как правильно писать нормативно правовые акты или нормативные правовые акты

Приложение 1. Особенности языка нормативных правовых актов

Приложение 1
к Кодексу о нормативных правовых актах
Чукотского автономного округа

Особенности языка нормативных правовых актов

С изменениями и дополнениями от:

1. Текст проекта нормативного правового акта излагается преимущественно в утвердительной форме с использованием глаголов в настоящем времени с соблюдением официально-делового стиля языка и юридической терминологии. Предложения строятся в соответствии с общепринятыми правилами русского языка.

2. В тексте проекта нормативного правового акта не допускается употребление аббревиатур и сокращений:

вместо сокращения «в т. ч.» следует писать «в том числе»;

вместо «ЧАО» или «Чукотский АО» следует писать «Чукотский автономный округ».

Для удобства изложения последующего текста проекта нормативного правового акта могут применяться сокращения (названия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, правовых актов и тому подобное), о чем указывается непосредственно после первого упоминания сокращаемого словосочетания, за исключением преамбулы. При этом сокращенное словосочетание указывается в именительном падеже единственного числа с прописной буквы:

В иных случаях сокращения указываются в именительном падеже единственного числа со строчной буквы:

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях»;

Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»;

Закон Чукотского автономного округа от 22 сентября 2005 года N 64-ОЗ «О предоставлении меры социальной поддержки работникам отдельных отраслей бюджетной сферы Чукотского автономного округа»;

в соответствии с настоящим Законом;

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 787 «Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте и Правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте»;

Постановление Губернатора Чукотского автономного округа от 29 октября 2008 г. N 49 «О реорганизации Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа»;

Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 29 октября 2008 г. N 172 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Чукотском автономном округе»;

Постановление Думы Чукотского автономного округа от 13 июля 2008 года N 942 «О наделении полномочиями Губернатора Чукотского автономного округа Р.В. Копина».

Со строчной буквы пишутся словосочетания «федеральный конституционный закон», «федеральный закон», «федеральные законы», «закон Чукотского автономного округа», «указ Президента Российской Федерации», «постановление Правительства Российской Федерации», «постановление Губернатора Чукотского автономного округа», «постановление Правительства Чукотского автономного округа», «постановление Думы Чукотского автономного округа» без наименования и реквизитов, а также словосочетания «проект закона Чукотского автономного округа», «проект постановления Губернатора Чукотского автономного округа», «проект постановления Правительства Чукотского автономного округа», «проект постановления Думы Чукотского автономного округа».

Наименования органов государственной власти и должностных лиц автономного округа следует писать так, как они указаны в Уставе автономного округа:

Губернатор Чукотского автономного округа;

Дума Чукотского автономного округа;

Правительство Чукотского автономного округа.

4. При написании чисел используются словесный (буквенный), цифровой и словесно-цифровой способы:

четыре метра, пять листов;

300 человек, 12500 наименований;

50 тысяч, 150 миллионов.

Информация об изменениях:

Законом Чукотского автономного округа от 30 апреля 2013 г. N 39-ОЗ в пункт 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

не позднее чем за пять дней до начала заседания;

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Если однозначные числа стоят в ряду многозначных, для их обозначения используется цифровая форма:

6. Словесно-цифровой способ применяется для обозначения многозначных целых и дробных чисел в виде сочетания цифр с числительными (тысяча, миллион, миллиард, триллион) или их сокращениями (тыс., млн., млрд., трлн.).

Обозначения простых единиц измерения в тексте проекта нормативного правового акта пишутся полностью:

Обозначения сложных единиц измерения пишутся полностью только во второй части:

12 куб. метров, 16 тыс. тонн, 10 тыс. рублей, 5,3 трлн. рублей.

7. Порядковые числительные, обозначаемые цифрами, требуют добавления через дефис падежного окончания:

не позднее 10-го дня месяца.

Порядковые числительные, обозначаемые римскими цифрами, пишутся без наращения падежного окончания:

начало XXI века, в ХХ веке, специалист I категории.

8. Если подряд следуют два порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами и разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивается у каждого:

9. При написании нескольких (более двух) порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, падежное окончание наращивается только у последнего числительного:

учащиеся 5, 7, 9-х классов;

референты государственной службы 1, 2 и 3-го классов.

10. Если два порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, написаны через тире, то падежное окончание наращивается только у второго:

11. Не требуют наращения падежных окончаний такие порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, как номера глав, страниц, приложений, таблиц и другие, если родовое слово предшествует числительному:

Знак номера перед порядковыми числительными, обозначающими номера томов, глав, страниц, приложений, таблиц не ставится.

12. Дробные числительные в тексте проекта нормативного правового акта следует обозначать словесным способом:

Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.

13. Десятичные дроби обозначаются цифровым способом. Существительное после дробного числа согласуется с дробной его частью и ставится в родительном падеже единственного числа:

14. Денежные суммы обозначаются цифровым способом:

в размере 125 рублей на одного ребенка.

15. При написании сложных существительных и прилагательных, имеющих в своем составе числительные, применяется словесно-цифровой или буквенный способ:

150-летие, 3-дневный, 25-процентный или стопятидесятилетие, трехдневный, двадцатипятипроцентный.

16. Даты оформляются следующим способом: однозначные числа, обозначающие дни, не включают ноль перед цифрой. Полного написания требует название месяца (исключение допускается в таблицах). Год обозначается четырехзначным числом, после которого в соответствующем падеже без сокращения употребляется слово «год»:

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года;

Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ.

Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 16 апреля 2008 г. N 64 «Об утверждении порядка заключения гражданами договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд».

19. При оформлении дат, сроков, денежных выражений, номеров документов не допускается перенос на другую строку или страницу (разделение словесных и цифровых выражений):

Законом Чукотского автономного округа от 2 апреля 1996 года N 03-ОЗ «О Думе Чукотского автономного округа»;

20. В тексте проекта нормативного правового акта, за исключением формул, таблиц, не допускается применять математические знаки «-«, «+», » «, «=», «%», в тексте их необходимо передавать словами: «минус», «плюс», «меньше», «больше», «равно», «проценты».

21. Знаки N, §, % и другие при нескольких числах (когда они обозначают соответствующие понятия во множественном числе) не удваиваются и ставятся только один раз, до или после ряда чисел:

бюллетени N 5 и 89;

Информация об изменениях:

Законом Чукотского автономного округа от 30 апреля 2013 г. N 39-ОЗ в пункт 22 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

22. Если в начале или в конце предложения, которое нужно выделить кавычками, стоят слова, уже заключенные в кавычки, употребляют кавычки разного рисунка:

слова «Законом Чукотского автономного округа «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности государственной власти, и денежном содержании государственных служащих Чукотского автономного округа» заменить словами «Законом Чукотского автономного округа от 31 июля 2007 года N 67-ОЗ «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Чукотского автономного округа».

Если по техническим причинам разного рисунка кавычек поставить нельзя, то рядом дважды кавычки не ставятся:

слова «Законом Чукотского автономного округа «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности государственной власти, и денежном содержании государственных служащих Чукотского автономного округа» заменить словами «Законом Чукотского автономного округа от 31 июля 2007 года N 67-ОЗ «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Чукотского автономного округа».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Содержание

Признаки нормативных правовых актов

Законы и подзаконные акты

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

3. Локальные нормативно-правовые акты.

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются. [5]

Источник

Как правильно писать нормативно правовые акты или нормативные правовые акты

VI. Оформление названия и преамбулы нормативных

21. Название нормативного правового акта должно соответствовать его содержанию, отражать суть акта, в краткой форме раскрывать тему правового регулирования, одновременно название нормативного правового акта не должно быть громоздким, в нем могут содержаться обобщения, выражающие суть самого акта, без цитирования в полном объеме положения акта законодательства Российской Федерации, предусматривающего издание нормативного правового акта.

Например, название «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от ______ N ____» не отражает сути акта.

22. В названии нормативного правового акта о внесении изменений в другой нормативный правовой акт должны быть указаны номер и дата акта, в который вносятся изменения, и может быть указано название этого акта.

Например, приказ федерального органа исполнительной власти от 09.01.2020 N 1 «О внесении изменений в приказ федерального органа исполнительной власти от 09.01.2019 N 3».

В названии нормативного правового акта о признании утратившим силу (не подлежащим применению) другого нормативного правового акта должны быть указаны номер и дата такого акта и может быть указано его название.

23. В случае если утверждается новый нормативный правовой акт и одновременно признается утратившим силу (не подлежащим применению) один или несколько действующих нормативных правовых актов, то в названии акта не требуется указывать на признание утратившим силу (не подлежащим применению) действующего нормативного правового акта (действующих нормативных правовых актов).

24. В преамбуле нормативного правового акта следует указывать основание его издания (конкретную структурную единицу акта законодательства Российской Федерации, в соответствии с которой издан акт). В частности, преамбула акта об утверждении административного регламента осуществления государственного контроля (надзора) или административного регламента предоставления государственной услуги должна содержать указание на акт законодательства Российской Федерации, которым устанавливаются соответствующие функции и полномочия органа, реализуемого им в рамках осуществления государственного контроля (надзора) или предоставления государственной услуги.

25. В преамбуле при необходимости кратко указываются цели и мотивы издания нормативного правового акта. Дополнительное обоснование издания акта может быть изложено в справке.

Например: «В целях приведения правовой базы в соответствие с законодательством Российской Федерации. «.

26. В преамбулу не включаются предписания нормативно-правового характера, а также сокращения.

27. В случае изменения оснований издания нормативного правового акта внесение изменений в преамбулу не допускается, данный акт признается утратившим силу (не подлежащим применению), а федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и издает новый нормативный правовой акт.

Источник

Часто задаваемые вопросы

Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от своего содержания, она всегда обладает определенной социальной значимостью.

Правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества, что и определяет ее особый, прагматичный характер.

Среди правовых задач отметим задачи, решаемые при осуществлении правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

К правовой информации предъявляются определенные требования:

Информация, находящаяся в тексте правового акта и содержащая правовые нормы называется нормативной.

Иная правовая информация называется ненормативной.

Под официальным опубликованием правового акта следует понимать помещение полного текста этого документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации такими изданиями являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

В состав правовой культуры включаются:

Выделение в качестве компонентов правовой культуры государственно-правовой идеологии, прав, свобод и обязанностей граждан сближает понимание правовой культуры с пониманием всей юридической надстройки, правовой системы общества, включает личность и ее деятельность. Правовая культура в этом случае выступает как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности в ходе ее фактического функционирования.

Документы включаются в информационную базу после юридической обработки. Именно юридическая обработка документа, осуществляемая квалифицированным специалистом, превращает набор исходных текстов отдельных правовых актов в правовую систему.

Юридическая обработка включает следующие этапы:

Взаимосвязи документов оформляются в виде ссылок, которые можно разделить на два основных вида: смысловые и формальные. Оба вида ссылок являются гипертекстовыми. Это означает, что в тексте документа они выделены цветом и при необходимости можно перейти по этой ссылке в текст соответствующего документа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *