как по оквэд узнать нужно ли вакцинироваться
Вакцинация сотрудников: ответы на часто задаваемые вопросы
Власти Москвы и некоторых других регионов обязали работодателей из сферы услуг населению вакцинировать не менее 60% работников, отчитаться об этом, а не менее 30% непривитых сотрудников отправить на удаленку. Не все нюансы до конца урегулированы, а разъяснения чиновников часто не стыкуются с нормативными документами. В этой статье мы собрали часто задаваемые нашей службе консалтинга вопросы, ответили на них и прокомментировали спорные моменты.
Что будет, если работодатель не выполнит «разнарядку» по вакцинации?
Это расценивается как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Работодателя могут привлечь к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и приостановить деятельность на срок до 90 суток.
Как определяют принадлежность организации или ИП к отраслям, где обязательна вакцинация?
В нормативных документах это не прописано. В ответах на вопросы на сайте Мэра Москвы говорится про основной вид деятельности. Целесообразно опираться на основной ОКВЭД и фактически осуществляемый вид деятельности.
Как будут проверять количество вакцинированных?
С 1 по 15 июля организации и ИП, которые ведут деятельность в соответствующих сферах, должны подать отчёт о количестве вакцинированных (см. инструкцию). Эту информацию сопоставят с данными из ЕМИАС и государственной информационной системы Минздрава России. Информацию о нарушениях передадут в Управление Роспотребнадзора по Москве.
Считать ли исполнителей по ГПД?
В п. 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача г. Москвы от 15 июня 2021 года № 1 говорится и об исполнителях, работающих по гражданско-правовым договорам, но их статус не конкретизируется. А вот Оперштаб г. Москвы уточняет, что сюда же входят и самозанятые. Опять же не уточняется, считаются ли самозанятые в статусе ИП. Этот вопрос тоже до конца не урегулирован и в нормативных документах не прописан. В любом случае не нужно считать исполнителей по ГПД, которые трудятся не в Москве.
Должен ли вакцинироваться и сдавать отчёт ИП без сотрудников или единственный сотрудник ООО в лице директора?
На этот вопрос нет однозначного ответа. В разъяснениях на официальном портале говорится, что да, организациям и предпринимателям без сотрудников нужно сдавать отчёт. В то ж время, если буквально читать п. 14 Указа Мэра г. Москвы №68-УМ от 8 июня 2020 г. и Постановление Главного государственного санитарного врача г. Москвы №1 от 15 июня 2021 г. обязательная вакцинация дословно предусмотрена только для работников и исполнителей по ГПД из сферы обслуживания. Поскольку ИП сами для себя работниками не являются, равно как и исполнителями по ГПД, то формально даже при ведении деятельности в указанных отраслях они под обязательную вакцинацию не подпадают.
Поэтому если ИП или единственный учредитель не имеют медотвода от прививки и уже сделали её, то их целесообразно указать в отчёте и в общей численности, и в количестве лиц, прошедших вакцинацию. В противном случае подавать сведения не имеет смысла и лучше обратиться за разъяснениями в Роспотребнадзор.
Нужно ли для отправки отчёта получать от работников согласие на передачу персональных данных?
Роструд считает, что не нужно в связи с особыми эпидемиологическими обстоятельствами.
Можно ли просто перевести отказников на удалёнку?
По мнению Оперштаба г. Москвы работодатель также может предложить отказавшимся от прививки перейти на удалённый режим работы, но этот вопрос должен решаться индивидуально, потому что закон не предусматривает таких гарантий работникам, отказавшимся от прививки.
Поможет ли это обойти требование привить 60 % всех сотрудников зависит от того, где работает удалённый сотрудник. Если в Москве, то факт удалённой работы никак не скажется, и этот сотрудник войдёт в численность для подсчёта 60 % для обязательной вакцинации. А вот сотрудников немосковских подразделений брать расчёт не надо.
Можно ли отстранить отказников от работы и на каком основании?
Гражданин, подлежащий обязательной вакцинации, всё равно может отказаться от её проведения согласно п. 1 ст. 5 ФЗ №157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. При этом работодатель имеет право отстранить его от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Но в законодательстве напрямую такие последствия прописаны только для сотрудников, которые выполняют работы из Перечня работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825. Этот перечень затрагивает совсем другие сферы, а не те, что упомянуты в постановлении об обязательной вакцинации от коронавируса. В нём нет ни заведений торговли, ни общепита, ни транспортных компаний, ни других заведений, работников которых сейчас обязывают вакцинироваться от коронавируса. В обоих перечнях присутствует только сфера образования и определенные работы в медицине.
Государственные санитарные врачи субъектов РФ могут выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам (отдельным группам граждан) по эпидемическим показаниям, что в Москве и некоторых других регионах и сделали. Роспотребнадзор считает, что такие постановления могут служить основанием для отстранения непривитых сотрудников от работы (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 1 марта 2021 г. №02/3835-2021-32 «Об иммунизации сотрудников образовательных организаций»). Но при этом в Постановлении Главного государственного санитарного врача г. Москвы №1 от 15 июня 2021 г. прямо не указано, что непривитых сотрудников нужно отстранять. Поэтому вопрос оснований до конца не урегулирован, и судебной практики пока нет.
На сайте «Онлайнинспекция.рф» также сказано, что основанием для отстранения может служить акт должностного лица Роспотребнадзора. Такой акт является обязательным для работодателя того лица, которое отказалось от получения прививки. Инициатором отстранения в этом случае будет не работодатель, а должностное лицо Роспотребнадзора.
Как оформить отстранение от работы?
Если речь идёт не о штатных сотрудниках, а об исполнителях по договорам ГПД, то их отстранить от работы по этому принципу не получится, т.к. на них не распространяется трудовое законодательство.
Вы можете письменно уведомить их о том, что они подлежат обязательной вакцинации и предупредить, что при отказе придётся расторгнуть договор по независящим от сторон обстоятельствам. Можно также заключить дополнительное соглашение и внести в договор необходимые условия.
Кого переводить на дистант?
С 13 июня и до снятия ограничений нужно перевести на дистанционный режим 30% от общего числа невакцинированных сотрудников (п. 28-29 Указа Мэра г. Москвы № 68-УМ от 8 июня 2020 г.). Для подсчёта берут общее количество штатных сотрудников и исполнителей по ГПД, и вычитают тех, кто привился зарегистрированной в России вакциной, если данные об их вакцинации есть в ЕМИАС.
В эти 30% включают том числе:
Не нужно переводить на дистант сотрудников, если нахождение на рабочем месте критически важно для деятельности.
Работодатели находятся в сложном положении ввиду множества противоречий и отсутствия судебной практики. Рекомендуем взвешенно подходить к вопросам отстранения сотрудников от работы, письменно информировать работников о необходимости привиться и проводить разъяснительную работу, продумать методы поощрений, собирать медотводы и письменные отказы от вакцинации, вовремя отчитываться и использовать возможности удалённой работы. И помните, что отказ от вакцинации ни при каких обстоятельствах не может быть причиной для увольнения работника.
Кого необходимо вакцинировать от COVID-19: самые популярные вопросы работодателей
В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача Москвы и указом Мэра Москвы организации и индивидуальные предприниматели в период с 1 по 15 июля 2021 года представляют в электронном виде сведения о работниках по определенной форме.
Отвечаем на вопросы, как это сделать.
В отчетах, в графе с общим количеством сотрудников, надо указывать общую численность работников компании или число тех, кто должен вакцинироваться?
В разделе 8 необходимо указать количество всех работников. В список входят фактически работающие сотрудники, те, кто в командировках, на больничном, находящиеся на выполнении государственных или общественных обязанностей, а также принятые на работу на неполное рабочее время.
В разделе 9 нужно отметить число вакцинированных, рассчитываемое от общего числа работников организации или индивидуальных предпринимателей, включая исполнителей по гражданско-правовым договорам, работающих в городе Москве.
У производства в Москве есть свой магазин. На производстве работают 200 человек, торговлей занимаются 30 человек. Достаточно ли вакцинировать 25 человек из торговли или нет?
Если основным видом деятельности работодателя является вид деятельности, указанный в перечне сфер, работники которой подлежат обязательной вакцинации, то необходимо привить не менее 60 процентов работников всего производства, работающих на территории города Москвы, независимо от того, сколько из них работает непосредственно в магазине.
Сеть имеет магазины и склады в разных городах. Общая численность всех работников составляет три тысячи человек. В Москве работают 500 человек в офисе и в магазинах, также 400 человек работают только в магазинах. Достаточно ли вакцинировать 300 человек из магазинов или нет?
В данном случае необходимо определить 60 процентов работников, подлежащих вакцинации не от списочной численности всей сети по России, а от списка работников, фактически работающих в Москве. При этом основной вид деятельности работодателя (раздел 6) должен входить в перечень сфер, работники которой подлежат вакцинации.
Под числом вакцинированных для сети надо считать число вакцинированных в Москве или по всем российским предприятиям сети?
Необходимо считать число вакцинированных сотрудников, фактически работающих в Москве.
Какие коды ОКВЭД действуют в 2021 году
Этот материал обновлен 25.08.2021
При регистрации нового юрлица или ИП нужно указать виды деятельности.
Для этого придется изучить ОКВЭД — общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Кодов много, и бывает непонятно, какой код подходит определенному бизнесу. Разбираемся с этим в статье.
Зачем нужны коды ОКВЭД
Коды ОКВЭД нужны для налоговой и Росстата. Налоговая следит, чтобы фактическая деятельность компании совпадала с деятельностью по кодам ОКВЭД.
Росстат по кодам ОКВЭД считает, сколько компаний в каких видах деятельности работает. А потом выпускает аналитические отчеты.
Как победить выгорание
Что будет, если указать код ОКВЭД неправильно
Налоговая требует, чтобы предприниматели занимались деятельностью по кодам ОКВЭД, которые выбрали при регистрации.
Проверка от налоговой. Если в кодах ОКВЭД указано одно, а компания занимается другой деятельностью или виды деятельности часто меняются, налоговая может заподозрить предпринимателя в обналичивании денег и устроить проверку.
Например, ИП при регистрации указал, что занимается производством ювелирных изделий, а по факту получает деньги по договорам продажи цемента. У налоговой это может вызвать подозрения.
Блокировка счета банком. У банка тоже могут возникнуть подозрения. Тогда по 115-ФЗ он обязан приостановить операции по счету и запросить документы для проверки сделки и контрагента.
Проблемы с контрагентами. Перед заключением крупных договоров контрагенты могут проверить ваши коды ОКВЭД. Если среди них не будет кода, по которому заключается сделка, партнеры могут отказаться от договора. Никто не хочет вызывать подозрения у банка и налоговой.
Какие коды ОКВЭД действуют в 2021 году
Все виды экономической деятельности указаны в ОКВЭД. Классификатор регулярно обновляется. Чтобы было легче ориентироваться, весь классификатор разбит на разделы от A до U. Внутри разделов виды деятельности поделены на классы, группы и подгруппы.
К каждому коду есть пояснения — какую конкретно деятельность он включает, а какую нет. Для деятельности, которая не входит в этот раздел, указаны ссылки на правильный код. Разберем структуру кода ОКВЭД на примере 47.71.1 «Розничная торговля одеждой».
Таблица со структурой кодов ОКВЭД
Обозначение | Расшифровка | |
---|---|---|
Раздел | G | Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
Класс | 47 | Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
Подкласс | — | — |
Группа | 71 | Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах |
Подгруппа | 1 | Торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах |
Коды ОКВЭД соответствуют другому классификатору — ОКПД2. Это коды товаров и работ. Разница в том, что ОКПД2 — сами товары и работы, а ОКВЭД — деятельность по производству этих товаров или оказанию услуг.
В ОКПД2 более подробное деление, потому что иногда разным подвидам товаров соответствует одна и та же деятельность. Например, в ОКПД2 пшеница делится на твердую и мягкую, озимую и яровую, а в ОКВЭД этому соответствует один код — «Выращивание пшеницы».
Соответствие между классификаторами неполное. Большинство кодов совпадают. Например, в ОКВЭД «Услуги по розничной торговле замороженными продуктами в неспециализированных магазинах» идут под кодом 47.11.1, а в ОКПД2 эта услуга называется «Торговля розничная замороженными продуктами в неспециализированных магазинах» и имеет такой же код. Иногда коды различаются — такие случаи мы свели в таблицу. Вот примеры различий.
Таблица соответствия ОКВЭД и ОКПД2: примеры
Код по ОКВЭД | Деятельность по ОКВЭД | Коды по ОКПД2 | Товары по ОКПД2 |
---|---|---|---|
01.11.11 | Выращивание пшеницы | 01.11.1 | Пшеница |
01.11.12 | Выращивание ячменя | 01.11.31 | Ячмень |
01.11.13 | Выращивание ржи | 01.11.32 | Рожь |
01.49.4 | Разведение оленей | 01.49.19.100 | Олени |
27.90.2 | Производство радиационных аппаратов | 27.90.11.200 | Техника радиационная |
46.33.2 | Торговля оптовая яйцами | 46.33.12 | Услуги по оптовой торговле яйцами |
64.92.7 | Деятельность микрофинансовая | 64.92.19.150 | Услуги микрофинансовых организаций |
91.04.4 | Деятельность природных парков | 91.04.12.130 | Услуги природных парков |
95.29.3 | Ремонт игрушек | 95.29.19.100 | Услуги по ремонту игрушек |
96.02.2 | Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты | 96.02 | Услуги парикмахерских и салонов красоты |
Как выбрать код ОКВЭД
Чтобы выбрать код ОКВЭД, можно просто листать справочник. Но есть способ надежнее — расскажу по шагам.
Определитесь, чем занимается бизнес. Для этого надо ответить на вопросы: что делаем, где, для кого.
Давайте сразу на примере:
Это код 47.71.1 «Торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах».
С кодами все непросто, и нужно учесть детали. Продавать шубы или нижнее белье, в универмаге или оптом — разные коды ОКВЭД.
Выпишите виды вашей деятельности и все коды, которые к ним относятся. По каждому коду изучите, нужна ли для этого вида деятельности лицензия, какие есть ограничения по налоговым режимам, какой тариф на травматизм.
Минимум 4 цифры в коде
При регистрации нужно указать код из четырех цифр. Все подгруппы будут автоматически в него включены.
Если предприниматель открывает салон красоты, ему подходят все коды из группы 96.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты». Сюда входят 96.02.1 «Предоставление парикмахерских услуг» и 96.02.2 «Предоставление косметических услуг». Не надо переписывать их все, достаточно указать код основной группы — 96.02. Тогда в салоне можно будет делать и прически, и чистку лица.
Если вам подходит целый класс — код из двух или трех цифр, то нужно указывать отдельно каждую группу этого класса.
Например, предприниматель открывает издательство. Ему подходит класс кодов 58.1 «Издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятельности». Но использовать код из трех цифр нельзя. Поэтому придется указать все группы, которые входят в этот класс:
Выберите основной вид деятельности. Он приносит больше всего прибыли и может быть только один.
От основного кода зависит тариф на травматизм, по которому рассчитываются страховые взносы на сотрудников. ООО должны подтверждать основной вид деятельности каждый год — иначе фонд соцстрахования посчитает взносы по максимальному тарифу. ИП не нужно подтверждать вид деятельности: взносы считают по коду, который указан в ЕГРИП.
Например, юрист проводит консультации. Ищем раздел или класс о праве — 69 «Деятельность в области права и бухгалтерского учета».
Если юрист не занимается бухгалтерией, только правом, выбираем подкласс 69.1 «Деятельность в области права».
Нельзя указать просто 69.1, потому что код должен быть как минимум из четырех цифр. Смотрим дальше на группы. Подходит 69.10 «Деятельность в области права». Его указываем основным кодом.
Обязательно читайте пояснения к коду — там обычно прописано, что конкретно входит в этот подкласс, а что нет. Если какая-то деятельность прописана в исключениях и не входит в этот код, рядом с ней стоит ссылка на подходящий.
Выберите дополнительный вид деятельности. Это все остальные виды деятельности, которые могут приносить бизнесу доход в будущем. Если точно знаете, что будете заниматься чем-то одним, дополнительные коды можно не указывать. Но такое бывает редко, поэтому лучше указать несколько кодов про запас.
Например, предприниматель открывает рекламное агентство. Код 73.11 — «Деятельность рекламных агентств».
В процессе работы агентство, возможно, будет проводить фотосъемки, разрабатывать дизайн, исследовать рынок и делать сайты. Поэтому стоит указать следующие дополнительные коды:
Сколько кодов ОКВЭД можно указывать
Юристы рекомендуют указывать не больше 20. Обычно компании используют 5—6 кодов в смежных видах деятельности.
Мы подобрали коды ОКВЭД для популярных видов бизнеса.
Таблица популярных кодов ОКВЭД по видам экономической деятельности
Вид занятий | Код | Расшифровка |
---|---|---|
Интернет-магазин | 47.91.2 | Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет |
Услуги фотографа | 74.20 | Деятельность в области фотографии |
Продажа рукоделия в интернете | 47.91.2 | Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет |
Создание сайтов | 63.11.1 | Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов |
Такси | 49.32 | Деятельность такси |
Кафе или бар | 56.10.1 | Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания |
Создание и редактирование статей | 63.11 | Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность |
Салон красоты | 96.02 | Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты |
Магазин одежды | 47.71 | Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах |
Студия йоги | 93.13 | Деятельность фитнес-центров |
Продажа рекламы в соцсетях | 73.12 | Представление в средствах массовой информации |
Продажа своих курсов и вебинаров | 85.41.9 | Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки |
Что делать, если нет вида деятельности для вашего бизнеса
Бывает, что ни один код ОКВЭД не описывает ваш вид бизнеса. Тогда лучше выбрать несколько смежных и указать один из них как основной.
Например, в справочнике нет подходящего кода для студии танца на пилоне и акробатики. Но зато есть два похожих: 93.29.2 «Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев» и 85.41.1 «Образование в области спорта и отдыха».
Любой из них можно указать как основной, а остальные — как дополнительные. В любой момент можно добавить или поменять коды.
Как добавить или поменять код ОКВЭД
Для ИП и ООО разный процесс добавления кодов.
Для ИП достаточно подать заявление об изменении кода в интернете. Порядок такой:
Для ООО процесс сложнее: нужно подавать заявление лично и собрать пакет документов.
Как проверить коды ОКВЭД контрагента
Можно узнать коды ОКВЭД любой компании или ИП по ИНН. Это открытая информация, ее можно проверить на сайте налоговой.
Когда начинаете работать с новым партнером, проверьте, какие у него коды ОКВЭД. Если они не совпадают с видом деятельности по договору, для налоговой такие сделки могут выглядеть подозрительно.
Налоговая особенно тщательно проверяет контрагентов, которые работают с НДС. Если коды ОКВЭД компаний не соответствуют деятельности по договору, то налоговая может попросить разъяснения или даже попробует отказать в вычете.
Как связаны налоговые режимы и коды ОКВЭД
Некоторые налоговые режимы подходят только для конкретных видов деятельности.
ОСНО. На общей системе налогообложения можно работать с любыми кодами ОКВЭД.
УСН. На упрощенке могут работать компании с любыми видами деятельности, кроме следующих:
ЕСХН. На этом режиме работают компании, которые занимаются сельским хозяйством. Подходит весь раздел 01 — Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях.
Патент. Под патент подходят 63 вида деятельности. Например, парикмахерские и салоны красоты, ремонт мебели и жилья, фотоателье, ветеринарные клиники, услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства.
Под ЕНВД подходит больше 10 видов предпринимательской деятельности. Например, бытовые и ветеринарные услуги, парковки, розничные магазины до 150 м², кафе и бары.
Что делать, если не можете выбрать код
Если сомневаетесь в коде ОКВЭД, обратитесь к юристу, который занимается регистрацией юрлиц и ИП. Некоторые юристы консультируют даже по интернету.
Кроме юристов есть сервисы, которые помогают с регистрацией ИП и сами выбирают правильные коды ОКВЭД, — например, сервис Тинькофф-бизнеса.
Вопросы-ответы про обязательную вакцинацию: разъяснения от эксперта
Страсти по обязательной вакцинации сотрудников не утихают, регионы продолжают один за другим присоединяться к эстафете. Поэтому неудивительно, что вебинар на «Клерке» с Юлией Жижериной на эту тему собрал много зрителей и настолько много вопросов, что не на все из них эксперт успела ответить. Рассказываем, что можно узнать из записи вебинара и что ответила Юлия на дополнительные вопросы.
Запись вебинара Юлии Жижериной по обязательной вакцинации можно забрать прямо сейчас тут.
Разъяснения от властей
Главная опора в эпопее с обязательной вакцинацией для работодателей — это, конечно, разъяснения властей. Вот основные тезисы, на которые обратила внимание спикер:
Это, конечно, далеко не все разъяснения. Самые популярные вопросы по ним:
Ответы на эти вопросы есть в записи вебинара. Только сегодня ее можно забрать со скидкой 73%. Сейчас запись стоит как две чашки кофе. Платить по штрафам в сотни раз дороже.
Будут ли проверки?
Эксперт подчеркнула: в период с 1 июля по 15 июля все организации и предприниматели представляют в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы сведения о работниках. Вся информация будет тщательно проверяться в соответствии с данными, поданными с пунктов вакцинации. Проверки предполагаются сплошные в отношении всех работодателей.
Определены также штрафы за невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий в период возникновения угрозы заболевания, вплоть до приостановления деятельности до 90 суток.
Также говорили о том, какие последствия возникнут в случае выявления нарушений при повторных проверках. Подробнее в записи вебинара.
Как отстранить сотрудника от работы?
Безусловно, самые актуальные вопросы связаны с тем, как правильно отстранить сотрудника от выполнения трудовых обязанностей на период эпиднеблагополучия.
Многие считают, что отстранить от работы сотрудника за отказ от вакцинации нельзя, т.к. это может противоречить требованиям трудового кодекса. Однако в ТК РФ указано, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативно-правовыми актами РФ. Один из таких случае — нарушение положений закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Важно правильно трактовать нормы закона: отстранить, а не уволить.
Также Юлия Жижерина поясняет: работодатель вправе предложить работнику перейти на удаленный режим работы, но этот вопрос должен решаться индивидуально, законом не предусмотрены такие гарантии работникам, отказавшимся от проведения профилактической прививки.
Дополнительно спикер представила нормативные акты, которые подтверждают возможности временного отстранения сотрудников от работы.
Желают знать
Вопросов по-прежнему остается очень много, и один из самых обсуждаемых — соблюдение соотношения вакцинированных работников. Свежие опросы на «Клерке» говорят, что:
Если вы работодатель, кадровик, бухгалтер, менеджер по персоналу или просто интересующийся данным вопросом, то обязательно посмотрите вебинар. Из материалов вебинара вы получите: