как подать заявление на выплату молодой семье 35 лет
Как оформить документы для субсидии по программе «Молодая семья»?
Спасибо за статью про субсидии для молодых семей. Она помогла разобраться, но все равно остались вопросы. Объясните саму процедуру. Допустим, наша семья подходит под эту программу. Мы соберем документы на оформление по списку из вашей статьи, а дальше что? Сколько ждать и когда нам подтвердят, что выделят деньги? Как их потом потратить на квартиру?
Еще непонятно про возраст. Сейчас нам с женой по 33 года. Но если очередь дойдет только в 36 лет, нам дадут субсидию или уже нет?
Иван, в правилах программы для молодых семей описан процесс оформления. Но это общие правила на федеральном уровне. Возможно, в конкретном регионе или городе что-то будет не так. Или просто на практике появятся какие-то нюансы, с которыми ничего нельзя будет сделать.
Автор этой статьи подавала заявку на участие в программе несколько лет назад. Субсидии не дождалась и взяла ипотеку. За это время условия изменились, поэтому сейчас опираемся только на букву закона, решения судов и федеральные инструкции. По всем вопросам, которые вызывают сомнения, лучше обращаться в администрацию, а не искать ответы в интернете. По крайней мере, не принимайте на основе этих ответов важных решений ценой в сотни тысяч рублей.
Вот какие действия нужно предпринять для оформления документов на субсидию по программе «Молодая семья».
Собрать документы и подать в администрацию
Итак, вы собрали документы для участия в программе. Можете ориентироваться на перечень из нашей статьи, но лучше до сбора справок и выписок сходить в администрацию и уточнить, что конкретно им от вас нужно. Сейчас ведомства могут многое проверять сами по базам, а бумажки им не пригодятся — сэкономите время и деньги.
Вы сдаете документы в тот отдел администрации, который занимается программой. Подавать их могут оба супруга или кто-то один.
Попасть в число участников программы
Администрация изучает документы и в течение 10 дней принимает решение: признать вашу семью участником программы или отказать. Еще пять дней вам об этом будут сообщать. Подождите, это еще не право на субсидию. Если вас признали участником программы, это еще не значит, что вы получите деньги. На момент подачи заявления вам должно быть не больше 35 лет — то есть еще не исполнилось 36. Правда, если 36 кому-то из супругов вот-вот исполнится, шансов почти нет. Дальше поймете почему.
Оказаться в списке на финансирование
Когда вас признали участником программы «Молодая семья», местная администрация решает свои дела с региональной властью. То есть списки из всех городов и поселков отправляют руководству региона.
Регион отправляет запрос на субсидию еще выше. На федеральном уровне по сложным формулам считают, сколько денег выделить конкретной области или краю. Деньги дадут не на всех, кто в списке. В очереди можно стоять и год, и два, и три. Есть семьи, которые пойдут в первую очередь, например многодетные.
Заявки на финансирование местная администрация подает до 1 июня — это списки для региона с перечнем желающих на следующий год. То есть до 1 июня 2018 года местные власти уже отправили заявки в регион на 2019 год. А до 1 июня 2019 подадут заявки на 2020 год.
Если подать документы после 1 июня, то, скорее всего, в план на следующий год вы даже не попадете, хотя участником программы все равно станете. Но быть участником программы — это одно, а попасть в список на субсидию — немного другое.
В администрации могут висеть бумажные списки с номерами: кто какой в очереди по счету, а кто скоро получит деньги на квартиру. Если ваша семья окажется трехсотой в этой очереди — а в год субсидию получают только 50 семей, — это обычное дело. В некоторых городах по этой программе удается купить всего лишь одну квартиру в год.
Дальше следует просто ждать. Регион формирует сводный список со всех городов и поселков. А на федеральном уровне будут считать, кому сколько денег выделить. Конкретная сумма по каждой семье уже будет известна, так как расчетные показатели установлены заранее и не зависят от рыночной цены квартиры. Сумму субсидии для каждой семьи укажут в сводном списке.
Когда станет известно, сколько денег федеральный бюджет выделит конкретному региону, сколько добавит бюджет региона или еще какие-то источники, администрация начнет распределять средства. Составят список молодых семей, которым причитается субсидия в конкретном году. Этот список составляют на уровне региона, а не на местах.
И вот в этот момент опять проверяют возраст супругов. Если выяснится, что кому-то из них на момент формирования списков исполнилось 36 лет, семью исключат из программы. Так написано в пункте 27 правил программы в редакции 2018 года.
Когда на уровне региона списки сформированы, в течение 10 дней их передают в местную администрацию. Потом власти на разных уровнях обмениваются информацией о лимитах денег на год. В общем, идет бюрократическая работа, за которой участникам программы можно не следить.
Получить свидетельство
Если ваша семья попадет в шорт-лист претендентов на субсидию и на нее уже будут деньги в бюджете, вас вызовут и попросят написать заявление на выдачу свидетельства. У вас на это будет 15 рабочих дней после уведомления. Ждать месяцами никто не станет: желающих хватает.
К тому времени ситуация с жильем может измениться или не будут выполняться еще какие-то условия программы. Тогда семью исключат. Можно отказаться добровольно и не мучиться.
Кроме заявления нужно будет еще раз собрать документы. Какие именно, зависит от того, как вы планируете потратить субсидию. В администрации все объяснят, они обязаны это сделать по правилам программы. Документы нужно подать вместе с заявлением, так что не затягивайте.
Администрация еще раз проверяет документы и, если все в порядке, выдает свидетельство. Вот теперь это документ, который можно предъявлять в банк, и по нему точно перечислят деньги. То есть в бюджете есть сумма на субсидию для конкретной семьи.
Предъявить свидетельство в банк
Семья, у которой есть свидетельство, сдает его в банк через месяц после выдачи. Если не успеть в этот срок, банк не примет документы. Придется получать новое свидетельство — процесс уже проще, но это все равно потеря времени.
Банк открывает счет для учета бюджетных денег для конкретной семьи. Данные о счете банк передает в администрацию. Деньги попадут на этот счет, и потратить их разрешат только на те цели, которые есть в правилах.
Итак, получили свидетельство и сразу отнесли его в банк. Это отдельный этап, который нужно пройти, даже если квартиры пока нет.
Найти квартиру или взять ипотеку
Свидетельство действует 7 месяцев. За это время нужно собрать документы на оплату жилья. Когда придет время покупать квартиру или гасить ипотеку, нужно принести все документы в банк. В договоре должны быть реквизиты свидетельства: номер, дата, кто выдал. Список документов для подтверждения есть в пункте 41 правил. Учтите, что теперь субсидию можно потратить и на новостройку, но только со счетами эскроу.
Банк пять дней проверяет документы и квартиру. Если все нормально, он отправляет заявку в администрацию. Там опять все проверяют и переводят деньги в банк, а банк — продавцу или застройщику. Свидетельство погашают, но оно остается в банке.
Если счет в банке открыли, а субсидией воспользоваться не удалось, счет можно закрыть. Но нужно обязательно взять справку, что выплат не было, и отнести ее в администрацию. Тогда право на субсидию сохранится и можно будет еще раз пройти всю процедуру на общих основаниях.
Законно ли исключать семью из программы из-за возраста?
Сначала возраст супругов проверят при подаче заявления. Если 36 еще не исполнилось, документы примут. Потом возраст проверят при формировании сводных списков на уровне региона — когда будут решать, кому конкретно выделят деньги в планируемом году.
Иногда случается так, что семью в итоге исключают из программы, и деньги ей уже не положены. По-человечески это несправедливо, потому что семья могла несколько лет ждать субсидию, но теперь не получит ее. Ведь подать заявку можно и в 32 года, а к 35 так и не получить денег.
Такие случаи уже были. Некоторые семьи дошли до Конституционного суда, чтобы отменить решение об исключении из программы. Они были участниками, а потом их исключили из-за возраста. Почти во всех случаях, которые разобрал Конституционный суд, семьям отказали. Исключение из программы по возрасту признали законным: это якобы не нарушает прав семьи.
Вот как это объяснил Конституционный суд:
Примеры из судебной практики
Вот примеры решений по поводу программы. Эти решения можно учитывать: там Конституционный суд объясняет закон.
Семья два года участвовала в программе, а потом ее исключили из-за возраста супруга. Местные суды восстановили семью в списке участников, а Конституционный сказал, что субсидия не положена.
То же самое случилось с другой семьей: супругу исполнилось 36 лет, и семью исключили из списка. Конституционный суд был не против.
А вот семью исключили из программы, потому что она получила маткапитал и потратила его на жилье. Администрация решила, что это уже считается использованием господдержки, поэтому субсидия молодой семье не положена. Конституционный суд сказал, что отказ незаконный: для маткапитала наличие другого жилья не имеет значения. Семью восстановили, а через два года женщине исполнилось 36 лет и ее исключили. Тут Конституционный суд уже не помог.
Если вашу семью исключили из программы, но вы считаете, что это нарушает ваши права, идите в суд. Значение могут иметь конкретные обстоятельства. Видите, как получилось с материнским капиталом: сначала суды отказали, а потом семью восстановили. Но бывает и наоборот: местные суды восстанавливают семью в программе, а администрация это обжалует и выигрывает на самом верху.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Программа «Молодая семья» — 2021: что надо знать
Поскольку многие молодые семьи в России к началу совместной жизни еще не успевают обзавестись собственным жильем, для них предусмотрены меры господдержки. Но государство готово помогать только перспективным семьям, уже имеющим доход и способным выплатить кредит или большую часть денег за собственную квартиру.
Рассказываем, что нужно знать молодым семьям о госпомощи в России.
В чем суть программы
Государственная поддержка молодых семей в России не подразумевает бесплатного предоставления жилья. Государство оплачивает часть стоимости квартиры за семью, а средства предоставляются в виде субсидии (то есть деньги государству возвращать не придется). Программа действует до 2025 года, однако ее могут продлить. Принять участие в программе может не каждая семья.
Условия программы
Чтобы рассчитывать на субсидию, семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, но не малоимущей. Этот статус должна подтвердить местная администрация. Основанием для получения статуса семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, является обеспеченность жилой площадью менее установленной в регионе нормы, проживание в помещении, не соответствующем техническим и санитарным требованиям, необходимость разъехаться с тяжелобольным заразной формой определенных болезней и некоторые другие факторы, прописанные в ст. 51 Жилищного кодекса России.
Например, у супругов вообще нет квартиры, они живут в аварийном доме или с тремя детьми ютятся в комнате площадью 18 кв. м. Если у семьи есть квартира или супруги живут с родителями в большом доме и у одного из них есть там доля, это может помешать участию в программе. В каждом регионе свои правила определения нуждаемости в улучшении жилищных условий. Узнать, попадает ли ваша семья под этот статус, можно в местной администрации, соцзащите или МФЦ. Нуждаемость в жилье определяют по учетной норме, которую устанавливает муниципалитет. Показатель может различаться даже в соседних городах одного региона.
Молодым семьям нужно будет подтверждать свою платежеспособность. Чтобы получить субсидию, нужно подтвердить, что есть деньги на оплату остатка или погашение кредита. Для этого подойдет справка с работы о величине зарплаты или выписка о наличии сбережений. Если у семьи нет денег, чтобы доплатить оставшуюся часть за жилье, участвовать в программе она не сможет.
В программе могут участвовать молодые семьи. Молодой считается семья, в которой оба супруга находятся в возрасте до 35 лет (включительно) и состоят в зарегистрированном браке. Возраст проверяется дважды: при подаче заявки на участие в программе и при составлении списка для распределения денег. Между этими этапами может пройти несколько лет. Если за это время хотя бы одному из супругов исполнилось 36 лет, то семью исключают из программы и субсидию она не получит.
Наличие или отсутствие детей на участие в программе не влияет, однако если у семьи есть дети, то размер помощи может быть увеличен. На госпомощь по этой программе может претендовать и один человек, относящийся к указанной возрастной категории, но тогда необходимо наличие у него хотя бы одного ребенка.
Программа федеральная, поэтому есть общие требования для всех регионов. При этом местная администрация, где прописана семья, может изменить их или дополнить.
Сколько денег дадут
При предоставлении госпомощи молодой семье выдается сертификат, дающий право на использование субсидии. Все расчеты производятся в безналичном виде в банк, наличные деньги на руки получить нельзя.
По государственной программе «Обеспечение жильем молодых семей» предусмотрена субсидия, которая во многом определяет состав семьи:
В ряде регионов России молодая семья вправе рассчитывать на более крупную компенсацию — до 70–80% от цены приобретаемого объекта недвижимости.
Стоит понимать, что сумма рассчитывается не от цены квартиры по договору, а от расчетной стоимости. Она высчитывается по формуле: СтЖ = Н × РЖ.
РЖ — расчетная площадь жилого помещения:
42 кв. м для семьи из двух человек: молодых супругов или одного молодого родителя и ребенка;
по 18 кв. м на человека для семьи из трех и больше человек: молодых супругов, у которых есть один ребенок и больше, или одного молодого родителя и двух или более детей.
Н — норматив стоимости 1 кв. м площади жилья. Местные власти устанавливают его самостоятельно, поэтому расчетная стоимость различается по регионам.
Точная сумма субсидии указывается в свидетельстве. Его выдают, когда администрация подтверждает, что семья получит деньги на жилье. Если недвижимость стоит дороже, разницу семья доплачивает самостоятельно — сразу или в ипотеку.
На что можно потратить субсидию
Федеральная программа предполагает, что недвижимость может быть приобретена как на вторичном, так и на первичном рынке. Субсидия также может быть выделена на оплату материалов или работы строителей при возведении собственного дома. Она может быть использована и как последний паевый взнос члена жилищного кооператива, если после полной оплаты жилье переходит семье в собственность.
Вот еще несколько требований к жилью и расходованию бюджетных денег:
Как стать участником программы
Пошаговая инструкция для получения государственной субсидии на улучшение жилищных условий молодым семьям:
1. Обратитесь в администрацию муниципального образования.
Там необходимо узнать условия, нормативы и конкретные требования, а также список документов.
2. Соберите документы.
Список документов из федеральных требований:
Если семья тратит деньги на уже имеющуюся ипотеку, дополнительно нужно предоставить:
Документы проходят проверку в администрации, после чего выносится решение, включать вашу семью в список участников или отказать. Положительное решение означает, что семья может в дальнейшем рассчитывать на получение денег на покупку жилья.
4. Включение в список на финансирование.
Список проходит несколько этапов: его составляет администрация города или поселка, передает в администрацию региона, а та — на федеральный уровень. И там уже считают, сколько денег выделить каждому региону. Заявки на финансирование отправляют раз в год, до 1 июня. Если подать заявление позже, субсидию в следующем году семья точно не получит.
Когда станет известно, сколько получает конкретный регион, администрация составляет финальный список — кто из семей получает деньги в этом году. И только тогда начинает распределять эту сумму между участниками. Денег может не хватить на всех, кто в списке, поэтому есть шанс простоять в очереди несколько лет. Вперед пропустят льготников, например многодетные семьи.
Когда семья попадает в список на финансирование, ей сообщают об этом — нужно написать заявление на получение свидетельства. Это документ, который подтверждает право на субсидию в ближайшее время. Если есть свидетельство, значит деньги на вашу квартиру уже заложены в бюджете.
5. Оформите свидетельство.
Заявление необходимо написать в течение 15 дней после того, как администрация сообщит, что на семью выделили деньги. О необходимых документах расскажет администрация, а после этого выдадут свидетельство, которое является официальным документом, подтверждающим право на получение господдержки. Его надо предъявить банку для перевода денег продавцу жилья или застройщику.
6. Предъявите свидетельство в банк.
Чтобы получить деньги из бюджета, нужно открыть счет в банке и отнести туда свидетельство. На это дается месяц, по истечении которого документы не примут. Можно получить свидетельство еще раз, но придется потратить время. Через счет в банке будут проходить бюджетные деньги.
7. Подготовьте документы на оплату.
Чтобы банк перевел деньги, ему нужны документы, которые доказывают, что средства идут на жилье, а не на другие цели. Список документов зависит от вида сделки. Может понадобиться:
В документах на покупку жилья должен быть указан номер свидетельства. Об этом нужно заранее сообщить риелтору или сотрудникам банка, которые составляют договор.
Банк проверит документы и потом подаст заявку в администрацию, затем получит подтверждение и проведет платеж. Перевод идет застройщику или продавцу.
Очередь в госпрограмме
Чтобы получить статус семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, нужно встать на учет — иными словами, в очередь на улучшение жилищных условий. В очереди на получение субсидии по программе «Молодая семья» стоят сотни семей по всей стране, а деньги получают, например, 15 или 20 семей в год. За время ожидания супруги могут лишиться некоторых оснований для получения средств: им может исполниться 36 лет, они могут развестись или самостоятельно приобрести жилье. Точный срок ожидания никто точно указать не может, однако есть факторы от которого он зависит:
В среднем в очереди на получение субсидии стоят от двух до четырех лет. Однако этот показатель может сдвигаться как в меньшую, так и в большую сторону. Поэтому старайтесь подать документы на участие в программе как можно раньше, так как это увеличит шансы на получение средств.
Региональные особенности программы
В регионах действуют собственные программы поддержки молодых семей, они могут отличаться от федеральной программы. Поэтому подробности нужно выяснять на местах. Например, в Москве молодые семьи, вставшие на жилищный учет до 1 марта 2005 года, могут рассчитывать только на социальную ипотеку — покупку жилья в кредит, но по сниженной стоимости. При этом жилье выкупается не у частных лиц или застройщиков, а непосредственно у городских властей.
От регионов зависит размер субсидии, условия попадания в программу, основания для выплаты вне очереди. Размер субсидии зависит от расчетной стоимости жилья.
Молодая семья может стать участником программы, если ее признают нуждающейся в жилье. Нуждающейся семью признают, если в помещении, где она проживает, на каждого человека приходится площадь менее учетной нормы. Эту норму тоже определяют местные чиновники.
Средства госпомощи необходимо потратить на улучшение жилищных условий в течение семи месяцев после получения свидетельства. Те, кто не уложился в срок, исключаются из списка участников программы и деньги не получают.
Как подать заявление на выплату молодой семье 35 лет
Сроки предоставления услуги
Срок приостановки: 10 рабочих дней
Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является необходимость личной явки заявителя в МФЦ для представления документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.2-2.5.1.1.12 административного регламента, на бумажном носителе.
Данное основание для приостановления предоставления государственной услуги является исчерпывающим.
Срок приостановления предоставления государственной услуги не превышает 10 рабочих дней, который исчисляется со дня направления в «личный кабинет» заявителя на Портале уведомления о приостановлении предоставления государственной услуги.
Уведомление о приостановлении предоставления государственной услуги с указанием причин и срока приостановления предоставления государственной услуги направляется в «личный кабинет» заявителя на Портале в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
Заявитель представляет документы, указанные в уведомлении о приостановлении предоставления государственной услуги, вместе с уведомлением о приостановлении предоставления государственной услуги (либо информацией о номере уведомления) в МФЦ не позднее 10 рабочих дней со дня вынесения решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
При получении документов, МФЦ в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем представления заявителем документов, направляет указанные документы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, направившее заявителю уведомление о приостановлении государственной услуги.
При получении документов, ОСЗН района УСЗН АО города Москвы регистрирует указанные документы в соответствующей информационной системе города Москвы в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем поступления таких документов.
Предоставление государственной услуги возобновляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в соответствующей информационной системе города Москвы документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.2-2.5.1.1.12 Административного регламента.
ОСЗН района УСЗН АО города Москвы информирует о возобновлении предоставления государственной услуги через «личный кабинет» заявителя на Портале в срок не позднее окончания рабочего дня, в котором возобновлено предоставление государственной услуги.
Формы получения
Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, работников МФЦ
1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, работников МФЦ.
2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», настоящим Регламентом.
3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:
3.1. Нарушения срока регистрации запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг.
3.2. Требования от заявителя:
3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
3.4. Отказа заявителю:
3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в ОСЗН района УСЗН АО города Москвы, рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) ОСЗН района УСЗН АО города Москвы по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.
Жалобы на решения руководителя Департамента, в том числе на решения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя), принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, подаются заявителями в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственной услуги по принципу «одного окна» в соответствии с соглашением о взаимодействии с Департаментом, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Комитетом государственных услуг города Москвы.
5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
5.3. Почтовым отправлением.
5.4. С использованием Портала с момента реализации на Портале соответствующей технической возможности.
5.5. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. Жалоба должна содержать:
6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
6.7. Требования заявителя.
6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
6.9. Дату составления жалобы.
7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статус и полномочия законного представителя заявителя подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее поступления.
9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
9.1. Отказа в приеме документов.
9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
11. Решение должно содержать:
11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя.
11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты города Москвы.
11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).
11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).
11.10(1). Информацию о действиях, осуществляемых органом исполнительной власти города Москвы, предоставляющим государственную услугу, многофункциональным центром предоставления государственных услуг либо организацией, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).
11.10(2). Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).
11.11. Порядок обжалования решения.
11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.
12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:
14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной или муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:
20.1. Размещения соответствующей информации на Портале, информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.
20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).