как подать заявление в росреестр о запрете сделок без личного присутствия
Как подать заявление в росреестр о запрете сделок без личного присутствия
Если Вы опасаетесь за принадлежащие Вам на праве собственности объекты недвижимости, вы можете обратиться в офис Кадастровой палаты или МФЦ с заявлением о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие Вам объекты недвижимости без Вашего личного участия или участия Вашего законного представителя. В этом случае в ЕГРН вносится запись о таком заявлении.
Заявление также может быть подано посредством почтового отправления. В случае представления заявления посредством почтового отправления подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя.
Для Вашего удобства заявление может быть представлено в форме электронного документа.
Наличие в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости или его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, ограничения (обременения), прекращения права на соответствующий объект недвижимости.
Запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) не препятствует осуществлению государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости, если основанием для государственной регистрации права является вступившее в законную силу решение суда, а также требование судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также иных случаях, установленных федеральными законами.
Запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) погашается на основании:
Защищаем свою недвижимость – запрет на сделки без личного присутствия собственника.
Владение недвижимостью, это не только большая радость, но и большая ответственность. Именно поэтому, во времена, когда мошеннические схемы не только усовершенствуются, но и растут в количественных показателях, очень важно обезопасить себя и свою собственность.
Именно с этой целью в Росреестре появилась возможность оформить заявление на запрет совершения каких-либо сделок по недвижимому имуществу в отсутсвие собственника – будь то продажа, дарение, передача в залог, мена и т.п. – все сделки будут невозможны без личного присутствия собственника объекта недвижимости.
Любые попытки по совершению сделок «без Вас» (представителем на основании доверенности) будут оставлены без рассмотрения, поскольку в выписке из ЕГРН при проверке недвижимости будет присутствовать соответствующая запись.
Как оформить заявление на запрет совершения сделок без присутствия собственника объекта недвижимости
Для внесения в ЕГРН Росреестра записи о запрете сделок с недвижимостью без личного присутствия собственника необходимо обратиться в ближайший многофункциональный центр «Мои документы».
Важно! Подать соответствующее заявление может только лично собственник!
После заполнения соответствующей формы, Вам выдадут расписку, что заявление получено и передано в обработку. Также Вы можете скачать бланк заявления, распечатать и заполнить дома, а потом просто занести и зарегистрировать его в МФЦ.
Последствия наложения запрета на совершение сделок в отсуствие собственника
Данный запрет распространяется на все виды действий с объектом недвижимости: регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременений. На сделки по продаже, покупке, дарению, передаче в залог. мене, выделению долей и т.д. Вашего объекта недвижимости.
Как проверить – зарегистрирован ли запрет на сделки без присутствия собственника?
Как мы уже обозначили, после регистрации такого заявления в Единый Государственный Реестр Недвижимости вносится запись, которая свидетельствует о наличии запрета любых действий с недвижимостью без присутствия собственника.
Если Вы не собираетесь в обозримом будущем совершать какие-либо сделки с Вашим недвижимым имуществом, то мы настоятельно рекомендуем оформить данный запрет, который сможет защитить недвижимость от каких либо незаконных посягательств.
В МФЦ МОЖНО НАЛОЖИТЬ ЗАПРЕТ НА СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ
В последнее время средства массовой информации изобилуют материалами о конкретных фактах мошенничества с недвижимостью. По комментариям специалистов различных органов, сегодня легко можно остаться без жилья или своей доли даже своевременно не узнав об этом.
Несмотря на то, что такая услуга действует уже шесть лет, популярность ее резко возросла именно сейчас.
Что такое запрет на сделки с недвижимостью и как его оформить
Запрет на совершение сделок — это невозможность регистрации права на недвижимость в государственных органах без личного присутствия собственника. Росреестр возвратит поступившие на регистрацию документы, если в ЕГРН будет запись о проведении регистрации лично владельцем, а при этом собственник жилья будет отсутствовать.
Механизм наложения такого запрета появился еще в 2013 году. Данная мера помогает обезопасить себя и свое имущество от мошеннических действий по:
Указанные случаи мошенничества могут произойти при утере паспорта или документов о праве собственности, а также в случае длительного отъезда владельца недвижимости. Кроме того, данный способ позволяет защитить права престарелых граждан, которых легко ввести в заблуждение и обмануть.
Установить запрет на совершение сделок с недвижимостью можно через:
Как оформить запрет через МФЦ
Обратиться в МФЦ можно лично или через законного представителя, действующего на основании нотариальной доверенности. Оформить запрет можно в отношении любой недвижимости, если она состоит на кадастровом учете, это может быть квартира, дом, комната или машино-место. Если собственников у имущества несколько, наложить запрет можно только на свою долю.
Порядок
При подаче заявления через МФЦ для экономии времени лучше записаться на прием заранее по телефонам 4-03-80;4-03-86;4-03-02;4-03-10 (специалист coll-центра обсудит и зафиксирует удобное для Вас время посещения МФЦ), или прийти заблаговременно в МФЦ лично (администратор выдаст именной талон). Посетить МФЦ можно и без предварительной записи. Центры принимают граждан в порядке «живой» электронной очереди.
Взять талон «Услуги Росреестра и кадастровой палаты», в разделе «прием документов». Дождаться вызова.
Услуга предоставляется бесплатно, государственная пошлина за подачу заявления не взимается. Сведения о невозможности регистрации прав на недвижимое имущество без получения личного присутствия собственника вносятся в ЕГРН через 5 дней после подачи заявления. Так как МФЦ выполняют посредническую функцию между заявителем и регистрирующим органом, сотрудникам центра требуется еще 2 дня для передачи поступившего обращения в Росреестр. Таким образом услуга будет получена в течение 7 рабочих дней.
Регистрационные действия могут быть произведены с выдачей заявителю выписки из ЕГРН. Если собственник заинтересован в получении такой «бумаги», ему необходимо указать об этом в соответствующей графе заявления. В этом случае сотрудник МФЦ выдаст заявителю расписку, в которой будет указана дата повторного приема, на котором он сможет забрать выписку из ЕГРН с советующей пометкой о запрете.
Основания для возврата заявления:
Работник отделения МФЦ поможет правильно заполнить заявление.
Можно ли снять запрет
Запрет будет действовать бессрочно, пока:
В случае смерти лица, установившего запрет, о прекращении записи в ЕГРН должен заявить вступивший в права наследования новый собственник. В случае отзыва ранее поданного заявления о запрете совершения сделок установлена государственная пошлина в размере:
Росреестр и мошеннические сделки с ЭП. Как защитить свое имущество?
Только ленивый не написал о том, что квартиру у собственника якобы можно увести, если подать в Росреестр договор купли-продажи или дарения, который подписан с помощью электронной цифровой подписи. Сама подпись при этом получается либо путем сговора с сотрудниками удостоверяющего центра, либо по липовой доверенности там же.
Росреестр активно рекламирует услугу запрета действий с недвижимостью без личного участия. Если есть такая отметка, Росреестр не будет регистрировать сделки по доверенности. Но распространяется ли этот запрет на документы, подписанные ЭП и поданные электронно?
СМИ часто пишут о мошенничестве с ЭП. По их мнению, подача такого заявления в Росреестр — это способ обезопасить себя от мошенников. Но я тут теряю логику: сначала пишем об ЭП, а затем рекомендуем запретить сделки по доверенности. Это же не одно и то же!
Иными словами, если я подал в Росреестр заявление о запрете действий без личного присутствия, можно ли совершать другие сделки с помощью ЭП? Если следовать формальной логике, другие сделки совершать можно, потому что закон приравнивает ЭП к собственноручной подписи. Но тогда существует ли способ себя обезопасить? Не везде есть аналогичное заявление «ограничить действия с ЭП».
Могу я хотя бы проверить, выдавалась ли когда-нибудь на мое имя ЭП, по аналогии с кредитной историей?
Алексей, электронная подпись для многих граждан остается некой загадочной вещью. Все знают, что ее можно оформить. Но что ей подписывать и как защитить имущество от ее несанкционированного использования — понятно не всем.
Я оформил ЭП на свое имя и попробовал ее в действии. Основная задача эксперимента — выяснить, может ли узнать простой гражданин, что на его имя оформили такую подпись и начали ее использовать в мошеннических целях.
Расскажу, что выяснил и как обезопасить себя, если используете электронную подпись.
Дисклеймер
Мошенники появились задолго до того, как возникли банки и электронные подписи. Ни одному государству мошенники не нравятся. Они выводят деньги из реальной экономики, не платят налоги сами и уменьшают налоговую базу обычных граждан. Поэтому государство усложняет мошенникам жизнь — придумывает гербовые бланки, печати, государственную регистрацию сделок и электронные подписи.
Мошенники ищут способы перехитрить государство и собственников. Государство эти способы выявляет и делает так, чтобы никто не мог ими воспользоваться. Эта борьба длится веками, и появление электронных услуг не поставит в ней точку.
Электронные подписи и электронные услуги в целом не защищают от мошенников. Но сильно осложняют им жизнь. А в некоторых случаях — осложняют жизнь и простым гражданам, если они не знают, что это за услуги и какие правила безопасности нужно соблюдать. Но если вы знаете все тонкости работы системы — мошенникам можно противостоять.
У собственника действительно украли квартиру с помощью ЭП?
Такой факт действительно имел место. В октябре 2018 года была совершена сделка дарения квартиры между жителем Москвы и жителем Уфы. Дарственная подписывалась электронными подписями без участия нотариуса. После этого сделку зарегистрировали в Росреестре. Сами участники сделки утверждают, что ЭП никогда не получали.
Собственник квартиры в Москве узнал о потере собственности только в мае 2019 года: в квитанциях на оплату коммунальных услуг в графе «собственник» появилась новая фамилия.
Пресса делала много предположений, как именно это могло произойти. Но на сегодняшний день это только версии. По этой сделке возбудили уголовное дело, сейчас ведется следствие. Сотрудники полиции комментариев не дают — это обычная практика по таким делам.
Владелец московской квартиры обратился в суд с иском о признании сделки недействительной. Дело № 02-3237/2019 рассматривает Бабушкинский районный суд Москвы, а судебное заседание назначено на 25 июля 2019 года.
О перспективах пока говорить сложно, но, учитывая, что новый владелец квартиры на нее не претендует, сделку дарения могут отменить.
Что такое ЭП
Электронная подпись — аналог собственноручной подписи. Она нужна, чтобы удостоверять электронные документы. Существует два вида ЭП — простая и усиленная.
Простая подпись — это подпись с кодами и паролями. Она подтверждает сам факт того, что человек решился сформировать себе электронную подпись. Эту комбинацию из логина и пароля можно использовать на госуслугах или при документообороте с физическими лицами.
Утверждается, что подделать усиленную подпись невозможно. Так это или не так — достоверно не известно, но информации о подделке таких подписей в открытых источниках мне найти не удалось.
Выдать ЭП может удостоверяющий центр, у которого есть аккредитация в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Как получить ЭП
Я прошел процедуру и получил электронную подпись.
На сайте Минкомсвязи есть список аккредитованных удостоверяющих центров. Можно выбрать ближайший к дому. Регистрация на процедуру оформления не влияет — я получал ЭП в 400 километрах от города, где зарегистрирован.
Посещать удостоверяющий центр придется лично. По доверенности ЭП не выдается. Но никто не мешает мошенникам получать подпись по паспорту с переклеенной фотографией: такую схему давно используют, чтобы получить кредит по украденному паспорту.
Стоит такая подпись 1400 рублей. Срок действия — год, потом нужно заплатить 600 рублей, чтобы ее продлить, или она перестанет работать.
Как пользоваться ЭП
Сразу пользоваться электронной подписью не получится — нужно настроить компьютер. Можно обратиться к специалистам центра, который выдал ЭП, они все сделают сами. А можно самостоятельно скачать все необходимые программы с сайта удостоверяющего центра.
У меня на ноутбуке была установлена операционная система Линукс. Самостоятельно настроить ее для работы с ЭП я не смог, а к специалистам ехать было далеко. Пришлось установить привычный для многих Виндоус 10. После этого все необходимые приложения без проблем установились в автоматическом режиме.
С этого момента логин и пароль для авторизации в системе ЕСИА становятся не нужны. Достаточно вставить носитель с ЭП и при авторизации указать, что входите с электронной подписью. Система потребует только ввести пин-код к ЭП.
Пин-кода нет ни в одном документе, который мне выдали при получении подписи. Я его узнал, когда позвонил по телефону сервисной службы. Пин стандартный для всех: 12345678. Сотрудник сервисной службы не рекомендовал его менять: новый пин-код владелец забудет, а сайт госуслуг все равно будет требовать стандартный пин. Это означает, что, если физический носитель ЭП украдут или вы случайно его потеряете, воспользоваться этой подписью может кто угодно.
Какие есть риски, если оформить ЭП
Пока произошла только одна сомнительная сделка с использованием ЭП. Поскольку в результате нее собственник потерял права на недвижимость, Росреестр решил подстраховаться и предложил гражданам не регистрировать сделки без их личного участия. Для этого нужно подать специальное заявление.
Но даже такой отказ не дает гарантий, что электронную подпись не смогут использовать в противоправных целях. Даже если наложить запрет на регистрацию сделок с собственностью без личного участия, юридическую силу электронной подписи это не отменяет. Да, с помощью нее уже нельзя будет подарить или продать квартиру, но на любом другом документе она будет равнозначна обычной подписи. И здесь возникнут уже другие риски.
Например, мошенники могут оформить юрлицо без посещения налоговых органов. Инструкция, как это сделать, есть на сайте госуслуг. А потом мошенники могут от имени учредителя подписать приказ о назначении директора и бухгалтера и открыть счет в банке. Отвечать за любые незаконные действия мошенников, скорее всего, придется человеку, который не имеет к этому никакого отношения.
А еще недобросовестный муж может подать документы через госуслуги на развод и подписать их электронными подписями — своей и жены. Причем супруга, возможно, узнает об этом только через несколько лет, когда выяснится, что совместно нажитого имущества у них нет, брак расторгнут уже давно по обоюдному согласию и делить нечего.
Как защитить себя
Даже в такой ситуации можно защитить себя и свое имущество.
Запрашивать все удостоверяющие центры, выдавалась ли на ваше имя ЭП, бесполезно. Сейчас, когда я пишу эту статью, в России, по данным Минкомсвязи, действует 493 удостоверяющих центра. Этот список не окончательный: некоторые центры прекращают свою деятельность, появляются новые. Отправлять в них запросы технически сложно, тем более во все 493.
Информацию о сертификатах ЭП вносят в единый реестр. Закон разрешает запрашивать информацию из этого реестра, в том числе в электронном виде. Но в запросе нужно будет указать серийный номер сертификата. Если его не знаете, запрос сделать не получится.
Выпущенную ЭП можно отозвать — закон это разрешает. Но делать это должен тот удостоверяющий центр, что выдал электронную подпись. Туда нужно будет подать заявление — на бумажном носителе или в формате электронного документа. Если подпись оформили мошенники и вы не знаете, в каком удостоверяющем центре они это сделали, то подать заявление будет затруднительно.
Я вижу следующие способы защиты.
Зарегистрировать учетную запись на портале госуслуг и подключить к ней смс-уведомления и уведомления на электронную почту о проводимых операциях.
Регулярно отслеживать раздел «Последние действия» на госуслугах. Если кто-то зарегистрирует там полученную без вашего участия ЭП, это отобразится в списке операций. Также будет видно, к каким ресурсам обращался мошенник с использованием ЕСИА. Если он заходил на сайт Росреестра, в налоговую или в загс, нужно обратиться туда с заявлением о приостановлении действий с использованием ЭП. В крайнем случае можно будет обратиться в суд и потребовать наложить судебный запрет до того, как сделку зарегистрируют. Судебный запрет — это дело небыстрое, но, по крайней мере, будут доказательства, что вы пытались противостоять мошенникам. Кстати, если у вас будет собственная электронная подпись, можно попробовать отменить сделку, пока ее не зарегистрировали.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Росреестр назвал четыре способа защитить жилье от мошенников
Случаи с мошенничеством при покупке, продаже и аренде жилья не редкость. Аферисты придумывают все более изощренные способы, чтобы завладеть чужой недвижимостью. Для того чтобы уберечь свою собственность, нужно знать основные методы защиты и своевременно их применять.
Росреестр разъяснил, какие существуют способы защиты при совершении сделок со своей недвижимостью.
Способ № 1. Подайте заявление о невозможности проведения сделок без вас
Самый простой способ защиты — подать заявление о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие вам объекты недвижимости без вашего личного участия. В Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) будет внесена запись о таком заявлении, и документы, поданные без личного участия собственника (например, по доверенности), рассматриваться не будут. Их возвратят обратно заявителю.
Данный механизм введен в 2013 году и позволяет минимизировать риски мошенничества (например, при утере паспорта или документов о праве собственности) в случае длительного отъезда правообладателя. Также это помогает защитить права престарелых граждан, которых недобросовестные лица могут обмануть или ввести в заблуждение. Исключением являются случаи, когда основанием для учетно-регистрационных действий является вступившее в силу решение суда или требование судебного пристава-исполнителя. В этом случае обозначенная выше запись в ЕГРН не учитывается, отметили в Росреестре.
Такое заявление можно подать в отделениях МФЦ, в личном кабинете на сайте Росреестра (в этом случае нужно иметь усиленную квалифицированную электронную подпись), а также в офисах Федеральной кадастровой палаты (если заявление подается экстерриториально). Это можно сделать и по почте — тогда подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариально.
Читайте также:
Способ № 2. Сообщите в ЕГРН свой адрес почты для защиты электронной подписи
В 2019 году вступили в силу поправки в Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые регламентировали порядок использования усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) при сделках с недвижимостью. Теперь оформление сделок с помощью УКЭП возможно только с письменного согласия собственника недвижимости, которое он предварительно направил в Росреестр. Другими словами, без разрешения правообладателя зарегистрировать переход права собственности на основании электронных документов (например, на основании электронного договора купли-продажи) невозможно.
Исключением являются случаи, когда документы на регистрацию в электронном виде направляет орган государственной власти, орган местного самоуправления или нотариус, у которых с Росреестром налажено межведомственное взаимодействие. Или если электронные документы подписаны УКЭП, квалифицированные сертификаты ключей проверки которых выданы ФГБУ «ФКП Росреестра». Также исключение составляют случаи, когда документы в Росреестр направляет кредитная организация.
Росреестр всегда уведомляет собственников (по почте или по электронной почте) в случае поступления на регистрацию электронных документов в отношении их объектов недвижимости. Если вдруг правообладатель получит такое сообщение и окажется, что ни он, ни его представители никаких документов не подавали, он сможет оперативно уведомить об этом Росреестр и сделка не состоится. Для защиты от аферистов гражданам необходимо обратиться в МФЦ и направить заявление о внесении в ЕГРН актуального адреса своей электронной почты. Это позволит ведомству оперативно направлять собственникам важные уведомления и предотвратит возможные случаи мошенничества, говорится в сообщении ведомства.
Способ № 3. При покупке жилья внимательно проверьте документы продавца
Покупателям стоит учитывать, что продавать недвижимость может только собственник. Поэтому сначала следует внимательно изучить правоустанавливающие документы. К ним относятся договоры передачи (приватизации), дарения, купли-продажи, участия в долевом строительстве и т. д. То есть документы, на основании которых возникло право собственности у нынешнего владельца или владельцев объекта недвижимости.
Требуйте от продавца предоставить оригиналы документов на собственность. Если вам их не показывают, это должно насторожить. Кроме того, попросите продавца предоставить выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Это также поможет убедиться, что продавец квартиры является ее законным собственником.
Заказать и получить выписку можно с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, на портале госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра».
Способ № 4. Изучите выписку ЕГРН и доверенность на подлинность
Убедитесь, что вы покупаете объект недвижимости действительно у его актуального собственника (сверьте указанные в выписке фамилию, имя, отчество, паспортные данные с информацией в паспорте, а также в документе, по которому продавец приобрел объект). Проверьте, чем именно (объектом недвижимости или долей в праве на него) владеет человек, с которым вы собираетесь совершить сделку, — другими словами, единственный он собственник объекта недвижимости или нет. Также стоит проверить, нет ли зарегистрированных прав на данный объект у несовершеннолетних. В данном случае продавец должен предоставить разрешение органов опеки и попечительства на продажу, советует Росреестр.
Перед покупкой необходимо внимательно изучить, как часто переходили права на объект недвижимости. Стоит насторожиться, если в короткий период времени переходы прав были очень частыми. В такой ситуации потенциальным покупателям желательно убедиться, что все сделки в цепочке соответствуют закону и не нарушают прав всех участников, так как судебное оспаривание даже одной из них может привести к потере имущества последним собственником. Для этого необходимо заказать выписку о переходе прав на объект недвижимости.
Эта выписка является общедоступной, поэтому потенциальные покупатели могут самостоятельно убедиться в точности предоставленных продавцом сведений. Особо внимательно стоит отнестись к сделке, если продавец действует от лица собственника по нотариальной доверенности. Проверить подлинность доверенности можно на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты.