как подать заявление на налоговый вычет через личный кабинет госуслуги 2021
А вы знаете, что в России упростили получение налогового вычета? Теперь государство через личный кабинет на сайте ФНС будет уведомлять о том, что должно вам деньги. Расскажем, как работает новая система.
Нововведения
В Налоговый кодекс РФ внесены новшества, предусматривающие упрощенный порядок получения налоговых вычетов по НДФЛ:
Желающим воспользоваться нововведением не нужно будет:
Налоговая, получив информацию от банков, выполняющих функцию налоговых агентов:
Ранее, пока налогоплательщик самостоятельно не обращался в заявительном порядке за вычетом, собрав пакет подтверждающих документов, ему государство не возвращало деньги.
Сроки
Нужно знать о том, что налоговая инспекция, если найдет основание, может продлить срок камеральной проверки.
Пошаговый алгоритм действий
Обратите внимание, что заявление от ФНС появится в личном кабинете:
Упрощенный налоговый вычет 2021- дело добровольное
Например, если гражданин оформил покупку недвижимости через банк, входящий в официальный перечень налоговых агентов, то он имеет право на выбор:
Когда инициатива не нужна
Воспользовавшись нововведением, дающим право на вычет налога в упрощенном порядке, не нужно ничего делать:
Нужно 20 марта следующего года после сделки дистанционно без привязки ко времени и к месту:
Следует иметь в виду, что присоединение банков к информационному взаимодействию с банками осуществляется на добровольной основе. Поэтому заключая договор по приобретению имущества или на ведение ИИС, уточните входит ли банк в перечень налоговых агентов.
Требования к налоговым агентам
Не каждый банк может стать участником информационного взаимодействия, а только тот, что имеет лицензию Банка России, позволяющую осуществлять:
Для кого не сработает новый порядок возврата вычета
В силу объективных причин упрощенный порядок вряд ли сработает, если квартира:
Новый порядок запущен, но в процессе работы появятся дополнительные разъяснения и доработки. Радует то, что государство взяло на себя заботу о налогоплательщиках и само предлагает вернуть им деньги.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Россиянам упростили получение налогового вычета: как будет работать схема
С 21 мая 2021 года в России начинает действовать упрощенный порядок получения налогового вычета по расходам на покупку квартиры, дома, земельного участка, а также по индивидуальным инвестиционным счетам.
Изменения в законодательстве касаются вычетов по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по ипотеке. Упрощенный порядок коснется также покупки или строительства дачи. Рассказываем, как он будет работать.
Упрощенный порядок оформления налогового вычета
Раньше, чтобы получить налоговый вычет, по итогам года необходимо было подать декларацию по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие право на этот вычет. Теперь для получения вычета заявителю нужно лишь подать заявление в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Подтверждения права на имущественный вычет, а также сканирования и загрузки множества документов в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС не потребуется. Достаточно заполнить заявление, указать в нем банковские реквизиты, на которые нужно перевести средства, и оно будет сформировано автоматически.
Налогоплательщики, имеющие личный кабинет на сайте ФНС, смогут получить такие вычеты в два раза быстрее и без необходимости направления декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих право на вычет документов. Автоматизированная система ФНС обработает информацию, обратившись к необходимым источникам, например в банк, который выдал кредит или через который прошел перевод денег.
Требуемую информацию налоговые органы получат от участников информационного взаимодействия (банков), которые смогут подключиться к сервису с 21 мая 2021 года. Перечень банков-участников будет актуализироваться в специальном разделе на сайте ФНС. Чтобы уточнить, можно ли получить налоговый вычет в упрощенном порядке, можно обратиться в банк, с которым заключен договор ипотеки.
Заявление на получение налогового вычета в упрощенном порядке
Скачать форму заявления на получение налогового вычета в упрошенном порядке
Сроки оформления имущественного вычета
Помимо существенного сокращения списка необходимых документов, упрощенная камеральная проверка сократит сроки получения налогового вычета. Сейчас только проверка предоставленных документов в ФНС занимает три месяца, еще 30 дней потребуется для перевода средств на счет.
По новым правилам, камеральная проверка займет 30 дней с момента оформления заявления на налоговый вычет, а деньги на счет будут перечислять в течение 15 дней после ее окончания. Срок камеральной проверки смогут продлить до тех же трех месяцев, если у налоговой появятся подозрения, что вы нарушаете законодательство о налогах и сборах.
Жанна Колесникова, руководитель коммерческой практики адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры»:
— На мой взгляд, это существенно облегчит жизнь налогоплательщикам, поскольку теперь им просто нужно сформировать электронное заявление и не придется заполнять налоговую декларацию. Как правило, именно из-за неверного заполнения декларации большинство налогоплательщиков получают отказ в предоставлении вычета. Кроме того, не нужно собирать и сканировать подтверждающие документы.
Что еще нового в упрощенном порядке
Возврат суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке при наличии у налогоплательщика задолженности, подлежащей взысканию, должен будет производиться только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Предполагается также, что при нарушении сроков возврата суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета считая с 20-го дня после принятия решения о его предоставлении будут начисляться проценты.
Еще одно нововведение касается налогового вычета. Минфин опубликовал новые разъяснения, согласно которым владелец садового участка может сделать налоговый вычет, если дом на этой земле был оформлен в его собственность в 2019 году или позже.
Сколько можно вернуть из бюджета
Россияне, которые имеют официальный доход и платят НДФЛ, могут вернуть 13% стоимости квартиры. Государством установлен лимит — максимальная сумма, с которой гражданин может получить причитающиеся ему 13%, составляет 2 млн руб. Таким образом, вернуть получится не более 260 тыс. руб. Если квартира стоила меньше установленного лимита, то им можно воспользоваться при покупке другой квартиры.
Вернуть уплаченные налоги из бюджета также можно, если квартира куплена в ипотеку. Россияне могут получить 13% из бюджета от уплаченных процентов по жилищному кредиту. При этом лимит вычета выше — 3 млн руб. Таким образом, вернуть получится 390 тыс. руб. Воспользоваться этим правом можно только один раз.
В результате эти два вычета составляют серьезную сумму — 650 тыс. руб. Если имущество было приобретено в браке и является совместной собственностью, то право на вычет имеет каждый из супругов. Таким образом, семья может вернуть до 1,3 млн руб. из уплаченных налогов.
Инструкция по оформлению имущественного вычета
Введение нового упрощенного порядка не отменяет возможности воспользоваться имущественным вычетом по старым правилам. Это подойдет в том числе физлицам, которым необходимо подтверждать расходы, проводимые не в рамках банковского кредитования, или финансовая организация не подписала в ФНС договор об информационном взаимодействии.
Рассмотрим правила, которые действуют до вступления упрощенного порядка. Для оформления имущественного вычета необходимо зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. В него также можно войти, если у вас уже действует аккаунт на сайте госуслуг. После завершения регистрации в личном кабинете нужно получить электронную цифровую подпись — и можно приступать к оформлению заявления на имущественный вычет с покупки недвижимости.
Здесь необходимо выбрать территориальный налоговый орган для подачи декларации и год, за который необходимо получить имущественный вычет.
Далее заполняем налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ) на сайте. Она подгрузится автоматически с необходимыми данными из справки по форме 2-НДФЛ. Если на сайте ФНС нет данных об уплаченных налогах за предыдущие годы, то справку нужно получить в бухгалтерии по месту работы.
Выбираем объект недвижимости, в отношении которого нужно получить имущественный вычет, и вносим сумму расходов, потраченную на приобретение имущества.
Чтобы получить имущественный вычет онлайн, необходимо сделать сканы документов:
После загрузки и отправки всех необходимых документов следует написать заявление о возврате уплаченных налогов из бюджета с указанием номера счета, куда нужно перечислить вычет. Далее ожидать рассмотрения заявления налоговым органом.
Более полная и подробная информация — в материалах «РБК-Недвижимости» о налоговом вычете при покупке квартиры.
Налоговый вычет через Госуслуги: когда, куда и сколько
Обратиться в ИФНС можно лично или электронно. Мы выбираем самый простой путь: рассказываем, как получить налоговый вычет через Госуслуги. Но обо всем по порядку.
Что это за фрукт?
Еще для каждого вида вычета есть свои правила. Например, у имущественного вычета остаток переносится на следующие годы, для инвестиционного вычета нельзя закрывать счет в течение трех лет, страхование жизни должно быть оформлено минимум на пять лет, а для вычета на лечение нужна специальная справка.
В стандартных случаях сумму вычитают из вашей начисленной зарплаты, выплачивая ее без удержания суммы НДФЛ или его части. Но если налог уже был удержан из зарплаты, при наличии права на вычет он будет считаться излишне уплаченным. Его государство готово вернуть. Для этого нужно заявить свое право на вычет, подав декларацию.
Когда нужно подать декларацию для вычета?
Как подать декларацию в ИФНС?
Вообще заполнить и подать декларацию можно множеством способов. Здесь и личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, и специальные программы «Декларация» и «Налогоплательщик ЮЛ», и личное обращение в ИФНС. Но портал Госуслуг позволяет заполнить декларацию и оформить налоговый вычет онлайн, без загрузки программного обеспечения и иных лишних телодвижений. Потому наш выбор предопределен.
Налоговый вычет через госуслуги: пошаговая инструкция
Итак, регистрация и авторизация завершена. Что делать дальше? Рекомендуем придерживаться такого порядка.
Шаг 1. Получаем у работодателя справку 2-НДФЛ
Без нее декларацию не подать. Это справка о размере полученного дохода и уплаченного с него НДФЛ с помесячной разбивкой. Выдается по заявлению в течение нескольких дней, это не проблема. Ее также можно выгрузить из личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС. Справки за предыдущий год появляются в личном кабинете примерно в апреле следующего года или позже, когда работодатели сдают отчеты.
Шаг 2. Находим нужную услугу
Для этого переходим на сайт Госуслуги и во вкладке «Услуги» выбираем «Налоги и финансы», а там «Прием налоговых деклараций (отчетов)».
Нужно выбрать режим «Заполнить новую декларацию» и выбрать годы, за которые будут оформлена отчетность.
Шаг 3. Заполняем форму
Сведения из профиля, которые вы внесли в личном кабинете, автоматически загрузятся из системы идентификации. Это ускорит сам процесс заполнения и поможет избежать ошибок. Останется заполнить только сведения о доходах и вычетах. Нажимает кнопку «Далее», попадаем на вкладку «Доходы».
Доходы придется добавить с помесячной разбивкой вручную или выгрузить из справки 2-НДФЛ, если она была предоставлена в электронной форме. Очередной раз нажав «Далее» попадаем на страницу вычетов. Выбираем нужный вычет, ставим в нужном месте галочку и заполняем необходимую информацию. Например, если это возврат налога за лечение, Госуслуги предлагает выбрать «Социальные вычеты» и внести сумму потраченных на это расходов.
Шаг 4. Подводим итоги и отправляем декларацию
Система выведет вас на страницу «Итоги», где покажет общую сумму дохода, сумму к возврату и предложит 3 варианта действий: «Скачать», «Экспортировать», «Сформировать файл для отправки». Если у вас есть усиленная квалифицированная электронная подпись, выбираем третий вариант и отправляем декларацию сразу в налоговую. Если подписи нет, придется скачать декларацию и подать ее лично.
По регламенту на проверку декларации уйдет до 3 месяцев. Отследить статус проверки можно в личном кабинете. Если налоговики примут декларацию, система предложит подать заявление на возврат налога.
Шаг 5. Подаем заявление о возврате налога
Как оформить налоговый вычет через «Госуслуги»
Рассмотрим пошаговый алгоритм, как оформить налоговый вычет через «Госуслуги» в 2021 году.
Учетная запись на портале госуслуг
Оформить и получить любой вид муниципальных и государственных услуг на едином портале могут только зарегистрированные пользователи. Поэтому перед тем, как начать оформление налогового вычета на госуслугах, убедитесь, что у вас есть учетная запись на этом сайте.
Если вы уже ранее регистрировались на портале, то достаточно лишь набрать свои логин и пароль.
Если же вы впервые заходите на сайт, то необходимо пройти процедуру регистрации. Это займет всего несколько минут: для создания личного кабинета (ЛК) вам нужно будет на первоначальном этапе ввести свои фамилию и имя, указать электронную почту и номер мобильного телефона. Чтобы завершить процедуру регистрации, вам необходимо будет ввести в специальном окошечке код, который отправят СМС-сообщением на ваш телефонный номер.
Для получения полного доступа к функционалу портала необходимо подтверждение учетной записи. В личном кабинете нужно будет ввести данные своего паспорта и СНИЛС, после чего они будут отправлены на проверку. Через некоторое время в личном кабинете появится информация, что учетная запись подтверждена. Теперь вы можете оформить через портал » Госуслуги» налоги и получить другие муниципальные и государственные услуги.
Создание декларации онлайн
Для оформления налогового вычета необходимо заполнить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. Ее можно подготовить заранее в бесплатной программе от ФНС России «Декларация 2021», а затем загрузить на портал.
Но гораздо проще заполнить декларацию прямо на госуслугах, внеся информацию в специальные формы на сайте:
Обратите внимание, что в данных физлица обязательно нужно указать код отделения ФНС, куда будет отправлен отчет, и код ОКТМО по месту вашей регистрации. Обычно в веб-сервисах такие данные подтягиваются автоматически. Но при необходимости оба кода можно узнать на сайте ФНС, введя свой регион и название муниципального образования.
Сведения о доходах
Данные о доходах формируются в разделе «Доходы». Здесь сведения о доходах можно загрузить автоматически, нажав кнопку «Перевести из 2-НДФЛ». Но это возможно только в том случае, если работодатель уже предоставил в налоговые органы справку по форме 2-НДФЛ за соответствующий период.
Если же таких сведений нет, то их необходимо ввести вручную, заранее взяв справки по форме 2-НДФЛ у всех работодателей, которые выплачивали вам доходы.
В электронной форме введите:
Учтите, что в отчете должны быть указаны все виды выплат по всем имеющимся источникам. Даже если вы продали недвижимость, доход от продажи должен быть указан в декларации.
Указываем вычеты
В следующей вкладке «Вычеты» перечислены все категории налоговых вычетов. Вам нужно заполнить лишь те категории, по которым у вас есть право на возврат налога.
Например, если вы хотите получить вычет на покупку недвижимости и лечение, то заполняете две вкладки: «Имущество» и «Социальные».
С полным перечнем категорий налоговых вычетов по НДФЛ можно ознакомиться на сайте ФНС.
Проверка и отправка декларации на «Госуслугах»
Внимательно проверьте все внесенные данные. Проверьте общую сумму всех доходов, исчисленных и удержанных налогов. Посчитайте сумму налогового вычета, полагающуюся к возврату.
Если ФНС найдет ошибку, то в возврате налога откажут. Нужно будет собирать новый пакет документов и снова заполнять декларацию 3-НДФЛ.
Когда вы убедитесь, что все данные внесены правильно, сформируйте файл для отправки. После вам будет предложено загрузить на сайт документы, подтверждающие ваше право на вычет. Они добавляются на портал в электронном виде.
Для отправки электронной декларации 3-НДФЛ понадобится электронно-цифровая подпись. Без нее отправить отчет будет невозможно. Если у вас нет действующей КЭП (квалифицированной электронной подписи), то ее нужно заранее получить через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
Загрузка готовой отчетности на «Госуслуги»
Если у вас уже имеется готовая отчетность по 3-НДФЛ, то ее можно загрузить на «Госуслуги». Это возможно в том случае, если декларация заполнялась в электронном виде, например через программу «Декларация 2021».
Как подать декларацию 3-НДФЛ через Госуслуги
ВАЖНО! Отчитаться о доходах через сайт госуслуг можно лишь за 2014 и 2015 годы. Однако имея подтвержденный аккаунт в госуслугах, физлицо может представить декларации 3-НДФЛ через личный кабинет налогоплательщика за более поздние периоды. Подробности см. в материале «Как заполнить 3-НДФЛ онлайн».
Как можно сдать декларацию 3-НДФЛ через интернет
Налоговый кодекс предусматривает несколько способов сдачи любой налоговой отчетности. Согласно нормам, прописанным в ст. 80 НК РФ, сдать декларацию можно:
Отправка отчета 3-НДФЛ через интернет представляется самым удобным вариантом. Он позволяет не только сдать отчет с максимальной экономией времени, но и отслеживать в режиме реального времени процесс камеральной проверки, своевременно отправлять дополнительные документы по запросу, а также заплатить налог онлайн, провести взаимозачеты по разным налогам и пени, отправить заявление на возврат налога.
Одним из ресурсов, позволяющих отчитаться по НДФЛ в интернете, является личный кабинет налогоплательщика (ЛКН) на сайте nalog.ru, зарегистрироваться на котором можно имея подствержденный аккаунт на портале госуслуг.
Пошаговую инструкцию по заполнению 3-НДФЛ декларации при продаже жилья см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
В зависимости от повода, из-за которого сдается отчет, могут быть разные требования по срокам. Почитайте об этом в публикации «Какие сроки сдачи у налоговой декларации 3-НДФЛ?».
Что такое сайт госуслуг и как им пользоваться
Портал государственных услуг появился в конце 2009 года в рамках программы по автоматизации всех управленческих процессов на территории РФ и перехода на электронный документооборот. Поначалу на сайте можно было ознакомиться только со справочной информацией, но довольно быстро появилась возможность через интернет получить практически любую услугу из предлагаемых государственными структурами: от записи к врачу до подачи документов на регистрацию ИП.
Для регистрации на сайте госуслуг необходимо ввести Ф. И. О., электронную почту или номер мобильного телефона. Нажав на кнопку регистрации, пользователь попадет на страницу для формирования пароля. После этой несложной процедуры станут доступны справочно-информационные услуги на портале.
Для получения более широкого спектра услуг необходимо пройти процедуру подтверждения личных данных. Для этого следует заполнить в своем профиле данные СНИЛС и удостоверяющего личность документа. Эти сведения проверяются госорганами, и по итогам проверки приходит уведомление на e-mail. После положительного результата проверки можно пользоваться некоторыми видами услуг (например, узнать задолженность по налогам).
А прошедшим процедуру подтверждения личности будет открыт доступ ко всем услугам, предлагаемым порталом. Так, декларация 3-НДФЛ через госуслуги может быть подана только в случае подтверждения личности. Для того чтобы пройти эту процедуру, необходимо совершить одно из следующих действий:
Как отправить декларацию 3-НДФЛ на сайте госуслуг
Подача декларации первыми двумя способами требует подписания отчета усиленной неквалифицированной подписью, которую можно сформировать прямо на сайте. Такая подпись, согласно п. 3 ст. 5 закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ, позволяет:
Оба варианта позволяют приложить сканы всех подтверждающих документов в электронном формате.
Заполнить декларацию онлайн можно как заново, так и скопировав данные с поданных ранее отчетов 3-НДФЛ. Кроме того, можно в любое время сохранить черновик, чтобы вернуться к заполнению позднее.
Для заполнения декларации 3-НДФЛ с помощью сторонних ресурсов сайт госуслуг рекомендует воспользоваться программой «Налогоплательщик ЮЛ», которую можно скачать на сайте налоговой инспекции. Но допустимо использовать и любые другие программные средства, которые способны обеспечить выгрузку данных в допустимом формате.
После завершения процедуры подачи декларации онлайн от налоговой инспекции придет сообщение о регистрации файла. Уведомление будет являться подтверждением подачи 3-НДФЛ.
Сообщение об окончании камеральной проверки декларации придет в личный кабинет, а также на электронную почту, указанную в профиле. После завершения проверки можно таким же образом — через сайт ЛКН — подать заявление на возврат налога, если декларация подавалась с целью заявить о правах на налоговый вычет.
Итоги
Отправка декларации 3-НДФЛ через личный кабинет налогоплательщика, авторизовавшимся через портал госуслуг, является одним из самых удобных способов подачи отчетности. Но для того чтобы получить возможность всегда взаимодействовать с налоговиками на расстоянии, необходимо один раз пройти процедуру подтверждения личности, после чего сформировать электронную цифровую подпись, которая позволит заверять со своей стороны декларации, письма, заявления и другие документы в адрес налоговой инспекции.