как правильно написать записку ксении петербургской образец

Как правильно писать записку Ксении Блаженной

Вот уже на протяжении более двух столетий повествуют легенды о чудотворной силе Петербуржской заступницы. Построенные в ее честь часовни и сегодня посещает довольно большое количество православных верующих. К богоугоднице со всего мира приезжают паломники, дабы написать письмо и попросить у нее вспоможения. Узнать же подробнее о том, в чем помогает Святая, как писать просьбу Ксении Блаженной и куда ее можно подать вы сможете из нашей статьи.как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть фото как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть картинку как правильно написать записку ксении петербургской образец. Картинка про как правильно написать записку ксении петербургской образец. Фото как правильно написать записку ксении петербургской образец

Примеры, как писать записку Ксении Блаженной с просьбой

Богомольцы приезжают к часовне богоугодницы с молитвенными прошениями о вспоможении и благодарностью за свершенные ею благие деяния. Праведница вспомогает любому, кто обратится к ней с чистым сердцем и глубокою верою. Сама же традиция о написании записок старице существует довольно большое количество лет и при совершении подобного обряда также следует придерживаться некоторых правил, а именно:

Обычно к Святой обращаются с такими прошениями:

С какой бы просьбой человек не обратился к праведнице она всегда будет услышана, если была произнесена с чистым сердцем и искренне.

Само же письмо можно отнести церкви или часовни освященные в честь блаженной праведницы, которые имеются во многих городах и даже селах. Однако наиболее излюбленным местом у православных верующих является часовня на Смоленском кладбище в городе на берегу Невы, которая была возведена на месте захоронения Святой.

Пред началом поездке к святыне следует тщательно подготовиться:

Образец записки Ксении Блаженной

Письмо можно изложить своими словами, главное, чтоб текст шел из глубины души, при этом какой-либо специальной формы для его написания не существует. Ниже приведены некоторые примеры написания письма православными верующими (все записки начинаются с обращения к Святой):

Молитвенный текст к Святой праведнице:

О, святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога прияла еси и под сению Всемогущего покоишися.

Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя: предстояще на месте погребения твоего, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, и на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление, предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных, помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святаго Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности и целомудрии воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие низпосли, монашествующим подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости духа утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Тайн умоли: ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение возсылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Смотрите еще видео с молитвой, которую произносят блаженной во всякой нужде:

Источник

Скорый вызов

как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть фото как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть картинку как правильно написать записку ксении петербургской образец. Картинка про как правильно написать записку ксении петербургской образец. Фото как правильно написать записку ксении петербургской образец

Святая Блаженная Ксения Петербургская (Петербуржская)

Я знаю и верю, что ты мне поможешь Святая Блаженная Ксения Петербуржская. Святая блаженная матушка Ксеньюшка! Милая Матушка Ксения! Аминь. Святая угодница Божия блаженная Ксения!

Но по православному канону писать в записке надо именно «Петербуржская» (а не «Петербургская»). Святая блаженная Ксения Петербуржская, умоли Господа нашего простить наши прегрешения и избавить рабов божьих Светлану и Юрия от разных болезней, даровать им счастье быть родителями.

Дорогая Ксения, помоги мне. Пусть все будет хорошо.Аминь. Ксения Петербуржская не оставь меня в болезни. Святая Ксеньюшка, моли Бога о рабах Божьих Андрее, Евгении, Варваре и Ксении.

Помоги мне пожалуйста Святая Блаженная Ксения Петербуржская, избавь пожалуйста моё лицо от угревой сыпи, я очень давно страдаю этим заболеванием, и очень устала от этого, помоги мне пожалуйста! Святая Блаженная Ксения Петербуржская, очень тебя прошу и умоляю помолись Спасителю об исцелении от болезни болящего младенца Ксении (нейробластома).

как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть фото как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть картинку как правильно написать записку ксении петербургской образец. Картинка про как правильно написать записку ксении петербургской образец. Фото как правильно написать записку ксении петербургской образец

Моли Матушка Ксения, Господа Бога Нашего Иисуса Христа об избавлении от злобы и ненависти у рабы Божией Александре по отношению к матери своей, мне, рабе Божией Светлане.

1. Отец Виктор, за что конкретно, за какие духовные подвиги канонизировали Ксению Петербургскую? Церковь канонизировала блаженную Ксению, прежде всего, за ее любовь к народу Божию, за ее терпение, за ее молитвы.

как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть фото как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть картинку как правильно написать записку ксении петербургской образец. Картинка про как правильно написать записку ксении петербургской образец. Фото как правильно написать записку ксении петербургской образец

записка о здравии Татьянызаписка о здравии Татьяны

Здесь можно отметить и тот факт, что народное почитание блаженной Ксении началось задолго до ее канонизации, а это тоже о многом свидетельствует. И здесь стоит вспомнить, что когда начиналась канонизация блаженной Ксении, некоторые люди пытались подражать ей, пытались даже копировать ее образ жизни, ходили босиком.

как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть фото как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть картинку как правильно написать записку ксении петербургской образец. Картинка про как правильно написать записку ксении петербургской образец. Фото как правильно написать записку ксении петербургской образец

Принесение записок к блаженной Ксении – это уже определенная традиция, которая сложилась особым образом. Дело в том, что долгое время часовня была огорожена и закрыта, люди не могли молиться, не могли обратить свои слова к святой Ксении, не могли совершить молебен или приклониться к гробнице блаженной. К этому явлению стоит относиться аккуратно, ведь многие люди в этих записках изливают свою душу, говорят о своих внутренних проблемах, просят святую Ксению о заступничестве.

как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть фото как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть картинку как правильно написать записку ксении петербургской образец. Картинка про как правильно написать записку ксении петербургской образец. Фото как правильно написать записку ксении петербургской образец

записка о здравии младенца Ксениизаписка о здравии младенца Ксении

5. В чем, на Ваш взгляд, ценность служения святой Ксении Петербургской для современного человека? Для современного человека может послужить примером то, что блаженная Ксения была далека от страстных человеческих потребностей. Сегодня, блаженная Ксения подает нам пример порядочности, духовной чистоты, нестяжательства, молитвы.

как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть фото как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть картинку как правильно написать записку ксении петербургской образец. Картинка про как правильно написать записку ксении петербургской образец. Фото как правильно написать записку ксении петербургской образец

Святая матушка Ксения Петербуржская, молю помоги моему брату Александру, отцу Брониславу, сестре двоюродной Алесе, дяде Володе бросить страсть пьянства. Ксеньюшка Блаженная, помоги родная. Ксения и погрозила мне пальцем(чтобы я этого не делал). Лидия. Случайно, при покупке крестика сыну, узнала у продавца о СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ.Дома по интернету прочитала о жизни Ксении и была поражена ее мужеством.

Когда ваша просьба сбудеться, желательно заказать благодарственный молебен от Вашего имени для Ксении Блаженной. Женщины просят Ксению о счастливой беременности и благополучных родах, студенты – об успешной сдаче экзаменов. Чтобы ваша просьба была услышана Блаженной, нужно написать особую записку и передать ее, соблюдая определенные правила.

Просьба о помощи и исцеленияПросьба о помощи и исцеления

Если хотите, можете подписаться в конце записки. И, конечно, перед отправкой записки желательно помолиться. Помоги исцелить мужа моего Алесея, наставь его на путь истнинный и не леши своей благодати. Не допусти, чтобы меня посадили в тюрьму, дай мне сил пережить все трудности и подари мне его любовь. Очень много читала о тебе как ты помогаешь другим, пусть мои боли уйдут безвозвратно и я забуду обо всех своих болячках.

Записка о помощи встретить любимого человека и создать с ним семьюЗаписка о помощи встретить любимого человека и создать с ним семью

Помоги мне в поисках, чтобы не метаться мне и найти место где я смогу быть полезна своим трудом и знаниями. Пресвятая Ксеньюшка Блаженная! Помоги мне р.б. Светлане продать хорошо мою квартиру с первого показа и получить те деньги, которые я прошу или больше, чтобы раздать долги и заплатить за съемную квартиру.

Прошу молитв твоих перед Господом Богом нашим за рабу Божию Татиану, что бы даровал мне хорошего мужа, с которым мы создадим крепкую семью и вечно прославлять Господа Бога. Прошу помолись.

Людмила: я люблю бл.Ксению Петербурскую,часто прошу ее заступничества. Святая Блаженная Ксения Петербуржская, прошу тебя помоги мне пожалуйста, верни мне моего любимого Рене из Берлина. 6 февраля Русская Православная Церковь празднует памяти святой блаженной Ксении Петербургской. Мечтаю побывать в ее часовенке,но даже не знаю как и когда это может случится,живу в г.Саранске з\п нам постоянно задерживают,но очень надеюсь на святую бл. Ксенюшку.

Источник

Как правильно написать письмо к ксении петербуржской

К молитвам и обращениям к святым люди относятся неодинаково. Если для одного это выступает инструментом успокоения и поддержания сил, то для другого представляется единственной надеждой. Чудеса и удивительные деяния святых выступают основой для многочисленных поразительных сказаний и легенд, передаваемых из уст в уста. В светлой надежде на заступничество и помощь святых, люди издавна обращаются к ним с просьбами и мольбами. Многие также благодарят святых за обретённое спокойствие и приход в жизнь блага.

Святая Ксения Блаженная (Петербургская или, согласно православной традиции написания, Петербуржская) уже более 200 лет считается чудотворницей. Большое количество историй рассказывают люди о том, как покровительство этой святой принесло добро и благополучие, здоровье и мир. Считается, что Ксения Блаженная помогает всем, главное, обращаться к ней с открытым сердцем и чистыми намерениями.

Святая Ксения — покровительница Петербурга. В этом городе, а также во многих других населённых пунктах России существуют храмы и часовни в честь этой святой, есть иконы и лики Ксении Блаженной. Вера в силу молитвы приводит в такие места множество прихожан.

История святой

Предание гласит, что целых 45 лет Ксения была юродивой и скиталицей. Данных о точной дате рождения и смерти её не сохранилось (существует информация, что родители будущей святой были людьми благородными). Есть подлинные сведения, что жила она в XVIII веке в Петербурге и обрела признание среди горожан благодаря своей удивительной доброте. Она с готовностью исцеляла нищих и богатых, помогала нуждающимся. Все деяния святой овеяны шлейфом безусловной всепоглощающей любви и человечности.

Прожив три с половиной года в счастливом браке с певчим Андреем Петровым, женщина потеряла мужа и осталась вдовой в 26 лет. Кончина любимого супруга привела к изменению уклада жизни. Она начала одеваться в одежду мужа и представлялась им, утверждала, что умерла Ксения, а вовсе не Андрей. Все материальные блага, которые удалось нажить им с супругом, вдова раздала бедным и покинула дом, отвела его под нужды бездомных скитальцев. Изображая из себя юродивую, Ксения, согласно преданиям, оставалась до конца дней в здравом рассудке.

Помогала юродивая и церкви. Храм Смоленской иконы Божьей матери на Смоленском кладбище Петербурга был построен в том числе при непосредственном участии Ксении. Она собственными руками носила камни и всячески помогала возведению церкви.

О Блаженной Ксении Петербуржской вы узнаете из этого видео.

После смерти (по большинству преданий, кончина пришла в возрасте 45 лет) её могила стала местом постоянного паломничества сначала благодарных горожан, а потом и всех верующих в чудо. Могильная насыпь на Смоленском кладбище превратилась в святыню, откуда каждый стремился взять горсточку земли — её крупицы считались целительными. Точно так же разобрали на святыни и могильную плиту.

Через много лет на месте захоронения Ксении Петербургской на средства молящихся граждан возвели часовню с её именем. В годы войны церквушка не работала, однако с 1960 года вновь открыта для посещения.

Блаженную Ксению Петербургскую причислили к христианскому лику святых в 1988 году на Поместном соборе Русской Православной Церкви. Этот собор проходил в часть 1000-летия Крещения Руси.

Днём памяти Ксении считается 6 февраля, а также 6 июня. Верующие говорят, что в эти даты молитвы имеют большую силу.

Как правильно писать записку Ксении Блаженной

«Мир Вам!». Вступайте в наше сообщество Фейсбук Молитвы на каждый день много интересной и полезной информации каждый день. «Ангела Хранителя Вам!»

Вот уже на протяжении более двух столетий повествуют легенды о чудотворной силе Петербуржской заступницы. Построенные в ее честь часовни и сегодня посещает довольно большое количество православных верующих. К богоугоднице со всего мира приезжают паломники, дабы написать письмо и попросить у нее вспоможения. Узнать же подробнее о том, в чем помогает Святая, как писать просьбу Ксении Блаженной и куда ее можно подать вы сможете из нашей статьи.

Как и о чём просить Ксению Блаженную (Петербургскую)

Любая просьба, если она искренняя, идёт из глубины души и не несёт под собой зла, будет обязательно услышана святой. Так принято считать в народе и церкви.

Кому покровительствует святая

Однако неуместными будут просьбы к ней о материальном благополучии, удаче в азартных играх.

Люди просят Ксению в часовне на её могиле, в именных храмах, у икон. Издревле сложилась традиция обращаться за помощью к святой в письменном виде. Записки Ксении Блаженной рассматриваются как молитвенный обряд.

Традиции записок Святой Ксении

Нет запрета на молитвы святой Ксении за других людей, нет никаких правил относительно типа и размера бумаги для записки, а также чернил, стиля изложения и почерка. Главное, чтобы пишущим двигала вера.

Готовые записки принято приносить в храмы, возведённые в честь Ксении Блаженной. Наибольшей силой обладает молитва в часовне на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, установленной на могиле святой.

Паломничество на могилу Ксении Петербургской

Это серьезное мероприятие, к которому нужно подготовиться заранее:

Непосредственно близ часовни совершаются следующие обряды:

Можно обратиться к Ксении Блаженной дистанционно — тем, кому сложно передвигаться, — с помощью электронной или обычной почты. Тот, кто не в состоянии сам совершить паломничество к часовне в Санкт-Петербурге или посетить храм Ксении Блаженной, может доверить записку с обращением к святой другому человеку. Если душа к человеку не лежит, передавать с ним записку нельзя.

Икона Ксении путешествует по миру, и страждущие помощи и исцеления обретают их в том числе и прикладываясь к этой святыне. Блаженный лик можно поставить и дома для постоянных молитв. Православные каноны предписывают размещать икону в большой и светлой комнате — напротив двери. Рядом не принято размещать ни лики других святых, ни декоративные элементы.

Молебен Ксении Петербургской — как заказать и для чего

Молебен Ксении Петербуржской можно заказать по любой тревожащей причине, особенно же часто женщины прибегают к нему при прошении удачного замужества.

Заказывать молебен, необходимо:

Желание, исполненное силой молитвы

Если свершилось то, о чём была просьба к святой Ксении, традиция предписывает заказ молебна с благодарностью в любой церкви.

Часовня Ксении Петербуржской регулярно посещается множеством людей. Тропа к ней не зарастает и не засыпается снегом, а стены часовни остаются идеально гладкими, поскольку огромное число прихожан ежедневно прикладываются к ним лбами и руками. Люди также склоняют колени перед мраморным надгробием могилы святой, приносят к нему живые цветы.

Люди могут рассказать бесчисленное множество историй чудесных событий, последовавших за искренним обращением к Ксении Петербургской. Великая сила молитвы к этой святой подтверждалась многократно. Об этом традиционно вспоминают в дни её памяти. Православные порталы в интернете полны удивительных историй, которыми делятся реальные люди. Ещё больше рассказов можно услышать в народе, особенно если пообщаться с прихожанами близ часовни на Смоленском кладбище в Петербурге.

Блаженная Ксения Петербуржская не оставит в беде, откликнется на все просьбы, идущие от чистого сердца. Молитесь за себя и за всех близких! Просите о помощи, поддержке, заступничестве и покровительстве. Просите и будете услышаны!

записка о здравии младенца Ксениизаписка о здравии младенца Ксении

5. В чем, на Ваш взгляд, ценность служения святой Ксении Петербургской для современного человека? Для современного человека может послужить примером то, что блаженная Ксения была далека от страстных человеческих потребностей. Сегодня, блаженная Ксения подает нам пример порядочности, духовной чистоты, нестяжательства, молитвы.

как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть фото как правильно написать записку ксении петербургской образец. Смотреть картинку как правильно написать записку ксении петербургской образец. Картинка про как правильно написать записку ксении петербургской образец. Фото как правильно написать записку ксении петербургской образец

Святая матушка Ксения Петербуржская, молю помоги моему брату Александру, отцу Брониславу, сестре двоюродной Алесе, дяде Володе бросить страсть пьянства. Ксеньюшка Блаженная, помоги родная. Ксения и погрозила мне пальцем(чтобы я этого не делал). Лидия. Случайно, при покупке крестика сыну, узнала у продавца о СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ.Дома по интернету прочитала о жизни Ксении и была поражена ее мужеством.

Когда ваша просьба сбудеться, желательно заказать благодарственный молебен от Вашего имени для Ксении Блаженной. Женщины просят Ксению о счастливой беременности и благополучных родах, студенты – об успешной сдаче экзаменов. Чтобы ваша просьба была услышана Блаженной, нужно написать особую записку и передать ее, соблюдая определенные правила.

Молитва Ксении Петербургской о замужестве

Многие верующие женщины уповают на молитву от одиночества Ксении Петербургской. С просьбами о помощи к блаженной обращаются женщины и девушки в самых затруднительных ситуациях. Молят святую:

Каждая девушка мечтает о крепкой здоровой семье, о любящем и верном муже, о крепких и послушных детках. Даже наша Церковь православная высоко ценит и всегда благословляет семьи, которые живут по Божьим законам и законам Любви. Чтобы наладить личную жизнь прочтите свое прошение к блаженной. Для этого нужно:

Почему Ксению блаженную так любят православные

О добром сердце петербургской юродивой Ксении знали все жители города. В течение долгих 45 лет женщина скиталась по городу и помогала нищим. А начиналось все с любви – счастливой и необыкновенной. Ксения вышла замуж за придворного певчего Андрея Петрова. Три с половиной года прожили супруги в мире и согласии, а в 26 лет женщина овдовела.

Страшное событие изменило жизнь девушки: на следующее утро после кончины мужа она объявила, что Ксения умерла. С тех пор вдова стала носить одежды своего супруга и представляться его именем.

Блаженная Ксения Петербургская отказалась от всего материального, что у нее имелось: имущество раздала нищим, а дом подарила знакомой, с условием, что та будет пускать переночевать скитальцев и бездомных.

Благодаря своим чудотворениям и пророческим предвидениям женщина не раз спасала людей от гибели и несчастий. Она молилась за каждого и предостерегала от бед, а люди, желая отблагодарить, пытались одарить ее деньгами. Но блаженная Ксения Петербургская брала лишь медные копейки, да и те раздавала нищим.

Дважды в год – 6 февраля и 6 июня – празднуется память блаженной Ксении Петербургской.

Когда на Смоленском кладбище стали возводить новую церковь во имя Смоленской иконы Божией матери, Ксения по ночам без устали таскала на плечах кирпичи для строительства.

После смерти Ксении Петербургской люди постоянно приходили к месту ее захоронения на Смоленское кладбище. Вскоре могильную насыпь по горсточке разнесли по домам. Позже появилась каменная плита, но и ее, как святыню, разобрали по кусочкам. Взамен паломники оставляли на могилке деньги, на которые позже и был построен памятник в виде часовни Ксении блаженной.

Ахилла

Антропологический форум

Жанна Кормина, Сергей Штырков

«С.-Петербург Часовня рабы Божией Ксении Смоленское кладбище 16 января 1915 г. Милостивейшая Государыня, С.J.! С благодарностью принимая присланное Вами пожертвование, считаем своим долгом уведомить Вас, что, по просьбе Вашей, причтом отслужена панихида на могиле рабы Божией Ксении 16-го января 1915 года. Уповая на милосердие Божие, от души желаем в исполнении всех Ваших добрых намерений и желаний по молитвенному предстательству рабы Божией Ксении. От имени Смоленско-кладбищенского Причта Настоятель, Протоиерей Николай Триодин».

Зачастую на этом переписка между просителем и причтом не заканчивалась: если просимое осуществлялось, на Смоленское кладбище приходило еще одно письмо, в котором содержалось свидетельство о чудесной помощи Ксении и благодарность в адрес священнослужителей. Иногда в таких письмах содержалась просьба отслужить в качестве благодарности еще одну панихиду. Такие письма включались в списки чудес Ксении Блаженной наряду с устными свидетельствами, популяризируя складывающийся культ и задавая рамку необычной для того времени практике «чудес по переписке».

Кроме того, приводимые свидетельства формировали образ некоей канцелярии блаженной Ксении — той институции, которую уже в начале XXI в. составительница очередного сборника писем назовет «Всенародной приемной блаженной Ксении Петербургской». И наконец, подобные публикации проводили идею эффективности работы этой институции. Так, чудесная помощь приходит не просто по молитве тогда еще не прославленной Церковью святой, но «по молитве вашей и Ксении». Соответственно и благодарить нужно не только блаженную, но и работников ее «канцелярии».

В советское время «приемная» закрылась, и практика переписки была прервана, чтобы с новой силой возродиться в 1990-е гг. В заново открытой часовне на могиле святой возобновились службы (правда, вместо панихид рабе Божией Ксении здесь теперь служатся молебны прославленной в 1988 г. святой Ксении Петербуржской). Вновь заработала и «канцелярия», работники которой получают письма с просьбами самого разного характера, отвечают на них (к уведомлениям прикладывается «святынька» — смоченный в освященном на гробнице святом масле лепесток розы), а также предоставляют для публикации «избранные места из переписки» Ксении Блаженной и ее почитателей. Подобные публикации и станут предметом нашего анализа.

В своей статье мы попытаемся выяснить, зачем Церковь вообще и приход Смоленского храма в частности публикуют письма верующих. Для этого мы проанализируем репрезентации образов адресата и адресанта этих посланий в разных церковных изданиях.

(…) Нашими основными источниками стали, во-первых, официальный сайт прихода Смоленского храма (страница «Сборник современных свидетельств о чудесах по молитвам святой блаженной Ксении Петербургской»); во-вторых, газета того же прихода «Смоленский храм» (раздел «Чудеса по молитвам матушки Ксении»); в-третьих, два сборника писем, составленные Л.С. Яковлевой [Яковлева 2004; 2006].

Современные письма-свидетельства занимают в них достаточно скромное место. Авторы помещают их после многостраничных описаний житийных сюжетов и дореволюционных (прижизненных и посмертных) чудес Ксении Петербургской, сопровождаемых историческими справками и агиологическими рассуждениями. Публикация текстов современных писем идет после указания на практику вековой давности посылать письма в Смоленский храм.

Несколько особняком стоит третья из указанных книг [«По молитвам блаженной Ксении», 2006], целиком состоящая из писем-свидетельств. Большая часть их заимствована из зарубежных православных изданий, из которых указано только одно: «Текст печатается по изданию “Памятка, посвященная прославлению блаженной Ксении Петербургской”, New York, 1978». Однако семидесятыми годами минувшего века — временем, когда Русская православная церковь за рубежом готовила прославление блаженной (в СССР причисление Ксении Блаженной к лику святых состоялось на десять лет позже) — датированы лишь 60 из 98 свидетельств.

Остальные письма в основном взяты из газеты «Смоленский храм», официального сайта прихода и/или сборника Козаченко. Помещая поздние письма в свою книгу, составители довольно смело редактировали свои источники: правили стиль, меняли лицо повествователя (с третьего на первое), сокращали письма, даже соединяли два разных свидетельства в одно и, что самое показательное, безжалостно убирали обращения к конкретному адресату, которые содержатся в первоисточнике. Все эти письма были получены и опубликованы Смоленским храмом или со ссылкой на его архив, но только три содержат пометку «Письмо в храм Смоленской иконы Божией Матери» и прямое обращение к адресату (два раза — к священнику и один — непосредственно к Ксении).

Из большинства писем изъяты обращения к адресату, иногда довольно развернутые («Мир Вам, батюшка Виктор! У меня к Вам просьба — выслушайте меня»), и простодушные ремарки («Может быть, не так пишу, как надо, но все это от души. Спасибо за то, что Вы есть»), т.е. все то, что создает атмосферу личной, почти интимной переписки. Подобная редактура превратила послания в довольно однообразные документы-свидетельства, собираемые в ходе подготовки к канонизации, морфологически и функционально однотипные тем, которые были взяты из зарубежных изданий. В этом, собственно, и была цель составителей, которым нужны были не письма, а списки чудес. Заметим в этой связи, что в книгах Козаченко и Горбачевой письма избежали подобного рода стерилизации, что объясняется не только аккуратностью авторов, но и стремлением показать преемственность в практике эпистолярной деятельности верующих и «канцелярии» петербургской святой.

«Уважаемый батюшка», «дорогие тети», «милая Ксеньюшка» (образ адресата). Обращаясь к нашим основным источникам — изданиям, связанным со Смоленским приходом Санкт-Петербурга, — попытаемся показать, как в них репрезентируется адресат писем. И здесь можно выделить две основные стратегии. Первой придерживаются «официальные органы» прихода — газета «Смоленский храм» и официальный сайт. Заключается она в том, что публикуемые письма (а все они являются свидетельствами о чудесах) адресуются в основном настоятелю храма отцу Виктору Московскому. Типичное начало письма выглядит так: «Здравствуйте уважаемый батюшка!» или «Здравствуйте, отец Виктор». В некоторых письмах адресат — и священник, и св. Ксения.

В последнем случае роль священника как посредника между верующими и святой особенно очевидна — просьба о помощи и благодарность должна быть услышана обоими «виновниками» чуда. Примерно такую же картину можно увидеть на приходском сайте. Казалось бы, обилие обращений к священнику в письмах-свидетельствах объясняется очень просто: многие из них (если не большинство) являются третьей репликой в коммуникации верующего и Смоленского прихода (первая — письмо на приход с просьбой отслужить молебен в часовне св. Ксении; вторая — ответ-уведомление, под которым стоит подпись отца настоятеля). Другими словами, если в первом своем письме человек может и не знать, к кому конкретно он обращается, то ответ, который он получает, делает ситуацию более определенной. Однако свидетельство о чуде можно было бы привести, убрав обращение к конкретному лицу, как это порой делается в рассматриваемых публикациях (это ясно из сравнения разных редакций одного и того же письма).

Как нам кажется, в данном случае мы имеем дело с последовательной публикационной политикой, целью которой является указание на конкретное лицо, «ответственное» за успешную коммуникацию со святой (святыней). Еще больше нас убеждает в этом сравнение публикаций в газете и на сайте с теми эпистолярными материалами, которые мы находим в двух книгах, составленных Людмилой Яковлевой.

Она, используя материалы Смоленского прихода, избрала иную стратегию репрезентации образа адресата. Ни в одном письме из первого сборника Яковлевой [2004] мы не находим обращений к священнику. Здесь составитель постаралась не акцентировать внимание читателя на фигуре получателя(лей) письма, только в двух письмах мы можем прочесть: «Здравствуйте, люди добрые, дорогие служители храма» и «Святая Ксеньюшка, благослови нас, грешных». Т.е. из самого контекста публикации писем ясно, что кто-то получает и публикует письма, но образ получателя не совсем ясен. Понятно, что это скорее группа людей (служители храма), за которыми или над которыми стоит св. Ксения, т.е. начальником «канцелярии» является не настоятель храма, а сама святая.

Еще более последовательно эта стратегия репрезентации адресата писем представлена в другой книге, составленной Людмилой Яковлевой [2006]. На первой странице, вверху, там, где часто помещают наименование организации, от лица которой выступает автор, читаем: «Всенародная приемная блаженной Ксении Петербургской». Далее среди многочисленных фрагментов писем (напомним, их 189) мы находим частые указания на адресата (в 125 письмах). Общее впечатление, которого, можем предположить, и добивался составитель сборника, — социальная разноголосица. Определяя адресата, корреспондент тем самым сообщает о собственном статусе. Ребенок пишет «Дорогие тети!», человек воцерковленный и «простой» может обратиться прямо к Ксении Блаженной, кто-то напишет «Дорогие братья и сестры во Христе», другие попытаются избежать именования адресата, например, «Здравствуйте. Меня зовут Андрей» [Яковлева 2006: 116].

Попробуем обрисовать портрет адресата писем, опубликованных в сборниках Яковлевой. Чаще всего здесь встречаются обращения двух типов. Многие авторы адресуют свои просьбы напрямую к Ксении. «Матушка Ксения, прости, что так часто надоедаю. Но мне не с кем поделиться, выложить все наболевшее»; «Пожалуйста, мати Ксения, сделай так, чтобы Леша — ты знаешь какой — забыл свою старую любовь и очень сильно полюбил меня и никогда не изменял»; «Здравствуй, Ксения Петербургская. Пишет тебе Татьяна из далекого от Санкт-Петербурга Забайкалья. Ты ведь можешь все? Да?»

Из всей этой, казалось бы, противоречивой картины складывается вполне осязаемый образ: св. Ксения имеет свое представительство (канцелярию) на Смоленском кладбище, в задачу которого входит ведение переписки между святой и ее почитателями. В эту канцелярию можно послать прямое обращение к святой — оно будет дословно передано, но можно обратиться и к сотрудникам приемной — пусть они замолвят словечко («Умолите Ксению о выздоровлении души моей заблудшей дочери»).

Ощущение того, что корреспонденты «приемной» зачастую представляют свои обращения к святой в терминах «просим вмешаться», усиливают жалобы на соседей и чиновников. Публикация таких текстов вполне соответствует тому образу канцелярии могущественного патрона, который рисуется в сборнике. В такой ситуации фигура священника как посредника между святой и верующими уходит в тень: в сборнике нет прямых обращений к священнослужителям (как косвенные можно рассматривать просьбы отслужить молебен). Но в этом нельзя видеть проявления антиклерикальных настроений автора-составителя, который почел своим долгом опубликовать на последней странице сборника обращение настоятеля Смоленского храма с просьбой о пожертвованиях.

Как относятся к подобной стратегии репрезентации адресата писем в часовню клирики Смоленского храма? Думаем, без особой настороженности. Видимо, настоятель храма, без ведома которого публикации Яковлевой были бы невозможны, не видит большой беды в письменных обращениях прямо к святой или в канцелярию, в которой работают какие-то «дорогие тети».

Клир, вероятно, не находит в простодушном избегании упоминаний о посредничестве церкви при обращении к святой угрозы своей власти просто потому, что понимает: «рынок православия» — равно предлагаемые услуги и спрос — существенно сегментирован, и следует предлагать подходящий продукт для разных групп потребителей. Если православные из политической или бизнес-элиты нуждаются в религиозных профессионалах и требуют «высокого качества обслуживания», то простецы обходятся своими силами. При этом простонародная вера, искренняя, местами не вполне канонически бесспорная, необходима для придания предлагаемому другим потребителям продукту (православию вообще, и в нашем случае почитанию Ксении Блаженной) бесценного качества — аутентичности. В контексте анализа публикаций писем Ксении Блаженной образ «типичного почитателя», объекта ее потенциального или осуществляемого покровительства, становится своеобразной риторической фигурой «потребителя православия».

Таким идеальным потребителем в нашем случае являются люди обездоленные, лишенные чего-то необходимого для нормальной «человеческой» жизни: достатка, семьи, здоровья, простого житейского здравомыслия (наивность) — те, кого мы будем называть «бедные люди». Именно эта социальная «инвалидность» создает образ идеального верующего, привлекательный для потенциального потребителя. Вообще говоря, подобный образ корреспондента святой или ее канцелярии характерен для всех рассматриваемых нами изданий. Однако наши примеры мы взяли из сборника Людмилы Яковлевой 2006 г., и вот почему.

Составитель этой книги, используя письма верующих, которые она разбила на тематические разделы и сопроводила краткими комментариями, попыталась создать своеобразный социологический очерк современного православного народа (напомним, что речь в сборнике идет о «всенародной приемной»). Иными словами, перед нами проект, эксплицированная цель которого заключается в репрезентации портрета типичного корреспондента св. Ксении (ее канцелярии). Это и делает сборник Яковлевой удобным объектом для анализа.

«Живут самостоятельно, много работают, имеют достаток. Наверное, поэтому привыкли обходиться без Бога». Так, Лидия Ивановна из Алтайского края объясняет отсутствие взаимопонимания с дочерью и зятем: их разъединяет, по ее мнению, разница в финансовом положении. Их успешность мешает им прийти к Богу. Вряд ли она хотела бы, чтобы родители любимой внучки потеряли работу, став верующими людьми. Здесь просто констатируется очевидный для автора факт: экономический успех заменяет обращение к Богу, делая его ненужным и невозможным. Экономическое процветание и вера несовместимы. В письме Лидии Ивановны сформулирована важная для современной православной культуры идея о том, носители настоящей веры — бедные люди. Быть бедным в этой системе ценностей — достоинство. Если «богатый» должен подтверждать свою веру, то «бедному» достаточно указать на свое положение.

Бедность в опубликованных письмах репрезентируется (и понимается) по-разному. Во-первых, это экономическое состояние. Подавляющее большинство корреспондентов Ксении Блаженной, если верить сборнику Яковлевой, малообеспеченные или живущие за чертой бедности люди. Пишут матери-одиночки, порой не работающие и ухаживающие за больным ребенком, увязшие в долгах мелкие предприниматели, дети пьющих родителей, многодетные семьи с одним кормильцем, не сумевшие устроиться на новом месте мигранты из стран бывшего СССР.

Многие корреспонденты живут в экономически отсталых регионах или сельской местности. Во-вторых, бедность понимается как обделенность (здоровьем, детьми и проч.), несчастность. «Бедная ты моя!» — говорит Ксения, придя во сне к болеющей женщине, и начинает ее «жалеть и обнимать», а вместе с тем и лечить.

Многие пишут о своем социальном сиротстве, иными словами, об отсутствии нормальных, с точки зрения общества, социальных связей, прежде всего семейных. Это мужчины и женщины, которых бросили их супруги, это и родители, потерявшие связь с детьми («пишет вам несчастная мать-сирота»), и заключенные, переживающие свое реальное или мнимое сиротство, и одинокие люди, ищущие себе пару.

Но именно смиренность пишущего повышает его шансы быть услышанным.

Письма к Ксении Блаженной делятся на три части: благодарности за оказанную помощь, свидетельства о чудесах и просьбы. Последние практически обязательно исполнены в жанре, предполагающем подробное описание собственной сирости и бедственности материального положения.

Мы вовсе не хотим сказать, что авторы писем преувеличивают степень своей нужды и боли. Однако им приходится нарративизировать свое горе, причем таким образом, чтобы просьба выглядела предельно убедительной и не могла быть не выполнена по соображениям простого гуманизма. Для этого авторы используют особый язык страдания и риторику ламентации.

Принцип простой: достойный человек незаслуженно страдает и просит воздать ему по справедливости. В одном из писем из сборника Яковлевой автор (Грешная Екатерина) просит, чтобы мужу прибавили зарплату, а сыну нашли хорошую работу, потому что а) муж «афганец», имеет много наград; б) он болеет, но работает; в) «пенсия моя мизерная, да и муж получает гроши, еле-еле хватает на жизнь».

Два последних аргумента должны убедить Ксению в том, что ей пишут по-настоящему бедные люди. Очевидно, что для получения помощи необязательно быть примерным прихожанином или усердно молиться — главное быть достаточно несчастным.

Недаром светское издание «Коммерсантъ» назвало Ксению Блаженную одной из самых демократических святых, которая помогает даже атеистам. Вполне очевидно, что авторы и публикаторы писем, сознательно или неосознанно, ориентируются на опыт составления прошений в государственные инстанции, в частности в органы социальной защиты, в которых просьбе о помощи предшествует аранжированная в стиле ламентаций аргументация обоснованности этой просьбы.

Почитатели Ксении видят в ней обычную женщину с несчастливой судьбой. Во многих письмах есть описание встречи с нею — во сне, на автобусной остановке, на рынке, в храме, у часовни на Смоленском кладбище. Это старушка, просто женщина или пожилая женщина, одетая старомодно в длинную юбку и кофту (указываются цвета, всегда разные), с платком на голове. Обычно она появляется в критическую минуту в качестве чудесного помощника или советчика и остается неузнанной. Позже, увидев икону, человек узнает на ней встреченную женщину и понимает, с кем имел дело. Иными словами, Ксения — обычная, такая же, как многие, бедная и несчастная. И помогает она, конечно, таким же, как она сама. Заметим, что образ юродивой Ксении, странного поведения и в мужском мундире (XVIII в.), по-видимому, слишком экзотичен и не пользуется популярностью. Во всяком случае, в таком виде она никому не является.

Всех корреспондентов Ксении Блаженной составитель сборника, как видно из подзаголовка, объединяет в категорию «простые люди». «Простые» здесь значит не облеченные властью, бедные, обыкновенные.

«Простой» человек имеет больше шансов быть услышанным Богом. Это качество, обогащенное определенным опытом религиозной жизни, может становиться серьезным символическим капиталом. Для других православных, кто к «бедным людям» себя не относит, бедность может видеться обязательным качеством для аккумулирования «духовности» и аутентичной традиции. Здесь следует добавить, что описанная выше стратегия репрезентации образа православного народа не является единственно возможной.

Если сравнить этот портрет со свидетельствами, которые мы находим на страницах некоторых политических или политизированных православных изданий («Русь православная», «Путь христианина» и т.п.), увидим, что там народ выглядит совершенно иначе. Он не смиренно просит, а властно требует, не плачет, а грозит, не терпит, а борется. «Народ» в фундаменталистских изданиях не замыкается в своих частных нуждах. Он движим общецерковными или даже общенациональными интересами. Даже свидетельства о чудесах здесь своеобразны. В письмах св. Ксении люди рассказывают о чудесных исцелениях, помощи в заключении брака, поисках работы, наконец, приобретении картошки по сходной цене.

Эти описания резко контрастируют с чудом из письма, опубликованного, скажем, в сборнике «Чудеса царственных мучеников» [1995]. Это видение, окрашенное в мрачные цвета политической эсхатологии — визионер становится свидетелем «самоотпевания» русского народа — является типичным примером нарратива «политического православия». В практике «малых чудес», представленной в письмах-свидетельствах в Смоленский храм, можно видеть попытку создать альтернативный образ православия — православия «социального».

Надежда Кизенко в недавней работе о культе Иоанна Кронштадтского и Ксении Блаженной в начале XX в. делает вывод об антимодернистской идеологии, стоящей за почитанием этих святых. Заключение основывается на том, что главные адресаты этих культов — представители наименее модернизированной части общества, а именно женщины и беднота. Однако такая специфическая практика почитания, связанная исторически именно с культом Ксении Блаженной, как записки и письма, является как раз доказательством модерности соответствующего культа. Идея вступить в переписку со святым или его (ее) представителями предполагает, во-первых, достаточный уровень грамотности.

Поскольку уровень этот в Российской империи начала прошлого века был довольно низким, можно делать выводы о том, какие слои населения могли участвовать в «переписке». Во-вторых, должно существовать регулярное почтовое сообщение и быть развита собственно практика переписки.

Письмо становится заменой паломничества, а почтовая система создает возможность для осуществления такой замены. Таким образом, практики почитания Ксении Блаженной — святой городской, столичной — уже в момент становления культа в конце XIX — начале XX в. вполне соответствовали духу времени.

Предложение встретило живой отклик, прислали и попросили передать записки 18 человек. Нежелательность таких «гражданских инициатив» для Церкви вполне очевидна. Написав в записке свою просьбу, люди могут обратиться к св. Ксении напрямую или попросить знакомых, отправляющихся в паломничество, ближнее или дальнее (упомянутая выше форумчанка, например, живет в Петербурге), и не нуждаются в других посредниках — священнике или «канцелярии».

Несомненно, церковнослужители знают и о том, что к часовне Ксении приносят не только записки с просьбами. Среди листков бумаги, лежащих вокруг часовни или засунутых в щели на стенах, есть и записки поминальные, зачастую написанные на специальных бланках, которые можно взять в церкви. Однако они не передаются священнику для прочтения во время службы вместе с оплатой за заказываемую таким образом церковную «услугу», как это полагается, а кладутся к часовне. Таким образом, верующие предпочитают обратиться непосредственно к святой, которая сама помолится о здравии или упокоении тех людей, чьи имена перечислены в записке. И если к запискам-просьбам представители церкви могут относиться снисходительно как к проявлению наивной веры простолюдинов, не знакомых с правилами православного обихода, то поминовения, не проходящие через руки священников, должны вызывать у них определенно негативную реакцию.

В этих условиях, чтобы сохранить свои позиции среди модернизированных верующих, напомнить им, что есть специальные люди, которые обеспечивают возможность эффективной коммуникации со святым, церковь и нуждается в проведении специальных «рекламных кампаний». Одну из форм рекламы — публикацию писем верующих — мы рассмотрели в этой статье.

Полностью статью читайте тут

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *