как писать эссе по праву 10 класс
Эссе по правоведению
Для того, чтобы грамотно написать эссе, необходимо обладать пониманием того, что оно из себя представляет и учитывать правила его написания. Эта статья позволит узнать, что такое эссе и на какие моменты следует обращать внимание при его составлении.
Эссе представляет собой небольшой очерк в жанре прозы, в котором автор озвучивает свою личную позицию по какому-либо вопросу, отражает собственные впечатления. При его написании не ставится цель представить исчерпывающее трактование предмета, автор не претендует на то, чтобы его мнение рассматривалось в качестве определяющего. Стиль изложения — свободный; согласно определению «Большого энциклопедического словаря», он отличается непринужденностью, ориентирован на разговорную речь, может даже быть парадоксальным. (В последнем случае произведение содержит исключающие друг друга высказывания, что удивляет читателя, однако при этом текст должен не утрачивать логичность, а описывать парадокс).
Объем эссе строго не регламентирован — не существует четких указаний о том, сколько слов должна содержать работа. Обычно она составляет 3 — 7 печатных страниц.
Целью написания эссе является не только развитие навыков письменного изложения собственных мыслей, но и самостоятельного мышления, творческого подхода. Его особенность заключается в том, что проблема для рассмотрения изначально не задана — от автора требуется самостоятельно выбрать проблематику и раскрыть ее.
Как писать эссе по правоведению
Существуют определенные правила, обязательные для написания эссе. В первую очередь, следует писать искренне, излагая свою настоящую точку зрения — это позволит работе выглядеть естественно, что будет оценено преподавателем. Правоведение — наука, занимающаяся изучением правовой системы общества и ее элементов, а также того, как они взаимодействуют между собой. В эссе следует продемонстрировать свое знание предмета и выразить личное мнение по каким-либо вопросам, связанным с этой тематикой, придерживаясь непринужденного речевого стиля. Преимуществом для автора будет способность увидеть что, что упускают другие.
У эссе по правоведению существуют характерные особенности:
Как начать написание эссе? Этот процесс можно условно разделить на несколько этапов:
На первом этапе осуществляется поиск материала, на который планируется опираться при написании. Позиция, выражаемая в эссе, должна быть аргументированной, утверждения надлежит подкреплять профильной литературой, поэтому потребуется продумать и составить ее список. На начальной стадии определяются аспекты, которые планируется развить в эссе, и здесь можно посоветовать выбирать темы, позволяющие автору продемонстрировать хорошее знание вопроса и подкрепить свою точку зрения авторитетными цитатами.
Правила написания
Одним из требований к эссе является структурированность текста — его необходимо разделять на абзацы и разделы. Отдельные его части должны быть логически связаны между собой, чтобы работа выглядела целостной. Стиль изложения отличается эмоциональностью, художественностью.
Эссе состоит из трех основных частей: вступления, основной части и заключения. Рекомендуется придерживаться следующей схемы написания: вопрос, рассматриваемый в работе, описывается в начале текста. В основной части приводятся аргументированные тезисы, а в заключительной — главный вывод всей работы.
На сегодняшний день в сети представлено огромное количество примеров работ на различные популярные темы. Можно найти и скачать шаблон эссе или пример готовой работы по правоведению, задав соответствующий запрос в поисковике. Помочь в написании работы может методика фрирайтинга, или свободного писания. Она подразумевает собой записывание всех мыслей и рассуждений по выбранной проблематике, которые приходят в голову. В дальнейшем из полученного списка отбирается то, что подходит для использования в самой работе.
Пишем эссе по праву: универсальный план хорошей работы
Обновлено: 14 Февраля 2021
Рассказываем, как написать хорошее эссе по цитате, юридической теории или случаю из практики.
Виды эссе
Задача автора, пишущего в этом жанре, — раскрытие проблемы и объяснение своей позиции в поднятом вопросе. Структура эссе по праву похожа на эссе по обществознанию, которое пишут в школе. В университете она немного усложняется, а основными темами становятся:
Объем обычного школьного эссе — 300-1000 слов. Работа по юридической тематике может быть немного больше, если это оправданно. В эссе не приветствуются лишние факты и сведения, любые другие отступления от темы. Работа должна быть краткой и соответствовать тезису.
Универсальный план эссе
Как и любая другая работа, оно должно состоять как минимум из 3 компонентов: вступления, основной части и заключения.
В конце эссе не забудьте дать список литературы, где должны быть перечислены документы, статьи и книги, которые вы использовали во время работы.
Если этих советов для написания хорошего эссе оказалось недостаточно или у вас нет на это времени, обращайтесь к нашим авторам. ФениксХэлп поможет решить любую учебную задачу.
Учимся писать эссе по теме ПРАВО
Цель урока:
— научить работать с авторскими высказываниями, извлекать нужную информацию, определяя главную мысль высказывания;
Просмотр содержимого документа
«Учимся писать эссе по теме ПРАВО»
Урок обществознания для учащихся 10 класса по теме «Учимся писать эссе. Правоведение.»
учитель истории и обществознания
Кутуковского филиала МБОУ Исадской СОШ
Единица содержания: применение алгоритма для определения и формулирования проблемы, поставленной автором, при написании эссе (29) в ЕГЭ.
знать понятия: эссе, проблема, результат деятельности, термины обществоведческих блока «правоведение»;
уметь работать с авторскими высказываниями, извлекать нужную информацию, определяя главную мысль высказывания;
определять проблему эссе (т.е. задачу, требующую решения);
формулировать проблему эссе;
уметь применять алгоритм для определения и формулирования проблемы, поставленной автором, при написании эссе (29) в ЕГЭ.
развивать аналитическое мышление при распознавании, определении и формулировании проблемы, поставленной автором в высказывании, при написании эссе;
развивать грамотную речь, применяя обществоведческие термины и понятия при аргументации собственного мнения;
развивать логическое мышление при применении освоенного алгоритма для определения любой проблемы (личной, трудовой, государственной и др.)
воспитывать у учащихся культуру интеллектуального общения во взаимодействии с окружающими, основанную на уважении к их мнению, принципах сотрудничества;
воспитывать нравственные ценности личности, способной к социально-политической самоактуализации в современном обществе;
воспитывать ответственное отношение к собственной оценке осуществляемой деятельности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
итог на рефлексивной основе.
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но,
ради Бога, размышляйте, хоть криво, да сами».
(Лессинг)
I этап. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности учащихся. 10 мин.
Организация начала занятия.
Активизировать знания учащихся по написанию эссе (понятие).
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация прочных знаний и умений (ЕГЭ).
Постановка цели урока
Формы работы: фронтальная
Методы работы: репродуктивный
Действия учителя
Действия учеников
Человека разумного отличает способность размышлять. Об уровне развития человеческого мышления свидетельствует умение владеть правильной письменной монологической речью. Умение это рождается не сразу. Всю школьную жизнь вы учились размышлять. Впереди ЕГЭ, где вы сможете показать степень развития вашего мышления. Наибольший простор для этого представляет задание по написанию эссе.
Включение учащихся в деловой ритм.
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
— Дома вы выполняли роль экспертов, проверяющих эссе. Как вы его оценили?
Существует алгоритм определения и формулирования проблемы.
Соответственно, что является целью данного урока?
Озвучивают выставленную за эссе оценку, комментируя и аргументируя своё решение
Применение алгоритма определения и формулирования проблемы при написании эссе (29) по обществознанию.
II этап. Применение знаний и способов действий. 20 мин.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
С помощью рекомендаций памятки помочь учащимся в освоении навыков написания эссе.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы работы: репродуктивный, продуктивный
Действия учителя
Действия учеников
Применение алгоритма определения и формулирования проблемы при написании эссе (29) по обществознанию
Задаёт вопросы на понимание Памятки.
— Что называется проблемой?
Изучают Памятку, отвечают на вопросы учителя.
Практическая работа №1: найти соответствие между проблемой и темой
Задача: отработка навыков определения проблемы
Методы работы: репродуктивный, продуктивный
Действия учителя
Действия учеников
По необходимости оказывает консультации.
В раздаточном материале находят соответствия между проблемой и темой, проверяют выполненные задания (лист самооценки по первому практическому заданию).
Практическая работа №2: сформулировать проблему по заданным темам
Задача: отработка навыков определять проблему
Методы работы: репродуктивный, продуктивный
По необходимости оказывает консультации.
В раздаточном материале к заданным темам формулируют проблему самостоятельно (лист самооценки по второму практическому заданию)
III этап. Подведение итогов знаний на рефлексивной основе 5 мин
Задача: анализ и оценка успешности достижения цели, мобилизация учащихся на рефлексию способов деятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Действия учителя
Действия учеников
Беседа с учащимися.
Чем мы сегодня занимались на уроке? Какие были цели урока? Сможете ли вы написать эссе?
-Об уровне освоенности данной темы будут свидетельствовать принятие алгоритма определения и формулирования проблемы при написании эссе (29) по обществознанию, личностные УУД (самоопределение),
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке
IV этап. Информация о домашнем задании 5 мин.
Задача: обеспечение содержания и способов выполнения домашнего задания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Действия учителя
Действия учеников
Подготовка для учащихся индивидуальных тем по написанию эссе.
Личный выбор учащимся вида домашнего задания
Как научиться писать эссе по обществознанию
1. Пойми, что эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).
2. Запиши тему эссе.
3. Определи проблему. Проблема–это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения
4. Не забывай, что ты пишешь эссе по обществознанию, поэтому сразу на черновик набросай обществоведческие термины, цитаты, примеры, факты, приемлемые для раскрытия данной темы.
Таким образом, получается кольцевая композиция эссе:
Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).
Как писать эссе по обществознанию в 2021 году
Рассказываем, как правильно писать эссе по обществознанию (ЕГЭ, задание 29), раскрыть проблему и аргументировать свою позицию. Разбираем на примере план и структуру эссе по обществознанию.
В 2021 году ЕГЭ по обществознанию пройдёт 15 июня, так что ещё есть время повторить теорию и прорешать все типы заданий на нашем онлайн-интенсиве. А пока — разбираемся в структуре и принципах написания сильного эссе. Это обязательная часть экзамена, для выполнения которой нужны теоретическая база по предмету, умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг социальные процессы.
преподаёт обществознание в Фоксфорде
Структура эссе по обществознанию
✏️ Формулировка основной идеи высказывания и раскрытие проблемы, то есть — определение того, что своим высказыванием хотел донести автор
✏️ Теоретическая аргументация
✏️ Фактическая аргументация
✏️ Вывод — абзац об актуальности проблемы высказывания, о её значении в современном мире; сжатый итог
Возьмём в качестве примера темы для эссе следующее высказывание:
«Общество определяет не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть» (П. Бергер).
Раскрытие проблемы
Это самое главное условие успешного написания эссе. Если по критерию «Раскрытие смысла высказывания» ставится 0 баллов, то по всем остальным критериям также выставляется 0 баллов. Вы должны правильно определить проблему, которая обозначена в теме, и чётко изложить, в чём она состоит.
Раскрыть проблему — значит определить, что хотел сказать автор цитаты.
Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.
В данном случае автор говорит о такой проблеме, как социализация. Это процесс формирования личности, усвоения культуры и ценностей того общества, в котором человек существует. Автор обращает наше внимание, что без общества, которое нас окружает, мы не можем стать полноценными людьми. То, кем мы становимся в процессе социализации, во многом определено обществом. И в этом смысле общество — это то, что мы есть.
Чтобы раскрыть проблему, можно порассуждать о многообразии систем и ценностных установок в различных типах общества. Из курса обществознания мы знаем, что в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе могут быть приняты различные ценности, которые, в свою очередь, оказывают определяющее влияние на развитие и формирование личности.
То, что нормально в данном конкретном обществе, становится нормой и для каждого её члена. Всё это подойдёт для раскрытия проблемы.
Аргументация
Теоретическая аргументация
Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:
🔑 Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);
📚 Теоретические положения по теме.
В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.
В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.
Ещё один вариант теоретического аргумента: «Древнегреческий учёный Аристотель называл человека политическим, то есть общественным животным. Человек может жить только в обществе, вне общества — он никто. Общество создаёт человека».
Фактическая аргументация
Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:
🗞️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);
🤓 Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;
Для того, чтобы получить максимальные 2 балла по критерию «Качество приводимых социальных фактов и примеров», нужно привести не менее двух развёрнуто сформулированных и подтверждающих идею фактов из разных источников. Примеры также должны быть разными по смыслу.
К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.
Хорошо, если вы приведёте пример из литературы, раскрывающий проблему. В данном случае подойдут романы-антиутопии: Джордж Оруэлл «1984» или Евгений Замятин «Мы».
Вывод
В самом конце постарайтесь сжато изложить то, о чём говорили в аргументах, подведите короткий итог. В качестве вывода подойдут рассуждения о значимости проблемы, её актуальности и о последствиях её игнорирования. Можно призвать общество отнестись к проблеме внимательнее или оценить важность её изучения. Также подойдёт формат вывода в виде обозначения места проблемы в современном мире и обществе.
Полезные советы
👉 Должно быть два фактических аргумента плюс теоретическое положение. За два фактических аргумента, не подкреплённых теорией обществознания, вам могут снять 2 балла из 6. Если за теорию (к29.2) вам ставят ноль, то по следующему критерию (к29.3) автоматически ставится ноль баллов. То есть можно потерять до 3 баллов только из-за теории.
👉 Будьте внимательны, когда приводите факты, в которых не уверены: примеры со смысловыми и фактическими ошибками, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании.
👉 Соблюдайте деление на абзацы. Раскрыть проблему желательно в одном абзаце, состоящем из 3–5 предложений. Далее придерживайтесь правила: один аргумент — один абзац. Вывод также оформляется отдельным абзацем.
👉 Вы можете не соглашаться с автором в постановке проблемы, но в таком случае ваши аргументы обязательно должны подтверждать вашу позицию.
👉 Структура эссе должна быть логичной и последовательной, проблема — соотноситься с формулировкой темы, аргументы — раскрывать именно ту проблему, которую вы обозначили, а вывод — обобщать всё вышеизложенное.
👉 Соблюдайте правила грамматики, синтаксиса, стилистики русского языка, избегайте речевых ошибок и неверного словоупотребления. Если вы не уверены, что употребляете слово к месту, лучше переформулируйте предложение.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Советы по написанию эссе (10 класс)
Советы по написанию эссе
Минимальный объём работы — 150 слов. Практика показывает, что оптимальное сочинение состоит из 250–350 слов.
1. Вступление (2-4 предложения) Начать свое эссе можно с подходящей к затронутой теме цитаты: при этом ее можно взять из предоставленного текста или же из других источников (газет, журналов, литературы). Вместо цитаты допустимо использование риторического вопроса, отражающего в себе основную суть поднятой проблемы. Во вступлении вы также можете написать общую информацию по теме или воспользоваться авторитетным мнением. Если вам известен автор статьи, то у вас есть возможность рассказать интересные факты из его биографии, раскрыть его жизненные взгляды и позиции. Оно должно иметь смысловую связь с основной частью и выводом вашего эссе и плавно подводить читателя к постановке главной проблематики текста.
3. Следующим пунктом схемы сочинения является ваш комментарий к затронутой теме (4-7 предложений) В данной части работы вам необходимо объяснить проблему статьи. Простое изложение или цитирование текста не допускается. Здесь вам следует поразмышлять об актуальности поднятой темы. Можно применить мысли других авторитетных личностей, которые уже высказывали свое мнение по заданному вопросу. Если у вас имеется своя точка зрения, приведите ее в эссе, аргументируя рассуждения собственным опытом. В своей работе вам стоит отметить детали, на которых автор заостряет особое внимание, и дать свой комментарий к приведенным тезисам. Основной целью данной части сочинения является отражение идей писателя в интерпретации экзаменуемого. Конечно, вы можете приводить подходящие цитаты из текста, но слишком увлекаться ими не стоит. Для более четкой передачи своих пояснений, используйте стандартные речевые шаблоны.
4. Отражение авторской позиции (1-2 предложения) Здесь вы должны раскрыть выводы писателя, к которым он приходит на основании своих рассуждений о поднятой проблеме. Чтобы правильно определить точку зрения автора, вам необходимо задать следующие вопросы: для чего он написал свою статью? что он хотел донести до читателя? какова авторская оценка описываемой ситуации? Позиция повествователя может быть открытой и явно призывать читателя к определенным действиям. Но часто его мнение завуалировано сложными метафорическими оборотами и иронией, поэтому вам нужно найти срытый смысл и отразить его в своей работе. Для оформления данного раздела, воспользуйтесь речевыми клише.
5. Ваша точка зрения и ее аргументация (1-2 предложения + аргументация):
Аргументами могут быть:
1) факты действительности, не подлежащие сомнению; законы природы; данные,полученные экспериментальным путем; заключения экспертов, статистические данные, мнения экспертов – все это СИЛЬНЫЕ аргументы.
2) СЛАБЫЕ аргументы – доводы, основанные на личной уверенности или сомнении аргументатора, авторитете третьих лиц (ссылки на мнения известных людей, цитаты).
6. Заключение (2-3 предложения) Завершающая часть сочинения должна иметь логическую связь с основным разделом и заключать в себе обобщенный вывод. Оформить заключение можно с помощью:
Подведения итога главных идей автора.
Риторического вопроса, заключающего в себе основную суть вашего вывода.
Призыва к читателю, нацеленного на побуждение к какому-либо действию или переоценку отношения к затронутой теме.
Цитаты из текста, которая четко отражает точку зрения автора и подводит итог всей статьи.
Воспользуйтесь следующими речевыми шаблонами для оформления заключения.