как отразить счет 79 в балансе

Счет 79. Внутрихозяйственные расчеты

Когда организация создает обособленное подразделение, подчиняющееся ей, но территориально находящееся в другом месте — возникает необходимость ведения взаиморасчетов с обозначенным подразделением. Для этого в бухгалтерской отчетности предусмотрен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Как счет 79 используется в бухгалтерском учете?

Счет 79 выполняет функцию регистратора всех хозяйственных операций между головным офисом и филиалами предприятия. Операции, сопутствующие взаимодействию с подразделениями, отражаются на отдельном балансе.

Такие взаиморасчеты могут быть основаны на:

Договор доверительного управления — это передача активов (имущества, приносящего прибыль) отделу (филиалу, подразделению), с целью управления данными активами для получения выгоды стороне, передающей имущественные ценности.

Счет 79 — активно-пассивный. На нем фиксируются операции как головного офиса компании, так и принимающей стороны — подразделений. По дебету отражаются действия передающего, а по кредиту — принимающего (такой подход справедлив для передачи активов, с пассивами — все наоборот).

Субсчета и аналитика

Для удобства систематизации информации, к счету 79 могут быть открыты следующие субсчета:

Счет 79 отражает взаиморасчеты организации с ее филиалами, подразделениями, дочерними предприятиями и т.д. Аналитический учет ведется обособлено по каждому подразделению/договору, что подразумевает открытие дополнительных субсчетов, количество и характер которых определяются особенностями учетной политики компании.

Взаимодействие с другими счетами

У счета 79 большое количество счетов-корреспондентов. К числу наиболее востребованных стоит отнести:

Пример оформления счета 79

Компания «Фикс» (Санкт-Петербург), решила открыть филиал в Вологде, используя расчеты на отдельном балансе. Компания передала в пользование филиалу оборудование на сумму 300 000 руб. (с амортизацией, равной 81 000 руб.) и заготовительные материалы на общую сумму 52 000 руб. В результате бухгалтер сформировал следующие проводки:

Со стороны вологодского филиала ООО «Фикс» проводки будут зарегистрированы в обратном порядке.

Источник

Внутрихозяйственные расчеты

Когда организация создает обособленное подразделение, подчиняющееся ей, но территориально находящееся в другом месте — возникает необходимость ведения взаиморасчетов с обозначенным подразделением. Для этого в бухгалтерской отчетности предусмотрен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Бухгалтерский учет внутрихозяйственных расчетов

Для повышения эффективности учёта внутрихозяйственных расчётов и объединения актуальной информации обо всех видах расчётов с действующими филиалами компаний или их представительствами (они имеют отдельные балансы) разработан план счётов бухучёта и инструкция по его применению. Актуальные методики расчёта объединены в положениях активно-пассивного счёта 79 «Внутрихозяйственные расчеты» (в соответствии с приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н).

К данному типу счётов прикладываются определённые субсчета. Организация вправе самостоятельно определить их перечень в зависимости от специфики и рода деятельности, а затем утвердить перечень субсчетов внутри состава рабочего плана счетов, который входит в качестве приложения к учётной документации для реализации задач бухгалтерского учёта. К таковым документам относится и счет 79 “Внутрихозяйственные расчеты”. К нему могут быть добавлены следующие актуальные субсчета:

Совместно с этими типами документов потребуется провести полный аналитический учёт по счёту 79. Данные операции осуществляются по каждому отдельному подразделению или филиалу, который имеет собственный баланс. При выполнении расчётов по договорам доверительного управления имуществом потребуется отдельно анализировать каждый договор подобного типа.

Субсчета и аналитика

На субсчете 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу» учитывается текущее состояние расчётов с представительствами, филиалами и отделениями, которые выделены на отдельные балансы по переданным внеоборотным и оборотным активам.

Все имущество, которое выделено данными подразделениями, списывается компанией со счёта 01 «Основные средства» для внесения в дебет счёта 79 «Внутрихозяйственные расходы».

Все имущество, выделенное конкретной организацией и указанными подразделениями, принимается на текущий учёт этими отделами с кредита счёта 79 и в дебет счёта 01 «Основные средства».

На субсчете 79-2 «Расчеты по текущим операциям» можно учитывать состояние прочих расчётов компании с филиалами, отделениями и представительствами, а также обособленными подразделениями, у которых имеются свои балансы.

Субсчет 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» позволяет оперативно учитывать состояние всех расчётов, которые связаны с процедурой доверительного управления имуществом. Данный субсчет используется строго для учёта расчётов у учредителя управления, а также доверительного управляющего или расчётов по имуществу, переданному в доверительное управление с учетом на отдельном балансе.

Все имущество, которое ранее было передано в доверительный тип управления, будет списано со счётов 01 «Основные средства» и 04 «Нематериальные активы» и 58 «Финансовые вложения» в дебет счёта 79 «Внутрихозяйственные расчеты». На суммы после начисления амортизации производится запись в соответствии с размером дебета по счёту 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов». В случае принятия имущества на отдельный баланс, доверительный управляющий отражает его по дебету внутри счётов 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 58 «Финансовые вложения».

Текущий аналитический учет по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» производится по каждому отдельному филиалу или представительству, отделениям и обособленным подразделениям организации, которые выделены на отдельный баланс. При расчёте по договорам доверительного управления имуществом учитывается каждый конкретный договор.

Типовые проводки по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

Проведение учёта всех внутрихозяйственных расчётов по типовому счёту 79 проводится однотипным образом и не зависит от конкретного вида такого расчёта. Например, передача основных средств одному из объектов обособленного подразделения через передающую сторону будет отражена следующим образом: дебет с текущего 79 счёта перейдёт на счёт 01 и будет отражать актуальный размер основных средств. При использовании счёта под номером 02, который демонстрирует показатель амортизации основного баланса, кредит отразится внутри счёта 79.

После принятия указанного типа имущества в учёте уже обособленного подразделения, можно наблюдать следующее документальное сопровождение:

Так, дебет счёта 01 «Основные средства» перейдёт в кредит счёта 79 «Внутрихозяйственные расходы», а дебет счёта 79 поступит в качестве кредита счёта 02 «Амортизация основных средств». Возврат соответствующего типа имущества отразится при помощи обратных проводок.

Наряду с передачей имущества и текущих расходов, обособленному подразделению передаются определённые обязательства. В этом случае происходит оптимизация всех счётов по типу 79, которые отлично корреспондируют со счётом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»/76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Такая закономерность может быть нарушена в том случае, если подразделение, выделенное на отдельный баланс, выполняет передачу части товаров в производственное подразделение. Дальнейшее списание выполняется при использовании 41 счёта, обозначенного в качестве товаров на действующий 10 счёт (Материалы).

Взаимодействие с другими счетами

У счета 79 большое количество счетов-корреспондентов. Многие из них связаны с операциями, которые позволяют оперативно модернизировать и управлять активами (в эту категорию входят счета 01-05, 07, 08, 10, 11, 15, 16, 20). Если необходимо учитывать расходы, относящиеся к заработной плате или внутренним финансовым операциям для расчёта с поставщиками и подрядчиками, то для этих целей используются счёта 50-52, 55, 60, 62, 70, 71, 76. Прочие виды расходов отражены в счетах под номером 84, 90, 91.

Пример оформления счета 79

Со стороны питерского филиала ООО «Аура» текущие проводки будут зарегистрированы строго в обратном порядке. Это позволило отразить актуальные данные как внутри головного офиса, так и в открывшемся подразделении.

1С:Бухгалтерия 8

«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!

Источник

К какой статье бухгалтерского баланса относится дебетовая сумма по 79 счету?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Лены (г. Юрла)

К какой статье бухгалтерского баланса относится дебетовая сумма по 79 счету?

Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, счет 79 «Внутрихозяйственные расходы» используется для обобщения информации о расчетах с обособленными подразделениями, выделенными на отдельный баланс.

К счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» могут быть открыты субсчета:
79-1 «Расчеты по выделенному имуществу»,
79-2 «Расчеты по текущим операциям»,
79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» и др.

Как правило, в филиале (подразделении), выделенном на отдельный баланс, все хозяйственные операции учитываются обособленно от операций головного подразделения, в отдельной Главной книге. Операции по движению имущества и обязательств между головным подразделением и филиалом документально оформляются путем составления извещения (авизо).

Отчетность составляется:
— по головному подразделению организации (без учета показателей филиала);
— по филиалу;
— сводная (путем суммирования аналогичных показателей головного подразделения и филиала).

Учредителями (акционерами) утверждается сводная бухгалтерская отчетность в целом по организации, которая должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (в том числе выделенных на отдельные балансы) (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утв. Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н).

При этом числящиеся в бухгалтерском учете головного офиса на счете 79 остатки должны полностью покрываться суммарными соответствующими остатками по данному счету обособленных подразделений. Следовательно, данные по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» при составлении сводной бухгалтерской отчетности организации не отражаются.

Отсутствие сопоставимости данных приводит к образованию сальдо по счету 79 и свидетельствует о неполном (несвоевременном) отражении отдельных операций в бухгалтерском учете обособленных подразделений или головного офиса либо других ошибках.

В сводной отчетности сальдо по счету 79, как правило, отражают в составе дебиторской или кредиторской задолженности, что приводит к искажению данных в балансе. Поскольку данная задолженность не является обязательствами организации или перед организацией, течение срока исковой давности на нее не распространяется: задолженность не может быть списана, а должна быть урегулирована.

Нормативные документы по бухгалтерскому учету не содержат требований о проведении обязательной инвентаризации сальдо по счету 79. В частности, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предписано проводить инвентаризацию имущества и обязательств организаций.

Поскольку ответственность по сделкам филиалов несет создавшее их организация, филиал сам по себе не имеет никаких обязательств. Не предусматривают необходимости инвентаризации данного счета и Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Между тем необходимость контролировать правильность формирования сальдо по счету 79 влечет проведение как минимум сверки расчетов между головным подразделением и филиалами.

Учитывая изложенное, до урегулирования причин возникновения дебетового сальдо счета 79, по моему мнению, более корректно отражать в балансе по строке 270 «Прочие оборотные активы» как активы, не нашедшие отражения по другим статьям разд. II бухгалтерского баланса. В любом случае до урегулирования причин возникновения сальдо у организации остается риск представления искаженной отчетности.

Кроме того, ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность для должностных лиц организации в виде штрафа в размере от 2000 руб. до 3000 руб. за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, под которым понимается:
— искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
— искажение любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Источник

ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ

Передача имущества филиалу

Учет в головном отделении организации

Если ваша организация имеет филиал, выделенный на отдельный баланс, то для учета расчетов с этим филиалом по выделенному имуществу к счету 79 откройте субсчет 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу».

Такой же субсчет должен открыть филиал для учета расчетов с головным отделением организации.

Если вы – бухгалтер головного отделения организации, то стоимость имущества, переданного филиалу, вы должны отразить проводкой:

– списана первоначальная стоимость имущества, переданного филиалу;

а при передаче филиалу основных средств, нематериальных активов, а также имущества, предназначенного для сдачи в аренду, нужно отразить сумму начисленной амортизации:

ДЕБЕТ 02 (05) КРЕДИТ 79-1

– списана сумма начисленной амортизации по имуществу, переданному филиалу.

Учет в филиале

Если вы – бухгалтер филиала, то имущество, полученное от головного отделения организации, вы должны оприходовать и учесть сумму амортизации при помощи проводок:

– оприходовано имущество, полученное от головного отделения организации;

ДЕБЕТ 79-1 КРЕДИТ 02 (05)

– учтена сумма амортизации по основным средствам, нематериальным активам, а также имуществу, предназначенному для сдачи в аренду.

Текущие расчеты с филиалом

Учет в головном отделении организации

Для учета расчетов с филиалом, не связанных с передачей филиалу имущества, к счету 79 откройте субсчет 79-2 «Расчеты по текущим операциям».

Такой же субсчет должен открыть филиал для учета расчетов с головным отделением организации.

Помимо имущества, головное отделение может передать филиалу: денежные средства; затраты; средства в расчетах (дебиторскую и кредиторскую задолженность).

Если вы – бухгалтер головного отделения организации, то передачу филиалу денежных средств, затрат, средств в расчетах отражайте при помощи одной из следующих проводок (в зависимости от ситуации):

– переданы денежные средства филиалу, выделенному на отдельный баланс (такая же запись должна быть сделана в учете филиала, если он передает денежные средства головному отделению организации:

– переданы денежные средства головному отделению организации;

– переданы филиалу расходы, понесенные головным отделением организации и относящиеся к деятельности филиала;

ДЕБЕТ 79-2 КРЕДИТ 62 (76)

– передана филиалу дебиторская задолженность;

ДЕБЕТ 60 (76) КРЕДИТ 79-2

– передана филиалу кредиторская задолженность.

Учет в филиале

Если вы – бухгалтер филиала, то эти же операции отразите так:

– получены денежные средства от головного отделения организации (такая же запись должна быть сделана в учете головного отделения организации, если оно получает денежные средства от филиала):

– получены денежные средства от филиала;

– учтены на балансе филиала расходы, понесенные головным отделением организации и относящиеся к деятельности филиала;

ДЕБЕТ 62 (76) КРЕДИТ 79-2

– учтена дебиторская задолженность;

ДЕБЕТ 79-2 КРЕДИТ 60 (76)

– учтена кредиторская задолженность.

Операции по договору доверительного управления имуществом

Передача имущества в доверительное управление

Для расчетов по такому договору к счету 79 откройте субсчет 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом».

Этот субсчет используют как учредитель управления, так и доверительный управляющий.

Учет у учредителя управления

Если ваша организация (учредитель управления) передает имущество в доверительное управление, отразите это проводкой:

– переданы в доверительное управление основные средства, ценные бумаги, другое имущество.

При передаче в доверительное управление основных средств вы должны списать начисленную по ним сумму амортизации:

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 79-3

– списана сумма амортизации по основным средствам, переданным в доверительное управление.

Учет у доверительного управляющего

Доверительный управляющий, получив имущество в доверительное управление, должен сделать проводки:

– получены в доверительное управление основные средства, ценные бумаги, другое имущество;

ДЕБЕТ 79-3 КРЕДИТ 02

– учтена сумма амортизации по основным средствам, полученным в доверительное управление.

Расчеты по договору доверительного управления

Учет у учредителя управления

Сумму прибыли, причитающейся ему по договору, учредитель управления должен учесть так:

ДЕБЕТ 79-3 КРЕДИТ 91-1

– отражена прибыль, причитающаяся к получению за отчетный период (согласно отчету доверительного управляющего);

после получения денег:

ДЕБЕТ 50 (51, 52) КРЕДИТ 79-3

– поступили денежные средства от доверительного управляющего в счет прибыли по договору.

Если получение доходов по договорам доверительного управления имуществом является предметом деятельности организации, то такие доходы надо учитывать на счете 90 «Продажи».

Учет у доверительного управляющего

Доверительный управляющий должен отразить прибыль, причитающуюся учредителю управления, проводками:

ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 79-3

– отражена прибыль, причитающаяся учредителю управления;

ДЕБЕТ 79-3 КРЕДИТ 50 (51, 52)

– перечислены деньги учредителю управления.

Учредитель управления может предусмотреть в договоре, что в случае возникновения упущенной выгоды доверительный управляющий должен ее возместить.

Сумма упущенной выгоды по договору доверительного управления в учете отражается так же, как и прибыль по этому договору.

Источник

НДС по арендным обязательствам в 1С 8.3

Вопрос задал Татьяна С.

Ответственный за ответ: Мария Демашева (★9.73/10)

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Все комментарии (4)

Баланс заполняется корректно. По счету 76.07.1 отражаем Арендные обязательства т.е. расчеты с лизингодателем, а по 76.07.9 — НДС по арендным обязательствам, который в своем учете отражает лизингополучатель. Ключевое слово тут «обязательства». Чтобы разораться с суммами рекомендую:

Так на вашем примере сразу станет понятно, как сальдо по счету 76.07.9 формируется.

Начать надо с самого первого документа Поступление в лизинг. Например, общая сумма лизинговых платежей с учетом выкупной цены за период действия договора 3 000 000 руб. в т.ч. НДС 20% 500 000 руб.

Д 08.04.1 К 76.07.1 — 2 500 000 арендные обязательства в сумме стоимости принимаемого на баланс актива

Д 76.07.9 К 76.07.1 — 500 000 арендные обязательства в сумме НДС 20%

И это только в учете лизингополучателя. Так он формирует первоначальную стоимость своего ОС. И отдельно на основании договора уже учитывает НДС. Поэтому и показать его в балансе должен. Сумма НДС никак не связана с актом сверки и с расчетами с лизингодателем. Это разные категории и каждая для своих целей служит. И на этом этапе СФ нам не дают, но НДС мы должны выделить в учетных целях. Т.е. это будущий НДС итого по договору, на который мы начнем получать СФ от лизингодателя, когда будут лизинговые платежи отражаться. И первоначальную стоимость ОС нам надо сформировать в оценке без НДС.

Далее будет ежемесячный лизинговый платеж документ Поступление (акт, накладная) — Услуги лизинга. Например, 24 000 руб. в т.ч. НДС 20% 4 000 руб.

Д 76.07.1 К 76.07.2 — 20 000 руб. лизинговый платеж по графику

Д 19.04 К 76.07.2 — 4 000 руб. входящий НДС по лизинговому платежу

Д 76.07.1 К 76.07.9 — 4 000 руб. входящий НДС учтен в составе лизингового платежа

Д 68.02 К 19.04 — 4 000 руб. входящий НДС по лизинговому платежу принят к вычету

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *