как победить в олимпиаде по праву
Как победить сразу в трёх олимпиадах «Высшей пробы»
Любовь к эссе, навык быстрого письма и полезные лайфхаки от ученицы Фоксфорда
В 11 классе я поняла, что у меня больше нет времени на олимпиады для души, и нужно настраиваться на победу.
Я живу в Санкт-Петербурге, и здесь, к счастью, проходит много олимпиад. Среди них я выбирала те, которые входят в перечень Российского совета олимпиад школьников и дают льготы при поступлении. А поскольку я хочу поступать в Высшую школу экономики, то основную ставку сделала на «Высшую пробу».
За год мне удалось подготовиться и победить сразу в трёх олимпиадах: по обществознанию, политологии и социологии.
Еще в 10 классе я слишком распылялась: и к соревнованиям готовилась, и стремилась получить золотую медаль. В 11 же решила, что нет ничего страшного в том, чтобы поставить олимпиады на первое место.
Однако я думала не только о привилегиях — победа в олимпиаде невозможна без любви к предмету.
Полюбить социальные науки
Класса с 7-8 я понемногу изучала учебники по обществознанию. Например, справочник Махоткина «Обществознание в схемах и таблицах» открывала на любой странице и читала как художественную книгу. А в 10-11 классах преподаватель уже окончательно заинтересовала меня предметом и олимпиадами.
В «Высшей пробе» по обществознанию пять заданий из разных сфер:
Кажется, такой объем информации невозможно запомнить. Поэтому при подготовке пишите эссе: оно позволяет демонстрировать свои знания в разных дисциплинах, выделять главное, обнаруживать неожиданные взаимосвязи и закреплять материал.
Эссе — мой любимый формат задания. Дома я могу писать их по 4 часа, забросив остальные занятия.
Знания из разных дисциплин пригодились мне и на других олимпиадах — по социологии и политологии. Когда изучаешь тему общества с нескольких сторон, видишь более полную картину мира. Именно желание узнать, как все устроено, и мотивирует меня: я изучаю все больше и стараюсь заглянуть в самую суть.
Заручиться поддержкой
Преподаватели. Я бы не смогла полноценно готовиться к олимпиадам без моих преподавателей по обществознанию, экономике и праву. Они вложили в меня много сил и времени. Помогли выработать стратегию подготовки, рекомендовали литературу, порталы «ПостНаука» и «Арзамас» с полезными материалами по гуманитарным и социальным наукам.
Также преподаватели организовали для меня занятия с выпускниками, которые в своё время участвовали в олимпиадах. Эти занятия меня очень вдохновили: выпускники делились лайфхаками, рассказывали об отношении разных членов жюри к участникам и проверке работ. И тоже дали список литературы, которую я сама бы не нашла.
Социология: Сорвин, Смезер, Гидденс
Политология: Мельвиль, Хейвуд
Философия: Рассел, Сорвин
Р. Даль, «Демократия и её критики»
Х. Арендт, «Банальность зла», «Истоки тоталитаризма»
К. Поппер, «Открытое общество»
Сообщество. Особенно мотивирует общение с другими олимпиадниками по своему предмету. Мы делимся находками, успехами и поражениями, рассказываем, что нас волнует в организации соревнований. В этом мне здорово помогали одноклассники, у которых было больше опыта в олимпиадах.
Товарищей по олимпиадному счастью или несчастью можно найти и в специальных группах во «ВКонтакте». Самые известные — «Типичный олимпиадник» и «Всероснутые». Сейчас там как раз бурно обсуждают повышение премий на 50% для победителей и призёров в Москве до 150 и 300 тысяч рублей.
Ботать
Режим. Интенсивно готовиться к олимпиадам я начала в 11 классе. Тогда я поняла, что при желании за год можно добиться приличных результатов и не превратиться при этом в заучку, который спит над учебниками. Главное — расставлять приоритеты и управлять своим временем.
Когда я приходила домой, то сначала готовилась к олимпиаде, а потом уже делала домашние задания и другие дела. На свежую голову легче концентрироваться.
Еще я пробовала «помидорную» технику: ставить таймер на 25 минут, потом 5 минут отдыхать. Но мне не хватало силы воли, я забывала снова ставить таймер и работала или отдыхала слишком долго. Тем не менее это хорошая идея, которая дисциплинирует и заставляет делать перерывы.
И еще одна неочевидная вещь, которую я поняла — готовиться лучше летом. Чтобы не отвлекаться на другие предметы и в то же время полноценно отдыхать. Тогда не будет недосыпа, пропуска школы и конфликтов с учителями, на которые жалуются многие олимпиадники.
Материалы. Я учусь в лицее № 369 Санкт-Петербурга на социально-экономическом профиле. Там дают хорошие основы для участия в олимпиадах, но их нужно дополнять чтением вузовских учебников и небольших произведений классиков политологии и социологии.
Вот материалы, которые пригодились мне и другим олимпиадникам.
Информацию можно брать и из интернета. Например, на сайте самой «Высшей пробы» — там есть целая страница с материалами для подготовки и заданиями прошлых лет. Также публикуют много полезного центр образования «Коалиция» и «Ассоциация победителей олимпиад», в том числе по обществознанию и праву.
Также я участвовала в олимпиаде Фоксфорда по обществознанию и получила промокод на бесплатное посещение любого курса. Выбрала «Подготовку к олимпиадам по обществознанию» для 10-11 классов. Курс очень мне помог. Здорово, что видео можно смотреть в любое время, так как за учебники бывает сложно себя посадить.
Но от обществоведческих концепций иногда хочется отвлечься. Чтобы активизировать правое полушарие мозга, я делала в конспектах схемы и зарисовки. Иногда срисовывала из учебника портреты политологов. Хоть задания на определение личности убрали из олимпиад, это помогало мне запомнить имена и основные идеи ученых.
Навыки. Самое сложное на олимпиадах — ограниченное время на выполнение заданий. Если на отборочном этапе дают тест, то на заключительном требуют развернутых ответов. Здесь пригодится навык быстрого письма. Чтобы к 11 классу набить на этом руку, участвуйте в олимпиадах как можно раньше.
Но как бы вы ни готовились, все может рухнуть из-за банальной неорганизованности. Однажды я опоздала на олимпиаду, потому что станция метро была закрыта, а я про это забыла. Корила себя за это целый год. Поэтому выезжайте заранее. Хорошо, когда есть время на то, чтобы собраться с мыслями, полистать конспекты или просто сделать глубокий вдох и успокоиться.
Учитывать специфику олимпиады
По сравнению с другими олимпиадами «Высшая проба» дает больше простора для творчества. Это одновременно и плюс, и минус.
Плюс. За самое творческое задание — эссе — есть шанс получить целых 50 баллов из 100. Здесь учитываются общая эрудиция и междисциплинарный подход.
Минус. Неизвестно, что конкретно ждёт от тебя жюри. Поэтому на «Высшей пробе» важно охватить как можно больше разных аспектов из разных дисциплин. Для этого понадобится широкий кругозор: чтобы сразу приводить концепции и факты, долго над ними не раздумывая.
Наградой за приложенные усилия часто становятся комментарии проверяющих. На «Высшей пробе» работы проверяют преподаватели из университетов. К ответам они могут оставить критику или похвалу, которые указывают направление для дальнейшего развития.
Не бояться подавать апелляцию
В отличие от некоторых других олимпиад, на «Высшей пробе» критерии оценивания публикуют сразу после того, как работы проверены. Поэтому апелляция получается содержательной: увидел, что тебе указали на ошибку, не согласился и подал аргументированное заявление.
Это не значит, что все ошибки, на которые тебе указали, нужно опровергать. Оценка может быть справедливой. Но если не согласен с мнением проверяющего, стоит побороться за свои баллы.
Когда я участвовала в олимпиаде по праву, то с помощью апелляции повысила оценку на 1 или 2 балла. К сожалению, мне всё равно не хватило до призёрства. А в олимпиаде РАНХиГС по обществознанию это сработало — я тоже подала апелляцию, повысила оценку и стала победителем.
Что запомнить
1. Полюбите предмет и занимайтесь им даже в свободное время.
2. Найдите поддержку: хороших преподавателей и единомышленников.
3. Штудируйте материалы: читайте, конспектируйте, делайте схемы и зарисовки. Тренируйтесь быстро думать и писать.
4. Приезжайте на олимпиаду заранее. Опоздаете и будете жалеть, как я.
5. Если не согласны с оценкой жюри, боритесь за баллы.
Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»?
Победить во Всеросе по праву: подготовка и полифазный сон
Советы от победителя Всероссийской олимпиады школьников по праву: почему общение с единомышленниками эффективнее зубрёжки и как во время подготовки избежать соблазна посмотреть «Игру престолов»
Родился и вырос я в подмосковном городе Химки. После подготовительных занятий и конкурса поступил в одну из лучших школ области — лицей №17. Участвовать и побеждать в олимпиадах я начал с 7 класса. Благодаря прекрасным преподавателям, не имея особых талантов, я достиг успеха в разных предметах, хотя отличником никогда не был.
В 7 классе я победил в городских олимпиадах по географии и обществознанию, в 8 стал призёром по истории и биологии, а также победителем по обществознанию. Диплом призёра регионального этапа по географии я тоже получил в 8 классе, причём решал олимпиаду с 9-классниками. Ну а вместе с победой на Всеросе в 9 классе я завоевал призовые места в «Высшей пробе» и на муниципальном этапе ВсОШ по МХК.
Поворот на право
У нас в семье несколько юристов, и в заданиях по обществознанию мне больше всего нравились вопросы по праву. Так что уже в конце 8 класса я выбрал этот предмет и стал думать, как лучше подготовиться к олимпиаде.
Я уже знал о Фоксфорде от школьных учителей — они сами смотрят лекции и нам советуют. Первым делом я решил скачать учебник Фоксфорда, найти в нём обществознание и законспектировать все материалы в разделе права. Учебник оказался очень удобным, и я подумал: «Было бы здорово пройти онлайн-курс!»
Онлайн-занятия по праву вёл Дмитрий Алексеевич Фёдоров, который не раз побеждал во ВсОШ и других олимпиадах. Очень важно, чтобы преподаватель мог ответить на вопросы из практики, поэтому я выбрал и заранее купил именно этот курс.
Я не мог дождаться начала обучения, поэтому прорешал задания прошлых лет. Потом, ещё летом, договорился о занятиях и стал готовиться со знакомым преподавателем из Плехановского университета.
Подготовка к олимпиадам
Осенью я решил готовиться сразу по нескольким фронтам. Онлайн-курс Фоксфорда оказался полезным на 90%, а преподаватель находил время подробно ответить на мои объёмные вопросы. Если бы не Дмитрий Алексеевич, я бы, может, и муниципальный этап не прошёл.
Помимо онлайн-занятий два-три раза в неделю я приезжал в Москву на лекции и семинары Школы права при МГУ. В Школе права студенты юрфака проводят занятия для желающих углублённо изучать этот предмет. Я был восхищён уровнем и качеством подготовки, а преподаватели помогали разбираться в тонкостях права даже после окончания курса.
За несколько месяцев подготовки к олимпиаде я познакомился с замечательными людьми — преподавателями Ксенией Хигай и Иваном Иванниковым. Они поддерживали меня морально и отвечали на заковыристые вопросы. Иван помогал ориентироваться в материале, давал советы и делился конспектами — он уже побеждал во ВсОШ.
Благодаря различным инструментам: онлайн-курсам, очным занятиям и консультациям мне не приходилось утопать в учебниках. В лицее не требуют сидеть на всех лекциях, если ты учишься и понимаешь материал, так что у меня было свободное время. Я пересматривал занятия в Фоксфорде и свои конспекты.
Секреты успешной подготовки
На собственном опыте я убедился, что постоянно «ботать» — не самая эффективная стратегия. Лучше всего использовать приёмы для запоминания информации, учёбы и отдыха, чтобы не перегружать себя и всё успевать.
📝 Формулы
Технике мнемонических формул меня научил Дмитрий Алексеевич. Такая формула помогает запомнить длинный текст и проверить, что ты ничего не забыл. Например, первую букву каждой строчки преамбулы Конституции РФ я зашифровал как МСУСИ ЧВС ИСП:
В сфере семейного права, например, формула АЖ ПУЗО помогает запомнить все случаи лишения родительских прав: А — алкоголизм и наркомания, Ж — жестокое обращение с детьми, П — преступление против членов семьи и так далее.
⏰ Полифазный сон
Я приучил себя спать непрерывно 6 часов ночью и два раза днём по 20 минут. Первое время было сложно, но потом я вошёл в этот режим. Полифазный сон подзаряжает меня энергией в течение дня, но важнее его влияние на память.
За 20 минут — во время фазы быстрого сна — информация перерабатывается из кратковременной памяти в долговременную. Всё, что я учу в течение дня, запоминается прочнее.
Любые лайфхаки следует применять осторожно, прислушиваться к себе. Например, друг, с которым мы выиграли конкурс по географии, окончил музыкальную школу, хорошо учится, но не спит днём. После такого сна он чувствует себя разбитым и не может выйти из этого состояния.
Если вам не подходит полифазный сон, не нужно его практиковать. Ищите то, что будет полезно именно для вас.
🏃 Перезагрузка
Во время основного тура олимпиад я порой засиживался за учёбой, пока меня не вырубало. После этого я не мог нормально выспаться, восстановить силы. Я побеждал, но без большого отрыва, показывал средние результаты.
Чтобы психологически разгрузить ребят, Иван и другой победитель ВсОШ Борис Карпычев устраивали предолимпиадный пробег по территории МГУ. Мы бежали и разговаривали — это помогало переключиться.
После физической активности олимпиада воспринималась как дружеский квест, в котором ты можешь выиграть или проиграть, но жизнь продолжается.
Так что не забывайте про смену деятельности: чувствуете, что накопилось умственное или психологическое напряжение — бегом на улицу или в тренажёрный зал. И не забудьте провести вечер в компании близких по духу людей.
⛔️ Перед смертью не надышишься
Кто-то думает, что надо повторять материал до последнего. Я считаю, если ты учил весь год, то ничего нового в день олимпиады не узнаешь, а если не учил, такие занятия тебя не спасут.
По совету старших товарищей я не брал книжек в руки, когда приехал на заключительный этап олимпиады. Выглядел я белой вороной, да и чувствовал себя нервозно. От скуки порешал несколько заданий прошлых лет, но ничего не зубрил. Было сложно бездельничать, но я справился и выступил достойно.
💬 Общение против волнения
Олимпиада для меня, вероятно, то же, что для известных футболистов Чемпионат мира. Пусть они профессионалы и чувствуют себя на поле как дома, но нервы сдают у всех. В то время как ребята собирались и повторяли материал по большим книгам, я познакомился и разговорился с участниками из разных регионов.
Со старшеклассниками из Москвы и Архангельской области мы общались и на совсем отвлеченные темы, и обсуждали вопросы права. Мне уже хотелось даже не победить в олимпиаде, а задержаться подольше, чтобы поговорить с этими интересными людьми. Во время приятной беседы с живым человеком дрожь волнения уходит — мне это здорово помогло успокоиться и приступить к олимпиаде более уравновешенным.
Три шага к победе в олимпиаде
Чтобы победить, нужно очень сильно захотеть. Не просто «я хочу, пожалуйста, мне вот хочется». При этом нужно иметь не какой-то корыстный мотив, а цель, которая поможет сделать мир лучше.
У меня была цель преподавать, мне хотелось в качестве тьютора помогать другим людям готовиться к олимпиадам. У кого-то цель поступить в вуз мечты или порадовать родителей, чтобы они гордились, или прославить свою школу.
Найдите человека, а лучше несколько людей, с которыми вы будете вместе идти вперёд. Для меня таким людьми стали мои преподаватели в Фоксфорде и Школе права. Я всегда мог обратиться с вопросом, переговорить и выстроить стратегию подготовки с Дмитрием Алексеевичем, Артёмом Олеговичем, Иваном и Ксенией.
Поддержка нужна не только в учении. Я переживал разные стрессы, были моменты, когда хотелось всё бросить, накатывала депрессия и усталость, возникали проблемы в отношениях с родителями и со второй половинкой. В такие моменты преподаватели нашли нужные слова, чтобы поддержать меня морально, дали дельные советы.
Идите до конца и не отступайте. До 9 класса у меня проскакивали 1-2 «четверки», но когда я все силы направил на олимпиаду, успеваемость ухудшилась. Конечно, родители не обрадовались, но я знал, что добьюсь цели. Кстати, все оценки я исправил.
Будьте готовы пожертвовать временем. Я изучил семейное право 5 раз от начала и до конца, хотя в другое время предпочёл бы посмотреть «Игру престолов». Помните, ради чего вы прилагаете усилия — если не будете останавливаться, достигнете и большой, и малой целей.
Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ВсОШ по праву: путь к победе. Часть 1
Вместе с победителями и призерами всеросса по праву мы прошли от начала их олимпиадного пути до заветного диплома. В первой части статьи мы поговорили с абсолютом Александром Безбенко и призером олимпиады Софьей Рудкович. Как эффективно готовиться к ВсОШ и не перегореть, какой отпечаток наложил на всеросс коронавирус и почему важно быть «академически честным» с конкурентами? Читайте в нашем интервью!
Текст: Анастасия Соловьева
Александр Безбенко, абсолютный победитель, 10 класс, Москва
Начало олимпиадного пути. Почему право?
В восьмом классе я в первый раз попробовал свои силы на Всероссийской олимпиаде по праву, а в девятом — попал в команду Москвы и прошел на заключительный этап. Однако в прошлом году его отменили из-за коронавируса, поэтому только в десятом классе я смог продемонстрировать свою подготовку.
Право мне интересно из-за его применимости на практике. Есть множество законов, которые полезны в повседневной реальности, например, закон «О защите прав потребителей», который распространяет свое действие на нас каждый день. Мне нравится, когда право работает, и каждый может воспользоваться им в той или иной ситуации.
Подготовка к всероссу по праву
Из всех сборных Москвы тяжелее всего подготовка проходит у нас и у команды по истории, потому что за короткий промежуток времени нам приходится осваивать очень большой по объему материал. Это очень трудоемкий и энергозатратный процесс. Примерно за пять месяцев мы изучили чуть ли не всю бакалаврскую программу. Наша подготовка проходит каждый день с трех часов дня до девяти вечера, единственный выходной день — это вторник. Во время очных занятий я испытывал постоянное недосыпание, потому что у нас очень много домашней работы. Наша конфетка — это заполнение открытых вопросов: даны 1200 вопросов, например, по гражданскому процессу, и ты читаешь кодекс и заполняешь пропуски от руки. Это очень эффективно и помогает хорошо усвоить материал. Также мы сдавали экзамены и зачеты. На экзамен выносится 800–900 вопросов, используется система блокирующей оценки. Если ты не знаешь ответ, то на этом экзамен заканчивается, поэтому была огромная мотивация учить все. Наш тренер однажды сказал: «Мы подготовили для вас все материалы, организовали подачу. Ваша задача — просто выучить». И это действительно так. Команда Москвы внесла большой вклад в мою победу и развитие. Это они сделали из меня того, кем я являюсь сейчас.
Эмоции от победы
Награждение должно было проходить в субботу вечером. Мы всей сборной приехали в ЦПМ в надежде, что включат онлайн-трансляцию, и мы будем сидеть в компании друзей и аплодировать друг другу. Однако в этом году были небольшие проблемы с организацией проведения олимпиады. Награждение перенесли сначала с девяти вечера на десять, а потом и вовсе на следующий день. Я пришел домой, лег спать и в два часа ночи проснулся от звонка. Так я узнал, что я первый в списке победителей. Это было очень странно, я был сонный и ничего не понимал. Я не был удивлен, потому что был уверен в своих силах. После технической апелляции, на которой мой результат повысили на 14 баллов, я понимал, что буду где-то наверху списка, но где именно, не знал и был немножко в шоке, что стал абсолютом.
Идеальный победитель. Кто он?
Победа и призерство на любой олимпиаде — это работа над собой, прокачка силы воли, огромное трудолюбие и титанические усилия. Когда в третьем часу ночи ты говоришь себе: «Сейчас еще десять страниц доботаю и потом лягу спать». Любой дипломант должен уметь преодолевать себя, признавать свои ошибки, очень много работать даже тогда, когда сил уже нет. Очень важна любовь к предмету. У меня она всегда была, поэтому проблем с изучением материала я никогда не испытывал.
Всеросс — это?
Всероссийская олимпиада школьников — это испытание. Это не про вуз и не про деньги, это экзамен, который ты должен сдать лично для себя. Конечно, я понимал, что поступление в вуз по всероссу имеет для меня очень большой приоритет, но право всегда меня интересовало. Я совмещал приятное с полезным и просто занимался тем, что мне нравится. Я делал свою работу, и она окупилась сполна.
Всеросс затащен, что дальше?
Когда я взял абсолюта, я написал своим ребятам: «Следующий этап моей жизни — это защита кандидатской диссертации». А если серьезно, то отдохнуть — это единственное, чего я сейчас хочу. Поступать планирую в ВШЭ на факультет права. Но у меня еще год впереди, и есть время, чтобы взвесить все за и против, потому что к выбору вуза нужно подходить очень ответственно.
О важности академической честности
Первые этапы Всероссийской олимпиады по праву проходили в дистанционном формате без системы прокторинга. Очень грустно, что к вопросу академической честности некоторых школьников организаторы олимпиады отнеслись не слишком серьезно. Вопрос академической честности перед своими коллегами, друзьями и, в первую очередь, перед самим собой — это огромная проблема современной системы образования. «Заключительный этап все рассудит», — сказал наш преподаватель. И действительно, все ребята, которые писали регион самостоятельно, были честны перед собой и другими, заняли призовые места, потому что на закле списать невозможно.
О влиянии коронавируса на заключительный этап всеросса
Нас обязали сдать ПЦР-тест за 72 часа. Я на первом туре заключительного этапа так не волновался, как в ожидании результатов ПЦР-теста. Положительный тест означал бы, что заключительный этап будет проходить без тебя, поэтому перед тестированием я сидел две недели дома.
Мы писали первый тур заключительного этапа четыре часа, и все время я сидел в маске, было тяжело дышать. Нас было 86 человек в одном помещении, очень душно. Устный тур проходил один день. Мы настроились, что будем выступать в масках. Но в моей аудитории во время выступления маску снимать разрешали, так как мы соблюдали дистанцию.
Об атмосфере заключительного этапа
Атмосфера очень классная. В восемь утра мы шли огромной толпой из отеля с флагами и в московках — это очень воодушевляет перед туром. И ты понимаешь, что сила не в тебе, она в единстве.
Софья Рудкович, призер, 9 класс, Москва
Начало олимпиадного пути. Почему право?
Это первый раз, когда я участвую в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по праву. Любовь к праву зародила во мне школьная учительница по истории и обществознанию. Она смогла меня зацепить и показала, что мир права очень интересный. В восьмом классе я участвовала в Кутафинской олимпиаде школьников по праву, и мне не хватило одного балла, чтобы стать призером. Тогда я поставила себе цель пройти на заключительный этап всеросса.
Подготовка к всероссу по праву
Я училась в Школе АПО. Лекции и семинары проходили несколько раз в неделю. Материалов давали много, но, когда интересно изучать предмет, сложность не является препятствием. Преподаватели — профессионалы, которые не только рассказывали, что именно нужно знать, но и помогали понять и осознать материал.
Весной по результатам регионального этапа меня пригласили на сборы команды Москвы. С этого момента я стала готовиться вместе со сборной. Занятия проходили интенсивно, мы писали много тестов, чтобы закрепить материал и понять, что мы не доучили. Было сложно привыкнуть, но я действительно счастлива, что попала в сборную. Это пошло мне на пользу.
Эмоции от победы
Результаты опубликовали ночью, я узнала их уже с утра. Это было неожиданно, и в то же время я была очень счастлива. Честно говоря, я не ожидала, что стану призером заключительного этапа в этом году.
Недостающие баллы на перечневых олимпиадах пробудили во мне силы, энергию, а мои преподаватели направили ее в нужное русло. Половина моего успеха — это поддержка администрации школы, учителей. Я благодарна родителям, которые видели и слезы радости, и слезы печали. Пусть я и недолго занималась в сборной команды Москвы, но хочу поблагодарить наших тренеров, педагогов и психологов за заботу, трепетное отношение и поддержку.
Идеальный победитель. Кто он?
Призер или победитель — это человек целеустремленный, который верит в себя и ценит свой труд. Он ценит все, что сделал, независимо от результата. Многое зависит от желания, готовности олимпиадника. Очень важно осознать, что право — это именно то, что вам нужно. Необходимо поставить себе цель и думать о процессе, а не о результате. Все получится, главное верить в себя!
Всеросс затащен, а что дальше?
Мне очень понравилось в сборной команды Москвы, и я не хочу с ней расставаться. Планирую продолжать участвовать в олимпиаде и ни за что не бросать изучение права.
Об атмосфере заключительного этапа
Впечатления от заключительного этапа всеросса по праву незабываемые. И я даже не о своем выступлении, а об атмосфере и обстановке. Было просто потрясающе идти вместе со сборной под флагом Москвы и петь гимн. Эти эмоции сложно передать словами.
О влиянии коронавируса на заключительный этап всеросса
Церемонии открытия и закрытия проводились онлайн, поэтому наши дипломы мы пока не получили. В предыдущие годы ребята уезжали с заключительного этапа счастливые вместе с дипломами, нам же нужно подождать. Была сложной процедура апелляции, которая также проходила онлайн. Хочется выразить слова благодарности техподдержке. Выдержать такое количество обращений, решить все наши проблемы в кратчайший срок, грамотно успокоить и объяснить ситуацию — это очень сложно. Огромное спасибо членам жюри за их профессионализм, терпение и объективность!