как отразить в бухучете возврат излишне уплаченного налога
Возврат излишне уплаченного налога и госпошлины
У компании может возникнуть переплата в бюджет. Рассмотрим порядок отражения «упрощенцем» в бухгалтерском и налоговом учете возврата излишне уплаченной суммы налога и госпошлины.
Возврат излишне уплаченного налога
Ситуация: Налоговая инспекция вернула компании излишне уплаченные или взысканные налоги.
Сумма излишне уплаченных налогов подлежит зачету в счет предстоящих платежей либо возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 78 НК РФ).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога (Приложение № 8 к приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@) может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Сумму излишка вернут в течение одного месяца со дня получения налоговой инспекцией соответствующего заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Возвращенные из бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов не учитывают в доходах. Ведь эти суммы не являются экономической выгодой (письма Минфина России от 22.06.2009 № 03-11-11/117, ФНС России от 16.10.2009 № 03-11-06/2/211, от 21.09.2009 № 03-11-06/3/237).
Возврат излишне уплаченной госпошлины
Ситуация: Из федерального бюджета на расчетный счет компании поступил возврат части ранее уплаченной государственной пошлины.
В некоторых случаях уплаченная государственная пошлина подлежит возврату (п. 1 ст. 333.40 НК РФ). Например, возврат обращения судами, прекращение производства по делу, заключение мирового соглашения до принятия судами решения, отказ организации от совершения юридически значимого действия и т.д.
Заявление о возврате излишне уплаченной госпошлины (Приложение № 8 к приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@) может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты (п. 3 ст. 333.40 НК РФ). Возврат производится в течение одного месяца со дня подачи заявления (п. 6 ст. 78, п. 3 ст. 333.40 НК РФ).
В бухгалтерском учете сумму отражают в составе доходов на дату возврата (пп. 7, 10.6, 16 ПБУ 9/99) на счете 91 субсчет «Прочие доходы» (Инструкция).
В налоговом учете сумму возвращенной госпошлины, ранее включенной в расходы, также учитывают в составе доходов (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ; письмо Минфина России от 18.01.2005 № 03-03-01-04/2/8).
В Книге учета доходов и расходов (утв. приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н) такой доход отражают непосредственно на день поступления денежных средств.
По мнению автора, если компания ранее не включала госпошлину в состав расходов, то и ее возврат не надо отражать в доходах. Однако данная точка зрения является спорной и может привести к судебному разбирательству с налоговиками.
Компания на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» обратилась в суд с иском к контрагенту и перечислила госпошлину в размере 10 000 руб. Данное исковое заявление было принято судом к производству. В процессе разбирательства стороны заключили мировое соглашение. В результате компании было возвращено 50% от уплаченной госпошлины (5000 руб.).
В учете на дату возврата госпошлины произведены следующие операции:
Отметим, что суммы возвращенной ответчиком госпошлины, присужденные судом, являются доходом компании и ей следует включить их в расчет базы по «упрощенному» налогу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ; письма Минфина России от 20.02.2012 № 03-11-06/2/29, от 01.11.2010 № 03-11-06/2/169, от 21.08.2009 № 03-11-06/2/157). Данное правило действует для всех фирм на УСН вне зависимости от применяемого ими объекта налогообложения.
Если же компании возвращают сумму излишне уплаченной госпошлины, то, по мнению автора, этот излишек не является доходом.
Марина Косульникова, главный бухгалтер компании «Галан»
Учет при возврате переплаты по налогу на прибыль за прошлые годы
В 2012 году по данным сверки с налоговой инспекцией была выявлена переплата по налогу на прибыль за прошлые годы. При этом в бухгалтерском учете разница между дебетовым и кредитовым сальдо по счету 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», отсутствует. Организацией было подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в налоговую инспекцию. Налоговая инспекция в 2012 году возвратила ей сумму излишне уплаченного налога на прибыль. Организация применяет ПБУ 18/02. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данную ситуацию?
Налоговый учет
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа производится в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Возвращенные (зачтенные) налогоплательщикам из бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов не учитываются при определении объекта налогообложения в виде доходов, так как эти суммы не являются экономической выгодой, определяемой в соответствии со ст. 41 НК РФ (письма Минфина России от 24.06.2009 N 03-11-06/2/106, от 21.09.2009 N 03-11-06/3/237).
Несмотря на то, что в приведенных письмах Минфина России разъяснения даны для налогоплательщиков, применяющих УСН, они применимы и для организаций, применяющих общую систему налогообложения и уплачивающих налог на прибыль, поскольку положения ст. 41 НК РФ применяются для обеих из указанных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, возвращенные денежные средства в виде излишне перечисленного налога не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Бухгалтерский учет
В рассматриваемой ситуации на основании заявления налогоплательщика налоговая инспекция вернула излишне уплаченную сумму по налогу на прибыль организации, следовательно, у организации на основании п. 2 ПБУ 9/99 в бухгалтерском учете также не возникает дохода.
Следует отметить, что сумма налога на прибыль, исчисленная за налоговый период, в бухгалтерском учете отдельно не отражается. В учете организация показывает только сумму доплаты или сумму к уменьшению по итогам налогового периода, что отражается записью:
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
Если по итогам налогового периода у организации имеется переплата по налогу на прибыль, то никаких дополнительных записей в бухгалтерском учете в связи с ее отражением не производится. Сумма переплаты отражается в качестве дебиторской задолженности (дебетовое сальдо по счету 68).
Если за налоговый период сумма исчисленных авансовых платежей превышает сумму начисленного налога за год, то организация по итогам налогового периода должна произвести уменьшение суммы начисленного налога, что, по нашему мнению, может отражаться обратной записью (или записью методом сторно) по счетам 99 и 68 (Инструкция по применению Плана счетов).
В случае, если сумма исчисленных авансовых платежей превышает сумму начисленного налога за год, организации необходимо сделать следующие записи (обобщенно):
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— начислены авансовые платежи за соответствующие отчетные периоды;
Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51
— перечислены авансовые платежи за соответствующие отчетные периоды;
Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99
— скорректирован налог на прибыль по итогам налогового периода.
В рассматриваемой ситуации в 2012 году по итогам сверки с налоговой инспекцией выявлена переплата по налогу на прибыль за предшествующие налоговые периоды. При этом в бухгалтерском учете разница между дебетовым и кредитовым сальдо по счету 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», отсутствует, что, видимо, свидетельствует о том, что при переплате по налогу на прибыль по итогам налоговых периодов в бухгалтерском учете не были сделаны проводки по корректировке налога на прибыль (Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99).
В соответствии с п. 2 ПБУ 22/2010 неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации признается ошибкой.
В рассматриваемой ситуации организация допустила ошибку в бухгалтерском учете, не отразив факт переплаты по налогу на прибыль по итогам налогового периода (не скорректировав в учете по итогам налогового периода сумму налога на прибыль).
Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению (п. 4 ПБУ 22/2010).
Ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка (п. 5 ПБУ 22/2010).
Ошибка отчетного года, выявленная после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность) (п. 6 ПБУ 22/2010).
ПБУ 22/2010 установлен различный порядок исправления ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, являющей существенной и существенной не являющейся.
Пунктом 3 ПБУ 22/2010 определено, что ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.
Существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности.
Исходя из положений п. 3 ПБУ 22/2010 критерии существенности ошибки должны быть прописаны в учетной политике организации.
Ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 14 ПБУ 22/2010).
Порядок исправления существенной ошибки установлен п.п. 7-13 ПБУ 22/2010.
Так, в соответствии с п. 9 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:
1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.
Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном п. 14 ПБУ 22/2010 (п. 9 ПБУ 22/2010).
Таким образом, если допущенная в бухгалтерском учете в предшествующих отчетных периодах ошибка, связанная с неотражением факта переплаты по налогу на прибыль, признается организацией существенной (в соответствии с ее учетной политикой), то она исправляется записью по счету 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» в корреспонденции по счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п. 9 ПБУ 22/2010):
Дебет 68, субсчет Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 84
— отражена переплата по налогу на прибыль за предшествующие налоговые периоды.
Возврат налога на прибыль на расчетный счет организации отражается проводкой:
Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Если ошибка не является для организации существенной, то в таком случае при отражении переплаты корреспондирующим счету 68 будет счет 91 «Прочие доходы и расходы») (п. 14 ПБУ 22/2010, Инструкция по применению Плана счетов):
Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы».
Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99, субсчет «Постоянный налоговый актив»
С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.
Было ваше – стало наше: как вернуть налоговую переплату из бюджета
Вернуть нельзя оставить
Порядок возврата и зачета излишне уплаченной суммы налога регламентируется положениями статьи 78 НК РФ. Излишне уплаченный налог подлежит зачету либо возврату. Налоговый орган обязан сообщить о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Обнаруженная переплата может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогам, либо в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам (п.1 ст. 78 НК РФ). В первом случае инспекция может самостоятельно зачесть налог, во втором – требуется соответствующее заявление налогоплательщика. Заявление подается по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90.
Минфин РФ в письме № 03-02-07/1-260 от 25.07.2011 пояснил, что зачет налога в счет будущих платежей налогоплательщика производится только с его согласия. При отсутствии у налогоплательщика недоимки, налоговики не вправе самостоятельно проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.
Фискалы исходят из того, что налоги зачитываются только в рамках одного уровня. То есть переплата по федеральному налогу зачитывается в счет недоимки по другому федеральному налогу. Переплаченный местный налог не может зачитываться в счет погашения долга, скажем, по НДС. Данная позиция была закреплена еще Минфином РФ в письме от 30.12.2011 № 03-07-11/362. Здесь был рассмотрен вопрос о возможности зачета суммы излишне уплаченного НДС в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Минфин указал, что НДС является федеральным налогом, а налог на имущество организаций – региональным. Сумма переплаченного НДС не может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Но плательщик вправе подать в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДС.
В Письме Минфина от 25.03.2016 № 03-02-07/1/19163 также отмечается, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов производится по федеральным налогам, а также по пеням, начисленным по федеральным налогам.
Наряду с зачетом плательщик может заявить о возврате переплаты. Заявить о возврате нужно по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 г. № ММВ-7-8/90. Налог подлежит возврату по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п.6 ст. 78 НК РФ). Решение о возврате принимается в течение 10 дней со дня получения заявления. О принятом решении плательщик извещается в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
При этом закон содержит ряд ограничений на возврат налога. Первое ограничение – пропуск срока на возврат. Заявление о зачете или о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п.7 ст. 78 НК РФ).
Второе ограничение заключается в наличии у плательщика недоимки по налогам. Возврат плательщику переплаты при наличии у него недоимки по налогам, пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (п.6 ст. 78 НК РФ).
Между тем, в некоторых случаях отказать в возврате переплаченной суммы налоговики могут и по основаниям, прямо не указанным в НК РФ.
Шпаргалка от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Излишне уплаченный налог подлежит зачету либо возврату. Налоговый орган обязан сообщить о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
2. Переплата может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогам, либо в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам. В первом случае инспекция может самостоятельно зачесть налог, во втором – требуется заявление налогоплательщика.
3. При отсутствии у налогоплательщика недоимки, налоговики не вправе самостоятельно проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.
4. Налоги зачитываются только в рамках одного уровня. То есть переплата по федеральному налогу зачитывается в счет недоимки по другому федеральному налогу. Переплаченный местный налог не может зачитываться в счет погашения долга, скажем, по НДС.
5. Плательщик может заявить о возврате переплаты. Налог подлежит возврату по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Решение о возврате принимается в течение 10 дней со дня получения заявления. О принятом решении плательщик извещается в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
6. Закон содержит ограничения на возврат налога: пропуск срока (3 года со дня уплаты указанной суммы) и наличие у плательщика недоимки по налогам (возврат при наличии недоимки производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки).
7. Самая частая причина для отказа в возврате переплаты – пропуск срока. Это касается возврата налога через налоговую инспекцию. Возвратить налог через суд можно в течение трех лет с момента, когда плательщик узнал о переплате.
8. Компании, находящиеся в стадии банкротства или ликвидации, должны успеть заявить о возврате и получить переплату на расчетный счет до завершения всех ликвидационных процедур.
Кто не успел, тот опоздал
Пропуск законного срока является самой частой причиной для отказа в возврате переплаты. Как мы уже говорили, заявить о возврате переплаты можно в течение трех лет с момента его уплаты. Это касается возврата налога через налоговую инспекцию.
Возвратить же налог через суд можно в течение трех лет с момента, когда плательщик узнал о переплате.
Но налоговики рассчитывают данный срок одинаково для всех случаев. То есть, именно с момента перечисления налога в бюджет. С их точки зрения получается, что в момент уплаты налогоплательщик уже точно знает о том, что переплачивает налог и что ему предстоит пройти ряд инстанций для его возврата. Логика более чем странная.
На ошибочность данной позиции было обращено внимание еще в Постановлении ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09.
Судьи пояснили, что пропуск трехлетнего срока не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня, когда он узнал об этом факте.
Моментом, когда налогоплательщик узнал о факте переплаты, не может считаться момент уплаты налога или подачи уточненной декларации.
Таким моментом является, например, день получения плательщиком акта совместной сверки расчетов с налоговой инспекцией. Из акта становится понятно, имеется ли у плательщика недоимка, или же напротив – переплата по налогу.
Именно с момента получения акта сверки и следует отсчитывать начало течения трехлетнего срока.
Кому я должен – всем прощаю
Проблемы с возвратом переплаты могут возникнуть и у компании, находящейся в стадии банкротства или ликвидации. Главное здесь – успеть заявить о возврате и получить переплату на расчетный счет до завершения всех ликвидационных процедур. В противном случае налог так и останется в бюджете, а переплату попросту спишут.
Налоговики исходят из того, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату исключительно налогоплательщику ликвидируемой организации до момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о ее ликвидации.
Заявить о возврате может как сама организация, так и конкурсный управляющий, к которому переходят полномочия по управлению делами юрлица.
Если ликвидатор этого не сделает, налог нельзя будет вернуть даже в рамках банкротства, несмотря на то, что закон предусматривает распределение имущества компании, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами (п. 1 ст. 58 Федерального закона 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Дело в том, что п. 4 ст. 49 НК РФ прямо устанавливает специальное правило о возврате излишне уплаченных налогов налогоплательщику-организации. Следовательно, после ликвидации юрлица учредители не смогут возвратить переплату.
Переплату также нельзя и уступить другому лицу в порядке статьи 382 ГК РФ. Такой точки зрения придерживаются и арбитражные суды (например, АС Дальневосточного округа в Постановлении от 01.08.2014 № Ф03-3110/2014).
Таким образом, исключение юрлица из ЕГРЮЛ лишает возможности возврата переплаты налога, но отнюдь не прекращает обязанности по уплате налогов (письмо ФНС России от 27.11.2013 № СА-4-14/21159).
Неужели тебя не вернуть никогда (переплата НДФЛ)
Массу вопросов вызывает возможность зачета/возврата из бюджета сумм излишне уплаченного НДФЛ. В настоящее время налоговики обосновывают отказы в возврате налога ссылками на то, что налоговый агент в принципе не может переплатить НДФЛ.
НДФЛ удерживается с доходов работников в фиксированной сумме – 13% от заработка. При этом уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).
Закон позволяет вернуть налог только работникам и только в том случае, если он был переплачен в бюджет за их счет. То есть, в случае излишнего удержания налога у сотрудника (ст. 231 НК РФ).
Перечисленная же компанией в бюджет сумма, превышающая сумму фактически удержанного налога, не является НДФЛ, если излишнего удержания у работников не было. Перечисление указанной суммы производится неправомерно. И она не подлежит возврату налоговому агенту.
Такими же доводами руководствуются и арбитражные суды. Одно из последних таких дел рассмотрел АС Московского округа в Постановлении от 29.11.2016 по делу № А40-3052/2016. Суд указал, что агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Агенты не платят НДФЛ за счет собственных денежных средств. В противном случае перечисленная в бюджет из своих средств сумма не будет считаться НДФЛ.
Не возникнет у налогового агента и переплаты по этому налогу. Иными словами, переплаченная за счет агента сумма не может быть ни зачтена в счет будущих платежей по НДФЛ, ни возвращена налоговому агенту в качестве данного налога.
Однако вернуть переплаченную сумму все же можно. О том, как это сделать, рассказала ФНС РФ в письме от 04.07. 2011 № ЕД-4-3/10764. Ведомство отметило, что налоговый агент не может требовать возврата переплаченной суммы НДФЛ. Агенту следует обратиться в налоговый орган с заявлением, в котором он должен потребовать возвратить на свой расчетный счет сумму, не являющуюся НДФЛ и ошибочно перечисленную в бюджет.
При этом налоговики должны будут осуществить по заявлению налогового агента совместную сверку расчетов по налогам и представить справку о состоянии расчетов указанного лица. Данная справка и акт и будут являться основанием для возврата переплаты.
Переплата налога на имущество за прошлый год
Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Вопрос:
По результатам сверки казенного учреждения с ИФНС обнаружена переплата налога на имущество за прошлый год. Годовая отчетность уже сдана. Какие документы следует оформить для возврата налога? Как отразить в бюджетном учете операции по возмещению налоговой инспекцией переплаты налога напрямую в доход бюджета?
Ответ:
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Возврат сумм излишне уплаченных налогов производится в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Переплаченная сумма налога может быть перечислена ФНС напрямую в доход бюджета. Для этого необходимо оформить заявление и обратиться в инспекцию по месту учета (п. 2, 6 ст. 78 НК РФ). Рекомендуемая форма заявления утверждена Приказом ФНС РФ № ММВ-7-8/182@. Его можно подать на бумажном носителе либо в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Обратите внимание: представить в ФНС заявление необходимо в течение трех лет со дня уплаты излишней суммы налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Стоит отметить, что возврат переплаты осуществляется налоговым органом только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) по другим соответствующим налогам (пеням, штрафам) (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Решение о возврате переплаты принимается налоговой инспекцией в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных учреждением налогов, если такая сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ). При этом известить учреждение о согласии на возврат или об отказе в возврате налога инспекция обязана в течение пяти дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Вернуть переплату налоговики обязаны в течение одного месяца с того дня, как получили заявление от учреждения (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Также учреждение вправе (но не обязано) одновременно с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога подать в налоговый орган уточненную декларацию (ст. 81 НК РФ).
В бюджетном учете операции по рассматриваемой переплате отражаются обособленно дополнительными бухгалтерскими записями по исправлению ошибок прошлых лет с раскрытием информации об указанных операциях в пояснительной записке (ф. 0503160) согласно Инструкции № 191н (см. Письмо Минфина РФ от 20.12.2017 № 02-06-10/85104).
Исправлять в отчетном периоде ошибку, допущенную в году, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, необходимо на дату обнаружения ошибки одним из двух способов (п. 18 Инструкции № 157н):
1) сделать дополнительную бухгалтерскую запись;
2) сделать бухгалтерскую запись, оформленную методом «красное сторно», и (или) дополнительную бухгалтерскую запись.
По мнению автора, выявленную переплату следует классифицировать как дебиторскую задолженность прошлых лет.
В силу положений Указаний № 65н (в редакции Приказа Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н), а также проекта Инструкции № 162н доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет необходимо отражать по статье 136 КОСГУ, а учет расчетов по суммам излишне произведенных налоговых выплат вести на счете 1 209 36 000 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет».
Обратите внимание: положения названных документов планируется применять с 01.01.2018, однако на момент написания материала они не вступили в силу: Приказ Минфина РФ № 255н находился на регистрации в Минюсте, а проект Инструкции № 162н – на общественном обсуждении. До принятия и утверждения в установленном порядке соответствующих поправок рассматриваемые операции необходимо отражать с применением статьи 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ и счета 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Операции по начислению дохода в сумме переплаченного налога на имущество, подлежащей возврату ФНС, а также перечисление этой суммы в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ отразятся в учете казенного учреждения следующими корреспонденциями счетов:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислен доход в сумме переплаченного налога на имущество, подлежащей возврату
Учреждение не наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет
Отражена сумма задолженности перед бюджетом по возмещению суммы переплаты налога*
Поступила в доход бюджета сумма переплаты налога
Учреждение наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет
Перечислена в бюджет сумма переплаты налога
* С целью уведомления об ожидаемом поступлении в бюджет указанной суммы доходов учреждение направляет в адрес администратора, осуществляющего полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах.