как отменить приказ на доплату работнику
Приказ об отмене надбавки
Надбавки сотрудникам могут носить компенсирующий или стимулирующий характер. Они могут быть разовыми или регулярными. Если это регулярные надбавки (к примеру, за период нахождения в командировке), то может возникнуть необходимость в их отмене. При этом создается приказ об отмене надбавки (образец – в завершении статьи).
Когда может возникнуть потребность в отмене надбавки
Доплата может быть назначена при совмещении сотрудником разных должностей. Если обязанность по совмещению отменяется, то отменяется и надбавка. Имеется в виду именно досрочная отмена. Процедура проводится в соответствии с этим порядком:
К СВЕДЕНИЮ! Если надбавка установлена за некую обязанность, которая автоматически прекратится после истечения определенного времени, то составлять приказ об отмене выплат не требуется. Надбавка автоматически перестанет выплачиваться после снятия обязанности. То есть распоряжение нужно только при досрочной отмене надбавки.
Особенности составления распоряжения
Приказ оформляется в свободной форме. Однако в нем должны присутствовать обязательные реквизиты:
При составлении текста распоряжения нужно помнить о главной цели. В частности, требуется ясно сформулировать причины отмены надбавок.
Образец
об отмене надбавки
Из-за прекращения производственной необходимости и на основании статьи 60.2 ТК
1. Прекратить действие Приказа №33-О от 1.09.2021 о поручении менеджеру по продажам Иванову О.Л. дополнительной работы.
2. Досрочно с 25.11.2021 года прекратить выплату надбавок, положенных на основании Приказа №33-О.
3. Контроль над исполнением распоряжения оставляю за собой.
Подписка на обзоры и консультационные материалы.
Услуги
Работодатель хочет отменить надбавки работникам. Нужно ли издавать распоряжение в письменном виде на каждого работника?
Работодатель хочет отменить надбавки работникам.
Вопрос
Нужно ли издавать распоряжение в письменном виде на каждого работника?
Ответ юриста
Возможность установления персональных надбавок должна быть предусмотрена в коллективном договоре и (или) локальном акте, например в положении об оплате труда или в положении о персональных надбавках, с которыми работника нужно ознакомить под роспись (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Работодателю следует указать условия и порядок назначения надбавок, их размеры, основания и порядок отмены надбавок работникам или снижения их размера, в том числе с учетом финансового состояния работодателя и (или) наличия у работника дисциплинарных взысканий.
Если система оплаты труда предусматривает выплату работнику персональной надбавки, то при приеме на работу в трудовом договоре нужно указать возможность ее предоставления (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Сделать это можно двумя способами:
1) сразу включить в трудовой договор все условия ее предоставления, включая размер, основания и порядок отмены;
2) сделать отсылку на документ, устанавливающий надбавку, например указать: «в соответствии с локальным актом и (или) коллективным договором работнику предоставляется персональная надбавка за знание иностранного языка».
Кроме того, в трудовой договор можно включить условие о том, что в соответствии с локальным актом и (или) коллективным договором на основании приказа работодателя работнику могут предоставляться персональные надбавки. В дальнейшем для назначения работнику надбавки работодатель издает приказ, в котором указываются все необходимые условия.
Сведения о надбавке должны включаться в штатное расписание, в котором отражаются все виды положенных работнику выплат.
Вопрос: Как установить персональную надбавку работнику? (Консультация эксперта, 2018)
Работодатель вправе самостоятельно определять размер персональных надбавок, если на него не распространяется действие нормативных актов либо отраслевых соглашений в части их назначения. Надбавка может устанавливаться в процентах от оклада либо в твердой денежной сумме с учетом фактически отработанного времени или без такового.
Вопрос: Как установить персональную надбавку работнику? (Консультация эксперта, 2018)
Порядок отмены персональной надбавки
Установление персональной надбавки является правом работодателя, поэтому он может временно или постоянно лишить конкретного работника ее выплаты или полностью ее отменить как элемент системы оплаты труда.
1. Лишение персональной надбавки конкретного работника
При несоблюдении критериев для назначения персональной надбавки или наступления иных установленных в локальном акте и (или) коллективном договоре обстоятельств работник может быть лишен надбавки на определенный срок или бессрочно.
Основанием для лишения работника надбавки могут являться любые из установленных в локальном акте и (или) коллективном договоре оснований, носящих недискриминационный характер, в том числе финансовые трудности организации.
Лишить работника надбавки по основанию, не указанному в локальном акте и/или коллективном договоре, работодатель не вправе.
В коллективном договоре и (или) локальном акте, а также трудовом договоре рекомендуется указывать, что отмена осуществляется работодателем в одностороннем порядке на основании приказа.
С приказом работника следует ознакомить под роспись. При этом некоторые суды полагают, что при отмене надбавки работодателем в одностороннем порядке следует применять двухмесячный срок уведомления работника согласно ст. 74 ТК РФ. При этом причины отмены можно не указывать (например, Апелляционные определения Новгородского областного суда от 03.06.2015 по делу N 33-1143/2015, Верховного суда Республики Башкортостан от 16.09.2014 по делу N 33-13034/14).
Если в трудовой договор включено условие только о предоставлении надбавки и не содержится указания на возможность ее отмены в одностороннем порядке либо отсутствует ссылка на коллективный договор и (или) локальный акт, которыми предусмотрена возможность отмены надбавки в одностороннем порядке, в трудовой договор потребуется внесение изменений в общем порядке в части исключения условия о надбавке (ст. ст. 72, 74 ТК РФ).
2. Полная отмена персональной надбавки как элемента системы оплаты труда
При полной отмене персональной надбавки работодателем вносятся изменения в локальный акт и/или коллективный договор, которыми она установлена. При этом необходимо внести изменения в трудовые договоры со всеми работниками, которым была установлена надбавка или возможность ее предоставления. Изменения вносятся по общим правилам (ст. ст. 72, 74 ТК РФ).
Вопрос: Как установить персональную надбавку работнику? (Консультация эксперта, 2018)
Таким образом, в Вашей ситуации необходимо учитывать все указанные выше моменты.
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, февраль 2018 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Приказ об отмене совмещения должностей
Приказ об отмене совмещения должностей является основанием досрочного прекращения смежной трудовой деятельности. Если работник по каким-то причинам не может выполнять свои должностные обязанности (уходит в основной или учебный отпуск, находится на больничном), работодатель имеет право возложить его функции на другого сотрудника. Однако могут быть ситуации, когда работодатель досрочно прекращает исполнение смежных обязательств, о чем и составляет соответствующий приказ.
Правовое основание
Правовые основы совмещения установлены в ст. 60.2, 151 Трудового кодекса РФ. Они предполагают регулярное осуществление дополнительных обязанностей в течение рабочего дня за дополнительную плату. Совмещать свои обязательства можно:
От совмещения необходимо отличать работу по совместительству, которая осуществляется в свободное от исполнения основных трудовых функций время. Совмещение возможно только у одного и того же работодателя. Напротив, работать по совместительству можно в разных организациях.
Важно! Работник совмещает свои обязанности с иными должностными функциями на основании приказа руководителя. За это должна быть установлена дополнительная заработная плата.
Снять дополнительные обязательства с работника можно:
Полномочия по совмещению могут быть прекращены:
При истечении срока совмещения должностные обязанности прекращаются автоматически. При досрочном освобождении работника от совмещаемых трудовых функций работодателю необходимо выносить приказ.
Особенности оформления приказа
В зависимости от того, кто является инициатором прекращения работы по совмещению должностей, выделяют следующие основания составления приказа:
Заявление работника подается не по общим правилам трудового законодательства (которые предусматривают срок в 14 календарных дней), а за 3 рабочих дня. В заявлении необходимо указать:
Заявление можно подать в приемную руководителя или канцелярию, чтобы ему присвоили входящий номер и проставили дату принятия. Если по какой-то причине заявление не принимают, его необходимо отправить по официальному адресу работодателя заказным письмом с уведомлением.
Если работодатель хочет прекратить совмещение работником должностных обязанностей, он должен направить сотруднику уведомление за 3 рабочих дня. Данное уведомление должно быть вручено работнику под роспись с указанием даты его получения.
В течение 3-х рабочих дней после поступления от сотрудника заявления (или уведомления от работодателя) должен быть составлен документ об отмене совмещения. Приказ должен включать следующие элементы:
От имени руководителя документ может быть подписан его заместителем.
Если работник уклоняется от принятия такого документа, можно составить акт отказа лица от проставления подписи. Акт составляется в присутствии данного работника, подписывается руководителем и еще как минимум двумя сотрудниками. Он будет являться доказательством ознакомления трудящегося с фактом отмены совмещения должностей.
На основании приказа составляется дополнительное соглашение о прекращении дополнительной трудовой деятельности и дополнительных выплат. Приказ и допсоглашение необходимо передать в бухгалтерскую службу для того, чтобы установленная работнику надбавка больше не начислялась и не выплачивалась.
Приказ об отмене совмещения может не содержать указания о прекращении выплат за дополнительные обязанности. В этом случае снять надбавку необходимо отдельным приказом, который составляется тем же числом, что и основной документ. С таким приказом сотрудник также должен быть ознакомлен под роспись.
Типичные ошибки при оформлении приказа
Приказ об отмене совмещения является специфическим документом, при оформлении которого могут быть допущены ошибки следующего характера:
Хранение приказа
Для каждой категории документов законодательство РФ устанавливает определенные сроки их хранения. Приказ о снятии обязательств по замещаемой должности содержит информацию по личному составу, так как устанавливает:
Согласно положениям Перечня, утвержденного Приказом Министерства культуры России от 25.08.2010 (№558), любой документ о личном составе работодатель хранит в течение 75 лет после его подписания.
Как правильно оформлять надбавки к зарплате?
Часто общая зарплата сотрудника состоит из нескольких частей. Основная из них — оклад. Плюсом к нему идут различные надбавки. Основная сложность для HR и задача для бухгалтерии — правильно их оформить. Как показывает практика, часто это делается неправильно.
Надбавка к зарплате является элементом системы оплаты труда. Именно поэтому возможность ее установления и ее виды надо обязательно установить в коллективном договоре или локальном акте. Чаще всего это делается в положении об оплате труда или в отдельном положении о надбавках. Здесь нужно прописать условия и порядок надбавок, размеры, основания и порядок отмены. Об этом прямо говорит ст. 135 ТК РФ. Например, одним из таких оснований может быть знание и/или использование иностранного языка.
Если вы принимаете сотрудника на должность, которая предусматривает надбавку, условие об этом необходимо внести в трудовой договор или допсоглашение. Об этом напоминает ст. 57 ТК РФ. Сделать это можно двумя способами: указать конкретный размер или сделать ссылку на коллективный договор, в котором прописаны все условия. В любом случае, название надбавки в договоре должно соответствовать тому, что написано в коллективном соглашении или ЛНА. Это нужно, чтобы избежать вопросов от сотрудников и надзорных органов.
А вот приказ об установлении надбавок не обязателен. Закон не требует его издавать. Если же вы его подготовите, также не забудьте про соответствие названий. Иначе разночтения могут натолкнуть инспектора ГИТ на мысль, что сотруднику положена и надбавка, и еще он выполняет дополнительную работу — по сути, за одно и то же.
Но в этом вопросе важно знать еще один нюанс. Зачастую работодателю устанавливают надбавку, ссылаясь на ст. 60.2 ТК РФ. Однако в ней речь идет о поручении дополнительной работы. В таком случае применять нужно не надбавку, а доплату, о которой говорит та же статья ТК. Для допработ заключается отдельное соглашение, в котором надо указать срок задач, содержание и объем.
Кстати, та же надбавка за иностранный язык часто оформляется не как поручение дополнительной работы, а в виде соглашения об изменении условий трудового договора на основании ст. 72 ТК РФ. В таком случае отменить надбавку можно с согласия самого сотрудника, подписав новый документ. Или в одностороннем порядке, с учетом ст. 74 Кодекса. В то же время работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а компания — отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом письменно не позднее чем за 3 рабочих дня.
А теперь вернемся к возможному предписанию ГИТ. Неправильное оформление может привести сразу к двум нарушениям. Во-первых, это несоблюдение трудового законодательства и, как следствие, нарушение ч.1 ст.5.27 КоАП РФ. Кроме того, компанию могут заподозрить в неполном начислении зарплаты и других выплат, а это уже наказание по ч.6 ст.5.27 Административного кодекса. Есть и еще одна опасность. Работник может обратиться в суд с жалобой по зарплате, и его шансы получить еще одну доплату достаточно велики
Чтобы избежать возможных рисков, прежде всего внесите исправления в приказ об установлении надбавки. Порядок оформления документа закон не фиксирует, так что это можно делать на ваше усмотрение. В нем надо отразить все применяемые надбавки. Желательно установление надбавок фиксировать дополнительным соглашением с сотрудником. Напомню в этой связи, что зарплата устанавливается трудовым договором в соответствии с системой оплаты труда, и прописывать ее напрямую требует ТК РФ. Так что надбавку нужно обязательно указывать. А доплаты за совмещение — прописывать в соответствии со ст. 60.2 и 151 Трудового кодекса.
Кстати, такая же схема действий и при снятии надбавок. Одного приказа здесь будет недостаточно. Для этого тоже нужно заключить дополнительное соглашение с сотрудником. При этом он может и отказаться подписать новый документ. Тогда вы будете вправе применять правила ст. 74 Кодекса — изменение условий трудового договора
Энциклопедия решений. Прекращение совмещения и других видов дополнительной работы
Прекращение совмещения и других видов дополнительной работы
Повод для прекращения не имеет никакого значения. В частности, работнику не обязательно объяснять свое нежелание выполнять дополнительную работу уважительными причинами, а работодателю не обязательно доказывать факт того, что работник с такой работой плохо справляется. Если же работодатель принял решение о досрочной отмене поручения в связи с тем, что работник ненадлежащим образом выполнял дополнительные обязанности, такое решение не является дисциплинарным взысканием и соблюдать требования ст. 193 ТК РФ о порядке применения дисциплинарных взысканий работодатель в такой ситуации не должен (определение Московского городского суда от 06.10.2011 N 33-29022).
При досрочной отмене поручения работодатель издает приказ об отмене выполнения дополнительной работы с определенной даты. Унифицированной формы для такого приказа не существует, поэтому он издается в произвольной форме. Работник знакомится с приказом под роспись. Например, на бланке приказа работник пишет «ознакомлен», ставит дату ознакомления и подпись. Никаких других документов составлять не надо.
Если выполнение дополнительной работы прекращается досрочно по инициативе работника, он подает на имя работодателя соответствующее заявление и по истечении срока предупреждения перестает исполнять дополнительные обязанности. Приказ в такой ситуации издавать не обязательно.
День прекращения дополнительной работы (последний день ее выполнения) должен приходиться не ранее чем на 3 рабочий день после даты ознакомления с приказом об отмене поручения или даты подачи заявления об отказе.
Пример
Обязанность работника и работодателя заранее предупреждать другую сторону о прекращении дополнительной работы установлена законом только для случаев ее досрочной отмены, то есть в ситуации, когда прекращение происходит раньше срока, изначально установленного по договоренности сторон и указанного в приказе о поручении дополнительной работы. Если прекращение дополнительной работы происходит в срок, установленный работодателем с письменного согласия работника и указанный в приказе, предварительное уведомление, а также издание приказа об отмене поручения и написание заявления не требуются.
Одновременно с прекращением дополнительной работы сотрудник теряет право на доплату за ее выполнение. Отдельно оформлять отмену доплаты не нужно.