как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре

Новый гост для оформления документов

С 1 июля 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016. В нем описано, как оформлять деловые и служебные документы: официальные письма, приказы на работе, справки для людей и запросы в ведомства. Россия составила список рекомендаций для всех и предлагает их использовать, чтобы было красиво и понятно.

Этот гост добровольный — его можно не использовать или применять частично. Но если у вас нет корпоративных стандартов, дизайнера или верстальщика, а хочется составить понятный документ, его стоит иметь в виду. Все-таки это гост, он утвержден и действует. Там есть здравые требования, но есть кое-что странное и даже опасное.

Мы прочитали его весь — вот главное.

Как составлять документы по госту

Вот несколько советов из стандарта:

Зачем гост для документов

У каждой компании и в каждом ведомстве могут быть свои правила оформления документов. Но когда в стране есть об этом гост, компании и ведомства могут основывать свои правила на нем, а не изобретать каждый раз с нуля.

Этот гост — такая опорная точка: вы можете его не придерживаться, но если нужен ответ на вопрос «Как правильно с точки зрения России?» — вот он, этот ответ.

Применять или не применять гост — решайте сами. Штрафов за это нет. Но если вы где-то публично заявите: у нас, мол, документы по госту, — тогда уже должны применять обязательно.

Когда документ на нескольких страницах

Если документ из нескольких страниц, начиная со второй, их нужно нумеровать. Номер ставят посередине верхнего поля. Отступ сверху — минимум 10 мм. Можно печатать с двух сторон листа, но тогда поля боковые должны совпадать.

У некоторых документов может быть титульный лист. Например, у устава компании, отчета или пакета документов для торгов. Если хотите оформить титульный лист по правилам, в госте есть схема.

Шрифты — бесплатные

Шрифты рекомендуют такие:

Или похожие по начертанию и размеру.

В таблицах шрифт может быть мельче. Важные реквизиты можно выделять полужирным: например, адресата заявления или заголовок документа.

Отступы и интервалы

Абзацный отступ — 1,25 см.

Заголовки разделов — с таким же абзацным отступом слева или по центру.

Вот требования к интервалам:

Минимальные поля для всех документов:

Если документ хранится больше 10 лет — левое поле должно быть минимум 30 мм. Но все это логично использовать для бумажных документов, потому что их скрепляют, прошивают, а края бумаги за годы могут истрепаться. Для электронных документов это не так важно, но гост почему-то этого не учитывает, хотя для электронных документов он тоже работает.

Выравнивание — по ширине

Документы по госту нужно выравнивать по ширине листа.

Если реквизиты пишут в углу, то самая длинная строчка должна быть не больше 7,5 см. Это примерно треть формата А4.

Если реквизиты документа не в углу, а по центру, их тоже нельзя растягивать на всю ширину. Максимум на 12 см — это половина ширины листа.

От редакции: выравнивая документ по ширине листа, включите переносы, иначе между словами будут огромные дыры. Либо люди, которые составляли гост, не знают об этом эффекте, либо у них нет глаз или вкуса

Реквизиты документа

Товарный знак или логотип — вверху посередине или слева. Можно указать название компании, магазина или бизнеса — которое неофициальное, но к нему привыкли.

В верхней части документа нужно написать, какая компания его составила, ее адрес, телефон и электронную почту, ИНН, ОГРН и другие реквизиты с учетом назначения документа.

По госту нужно написать и название документа. Это не касается только деловых и служебных писем. Если это приказ — нужно так и указать.

Дату ставят вверху. Причем не ту, когда составили документ, а когда подписали. Форматы даты такие:

Источник

Инструкция: оформляем приложение к договору правильно

Приложение к договору — это документ, в котором детализируют предмет соглашения между сторонами. Большинство из них составляют с использованием типовых форм.

Зачем делают и какие бывают

Юридические письменные договоренности составляются по типовым формам. Для подробного описания предмета и детализации ряда условий стороны составляют и подписывают дополнительную документацию, в которой обычно описывают техническое задание, расшифровывают стоимость продукции, уточняют порядок поставки.

Дополнения являются неотъемлемой частью соглашения при условии обязательного перечисления их в основном тексте. Вот какие приложения нужны для договоров с различными предметами:

Особые правила действуют для подрядных контрактов. В ст. 432 ГК РФ не указано, что такое приложение к договору, но в ч. 1 ст. 432 закреплены существенные условия, т. е. условия, обязательные для исполнения конкретного вида соглашения. В подрядном контракте это виды и объем работ, которые указывают в локальном сметном расчете. Смета является обязательной и неотъемлемой частью любого подрядного соглашения.

Чем отличается от дополнительного соглашения

Стандартный перечень приложений к договору — допсоглашение (заключают при необходимости), акты сдачи-приемки, протоколы разногласия сторон. В дополнительном соглашении стороны указывают измененные условия, новые сроки, количественные и объемные показатели (если это допускается основным контрактом). Все документально оформленные изменения тоже являются неотъемлемой частью контракта.

Отличия допсоглашения от приложений:

Допсоглашения составляют, если сторонам требуется урегулировать изменения. А вот как прописать приложения к договору в договоре поставки, подряда или услуг:

Как составить

Унифицированный бланк в законодательстве не предусмотрен, поэтому используется свободная форма приложения к договору поставки, подряда, купли-продажи и др. Дополнения составляют в том же виде, что и основное соглашение. Если стороны заключили сделку в письменной форме, то и все документы к нему составляют письменно (ст. 434 ГК РФ).

Краткая инструкция, как оформляется приложение к договору в письменном виде:

Образцы

Пример, как оформить приложение к приложению к договору (шаблон):

к договору № _____________от «___» _____ 20__ г.

Источник

Приложение к договору: правила составления и образец

Приложение к договору — это документ, расширяющий и уточняющий условия сделки, но не изменяющий ее основные положения.

Понятие и разновидности

Положения любого соглашения могут изменяться и дополняться с сохранением основной структуры сделки. Современное законодательство не раскрывает, что такое приложение к договору и какую юридическую силу оно имеет. На практике под этим документом понимают зафиксированные в том же виде, что и сама сделка, положения, раскрывающие и уточняющие ее особенности.

Если сделка между сторонами не является разовой, то в значительной части случаев согласование существенных условий, таких как цена, срок поставки, количество и объем, осуществляется посредством подписания приложений. В зависимости от вносимых в договор изменений выделяют следующие их виды:

Указанное выше разделение на категории не является законодательным и сформировалось в процессе практического применения. Ввиду развития правовых отношений группы дополняются и меняются. Приложения по своей правовой природе, как и спецификации, являются документами, которые не могут существовать независимо.

Чем отличается от дополнительного соглашения и спецификаций

По своей структуре рассматриваемые документы схожи с дополнительными соглашениями и спецификациями. По причине отсутствия на законодательном уровне разграничения данных понятий приложение как приложение к договору используется в части внесения изменений в условия сделки, не меняя основных глав: стоимость и порядок расчетов, претензионный порядок, реквизиты сторон, предмет, права и обязанности, ответственность и форс-мажор. Допсоглашение меняет существенные условия, права и обязанности сторон. Например, достигая условия о продолжении сотрудничества, стороны заключают дополнительное соглашение.

Спецификации содержат ассортимент, количество, наименование и срок поставляемой продукции. Они чаще всего применяются к сделкам о поставке товара. Ввиду того что образцы спецификаций и дополнительных соглашений законом не установлены, разделение по такому содержанию не является обязательным. Если вы назовете документ дополнительным соглашением, но он содержит условия спецификации, юридическая сила от этого не утрачивается, и он будет иметь свое действие. Такие неточности смогут показать вашему контрагенту только уровень юридической грамотности.

В каких случаях оформляют

На момент заключения сделки стороны ознакомились с условиями, и у них формируется понимание, каким образом планируется осуществлять дальнейшее взаимодействие. При обсуждении условий сделки стороны решают, какие приложения нужны для договора в зависимости от специфики предмета. В соглашение включается условие, которое позволяет сторонам делать ссылки, например: «Стороны подтверждают согласование изготавливаемых деталей посредством подписания документов с утверждением чертежа». От того, как прописать приложения к договору в договоре, не зависит их юридическая сила. Главным требованием к действию документа является соблюдение его формы. Если основное соглашение прошло нотариальное удостоверение, то последующие изменения также удостоверяются, а в случае государственной регистрации — регистрируются.

Если исполнение соглашения не носило разовый характер, оформление дополнительных условий происходит по мере необходимости. Рассмотрим на примере купли-продажи. Покупатель и продавец заключили сделку, по которой одна сторона поставляет другой товар. Существенные условия, такие как наименование, срок и цена, указываются при заключении сделки. Покупатель направил заявку о необходимости приобретения товара, продавец подготовил письменный ответ, после чего оба контрагента подписали соглашение. В случае необходимости такая процедура проводится неограниченное количество раз. Периодичность изменяется только дополнительным соглашением. На практике встречаются вопросы о том, как оформить приложение к приложению к договору и какие действия предпринимаются, чтобы изменить первоначальный документ. Обычно такие действия совершаются, если документ уже подписан, но содержит неточность. Рекомендуем подписать дополнительное соглашение о признании его недействительным, а после этого подписать верный документ.

Правила составления

Документ имеет свободную форму, правила его оформления не закреплены действующим законодательством. Для того чтобы понять, как оформляется приложение к договору, мы составили список обязательных положений. Для признания его юридически действительным необходимо наличие следующих данных:

К _________ № ________ОТ _______________ г.

г. _____________________ «__»______________ 2020 г.

____________________________________________________________________________ (далее — Покупатель) в лице директора _____________________, действующего на основании устава, с одной стороны и

____________________________________________________________________________ (далее — Продавец) в лице директора _____________________, действующего на основании устава, с другой стороны, вместе именуемые Стороны, решили:

2. Условия, не затронутые настоящим Соглашением, остаются неизменными, и Стороны подтверждают по ним обязательства.

3. Документ составлен и подписан в двух подлинных экземплярах и является неотъемлемой частью основного соглашения.

4. Настоящий документ вступает в силу с момента его подписания Сторонами.

Адреса, реквизиты и подписи сторон.

Покупатель: наименование, адрес юридический и почтовый, ИНН, ОГРН, подпись и расшифровка, телефон, адрес электронной почты.

Продавец: наименование, адрес юридический и почтовый, ИНН, ОГРН, подпись и расшифровка, телефон, адрес электронной почты.

Рекомендуем указывать в тексте следующее условие: «Документ является неотъемлемой частью основного соглашения». Это означает, что документ представляет собой не отдельное соглашение и к нему применяются ранее утвержденные положения. Если возникла спорная ситуация и дело дошло до судебного процесса, контрагент использует отсутствие этого положения для применения общих норм права, которые установлены Гражданским кодексом. Среди оснований для такого действия выделяют: применение меньших штрафов, изменение сроков поставки. Например, соглашением сторон предусмотрена неустойка за несвоевременную поставку товара 1% в день. Документ признается недействительным, и применяется ст. 395 ГК.

Пример акта приема-передачи:

В качестве приложений используются также объемные документы — кодексы ответственного партнерства. В этом случае в тексте содержится отдельный перечень приложений к договору с наименованием документов. Такой порядок оформления используется крупными сетевыми компаниями ввиду сложной структурной организации. Акты приема-передачи оформляют в таком же виде, это актуально для сделок по лизингу или купле-продаже транспортных средств и аренде недвижимых объектов.

При написании придерживайтесь правил официально-делового стиля. В разделе «Реквизиты» необязательно указывать банковские реквизиты, телефоны и адреса электронной почты, для юридической силы достаточно указать ОГРН и наименования.

Источник

Оформляем приложения к договорам: сложные случаи

как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Смотреть фото как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Смотреть картинку как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Картинка про как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Фото как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре

как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Смотреть фото как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Смотреть картинку как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Картинка про как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Фото как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре

М ы получили целую группу вопросов об оформлении приложений к договорам. И ответы на них решили объединить в статью в надежде, что она поможет и вам.

Нумерация приложений к приложениям

На практике встречаются ситуации, когда к договору имеются приложения, у которых есть свои приложения. Например, приложением к договору часто оформляется производство определенных работ (на каждую группу работ или объект – собственное приложение), а уже какие-то их детали могут конкретизироваться в других типах приложений. И тогда возникает вопрос: как их нумеровать?

Если к договору идет приложение 1 с описанием этапов работ и их стоимости, а в этом приложении мы ссылаемся на Техническое задание (ТЗ) и Бриф, то как нумеровать эти ТЗ и Бриф:

Если в тексте договора ссылок на «подприложения» нет, а упоминаются они только в основном приложении, то их можно считать дополнительными приложениями к приложению.

И тогда некорректно будет продолжать их нумерацию в формате основного приложения, сделав их № 2 и № 3. Ведь позже к договору, возможно, придется подписывать другие основные приложения (например, на новые объекты), и в результате нумерация будет выглядеть странной: в тексте договора будет отсылка к приложению № 1, но не будет к приложениям № 2 и 3, а затем будет упоминаться приложение № 4. Может возникнуть путаница, хотя явной ошибкой такой подход назвать нельзя.

Есть и другой риск, когда к договору имеется приложение № 1, «подприложение» к нему могут по невнимательности тоже назвать «приложение 1». И тогда появится два разных по содержанию приложения с одинаковым номером к одному договору. Вот это уже точно будет ошибкой.

Некоторые на практике дают «подприложениям» буквенную нумерацию «А», «Б», «В» и т.д. (иногда используют латинский алфавит), оставляя числовую нумерацию для основых приложений договора. Все это так же может запутать стороны. Например, когда у основного приложения № 1 есть «подприложение» А, это будет выглядеть нормально только пока к основному приложению № 2 не потребуется оформить первое «подприложение». Вы как его обозначите – тоже А?

Поэтому наиболее оптимальный вариант – отразить в нумерации всех приложений к договору их уровень / «этаж» по аналогии с тем, как нумеруют многоуровневые списки. Например, у основного приложения 1 «подприложения» будут иметь номера 1.1, 1.2 и т.д. (или 1.А, 1.Б), а у основного приложения 2 – «подприложения» 2.1, 2.2 (или 2.А, 2.Б). И тогда:

Как при этом оформлять отметку о приложении на них самих, показано в Примерах 1 и 2. Ссылаться в документах на эти «подприложения» можно будет стандартным образом: с указанием присвоенного 2-этажного номера, при этом не потребуется упоминать, к какому приложению относится это «подприложение» (см. Пример 3).

Приложение 1
к Договору от 17.09.2019 № 47

Источник

Как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре

как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Смотреть фото как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Смотреть картинку как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Картинка про как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Фото как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре

Комитет по делам ЗАГС и архивов Республики Алтай

как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Смотреть фото как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Смотреть картинку как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Картинка про как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре. Фото как правильно написать приложение на 1 листе в 1 экземпляре

Комитет по делам ЗАГС и архивов РА

Электронное правительство

Статистика

Государственная гражданская служба

Планы, программы, отчеты

Деловая корреспонденция или служебная переписка. Правила составления делового письма.

Деловая корреспонденция или служебная переписка.
Правила составления делового письма

Основным нормативным документом, который регламентирует правила оформления организационно-распорядительной документации в организации, в том числе деловых писем, является Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст).

На основе этого ГОСТа Россархивом разработаны Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, а также Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477. Эти документы рекомендованы к использованию при разработке конкретных инструкций по делопроизводству в организациях и государственной, и иных форм собственности, но должны быть адаптированы к специфике их деятельности.

Самым распространенным является служебное или деловое письмо.

Служебные письма – это письма между юридическими лицами или юридическим и физическим лицом.

Особенности оформления писем:

Любое письмо при поступлении в организацию (поступающее) или направлении в стороннюю организацию (отправляемое) регистрируется в журнале регистрации (электронной базе данных). При регистрации письму присваиваются входящий или исходящий номер и дата. Письма в журнале (базе данных) нумеруются, начиная с единицы и далее, в течение года.

При оформлении любого вида письма используется стандартный набор реквизитов.

В реквизиты служебного письма входят:

Оформление реквизита «Адресат»:

Адресат располагается в верхнем правом углу как на бланке с угловым, так и с продольным расположении реквизитов.

Для организаций субъектов Российской Федерации, имеющих наряду с государственным языком Российской Федерации государственный язык субъекта Российской Федерации, целесообразно использование продольного бланка; при этом реквизиты: наименование организации; справочные данные об организации; место составления или издания документа печатают на двух языках: русском (слева) и национальном (справа) на одном уровне.

В качестве адресата могут быть:

В органах государственной власти, как правило, принято адресовать служебные письма руководителю организации, а не в структурное подразделение или конкретному исполнителю (это часто приято в коммерческой переписке для ускорения принятия решения).

Руководитель организации (и.о., заместитель), особенно органа исполнительной власти, вправе и обязан сам определять исполнителя, если письмо содержит просьбу, запрос или поручение.

При адресовании письма указывают:

— Ф.и.о. должностного лица – в дательном падеже. Инициалы должностного лица указывают перед фамилией.

Если документ отправляют в несколько однородных организаций или в несколько структурных подразделений одной организации, то их следует указывать обобщенно, например:

Главам администраций муниципальных образований Республики Алтай

Документ не должен содержать более четырех адресатов. Слово «Копия» перед вторым, третьим, четвертым адресатами не указывают. При большем числе адресатов составляют список рассылки документа.

В состав реквизита «Адресат» может входить почтовый адрес. Элементы почтового адреса указывают в последовательности, установленной правилами оказания услуг почтовой связи.

При адресовании письма в организацию указывают ее наименование, затем почтовый адрес, например:

институт документоведения и архивного дела

Профсоюзная ул., д.82, Москва, 117393

При адресовании документа физическому лицу указывают фамилию и инициалы получателя, затем почтовый адрес, например:

Садовая ул., д.5, кв.12,

г.Липки, Киреевский р-н,

Тульская обл., 301264

Почтовый адрес организации-адресата можно не указывать, если предполагается, что адрес есть у секретаря.

Например, дату 5 июня 2015 г. следует оформлять 05.06.2015.

Регистрационный номер письма состоит из его порядкового номера, который можно дополнять по усмотрению организации индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте, исполнителях и др.

Ссылка на регистрационный номер и дату письма включает в себя регистрационный номер и дату документа, на который должен быть дан ответ.

Заголовок к тексту

В письме желательно указать заголовок, отражающий краткое содержание письма, для того, чтобы получатель смог сразу сориентироваться в теме письма. Если в письме один, два абзаца, заголовок можно не составлять. Для писем больших объемов заголовок обязателен. Заголовок письма должен отвечать на вопрос: о чем (о ком)?

Структура текста делового письма

Стандартное деловое письмо строится по следующему принципу: обращение, преамбула, основной текст, подпись, приложения.

Обращение. Для официальной деловой переписки обращение «Уважаемый» идеально подойдет. Его следует писать с большой буквы и по центру листа.

В нашей стране принято обращаться по имени и отчеству. Если вы знаете адресата лично, пишите: «Уважаемый Иван Иванович», если не знаете, тогда «Уважаемый господин Иванов». Никогда в обращении не сокращайте слово «господин» до «г-н». Также нельзя писать «Уважаемый господин Иванов И.И.». Либо «Иван Иванович», либо «господин Иванов». «Уважаемые господа!» – употребляется при коллективном обращении, независимо от того, есть ли в организации женщины.

Если не знаете ни фамилии, ни имени, пишите просто: «Уважаемый господин директор».

Обращением могут служить ученые звания: академик, профессор, доцент и др.

Помните, что обращение «Дамы и господа» является светским, и его удобней использовать, например, для приглашения на празднование юбилея организации.

При составлении письма в силовые структуры обращение включает давно исключенное из жизни слово «товарищ» – «уважаемый товарищ военком», «уважаемый товарищ полковник» и т. п.

Далее – преамбула, первый абзац письма, в котором изложена его цель и причина. Прочитав преамбулу, адресат должен понять суть письма, то есть письмо начинают с постановки проблемы, а потом оговаривают условия, варианты и т. д.

Далее следует основной текст письма, где должна быть изложена ситуация, озвучена просьба о конкретных действиях либо предложен ваш вариант разрешения вопроса.

Письмо не должно быть длинным, иначе его будет сложно читать (оптимальный вариант – 1-2 страницы). Все остальные материалы оформляются приложениями к письму.

При изготовлении документов на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют.

Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.

Параметры шрифта – от 12 до 14 кегль, полуторный интервал. Times New Roman или Arial.

Даже если письмо является ответом на какое-либо обращение, не нужно делать ссылку на входящее письмо, так как она указана в реквизите «Ссылка на входящие номер и дату документа», также тема письма обозначена в его заголовке.

Текст письма не должен начинаться с фразы «В ответ на ваше обращение, письмо, просьбу….. от … № …», номер и дата в этом случае ничего не скажут руководителю.

Письмо должно быть чётким и понятным для восприятия (используются короткие предложения, избегаются непонятные и сложные слова, профессионализмы).

Не рекомендуется включать в письмо сразу несколько вопросов. Если вам надо в одну и ту же организацию обратиться по различным тематикам, то напишите несколько писем в один адрес.

В заключении служебного письма кратко подводятся итоги всего написанного.

Письмо может заканчиваться стандартными формулировками, при этом фраза «С уважением» не используется, если письмо начинается с обращения «Уважаемый». В этом случае письмо лучше закончить фразой «Надеемся на дальнейшее сотрудничество», «Заранее благодарны», «С благодарностью за сотрудничество» или «С интересом ждем от Вас новых предложений», «Всегда рады оказать Вам услугу».

Приложения – необязательное дополнение. Они оформляются на отдельных листах: каждое отдельном листе.

Отметка о наличии приложения располагается после текста документа. Приложения подразделяются на:

Оформление реквизита начинается с указания слова «Приложение» с большой буквы, после чего ставится двоеточие. Далее оформление возможно по одному из следующих вариантов:

1. Если есть приложение к документу, упоминаемое в тексте, то после слова «Приложение:» указывается только количество листов и экземпляров документа.

2. Если документ имеет приложение, не названное в тексте, после слова «Приложение:» необходимо указать наименование приложения с указанием количества листов и количества экземпляров.

3. Если приложений к документу несколько, то они нумеруются и оформляются по второму варианту.

4. Если к документу прилагается документ, имеющий приложение, отметка о наличии приложения оформляется по следующей форме:

Приложение: Договор о сотрудничестве и приложение к нему, всего на 5 листах в 1 экземпляре.

5. При наличии сброшюрованных приложений количество листов в них не указывается.

Подпись

Есть еще одна характерная ошибка. Допустим, на документе стоит фамилия директора Смирнова, а сам он уехал в отпуск. Его заместитель Петров ставит косую черту и расписывается за шефа. Это неправильно. Подпись должна строго соответствовать ее расшифровке и реальной должности автора письма в данный момент. Поэтому пишите: «заместитель директора» или «и.о. директора Петров».

Печать ставится только на гарантийных письмах и на совместных документах, подписанных руководителями организаций.

Отметка об исполнителе включает в себя инициалы и фамилию исполнителя документа и номер его телефона. Отметку об исполнителе располагают на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу, например:

Данные об исполнителе набираются на кегль или два мельче основного текста письма.

Следование перечисленным правилам гарантирует успешное сотрудничество с адресатом послания и зарекомендует вас как тактичного, вежливого человека.

ВИДЫ ДЕЛОВЫХ ПИСЕМ

Принято выделять следующие виды деловых писем (условное деление, можно встретить и другие деления) .

По тематическому признаку деловые письма разделяют на:

— письмо-запрос составляется для получения необходимой информации от адресата по поводу какого-то вопроса, либо с целью получить какой-либо документ. Письмо-запрос побуждает к написанию письма-ответа. Письмо-запрос должно содержать обоснование о необходимости разъяснения вопроса, получения документа.

Прошу предоставить информацию.

Направляю в Ваш адрес запрос о……

По поручению председателя Комитета осуществляется сбор информации….

Информационное письмо содержит в себе сведения официального характера: сообщение, просьбу, напоминание, предложение и прочее.

Информируем Вас о (об изменениях, о необходимости, о фактах, о предварительных результатах, о достижении окончательной договоренности)

Доводим до Вашего сведения……

Считаем необходимым поставить Вас в известность о том, что…..

Представляем Вам информацию, проект, отчет, перечень, предложения, акт……

Шаблонными фразами письма-напоминания являются:

Ставим Вас в известность …

Обращаем Ваше внимание…

Считаем необходимым уведомить Вас…

письмо-приглашение – содержит приглашение на какое-то мероприятие;

ключевую фразу о приглашении

точную и полную информацию о времени, месте и содержании мероприятия

может содержать просьбу ответить, ссылку на дополнительный источник информации о мероприятии.

— письмо-просьба – содержит просьбу совершить либо прекратить какое-то действие, побудить к действию и т.п.;

Шаблонные фразы письма-просьбы

Просим Вас рассмотреть/предоставить/провести/сообщить
/проинформировать/направить/ выслать …

Обращаемся к Вам с просьбой…

Просим Вашего содействия в…

Просим Вашего согласия на…

— сопроводительное письмо – составляется для сообщения адресату о направлении каких- либо документов, материальных ценностей и т.п.

Сопроводительное письмо обычно начинается со слов:

Просим подтвердить получение…

Просим руководствоваться… и т.п.

Логическая схема такая:

обоснование причины отказа

Отрицательный ответ должен быть обоснован. В случае отрицательного ответа, желательно указать адресату, кто и на каких условиях может дать положительный ответ, если автор такой информацией располагает.

В ответ на ваше обращение…

Рассмотрев вашу просьбу о…..

— благодарственное письмо – содержит выражение благодарности по какому-то поводу.

Выражаем глубокую признательность…

— письмо-соболезнование – содержит сочувствие по какому-то поводу;

Примерные шаблоны фраз для письма-соболезнования

Мы глубоко опечалены известием о … и хотим выразить искреннее сочувствие Вам…..

Примите, пожалуйста, наши искренние соболезнования по поводу …

Для нас было огромным потрясением известие о …

Хотим выразить нашу глубокую скорбь по поводу …

Мы были глубоко огорчены, узнав о …

Нам трудно поверить печальному известию о …

По функциональному признаку деловые письма делятся на:

По признаку получателя деловые письма делят на:

По композиционному признаку деловые письма бывают:

По структуре выделяют следующие деловые письма:

Сегодня довольно сложно найти компанию, которая в своей практике межличностных коммуникаций не использовала бы электронную почту, ICQ, факс, мобильную связь.

При всей неформальности общения, необходимо помнить и выполнять одно из самых главных правил составления электронных писем – соблюдение принципов грамотности и логичности. Тот факт, что электронная почта – быстрый способ связи, вовсе не означает, что она должна быть небрежной. Обязательно начинайте предложение с прописной буквы и ставьте точки. Имена и названия должны начинаться с прописных букв. Текст, написанный одними строчными буквами без точек и других знаков препинания, трудно читать. Текст же, написанный одними прописными, вообще воспринимается при чтении как НЕПРЕРЫВНЫЙ КРИК.

Есть определенные требования и к адресу отправителя. Так, для деловой переписки не стоит заводить почтовые ящики на бесплатных серверах, да еще с сомнительными названиями вроде kiska@mail.ru. В частности, адрес должен быть понятным, чтобы его при необходимости можно было легко записать.

Чего делать не нужно

Неприемлемо начинать текст с вашего отказа в ответ на какую-либо просьбу. Советуем объяснить, почему было принято подобное решение и что при определенных условиях к данному вопросу можно вернуться.

Кроме того, за рамками делового этикета находятся фразы типа: «Настоятельно прошу изучить и решить вопрос положительно». Иными словами, навязывание ожидаемого исхода вопроса приведет, скорее, к противоположному результату.

Не советуем также поторапливать адресата и приписывать «срочно», «незамедлительно». К содержанию письма прислушаются, прочитав фразы: «Прошу Вас ответить до такого-то числа», «Убедительно прошу Вас сразу же сообщить о своем решении»;

Оставьте любые намеки на возможную невнимательность, некомпетентность, используя формулировки типа: «Предлагаю внимательно изучить».

И проверьте ваше письмо на наличие орфографических и стилистических ошибок.

Деловая переписка – основа делового и конструктивного общения. Правильное ведение деловой переписки способствует установлению связей, улучшает взаимные отношения, сдвигает с мертвой точки нерешаемые проблемы и вопросы. Помните, неправильно с ошибками составленное деловое письмо раздражает адресата, особенно, если он – чиновник или работодатель.

Об электронном документообороте

Огромный массив бумажных и электронных документов приводит к тому, что в них все труднее становится ориентироваться, сложнее оперативно найти необходимый документ, понять, у кого тот или иной документ находится, и уж тем более сложно определить, на какой он стадии работы: просмотрен ли, согласован, завизирован.

Электронный документооборот не нужно путать с перепиской по электронной почте. Любой электронный документ должен быть заверен соответствующим образом лицензированной электронной подписью.

Электронный документ должен быть оформлен по общим правилам делопроизводства и иметь реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением оттиска печати и изображения Государственного герба Российской Федерации.

При передаче электронных документов в другие государственные органы документы заверяются электронной подписью органа исполнительной власти – автора документа в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».

При обработке, рассмотрении, согласовании и подписании электронных документов в системе электронного документооборота во внутреннем документообороте федерального органа исполнительной власти могут использоваться способы подтверждения действий с электронными документами, при которых электронная подпись не используется, при условии, что программные средства, применяемые в федеральном органе исполнительной власти, позволяют однозначно идентифицировать лицо, подписавшее документ.

Состав электронных документов, обращающихся в системе электронного документооборота, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти на основе рекомендаций Федерального архивного агентства и в соответствии с перечнем документов, создание, хранение и использование которых может осуществляться исключительно в форме электронных документов.

Перечень документов, создание, хранение и использование которых может осуществляться исключительно в форме электронных документов, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с Федеральным архивным агентством.

Электронные документы формируются в дела в соответствии с номенклатурой дел и индексируются в порядке, установленном в отношении дел, составленных из документов на бумажном носителе.

О проблемах использования «факсимильной подписи»

В настоящее время понятие «факсимильной подписи» законодательно не определено. В переводе с латинского факсимиле означает «сделай подобное» и представляет собой клише, то есть точное воспроизведение рукописи, документа, подписи средствами фотографии и печати.

Гражданским кодексом РФ установлено, что использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Официальная позиция по данному вопросу заключается в том, что использование факсимиле не допускается на доверенностях, платежных документах, других документах, имеющих финансовые последствия (смотрите письма Минфина России от 15.03.2010 N 03-02-08/13, от 26.10.2005 N 03-01-10/8-404, МНС России от 01.04.2004 N 18-0-09/000042).

Наиболее разумным представляется использование факсимиле на документах, не подразумевающих значительную материальную или иную ответственность, так как главным отличием факсимиле от собственноручной подписи является отсутствие возможности утверждать, что в соответствующем документе выражена воля лица, чья подпись воспроизведена.

Если все-таки организация решится применять факсимильную подпись на соответствующих документах, то оформить это нужно локальным актом организации, где будет прописан порядок использования такой подписи и поименованы документы, на которых может быть воспроизведена подпись с помощью факсимиле. Кроме того, рекомендуем назначить лицо, ответственное за хранение и использование факсимиле, и закрепить эту обязанность в его трудовом договоре или должностной инструкции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *