как отправить декларацию усн ип через личный кабинет налогоплательщика
Как подключить электронную отчетность для ИП (нюансы)?
Когда ИП нужна электронная отчетность?
Индивидуальные предприниматели должны направлять отчетность в электронном виде:
Как подается электронная отчетность ИП?
Электронная отчетность ИП в ФНС или государственные фонды является процедурой, которая осуществляется при использовании:
ЭЦП и программа для работы с ней приобретаются у оператора электронной отчетности, который соответствует требованиям, установленным в приказе ФНС РФ от 04.03.2014 № ММВ-7-6/76 (приказ действует до 28.02.2022. С 01.03.2022 данные требования будет регулировать приказ ФНС от 08.06.2021 №ЕД-7-26/546@).
ВНИМАНИЕ! С 2022 года квалифицированные ЭЦП от имени ИП или организации можно оформить бесплатно, но только в ФНС. На новый порядок можно перейти досрочно с 01.07.2021. Параллельно до конца 2021 года действует прежний порядок выдачи подписей в коммерческих удостоверяющих центрах (но только в тех, которые прошли аккредитацию в 2021 году). ЭЦП, полученные в аккредитованных центрах действительны до окончания срока действия. Квалифицированные сертификаты удостоверяющих центров, не прошедших аккредитацию в 2021 году, действительны до 31.12.2021 (если аккредитация или срок действия сертификата не кончились раньше). С 1 июля 2021 г. такие удостоверяющие центры не могут выдавать сертификаты ключа проверки.
Подробнее о новшествах, действующих с июля 2021 года, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Для того чтобы оформить ЭЦП, сертификат и получить программу для отправки отчетности в фонды, ИП нужно обратиться к соответствующему оператору и предоставить ему следующие документы:
Изучим некоторые нюансы, характеризующие оформление ЭЦП для отчетности ИП.
Оформление ЭЦП для отчетности: нюансы
При решении рассматриваемой задачи ИП полезно обратить внимание:
1. На возможность оформления ЭЦП через представителя. Для этого ему нужно составить нотариальную доверенность на представителя.
2. На возможность задействования не только инсталлируемого ПО для работы с ЭЦП, но и облачных сервисов проверки ЭЦП и отправки отчетных документов в государственные инстанции. Их преимущество заключается в:
3. На необходимость установления внутрикорпоративного контроля доступа к носителю ЭЦП — флешке, eToken или их аналогам. Любая подпись, поставленная с их помощью, будет считаться подлинной, поэтому пользоваться данными устройствами должны только уполномоченные сотрудники.
Как сдать налоговую отчетность через личный кабинет налогоплательщика
Зная логин и пароль, можно узнать сведения о состоянии расчетов по налогам и сборам, отправлять запросы и получать информацию от ФНС электронно.
Чтобы сдать отчетность, необходимо получить ЭЦП в удостоверяющем центре ФНС или в коммерческом удостоверяющем центре, получившим аккредитацию. Прежде чем войти в кабинет для сдачи отчетности, нужно получить код абонента. Для этого нужно пройти регистрацию на этом сайте. Далее переходим в специальный сервис для сдачи отчетов, устанавливаем необходимые плагины и входим в личный кабинет. Здесь уже можно заполнить все отчеты для отправки в ФНС.
Итоги
Подробнее об использовании электронных подписей — важнейшего программного элемента инфраструктуры электронной отчетности — читайте в статьях:
Как произвести разовую сдачу отчетности через интернет?
Разовая отправка отчетности через интернет: способы подачи
Электронная отчетность через Всемирную сеть давно стала неотъемлемой частью деятельности бухгалтера. В Налоговом кодексе Российской Федерации прописана обязанность отправки в ФНС налоговых деклараций, в том числе в электронном виде, согласно установленным срокам.
Существует несколько способов сдачи электронной отчетности. Более подробно об этом читайте в статье «Электронная отчетность через интернет — что лучше?».
Осуществить отправку налоговой отчетности через интернет можно только при наличии электронной подписи. Приобретается она на платной основе у удостоверяющих центров либо при заключении договора с оператором ЭДО.
ВНИМАНИЕ! С 01.01.2022 ФНС будет бесплатно оформлять ЭЦП для юрлиц и ИП. Налоговики планируют начать оказывать услугу уже с 01.07.2021. Подробности см. здесь.
Разовую отчетность в налоговые органы можно подать двумя способами: через сайт ФНС и через операторов электронного документооборота (ЭДО). В свою очередь, сдача через сайт налоговой чаще применяется для разовой подачи отчетности и может быть выполнена либо с собственной электронной подписью плательщика либо по доверенности.
Кто обязан сдавать электронную отчетность, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Отправка отчетности через сайт ФНС
Отправка разовой отчетности через каналы телекоммуникационной связи (ТКС) может проводиться непосредственно через официальный интернет-ресурс Федеральной налоговой службы РФ. С этой целью был разработан специальный сервис. Использовать его может любой налогоплательщик, имеющий электронную подпись и способный выполнить определенные технические требования.
Подробнее о данном варианте отправки отчетности читайте в статье «Порядок сдачи налоговой отчетности через Интернет».
Недостатком такого способа отправки отчетности является установка программного обеспечения и самостоятельное изучение налогоплательщиком инструкций. Файлы документов, сформированные в других программах, нужно перезагружать в специальную программу налоговой службы.
Отправка отчетности через операторов ЭДО
Сдача отчетности может быть осуществлена при помощи операторов электронного документооборота посредством каналов ТКС.
Согласно ст. 80 НК РФ налогоплательщик обязуется предоставить отчетность в электронной форме в следующих случаях:
ВНИМАНИЕ! 6-НДФЛ и РСВ нужно сдать в электронном виде, если список физлиц, в отношении которых подается отчет, составляет 10 человек и более (ст. ст. 230, 431 НК РФ)
Список операторов ЭДО можно узнать на официальном сайте ФНС.
Отправка отчетности через операторов ЭДО обладает следующими преимуществами:
Сдача отчетности без привлечения операторов ЭДО
Сдача отчетности по ТКС без использования услуг операторов ЭДО осуществляется двумя основными способами:
Как получить электронную подпись
Удостоверяющий центр, аккредитованный Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, может выдать электронную подпись. Согласно условиям приказа ФНС РФ от 08.04.2013 № ММВ-7-4/142 для правильной авторизации в системе применяется специальный сертификат ключа, которым проверяется электронная подпись.
По ст. 80 НК РФ отчетность по ТКС отправляется с простановкой квалифицированной электронной подписи. Согласно закону от 06.04.2011 № 63-ФЗ было введено понятие простой и квалифицированной, или усиленной, электронной подписи. Налоговая отчетность, предоставляемая в ФНС, подписывается только квалифицированной ЭЦП.
Аналогично бумажной документации, заверенной подписью и печатью, электронный документ приобретает юридическую силу и статус после проставления на нем электронной подписи.
Что нужно для отправки отчетности через интернет?
Налогоплательщик при отправке отчетности через сайт ФНС должен иметь:
Как юрлицу получить усиленную квалифицированную элекронную подпись, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Итоги
Отправить разовую отчетность через интернет можно через официальный сайт ФНС с оформлением личной ЭЦП либо по доверенности, не прибегая к оформлению личной ЭЦП. Также можно воспользоваться услугами операторов ЭДО, договор с которыми заключается минимальным сроком в один год. Для отправки отчетности необходимо получение электронной подписи, идентификатора абонента и сертификата от удостоверяющего центра. Обязательно стоит обратить внимание на защищенность и надежность информации, указанной в электронной документации.
Налоговая и бухгалтерская отчётность через сайт ФНС
Из нашей статьи вы узнаете:
Налоговую и бухгалтерскую отчётность можно сдавать в специальном сервисе на сайте ФНС. Для работы в нём нужна электронная подпись и программа, которая подготовит файл отчётности для загрузки в сервис. Расскажем, как пользоваться сервисом, какие достоинства и недостатки у этого способа сдачи отчётности, а также — какие есть альтернативы.
Характеристика сервиса
Сервис для сдачи налоговой и бухгалтерской отчётности на сайте ФНС рассчитан на малый бизнес на спецрежимах. Для крупнейших налогоплательщиков и бизнеса на ОСНО он не подойдёт — в сервисе нельзя сдать декларацию по НДС. Те, кто сдаёт отчётность через посредников, то есть, по схеме уполномоченной бухгалтерии, также не смогут воспользоваться сервисом.
Для регистрации в сервисе необходима электронная подпись, а для сдачи отчётности — программа «Налогоплательщик ЮЛ».
Регистрация в сервисе
Перед регистрацией в сервисе убедитесь, что компьютер соответствует следующим требованиям:
Регистрация простая и не занимает много времени. Перейдите на страницу сервиса, укажите электронную почту и пароль, а затем активируйте учётную запись по ссылке из письма, которое придёт на почту.
После регистрации необходимо получить идентификатор. После активации учётной записи в сервисе появится кнопка «Зарегистрировать сертификат».
Нажмите на эту кнопку и загрузите открытый ключ сертификата вашей электронной подписи. Информация об организации и УЦ, который выдал сертификат, заполнится автоматически. Затем нажмите кнопку «Передать на регистрацию».
Через некоторое время на почту придёт уведомление об успешной регистрации сертификата ЭЦП. С этого момента можно сдавать отчётность через сервис ФНС.
Сдача отчётности на сайте ФНС
В учётной программе подготовьте всю отчётность и выгрузите её одним файлом
Запустите программу «Налогоплательщик ЮЛ» и войдите в режим «Сервис — Реестр выгруженных файлов».
Выберите файл с отчётностью, которую собираетесь сдавать.
На панели инструментов нажмите кнопку «Сформировать транспортный контейнер».
В настройках укажите:
После этого нажмите кнопку «Сформировать». Файл, готовый к загрузке на сайт ФНС, появится в указанной папке.
Войдите в личный кабинет сервиса для сдачи отчётности на сайте ФНС, выберите вкладку «Загрузка файла» и загрузите файл, пропущенный через программу «Налогоплательщик ЮЛ».
После загрузки сервис автоматически перейдёт на страницу с загруженной отчётностью. Здесь можно посмотреть её статус. У нового файла будет статус «В ожидании». Когда отчётность будет принята, статус изменится на «Завершено (успешно)».
Датой и временем приёма отчёта считаются соответственно дата и время поступления зашифрованного файла в ФНС.
Плюсы и минусы сервиса
Преимущество этого сервиса в том, что отчётность сдаётся без посредников. Успех отправки отчёта не зависит ни от работы почты, ни от оператора ЭДО.
Также сервис является условно бесплатным. Платить за его использование не нужно, однако для работы всё равно нужно купить электронную подпись и средство криптографической защиты.
К минусам можно отнести следующие нюансы:
Сервис подходит не всем налогоплательщикам, а только тем, кто не сдаёт декларацию по НДС;
Пользователю нужно самостоятельно устанавливать на компьютер сертификат электронной подписи и настраивать СКЗИ;
Необходимо прогонять файл с отчётностью через программу «Налогоплательщик ЮЛ», которую нужно отдельно установить на компьютер и следить за обновлениями;
В налоговой нет техподдержки, поэтому в случае возникновения проблем придётся обращаться к специалистам платно.
Поэтому удобнее сдавать отчётность через оператора ЭДО. Подключаясь к сервису для сдачи отчётности, вы получаете вшитую в него электронную подпись и всё необходимое ПО. Специалист настраивает ваш рабочий компьютер — вам не придётся устанавливать программы самостоятельно. Формируйте отчётность прямо в сервисе и отчитывайтесь в любые контролирующие органы.
Как открыть ИП и вести налоговую отчетность удаленно?
Вопрос не новый, но хотелось бы получить выдержку из моря информации.
Я хочу открыть ИП на УСН 6%: решил оказывать услуги по дизайну. Это от 1 до 15 проектов в месяц в зависимости от сезона. Расчет только безналичный, по каждому проекту — договор.
Но суть в том, что я живу не по месту регистрации, и до родного дома лететь далеко и дорого. Стоять в очередях для личного посещения всевозможных инстанций я не хочу. Отправлять заказные письма с описью вложения тоже не мое: с почтой вечно какие-то проблемы.
ИП можно открыть через госуслуги, подав заявление онлайн, но там я наткнулся на такую вещь, как усиленная квалифицированная электронная подпись. Я прочитал, что этой подписью я должен подписать заявление, а также все последующие налоговые декларации. Она стоит денег, за нее надо платить раз в какой-то период.
Плюс у нас ни одна госструктура не бывает элегантной. К тому же подпись — это целый комплекс программ, и чтобы их установить, нужно изрядно поплясать с бубном. Как я понял, не получится сесть за первый попавшийся компьютер, открыть облачное хранилище, быстренько заполнить декларацию, достать флешку с электронной подписью и кликом мышки отправить отчет. Поправьте меня, если я ошибаюсь.
В общем, если кратко: как мне открыть ИП и вести налоговую отчетность онлайн, не посещая саму налоговую? Сколько это стоит?
И еще вопрос: если налоговая захочет пообщаться со мной лично, могут ли меня принудительно вызвать в инспекцию по месту регистрации? Или я могу сказать, что не нахожусь там в данный момент и в ближайший год не появлюсь, но готов ответить на все вопросы по телефону, письменно или по месту нахождения?
Евгений, вы можете все делать удаленно. Бизнес стремительно переходит в цифровой формат, а режим самоизоляции подстегнул эту тенденцию.
Электронную подпись пока делать необязательно, но тогда придется использовать Почту России или частные курьерские службы.
С проверками проблемы теоретически возможны, но маловероятны при количестве проектов, о котором вы пишете. Если, конечно, не будете ничего нарушать.
Что ИП должен государству
Разберемся, что вообще нужно делать, если решите стать предпринимателем. Вам придется:
Для всего этого существуют электронные сервисы. Если потребуется сверить данные о расчетах с бюджетом, это тоже можно сделать онлайн или по телефону.
О каждой из этих обязанностей мы уже писали отдельно, поэтому я сделаю выдержку из моря информации, как вы просите, и дам ссылки на подробные разборы.
Из вашего вопроса следует, что вы хотите понять, стоит ли связываться с электронной подписью. Поэтому сначала и поподробнее об этом.
Что такое электронная подпись и как ее сделать
Электронная подпись, ЭП — это онлайн-аналог подписи на бумаге. Она приравнивает любой электронный документ к бумажному оригиналу и работает без нотариального заверения.
ЭП бывает трех видов: простая, неквалифицированная и квалифицированная. Чтобы открыть ИП через интернет и менять ОКВЭД, нужна квалифицированная электронная подпись — КЭП.
Оформить КЭП можно в удостоверяющем центре или банке. Об этом мы написали отдельный гайд.
За КЭП действительно придется платить. Цена зависит от задач, для которых она подходит, срока действия и региона. Подпись покупают на определенный срок, потом она перестает работать — снова придется вносить деньги.
Если поставите ЭП на компьютер, сможете подписывать документы только с этого компьютера. Подпись на флешке сможете использовать и на других устройствах, но не сразу.
Вы правильно пишете, что мало вставить флешку в первый попавшийся компьютер. Чтобы ЭП заработала, его надо настроить.
Настройка рабочего места действительно оказалась непростым делом. Часть ее прошла автоматически, а потом я звонил в удостоверяющий центр, где купил электронную подпись. Они удаленно подключались к моему компьютеру и что-то там настраивали, меняли настройки браузеров.
Мне очень нравится поддержка в моем удостоверяющем центре. Когда возникают какие-то сложности, они всегда стараются помочь, даже если проблемы не связаны с работой подписи. Если начну настраивать другой компьютер и будет сложно, опять попрошу удостоверяющий центр сделать все за меня. Это входит в цену подписи.
При самостоятельном использовании ЭП иногда возникают проблемы с браузерами. В Firefox она вообще не работает, иногда отказывается работать и в «Хроме». Для нее должны подходить базовые настройки Internet Explorer, но и там что-то периодически сбоит. Еще служба поддержки установила мне «Спутник» — специальный браузер для работы с подписями. Он тоже не всегда выручал. Положиться можно только на специалистов удостоверяющего центра — хорошо, что они всегда на связи.
Один раз я участвовал в аукционе и на всякий случай решил зайти на торговую площадку на полчаса пораньше — не получилось. Сначала я ждал, потом менял браузеры, перезагружал и только потом позвонил в поддержку. Пока они удаленно подключались, я пропустил часть торгов, но успел поучаствовать. Правда, за тот контракт я все равно не стал бороться: конкуренты слишком сбили цену.
В целом работать с электронной подписью мне нравится. Я перечислил основные трудности, но большую часть времени с КЭП проблем нет. Если использовать вашу терминологию, процесс выглядит вполне элегантно.
Как сдать отчетность за 2020 год: все способы
Началась очередная отчетная кампания, кто-то поторопился сдать первые декларации, другие подбивают итоги, вытягивают из контрагентов недостающие документы или с опытным прищуром повторяют «а мы подождем». Не самый плохой подход — некоторые бухгалтерские программы еще не обновились полностью: некорректно заполняются формы, возникают ошибки. Мы решили напомнить, какие существуют способы сдачи отчетности, в том числе бесплатные, кто и как может ими воспользоваться, плюсы и минусы разных вариантов.
Подать отчетность лично
Самый малопопулярный вариант. Как правило, самостоятельно относить декларации в инспекцию предпочитают физлица или ИП. Руководители организаций пользуются возможностью сдать отчеты лично только в случае, если речь идет о нулевке (в стадии ликвидации или простоя). Нулевые декларации практически не требуют заполнения и на них, вроде бы жалко тратить финансы угасающего бизнеса.
Кому подойдет: ИП без работников, на таком режиме как УСН «доходы». Подается декларация только раз в год и она относительно проста в заполнении.
Риски: самый главный — неактуальный бланк отчета. Декларация, составленная по устаревшей форме не будет принята, а если инспектор у вас ее все же примет, то впоследствии такой отчет все равно признают несданным. Бывают и другие ошибки — например, неверное отражение показателей (не в той строке, с копейками, а не в целых рублях, незаполнение обязательных полей и т.д.). При наличии существенных ошибок придется подать корректирующий отчет, а значит потратить дополнительное время и силы.
Через посредника
Здесь не имеет значения, как именно будет сдаваться отчетность, ведь этой проблемой займется другой человек или организация. Зачастую представитель еще и составляет для вас сами отчеты, но вы можете и просто передать готовые документы посреднику в бумажном или электронном виде, в зависимости от взаимодействия.
В любом случае необходимо выдать доверенность на представление ваших интересов. Если доверенность выдает организация, достаточно простой формы с подписью директора и печатью. ИП обязан выдать нотариально заверенную доверенность (п. 3 статьи 29 НК РФ).
Представитель может не только передать отчетность, но и самостоятельно ее подписать. Это актуально, если составлением отчетности занимается, например, аутсорсинговая компания. На титульном листе деклараций вы могли видеть два кода — 1 для ИП или руководителя организации-налогоплательщика и 2 — если отчетность подписывает представитель по доверенности.
Кому подойдет: всем организациям и ИП.
Почтой
Да, не только бабушки стоят на почте в очереди за пенсией. В отчетные периоды немало бухгалтеров спешат отправить заветные письма.
Обычно это не причуда бухгалтера, а нежелание директора или предпринимателя подключиться к электронной отчетности. Но право на почтовую отправку действительно у ИП и организаций есть.
Чтобы обеспечить подтверждение, что вы отправили действительно декларацию, а не пачку бумаги, вам необходимо заполнить опись (2 экземпляра). Примерно так:
Кому подойдет: всем организациям и ИП, при условии, что есть право отправлять отчеты на бумаге.
Риски: все те же, что при личной сдаче отчета. Даже больше, ведь инспектор может заметить какие-то недочеты и сразу на них указать, а при отправке почтой вы о них узнаете только при камералке или даже из требования.
Есть риск, что вы не проследите за судьбой письма, а почта его благополучно потеряет, например, на каком-нибудь распределительном пункте. Пока разбираетесь, ФНС уже забьет тревогу — нет отчета, начнет слать требования и пугать блокировками счетов. Некотрые о том, что отчет не дошел, как раз по неработающему счету узнают.
Если вы вдруг превысили лимиты по количеству сотрудников, например, для 6-НДФЛ это 10 человек, включительно, то обязаны сдать отчет электронно. Прекрасно, если вы об этом знаете, а если нет? Или просто забыли, а отправили документы на бумаге. Возвращаемся в начало — отчет будет считаться непредставленным. Несданный отчет = штраф. Минимальный — 1000 рублей.
Через сайт ФНС
Что для этого нужно:
Кому подойдет: всем организациям и ИП, при условии, что не ограничений в НК (как с НДС).
Риски: этот способ, конечно, надежнее почты, но, как видите, имеет ограничения и довольно хлопотный. Из рисков — ручное обновление, придется следить за актуальностью отчетности в Налогоплательщике самостоятельно.
Электронная отчетность
Это оптимальный вариант для всех налогоплательщиков, независимо от масштаба и формы бизнеса. Особенность использования сервисов электронной отправки отчетности в том, что она не является единственной услугой. При подключении вы также получаете возможность электронного обмена письмами с ФНС и другими контролирующими органами.
Есть возможность выбрать тариф обслуживания. Например, ИП может выбрать минимальный пакет, если отчитывается раз в год, а организация оптимальный — для ежеквартальных отчетов. Есть также тарифы для нулевок.
По ТКС можно передавать отчетность сразу везде — в ИФНС, ПФР, ФСС, статистику. Кроме отчетности и писем, можно отправлять и получать другие документы:
Т.е. вся ваша работа с контролерами будет происходить в едином сервисе.
Налаженное взаимодействие с налоговыми органами снижает риск выездных проверок — если вы вовремя сдаете отчеты, отвечаете на требования, предоставляете документы, значит готовы к диалогу и ведете честный бизнес. А вот тактика страуса у некоторых предпринимателей — «головой в песок» или «ничего не вижу, ничего не слышу» ни к чему хорошему не приводит.
Астрал Отчет 5.0 напомнит о ближайших важных событиях — подаче отчетов, уплате налогов. Вы можете настроить автоматическое подтверждение о получении требования в последний день, чтобы не пропустить срок. Есть и дополнительные возможности — проверка контрагентов, сверка по НДС, ЭДО и т.д., их можно подключить отдельно.