как пишется расписка о получении денег за квартиру предоплата образец
Как оформить задаток правильно, чтобы не потерять деньги
Как оформить задаток? Разумный размер задатка, Какие документы подписать. Договор-соглашение о задатке. Расписка от продавца в получении задатка. Возвращение задатка в двойном размере
Статья обновлена 29.05.2021 года
Такие вопросы возникают у любого здравомыслящего покупателя недвижимости. Ведь есть понимание, что задаток необходим, но и есть страх его потерять или вернуть в двойном размере.
В этой статье я расскажу как правильно оформить передачу задатка, без опасности утраты денег.
Разберемся в этом подробно:
Как оформить задаток
Поэтому, если Вы определились с выбором — передавайте задаток!
Задача задатка обеспечить выполнение договоренностей по Предварительному договору. Поэтому совсем не достаточно составить Соглашение о задатке.
Исходя из многолетнего опыта сопровождения сделок, смею утверждать, что весь успех купли-продажи зависит от правильно или неправильно составленного Предварительного договора.
Вы даже и не задумывались об этом.
Напротив Вы считали Предварительный договор купли-продажи не нужным, не существенным. Или даже не знали о его существовании?
-А я ни чуть не удивлена, ведь многие дилетанты начинают строить дом без проекта. При этом потом сильно расстраиваются от того, что он трещит по швам.
Предварительный договор — это проект сделки, продуманный до мелочей! И ни чуть не меньше.
Содержание статьи подробное:
Как правильно оформить задаток при покупке квартиры, дома, земельного участка
Начнем с того как правильно определить размер задатка, это очень важно.
Ведь задаток является обеспечительной мерой выполнения договоренностей по предварительному договору.
Например:
Рыночная стоимость недвижимости составляет 3 000 000, 0 рублей. Вы торгуетесь и договариваетесь купить за 2 900 000.0 рублей с использованием кредитных средств. Составляете Предварительный договор, прописываете условия и форму оплаты и передаете задаток 50 000.0 рублей.
То есть в случае отказа от продажи Продавец возвращает Вам двойной задаток, то есть 100 000,0 рублей.
К нему приходит Покупатель с наличными деньгами и срочной покупкой и не торгуясь предлагает ему 3 000 000.0 рублей, он удачно продал свою квартиру, но ему необходимо освободить ее за неделю.
То есть Продавец, на завтра продает недвижимость, при подписании договора получает полную сумму и безболезненно возвращает Вам деньги в размере 50 000.0 рублей. Он уже проконсультировался )))) Вы же соглашение о задатке не составили, значит суд сочтет его авансом, а аванс возвращается в размере переданной по расписке сумме.
Даже возврат суммы в 100 000.0 Продавца не ударит по карману.
Хорошо если он Вас уведомит о продаже))))), а то будете ждать, когда он Вам соберет полный пакет документов для банка.
И Вы остались с носом!
Вернее без квартиры. А чемоданы и коробки уже собраны.
И независимую оценку для банка уже оплатили ((((
А вот правильно оформленный задаток в размере 100 000.0 рублей обеспечил бы Вам спокойную покупку, на прописанных в предварительном договоре условиях.
Документы, оформляющие задаток
С размером задатка определились.
-Конечно расписка нужна. Ведь она подтверждает факт получения денег Продавцом. Но не более того!
-Тогда еще нужно Соглашение о задатке.
-Обязательно.
Но оно подтверждает понимание каждой из сторон о последствиях невыполнения договоренностей: о возврате в двойном размере в случае отказа от продажи или потери задатка в случае отказа от покупки.
И все!
В Соглашении о задатке НЕ прописываются условия купли-продажи. Оно является приложением к предварительному договору купли-продажи.
-Значит нужен договор о намерениях совершить куплю-продажу?
Предварительный договор купли-продажи не является договором отчуждения — это договор о намерениях продать и купить.
Только три документа, работающие вместе являются правильным оформлением сделки:
-А какой из них самый главный?
-Все они, для целей сделки купли-продажи недвижимости, ценны вместе и не ценны по-одному!
Я вижу, Вы сомневаетесь?
Ну тогда вспомните о нашем разговоре позже )
Уж поверьте моему опыту. Я сопровождаю сделки с недвижимостью с 2006 года, в моей профессиональной копилке более 1 000 успешных сделок.
Перед передачей задатка нужно оценить риски в сделке и проверить документы, подтверждающие права на недвижимость.
Нужно ли оформлять задаток у нотариуса?
Гражданский кодекс требует заключение предварительного договора в такой форме, как оформляется основной.
В обязательном порядке нужно удостоверять договор продажи недвижимости,
1. принадлежащей несовершеннолетним и недееспособным, а так же
2. при продаже доли в праве собственности НЕ всеми «дольщиками» сразу.
Однако на практике и в этих случаях применяется простая письменная форма предварительного договора.
Однако, необходимо помнить!
Для таких сделок нужно в обязательном порядке:
Как оформить задаток. Видео консультация
Я приготовила для вас видео консультацию с подробными разъяснениями по письменному оформлению задатка и шаблоны договоров.
Составление сразу трех необходимых документов с помощью конструктора договоров:
Посмотрите обязательно.
Составление соглашения о задатке по шаблону:
Конструктор договоров можно протестировать бесплатно > > >
Кто может подписать соглашение о задатке
Подписать соглашение о задатке и принять денежные средства может только собственник недвижимости! Или его представитель по нотариальной доверенности.
Не нужно путать понятия «совместно нажитое имущество» и «форма зарегистрированного права».
-Как оформить задаток?
Составить три документа:
Риэлтор, посредник. агент по недвижимости, директор агентства недвижимости НЕ ИМЕЮТ ПРАВА принимать задаток без нотариальной доверенности от собственника.
Как передать деньги продавцу
Как правило задаток передают наличными, ведь это не крупная сумма.
Так же можно сделать перевод с банковской карты покупателя на банковскую карту продавца.
Или совершить безналичный расчет путем банковского перевода на счет продавца.
При любой форме расчета продавец должен передать покупателю расписку о получении средств.
При безналичном расчете в расписке нужно указать способ получения денежных средств.
«Денежные средства получены мной на банковскую карту ПСБ «
«Денежные средства получены на банковский счет ВТБ»
Как правильно составить расписку
«Напишите расписку», «только под расписку», «дайте расписку, и никаких проблем» — как часто мы слышим эти слова. Но не всегда осознаем, что расписку мало просто дать или получить. Ее еще нужно грамотно составить.
Несколько слов о расписке, ее составителе и получателе
Термин «расписка» хорошо знаком многим людям. Однако его официального определения законодательство не содержит. Словарь толкует понятие «расписка» в следующих значениях:
— документ с подписью, удостоверяющий получение чего-нибудь, подтверждающий, что выдавший ее получил что-либо в долг;
— расписка сохранная, свидетельствующая о том, что принята на хранение какая-либо ценность, и т.д.;
— письменный акт, которым кредитор подтверждает выполнение обязательства, взятого на себя дебитором.
Обычно расписку дают для подтверждения:
— получения чего-либо, например задатка, денег в долг, алиментов за определенный период, имущества в пользование.
Справочная информация
Размер БВ составляет 27 бел. руб. . Соответственно, десятикратный размер БВ составит 270 бел. руб. (27 x 10);
— принятия на хранение какой-либо вещи;
— выполнения обязательства, взятого на себя другим лицом.
Как правило, пишет расписку тот, кто берет деньги, имущество или подтверждает выполнение взятого на себя кем-то обязательства. Такое лицо является составителем расписки.
Составитель передает расписку тому, кто дает ему деньги, передает имущество и т.д., то есть получателю расписки.
Получатель расписки принимает ее и оставляет у себя на хранение до исполнения составителем расписки принятого обязательства (например, возврата долга).
Пример
Ситуация 1. Сосед одолжил у вас ноутбук. Чтобы оградить себя от лишних переживаний, вы попросили его написать расписку и указать в ней, что он обязуется вернуть вам ноутбук через две недели. Он это сделал, а затем передал расписку вам на хранение. В данной ситуации сосед — составитель расписки, а вы — ее получатель.
Ситуация 2. Знакомый попросил вас взять на хранение телевизор и холодильник, пока в его квартире идет ремонт. Вы сделали ему одолжение и согласились. Правда, знакомый на всякий случай попросил вас написать расписку о том, какие вещи и в каком состоянии вы приняли от него. В данном случае составителем расписки являетесь вы, а ваш знакомый — ее получателем.
Содержание расписки
Расписка составляется, как правило, в произвольной форме. В ней рекомендуется указывать следующие сведения:
Пример
«Расписка о получении задатка», «Расписка о принятии на хранение ценностей»
— дату и место составления расписки;
Пример
«11 февраля 2020 г., г. Гродно»
— Ф.И.О., дату рождения, паспортные данные, место регистрации и место фактического проживания составителя расписки, ее получателя, а также свидетелей (при наличии).
Обратите внимание!
Паспорт должен быть действующим на момент написания расписки;
— факт принятия денег или иной вещи. Так, если составитель расписки берет деньги в долг, получает задаток и т.д., следует указать определенную сумму денег (цифрами и прописью) и вид валюты. К примеру, 100 (сто) долларов США.
На заметку
Желательно, чтобы в расписке было написано «получил сумму в размере…», «взял в долг сумму в размере… деньги получены мною в полном объеме». Иначе будет практически невозможно доказать, что деньги были переданы составителю расписки. Особенно если он заявит, что получатель расписки пообещал дать их ему в другой день, но не сдержал свое слово.
В случае принятия составителем расписки на хранение или во временное пользование какого-либо имущества данный факт также следует зафиксировать. При этом желательно, чтобы в расписке была описана принимаемая вещь, т.е. указаны ее марка, модель, цвет, размеры, наличие или отсутствие дефектов;
Пример
Ситуация 1. Недавний знакомый одолжил у вас дорогую фотокамеру на время поездки за границу. Вы попросили написать его расписку об этом. Однако в расписке не были указаны ни модель фотокамеры, ни ее состояние. По возвращении из поездки знакомый вернул вам фотокамеру с разбитым объективом, сказав при этом: «Ты мне такую дал». Доказать, что вы передавали ему вещь в исправном состоянии и это он ее испортил, будет затруднительно.
Ситуация 2. Вы планируете долговременную поездку, в которой вам для работы нужен ноутбук. Однако ваш в ремонте. Вы одолжили ноутбук у коллеги, составили расписку об этом, но не указали, что на крышке ноутбука большая трещина. При его возврате ваш коллега может обвинить вас в порче его имущества и потребовать отремонтировать ноутбук за ваш счет или вообще купить новый, потому что этот вы сломали.
— обязательство составителя расписки вернуть определенную сумму денег, конкретную вещь, если ему что-то передавалось в долг, в пользование, на хранение. Если расписка подтверждает выполнение обязательства, взятого на себя другим лицом, в ней целесообразно указать, в каком объеме выполнено обязательство и его результат (по возможности);
— срок возврата денег, имущества;
— размер процентов за пользование деньгами и срок их выплаты, если они предусмотрены (при передаче денег в долг);
— место возврата денег, вещи. Особенно если составитель расписки проживает в другом населенном пункте;
— подпись составителя расписки и ее расшифровку, а также подписи свидетелей (при их наличии).
Пример формулировки расписки о возврате долга:
«Расписка
11 февраля 2020 г., г. Минск
Я, Петров Петр Петрович, 18 мая 1986 г.р., паспорт: серия МР 1000001, выдан 29 мая 2016 г. Ленинским РУВД г. Минска, зарегистрированный и проживающий по адресу: г. Минск, ул. Синяя, д. 6, кв. 12, взял в долг у Николаева Николая Николаевича, 22 августа 1950 г.р., паспорт: серия МР 1000002, выдан 24 августа 1995 г. Октябрьским РУВД г. Минска, проживающего по адресу: г. Минск, ул. Сокола, д. 12, кв. 97, сумму денег в размере 210 (двести десять) белорусских рублей. Деньги получены мною в полном объеме. Обязуюсь вернуть указанную сумму полностью не позднее 1 мая 2020 г.
Подпись /П.П.Петров/»
Рекомендации по составлению расписки
Законодательство не содержит требований к составлению расписки. Вместе с тем получателю расписки советуем придерживаться следующих рекомендаций:
— обязательно убедитесь в том, чтобы расписка была подписана ее составителем.
На заметку
Целесообразно сравнить подпись составителя, проставленную на расписке, с подписью, указанной в его паспорте;
— желательно, чтобы расписка была написана составителем собственноручно. Тогда ему будет сложно оспорить факт написания им расписки.
Пример из судебной практики
Ответчица в судебном заседании оспаривала факт передачи ей денежных средств и написания ею расписки.
Судом была назначена почерковедческая экспертиза, согласно заключению которой рукописный текст расписки и подпись в ней от имени истицы выполнены самой истицей.
Решение районного суда от 17.08.2015
На заметку
Расписка, составленная печатным способом (например, набранная на компьютере и распечатанная), с одной лишь собственноручной подписью составителя также будет являться действительной. Однако в случае, если он впоследствии решит оспорить подлинность подписи на ней, проведение почерковедческой экспертизы по одной лишь подписи вызовет затруднение;
— проверьте, чтобы текст расписки был написан четко и разборчиво, желательно шариковой или чернильной ручкой. Если в тексте будут зачеркивания, помарки, исправления с припиской «исправленному верить» и подписью — попросите расписку переписать заново.
На заметку
Храните расписку в месте, не только обеспечивающем ее сохранность, но и защищающем бумагу и чернила от выцветания;
— при передаче денег или какой-либо ценной вещи желательно пригласить свидетелей. Попросите их, чтобы внизу расписки они написали, что свидетельствуют о передаче определенной суммы, вещи, после чего поставили свои подписи, а также указали свои Ф.И.О., адрес, паспортные данные и дату.
Обратите внимание!
Если сумма договора займа равна либо превышает 10 БВ, а вы не составили договор, подтвердить наличие долга вы сможете только распиской, но не свидетельскими показаниями ;
— убедитесь, что указаны паспортные данные как составителя расписки, так и ваши и что они не содержат ошибок. Ведь обратное может привести к неприятным последствиям. Например, если ошибка допущена в ваших паспортных данных или они вовсе не указаны, составитель расписки может заявить, что у вас он ничего не брал, деньги ему давал совсем другой человек (ваш полный тезка и однофамилец), и вот ему-то он уже все вернул. То же самое касается и паспортных данных составителя. В такой ситуации он может заявить, что лично он ни у вас, ни у кого другого ничего не брал;
— при передаче в долг денег обязательно проверьте, чтобы был указан вид валюты.
Пример
Указание в расписке только слов «в долларах» может привести к возникновению спора о том, что сумма передавалась не в долларах США, а, например, в долларах Канады, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура и т.д.т
Обратите внимание!
Дать в долг или передать на хранение сумму в валюте можно только в том случае, если вы и вторая сторона являетесь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими вид на жительство в Республике Беларусь, то есть резидентами .
Если вы являетесь составителем расписки, рекомендуем учесть следующие ключевые моменты:
— составлять расписку в присутствии ее получателя вам не обязательно. Главное, чтобы он ознакомился с ее содержанием и взял на хранение;
— пишите расписку четко, используя формулировки, не допускающие разночтения, чтобы текст расписки нельзя было интерпретировать иначе;
— ставьте подпись сразу под текстом расписки, чтобы не оставалось места, куда можно вписать какую-то информацию. Если в расписке все-таки остаются пустые места, проставьте прочерки.
На заметку
При возврате расписки ее получателем рекомендуем попросить у него указать на расписке, что обязательство, прописанное в ней, вами выполнено, и проставить дату и свою подпись.
Сделки с недвижимостью: расписка в получении денег
Задайте вопрос юристу
При проведении сделок с недвижимым имуществом расписка в получении денег является весьма важным, а в некоторых случаях и необходимым документом. Несмотря на свое несколько «простодушное» название, она считается одним из основных документов при взаиморасчетах за квартиру на вторичном рынке жилья. О значении расписки в сделках с недвижимостью и пойдет речь в этой статье.
Для чего необходима расписка
Расписка продавца в получении денег от покупателя нужна в самых разных ситуациях, которые могут возникнуть в процессе купли-продажи квартиры. Например, если в договоре имеется запись о том, что денежные средства передаются при некоторых конкретных условиях (через аккредитив или банковскую ячейку), то сам по себе этот договор представляет собой некое письменное обязательство сторон сделки выполнить определенные действия, и не более того. Полностью исполненными обязательствами сторон по сделке могут считаться только те, которые подтверждены такими документами, как передаточный акт (акт приема-передачи) недвижимости и расписки в получении денежных средств (или банковского платежного документа).
В передаточном акте (акте приема-передачи) квартиры, как правило, также производится запись о том, что стороны сделки не имеют взаимных претензий и что расчеты между ними выполнены полностью. Расписка о получении денег в таком случае становится своего рода дополнительной страховкой для Покупателя в том, что он рассчитался за приобретение квартиры и выполнил свои обязательства.
Кроме того, этот документ всегда остается на руках у покупателя и может быть использован, например, в случае возникновения каких-либо споров по сделке. Более того, наличие такого документа прямо упоминается в действующем законодательстве. О расписке говорится в ст. 408 ГК РФ «Прекращение обязательства исполнением».
Образец расписки
Для того, чтобы расписка в получении денежных средств имела юридическую значимость, составлять ее необходимо по определенным правилам. Они следующие:
При несоблюдении данных правил в случае возникновения спора по сделке суд может признать документ не имеющим юридической силы и не принять к рассмотрению. Чтобы еще больше усилить юридическую значимость расписки, ее часто пишут при свидетелях, заверяющих документ еще и своими подписями.
Расписки в получении денег принято писать от руки, однако не исключается вариант и машинописного написания, где от руки ставится подпись и пишется только расшифровка ФИО Продавца. Расписку составляют в одном экземпляре, который и передается Покупателю после выполнения всех условий по сделке и производства взаиморасчетов между ее сторонами.
В случае, если расчеты за квартиру производятся безналичным способом, например через аккредитив, то документом, подтверждающим расчет, является банковское платежное поручение, свидетельствующее о переводе денежных средств Продавцу.
Иногда случается так, что в ДКП способ взаиморасчетов точно не указан. В данном случае при безналичных формах расчетах Покупатели могут потребовать от Продавцов документ, который подтверждает факт перевода денег на счет Продавца в банке. В этом случае Продавцу следует сделать запись о том, что денежные средства в такой-то сумме такого-то числа им получены полностью посредством безналичного банковского перевода (поступления денежных средств на банковский счет). Расписка в получении денег за квартиру не требует обязательного нотариального заверения.
Особенности составления расписки при продаже квартир с несколькими собственниками
В случае приобретения квартиры у нескольких собственников (находящейся в общей собственности квартиры) оформление расписки имеет некоторые особенности.
Если квартира приобретается у двух и более сособственников, то подписание расписки должно выполняться всеми, кто подписывал договор купли-продажи. В том случае, когда квартира находилась в общей долевой собственности, а денежные средства продавцы получали исходя из размера доли каждого в недвижимом имуществе, то каждым из сособственников (продавца доли) составляется отдельная расписка, в которой указывается сумма, которая причитается только ему.
Особенности оформления расписки при альтернативных сделках с квартирами
Распространенный вариант продажи квартир — альтернативный, когда в процессе сделки выстраивается целая цепочка из последовательных действий по реализации нескольких объектов одновременно. Эта схема вносит свои нюансы в содержание расписки в получении денег.
Схема предусматривает, что, денежная сумма поступательно движется от первого Продавца к середине цепочки и далее. По сути, все лица, находящиеся в середине данного процесса, могут и не видеть денег вообще. Они, при таком алгоритме продаж, вместо денег получают другую недвижимость.
Данный факт совсем не отменяет необходимости получения расписок в получении денег, т.к Продавцы из середины цепочки, согласно ДКП, деньги должны были получить. В противном случае возникает риск оспаривания сделки на том основании, что Продавец якобы причитающуюся ему сумму не получил или получил не полностью.
Этот пример еще раз подтверждает, что Покупатель расписку в получении денег должен стремиться получить от Продавца во всех случаях, независимо от используемой схемы реализации недвижимости. Это является непреложным правилом для сделок на вторичном рынке. На первичном рынке данное условие необходимо соблюдать только в том случае, когда сделка связана с переуступкой прав.
В случае приобретения квартиры непосредственно у застройщика по договору долевого участия такой документ, как расписка, не требуется. В этом случае расчеты осуществляются через счет эскроу или путем перечисления денежных средств на банковский счет Застройщика по реквизитам, указанным в договоре купли-продажи. Дольщик обязан деньги перевести на счет эскроу или счет Застройщика по указанным реквизитам, потому что любые иные способы расчетов в данной ситуации не предусмотрены. Банковская платежка, в которой указаны все необходимые сведения о переведенной сумме денег и времени ее перечисления, будет вполне достаточным документом для подтверждения оплаты.
Следует помнить, что расписка в получении денег может быть затребована от сторон сделки налоговыми органами. Для них она документ, который свидетельствует о фактических расходах, понесенных Покупателем и дающих право на налоговый вычет, а также подтверждающая сумму полученного Продавцом дохода, от которого рассчитывается подлежащая уплате сумма налога. Существуют и некоторые особенности оформления расписки при условии реализации квартиры по заниженной цене.
Имеется альтернативный вариант оформления подтверждения передачи денежных средств, при котором передаточный акт (акт приема-передачи) недвижимого имущества оформляется так, что в нем имеются все необходимые реквизиты, которые используются при составлении расписки. В данном случае сам Акт может служить достаточным подтверждением исполнения обязательств по сделке, причем и в отношении передачи квартиры Покупателю, и в отношении передачи денежных средств Продавцу (оплаты стоимости недвижимости).