как писать реквизиты самозанятого в договоре
Как писать реквизиты самозанятого в договоре
5 МИН
Как самозанятым составлять договоры с клиентами
Самозанятым тоже нужно заключать договоры с клиентами. Например, если вы регулярно оказываете услугу, которая стоит дороже 10 тысяч рублей. Это защитит ваши права и поможет в споре. Рассказываем, в каких случаях составлять договор и как это сделать правильно.
Когда нужен договор
Если вы оказываете физическому лицу или компании разовую услугу, которая стоит не дороже 10 тысяч рублей, и сделка исполняется сразу после обсуждения условий, достаточно устной договорённости. Например, парикмахер делает стрижку, а репетитор проводит урок, не заключая договор с клиентом.
Не забудьте выдать чек после оказания услуги. Это важно для учёта финансовых поступлений и уплаты налога на профессиональный доход. Если самозанятый зарегистрировался в СберБанке, онлайн-чек можно сформировать в мобильном приложении СберБанк Онлайн.
Если сумма сделки больше 10 тысяч рублей, договор обязателен. С физлицами его можно написать от руки в свободной форме. Если услуга регулярная — например, вы сдаёте квартиру — удобнее распечатать и подписать стандартный договор — так имущество будет надёжнее защищено. Если работаете с компаниями, то распечатать и подписать договор вы должны по закону.
На практике договор может быть полезен даже если услуга подразумевает расчёт по бартеру. Это проверила на себе самозанятая-фотограф Мария Тимофеева. Для продвижения своего аккаунта в Инстаграме она бесплатно снимала для популярных блогеров в обмен на упоминание в посте или сторис. После нескольких случаев нарушения её прав Мария стала настаивать на заключении договора с заказчиком:
«Бывало так, что я фотографировала блогершу в определенной футболке, а потом она использовала фото в постах с рекламой этой марки одежды. Я могла заработать на этом, как на рекламной съёмке, но мою работу бесплатно использовали для целей, которые мы не обговаривали. С договором я бы этого не допустила»
Если вы продаёте услуги в интернете, например делаете сайты, разместите публичную оферту у себя на странице — электронный аналог договора. При онлайн-заказе клиент должен поставить галочку и подтвердить согласие с условиями.
Что написать в договоре
Содержание договора зависит от того, на чём вы зарабатываете. Это может быть договор аренды, подряда, оказания услуг, купли-продажи. Например, если вы перевозите мебель, заключите договор на оказание транспортных услуг, продаёте эклеры на корпоративы — договор на оказание услуг кейтеринга.
Необязательно составлять договор самостоятельно или покупать — проверенные юристами шаблоны есть в Конструкторе документов, который входит в бесплатный пакет услуг для самозанятых «Своё дело» от СберБанка. Заполненные шаблоны хранятся в личном кабинете сервиса или на устройстве. Их нужно только заполнить, распечатать и передать заказчикам. Чтобы пользоваться Конструктором и другими сервисами, зарегистрируйтесь как самозанятый в СберБанк Онлайн.
Какие поля заполнять в договоре
В поле об исполнителе напишите «Услуги оказывает самозанятый» и укажите регистрационные данные: ИНН и дату постановки на учёт. Добавьте фразу: «Компания-заказчик освобождается от обязанности по уплате налогов и взносов согласно п. 8 ст. 2 422-ФЗ от 27.11.2018».
Вот что ещё должно быть в договоре.
Заказчик может добавить в договор санкции за некачественные услуги. Например, если вы ремонтируете офис, договор обяжет вас возместить стоимость обоев, которые отклеились после сдачи работы. Если вас это не устраивает, обсудите и детально пропишите такие требования к качеству услуг, которые подходят обеим сторонам.
Как компании платить самозанятому
1 января 2019 года в силу вступил закон о налоге на профессиональный доход. Теперь исполнители регистрируются как самозанятые и сами платят налоги, а компания не перечисляет за них НДФЛ и не сдает отчеты. Но кое-какие документы всё же понадобятся.
Подписать договор с самозанятым
Если компания или предприниматель оплачивает услуги самозанятого, понадобится договор. По закону, сделки между компаниями и гражданами должны совершаться в «простой письменной форме», то есть по договору. Самозанятые — не исключение.
Для работы с самозанятым подойдет самый простой договор: договор-счет-акт, или ДСА. Он занимает одну страницу и не требует согласования с юристами.
Самый простой договор
Договор-счет-акт описывает условия сотрудничества с самозанятым, показывает, сколько денег платить, а еще заменяет счет и акт. Такой договор вправе заключать компании, предприниматели и самозанятые.
Если у компании есть стандартный договор услуг, можно использовать его. Никаких ограничений нет: в договоре с самозанятым прописывают всё то же самое, что и в договоре с ИП или другой компанией.
Перевести деньги или оплатить наличными
Компании и предприниматели оплачивают услуги самозанятых с расчетных счетов или наличными. Наличными можно платить не больше 100 000 рублей в месяц.
Чтобы перевести деньги самозанятому с расчетного счета, понадобится три реквизита:
В назначении платежа компания вписывает номер, дату договора и за что платит. Например, оплата по договору-счету-акту № 1 от 1.01.2019 за редакторские услуги без НДС.
Получить от самозанятого чек
Итак, компания оплатила, теперь исполнитель формирует чек в приложении «Мой налог». Чек отправляется клиенту по электронной почте или в смс.
Так выглядит чек в приложении «Мой налог»:
Если компания переводит оплату частями, например половину авансом, а остальное потом, исполнитель должен отправить по чеку на каждый платеж.
В таком виде чек получает клиент:
Чек нужен, чтобы учесть оплату исполнителю в расходах компании на общей системе налогообложения или на упрощенке доходы минус расходы.
Расходы для упрощенки 15%
Налоги самозанятый платит сам. Компании не нужно сдавать отчеты или переводить за него НДФЛ. Если не заплатит вовремя — его проблемы.
Какие риски у компании
Риск есть в одном случаем: когда компания заплатила, и оказалось, что самозанятый не вправе использовать налог на профессиональный доход. Тогда налоговая может попытаться доначислить компании взносы и НДФЛ. Но судебной практики по таким делам еще нет.
Я советую проверить две вещи:
У налоговой есть сервис для проверки самозанятых, но пока он не работает. Сейчас компания может попросить у исполнителя скриншот из приложения или личного кабинета, на котором видно, что он зарегистрировался.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Хочу принять на работу самозанятого: как составить договор и подтверждать расчёты
Работать с самозанятыми выгодно: не надо платить за них НДФЛ 13%, страховые взносы и сдавать отчётность, а оплату их работ и услуг можно относить к расходам — и уменьшать налоги к уплате. Но если неправильно оформить отношения с такими сотрудниками, работодатель рискует: налоговая доначислит налоги, страховые взносы и выпишет штраф.
Если вам некогда читать всю статью, смотрите блок «Коротко» в конце материала.
Чтобы начать работать с самозанятым, проверьте его статус, заключите договор и собирайте чеки после каждой оплаты. Вот как это сделать.
Проверьте, что сотрудник действительно самозанятый
Если вы только начинаете сотрудничать с самозанятым, удостоверьтесь, что он действующий плательщик налога на профессиональный доход. Бывает, что некоторые становятся самозанятыми, а потом снимаются с учёта. Работодатели, не зная этого, продолжают работать с ними как с самозанятыми: не платят за сотрудников подоходный налог и страховые взносы. Если налоговая об этом узнает, вам нужно будет заплатить за бывшего самозанятого НДФЛ и внести взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.
Проверить статус самозанятого можно двумя способами: попросить сотрудника прислать справку о постановке на учёт или пробить самозанятого по ИНН на сайте налоговой. Обе проверки равнозначны и бесплатны. Выбирайте тот способ, который удобнее.
Справка о постановке на учёт. Попросите самозанятого прислать справку из приложения «Мой налог». Такая справка формируется бесплатно.
Справка о постановке самозанятого на учёт
Проверка статуса самозанятого на сайте налоговой
Составьте договор
Для работы с самозанятым подойдёт типовой гражданско-правовой договор, например договор оказания услуг. Можно подписать такой договор один раз перед началом работы или подписывать его перед каждой оплатой в виде договора-счёта-акта. Второй способ подойдёт, если вы будете оформлять с самозанятым акты выполненных работ.
Договор с самозанятым немного отличается от того, который работодатель подписывает с обычными сотрудниками. Вот примеры формулировок, которые содержит договор с самозанятым. Используйте их или подобные.
Сафонова Ольга Сергеевна, являющаяся плательщиком налога на профессиональный доход на основании справки о регистрации плательщика налога на профессиональный доход № ХХХXX, именуемая далее «Исполнитель», с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Космос», в лице Генерального директора Бухарова Ивана Олеговича, действующего на основании Устава, далее именуемое «Заказчик», с другой стороны (далее «Стороны»), заключили настоящий договор (далее – «Договор») о нижеследующем.
Работодатель не платит НДФЛ и страховые взносы
Исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход, в связи с чем Заказчик освобождается от обязанности перечислять налоги и страховые взносы за Исполнителя в бюджет РФ на основании п.8 ст.2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Самозанятый обязан выдавать чеки
Исполнитель обязуется при получении оплаты от Заказчика предоставлять чеки из приложения «Мой налог».
Самозанятый обязан сообщить об утере статуса самозанятого
В случае снятия Исполнителя с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход он обязуется сообщить об этом Заказчику письменно в течение 3 дней с даты снятия с такого учета.
Важно. Отношения с самозанятым регулирует гражданско-правовой договор, а не трудовой. Поэтому в договоре с самозанятым не должны быть прописаны должностные обязанности, штатное расписание, режим рабочего времени и времени отдыха. Если включить эти пункты в договор с самозанятым, при проверке налоговая может посчитать такой договор трудовым — и обязать работодателя доплатить за сотрудника налоги и взносы.
Запрашивайте чеки после каждой сделки
После того, как самозанятый выполнил работы или услуги, он должен прислать чек из приложения «Мой налог». Чек — подтверждение оплаты и гарантия того, что работодателю не надо платить НДФЛ и взносы. Без чека вы не можете отнести сумму, которую перевели самозанятому, к расходам и провести её в бухгалтерии. А если налоговая во время проверки на увидит чеки по выплатам, то обяжет работодателя доплатить за сотрудника НДФЛ и страховые взносы, а также оштрафует. Штраф составит 20% от суммы, недоплаченной в бюджет.
Чек из приложения «Мой налог»
По закону самозанятый обязан отправить чек не позднее 9 числа месяца, следующего за месяцем оплаты. Например, если вы оплатили работу в марте, самозанятый должен прислать чек не позднее 9 апреля. Но лучше договориться, чтобы сотрудник отправлял чеки после каждой оплаты: так вы не запутаетесь в документах.
Проверьте чек. Получив чек, убедитесь, что он верный. Если вы заплатили самозанятому 5 тысяч рублей, а он выдал чек на 4 тысячи, то вы не сможете подтвердить расходы в бухгалтерии. Проверьте на чеке вид работ, сумму, ИНН заказчика и исполнителя. Если обнаружите ошибку, попросите самозанятого аннулировать чек в приложении «Мой налог» и выбить его заново.
Как хранить чеки. Самозанятый может выдавать чеки в электронном и бумажном виде. Хранить чеки вы можете в любом удобном формате. Например, можно складывать электронные чеки в папку сотрудника в облачном хранилище. Так вы не рискуете потерять документы при переустановке системы или очистке компьютера от вирусов.
Сколько хранить чеки. ИП обязаны хранить чеки четыре года, а компании — пять лет.
Чтобы оставить жалобу на самозанятого, выберите раздел «Иные обращения»
Чек обязателен, акт — на ваше усмотрение. Некоторые работодатели регулярно подписывают с самозанятым акт выполненных работ: это добавляет бумажной работы. Подписывать акты не обязательно, так как закон разрешает работать с самозанятым без них. Акт в этом случае — способ подстраховки для работодателя. То есть гарантия того, что исполнитель выполнил работу и у вас нет взаимных претензий. Такой акт пригодится в спорной ситуации, например, его можно использовать как доказательство в суде.
Так выглядит акт, который подписывают с самозанятым
Коротко: как принять на работу самозанятого
Для работы с самозанятым подойдёт типовой гражданско-правовой договор, например договор оказания услуг, или договор-счёт-акт.
В договоре должны быть прописаны статус самозанятого, обязанность самозанятого выдавать чеки и вовремя сообщать о снятии с режима НПД, а также то, что работодатель не платит НДФЛ и страховые взносы за сотрудника.
После каждой оплаты самозанятый должен сформировать чек в приложении «Мой налог» и отправить его работодателю.
ИП обязаны хранить чеки четыре года, ООО — пять лет.
Закон разрешает работать с самозанятым без актов выполненных работ. Акты можно собирать для подстраховки.
Заключаем договор с самозанятым. Как все сделать правильно
Привлекая к работе самозанятых граждан (плательщиков налога на профессиональный доход), заключите с ними самый обычный договор гражданско-правового характера. В договоре укажите:
При этом в договоре обязательно нужно отметить, что исполнитель — не просто физическое лицо, а самозанятый гражданин, который самостоятельно отчитается и платит за себя налоги.
Например, в разделе «Прочие условия» или «Иные условия» включите дополнительный пункт:
«Исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход, в связи с чем Заказчик освобождается от обязанности перечислять налоги и страховые взносы за Исполнителя в бюджет РФ на основании п.8 ст.2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ».
После того, как работы будут выполнены, составьте и подпишите с обеих сторон акт выполненных работ. Он будет подтверждать не только факт исполнения со стороны самозанятого, но и отсутствие претензий к качеству с вашей стороны. Информация об этом обязательно должна присутствовать в тексте документа.
Сняться с учёта самозанятому так же легко, как им стать. Поэтому даже если сегодня ваш исполнитель самозанятый, завтра он может им не быть. Для вас это риск: придётся начислять НДФЛ, страховые взносы и показывать его в отчётах, будто вы работали с обычным физлицом. Важно, чтобы самозанятый сохранял свой статус до момента вашего расчёта. Включите в условия договора пункт о том, что самозанятый должен оповестить вас о смене своего статуса, например:
«В случае снятия Исполнителя с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход он обязуется сообщить об этом Заказчику письменно в течение 3 дней с даты снятия с такого учета».
Особенности заключения договора с самозанятым
Договор с самозанятым — это договор гражданско-правового характера, заключаемый с гражданином, применяющим профессиональный налог. Такой договор отличается от обычного только субъектом, но в связи с этим рекомендуется включить в него дополнительные условия.
В связи с введением профналога в РФ нередко и у юридических, и у физических лиц возникает вопрос, как заключить договор с самозанятым. Работать самозанятый вправе и с теми, и с другими, но есть особенности применения этого режима, которые стоит предусмотреть при заключении контракта. Не стоит подходить к вопросу шаблонно, условия и налоги в договоре с самозанятым лицом необходимо периодически проверять на актуальность, так как нормы применения этого типа правоотношений еще не устоялись.
Особенности работы самозанятого с юридическим лицом
На основании 422-ФЗ от 27.11.2018, юридические лица, организации и компании вправе работать с гражданами, применяющими специальный налоговый режим — на профессиональный доход (в просторечье — самозанятыми). О том, кто вправе получить этот статус и как это сделать, читайте в статье «Как стать самозанятым».
Если заключается договор между юридическим лицом и самозанятым, используют форму соглашения гражданско-правового характера.
Преимущества работы с самозанятым:
Поэтому на практике вопрос, как работать юр лицам с самозанятыми, разрешается достаточно просто: оформляется контракт, осуществляется приемка работ и услуг и оплата по актам выполненных работ — все, как с обычными контрагентами.
Но в договоре стоит упомянуть несколько моментов. Прежде всего необходимо убедиться, имеет ли человек нужный статус, проверьте его на сервисе официального сайта ФНС РФ. Обязательно укажите, что заключаете контракт с самозанятым (рекомендуется даже приложить распечатку с сайта), чтобы не возникало лишних вопросов. Кроме того, в тексте отметьте, что физическое лицо самостоятельно учитывает полученные доходы и перечисляет профналог.
Структура, обязательные реквизиты
Включите в договор на оказание услуг с самозанятым лицом все обычные реквизиты:
Особенно четко стоит описать обязанности исполнителя (можно техзадание оформить приложением), порядок приемки работ.
Правила оплаты услуг и налогообложение
Оплата производится в порядке и сроки, предусмотренные в контракте, а не по правилам трудового права: два раза в месяц. Обычно оплата по контрактам на оказание услуг, выполнение работ (наиболее распространенные для юрлиц с физлицами) заключаются с условием частичной предоплаты. Налоги (часть из них, по заверениям руководства ФНС, идет и на взносы в Фонд медстрахования) физлицо на профналоге оплачивает самостоятельно, заказчику выдается чек. Рекомендуется предусмотреть в договоре пункт о полной ответственности физлица перед налоговой за неуплату, несвоевременную уплату положенных сборов.
Самозанятый или наемный работник: опасность подмены понятий
Работа такого гражданина на условиях трудового соглашения возможна — в этом случае все налоги за него платит работодатель, как за работника без особого статуса. Одновременно с работой по найму гражданин вправе зарегистрироваться в качестве плательщика профналога и в свободное от работы время оказывать услуги. В этом случае он сам платит за себя профессиональный налог с полученного дохода.
НО если работодатель пытается подменить трудовой договор ГПХ с самозанятым, есть риск, что такой контракт госорганы переквалифицируют в трудовой. Чтобы этого избежать, не указывайте в нем следующие пункты:
Не стоит маскировать трудовой контракт под взаимоотношения с самозанятым, налоговая и трудовая инспекции осуществляет за такими правоотношениями особенно жесткий контроль.
Итак, отвечая на вопрос, как самозанятому работать с юридическими лицами, необходимо обязательно отметить, что только в качестве самостоятельного субъекта, оплачивающего за себя налоги. Заключить трудовой контракт разрешается только в качестве наемного работника, не применяя новый режим по 422-ФЗ.