как подписать договор на вывоз мусора

Договор с региональным оператором на обращение с ТКО: ловушки договора и как их избежать

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) заключается между управляющей домом организацией и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и расположены места (площадки) их накопления. Эти договора являются обязательными, имеют сложную структуру и относятся к категории публичных договоров с регулируемым тарифом. Для любой управляющей организации крайне важно избежать отдельных «ловушек», которые региональный оператор стремится включить в договор.

Договор с региональным оператором при прямых договорах

ТКО – не является коммунальным ресурсом, а региональный оператор формально не является ресурсоснабжающей организацией. Между тем, с поставщиком коммунального ресурса регионального оператора роднит очень много: монополизм, регулируемый тариф и примерно схожий механизм договорного регулирования. Более того, ст. 157.2 ЖК РФ называется «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами», т.е. она полностью объединяет и регионального оператора, и поставщика ресурса.

Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами установлен в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Порядок № 1156).

В соответствии с п. 2 Порядка № 1156, «потребитель» – это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Управляющие организации и ТСЖ не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ст. 157.2 ЖК РФ. Таким образом, при переходе на прямые договора формальной обязанности по заключению договоров с региональным оператором не возникает, поскольку именно он будет являться исполнителем коммунальной услуги.

Вместе с тем, практика идет по такому пути, при котором региональный оператор, потребители которого перешли на прямые договора, часто предлагает заключить управляющей организации соглашение о сотрудничестве. Целесообразность заключения подобных соглашений для управляющих организаций сомнительна, поскольку в них обычно прописывается снятие ответственности с регионального оператора при расплывчатых форс-мажорах (например, при невозможности вывезти мусор из-за перекрытого машиной доступа к контейнерам). Поэтому в заключении таких соглашений нужно быть предельно аккуратным, чтобы не взять на себя дополнительную ответственность за услугу, которую оказывает постороннее лицо (региональный оператор).

Одновременно следует помнить, что переходу на прямые договора предшествует направление в адрес поставщика ресурса пакета сведений, состоящего из 8 пунктов и приводимого в п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (например, ФИО собственника, паспортные данные и пр.). Передавать эти сведения региональному оператору у управляющей организации обязанностей нет. Эти сведения предоставляются лишь «соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях», а региональный оператор ресурсоснабжающей организацией не является (хотя порой требует от управляющей организации заполнения так называемого «транспортного файла», не желая выполнять эту работу самостоятельно).

Общий алгоритм заключения договора с региональным оператором

Согласно общей норме, при смене способа управления новая управляющая организация в 3-дневный срок обязана уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 8.2 Порядка 1156). При этом основанием для заключения договора также может выступать предложение регионального оператора в виде оферты договора на обращение с ТКО (п. 8.4 Порядка 1156).

По общей схеме управляющая организация направляет в управляющую организацию заявку на заключение договора, в которой указываются:

как подписать договор на вывоз мусора. Смотреть фото как подписать договор на вывоз мусора. Смотреть картинку как подписать договор на вывоз мусора. Картинка про как подписать договор на вывоз мусора. Фото как подписать договор на вывоз мусора

визиты потребителя (по данным из ЕГРЮЛ, банковские реквизиты, доверенность);
б) адрес многоквартирного дома;
в) сведения об ОКВЭД (виде хозяйственной деятельности), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год (п. 8.6 Порядка 1156).

Просчитать сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год может быть весьма затруднительным, поэтому часто они указываются примерно (формально).

К заявке потребителя прилагаются следующие документы:
— копия решения органа государственного жилищного надзора об управлении многоквартирным домом данной управляющей организацией (либо данные с сайта ГИС ЖКХ);
— протокол общего собрания о создании ТСЖ (для управляющей организации – лицензия);
— данные о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами) (п. 8.7 Порядка 1156).

Ловушки договора, которые важно избежать управляющей организации

«Мусорную реформу» делали в большой спешке, подгоняя под нее соответствующее законодательство. Поэтому порядок заключения договоров на обращение с ТКО отличается от порядка заключения договоров ресурсоснабжения.

Типовые оферты от регионального оператора содержат ряд ловушек, которые важно избежать.

1. Сроки заключения договора

В ГК РФ есть норма о том, что стороны могут передать спор на рассмотрение суда спустя 30 дней после направления протокола разногласий на договор, если он не был согласован второй стороной. В случае обращения с ТКО сроки иные.

Если вместе с заявкой сведения были поданы не все, то региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя их дозапрашивает (одновременно приостанавливая рассмотрение заявки). Если в течение последующих 15 рабочих дней недостающие сведения представлены не будут, то региональный оператор возвращает заявку с указанием причин возврата (п. 8.8 Порядка 1156).

После (или в случае) направления управляющей организацией комплектной заявки на заключение договора, региональный оператор рассматривает ее 15 рабочих дней со дня поступления и направляет потребителю 2 экземпляра, подписанного со своей стороны проекта договора. Данный договор – типовая форма, приведенная в Приложении к Порядку 1156.

Затем (после получения договора) у управляющей организации есть 15 рабочих дней (а не 30!) на то, чтобы рассмотреть данный договор, подписать его и направить 1 экземпляр договора региональному оператору.

Допускается направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ (то есть, подготовить протокол разногласий) (п. 8.11 Порядка 1156). Региональный оператор будет обязан рассмотреть протокол разногласий в течение 10 рабочих дней (п. 8.16 Порядка 1156).

В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления типового проекта договора, управляющая организация не направит ответ, то произойдёт акцепт. Даже не подписанный договор будет считаться заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора (п. 8.12 Порядка 1156).

Интересно то, что в рамках преддоговорного спора региональный оператор «всегда прав». Если управляющая организация сделала протокол разногласий и направила его региональному оператору, а разногласия не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий, то договор считается заключенным на условиях типового договора (то есть, в редакции регионального оператора) (п. 8.15 Порядка 1156).

Если же региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий, то потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения (п. 8.16 Порядка 1156).

То есть варианта, при котором можно было бы оспорить какие-то условия в Порядке 1156 – нет, что до известной степени противоречит ст. 445-446 ГК РФ о преддоговорных спорах. Однако все это не означает, что управляющей организации не нужно заявлять о своих возражениях на условия договора.

2. Акцепт акта приема-передачи оказанных услуг

Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами (п. 7 Приложения 1 к Порядку 1156).

Региональные операторы обычно дополняют это условие следующим образом:
— меняют 10 рабочих дней на 3 или 5;
— указывают про акцепт не только сверки (в случае ее невозврата), но и акта приема-передачи оказанных услуг (чтобы им было проще взыскивать задолженность).
Такое условие мы также не принимаем, сверяясь с типовой формой договора, указанной в Приложении к Порядку 1156.

3. Завышение фактически не оказанных услуг

Довольно часто региональный оператор включает в договор условие о своем праве на одностороннее увеличение вывезенных им объемов ТКО. Это может звучать так: «В случае отсутствия со стороны Исполнителя коммунальных услуг в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документальна подтвержденных возражений относительно объема и качества оказанных Региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по настоящему договору, услуги считаются оказанными и подлежат оплате Исполнителем коммунальных услуг в полном объеме».

Важно не только наличие возражений, но их мотивированность с документальным подтверждением. При этом бремя доказывания в этом случае лежит на управляющей организации. Такое условие противоречит Приложению к Порядку 1156 и его надо исключать, чтобы не принимать на себя эти риски.

4. Необоснованное освобождение от ответственности

В типовом договоре есть раздел VII «Обстоятельства непреодолимой силы». В нем приводится общая формулировка о том, что «Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы».

Между тем, региональные операторы «выворачивают» это условие следующим образом: «Региональный оператор освобождается от ответственности за полное и (или) частичное неисполнение своих обязательств по настоящему договору при наличии обстоятельств, делающих исполнение невозможным, а именно: отсутствие беспрепятственного доступа мусоровоза к месту накопления отходов (в том числе из-за парковки автотранспорта, и иных объектов, ограничивающих подъезд мусоровоза к месту накопления ТКО)».

То есть фактически, своим договором региональный оператор стремится отнести на управляющую организацию ответственность за действия третьих лиц (автомобилистов) и не отвечать за несвоевременный вывоз мусора.

В любом договоре по обращению с ТКО есть порядка 15-20 всевозможных ловушек, которые нужно выверять, чтобы не принимать на себя дополнительные риски. Это непростая, но важная работа, которая требует ответственного подхода и понимания собственных интересов управляющей организацией.

Источник

Могу ли я отказаться от услуг УК по вывозу строительного мусора?

Купил квартиру без отделки у застройщика «А101». Недавно подписал акт приема-передачи и заключил договор с его управляющей компанией. После этого УК предложила в обязательном порядке подписать договор о вывозе строительного мусора.

Так законно? На мой взгляд, это навязанная услуга. Мусор могу вывезти сам на газели — будет намного дешевле.

Объясните, пожалуйста, как действовать.

Александр, если вы не хотите подписывать договор на вывоз строительного мусора, не подписывайте. Это необязательная коммунальная услуга, тарифы на которую государством не регулируются. Поэтому заключить такой договор вы можете только по своему желанию.

Но есть исключение: если большинство ваших соседей на общем собрании собственников решат оплачивать услугу по вывозу строительного мусора, вам придется исполнять это решение. Если же общего собрания не было, то даже если УК включит вам услугу по вывозу строительного мусора в квитанцию за ЖКУ, то вы имеете право ее не оплачивать.

Какие договоры обязательны для собственника квартиры

Когда человек въезжает в свою квартиру, он обязан заключить договоры на основные услуги: подачу холодной и горячей воды, электроэнергию, отопление, газоснабжение, водоотведение и пр. Какие-то договоры он будет заключать со своей УК или ТСЖ, а какие-то — с ресурсоснабжающими организациями, например местным отделением водоканала. Эти организации будут поставлять человеку ЖКУ и присылать платежки, которые собственник обязан оплачивать.

Среди этих услуг есть обращение с ТКО, то есть сбор, сортировка, транспортировка и утилизация твердых бытовых отходов. В эти отходы входит только бытовой мусор и мусор после косметического ремонта, в том числе крупногабаритный. Вы можете выбросить табуретки и стол, которыми пользовалась ваша ремонтная бригада, а также ненужные обои. Доплачивать за это не надо: за вывоз такого мусора вы уже и так платите по квитанции.

Еще собственники обязаны делать взносы на капитальный ремонт и оплачивать содержание жилья: услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества.

Это закрытый перечень услуг, за которые собственник обязан платить, даже если он с чем-то не согласен или не хочет. Кроме случаев, когда услуга отключена и не предоставляется.

Выбрать дополнительные услуги может большинство собственников в МКД на общем собрании — за них тоже нужно будет платить.

Услуги по вывозу строительного мусора в списке обязательных нет. В обычный бытовой тариф она не включена, поэтому вы не можете вынести к мусорным бакам оконное стекло, кирпич или куски стен.

Чтобы строительный мусор вывезли на санкционированную свалку, вы должны кому-то заплатить. Можете сами найти подрядчика или воспользоваться предложением УК. Если просто оставить строительный мусор на площадке для крупногабаритных отходов, вас могут оштрафовать.

Когда договор могут заключить вместо вас

Теоретически УК могла организовать общее собрание собственников, а ваши соседи — проголосовать за организованный вывоз строительного мусора, чтобы вокруг дома было чище. В таком случае решение общего собрания для вас обязательно.

Есть несколько вариантов развития событий. Например, в моем доме спустя четыре года после сдачи еще достаточно много квартир, которые принадлежат застройщику и различным подрядчикам. Эти компании связаны между собой и заинтересованы в том, чтобы УК и дружественные компании получали от собственников больше денег. Поэтому на общих собраниях собственники пустующих квартир голосуют за все предложения УК. У вас такое тоже могло быть, если в доме много непроданных квартир. В этом случае угроза УК включить счет за вывоз мусора в квитанцию вполне осуществима.

А в Казани, например, есть такая практика, что бюллетень заочного голосования подсовывают в момент подписания акта приема-передачи квартиры, и многие расписываются в нем не глядя. Получается, УК может без реального общего собрания собрать достаточное количество настоящих подписей за то решение, которое позволит выставить вам счет за вывоз строительного мусора. Или УК вообще нарисует протокол с фиктивными подписями.

Чтобы разобраться в происходящем, зайдите на сайт ГИС ЖКХ и поищите решения общих собраний по вашему дому. Если не найдете, письменно запросите в УК протокол собрания, на котором утверждены тарифы на вывоз строительного мусора.

Когда УК не может включить вывоз строительного мусора в квитанцию

УК не сможет включить плату за вывоз строительного мусора в квитанцию по своему желанию. Есть несколько причин:

УК в надежде на вашу невнимательность может просто так, втихую, выставить вам счет за вывоз строительного мусора. Но оплачивать его вы не должны.

Если УК захочет получить с вас деньги, у нее одна дорога — в суд. Там она должна будет доказать, что вы не платите по договору или не исполняете решение общего собрания собственников. Но если вы ничего не подписывали, а собрания не было, то доказать управляющая компания ничего не сможет.

Вправе ли застройщик требовать оплатить вывоз строительного мусора заранее

На своем сайте компания «А101» ссылается на пункт 3.2 постановления правительства Москвы от 15.01.2008 № 9 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора». Там указано, что те, кто создал мусор сверх установленных норм, должны возместить расходы УК по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.

Но есть нюанс: это постановление отменили еще в 2019 году. В принятых на замену документах — законе Москвы об отходах производства и потребления и распоряжении департамента ЖКХ Москвы об утверждении нормативов накопления ТКО — про обязанность доплачивать за сверхнормативный мусор не сказано ни слова.

Возможно, правило про доплату за сверхнормативный мусор отменили, поскольку его было слишком сложно применять. Сначала надо было установить, что количество мусора превышено, и только после этого выставлять счета.

Но даже если бы постановление № 9 не отменили, застройщик ссылается на него неправомерно. Он требует деньги за строительный мусор как за сверхнормативный бытовой, а не как за мусор после капремонта. А это разные виды отходов.

Также «А101» требует деньги вперед, тогда как даже в период действия постановления плата должна была рассчитываться по факту сверхнормативного вывоза.

Что говорит судебная практика

Когда постановление № 9 действовало, суды Москвы взыскивали с людей в пользу коммунальщиков деньги за сверхнормативный мусор. Но и тогда бывали исключения.

Например, одна московская УК выставляла счета за сверхнормативный мусор, хотя собственники не проводили общее собрание и не утверждали дополнительный тариф. Также у УК не было доказательств, что мусора было больше нормы. Дело дошло до суда, где с УК взыскали деньги, которые собственники платили за сверхнормативное количество мусора. Суд счел это неосновательным обогащением.

А в другом суде Москвы ТСЖ требовало с жителей дома заплатить за вывоз сверхнормативного объема твердых бытовых отходов. Суд отказал коммунальщикам, потому что в своих расчетах они ссылались только на объем мусора исходя из количества контейнеров, а для нормирования установлены четыре показателя, в том числе вес крупных бытовых отходов. То есть коммунальщики не смогли доказать, что нормативы, которые установлены по закону на каждого проживающего в доме, были превышены, и нужно было переходить на расчет по нормативам, установленным на квартиру.

Решение Арбитражного суда Москвы от 31.05.2018 по делу № А40-13051/18-55-98 PDF, 238 КБ

Что делать в вашем случае

Платить за вывоз строительного мусора нужно. Если было общее собрание собственников квартир, где большинство проголосовало за оплату дополнительных услуг управляющей компании, то она права: УК сможет включить в квитанцию плату за вывоз строительного мусора. Если собрания не было, вы должны сами решить, как и с помощью кого этот мусор вывозить.

Памятка для жителей «Города А101»PDF, 2,13 МБ

В любом случае соглашаться на эти условия и подписывать договор вы не обязаны. Есть обязательные ЖКУ и услуги, выбранные общим собранием собственников, — их оплачивать нужно. Остальное — на ваш выбор.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Как заключить договор на вывоз мусора?

Я живу в частном секторе в Краснодарском крае. Точкой сбора твердых коммунальных отходов, ТКО, здесь является каждая придомовая территория, и плата за вывоз мусора должна начисляться по числу проживающих по адресу.

Раньше мы заключали договоры с местной компанией по работе с ТКО на определенный срок в году и не платили за зимние месяцы. Сейчас у нас новый региональный оператор, который не хочет заключать письменные договоры с физлицами и ссылается на особый порядок предоставления услуги.

Оператор говорит, что не хочет создавать очереди в офисе. На самом деле очереди есть, потому что многим в квитанциях количество проживающих поставили наобум. Теперь приходится собирать документы, чтобы доказать, сколько человек живет в доме. Разве оператор не должен был самостоятельно взять у местной компании информацию о количестве проживающих?

Еще мы почему-то должны платить за весь год, даже если мусор не производим. Может быть так, что нельзя доказать, вывозится мусор от моего дома или нет?

Несет ли компания ответственность за некорректно выставленные счета, где количество проживающих указано неправильно? Может ли она в конце расчетного периода требовать безусловной оплаты по счетам? Могу ли я оказаться должником из-за некорректно выставленных счетов и могут ли с меня взыскать долг за тех, кто в моем доме не живет?

Подписывать бумажные договоры с каждым из тысяч потребителей коммунальщики не обязаны — вместо них существуют типовые договоры. Для всех действуют одинаковые правила, и ни вы, ни оператор не можете от них отказаться.

Если бы вы жили в многоквартирном доме, новый оператор по работе с ТКО мог бы договориться с предшественником, чтобы тот передал данные о количестве прописанных в каждой квартире. УК или ТСЖ обязаны передавать эту информацию регоператору, и для этого им даже не нужно собирать у собственников согласия на обработку персональных данных.

В частном секторе кроме собственников домов передать информацию о зарегистрированных людях просто некому. Поэтому собственники сами должны сообщить регоператору, сколько человек живет в доме. Но то, что вы не передали данные о прописанных, конечно, не дает оператору права указывать лишних людей в квитанции.

Если же у вас возник долг, неважно, по какой причине, регоператор может взыскать его через суд. Скорее всего, вы узнаете об этом только после блокировки счета в банке. Так что лучше обратится к регоператору самостоятельно — и чем раньше, тем лучше.

Объясню эту сложную систему в деталях.

Почему не нужен бумажный договор с каждым потребителем

Собственники обязаны заключить договор на вывоз ТКО с регоператором. А регоператор, в свою очередь, не может отказать в этом потребителям, если они живут в зоне его деятельности. То есть хотят собственники и операторы этого или нет, но договор между ними будет.

Правительство утвердило типовой договор для услуги по вывозу мусора, который потребители и регоператор могут дополнить. Например, стороны могут договориться, что мусор будет вывозиться чаще, а потому услуга будет стоить дороже. Но не наоборот.

Поскольку хранить тысячи одинаковых договоров с собственниками для коммунальщиков сложно, то письменно заключать их необязательно. Обычно регоператоры выкладывают на своих сайтах типовые договоры, которые действуют для всех. Это законно. Но если собственник захочет, регоператор обязан выдать ему подписанный договор.

В целом договор с регоператором считается заключенным в двух случаях:

Вот аналогия: если в квартиру поступает холодная вода, автоматически считается, что жильцы ею пользуются. Собственнику квартиры не нужен бумажный договор с водоканалом, договор между ними действует автоматически по общим для всех правилам. Юристы называют такую схему заключением договора через конклюдентные действия, иначе говоря, через молчаливое согласие.

Можно встретить ошибочное мнение, что конклюдентными действиями для услуги по вывозу ТКО будет первая плата за мусор по квитанции. На самом деле это не так. В правилах предоставления коммунальных услуг сказано, что договор с регоператором начинает действовать с момента, когда оператор начал вывозить мусор, а вы стали собственником дома или квартиры.

Исключение — периоды, когда был договор на вывоз мусора с другой организацией. Это не означает, что вы можете договориться с кем-то другим вместо регоператора. Но если регионального оператора не было или вы платили другому регоператору, то не должны платить за услугу повторно.

То есть начало работы регионального оператора — это и есть отправная точка для начисления платы, а конклюдентные действия — сам факт приобретения права собственности на жилой дом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *