как писать в тетради в широкую линейку образец
Оформление тетрадей в начальной школе
В начальной школе ученики должны иметь тетради для выполнения всех видов обучающих, проверочных, творческих и контрольных работ по каждому базовому предмету, у которого есть соответствующие программные требования.
Согласно правилам оформления тетрадей в начальной школе, их количество должно быть следующее:
В 1 классе используются прописи на печатной основе (в 1 – 4 четверти) и одна-две рабочие тетради.
Требования к ведению тетрадей
Правилами ведения тетрадей в начальных классах предусмотрена обязательная ежедневная проверка всех видов работ учащихся.
Оформление обложки тетрадей
Ученические тетради в 1 классе подписываются учителем, во 2-4 классах подписываются учениками по образцу учителя.
Надписи на обложках делаются по единому образцу, который утвержден в требованиях к оформлению тетрадей в начальной школе.
Требования к оформлению письменных работ в тетрадях в начальной школе
Между классной и домашней работой нужно делать отступление — 2 линии или 4 клетки вниз. В ходе работы строки не пропускаются.
Дата урока, названия работ записывается по центру. Дата записывается цифрами (с 3 класса допускается запись прописью).
Оформление работ по русскому языку
В соответствии с правилами ведения тетрадей по русскому языку, при оформлении записей на новой странице следует начинать писать на самой верхней строчке и дописывать до конца страницы. На каждой строке слева делается отступ (до 5 мм) по единой для всей страницы вертикальной линии, а справа дописывается до конца строки, применяя правила переноса слов.
Для оформления «красной строки» нужно делать отступ слева от начала строки на 2 см (примерно 2 пальчика ребенка). Соблюдение абзацев является обязательным уже начиная с 1 класса.
Образец оформления тетради по русскому ученика начальной школы 
(Точки после написания даты и слов Классная (Домашняя) работа
НЕ СТАВИМ (на картинке не смогла убрать))
Оформление тетрадей по математике
Согласно требованиям к оформлению в тетради работ по математике в начальной школе необходимо делать отступ между разными видами заданий в 2 клетки, на третьей начинать писать. Между столбиками делается отступ вправо на 3 клетки. Слева по горизонтали должен быть обязательный отступ на 1 клетку.
В правилах ведения тетрадей по математике указывается на необходимость соблюдения соответствия между количеством цифр в числе и количеством клеток для его записи.
При работе над задачей записываются только слова «Задача» и «Ответ».
При оформлении записи задач геометрического типа чертить фигуру нужно только в том случае, если этого требует условие задачи.
Образец оформления тетради по математике начальной школы
Соблюдение правил оформления тетрадей в начальной школе способствует воспитанию у школьников культуры оформления письменных работ и формированию навыков по правильному ведению тетрадей.
Как писать в тетради в широкую линейку образец
Единые требования к орфографическому режиму в начальных классах
Тетради для учащихся 1 – 2 классов подписывает учитель
ТЕТРАДЬ
для _____ работ ____________
по русскому языку (математике )
ученика (цы) 4 класса __ «А»__
СОШ № 59
г. Чебоксары
______________ Нади ________
ТЕТРАДЬ
для _ контрольных работ __
по русскому языку (математике)
ученика (цы) 4 класса __ «А»__
ученика (цы) 4 класса __ «А»__
СОШ № 59
г. Чебоксары
______________ Нади _______
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета. Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
Поля соблюдаются с внешней и внутренней стороны. По математике отчёркиваются на 4 клетки широкие поля простым карандашом, внутренние – 7 мм по русскому языку, 2 клетки по математике.
Учащиеся 1-2 классов по письму пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 2-3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма. Но переход во 2-м или 3 классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом, учитель самостоятельно дифференцирует момент перехода на письмо в широкую линейку, руководствуясь наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.
Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.
Все начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.
В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради №3 (для контрольных работ) показываются родителям с выдачей их на дом. Но хранятся в классе до конца учебного года. Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.
В 1 классе дата работы в тетрадях не пишется.
Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Подчёркивания и условные обозначения выполняются аккуратно ручкой (для начала до сформированности навыков аккуратной работы учитель может организовать карандашом), в случае необходимости – с помощью линейки.
В ходе работы по русскому языку строчки не пропускаются. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку. После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
По математике новый вид работы следует начинать, пропуская 2 клетки (пишем на третьей) и номер задачи или примеров записывается на широких полях без значка № и на этой же строке начинаем работать.
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком другой письменной работы, в тетрадях по математике пропускать 4 клетки (для отделения одной работы от другой и выставления оценки).
Рекомендуется в 4 классе писать на отдельной строке название темы урока по русскому языку и математике. Соблюдать красную строку. Обозначать № упражнения, задачи, указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). На новой строке с заглавной буквы начинается упражнение; в столбик слова записываются с маленькой буквы. Обозначить номер упражнения, задачи; указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.
Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи): 1-вариант. I-в.(запись римскими цифрами)
Все дети пишут шариковой ручкой школьного образца. Паста заправки должна быть только синего цвета.
Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель ,
· во 2–4 классах они прописываются выборочно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
· Объем работы – 2 строки в 1 классе во втором полугодии, 2–3 строки во 2 классе, 3–4 строки в 3–4 классах.
· Учитель прописывает образцы в тетрадях. В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления.
· Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.
· Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.
· Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.
· А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
· Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.
· В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
. При выставлении отметок за работы по русскому языку принимается во внимание каллиграфия ученика.
В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками.
Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день и оцениваться.
Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) на классных родительских собраниях или при индивидуальной беседе – домой отдавать не рекомендуется.
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)
Для уроков окружающего мира возможно использование тетрадей на печатной основе, но чаще в практике учащиеся имеют обычные рабочие тетради.
В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по музыке, иностранному языку, факультативных курсов и др.
Не требуется ведение тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре, ОБЖ, ПДД.
Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей :
· По русскому языку – 2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ, 1 тетрадь для творческих работ (в 3-4 классах).
· По математике – 2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ
Разлиновка тетради по обучению грамоте в 1-2 классе вводится в две линии. Высота заглавных букв – до середины широкой строки, строчных – до верхней линии узкой строки. В 3 – 4 классах рекомендованы тетради по русскому языку в одну линию. Высота строчных букв приблизительно 3 мм, заглавных – 7 мм.
4.Единые требования к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов
При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.
При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.
При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.
В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.
Образец оформления письменных работ в тетради по русскому языку
Оформление письменных работ по русскому языку.
5.1. После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
5.2. При оформлении красной строки надо делать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).
Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-ом классе.
5.3. В ходе всей выполняемой работы не пропускаем ни одной строки. При оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм). Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
5.4. Запись даты написания работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты не ведется. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 3-го класса записываются число и полное название месяца.
Например: 1 декабря.
В 4-ом классе в записи числа пишутся имена числительные прописью.
Например: Первое декабря.
Запись названия работы проводится на следующей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.
Например: Классная работа.
Работа над ошибками.
При оформлении контрольных работ по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.
Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись) либо на полях (краткая запись).
Например: Iвариант. Iв.
5.5. Все подчеркивания проводятся остро отточенным простым карандашом по линейке.
5.6. Выделение орфограмм делается только простым карандашом.
5.7. Переход во 2-ом классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма. Однако этот переход должен осуществляться не позднее 3 класса.
5.8. При письменном морфемном разборе слов необходимо четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначать эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.
5.9. При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.
5.10. При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.
Полосочка-помощница
Графические ошибки и пути их устранения
К концу II четверти 2-го класса происходит переход на письмо в тетради в одну линейку. Требуется огромное терпение педагога, чтобы карандашом каждому ученику провести линию середины строки или одной трети для разминочного письма. В классе Ольги МУХИНОЙ, учителя начальных классов Бавленской школы Владимирской области, было замечено, что ребята сами контролируют высоту букв путем наложения закладки. Это и стало подсказкой для создания «полосочки-помощницы».
Научить детей пользоваться такой полосочкой несложно. А в результате объективной оценки появляется правильное красивое письмо.
Графическая работа на уроках чистописания не ограничивается знанием алгоритма и умением на слух по алгоритму определять букву. Для того чтобы ошибки встречались как можно реже, графическую правку лучше проводить в тетради ученика, в прописи. Необходимо также привлекать учеников к анализу своей работы. Познакомив их с правильным написанием элементов букв, следует ввести критерии оценки правильного написания, которые помогут детям отслеживать правильность письма. Функцию контроля и помогает выполнить «полосочка-помощница».
Как изготовить «полосочку-помощницу»
Полосочка делается из плотного прозрачного материала.
1. Длина полосочки – 16 см (соответствует длине рабочей строки тетради).
2. Ширина полосочки – 3–4 мм (соответствует высоте строчных букв, определяет отступ от левого и от правого края листа).
3. Длина выступа – 2 см (соответствует отступу от края листа до первого слова в предложении текста: это «красная строка»).
4. Срез под углом 62° (соответствует нормам наклона прямых линий).
5. Ширина выступа – 6 мм (соответствует высоте заглавных букв и расстоянию между словами в строке).
Теперь перечислим основные критерии правильного письма; наиболее распространенные ошибки, допускаемые учениками, и пути их устранения.
КРИТЕРИЙ 1. Ученик выдерживает нужную высоту букв.
Ошибка. Ученик не выдерживает нужную высоту букв, пишет слишком крупно или слишком мелко.
Пути устранения ошибки
1. Переходить на письмо в тетради с широкой строкой следует постепенно. Сначала мы проводим тренировочные упражнения на дополнительном листе, вставленном в середину тетради. Или работаем один день в тетради с узкой разлиновкой, другой день – с широкой.
2. Наложение полосочки на запись позволяет ученику отметить высоту букв. Если буквы выше полосочки, следует уменьшить их высоту, писать мельче, если ниже полосочки – писать крупнее. Контролировать высоту заглавных букв можно с помощью выступа на полосочке – его ширина равна 2/3 широкой строки.
КРИТЕРИЙ 2. Ученик равномерно расставляет слова на строке: выдерживает красную строку, отступы от левого и правого краев листа, интервалы между словами.
Ошибка. Ученик не выдерживает красную строку, отступы от левого и правого краев листа, интервалы между словами.
Пути устранения ошибки
1. Красную строку – отступ от края листа до первого слова (2 см) – указывает длина выступа на полосочке.
2. Интервал между словами должен быть равен примерно ширине буквы ш, но не меньше ширины буквы и. Этот размер определяет ширина выступа (6 мм). Приложив выступ полосочки к концу одного слова, ребенок быстро определяет место (начало) написания второго слова.
3. Интересно упражнение с чередованием письма ручкой и карандашом. Текст предложения на минутке чистописания ребенок пишет ручкой, причем после каждого слова карандашом вписывает букву ш, обозначая этим пробел до следующего слова.
4. Отступ от левого и правого края в тетради на строке должен быть равен ширине полосочки.
КРИТЕРИЙ 3. Ученик соблюдает наклон букв.
Ошибка. Ученик допускает разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево.
Пути устранения ошибки
1. Обратите внимание ребенка на необходимость наклонного положения тетради на парте. При письме самым легким и удобным движением является движение стержня к себе. Благодаря тому что тетрадь лежит наклонно, получается наклонное письмо.
Правильный наклон тетради влево легче всего устанавливать по линии, начерченной на парте белой краской или обозначенной самоклеящейся лентой. Обратите внимание на рабочее место ученика, пишущего левой рукой: для него линия должна быть наклонена под углом 25° в другом направлении.
2. В тетрадях линии наклона обозначены только для письма с узкой линеечкой, и не всегда совпадают с написанием элементов. Однако использование сетки-листа для тренировочных упражнений не помеха – это позволяет упорядочить движение руки по наклонной.
3. Косо срезанное основание «полосочки-помощницы» помогает контролировать наклон букв. Достаточно установить ее на линию строки и продвигать вправо.
КРИТЕРИЙ 4. Ученик соблюдает связность букв при письме.
Ошибка. Ученик не соблюдает связность букв при письме.
Пути устранения ошибки
1. В методику изначально заложен принцип безотрывного письма. У каждого ребенка отрыв руки при письме осуществляется в удобном только ему месте. Есть определенные критерии безотрывного написания, хотя и, несомненно, условные.
Количество букв в безотрывной связке
Выполнять быстрые движения на бумаге помогает упражнение «Одним росчерком».
2. Еще один прием – работа по лекалу. Создание своеобразных рисунков при безотрывном вращении зубчатых колесиков по кругу доставляет ребенку радость и тренирует мышцы рук.
Единые требования к оформлению и ведению тетрадей в начальной школе
Единый орфографический режим
Порядок ведения и оформления тетрадей.
Оформление надписей на обложках тетрадей.
Оформление письменных работ по русскому языку
Организация работы по формированию каллиграфического навыка
Оформление письменных работ по математике
Ведение дневников в начальной школе.
1. Порядок ведения и оформления тетрадей .
Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.
Все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.
В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам.
Математика и русский язык:
Тетради №1 и №2 (для текущих работ)
Тетради для контрольных работ.
Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради для творческих работ.
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.).
Для уроков окружающего мира возможно использование тетрадей на печатной основе*.
В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей (и/или печатных тетрадей*) по музыке, иностранному языку, факультативных курсов и др.
Не требуется ведение тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре, ОБЖ, ПДД.
* все тетради на печатной основе должны входить в состав УМК.
2. Оформление надписей на обложке тетрадей.
Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.
для (контрольных) работ
по математике (русскому языку)
ученика 2 класса «а»
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими цифрами.
Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
Работу над ошибками выполнять в рабочих тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества обучения.
В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради для контрольных и творческих работ показываются родителям, но хранятся в классе до конца учебного года.
Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного (зеленого) цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.
3. Оформление письменных работ по русскому языку.
После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см ( два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.
С 3 класса (со 2 полугодия) допускается в записи даты писать числительные прописью: Первое декабря.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.
Например: Классная работа.
Работа над ошибками.
Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):
Слово Упражнение пишется полностью со 2 класса начиная с третьей четверти.
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки).
Образец: Упражнение 234.
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
_____ Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
Название падежей указывается заглавной буквой ( Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)
Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым острозаточенным карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.
Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.
4. Организация работы по формированию каллиграфического навыка
У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:
1-2 класс- 2 строки, ежедневно.
Учитель прописывает образцы в тетрадях. В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку. К приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. Обычно оценка выносится на поля. Рекомендуется иногда выставлять оценки и в журнал.
5. Оформление письменных работ по математике.
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)
Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).
Дату записывать традиционно посередине (отступ 10 клеток, на 11 пишем). В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)
Традиционно в тетрадях отмечаются виды заданий. Слово «Задача» пишется посередине строки, отмечается номер.
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).
В 1-4 классах нет необходимости писать слово «Решение».
Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ. Например:
Ответ: всего купили 10 мячей.
При записи условия задачи в виде таблицы, нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них две-три клетки. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
записать выражение полностью;
указать цифрами над знаками порядок действий;
расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
записать окончательное значение выражения.
Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.
Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.
Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.
Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.
Образец краткой записи и решения задачи:
Ответ: периметр-36 см, площадь=72 см 2
Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.
При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:
записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку
Образец : 675, 564, на 78, в7 раз.
6. Ведение дневников в начальной школе.
Дневник является официальным школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие дневников требуется с 1-го класса. Но в некоторых случаях (с учетом сформированности у школьников навыков чтения и письма) по решению педсовета и родительского собрания допускается ведение дневников с 1-2 класса.
Дневники ведутся при помощи родителей и учителя.
В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:
записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;
требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);
сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя;
названия месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращенная запись (матем., лит. чт., окр. мир, физ-ра, изо );
запись домашнего задания производится в отведенной графе. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ)
в графе «оценка» и «подпись» учителем выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. Ученик подает дневник учителю по первому его требованию. При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: диктант (Д.), контрольная работа (к.р.) и т.д.
в начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!», «Умница!», «Надо постараться!»; в современных дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для родителей и прочее.
классный руководитель еженедельно проверяет ведение дневников, следит за накопляемостью оценок. Многие учителя выставляют оценки за ведение дневника учащимися, что несомненно является стимулом для повышения учебной культуры;
родители регулярно просматривают дневники и ставят свою подпись.
Администрация школы проводит контроль за соблюдением правил ведения дневников учащимися и системой работы классного руководителя по осуществлению связи с родителями.