как подписать договор оферты на озон
Как начать продавать на Озоне: самое полное руководство
На Postium есть руководство, как продавать на маркетплейсе Вайлдберриз. Озон — его прямой конкурент с посещаемостью более 4 миллионов человек в день. В Озоне можно купить практически любой товар, у него есть удобные постаматы и доставка курьером. Часто продавцы сотрудничают сразу с несколькими маркетплейсами, чтобы увеличить объем продаж, хотя может быть достаточно сотрудничества только с Озоном.
В данной статье расскажем, как начать продавать на Ozon: как зарегистрироваться продавцом, какие есть модели работы с площадкой, что закладывать в расходы, плюсы и минусы продаж на Озон.
Рекомендуем: Click.ru – маркетплейс рекламных платформ:
Как начать продавать на Озоне: пошаговая инструкция
Разбираем самые важные моменты сотрудничества.
Как стать продавцом на Озоне
Чтобы продавать на маркетплейсе, нужно иметь один из трех статусов:
Важное для самозанятых:
— нужно быть официально зарегистрированным, как самозанятый — модераторы вручную проверяют статус в ФНС;
— можно продавать товары только собственного производства;
— запрещены товары, для которых нужны сертификаты и маркировка (например, торты или детские вещи);
— возможна модель сотрудничества FBS и RFBS. О моделях подробнее расскажем ниже, но суть в том, что отправлять товары самозанятый может только со своего склада. Просто в первом случае товары доставляет Озон, а во втором — самозанятое лицо;
— выплаты производятся 2 раза в месяц: 15-го и 25-го числа;
— как и другим продавцам самозанятым нужно подписать договор оферты и готовить накладные и акты для отгрузки товаров (скачиваются в личном кабинете);
Модели сотрудничества с Озон
Для начала стоит оговориться, что можно не только быть продавцом на Озоне, но также стать прямым поставщиком товаров (Озон будет выступать в качестве ритейлера), открыть точку выдачи или зарегистрироваться в реферальной программе маркетплейса и получать % с продаж.
Непосредственно для продавцов товаров предусмотрено 3 модели сотрудничества (на выбор):
FBO. Продавец только возит свой товар на склад Озона. Маркетплейс сам размещает товары на сайте, принимает заказы и оплату, упаковывает товар и доставляет его покупателю.
FBS. Продавец хранит товары на своем складе. Когда покупатель делает заказ, Озон сообщает об этом продавцу через личный кабинет. Продавец упаковывает товар и готовит его к отправке. Либо передает его курьеру Озона либо доставляет в пункт приема. Доставкой до конечного покупателя занимается Озон.
Важно: работать по этой модели могут только продавцы из Москвы и Санкт-Петербурга.
RFBS. Продавец хранит товары на своем складе. Доставлять может как своими силами, так и через службу доставки Озон.
P.S. Некоторые товары можно продавать только со своего склада. Например, стройматериалы. Некоторые можно доставлять только своими силами. Обычно это касается быстропортящихся, вредных и хрупких товаров, например, живых цветов или пестицидов.
Какие расходы учитывать при сотрудничестве с Озон
Озон дает продавцам просмотры и заказы, но за это нужно платить. Типичная ошибка новичков — не учесть все расходы при выборе товара и формировании цены. Расходы, которые нужно закладывать при ценообразовании:
Комиссия. Озон берет от 4% до 15% с продаж. Размер комиссии зависит от категории. Комиссия автоматически рассчитывается и отображается в личном кабинете в списке товаров после добавления карточки товара и прохождения модерации.
Полную таблицу можно найти в базе знаний маркетплейса на seller-edu.ozon.ru. Раздел «Комиссии и тарифы Ozon».
Оплата за доставку. Цена отличается при отправке со склада Озон или при отправке со своего склада, но через службы доставки Озон.
Если со своего склада, в стоимость доставки входит:
Если товар с вашего склада, а доставка производится службой Ozon Rocket (при модели FBS) в стоимость входит:
Расходы при доставке со своего склада, но партнерами Ozon (модель RFBS) — зависит от километража.
Здесь уже нужно платить за отказ покупателя забрать товар или ваш отказ выдать товар курьеру и отвезти его до пункта приемки.
*Доставлять заказ таким способом можно только из Москвы, Подмосковья (до 30 км от МКАД), Санкт-Петербурга и Новосибирска.
Возвраты. Нужно учитывать, что практически нет товаров, которые бы выкупали в 100% случаев. И дело не только в качестве товара. Например, покупатель может взять 4 товара разного цвета и размера, чтобы посмотреть на них вживую, а в итоге забрать только 2. Оставшиеся 2 поедут назад. Соответственно, придется платить частично за «холостую» доставку, а также упаковку этих товаров.
Программа электронного документооборота. Это одно из условий сотрудничества с площадкой, особенно если работать по модели фулфилмента. Соответственно, добавляем расходы на программу.
Дополнительные расходы. Обработка излишков, оплата работы упаковщика, штрих-коды, материал для упаковки (если упаковываете самостоятельно).
Совет: кроме денежных расходов нужно учитывать трату времени на работу с маркетплейсом. Чтобы не перескакивать из окна в окно, обрабатывая заказы, выгружая товары и формируя отчеты, советуем выбрать CRM для бизнеса, у которой есть интеграция с Озоном.
Окончательная сумма расходов зависит от модели сотрудничества, типа и веса товара, склада, с которого отправляется товар, расстояния до покупателя. Учитывайте, что тарифы, указанные в данной статье, могут меняться со временем.
У Ozon есть калькулятор, позволяющий рассчитать заработок с учетом расходов. Находится на calculator.ozon.ru. Нужно подставить данные в форму и нажать «Посчитать».
Как зарегистрироваться продавцом на Озоне
Шаг 1. Сама регистрация. Нужно зайти на портал OZONSeller (seller.ozon.ru) и нажать на кнопку «Войти» в правом верхнем углу.
Либо прокрутить чуть ниже и найти на странице описания преимуществ сотрудничества с Озон кнопки «Зарегистрироваться», «Хочу участвовать», «Я в деле». Страница может меняться и ее содержимое тоже в зависимости от времени года, праздников.
Если нажали «Войти» то откроется форма для входа уже действующих покупателей. Чуть ниже находим кнопку «Зарегистрироваться».
Указываем страну (РФ или другая) и жмем «Далее». От выбора страны зависят доступные модели сотрудничества.
Если продавец с РФ можно зарегистрироваться по номеру телефона, если нет — через почту.
Нужно заполнить дополнительные данные — ФИО (если ИП), название компании (если ООО), город, организационно-правовую форму (ИП, ООО, самозанятый), тип и категорию товаров.
Шаг 2. Заполнение данных в личном кабинете. После регистрации продавец попадает в личный кабинет, где нужно пройти еще 3 этапа:
1.Заполнить данные о компании.
2.Приложить сканы документов (ИНН, ОГРН, зависит от организационно-правовой формы).
3.Указать платежные реквизиты.
После этого аккаунт уходит на проверку модераторами. Срок проверки — 1 рабочий день плюс-минус.
После одобрения аккаунта можно начинать полноценно работать с площадкой — выбирать модель сотрудничества, выгружать товары, оформлять карточки.
Товары можно добавлять вручную, импортировать из XLS файла или загружать через сервисы.
Как добавить и оформить товар на Озон — инструкция
Разбираемся пошагово. Для начала советуем взять любую карточку на Озон (лучше из главной страницы) и посмотреть внимательно, из чего она состоит. В ней есть название, характеристики, фото и цена.
Чем подробнее описание и характеристики и чем больше фото, тем лучше.
Как уже было сказано, товар можно добавить одним из трех способов — вручную, из файла, через сервисы. Рассмотрим вариант ручного добавления.
У Озона есть полезная фишка — если у вас неуникальный товар, который уже продается на маркетплейсе другим продавцом, можно скопировать чужую карточку, а не создавать новую. С добавлением своей цены и артикула.
Расписываем кратко оба варианта добавления товара:
Добавление неуникального товара на Озон
Шаг 1. Находим товар на Озоне. Можно найти по названию. Тут важно изучить все фото и описание, так как они автоматически подтянутся в нашу карточку и после их нельзя будет изменить. Если на фото товар чуть отличается или есть фото упаковки (а у вас такой упаковки нет), надо выбрать другую карточку. Иначе могут быть плохие отзывы на тему того, что на фото один товар (или определенная упаковка), а прислали другое.
Шаг 2. Заходим в личный кабинет Озон. Аккаунт должен быть подтвержден. Находим раздел «Товары» — «Добавить товар».
Шаг 3. Озон предлагает 2 варианта. Нас интересует «Товар уже продается Ozon». Здесь можно ввести название товара, код или конкретную ссылку.
Шаг 4. Выбираем карточку товара из списка. Тут нужно быть внимательными — если искали по названию, а не по коду или ссылке, выпадает много вариантов. У товара может совпадать фото, но не совпадать название. Или совпадать название, но не совпадать категория. То есть не надо кликать на первый попавшийся в списке, ищем именно нужную карточку. После чего жмем «Выбрать».
Важно: карточка появится в списке, если продавец разрешил копирование данных. Если нет — нужно найти аналог в списке, но опять-таки внимательно смотрим, чтобы он соответствовал вашему товару.
Шаг 5. Поднимаемся наверх, в окошке справа будет написано «Выбрано товаров: 1» (если выбирали один). Жмем «Завершить добавление».
Можно выбрать сразу несколько товаров. Но стоит учитывать, что у каждой вариации (цвет, размер, комплектация) должен быть свой артикул.
Шаг 6. Все, что останется — добавить артикул (можно взять в своей системе учета товара), назначить цену и указать, облагается ли данный товар НДС. Жмем «Добавить товар».
При таком варианте товар модерируется за несколько минут и его сразу можно продавать. Это самый простой способ выкладывать товары на Озон.
Плюсы и минусы такого способа:
Плюсы:
Минусы:
Добавление уникального товара на Озон
Если размещаете товар, который еще не продается на Озон, например, вещь собственного производства, нужно создавать новую карточку.
Шаг 1. Первые шаги, такие же, как при добавлении неуникального товара. Идем в «Товары» — «Добавить товар». Но теперь уже выбираем «Новый товар».
Шаг 2. Вводим основную информацию по товару. Поля, отмеченные звездочкой, обязательны к заполнению. Но лучше заполнить максимум информации, которая у вас есть. Чем больше данных — тем лучше ранжируется товар.
— Название. Чем четче сформулировано название, тем лучше.
Требования к названию:
Примеры, что можно указать в названии:
Бренд + название в оригинале (если товар не российского производства) + перевод + количество.
Тип товара + бренд + название + самые важные характеристики.
Не обязательно указывать длинное название, как в примере с БАДом. Это зависит от типа товара. Если вы, например, продаете несколько видов витаминов под разными брендами, логично прописать более точное название, так как люди ищут конкретные витамины с определенным составом.
*Если не заполнить название, оно подтянется из других полей карточки.
— Бренд. Указываем название бренда. Если вы продаете товар чужого бренда, у вас могут запросить документы, разрешающие продавать этот товар.
— Штрихкод. Указываем свой или генерируем в карточке.
— Категория. Выбираем категории и подкатегории. Чем точнее указана категория, тем лучше.
— Артикул. Еще один обязательный к заполнению пункт.
— Цена. Тут есть 3 типа цены. Просто цена — это основная цена, которая может отображаться с учетом скидки. Цена до скидки — это цена без скидок, цена с Ozon Premium — для клиентов Премиум.
— НДС. Указываем ставку НДС, если есть.
— Вес и Габариты. Эта информация влияет на стоимость доставки.
— Описание. Даем подробную информацию о товаре.
— Основные характеристики. Это целевая аудитория, размер, страна-изготовитель, пол, цвет, материал. Точные характеристики зависят от типа товара.
— Дополнительные характеристики. Они тоже зависят от типа товара.
Шаг 3. Загрузка медиа. Это фото и видео о товаре. Медиа влияет на восприятие товара покупателями и может стать мотивирующим фактором для совершения заказа.
Озон серьезно относится к качеству медиа и не пропустит карточку с плохими фото и видео.
Минимальные требования к фото:
Пример удачных фото:
*Лучше добавить несколько фото, чтобы можно было рассмотреть товар с разных сторон. Также позаботьтесь об изначально высоком качестве фото. Если навести мышку на фотографию товара в карточке Озон, она увеличивается и можно рассмотреть детали.
Видео можно загрузить только через добавление ссылки с YouTube.
Шаг 4. Предпросмотр. На данном этапе можно посмотреть, как увидят карточку покупатели и проверить корректность ввода данных. Жмем «Добавить товар», и он отправляется на модерацию. Проверка уникальных товаров занимает больше времени, чем одобрение существующих карточке, так как проводится вручную. От 1 до 3 дней.
Список товаров со статусами отображается в разделе «Товары» — «Список товаров».
*Если товар не прошел модерацию — его можно отредактировать. Исправить характеристики или загрузить новые фото. После чего нужно отправить товар на модерацию еще раз. Только если вы не нарушили правила площадки, добавляя товар (например, запрещенный). В данном случае карточка будет удалена, а сотрудничество расторгнуто.
Плюсы и минусы сотрудничества с Озон
У площадки есть достоинства и недостатки. Объективно говоря, не всем продавцам выгодно сотрудничать с площадкой. Например, если вы продаете не свой товар и у вас маленькая маржа, она может не покрыть комиссии Озона. Лучше обстоят дела у производителей товаров — они более свободны в ценообразовании и не зависят от поставщиков.
Плюсы сотрудничества с Озон:
Минусы:
Заключение
Итак, если угадать с товаром и правильно рассчитать цены, можно хорошо зарабатывать на продажах через Озон. Но стоит помнить и о нюансах, особенно о расходах. Озон не обязательно использовать как единственный канал сбыта. Площадка может стать дополнительным каналом продаж и способом привлечь внимание к бренду (если продаете под своим брендом).
Также Озон позволяет получить опыт в продажах. Для упрощения работы с маркетплейсом советуем использовать CRM с интеграцией с Озоном, а также сервисы аналитики для поиска удачных товаров и анализа конкурентов.
Как продавать на Озоне товары и услуги
Старейшим маркетплейсом в России считается Озон. Он был создан ещё в 1998 году как книжный онлайн-магазин. Сейчас на его витрине можно увидеть практически всё. Кроме запрещенных законом есть небольшой список товаров, которые здесь нельзя продавать, например:
Кто может работать на Озоне
Партнёрами маркетплейса могут стать только юридические лица или ИП. Самозанятым доступ на площадку пока закрыт. Система налогообложения — ОСН или УСН.
С недавних пор на Озоне можно продавать не только товары, но и услуги. Например, это обучающие курсы, онлайн-кинотеатры, подписка на музыку, книги, консультации.
Как зарегистрироваться
На странице регистрации Озона введите свои данные. После подтверждения электронной почты завершите регистрацию. Здесь вы можете выбрать, что хотите продавать: товары или услуги. Если собираетесь работать и с товарами, и с услугами, создайте два личных кабинета.
Через один день от маркетплейса придет уведомление об активации. На следующем шаге изучите и примите оферту. Соответственно, для продавцов товаров и продавцов услуг они будут разными.
После активации аккаунта можно формировать карточки товаров. Карточка — страница на сайте с описанием товара, его изображением, характеристиками. Озон требует, чтобы фотографии были цветными и качественными, На них нельзя размещать рекламу, другие товары, цены. В описании не может быть ссылок, грамматических ошибок. После прохождения модерации товар можно поставлять на склад.
Две схемы работы
Озон использует две схемы работы с поставщиками товаров:
Раньше при второй схеме работы был обязателен электронный документооборот (ЭДО). С августа 2021 года вы можете обойтись без него, если не торгуете:
Но тогда вы лишитесь закрывающих документов — маркетплейс не будет подписывать их на бумаге. Поэтому ЭДО лучше подключить. Выберите, что вам больше подходит: СФЕРА Курьер или Контур.Диадок.
Как оформлять документы и получать деньги
Отчетный период по договору — 1 месяц. После его окончания в течение 5 календарных дней в личный кабинет вам придёт отчёт о реализации товара, УПД-1 и другие документы.
У вас есть 5 рабочих дней, чтобы подписать документы или при необходимости отправить протокол разногласий. Если вы не успели ответить, отчеты считаются подписанными. Поэтому вовремя реагируйте на сообщения от Озона.
Выплаты поставщикам маркетплейс проводит два раза в месяц: до 25 числа за первую половину месяца и в течение 10 календарных дней после согласования документов.
Покупателями на Озоне могут быть физические лица и юридические лица. Если вы плательщик НДС и продаете товар юридическому лицу, маркетплейс выставляет счет-фактуру покупателю от вашего имени.
Комиссия маркетплейса
Вознаграждение на Озоне складывается из:
Комиссия за продажу товаров — от 4 до 15%, при этом для каждой группы товаров есть минимальная комиссия.
Услуги площадки — это:
Если покупатель не выкупил товар, стоимость доставки до покупателя не начисляется, но придется оплатить обработку невыкупа и обратную доставку.
Хранение товара при первой поставке на склад Озон в течение 30 дней будет бесплатным. Дальше придется платить по тарифу, который зависит от оборачиваемости товара. Чем дольше на складе будет оставаться лишний товар, тем дороже обойдется хранение.
Что ещё нужно учесть
Озон может менять условия работы. За 14 дней (в некоторых случаях — за 7 дней) до начала работы по новым правилам вам придет уведомление в личный кабинет и на электронную почту. Вы вправе либо принять их, либо — расторгнуть договор.
Цену на товар устанавливаете вы, но Озон имеет право продать ваш товар со скидкой. При этом, скидку он предоставит за свой счет. Если Озон продаст товар по более высокой цене, выгода от продажи достанется маркетплейсу.
Сертификаты и другие документы о качестве товара маркетплейс может запросить в любой момент, поэтому заранее будьте готовы их предоставить.
Озон самостоятельно устанавливает различные показатели сервиса, например, индекс цены по отношению к рыночной. Определяет критический уровень показателей, имеет право их менять. Если показатели вашего сервиса снизятся до критической отметки, маркетплейс может приостановить договор. Кроме того, приостановление возможно, если у вас есть задолженность по оплате или товар не соответствует карточке.
Если вы столкнулись с каким-то нарушением со стороны Озона, вы можете направить претензию в течение 30 дней. По истечении этого срока маркетплейс освобождается от ответственности. Все претензии направляйте в личном кабинете и по электронной почте, иначе они будут считаться не представленными.
При несогласии с любыми изменениями договора вы имеете право отправить уведомление и через 7 дней маркетплейс расторгнет соглашение.
Со своей стороны маркетплейс может отказаться от работы с поставщиком, если тот нарушит договор, передаст некачественный или контрафактный товар, недостоверные документы или в других случаях. Через 40 дней Озон утилизирует оставшийся на складе товар.
Плюсы работы с Озоном
Минусы работы с Озоном
Выводы
Статья актуальна на 19.08.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Как продавать на Ozon: схемы продаж, размеры комиссий и требования к товарам
Озон — это интернет-магазин в формате маркетплейса. Здесь можно купить почти всё: одежду, продукты питания, бытовую технику и так далее. Торговать на площадке может любой человек или компания. Главное условие — быть самозанятым, ИП или работать как юрлицо.
Как зарегистрироваться и стать продавцом на Ozon
После этого можно создавать карточки товаров. У Озона есть требования к их оформлению. Например, в описании не должно быть грамматических ошибок, а на изображении — логотипа или рекламы. Каждый товар Озон проверяет на соответствие требованиям. Если что-то не так — сообщает продавцу.
Последний шаг — выбрать схему продаж. Об этом поговорим ниже.
Есть три варианта сотрудничества с маркетплейсом:
Продажа со склада Ozon — FBO
Продажа с собственного склада — FBS
Продавец арендует склад, где хранятся все товары. Упаковка и доставка тоже ложатся на плечи ритейлера. Когда кто-то делает заказ, Ozon сообщает об этом продавцу. Тот упаковывает товар и готовит его к отгрузке. Затем приезжает курьер и забирает посылку. Либо поставщик самостоятельно отвозит её в пункт приёма. Такая схема называется FBS — Fulfillment by Seller.
Размещать товары на собственном складе могут только продавцы Москвы и Санкт-Петербурга.
Продажа и доставка со склада продавца — RFBS
Продавец хранит товары на своём складе, но доставлять их может через службу Ozon или собственными силами.
Когда приходит заказ, продавец сам собирает его, упаковывает и доставляет той службой доставки, с которой сотрудничает.
Если покупатель возвращает товар, продавец сам решает, принять его или нет. Если возврат одобрен, заказ придёт обратно на склад продавца любым удобным способом — Почтой России, службой доставки, курьером.
На сайте магазина действуют ограничения на определённые категории товаров. Например, нельзя продавать:
Некоторыми товарами можно торговать только со своего склада. Это стройматериалы, автомобильные аккумуляторы и душевые кабины.
Есть категории, которыми можно торговать при доставке своими силами. Например, живые цветы, саженцы, агрохимикаты и пестициды.
Для некоторых — нужен сертификат качества:
За каждый товар Ozon берёт комиссию: от 4% до 15%. Размер зависит от категории товара. Например, минимальную комиссию заплатят продавцы компьютеров и ноутбуков. Максимальную — продавцы одежды и обуви.
Помимо комиссии, продавец платит за сборку заказа, перемещение посылки, доставку и возврат товаров. Точная стоимость зависит от схемы продаж, размера посылки, веса и склада, с которого её отгружают.
Например, при схеме FBO сборка заказа стоит от 30 до 150 рублей — зависит от веса посылки. Перемещение в регион покупателя — от 25 до 500 рублей, доставка до покупателя — 4,4% от цены товара. А обработка возврата обойдётся в 30 рублей.
В схеме FBS комиссии немного отличаются. Например, доставка посылки до пункта приёма — 45 рублей, а возврат — 20 рублей.
На сайте Ozon есть калькулятор, где можно рассчитать затраты и прибыль с продажи на площадке.
Решили попробовать: зарегистрировались на сайте, загрузили документы, выставили товары и выбрали схему продаж. Поначалу торговали со склада Озона. Но позже отказались от этой схемы и начали продавать со своего.
Мы столкнулись со сложностями, когда выгружали товары на склад маркетплейса. Например, привозим товары, оставляем у них. Через два дня Озон выставляет твои товары на площадке в три раза дешевле. Либо появляются конкуренты со своей продукцией, а твои товары зависают на складе. Такая схема нам не подходила. Мы продаём не свои товары, поэтому это очень рискованно.
Та же история и с возвратами. Иногда их можно ждать и по полгода. Товар может вернуться с повреждением или с истёкшим сроком годности.
Мы торгуем и на сайте, и на маркетплейсе. На Ozon лучше всего идут товары низкой и средней ценовой категории. Потому что люди заходят сюда, как в обычный супермаркет. Например, взяли сковородку, пластырь, игрушку ребёнку и заодно чай прихватили. Но что на маркетплейсе, что на сайте — продажи идут одинаково.
В этом и сложность работы с маркетплейсами. Например, была у нас ситуация: Озон обязывал нас сделать скидку на товары. Но мы физически не могли этого сделать. Потому что нужно оплачивать отправку товара, комиссию и в итоге торгуешь на 2−3%. Мы практически не получим прибыль, если снизим цену на товары.
У маркетплейса периодически бывает индексация цен. Например, у определённой категории товара должна быть определённая цена. Иначе площадка тебя заблокирует. С этим тоже сложно, если ты не производитель. Не можешь регулировать цены так, как тебе захочется.
В целом с маркетплейсом работать выгодно. Но в нём есть потенциал, если ты продаёшь товары собственного производства. Поэтому сейчас мы меняем концепцию: уходим из статуса дилеров и делаем акцент на производство своих товаров. Например, посуду завезли под своим брендом.
Если бы выходил на маркетплейс только сейчас, ничего не стал бы менять в процессах. Все этапы, которые мы прошли с Озоном, были полезными.