как посчитать рентабельность договора
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.
Как рассчитывается рентабельность
Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).
А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).
Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.
Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.
Виды показателей рентабельности
Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:
Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».
Рентабельность активов (ROA)
Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.
Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.
П — прибыль за период работы;
ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.
Рентабельность продаж (ROS)
Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.
Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.
Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.
П — чистая прибыль организации за нужный период;
Цс — стоимость основных средств компании.
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.
Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.
П — чистая прибыль за определенный период;
Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.
Рентабельность капитала (ROE)
ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.
Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.
Рентабельность продаж: что это такое и как её рассчитать? Пример расчета рентабельности участия в тендере
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Прежде чем заключать какую-либо сделку зачастую в нашей голове всплывает вопрос: а насколько она будет рентабельна? Сегодня предлагаю рассмотреть понятие “рентабельность” и на живом примере рассчитать данный показатель.
Содержание:
1. Что такое рентабельность?
Если вы владеете бизнесом или только планируете его начать, то так или иначе вам придется задуматься об эффективности сделок, предварительном анализе деятельности бизнеса, планах развития и так далее. Этот список можно продолжать бесконечно долго, так как бизнес-процессов существует великое множество.
В этой статье мы затронем лишь одно, но очень важное и обширное понятие — рентабельность.
Рентабельность — это экономический показатель, который характеризует уровень прибыльности предприятия или, если говорить простыми словами, его экономическую эффективность. Степень рентабельности, при грамотном расчете, укажет уровень эффективности использования компанией имеющихся у нее ресурсов, таких как трудовые, финансовые, природные, экономические и так далее. Проще говоря, рентабельность — это КПД бизнеса. Отношение затрат к прибыли. Если по итогам определенного периода и выполнения заранее составленного плана компания дает прибыль, то ее можно назвать рентабельной. Но речь может идти не только об организации в целом, но и о конкретном проекте, сделке и т.д.
В следующем разделе статьи мы как раз и поговорим о видах рентабельности и определим, расчет какого показателя более приемлем для участия в государственных и/или коммерческих закупках.
2. Виды рентабельности
Показатель экономической эффективности во многом зависит от вида бизнеса. Исходя из конкретной ситуации, подбирается тот или иной расчет рентабельности. Важно отметить, что формулы расчета также будут отличаться друг от друга.
Также помимо вышеперечисленных видов рентабельности есть еще ряд, на которых мы подробно остановимся в других материалах, а пока просто перечислим:
Конечно, существует еще огромное количество коэффициентов рентабельности, но об этом как-нибудь потом. Сейчас предлагаю на примере рассчитать рентабельность сделки.
3. Расчет рентабельности по формуле на примере
Как мы уже с вами говорили выше, самым наглядным для участия в тендерах показателем будет расчет рентабельности сделки, но хочется оговориться, что итоговая цифра не будет до конца показывать всей картины. Важно учитывать не только материальные, но и “моральные” возможные потери такие как нарушение сроков оплаты, недобросовестный Заказчик, меняющаяся экономическая ситуация в регионе и так далее.
Как таковых четких критериев, какой должен быть процент рентабельности сделки, нет. Для одних стран рентабельность в 6% будет супер-выгодной, но важно учитывать, что в России при инфляции в 20% данный показатель должен быть гораздо выше. Но есть один секрет. Главное, чтобы цифра рентабельности была выше, чем средняя процентная ставка по депозитным вкладам в банках. Если эффективность будет ниже этих значений, тогда проще положить оборотные средства (которые были предназначены для участия в сделке) на депозитный счет и тем самым получать пассивный доход, абсолютно не напрягаясь.
Итак, давайте же перейдем к расчетам и посмотрим на формулу рентабельности.
Предлагаю рассмотреть ситуацию на конкретном примере.
Заказчик опубликовал тендер на поставку бытовых холодильников в количестве 100 штук. Начальная (максимальная) цена контракта 4 200 000 рублей. Допустим, максимальная сумма, до которой вы планируете “упасть” будет 3 500 000 рублей. Цена одного холодильника 27 000 рублей, то есть 2 700 000 рублей составят затраты на их приобретение. Отметим, что доставка будет бесплатна, сотрудников у вас нет, ИП на упрощенной системе налогообложения “доходы-расходы” и ставка подоходного налога составляет 13 % от разницы доходы минус расходы. Теперь перейдем к расчету рентабельности.
Рентабельность рассчитывается по формуле:
где R-рентабельность
Pr — прибыль,
Vir — выручка.
Данная формула является верной не только со стороны бухгалтерского учета, но и с точки зрения управленческого учета.
Тут может возникнуть вопрос различия понятий «выручка» и «прибыль».
Выручка — это полная сумма денег, полученная в результате реализации товаров или услуг. Таким образом, выручка по условиям нашей задачи составит:
3 500 000 (сумма выигранного тендера) — 2 700 000 (затраты на 100 холодильников) = 800 000 рублей
Прибыль — это выручка минус затраты (на производство, приобретение, хранение, налоги, заработная плата, коммунальные расходы и так далее по списку). Таким образом, прибыль по условиям нашей задачи составит:
800 000 — 104 000 (подоходный налог от суммы выручки) — 1500 (затраты на мобильную связь) — 10 000 (оплата грузчиков) = 684 500 рублей
Так как мы рассчитываем, по сути, прогнозный показатель, советую закладывать 10 % от предполагаемой выручки на непредвиденные расходы.
684 500 — 80 000 = 604 500 (прибыль)
Перейдем непосредственно к расчету рентабельности:
(604 500 (прибыль) / 800 000 (выручка))*100% = 76%
По состоянию на март 2017 года средняя ставка по банковским депозитам составляет 8% годовых, что практически в 10 раз меньше рассчитанного показателя рентабельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что даже с учетом непредвиденных обстоятельств, участие в данном тендере рентабельно.
Также можно просчитать и другие варианты. Например, в случае если вы “упадете” не до 3,5 млн. рублей, а до 3 млн. рублей, будет ли рентабельно участие при таких условиях и так далее. Или, как делают многие специалисты, рассчитать критическую сумму, до которой можно снизиться и она все равно будет выгодна.
Вот так на простом примере мы рассмотрели с вами такой сложный экономический показатель.
На этом, пожалуй, все. Надеюсь, что теперь вы имеете необходимое представление о том, что такое рентабельность и каким образом она рассчитывается.
По какой формуле и как рассчитать рентабельность?
Рентабельность — цель расчета
Конечная цель деятельности любой коммерческой компании — прибыль, то есть положительная разница между полученными доходами и понесенными расходами. Прибыль — это абсолютный финансовый показатель. Посчитав его, мы можем увидеть, что за определенный период наши доходы покрыли расходы. Однако оценить эффективность деятельности он все-таки не позволяет.
Например, возьмем 2 компании одной отрасли — одна крупная, с большими оборотами, другая — маленькая. Допустим, что обе фирмы за год сработали в прибыль. У большого предприятия прибыль в абсолютном выражении может существенно превышать финансовый результат, полученный малым. Однако это вовсе не означает, что оно работает эффективнее. Ведь большая прибыль может достигаться за счет масштабов деятельности, а не за счет грамотного ведения бизнеса, то есть за счет количества, а не качества. А это далеко не лучший вариант.
Между тем просто на основании сведений о прибыли мы не можем давать оценку деятельности таких разных компаний, поскольку показатели несопоставимы. И здесь нам на помощь приходит рентабельность.
Рентабельность предприятия: формула расчета
Рентабельность — это относительный показатель прибыльности, отношение прибыли к тому показателю, отдачу от которого требуется узнать. Если объяснять «на пальцах», то рентабельность показывает нам, какую прибыль приносит организации каждый вложенный в нее и потраченный ею рубль.
В общем виде для рентабельности формула расчета выглядит так:
R = П / Х * 100%,
Х — показатель, рентабельность которого мы считаем.
Об этих показателях речь пойдет далее.
Рентабельность выражают в процентах, поэтому результат деления нужно умножить на 100.
Виды рентабельности
Расчет рентабельности многоаспектен. Можно посчитать рентабельность практически всего: любых ресурсов, источников их приобретения, затрат. Мы остановимся на расчете основных видов рентабельности. Они следующие:
Этот вид рентабельности призван показать, какую сумму прибыли возвращает каждый рубль, который компания вложила в имущество. Для его расчета прибыль соотносят с активами. Формула рентабельности предприятия в этой сфере будет такова:
Rакт — рентабельность активов;
Пр — прибыль (как правило, берут либо чистую прибыль, либо прибыль от продаж, в зависимости от целей расчета);
Ак — средняя стоимость активов организации за расчетный период.
Так же, как и рентабельность продаж, рентабельность активов имеет детализацию. Можно посчитать рентабельность суммарных, внеоборотных или оборотных активов. При необходимости можно определить даже рентабельность отдельных видов имущества, например, основных средств.
Об особенностях расчета рентабельности активов можно узнать из статьи «Определяем рентабельность активов (формула по балансу)».
Например, для собственников компании интерес может представлять рентабельность собственного капитала. Она дает информацию о том, эффективно ли работают инвестиции.
Вид формулы рентабельности здесь будет таков:
Rск — рентабельность собственного капитала;
Пр — чистая прибыль (рентабельность собственного капитала считают только по чистой прибыли);
СК — средняя величина собственного капитала за расчетный период.
В аналогичном порядке можно рассчитать рентабельность заемного капитала:
Rзк — рентабельность собственного капитала;
Пр — чистая прибыль;
ДО — долгосрочные обязательства;
КО — краткосрочные обязательства организации.
Этот показатель покажет доходность на каждый рубль заимствований.
Это отношение прибыли к объему продаж, которое показывает, сколько копеек прибыли «сидит» в каждом рубле выручки. Формула рентабельности продаж следующая:
Rпрод — рентабельность продаж;
Оп — объем продаж (выручка).
Всем известно, что прибыль тоже подразделяется на виды (валовая, операционная, чистая и т.п.). Для рентабельности продаж можно использовать каждый из них в зависимости от того, что требуется узнать.
Подробнее о нюансах расчета рентабельности продаж читайте в статье «Формула для расчета рентабельности продаж по балансу».
Это также очень важный показатель прибыльности, который говорит об эффективности затрат, показывает долю прибыли в каждом рубле, затраченном на производство продукции. Формула расчета рентабельности в данном случае представляет собой отношение прибыли к себестоимости:
Rпр — рентабельность продукции;
С учетом целей анализа эту рентабельность продукции рассчитывают:
Рентабельность «налогового» значения — такое возможно?
Итак, мы выяснили, что по рентабельности можно судить об эффективности работы компании. Отсюда следует круг лиц, которым этот показатель может быть полезен. Очевидно, что к ним относятся:
На первый взгляд, это всё. Между тем в круг заинтересованных следует включить также налоговиков. Да-да, инспекции тоже интересна ваша рентабельность, а именно показатели рентабельности продукции и активов. Они отслеживают среднюю рентабельность по отраслям — данные можно найти в приложении № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ежегодно сведения дополняются). И сравнивают с ними вашу рентабельность. Отклонение больше 10% может стать сигналом для включения компании в план выездных проверок (см. 11-й из общедоступных критериев самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков налоговой проверки). А это значит, что уделять внимание рентабельности стоит и работникам бухгалтерских и налоговых служб организаций.
Подробности сравнения рентабельности организации со среднеотраслевыми показателями, в том числе с помощью интернет-сервиса налоговой службы, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите его бесплатно и переходите к указаниям.
Где взять данные для расчета рентабельности деятельности предприятия?
Мы знаем, чтобы рассчитать рентабельность деятельности, формула должна содержать сведения о прибыли, выручке, активах, капитале и заимствованиях предприятия. Всю эту информацию можно почерпнуть из финансовой отчетности: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Но на их основе можно посчитать лишь достаточно укрупненные, общие показатели. Более детальный и глубокий анализ требует и более подробной информации. Например, для расчета рентабельности отдельного вида продукции нужны цифры прибыли и себестоимости конкретного изделия, рентабельность продаж можно посчитать не в целом по организации, а по виду деятельности, а для этого нужно знать сумму выручки и прибыли именно по интересующему нас направлению бизнеса. А значит, чтобы подсчитать рентабельность деятельности предприятия, формула должна пополниться данными из бухгалтерской аналитики или управленческого учета.
Итоги
Нерентабельно — значит невыгодно. Это известно каждому. Но не каждый знает, о чем конкретно может сказать рентабельность. Используя приведенные нами формулы рентабельности, вы легко рассчитаете ее уровень по организации и выясните, эффективна ваша компания или нет. А бухгалтерам мы настоятельно рекомендуем уделять внимание рентабельности продукции и активов. Вдруг это убережет вас от излишнего внимания налоговиков?
Рассчитаем рентабельность сделки правильно
Дмитрий Васильев, главный бухгалтер с функциями финансового директора Фонда «Институт фондового рынка и управления» Рентабельность сделки – это тот определяющий фактор, который
Дмитрий Васильев, главный бухгалтер с функциями финансового директора Фонда «Институт фондового рынка и управления»
Рентабельность сделки – это тот определяющий фактор, который говорит руководителю, есть ли экономический смысл в ее заключении. А значит простого математического подсчета доходов и расходов недостаточно. Ведь предстоит еще учесть немало рисков, которые могут повлиять на финансовый эффект будущей сделки и определить истинную стоимость привлекаемых для ее финансирования активов.
Можно ли определить тот уровень рентабельности, при котором следует одобрить или запретить предполагаемый контракт или начать разработку нового продукта? Нормативных значений не существует, поскольку рентабельность может быть различной для отдельных видов деятельности, а также зависеть от времени, через которое продукт или сделка начнет приносить прибыль. К тому же, нельзя обратиться и к международному опыту. Ведь считающееся нормальным для многих стран значение в 6-8 % неприемлемо для России с инфляцией в 20% годовых. Однако одну рекомендацию дать все-таки можно. Минимальное значение рентабельности должно быть выше средней процентной ставки по депозитным вкладам в коммерческом банке. Иначе имеет смысл просто вложить все свободные на депозит и жить на депозитную ренту. Но это – крайний случай, не стоит строить бизнес-прогнозирование новой сделки подобным образом.
Конечно, у вас уже есть план
Современному предприятию мало быть просто успешным. Надо быть прогнозируемо удачным, ведь тогда и только тогда бизнес вызывает доверие у внешних инвесторов, да и у собственных акционеров тоже. Надежность оценивают только по взвешенным и прогнозируемым проектам, а не по сногсшибательной нереальной прибыли, свалившейся как «снег на голову». Для этого финансовые службы компаний составляют бюджеты предприятий, которые и принимают к исполнению на определенный период.
Прежде всего, у компании обязательно должен быть составлен продуманный бюджет движения денежных средств (далее БДД) предприятия на будущий финансовый год. Этот прогнозный документ можно собрать по данным предыдущего года. Его составляют по планам продаж уже существующих у компании продуктов. Целью этого документа станет прогнозируемый остаток свободных денежных средств на любую дату следующего финансового года.
Затем нужно «наложить» бюджет инвестирования на БДД, чтобы понять хватит ли денежных средств предприятия на покрытие планируемых при внедрении новых продуктов издержек. Вполне вероятно, их может и не хватить. Тогда следует еще раз оценить целесообразность и очередность введения всех новых продуктов. Затем, расставив приоритеты, составить план кредитования внедряемых новых продуктов.
Еще раз напомним о том, что проверять сметную стоимость нового продукта необходимо особо тщательно. Ведь занижение расходов может привести к незапланированному привлечению излишне емких «коротких» внешних кредитов и, следовательно, к переплате по ним процентов
После этого для проверки расчетов необходимо «наложить» план кредитования поверх БДД и бюджета инвестирования с учетом уплаты процентов по кредитам. БДД на любую календарную дату просто не может получиться отрицательным.
Постигаем рентабельность на примере
Теперь поговорим о сделках, по которым все-таки планируется получить прибыль в обозримом будущем. Если вы решили начать новый проект или открыть новое направление работы, то необходимо составить предварительный сметный расчет. Так же следует максимально точно определить даты поступления денег от покупателей и очередность погашения собственной задолженности поставщикам.
В общем виде рентабельность рассчитывают как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации или сколько процентов прибыли принесет предприятию каждый рубль выручки. И именно с этой точки зрения и следует оценивать экономический эффект каждой конкретной сделки.
Рассмотрим пример расчета рентабельности столь популярной ныне внешнеторговой сделки. Фирма покупает импортный товар и продает его оптовой партией в крупную российскую торговую сеть.
Дата заказа и внесения предоплаты иностранному поставщику – 1 ноября 2006 года. Источник платежа – денежные средства, полученные по договору займа от коммерческого банка.
Дата поступления товара в Россию и отгрузки его покупателю 1 декабря 2006 года.
Таможенные пошлины и сборы, уплачиваемые в соответствии с Таможенным кодексом – 10 000 EUR
«Таможенный» НДС, уплачиваемый в соответствии с Налоговым и Таможенным кодексами: (40 000 + 10 000)*18% = 9 000 EUR. Партия товара на сумму 118 000 EUR отгружается в магазин торговой сети. Согласно договору поставки отсрочка оплаты за товар составляет 30 календарных дней. Предполагаемый день поступления денежных средств 31 декабря 2006 года. Для упрощения и наглядности расчетов в примере не рассматриваются вопросы начисления зарплаты и налогов с ФОТ непосредственно задействованному в ней персоналу.
Используя формулу расчета рентабельности, получим по данной конкретной сделке:
Где R – рентабельность
R = (118 000 – 40 000 – 10 000 – 9 000) / 118 000 = 0.5 или 50 %
Рентабельность, рассчитанная таким образом, определена правильно не только с точки зрения правил бухгалтерского учета, но и точки зрения учета управленческого. Поясним, что еще необходимо учесть для правильного расчета финансового результата хозяйственной деятельности. Придется отойти от общепринятого регламента расчета рентабельности, иначе невозможно получить полное представление о конечном финансовом результате.
Прежде всего, следует учитывать прочие финансовые потери по сделке, как явные, так и скрытые. Кроме этого есть еще и неизбежные налоговые потери. К явным в данном случае относятся проценты, уплачиваемые коммерческому банку по валютному кредиту, взятому на оплату импортного товара. Кредит был отдан после получения оплаты от покупателя. Сумма процентов рассчитывается следующим образом:
Sкр – сумма кредита
2- 2 месяца кредитования с 1 ноября 2006 года по 31 декабря 2006 года.
Подставив остальные значения в (2) получаем сумму % за кредит 800 EUR
Скрытые финансовые потери – это потери стоимости денег в результате дисконтирования выручки в зависимости от изменения их стоимости во времени. Не будем приводить сложных формул, но при самой минимальной инфляции в 12 % годовых предприятие потеряет 1% выручки при отсрочке платежа в 1 месяц (как и записано в условия договора с торговой сетью). Значит, эти потери составят 118 000 * 1% = 1180 EUR.
Оба этих вида финансовых потерь теоретически можно избежать, если не прибегать к использованию заемных средств и изменить порядок и сроки оплаты за товар по договору с торговой сетью.
НДС к уплате рассчитываем следующим образом:
НДСупл = НДСсреал – НДСвход (3)
Где НДСупл – итоговая сумма налога на добавленную стоимость, начисленная к уплате в бюджет по данным налогового периода.
НДСсреал – НДС, начисленный в соответствии с положениями главы 21 НК РФ с суммы реализации товаров (работ, услуг) и авансовых платежей поступивших от покупателей и заказчиков.
НДСвход – Налог на добавленную стоимость возмещаемый из бюджета.
По условиям примера: НДСсреал = Vir*18/118 = 18 000 EUR
НДСвход = 9 000 EUR (смотри условия примера)
Значит в (3) НДСупл = НДСсреал – НДСвход = 18 000 – 9 000 = 9 000 EUR
Далее рассчитаем налог на прибыль. Для этого берем выручку без НДС, расходы в виде чистой стоимости товара по инвойсу, проценты по кредиту коммерческого банка и сумму таможенных платежей.
Теперь пересчитаем значение рентабельности, подставив уже найденные значения в (1):
Значит, чтобы рассчитать рентабельность, мало иметь просто сметные выкладки, необходимо определить все возможные расходы. Для этого вам придется привлечь специалистов финансовой службы предприятия. Ошибки прогнозирования могут сделать узкое место и без того тонким, поскольку искажение рентабельности более чем на 60 % в определенный момент времени вполне может привести к нехватке оборотных средств. Из-за этого вам придется пересматривать бюджет инвестирования вместе с планом кредитования, то есть вы потеряете время, которое в условиях рынка иногда дороже денег.
Пути повышения рентабельности
Как можно повысить рентабельность и получить наибольшую прибыль? В рассмотренном примере мы обнаружили только некоторые рычаги чувствительности. Теперь попробуем определить методику воздействия на них, а также плюсы и минусы каждого из них.
Во-первых, это более четкая договорная работа с поставщиками и покупателями. Запомните, отсрочки по платежам без начисления процентов за поставленные вам товары должны быть более длительными, чем отсрочки по платежам от покупателей за поставленные вами товары. Тогда удастся избежать переплаты по процентам за кредит и не произойдет удешевление выручки.
Во-вторых, можно прибегнуть к законной налоговой оптимизации. Так, если вы приобретете импортный товар через предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «Доходы» по ставке 6%, вы сэкономите на уплате НДС и налога на прибыль. В этом случае результат расчета формулы (3) даст нулевой результат, а в формуле (4) получим 118 000 * 6% = 7080 EUR Подчеркнем еще раз –упрощенцем обязательно должен быть сам импортер. Тогда экономия на налоговых платежах составит: 11 808 + 9 000 – 7080 = 13 728 EUR. Очень значительная победа!
Но, не забудьте и о пробелах. Дело в том, что торговые сети предпочитают не работать с поставщиками, которые будучи освобожденными от уплаты НДС не выставляют счета-фактуры с выделенным налогом. Возможно, вам придется снижать цену отгруженного товара на сумму того самого НДС (18% за редким исключением). Но тогда придется расплачиваться недополученной выручкой 18 000 EUR. К тому же упрощенец не сможет воспользоваться порядком упрощенного растамаживания импорта согласно Приказу № 727.
В-третьих, можно прибегнуть к другим распространенным методам налоговой оптимизации в виде «инвойсных» схем и схем «трансфертного ценообразования». Представьте, что будет, если и (3) и (4) привести к нулю. Но только до той поры пока за налогоплательщиков не возьмутся централизованно. Помните: такие сделки незаконны и рискованны.
Итак, рассчитать рентабельность непросто. Очень много факторов предстоит учесть, чтобы вписать новую сделку в общие финансовые потоки предприятия и свести к минимуму возможные финансовые и налоговые риски. А выбор между прибылью без риски и большой прибылью, но с риском и есть предпринимательская деятельность.