как отразить в учете пособие на погребение в 2021 году
С 2021 года по КВР 119 будем отражать лишь три вида расходов
Narin_Photo / Depositphotos.com |
С 1 января 2021 года пилотный проект ФСС России «Прямые выплаты» будет реализован в Краснодарском и Пермском краях, Московской, Свердловской и Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, а также в Москве и Санкт-Петербурге (Проект Приказа Минфина России (подготовлен 14 октября 2020 г.)). Таким образом механизм прямых выплат, в рамках которого пособия рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами ФСС России, охватит всю страну.
Поскольку работодатели в рамках пилотного проекта не назначают и не выплачивают пособия, Минфин России намерен скорректировать Порядок № 85н в части применения КБК, по которым на сегодняшний день учреждения в регионах, не участвующих в пилотном проекте, отражают социальные пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС России. Предполагается, что из назначения КВР 119, 129, 139, 149 будет исключена большая часть таких выплат, в частности:
В итоге по указанным КВР будут подлежать отражению лишь три вида расходов, осуществляемых непосредственно учреждениями:
Уточним, что две последние выплаты ФСС России возмещает работодателям в заявительном порядке.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Напомним также, что немногим ранее Минфин России соответствующим образом скорректировал и порядок применения в 2021 году подстатьи КОСГУ 213, исключив из ее назначения весь перечень пособий, которые работодатели сейчас выплачивают за счет ФСС России в увязке в КВР 119, 129, 139, 149. Об этих и других изменениях в КОСГУ-2021 читайте здесь.
Как отразить в учете пособие на погребение
Пособие на погребение – это компенсация расходов родственников умершего или иных лиц, за чей счет осуществлялось погребение, вид социальной государственной поддержки. Его выплата регламентируется ФЗ №8 от 12/01/96 г. Бухгалтерский учет таких расходов зависит от того, кому оно было выплачено. В налоговом учете пособие не признается расходами организации. Подробнее о том, как бухгалтеру учесть пособие на погребение, рассказывается в нашем материале.
Кто несет расходы
Финансирует выплату пособия фонд соцстрахования. К работодателю за получением выплаты заявители обращаются в двух случаях:
Впоследствии ФСС эти суммы компенсирует.
Бухгалтер должен на основании предоставленных документов начислить гражданину, понесшему похоронные расходы фактически, пособие. Его размер в текущем году составляет с 1 февраля — 6 124,86 рубля. В районах, где применяется районный коэффициент, при расчете следует учитывать и его значение.
Пособие выплачивается немедленно в тот же день, когда гражданин обратился за ним. Важным моментом можно считать срок обращения за пособием – не позднее 6 месяцев с момента печального события. Если срок пропущен, а выплата уже сделана, рассчитывать на компенсацию со стороны Фонда расходов, понесенных организацией, нельзя (п. 2,3 ст. 10 ФЗ №8).
Федеральным законом установлен перечень компенсируемых похоронных услуг:
Если эти услуги были оказаны похоронной службой бесплатно, пособие не выдается, поскольку расходы фактически понесены не были (ст. 9-1, 2, 5 ФЗ №8).
В этом случае организация должна компенсировать затраты уже похоронной службе.
На заметку! Пособие, кроме организаций, выплачивает также: ПФР – если умерший находился на заслуженном отдыхе; ФСС – если речь идет об ИП, уплачивающем взносы в Фонд, или о родителях умершего ребенка, предпринимателях, на тех же условиях; органы соцзащиты – если умерший не достиг пенсии и не работал, или умер новорождённый.
Документы — основания для начисления
Пособие может быть выплачено не только родственникам, законным представителям, но и иным гражданам, занимающимся организацией церемонии похорон и оплатой услуг по ней (ст. 10-1 ФЗ №8) на основании документов, предоставленных в бухгалтерию:
Справка получателю обратно на руки не выдается.
С этими документами получатель может обратиться не только по месту основной своей работы, но и работы по совместительству. Совместителю отказывать в выплате пособия противозаконно (ст. 10-2, п. 2 ФЗ №8, ст. 287 абз. 2 ТК РФ).
Дважды получить пособие невозможно, ведь оригинал справки о смерти останется в одной из организаций: по основному месту работы или по совместительству.
Если организация взаимодействует с похоронной фирмой, оказавшей бесплатные услуги, она компенсирует затраты службы согласно перечню, на основании (Пост. ФСС №16 от 22/02/96, п. 12):
Срок компенсации – 10 дней.
Проводки по «похоронным» выплатам
Проводки БУ отражают получателя выплаты. Если за пособием обратился родственник умершего работника (или иной гражданин, взявший на себя расходы по похоронам), делают проводку
Дт 69/ФСС Кт 76.
Такую же проводку применяют, если организация компенсирует расходы похоронной фирме. Выплата пособия отразится записью Дт 76 Кт 51(50).
Если за пособием обратился работник в связи со смертью несовершеннолетнего, делают проводку Дт 69/ФСС Кт 73. Выплата пособия отразится записью Дт 73 Кт 51(50).
Отметим, что, кроме пособия, фирма вправе выплачивать дополнительно материальную помощь в связи с похоронами. Она ФСС компенсироваться не будет.
Пример. Сотрудник фирмы Иванов А.А. умер. Он работал по трудовому договору. За пособием на погребение обратилась его супруга. Кроме пособия, фирма выплатила ей материальную помощь в размере 3000 рублей.
Выплаты мат. помощи сверх пособия не учитываются в затратах НУ, а в бухгалтерском учете должны быть зафиксированы. В связи с этим возникает ПНО: 3000*20% = 600. Дт 99 Кт 68/налог на прибыль — 600,00 руб.
Вопрос: Подлежит ли перерасчету сумма расходов на погребение, которую наследник — организатор похорон наследодателя требует к возмещению с иных наследников, если им было получено пособие на погребение, а также бесплатно предоставлено место на кладбище?
Посмотреть ответ
Налоговый учет
Пособие на погребение не облагается (ст. 217-1, 422-1-1 НК РФ, ст. 20.2-1-1 ФЗ №125 от 24/07/98):
Пособие идет в зачет страховых взносов ФСС (пост. ФСС №16 п. 13).
Выплата не включается в затраты при расчете налога на прибыль, равно как и упрощенного налога (гл. 25, 26.2 НК РФ).
На заметку! Пособие в отношении работника, оформленного по договору ГПХ, не выплачивается: вознаграждения по ним не облагаются взносами «на травматизм» и по временной нетрудоспособности. Пособие выдается только организацией, являющейся страхователем умершего либо заявителя – члена семьи несовершеннолетнего умершего в ФСС (ст. 10-2 абз. 2 ФЗ №8, ст. 422-3 пп. 2 НК РФ).
posobie_na_pogrebenie_-_kosgu_v_2021_godu.jpg
Похожие публикации
С наступлением 2021 года в действующие классификаторы операций сектора госуправления (КОСГУ) приказом Минфина РФ № 222н от 29.29.2020 внесено множество изменений. В частности, изменены коды отнесения компенсационных выплат на погребение. Регулируют применение кодов КОСГУ нормы Порядка, утвержденного приказом № 209н от 29.11.2017, а присвоение расходных шифров – Порядок, утвержденный приказом № 85н от 06.06.2019. Напомним актуальные коды КВР и КОСГУ на погребение сотрудника, а также отличия этой выплаты от выдаваемой членам семьи умершего материальной помощи.
Пособие на погребение: какой КОСГУ применяют в 2021 году
Ранее пособие на погребение в КОСГУ фиксировали на подстатье 213, теперь из нее исключен пункт, предусматривающий возможность отражения этих затрат. С начала 2021 года пособия и компенсации, возмещающие затраты родственникам или другим лицам, обеспечивающим проведение погребения, идентифицируются на подстатье 265 «Пособия по соцпомощи, выплачиваемые работодателями в натуральной форме» КОСГУ согласно п. 10.6.5 п. 10 Порядка № 209н.
Социальное пособие на погребение в 2021 году (КОСГУ 265) учреждение выплачивает, если умер сотрудник предприятия или несовершеннолетний член его семьи. В первом случае получить пособие вправе родственник или лицо, занимающееся похоронами, во втором – непосредственно работник. Эти расходы работодатель отражает по подстатье 265 КОСГУ, затем их возмещает ФСС. Социальное пособие по погребению законодательно устанавливается в фиксированном размере, с 01.02.2021 он составляет 6424,98 руб.
Кодом 265 фиксируется не только оплата подобных социальных пособий, условия и порядок выплаты которых определяет ст. 10 закона № 8-ФЗ от 12.01.1996. В перечне затрат, формирующих подстатью 265 КОСГУ и объединяемых этим аналитическим шифром, фигурирует и возмещение затрат по погребению военнослужащих (в том числе уволенных), правоохранителей, сотрудников органов безопасности, участвующих в военных сборах граждан, а также оплата затрат на приобретение/изготовление и установку надгробий на их могилах.
Пособие на погребение: КВР и КОСГУ 2021
Согласно п. 48.1 Порядка № 85н затраты по соцпособию на погребение в сочетании с 265 КОСГУ отражаются по КВР 119 «Взносы по ОСС на выплаты персоналу учреждений». Подобная увязка предусмотрена таблицей соответствия КОСГУ и КВР. Кроме КВР 119 соотноситься с КОСГУ 265 могут расходы по выплаченным соцпособиям работникам госорганов (КВР 129), гражданским лицам (КВР 139), сотрудникам внебюджетных фондов (КВР 149).
Пример
В казенном учреждении умерла сотрудница. Ее похоронами занимался сын, который подал руководству заявление на выплату соцпособия на погребение. Учреждение выплатило ему 6424,98 руб., зафиксировав эти расходы в аналитике записью КВР 119 КОСГУ 265.
Если же речь идет не о социальном пособии на погребение, а об оплате ритуальных услуг, связанных с гибелью военнослужащего (действующего либо уволенного), сотрудника правоохранительных органов или служб безопасности, граждан, призванных на сборы, то подобный вид расходов шифруется КВР 313 с увязкой КОСГУ 265 и считается мерой социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам.
Пример
Расходы, связанные с гибелью военнослужащего, составили 82 000 руб. В эту сумму вошла стоимость места захоронения, услуг ритуального бюро, приобретение и установка памятника. Госструктура, где служил погибший, отразит эти затраты по КВР 313 КОСГУ 265.
Материальная помощь и пособие на погребение: КВР и КОСГУ
В отличие от пособия на погребение (КОСГУ 265) матпомощь, оказываемая родным умершего работника, осуществляется учреждением на основании положений принятых локальных актов или нормативных положений вышестоящих органов, и не может возмещаться из ФСС или бюджетов.
Согласно п. 48.3.2.1 Порядка № 85н затраты учреждений по разовым выплатам социального плана, в т. ч. матпомощь родным и близким умершего сотрудника, фиксируются кодом затрат 321 «Пособия, компенсации и иные соцвыплаты гражданам».
Применение кода КОСГУ при оказании материальной поддержки близким умершего зависит от формы ее предоставления – денежной или в натуральных величинах. Выплата деньгами будет фигурировать на подстатье 264 КОСГУ. Если же предприятие окажет помощь в натуральной форме, например, примет решение за счет своих средств установить памятник, то расходы должны быть зафиксированы кодом 265 КОСГУ.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Пособие на погребение и дни по уходу за детьми-инвалидами: КВР, КОСГУ, проводки, нюансы
AndreyPopov / Depositphotos.com |
Достаточно часто бухгалтер сталкивается с фактами хозяйственной жизни, порядок отражения которых в бухгалтерском учете в Инструкциях по учету прямо не прописан. В таком случае приходится обращаться к профессиональному суждению и разрабатывать собственные корреспонденции счетов.
Такими «неурегулированными» ситуациями в числе прочих являются выплата социального пособия на погребение и оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
Социальное пособие на погребение
4 дополнительных выходных дня одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами
Что касается непосредственно корреспонденций счетов, то начисление расходов может осуществляться с применением счета 303 02. Однако при таком подходе к используемому счету нужна дополнительная аналитика, которая бы позволила отделить суммы обязательств учреждения по оплате взносов и суммы, которые впоследствии будут возмещены ФСС России. Да, если позволяет учетная программа, обособить эти выплаты можно путем введения признака/субконто «Пособия за счет ФСС России». Однако и в этом случае использование счета 303 02 для учета расчетов с ФСС России по пособиям на погребение и оплате дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами представляется все же не совсем корректным.
На наш взгляд, более целесообразным было бы использование в этом случае счета 303 05. Задолженность же ФСС России по возмещению расходов возможно отражать с применением счета 209 34. При таком подходе экономическая сущность фактов хозяйственной жизни будет отражена как самостоятельные расчеты с бюджетом и не затеряется среди других начислений на счете 303 02.
Таким образом, отразить социальные пособия в учете возможно с применением следующих бухгалтерских записей:
Содержание хозяйственной операции
В учете бюджетного / автономного учреждения
В учете казенного учреждения
Начислены обязательства работодателя по выплатам социального пособия на погребение и по оплате 4х дополнительных выходных дней для ухода за детьми инвалидами
Дебет 0 303 05 831
Кредит 0 302 65 737 /
0 302 66 737
Дебет КРБ 1 303 05 831
Кредит КРБ 1 302 65 737 /
КРБ 1 302 66 737
Выплачены деньги сотруднику из кассы / Перечислены на банковскую карту
Дебет 0 302 65 737 /
0 302 66 737
Кредит 0 201 34 610 /
0 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 119, КОСГУ 265 / 266)
Дебет КРБ 1 302 65 837/
КРБ 1 302 66 837
Кредит КИФ 1 201 34 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 119, КОСГУ 265 / 266)
или
Кредит КРБ 1 304 05 265 / 266
Начислена задолженность ФСС РФ по возмещению расходов работодателя по выплатам социального пособия на погребение и по оплате 4х дополнительных выходных дней для ухода за детьми инвалидами
Дебет 0 209 34 561
Кредит 0 303 05 731
Дебет КРБ 1 209 34 561
Кредит КРБ 1 303 05 731
Обратите внимание, если возмещение от ФСС РФ поступает в году, когда учреждение произвело выплату, то следует отразить восстановление кассового расхода.
В случае, если возмещение ранее произведенных расходов поступит в следующем году, то отражается возврат дебиторской задолженности по расходам прошлых лет
Бюджетное / автономное учреждение
И не забудьте выбранный способ отражения в бухгалтерском учете сумм социальных пособий на погребение и 4х дополнительных выходных дней для ухода за детьми инвалидами следует закрепить положениями учетной политики и согласовать в установленном порядке.
Выплата социальных пособий в 2021 году: на что нужно обратить внимание?
В прошлом, 2020 году в пилотном проекте ФСС, предполагающем «прямые» выплаты социальных пособий, участвовало большинство регионов страны. В нынешнем году к нему подключились оставшиеся восемь регионов (в частности, Москва и Московская область). Таким образом, с 1 января 2021 года во всех регионах пособия по временной нетрудоспособности (и иные социальные пособия) органы ФСС станут выплачивать напрямую. Но из этого не следует, что работодатель вовсе не будет участвовать в процессе назначения пособий. Подробности – далее.
Какие пособия ФСС будет перечислять напрямую?
Территориальные органы ФСС в 2021 году будут назначать и выплачивать работающим гражданам следующие виды социальных пособий:
по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием);
по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
Также по системе прямых выплат будет оплачиваться дополнительный отпуск (сверх ежегодного оплачиваемого) работнику, пострадавшему на производстве.
В 2021 году назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности по-прежнему будут осуществляться на основании листка нетрудоспособности в бумажной или электронной форме. Это следует из нового порядка выдачи и оформления больничных листов, утвержденного Приказом Минздрава России от 01.09.2020 №925н (применяется с 14 декабря 2020 года). То есть бумажный и электронный больничные являются равнозначными документами, бумажные больничные в 2021 году продолжают использоваться.
Бумажные больничные листы будут выдаваться при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а электронные – при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а также номера СНИЛС.
Какие выплаты будет осуществлять работодатель?
Работодатели продолжат в 2021 году назначать и выплачивать следующие пособия по социальному обеспечению:
оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами. Данная выплата обусловлена требованиями ст. 262 ТК РФ;
пособие на погребение. Оно выплачивается работодателем в течение шести месяцев со дня смерти работника (или несовершеннолетнего ребенка работника) (ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ[1]). С 01.02.2020 размер пособия составляет 6124,86 руб. Там, где установлен районный коэффициент, пособие увеличивается на этот коэффициент;
пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни работника. Оплата этих дней осуществляется исходя из среднедневного заработка, на основании совокупного заработка работника за расчетный период – два года, предшествующих периоду наступления нетрудоспособности (пп. 1 п. 2 ст. 3 Закона №255-ФЗ[2] и п. 6 Положения о страховых выплатах по ВНиМ[3]);
пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни, выплаченное сверх норм тем работникам, которые имеют право на повышенное пособие (п. 5 ст. 3 Закона №255-ФЗ).
Предельная величина базы по стразовым взносам в ФСС на 2019 год равна 865 000 руб., на 2020 – 912 000 руб. Соответственно, максимальный размер среднего дневного заработка для оплаты больничного в 2021 году составит 2 434,25 руб. ((865 000 + 912 000) / 730).
В свою очередь, минимальный средний заработок за день болезни с учетом МРОТ составит 407,41 руб. (12 392 х 24 / 730).
После принятия Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ МРОТ на 2021 год составит 12 792 руб., и тогда минимальный средний заработок за день болезни составит 420,56 руб. (12 792 х 24 / 730).
Выплаченные работодателем в 2021 году социальные пособия в дальнейшем будут ему возмещены за счет средств ФСС. Но не во всех случаях. Так, возмещению подлежат пособие на погребение, оплата дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами и пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня больничного, выплаченное сверх норм льготникам (п. 6, 10 и 11 Положения о страховых выплатах по ВНиМ).
Пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня больничного возмещаться работодателям не будет.
Нормативное регулирование прямых выплат пособий в 2021 году
В законах №125-ФЗ[4] и 255-ФЗ, определяющих условия обеспечения пособиями на случай временной нетрудоспособности (в том числе по травматизму) и в связи с материнством застрахованных лиц, порядок назначения и выплаты указанных пособий, до сих пор говорится о том, что назначение таких пособий производит страхователь (то есть работодатель). Это следует, например, из действующей редакции ст. 13 Закона №255-ФЗ.
Масштабные поправки в названные законы планируется внести законопроектом № 1062568-7 (его рассмотрение в первом чтении назначено на январь 2021 года).
Основная цель данного законопроекта – отказ от «зачетного» принципа расходования средств ФСС на выплату социальных пособий и переход на механизм выплаты этих пособий застрахованным лицам непосредственно ФСС (страховщиком), а также устранение отдельных правовых пробелов. По замыслу авторов указанного законопроекта переход на прямые выплаты пособий ФСС в рамках закона должен состояться с 2022 года.
Между тем фактически такой механизм выплаты пособий начнет действовать на всей территории РФ уже с 1 января 2021 года. Регулироваться он будет правительственным актом. Напомним: ранее механизм «прямых» выплат социальных пособий (в рамках так называемого пилотного проекта ФСС) был определен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 №294. Но эти правила действовали в период с 2011 по 2020 годы. Поэтому для 2021 года, по всей видимости, либо будет утвержден новый правительственный акт, либо будут внесены поправки в вышеназванный документ[5].
Пункт 2 ст. 431 НК РФ, которым установлен зачетный принцип уплаты страховых взносов, с 1 января 2021 года утратил силу. То есть в текущем году всем работодателям придется уплачивать страховые взносы в начисленном размере, возможности уменьшить их на сумму расходов по выплате социальных пособий больше нет.
Обязанности работодателя при назначении пособий в 2021 году.
В 2021 году социальные пособия, выплачиваемые напрямую ФСС, по-прежнему будут оформляться через работодателя (страхователя). Алгоритм его действий в таком случае состоит из двух этапов.
Этап 1. Для назначения и выплаты социального пособия страховщиком (то есть ФСС) работодателю следует получить от работника:
заявление (оно подается по форме, утвержденной Приказом ФСС России от 24.11.2017 №578);
документы, необходимые для назначения и выплаты пособия (их перечень зависит от вида назначаемого пособия).
Этап 2. Работодатель не позднее пяти календарных дней[6] после получения от работника заявления и необходимых документов должен передать их в территориальный орган ФСС, дополнив их своими документами (в зависимости от вида выплаты). Об этом сказано в п. 3 Положения о страховых выплатах по ВНиМ, п. 3 Положения о страховых выплатах по НСПиПЗ[7].
Сведения, необходимые для назначения пособий по социальному страхованию, работодатель должен представить в ФСС в виде реестра (по формам, утвержденным Приказом ФСС России от 24.11.2017 №579), который подается (п. 4 и 4(1) Положения о страховых выплатах по ВНиМ):
на бумажном носителе – если среднесписочная численность работников составляет 25 человек и менее;
в электронном виде в соответствии со Спецификацией на обмен данными, утвержденной ФСС России 16.11.2018, – если среднесписочная численность работников у страхователя превышает 25 человек.
Если работодатель представит неполный пакет документов для назначения пособия или передаст документы, оформленные с погрешностями, ФСС направит ему извещение о необходимости исправления указанных недочетов. Порядок действий страховщика и страхователя в этом случае регламентирован в п. 7, 8 Положения о страховых выплатах по ВНиМ и п. 6, 7 Положения о страховых выплатах по НСПиПЗ.
Следует также иметь в виду, что убытки в виде излишне начисленных и выплаченных сумм пособий, которые возникнут по вине работодателя, ФСС взыщет не с застрахованного лица, а со страхователя. Это предусмотрено п. 16 Положения о страховых выплатах по ВНиМ и п. 15 Положения о страховых выплатах по НСПиПЗ. Кроме того, должностные лица страхователя – юридического лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб.
Срок выплаты пособия территориальным органом ФСС – десять календарных дней со дня получения им от работодателя заявления и документов (сведений), которые необходимы для назначения и выплаты пособия (см. п. 9 Положения о страховых выплатах по ВНиМ, п. 7, 9 Положения о страховых выплатах по НСПиПЗ).
Что еще нужно учесть работодателю?
Обязанности налогового агента по НДФЛ
Перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, содержится в ст. 217 НК РФ. Так, согласно п. 1 названной статьи не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (в том числе пособия по уходу за больным ребенком).
Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (см. также Письмо Минфина России от 24.04.2020 №03-04-05/33283). Поэтому при выплате пособий по временной нетрудоспособности работодатели как налоговые агенты обязаны рассчитать и удержать НДФЛ с получаемых работниками сумм. Перечислить в НДФЛ бюджет работодатель должен не позднее последнего числа месяца, в котором работнику выплачено пособие (п. 6 ст. 226 НК РФ).
В случае прямых выплат пособие работнику выплачивает не работодатель, а территориальный орган ФСС. Поэтому обязанностей налогового агента у работодателя не возникает. Ведь в роли налогового агента в такой ситуации выступает ФСС, который и должен рассчитывать, удерживать и перечислять НДФЛ с выплачиваемых работникам пособий. Работодатель при этом не обязан вести учет удержанных и перечисленных страховщиком сумм НДФЛ (данная обязанность не предусмотрена гл. 23 НК РФ).
Но поскольку НДФЛ подлежит удержанию со всей суммы выплачиваемого пособия, за работодателем по-прежнему сохраняются обязанности налогового агента в части пособия, выплачиваемого работнику за первые три дня нетрудоспособности.
Удержание алиментов.
В силу п. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ[8] лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Перевод и перечисление денежных средств осуществляются за счет должника.
Пособия по временной нетрудоспособности согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.1996 №841 признаются доходом, на который может быть обращено взыскание.
Таким образом, если пособие по временной нетрудоспособности выплачивает территориальный орган ФСС, то и алименты с получаемых должником пособий должен удержать и перечислить взыскателю сам фонд. Для этого взыскатель должен направить исполнительный лист о взыскании алиментов непосредственно в территориальный орган ФСС, поскольку законодательно на работодателя не возложена обязанность по оповещению фонда о том, что конкретный получатель пособия является плательщиком алиментов.
При этом если работник предъявляет исполнительный лист, на основании которого взыскиваются алименты, непосредственно работодателю, то за работодателем сохраняется обязанность по удержанию алиментов с выплат за первые три дня временной нетрудоспособности работника.
Об использовании карты «Мир» для перечисления больничных
Выплаты, которые банки (иные кредитные учреждения) обязаны зачислять только на счета, обслуживаемые картой «Мир», указаны в п. 5.5 ст. 30.5 Закона №161-ФЗ[9] и в перечне выплат, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.12.2018 №1466 (далее – Перечень).
С учетом изменений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 25.06.2020 №920, Письмом Банка России от 18.12.2020 №ИН-04-45/175, такое требование начинает действовать с 1 июля 2021 года.
Среди выплат, для получения которых с указанной даты необходима карта «Мир», пособия по временной нетрудоспособности не названы. Значит, такие пособия с 1 января 2021 года по-прежнему могут быть перечислены на банковские карты любых платежных систем. И это касается как выплат, производимых работодателем за счет его средств (то есть за первые три дня болезни), так и прямых выплат, осуществляемых ФСС.
В то же время в Перечне поименованы выплаты гражданам, подвергшимся радиации вследствие:
катастрофы на Чернобыльской АЭС;
аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк»;
сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
А указанным лицам, пострадавшим от радиации, наряду с прочими социальными выплатами положено пособие по нетрудоспособности в размере 100 % среднего заработка, причем независимо от страхового стажа (п. 6 ст. 14, п. 2 ст. 15, п. 13 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1). Это пособие выплачивается по правилам, установленным п. 2 ст. 3 Закона №255-ФЗ:
за первые три дня нетрудоспособности – за счет средств работодателя;
за оставшийся период нетрудоспособности – за счет средств ФСС.
При этом ни в Законе №161-ФЗ, ни в Перечне не содержится требования о перечислении на карту «Мир» только той части пособия, которая выплачивается за счет бюджетных средств. Получается, что обозначенное пособие за все дни нетрудоспособности вышеупомянутых граждан следует перечислять на карту «Мир». Но! Лицам, пострадавшим от радиации и болеющим реже одного раза в год, больничные можно выплатить на любую карту (а не только карту «Мир»). Это следует из п. 5.4 ст. 30.5 Закона №161-ФЗ.
[1] «О погребении и похоронном деле».
[2] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
[3] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.
[4] Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
[5] На момент подготовки данного материала в печать ни один из этих вариантов еще не был реализован.
[6] Для соблюдения указанного срока, полагаем, работодателю имеет смысл вести журнал регистрации полученных от работников заявлений для назначения и выплаты пособий.
[7] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.
[8] «Об исполнительном производстве».
[9] Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».