как подать заявление о налоговом вычете через личный кабинет налоговой
Россиянам упростили получение налогового вычета: как будет работать схема
С 21 мая 2021 года в России начинает действовать упрощенный порядок получения налогового вычета по расходам на покупку квартиры, дома, земельного участка, а также по индивидуальным инвестиционным счетам.
Изменения в законодательстве касаются вычетов по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по ипотеке. Упрощенный порядок коснется также покупки или строительства дачи. Рассказываем, как он будет работать.
Упрощенный порядок оформления налогового вычета
Раньше, чтобы получить налоговый вычет, по итогам года необходимо было подать декларацию по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие право на этот вычет. Теперь для получения вычета заявителю нужно лишь подать заявление в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Подтверждения права на имущественный вычет, а также сканирования и загрузки множества документов в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС не потребуется. Достаточно заполнить заявление, указать в нем банковские реквизиты, на которые нужно перевести средства, и оно будет сформировано автоматически.
Налогоплательщики, имеющие личный кабинет на сайте ФНС, смогут получить такие вычеты в два раза быстрее и без необходимости направления декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих право на вычет документов. Автоматизированная система ФНС обработает информацию, обратившись к необходимым источникам, например в банк, который выдал кредит или через который прошел перевод денег.
Требуемую информацию налоговые органы получат от участников информационного взаимодействия (банков), которые смогут подключиться к сервису с 21 мая 2021 года. Перечень банков-участников будет актуализироваться в специальном разделе на сайте ФНС. Чтобы уточнить, можно ли получить налоговый вычет в упрощенном порядке, можно обратиться в банк, с которым заключен договор ипотеки.
Заявление на получение налогового вычета в упрощенном порядке
Скачать форму заявления на получение налогового вычета в упрошенном порядке
Сроки оформления имущественного вычета
Помимо существенного сокращения списка необходимых документов, упрощенная камеральная проверка сократит сроки получения налогового вычета. Сейчас только проверка предоставленных документов в ФНС занимает три месяца, еще 30 дней потребуется для перевода средств на счет.
По новым правилам, камеральная проверка займет 30 дней с момента оформления заявления на налоговый вычет, а деньги на счет будут перечислять в течение 15 дней после ее окончания. Срок камеральной проверки смогут продлить до тех же трех месяцев, если у налоговой появятся подозрения, что вы нарушаете законодательство о налогах и сборах.
Жанна Колесникова, руководитель коммерческой практики адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры»:
— На мой взгляд, это существенно облегчит жизнь налогоплательщикам, поскольку теперь им просто нужно сформировать электронное заявление и не придется заполнять налоговую декларацию. Как правило, именно из-за неверного заполнения декларации большинство налогоплательщиков получают отказ в предоставлении вычета. Кроме того, не нужно собирать и сканировать подтверждающие документы.
Что еще нового в упрощенном порядке
Возврат суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке при наличии у налогоплательщика задолженности, подлежащей взысканию, должен будет производиться только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Предполагается также, что при нарушении сроков возврата суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета считая с 20-го дня после принятия решения о его предоставлении будут начисляться проценты.
Еще одно нововведение касается налогового вычета. Минфин опубликовал новые разъяснения, согласно которым владелец садового участка может сделать налоговый вычет, если дом на этой земле был оформлен в его собственность в 2019 году или позже.
Сколько можно вернуть из бюджета
Россияне, которые имеют официальный доход и платят НДФЛ, могут вернуть 13% стоимости квартиры. Государством установлен лимит — максимальная сумма, с которой гражданин может получить причитающиеся ему 13%, составляет 2 млн руб. Таким образом, вернуть получится не более 260 тыс. руб. Если квартира стоила меньше установленного лимита, то им можно воспользоваться при покупке другой квартиры.
Вернуть уплаченные налоги из бюджета также можно, если квартира куплена в ипотеку. Россияне могут получить 13% из бюджета от уплаченных процентов по жилищному кредиту. При этом лимит вычета выше — 3 млн руб. Таким образом, вернуть получится 390 тыс. руб. Воспользоваться этим правом можно только один раз.
В результате эти два вычета составляют серьезную сумму — 650 тыс. руб. Если имущество было приобретено в браке и является совместной собственностью, то право на вычет имеет каждый из супругов. Таким образом, семья может вернуть до 1,3 млн руб. из уплаченных налогов.
Инструкция по оформлению имущественного вычета
Введение нового упрощенного порядка не отменяет возможности воспользоваться имущественным вычетом по старым правилам. Это подойдет в том числе физлицам, которым необходимо подтверждать расходы, проводимые не в рамках банковского кредитования, или финансовая организация не подписала в ФНС договор об информационном взаимодействии.
Рассмотрим правила, которые действуют до вступления упрощенного порядка. Для оформления имущественного вычета необходимо зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. В него также можно войти, если у вас уже действует аккаунт на сайте госуслуг. После завершения регистрации в личном кабинете нужно получить электронную цифровую подпись — и можно приступать к оформлению заявления на имущественный вычет с покупки недвижимости.
Здесь необходимо выбрать территориальный налоговый орган для подачи декларации и год, за который необходимо получить имущественный вычет.
Далее заполняем налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ) на сайте. Она подгрузится автоматически с необходимыми данными из справки по форме 2-НДФЛ. Если на сайте ФНС нет данных об уплаченных налогах за предыдущие годы, то справку нужно получить в бухгалтерии по месту работы.
Выбираем объект недвижимости, в отношении которого нужно получить имущественный вычет, и вносим сумму расходов, потраченную на приобретение имущества.
Чтобы получить имущественный вычет онлайн, необходимо сделать сканы документов:
После загрузки и отправки всех необходимых документов следует написать заявление о возврате уплаченных налогов из бюджета с указанием номера счета, куда нужно перечислить вычет. Далее ожидать рассмотрения заявления налоговым органом.
Более полная и подробная информация — в материалах «РБК-Недвижимости» о налоговом вычете при покупке квартиры.
Как заполнить заявление на возврат налога?
Если вы подаете декларацию 3-НДФЛ для получения налогового вычета, то вам нужно заполнить заявление на возврат. Причём вид вычета не имеет значения: если декларация сформирована, и сумма по ней подлежит возврату из бюджета, то без заявления вам не обойтись. В нём указываются банковские реквизиты, куда будут перечислены денежные средства.
Если вы заполняете и отправляете декларацию онлайн через личный кабинет налогоплательщика физического лица, то программа сама предложит сформировать заявление на возврат сразу после отправления декларации.
При оформлении заявления программа автоматически подтянет часть данных из личного кабинета — вам останется заполнить лишь реквизиты счёта. Учтите, что налоговая инспекция перечислит деньги только на счёт самого налогоплательщика. Счета третьих лиц указывать нельзя. После внесения всех данных можно отправлять заявление в инспекцию.
Согласно законодательству, возврат налога должны произвести в течение одного месяца со дня получения инспекцией заявления, но не ранее срока окончания камеральной проверки (п. 6 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 21.02.2017 г. N 03-04-05/9949). При этом камеральная проверка проводится в течение трёх месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ). То есть максимальный срок для возврата составляет 4 месяца.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что необязательно вместе с декларацией подавать заявление на возврат. Его можно подать после того, как инспекция проведёт камеральную проверку и подтвердит сумму к возврату. Отслеживать ход проверки можно во вкладке «Налог на доходы ФЛ и страховые взносы» в разделе «Декларация по форме 3-НДФЛ».
В 2017 году ФНС России утвердила новую форму заявление о возврате (приложение № 8 к приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@).
На первом листе отражается общая информация о налогоплательщике, о налоге, который он хочет вернуть, и за какой период. Код по ОКТМО переносится из 1 раздела справки 2-НДФЛ. Мы делаем возврат по НДФЛ, для этого налога предусмотрен свой код бюджетной классификации: 18210102010011000110.
На втором листе следует внести банковские реквизиты, куда будет осуществлено перечисление денежных средств, а также паспортные данные.
Если вы указали ИНН, то вы вправе не заполнять 3 лист, а предоставить в инспекцию только первые два.
Если возврат суммы налога осуществляется с нарушением установленного срока, то помимо суммы налога должны быть выплачены проценты, которые начисляются за каждый календарный день нарушения срока возврата. Подробнее об этом читайте в моей статье.
Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4
Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+
АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).
ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.
Налоговый вычет через Госуслуги: когда, куда и сколько
Обратиться в ИФНС можно лично или электронно. Мы выбираем самый простой путь: рассказываем, как получить налоговый вычет через Госуслуги. Но обо всем по порядку.
Что это за фрукт?
Еще для каждого вида вычета есть свои правила. Например, у имущественного вычета остаток переносится на следующие годы, для инвестиционного вычета нельзя закрывать счет в течение трех лет, страхование жизни должно быть оформлено минимум на пять лет, а для вычета на лечение нужна специальная справка.
В стандартных случаях сумму вычитают из вашей начисленной зарплаты, выплачивая ее без удержания суммы НДФЛ или его части. Но если налог уже был удержан из зарплаты, при наличии права на вычет он будет считаться излишне уплаченным. Его государство готово вернуть. Для этого нужно заявить свое право на вычет, подав декларацию.
Когда нужно подать декларацию для вычета?
Как подать декларацию в ИФНС?
Вообще заполнить и подать декларацию можно множеством способов. Здесь и личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, и специальные программы «Декларация» и «Налогоплательщик ЮЛ», и личное обращение в ИФНС. Но портал Госуслуг позволяет заполнить декларацию и оформить налоговый вычет онлайн, без загрузки программного обеспечения и иных лишних телодвижений. Потому наш выбор предопределен.
Налоговый вычет через госуслуги: пошаговая инструкция
Итак, регистрация и авторизация завершена. Что делать дальше? Рекомендуем придерживаться такого порядка.
Шаг 1. Получаем у работодателя справку 2-НДФЛ
Без нее декларацию не подать. Это справка о размере полученного дохода и уплаченного с него НДФЛ с помесячной разбивкой. Выдается по заявлению в течение нескольких дней, это не проблема. Ее также можно выгрузить из личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС. Справки за предыдущий год появляются в личном кабинете примерно в апреле следующего года или позже, когда работодатели сдают отчеты.
Шаг 2. Находим нужную услугу
Для этого переходим на сайт Госуслуги и во вкладке «Услуги» выбираем «Налоги и финансы», а там «Прием налоговых деклараций (отчетов)».
Нужно выбрать режим «Заполнить новую декларацию» и выбрать годы, за которые будут оформлена отчетность.
Шаг 3. Заполняем форму
Сведения из профиля, которые вы внесли в личном кабинете, автоматически загрузятся из системы идентификации. Это ускорит сам процесс заполнения и поможет избежать ошибок. Останется заполнить только сведения о доходах и вычетах. Нажимает кнопку «Далее», попадаем на вкладку «Доходы».
Доходы придется добавить с помесячной разбивкой вручную или выгрузить из справки 2-НДФЛ, если она была предоставлена в электронной форме. Очередной раз нажав «Далее» попадаем на страницу вычетов. Выбираем нужный вычет, ставим в нужном месте галочку и заполняем необходимую информацию. Например, если это возврат налога за лечение, Госуслуги предлагает выбрать «Социальные вычеты» и внести сумму потраченных на это расходов.
Шаг 4. Подводим итоги и отправляем декларацию
Система выведет вас на страницу «Итоги», где покажет общую сумму дохода, сумму к возврату и предложит 3 варианта действий: «Скачать», «Экспортировать», «Сформировать файл для отправки». Если у вас есть усиленная квалифицированная электронная подпись, выбираем третий вариант и отправляем декларацию сразу в налоговую. Если подписи нет, придется скачать декларацию и подать ее лично.
По регламенту на проверку декларации уйдет до 3 месяцев. Отследить статус проверки можно в личном кабинете. Если налоговики примут декларацию, система предложит подать заявление на возврат налога.
Шаг 5. Подаем заявление о возврате налога
Как получить вычет, не выходя из дома и без бумаг?
Благодаря налоговым новациям, граждане могут получать инвестиционные и имущественные вычеты, не выходя из дома и без заполнения декларации.
Для начала несколько слов о том, что представляют собой эти вычеты.
Имущественный вычет предоставляется гражданам в части расходов на приобретение или строительство жилья, а также на погашение процентов по займам или кредитам на его погашение (п.1 ст. 220 НК РФ).
Для имущественного вычета действуют ограничения.
Расходы гражданина в части покупки либо строительства жилья ограничены размером 2 млн. рублей, а если погашаются проценты по займу или кредиту — 3 млн. рублей. То есть максимально можно вернуть деньги, соответственно, в размере 260 тысяч рублей и 390 тысяч рублей.
Если идет речь об инвестиционном вычете, то есть денежных средствах, внесенных на индивидуальный инвестиционный счет, то вычет ограничивается суммой в 400 тысяч рублей, то есть можно вернуть 52 тысяч рублей.
Важно! Отметим, что новации не касаются самих правил предоставления вычетов, меняется лишь их порядок (Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ).
В чем суть изменений?
Налоговый вычет можно получить в налоговой инспекции или у своего работодателя. В первом случае — это возврат денег в виде ранее уплаченной суммы НДФЛ, а во втором — уменьшение суммы НДФЛ, удерживаемого с зарплаты работника.
Сейчас, чтобы заявить имущественные и инвестиционные вычеты нужно собрать пакет документов, заполнить специальную налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. И если для бухгалтера заполнение декларации — обыденная вещь, то для обычного гражданина — это прохождение целого квеста.
Не секрет, что в тех же налоговых инспекциях есть компании, которые за деньги помогают гражданам справиться с трудностями и подготовить пакет документов, заполнить налоговую декларацию.
Вычет можно получить и у своего работодателя.
Вроде все просто, ведь не нужно заполнять декларацию. Но гражданину придется, как минимум, два раза посетить налоговую инспекцию. В первый раз необходимо заполнить заявление и принести подтверждающие вычет документы. А второй раз через месяц нужно получить уведомление установленной формы, которое выдают налоговики для получения вычета. И только тогда с этим уведомлением можно пойти к работодателю.
Можно воспользоваться и личным кабинетом, если есть электронная подпись. Тогда все подтверждающие документы нужно прикреплять в виде сканов. Но работнику все равно нужно идти за «бумажным» уведомлением в налоговую инспекцию. Сроки выдачи уведомления те же, что и при личном посещении налоговой инспекции.
Какие изменения действуют в части получения уведомления?
Важно! Начиная с 1 января 2022 г. у работников не будет канители с получением уведомления. Налоговики по ТКС сами направят работодателям уведомление (п. 2 ст. 219 НК РФ, п. 8 ст. 220 НК РФ).
Когда можно заявить вычеты по новым правилам?
Новый порядок действует с 21 мая 2021 г. и применяется к вычетам, которые имеют право получить граждане с 2020 года. Это означает, что с 21 мая 2021 года по упрощенному порядку можно вернуть налог по расходам, которые возникли в 2020 году.
Как по упрощенному порядку получить вычеты?
В чем состоит упрощенный порядок получения вычетов?
Во-первых, гражданину не нужно будет собирать пакет документов. Во-вторых, не нужно будет заполнять декларацию по форме 3-НДФЛ, а для тех граждан, которые желают получать вычет на работе — не нужно получать уведомление.
Для того чтобы получить вычет по упрощенному порядку, физическое лицо должно иметь свой личный кабинет.
Как получить доступ в личный кабинет?
Открыть доступ в личный кабинет можно с помощью сайта госуслуг, либо получить логии и пароль в налоговой инспекции.
Как получить вычет?
Для получения вычета нужно в личном кабинете налогоплательщика утвердить полученное предзаполненное заявление от налоговиков.
То есть гражданин должен дозаполнить заявление налоговиков, указав реквизиты банковского счета, на который будет осуществлен возврат денег.
Без этого заявления невозможно получить вычет в упрощенном порядке.
Где налоговики возьмут сведения для формирования заявления для налогоплательщика?
Источником информации являются банки и налоговые агенты.
Участие в информационном обмене с налоговиками будет добровольным, а реестр участников такого взаимодействия будет размещен на сайте налоговиков (Письмо ФНС РФ от 05.05.2021 № ПА-4-11/6227).
Это означает, что если банк или налоговый агент не присоединятся к участию в информационном обмене информацией, то налогоплательщик не сможет воспользоваться упрощенным порядком получения вычетов.
В какие сроки появится в личном кабинете налогоплательщика предзаполненное заявление?
Налоговики должны сформировать такое заявление по сведениям, представленным:
Когда можно отправить дозаполненное заявление?
Дозаполнить и отправить заявление можно в любое время. То есть порядок заявления вычетов не меняется.
А если заявление так и не появится в личном кабинете налогоплательщика?
Тогда гражданин должен обратиться к банку или налоговому агенту для того, чтобы они направили информацию налоговикам либо «по-старому» заполнять все документы.
А если у гражданина нет личного кабинета или он не захочет воспользоваться упрощенным порядком?
Сам по себе упрощенный порядок не отменяет возможность заполнения декларации 3-НДФЛ и сбора пакета подтверждающих документов.
В какие сроки будет предоставлен вычет?
Новый порядок более чем в 2 раза сокращает период получения денег.
По сравнению с ранее действовавшим порядком, сроки камеральной проверки сокращаются с 3 месяцев до 30 дней. Срок считается с момента отправки или подачи документов в налоговую инспекцию.
Далее налоговики в течение трех рабочих дней принимают решение о возврате и не позже 15 рабочих дней возвращают деньги.
То есть с момента подачи заявления до получения денег вместо прежних 4 месяцев проходит 1,5 месяца.
Как подать декларацию 3-ндфл через личный кабинет налогоплательщика
Декларация 3-ндфл: подача через Личный кабинет налогоплательщика
Подача декларации через Интернет в электронном виде возможна, только если Вы зарегистрированы на портале госуслуг или на сайте налоговой.
Прежде всего, Вам понадобится сама декларация, заполненная в специальном формате – xml. Порядок заполнения, требования – утверждаются соответствующим Приказом ФНС РФ, то есть нельзя просто получить формат xml путем конвертирования из другого формата с помощью специальных программ или сервисов. Такую декларацию Вы не сможете загрузить на сайт и подать.
Декларацию в формате xml Вы можете заполнить следующими способами:
Декларацию, сформированную в формате XML Вы сможете подать только через сайт налоговой инспекции. Обратите внимание при этом, что Вы можете сформировать Личный кабинет на сайте налоговой без посещения при этом инспекции, если Вы зарегистрированы на портале Госуслуг.
Таким образом, если Вы зарегистрированы на портале Госуслуг, Вы можете подать декларацию через сайт налоговой строго, как написано ниже, в инструкции.
Подача декларации 3-ндфл через личный кабинет налогоплательщика
Если Вы не зарегистрированы на сайте налоговой, тогда справа от кнопки ВОЙТИ кликните «Войти через госуслуги (ЕСИА)».
Вы будете перенаправлены в Личный кабинет на госуслугах, подтвердите доступ к данным, которые запрашивает сайт налоговой.
Далее пойдет процесс формирования личного кабинета. Это может занять от нескольких минут до нескольких дней.
2. В Личном кабинете кликните Жизненные ситуации:
3. Затем кликните Подать декларацию 3-ндфл:
4. Затем кликните Загрузить и Сервис предложит получить ключ электронной подписи:
Внимание: кликайте по слову ЗАГРУЗИТЬ, а не «декларация» (иначе Вас направит на страницу скачивания программы, это не нужно)
По-умолчанию уже выбран первый вариант, внизу страницы придумайте пароль и кликните Отправить запрос.
В течение 15 минут — одних суток Вы автоматически получите Электронную подпись.
5. Далее, все просто: снова кликаете Загрузить (именно по слову ЗАГРУЗИТЬ, а не «декларация»), выбираете год, за который у Вас заполнена декларация и загружаете файл декларации в формате XML:
Внимание: файл xml нельзя переименовывать. Если Вы его скачали несколько раз, он мог автоматически переименоваться. В имени файла не должно быть скобок (которые появляются при автоматическом переименовании).
При успешной загрузке Вам также будет предложено загрузить фото документов, которые необходимо подать вместе с декларацией (документы, подтверждающие Ваши расходы, то есть право на вычет).
Затем Сервис предложит сформировать Заявление о возврате налога. Сумма к возврату укажется автоматически, из файла декларации.
Внимание. Начиная с декларации за 2020 год, отдельно Заявление о возврате налога не нужно заполнять. Оно уже включено в саму форму 3-ндфл. Это третья страница по счету Вашей декларации.
И все, декларация и Заявление поданы. Как видите, визит в налоговую не требуется.
Если Вы официально трудоустроены, Вы имеете право на возврат из налоговой инспекции до 13 % расходов на обучение, лечение или покупку жилой недвижимости!
Заполните декларацию 3-ндфл прямо сейчас:
Рассчитайте онлайн сумму компенсации, которую можно получить из налоговой инспекции, официально работая, по расходам на обучение, лечение или покупку квартиры!
Узнайте, сколько можно вернуть из налоговой: