении средств.
Как открыть счет
Многие европейские банки спокойно открывают накопительные счета налоговым нерезидентам. Процедура абсолютно законна как с европейской стороны, так и с российской.
Все документы надо перевести на английский язык и заверить у нотариуса. Если счет открывает нерезидент, то сотрудник банка оформляет декларацию, которая поможет клиенту избежать двойного налогообложения.
Чтобы стать владельцем европейского банковского депозита, можно для начала узнать все условия интересующего вас банка по электронной почте. А потом подготовить необходимые документы и отправить их почтой. Когда документы одобрят, вам в любом случае придется сделать визу и отправиться в Европу, чтобы подписать договор в этом банке.
Удаленно открыть счет можно через посредников, но это риск: никто не даст гарантии, что вы не свяжетесь с мошенниками.
Чтобы открыть счет, обязательно понадобится справка 2-НДФЛ или другой документ, который подтверждает законность происхождения денег. Если вы не взяли справку с собой для оформления счета, банк все равно попросит ее прислать, когда вернетесь в Россию. Если клиент не присылает справку, банк может подумать, что клиент скрывается от налогов — это повод отказать в обслуживании.
Сколько стоит обслуживание
Содержание счета для нерезидентов обычно платное, сумма различается в зависимости от страны и банка.
Немецкий Handelsbanken возьмет 9,9 € в месяц. Французский Société Générale — 2 € в месяц. Итальянский Banca Carige — не более 4 € в месяц.
Как пополнять счет
Переводы из России в иностранные банки регулирует закон о валютном контроле. Он не устанавливает ограничений по сумме пополнения зарубежного счета, поэтому вы как валютный резидент РФ можете пополнить свой задекларированный зарубежный счет на любую сумму.
Но если вы откроете счет на имя вашей дочери, то при переводе любой суммы вам надо будет предоставить сотруднику банка документ, который подтверждает ваше родство: например, подойдет свидетельство о рождении.
Готовьтесь, что с вас будут брать комиссию в размере 1%, причем оба банка: и отправитель, и получатель. Если счета у вас будут в разных валютах, то еще какую-то сумму вы будете каждый раз тратить на конвертацию.
Пополнить свой счет вы также можете в специальных банкоматах вашего зарубежного банка. Обычно внутри одного банка такие операции бесплатны. Однако придется вновь посетить Европу.
Обычно перевести деньги со счета в российском банке можно только в отделении при предъявлении требуемых документов.
Как уведомить налоговую
Если вы открываете счет в иностранном банке за рубежом, вы должны его задекларировать — то есть уведомить налоговую инспекцию. По закону у вас на это есть 30 дней с момента открытия счета. Это можно сделать через личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru. Еще можно сходить в налоговую инспекцию лично или отправить туда письмо с уведомлением о вручении.
Уведомление надо отправить налоговой в двух экземплярах. На втором налоговый инспектор поставит штамп — этот проштампованный документ вам нужно будет предъявить в российском банке, со счета которого вы планируете делать переводы в Европу. Это нужно для валютного контроля банка — без такого документа перевод вам просто не одобрят.
Если вы не задекларируете зарубежный счет в налоговой, вам грозит административная ответственность. За несвоевременное уведомление положен штраф 1500 рублей, а если вообще не подадите уведомление — заплатите 4000—5000 рублей.
Помимо этого необходимо предоставлять в налоговую отчет о движении средств по счетам (вкладам). Отчитываться нужно каждый год до 1 июня. Документы прилагать не требуется, но ФНС может запросить выписку по счету. Из выписки обычно можно понять, какие из зачисленных сумм — ваш доход и насколько вообще суммы в отчете верны.
За нарушение срока подачи отчета более чем на 30 дней положен штраф — 2500—3000 рублей.
Если повторно не предоставите отчет, штраф увеличится до 20 000 рублей.
Как подтвердить доход
Обязательно учтите, что если в какой-то момент вам понадобится перевести в европейский банк сумму выше 10 000 €, то этот перевод будут проверять налоговые службы в России и Евросоюзе.
В РФ для переводов свыше 5000 € могут потребоваться подтверждающие документы назначения платежа. Официальная причина такой проверки — противодействие финансированию терроризма и отмыванию денег.
Какие есть риски
Местные и небольшие банки в Европе чаще всего частные. Обычно они принадлежат нерезидентам или фирмам-посредникам. Их финансовая стабильность под вопросом, гарантий нет.
В европейских банках ставки по депозитам редко превышают 4% годовых для вкладов в евро. Могут быть даже отрицательные процентные ставки.
К рискам также можно отнести то, что русскоязычная поддержка не всегда доступна через интернет или по телефону.
В Евросоюзе сумма гарантированного депозита составляет максимум 100 000 €. Все остальное при любой неблагоприятной ситуации может легко перейти на благо государства, неплатежеспособного кредитно-финансового учреждения и так далее.
Альтернативный вариант
Возможно, вам подойдет валютный счет в российском банке с картой «Мастеркард» или «Виза». Российские карты этих платежных систем поддерживаются во всем мире. Дочь сможет спокойно расплачиваться такой картой в Европе.
С дебетовой валютной карты Tinkoff Black можно снимать наличные в любых банкоматах по всему миру. Комиссии не будет, если снимать не менее 100 долларов или евро за одну операцию и не более 5000 долларов или евро за расчетный период.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Как открыть счет в иностранном банке: инструкция к действиям
Многие наши соотечественники с постсоветского пространства, невзирая на ужесточившееся валютное регулирование и наложение ограничений на использование зарубежных банковских счетов, все еще стремятся работать через иностранные банки.
С одной стороны, это объясняется желанием минимизировать риски, а значит диверсифицировать портфель активов, таким образом, чтобы не хранить денежные средства исключительно в отечественных финансово-кредитных организациях.
С другой стороны, — предпочтение открывать зарубежные счета из соображений удобства взаиморасчетов с местными резидентами.
При подборе оптимальной банковской опции клиенту, как правило, необходимо заранее понимать назначение зарубежного счета.
Открывая корпоративный счет, необходимо отталкиваться от юрисдикции, в которой зарегистрирована компания.
Прохождение AML (Anti Money Laundering, противодействие отмыванию доходов, полученным незаконным путем) и KYC (Know Your Customer — «знай своего клиента») процедур в отношении иностранных юридических лиц сравнительно более простая задача, чего нельзя сказать о компаниях, зарегистрированных в странах СНГ.
Как правило, в начале процедуры комплаенса при открытии корпоративного счета банк требует сканы уставных документов компании. Определенные банки принимают только апостилированные документы. Вместе с уставными документами компании запрашиваются паспорта бенефициаров/директоров компании, подтверждение места их проживания (например, счет за коммунальные услуги), а также краткое CV (резюме).
Более крупные и респектабельные банки могут выборочно запрашивать аудированную отчетность по компании, информацию по аффилированным обществам, контракты с контрагентами, подтверждение реального присутствия (офис и сотрудники) в стране регистрации юридического лица, а также разрешительные документы, если деятельность компании подпадает под соответствующее лицензирование.
Сроки рассмотрения документов могут варьироваться в зависимости от их полноты и соответствия требованиям банка.
Как правило, рассмотрение занимает 2-4 недели. Если отталкиваться от европейских банков, то подавляющее их большинство открывает счета только после финального собеседования с подписантом по корпоративному счету.
Процедура по открытию счета для физического лица по времени, как правило, занимает более скоромные сроки, чем открытие корпоративного счета.
Некоторый крупные банки в той же Швейцарии, Великобритании, Германии могут предъявлять требования по внесению активационных депозитов, которые впоследствии замораживаются банком. Как правило, средства для внесения активационного депозита должны быть переведены с другого личного счета клиента.
Если клиенту требуется более оперативное рассмотрение с меньшими затратами на открытие счета и последующее его обслуживание, он может рассмотреть платежные системы. С учетом современных реалий такие платежные системы, как Revolut, ePayments, Monese, Payoneer и т.д. привлекают всё большую аудиторию клиентов за счет более гибких и эффективных финансовых инструментов, более быстрого процессинга и возможности работать с большим количеством валют через прямой IBAN. Ежемесячное обслуживание счета в платежной системе, как правило, 1,5 — 3 раза дешевле чем в стандартном среднеевропейском банке. Однозначным преимуществом платежной системы является ее гибкость при работе с высоко рисковой деятельностью такой, как брокерская, инвестиционная и крипто.
Если рассмотреть европейские страны, которые все еще могут открывать счета для иностранных резидентов, следует выделить Швейцарию, Лихтенштейн, Польшу и Литву.
Заказчики из-за границы: как сделать всё легально
Из-за падающего курса рубля многие фрилансеры уже давно работают на зарубежных клиентов. Среди них не все желают сотрудничать с обычными физлицами: крупные заказчики требуют оформлять контракт и оплачивать работы в иностранной валюте. Чтобы охватить новый рынок, придётся зарегистрироваться как предприниматель и соблюдать серьезное валютное законодательство. Обо всех этих правилах мы постарались рассказать понятными словами.
Зарегистрировать ИП
С регистрацией бизнеса появляется обязанность вести бухгалтерию. У ИПшника она простая, поэтому на первых порах лучше не смотреть в сторону ООО.
ООО привлекает начинающих бизнесменов ограниченной ответственностью: считается, что в случае банкротства вы рискуете только уставным капиталом. Но это не так — государство предусмотрело субсидиарную ответственность. Если компания окажется банкротом, то заставить рассчитаться по долгам могут как директора, так и учредителей (список лиц, которых могут привлечь к ответственности за деятельность организации, на самом деле, открытый). Личное имущество удастся сохранить, только при наличии доказательства, что действовали в интересах организации. Логика законодателей простая: банкротство допустили сами собственники, поэтому им придется взять на себя обязательные платежи.
Открыть валютный счет
Для расчетов в иностранной валюте с крупными заказчиками понадобится валютный счет. При выборе банка кроме таких очевидных плюсов как надежность, стоимость обслуживания и скорость проведения платежей, обратите внимание на удобства интернет-банка, возможность предоставления документов в режиме онлайн и адекватность специалистов в отделе валютного контроля. Когда поступит первый доход в иностранной валюте, эти достоинства значительно облегчат вам жизнь.
Пакет документов для открытия валютного счета очень схож с открытием обычного расчетного счета ИП. У каждого банка свои требования к документам, поэтому заранее уточните информацию в отделении или на сайте банка. Если открыть счет в том же банке, где у вас уже есть рублевый счет, вся процедура значительно упрощается.
После выполнения всех формальностей банк откроет валютный счет, а к нему ещё транзитный счет. Зачем два счета: поступления из-за границы должны проходить валютный контроль, поэтому изначально все деньги зачислятся на специальный транзитный счет. В этот момент распоряжаться доходом вы пока не можете. Как только специалисты валютного контроля убедятся в законности поступлений, деньги можно вывести на текущий валютный счет или сразу продать валюту. В противном случае сумма будет возвращена вашему плательщику.
Можно ли работать с Paypal и Payoneer, чтобы не заморачиваться с валютным контролем?
Мы знали, что вы зададите такой вопрос и подготовились заранее. Фрилансеры любят работать с этими площадками, поэтому расскажем о них подробнее с точки зрения закона.
В 2013 году Paypal получил лицензию ЦБ РФ и предоставил пользователям возможность выводить деньги на счета в российских банках. Для бизнеса легально можно использовать только корпоративный счет в Paypal, который привязывается к рублевому расчетному счету. Вся оплата из-за рубежа в валюте автоматически пересчитывается в рубли на стороне платежной системы Paypal, поэтому никакого валютного контроля не будет (вы получаете зачисление в рублях, а не в валюте).
Контракт с иностранным заказчиком
Чаще всего контракт оформляется на двух языках: на русском и на английском. По договоренности с заказчиком вместо полноценного контракта можно выставить инвойс, в котором будут оговорены все условия сделки (наподобие российского счета-договора). Оплата от заказчика будет подтверждением, что условия сделки приняты.
При составлении контракта уделите особое внимание условию оплаты, которое очень важно для валютного контроля. При прохождении контроля вы должны сообщить банку о максимальном сроке получения оплаты. Если заказчик перечислит деньги позднее срока, оговоренного в контракте, могут возникнуть споры со специалистами валютного контроля.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за неполучение в срок иностранной валюты — штраф 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ (действовавшей в период просрочки) от суммы денег, зачисленных с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) от 3/4 до одного размера суммы денег, не зачисленных на счет. Хоть и есть судебная практика с позицией, когда задержка оплаты по вине заказчика не является нарушением, спор лучше заранее предотвратить.
Подумайте как обозначить в контракте срок оплаты. Возможно, лучше не устанавливать его совсем либо значительно увеличить максимальную границу. Но тогда придется быть на чеку и влиять на контрагента, чтобы он не затягивал с оплатой, пользуясь случаем. И не забудьте заранее оговорить кто понесет издержки на комиссии за банковский перевод, чтобы избежать разногласий.
И последняя подсказка по контракту: чтобы не выставлять закрывающие документы, предусмотрите в контракте условие о том, что услуги считаются оказанными и работы принятыми после истечения определенного срока с момента оплаты заказчиком.
Он необходим для валютного контроля, поэтому позаботиться стоит заранее. Для его оформления предоставьте заполненную форму с приложением подтверждающих документов. Обычно банк помогает справиться со всеми бумагами за дополнительную плату.
Валютный контроль
Заранее предупредим: к валютному контролю следует отнестись серьезно, ведь штрафы за нарушения могут достигать всей суммы по контракту.
При желании докопаться до истины банк или налоговая имеют право запросить у вас документы по валютным операциям для проведения валютного контроля и проверки. Сохраняйте контракты, паспорта сделок и все документы, подтверждающие ваши валютные операции. В законе есть полный список, который могут с вас спросить.
Как с этого всего платить налоги
В конце всех бумажных оформлений вы наконец-то сможете свободно распоряжаться. Но прежде нужно поставить окончательную точку в легальной волоките — рассчитать налог с дохода в валюте.
Налоги всегда считаются в рублях, поэтому пересчитайте сумму дохода по курсу ЦБ РФ, который установлен на дату получения денег на транзитный счет. Действующий курс ЦБ РФ можно посмотреть на сайте cbr.ru Выручка в иностранной валюте всегда учитывается на дату получения денег на транзитный счет.
А что делать с курсовой разницей?
Чаще всего под этим понимается изменение курса валюты, пока она хранится на счете. Как ни странно, для налога УСН такая разница не имеет никакого значения. Учитывать нужно только ту курсовую разницу, которая возникает при продаже иностранной валюты по курсу выше, чем курс ЦБ РФ в день продажи валюты. В таких случаях у вас появляется выгода, с которой и придется заплатить налог. Отрицательная курсовая разница в расходах УСН не учитывается.
Напоследок напомним, Эльба помогает в работе с валютными счетами. Вам достаточно импортировать банковскую выписку, а для учета в налоге система уже самостоятельно пересчитает доход в иностранной валюте в рубли и рассчитает курсовую разницу.