как перейти на семейную форму обучения в школе

Что такое семейное образование

как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть фото как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть картинку как перейти на семейную форму обучения в школе. Картинка про как перейти на семейную форму обучения в школе. Фото как перейти на семейную форму обучения в школе

Наша семья живет в деревне, и у нас две дочки школьного возраста. А школы поблизости нет, поэтому возникла проблема с обучением детей. Кроме того, считаем существующую систему образования несколько устаревшей — ученики приобретают формальные знания, которые едва ли смогут применить в жизни.

Когда старшей дочери пришла пора идти в школу, мы решились на семейную форму обучения. Расскажу, чем она отличается от других форм образования и какие плюсы и минусы прочувствовали на собственном опыте.

Семейное обучение часто путают с домашним и заочным. Однако у этих форм есть немало отличий.

Семейное обучение — ребенок получает образование в семье. Чтобы перейти на эту форму обучения, не нужны особые обстоятельства, необходимо только желание, возможность родителей и ребенка обучаться дома. Родители самостоятельно планируют и проводят занятия, несут ответственность за уровень подготовки ребенка. Школа лишь проводит аттестацию ученика, чтобы проверить уровень его знаний.

Домашнее обучение предназначено для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Учителя проводят занятия с ребенком индивидуально на дому либо дистанционно. Ответственность за полученные знания несет школа.

Заочное обучение. Ребенок учится по школьной программе и в привычном ритме: онлайн-уроки в рабочие дни, смена четвертей и каникул. Используя предоставленные школой учебные материалы, он выполняет домашние задания и отправляет их на проверку учителям по электронной почте или через образовательные платформы. Для заочного обучения используют, например, платформы Core, Mooble, ЕЦПК.

Аттестация на «заочке» бывает очная — ребенок в классе выполняет тестовые задания. Или дистанционная — учителя тестируют ребенка онлайн.

Дистанционное образование — симбиоз традиционного и семейного обучения. Родители с ребенком выбирают онлайн-школу, оплачивают обучение и занимаются по программе выбранной школы. Стоимость обучения составляет 50 000–70 000 ₽ в год.

Большая часть уроков идет в записи, поэтому ребенок может самостоятельно выбирать время, когда смотреть уроки. Некоторые занятия проходят в режиме онлайн — в это время ребенок должен быть у компьютера, слушать объяснения учителя, отвечать на вопросы. В конце урока или блока уроков ребенок выполняет тестовое задание, по которому получает обратную связь от педагога.

Закон разрешает сочетать несколько форм обучения. Например, некоторые предметы ребенок проходит традиционно в классе, а некоторые — дома. На мой взгляд, сочетать очное и семейное обучение сложно и не перспективно: школа неохотно идет на такой вариант и ребенок «выпадает» из коллектива своего класса.

как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть фото как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть картинку как перейти на семейную форму обучения в школе. Картинка про как перейти на семейную форму обучения в школе. Фото как перейти на семейную форму обучения в школе

Выбираем программу. Мы выбрали традиционную программу «Школа России», поскольку по ней в школе нам предложили выдать учебники. Плюс по этой программе можно найти электронные приложения — особенно это помогает, когда ребенок повторяет материал перед аттестацией. Приложения можно бесплатно скачать на сайте издательства «Просвещение».

Организуем учебный процесс. На наш взгляд, темы в начальной школе рассматриваются очень узко. Например, в учебнике по окружающему миру описаны два–три созвездия — только их ребенок должен знать при сдаче экзамена. Когда мы проходили дома тему звездного неба, то изучили ее глубже, потому что дочкам это интересно.

Много информации наши дети узнают из других источников: видеоуроков, книг, настольных игр и викторин. Кроме того, дома достаточно пособий для самостоятельного изучения: географическая карта во всю стену, целый шкаф познавательных книг, материалов и приспособлений для творчества. Покупать эти вещи гораздо интереснее, чем тратиться на форму и другие обязательные атрибуты школьника. По учебникам мы в основном повторяем материал и сверяем уровень знаний.

Процесс обучения в каждой семье происходит по-разному: на это влияет ритм жизни, темпераменты детей и родителей, особенности возраста. Например, в нашей семье к дочерям-ученицам нужен разный подход. Старшая дочь учится в 4 классе, она любит узнавать информацию сама — читает книги и учебники. Потом рассказывает, что нового она узнала, и мы это обсуждаем. Дочь-второклассница пока не любит читать, поэтому с ней надо заниматься больше — вместе читать, писать в прописи, обсуждать новые знания. Но многое девочки делают сообща: смотрят обучающие видео, ходят в художественную школу. В прошлом году вместе ходили на занятия по английскому, скалолазанию, верховой езде и лепке из глины. Вместе сестрам учиться веселее.

Нас часто спрашивают, как мы справляемся с русским и математикой. Русский язык лучше всех объясняет бабушка. Она нашла небольшие стихи по правописанию и сделала с ними яркий плакат. Придумала писать диктанты по любимым книжкам. Постоянно находит новые игры для тренировки письма, счета и чтения — дети от этого в восторге. Результатом таких занятий стала пятерка по русскому языку за 3 класс. Мы не гонимся за оценками, но все равно очень приятно.

Математику девочки полюбили еще до школы: считали примеры, решали задачи во время долгого ожидания или в поездке. Сначала складывали бананы и яблоки, делили конфеты — на практике и в уме. Потом задания усложнялись — считали деньги и время. Для тренировки грамотности и счета играем в настольные игры: «Эрудит», «Геометрика», «Корова 006». Сейчас хотим научиться играть в «Монополию» и шахматы.

У нас нет строгого режима, обычно занимаемся в первой половине дня, чтобы к вечеру об учебе уже не думать. Бывает, что утром запланирована поездка, тогда уроки откладываем на вечер или переносим на другой день. Выходных, как в школе, у нас тоже нет, потому что учеба не становится тяжким трудом, это интересная часть повседневной жизни.

Еще у нас нет четкого деления на уроки. На мой взгляд, предметы в начальной школе взаимосвязаны и нередко смешиваются: например, из окружающего мира тема переходит в русский язык или музыку. Наши совместные занятия всегда проходят в форме диалога: дети высказывают свое мнение, приводят примеры, и мы все это обсуждаем. Мне кажется, именно в этом преимущество домашнего обучения. Понимаю, что в средней школе будет больше предметов, и они будут значительно сложнее. Пока это не пугает — я люблю учиться и во всем находить полезную информацию.

В свободное время дети гуляют во дворе, присматривают за младшей сестренкой, читают книги, играют, шьют, самостоятельно учатся играть на этнических музыкальных инструментах, синтезаторе и гитаре, рисуют. Иногда можем вместе что-то приготовить, поиграть в настольные игры, вечером устраиваем совместный просмотр кино или мультиков.

В день девочки сдают по одному экзамену. В назначенное время мы приходим в школу, и девочки проходят в класс для тестирования. В 1 классе проверка знаний проходила в форме собеседования. Оценки не ставят, как и в обычной школе. Со второго класса — тестирование на бумаге или на компьютере. Количество вопросов может отличаться. Например, в тесте по окружающему миру для 4 класса — 25 вопросов. Чтобы пройти тест, ученику дается 50 минут.

Источник

Как перевести ребенка на семейное образование

как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть фото как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть картинку как перейти на семейную форму обучения в школе. Картинка про как перейти на семейную форму обучения в школе. Фото как перейти на семейную форму обучения в школе как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть фото как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть картинку как перейти на семейную форму обучения в школе. Картинка про как перейти на семейную форму обучения в школе. Фото как перейти на семейную форму обучения в школе

Впервые в одном документе четко и предельно ясно прописано, как перевести ребенка на семейное обучение, какие документы и куда нужно подавать родителям, какие правила при этом необходимо соблюдать.

как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть фото как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть картинку как перейти на семейную форму обучения в школе. Картинка про как перейти на семейную форму обучения в школе. Фото как перейти на семейную форму обучения в школе

как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть фото как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть картинку как перейти на семейную форму обучения в школе. Картинка про как перейти на семейную форму обучения в школе. Фото как перейти на семейную форму обучения в школе

Как перейти на семейное образование? Вот порядок действий:

а) информировать о переходе на форму семейного образования орган местного самоуправления и получить подтверждение постановки обучающегося на учет как «семейника»;

б) выбрать школу для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации;

в) обратиться в выбранную школу с письменным заявлением;

г) получить утвержденный ‎график прохождения промежуточной аттестации ‎(с указанием периодичности и порядка ее проведения);

д) отправить в «старую» школу заявление об отчислении. Это нужно сделать в течение 5 рабочих дней с момента постановки ребенка на учет в качестве «семейника».

Что особенно важно? Теперь появился реальный механизм учета достижений, полученных учеником за порогом обычной школы. Допустим, ребенок занимается в спортивной: почему бы не поставить ему оценку по физкультуре автоматом? Или засчитывать занятия в музыкальной школе на уроках музыки?

Новый документ дает для этого все возможности. Дословно: «Организации реализуют предусмотренную договором часть общеобразовательной программы в сетевой форме и направляют необходимую информацию в образовательную организацию для выставления результатов промежуточной аттестации по соответствующим дисциплинам (модулям)».

Общественное обсуждение продлится до 28 января.

Источник

Как перейти на семейную форму обучения в школе

Юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда», выпускник факультета права Высшей школы экономики

Уведомление органов местного самоуправления — первый шаг при смене формы обучения. Эта процедура вызывает у родителей немало вопросов, на которые мы сейчас постараемся ответить. Мы будем ссылаться на закон «Об образовании в Российской Федерации».

Какое значение имеет уведомление?

Родители несовершеннолетних детей вправе выбирать, как обучать и воспитывать своего ребёнка (статья 44). При этом до 18 лет форма обучения определяется родителями с учётом мнения ребёнка (статья 63, часть 4), а после совершеннолетия — самостоятельно учеником.

Уведомление нужно не для того, чтобы согласовать выбор формы обучения, а лишь для информирования. Запретить вам перевести ребёнка на семейное обучение никто не может.

Обязательно ли уведомлять?

Родители должны написать в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа о переходе на семейное образование (статья 63, часть 5).

Что будет, если не уведомить?

Если ребёнок официально не перешёл на семейную форму обучения и при этом не посещает школу, родителей могут привлечь к административной ответственности за уклонение от обязанностей по воспитанию детей (статья 5.35 Кодекса об административных правонарушениях).

Как составить заявление?

Обычно форму уведомления дают в органе местного самоуправления. Но документ можно составить в произвольной форме — строгих требований в законе нет. Главное — написать, что для своего ребёнка вы выбрали семейную форму. Дополнительно укажите, что решение принято с учётом мнения ребёнка. Можете использовать наш образец уведомления о выборе формы получения образования в форме семейного обучения.

Когда отправить уведомление о выборе семейного образования?

Если решение о переходе родители приняли до начала нового учебного года, то и уведомление следует отправить до первого сентября.

Обратите внимание: в региональных нормативных актах срок может быть ограничен. Например, в Пермском крае органы местного самоуправления нужно известить об обучении в семье за 30 дней до начала учёбы.

Если решили перейти на семейную форму в середине или в конце года, лучше сначала уведомить орган местного самоуправления, а потом расторгать отношения со школой. При этом в уведомлении можно указать ориентировочную дату, с которой ребёнок начнёт обучение дома.

Направлять уведомление каждый год не нужно. Повторное оповещение потребуется, если после выбора семейной формы ребёнок учился в школе (очная, очно-заочная или заочная форма), а потом вновь продолжил обучение в семье.

Какие органы уведомлять?

Департамент образования, который ведёт учёт детей школьного возраста. Контакты своего органа управления можно найти на сайте местной администрации.

Где подавать уведомление?

В городе, где фактически проживает ребёнок (статья 63, часть 5). Иными словами, если ребёнок зарегистрирован в Иркутске, а живёт и учится в Москве, то родителям нужно оповестить именно департамент Москвы.

Как правильно отправить уведомление?

Важно получить подтверждение того, что вы сделали всё по закону:

Храните свой экземпляр уведомления всё время, пока ребёнок находится на семейной форме обучения.

Какие сложности могут возникнуть?

как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть фото как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть картинку как перейти на семейную форму обучения в школе. Картинка про как перейти на семейную форму обучения в школе. Фото как перейти на семейную форму обучения в школе

как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть фото как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть картинку как перейти на семейную форму обучения в школе. Картинка про как перейти на семейную форму обучения в школе. Фото как перейти на семейную форму обучения в школе

как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть фото как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть картинку как перейти на семейную форму обучения в школе. Картинка про как перейти на семейную форму обучения в школе. Фото как перейти на семейную форму обучения в школе

как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть фото как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть картинку как перейти на семейную форму обучения в школе. Картинка про как перейти на семейную форму обучения в школе. Фото как перейти на семейную форму обучения в школе

как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть фото как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть картинку как перейти на семейную форму обучения в школе. Картинка про как перейти на семейную форму обучения в школе. Фото как перейти на семейную форму обучения в школе

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть фото как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть картинку как перейти на семейную форму обучения в школе. Картинка про как перейти на семейную форму обучения в школе. Фото как перейти на семейную форму обучения в школекак перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть фото как перейти на семейную форму обучения в школе. Смотреть картинку как перейти на семейную форму обучения в школе. Картинка про как перейти на семейную форму обучения в школе. Фото как перейти на семейную форму обучения в школеПопробовать бесплатно

Источник

Как перейти на семейную форму обучения в школе

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.

Частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).

Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно статье 33 Федерального закона, экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона).

Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).

Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несёт ответственность за качество образования, при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона).* Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).

В связи с изложенным:

Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

Следует отметить, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например, вузы, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме. Особенно актуально в условиях, когда ребенок, не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, должен продолжить получение общего образования, как правило, в общеобразовательной организации.

2. Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме семейного образования системой образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию.

3. Статья 35 Федерального закона гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе.

В этой связи, обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.

Причём обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

4. Согласно статье 9 Федерального закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Указанная помощь в том числе, помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости обучающимся в семейной форме может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

5. В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Таким образом, учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты помимо вышеуказанных должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.

6. В части возможности оказания поддержки родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними общего образования в форме семейного образования.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).

Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)**.

* Зачисление в образовательную организацию лица, находящегося на семейной форме образования для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком приема в общеобразовательные учреждения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № 107

** В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Обзор документа

Новым Законом об образовании предусмотрены различные формы его получения. Учитываются потребности и возможности личности.

Образование можно получить как в соответствующих организациях, так и вне них. Речь идет, в частности, о семейном образовании. Родителям нужно учитывать мнение ребенка и должным образом организовать процесс обучения.

При выборе семейного образования родители информируют об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, где они проживают.

Обучающиеся в форме семейного образования вправе пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях по аккредитованной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, могут пройти экстерном аттестацию бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят локальный акт, регламентирующий прохождение процедур.

Экстернами являются лица, зачисленные в организацию для аттестации. Они наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах и в других мероприятиях. Могут рассчитывать на социально-педагогическую и психологическую помощь, на бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию.

Рассмотрен еще ряд нюансов при получении семейного образования.

Так, в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только школы, но и, например, вузы, которые вправе реализовывать общеобразовательные программы.

Для рассматриваемых категорий обучающихся нужно создать условия по их социализации, интеграции в детские коллективы. Также их необходимо обеспечивать необходимыми учебниками и пособиями.

Представляется важным обратить внимание на следующее. Федеральные, региональные органы госвласти, органы местного самоуправления полностью или частично обеспечивают содержание лиц, нуждающихся в соцподдержке, в период получения ими образования. Таким образом, можно предусмотреть компенсации для семей, которые выбрали указанную форму образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *