как правильно заполнять читательский дневник 6 класс образец
Как оформлять читательский дневник в 6 классе
Прежде чем приступать к вопросу об оформлении дневника по литературе, стоит задуматься, для чего нужно его вести. Именно этот вопрос возникнет у учеников в первую очередь, когда им придётся выводить от руки не один лист тетради. Однако это не является причудами педагога. Итак, оформлять читательский дневник в 6 классе необходимо в соответствии с правилами.
Зачем он нужен
Заполняя дневник, ребенок учится работе с текстами. Это также способствует лучшему пониманию и запоминанию произведения. Ученик должен обладать навыками выделения из объёмной книги краткого содержания и структурирования информации с помощью шаблона. Эти навыки играют не последнюю роль в самообразовании. Впоследствии данное занятие оказывается невероятно полезным для углубления в суть произведения и содержащейся в нем идеи. Оно помогает развитию глубины мышления. Вот почему необходимо регулярно выделять время на заполнение.
Взрослые посредством дневника могут проводить психологический анализ своего собственного сознания, выкладывая на бумагу впечатления и эмоции от прочитанного произведения. Читательский дневник требует определённых умственных усилий.
Осмысленное осуществление данной техники приведёт к наиболее положительному результату и в чтении, и в мышлении.
Как правильно вести дневник
Для получения наиболее благоприятного результата нужно заполнять читательский дневник 6 класс по литературе от руки. Множество исследований доказало пользу заполнения, вызывающего активную работу мозга и развивающего мышление и память. Это особенно полезно во время учёбы в школе, когда для человека важно качество проделанного им труда. В учебном заведении у каждого преподавателя есть свои требования к заполнению дневника. Класс обучения тоже имеет значение.
Приблизительный список критериев для заполнения будет выглядеть так:
Уместно будет добавлять критерии. К примеру, можно указать основных персонажей, написать об их характерах и взаимоотношениях, рассказать о жизни автора в случае её влияния на идею произведения.
Третий пункт можно развернуть путём включения описаний исторических событий. Следует рассказать о политической обстановке в государстве, а также о масштабном событии, затронутом в книге.
Так, рассматривая роман «Отцы и дети» Тургенева, следует отметить крестьянскую реформу 1861 года. Краткое содержание желательно писать самому: это поможет более глубокому анализу произведения и более детальному запоминанию сюжета. Не стоит подробно останавливаться на происходящем в каждой главе, лучше написать об основных моментах, пометить особо значимые детали, а также выписать то, что сложно запомнить. Ученик должен делать записи, которые будут понятны и удобны для него, так как в будущем нужно будет обращаться к журналу.
Что такое отзыв
Писать отзыв также весьма полезно и занимательно. Нужно рассказать о собственных впечатлениях и мыслях, возникших во время прочтения. Это очень интересно и довольно легко, если потренироваться. Следует отметить, что сложность мышления должна быть на довольно высоком уровне, так человеку будет проще формулировать своё мнение. Поэтому для начала ребенок может отвечать на вопросы, продиктованные родителями или учителем.
Чем больше практики, тем легче ребенку будет выражать свои мысли, и со временем он научится самостоятельно писать отзывы согласно определённому плану. Через какое-то время ребёнку наскучит писать по шаблону. Когда это произойдёт, ему можно будет попробовать себя в написании отзывов, не ограниченных какими-либо правилами. Следует отметить необходимость вычитки и коррекции отзывов.
Важно помогать ребёнку расширять словарный запас. Помощь учителей и родителей облегчит ученику будущую работу с текстами, к примеру написание сочинений, а также может поспособствовать раскрытию его писательских талантов.
Приблизительный список вопросов, давая ответ на которые, будет проще выражать своё мнение, выглядит так:
Готовый дневник читателя (6 класс) заполненный списать можно на любом официальном сайте, на котором собраны сочинения и эссе методистов и лингвистов не только по литературе, но и по английскому языку.
Также можно произвести сравнение между книгой и произведениями других направлений искусства (кинематограф, мультипликация, изобразительное искусство).
Есть смысл обращаться к вышеприведённым вопросам во время составления отзыва, но рекомендуется при необходимости видоизменять его под особенности ученика. Свободный отзыв будет больше напоминать небольшое сочинение, которое должно делиться на вступление, основную мысль и заключение. Однако, работая в подобном формате, будет легче блеснуть писательским талантом.
Пример оформления
Оформлению также следует уделить немалое внимание, оно поможет развить у ребёнка творческие способности. Разумеется, любой педагог имеет свои требования к оформлению, но было бы хорошей идеей сделать записи яркими и красивыми. Ребёнок, занимающийся рисованием, может делать иллюстрации к произведению и зарисовки персонажей. Это тоже может оказать положительное влияние на способность понимать книги. Также следует отметить, что художники зачастую черпают идеи из литературных произведений. Вот почему важно правильно оформить читательский дневник (6 класс) кратким содержанием произведений.
Шестой класс
Читательский дневник по литературе (6 класс) заполняется следующим образом:
Главные герои:
Краткое описание сюжета:
Кирила Петрович Троекуров — богатый дворянин, живущий в старом поместье. У него есть связи с влиятельными людьми. Однако он очень избалован, и ум у него весьма ограниченный. В гости к нему часто заходит Андрей Гаврилович Дубровский, с которым они вместе служили. Однако между соседями возникают разногласия, и Троекуров, воспользовавшись высоким положением и связями, оставляет Дубровского без его имения.
Ввиду свалившегося на него несчастья Андрей теряет рассудок и заболевает. Об этом уведомляют его сына Владимира, и тот без промедления отправляется к смертельно больному родителю. Старший Дубровский расстаётся с жизнью. Владимир впадает в отчаяние и устраивает поджог имения, тем самым убивая находящихся внутри должностных лиц. Младший Дубровский и его крестьяне становятся лесными разбойниками.
В дальнейшем Владимир вместо преподавателя французского Дефоржа устраивается гувернером к Троекурову. В скором времени дочь Троекурова Маша и Владимир начинают испытывать друг к другу романтические чувства. Однако Кирила отдает свою совсем молодую дочь в жёны пятидесятилетнему князю Верейскому. У Дубровского появляется цель помочь своей возлюбленной спастись от нежеланного и неравного брака.
Однако когда Владимир и его сообщники окружают экипаж Верейского и освобождают Машу, он узнаёт, что она уже поклялась в верности князю и не может позволить себе нарушить этот обет. Дубровский получает рану от руки Верейского и уходит, отдав своим разбойникам приказ не причинять вреда князю. Вскоре после этого он эмигрирует, скрываясь от правосудия.
Образец отзыва:
Роман «Дубровский», написанный Александром Сергеевичем Пушкиным, должен произвести положительное впечатление на многих учеников, проходящих это произведение. Автор рассказывает о разбойничьей банде и её преступлениях. Также в романе описана трагичная, пытающаяся преодолеть препятствия любовь. Имеются и эпизоды, вызывающие страх, к примеру глава, в которой Троекуров устраивает испытания своим гостям. Однако финал мне сначала показался неправильным, потому что Владимир, прошедший через столько страданий и преодолевший столько препятствий, к сожалению, не получает заслуженного им счастья.
Но, поразмышляв немного, приходишь к выводу: концовка произведения не могла быть иной, ведь после всего содеянного Дубровским князь и Троекуров не простили бы его и не позволили бы им с Машей жить в счастье и спокойствии. К тому же Маша не смогла бы нарушить свою клятву.
Таким образом, Александр Сергеевич показал, что «Робину Гуду», совершающему благородные, но преступные деяния не удастся построить своё счастье, и у его любви не будет хорошего финала. Владимир старается делать всё от него зависящее. К сожалению, честный человек вынужден заняться разбоем, ведь в данных обстоятельствах это представляется единственным способом защитить честь семьи. Ещё одной немаловажной проблемой, поднятой в этой книге, является угнетение нижних слоёв населения и сумасбродство дворян.
После прочтения романа «Дубровский» возникает желание познакомиться поближе с творчеством Пушкина и прочесть другие его романы, например «Капитанскую дочку». Было бы прекрасно, если бы как можно более значительное количество людей познакомилось с произведениями этого классика, в частности с «Дубровским».
Подводим итоги
Ведение дневника станет полезным занятием для любящих книги и интеллигентных людей. Сегодня, когда человек постоянно получает огромное количество данных, нелишним будет умение усваивать и фильтровать информацию.
Чтобы развить в себе этот навык, ребёнок может прибегнуть к помощи читательского дневника (6 класс) и составить краткое содержание произведений.
Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения
Многие читающие взрослые ведут дневник: записывают, когда и какие книги прочитали, а также несколько слов о сюжете, основных героях и идеях книги. Возможно, они сами пришли к необходимости вести дневник, а, возможно, у них осталась привычка с детства. Во многих школах учителя просят вести читательские дневники с первого класса, постепенно усложняя форму отчета о прочитанном. В этой статье мы рассмотрим, как лучше оформить дневник читателя и дадим несколько красочных и деловых шаблонов оформления.
Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.
В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.
Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.
Шаблоны оформления читательского дневника
Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто «заставили». Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.
Скачать шаблоны читательских дневников >>>
Виды читательских дневников
В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:
Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?
Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:
Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.
Можно ли помогать ребенку вести дневник?
Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.
Проверка читательского дневника
Если вы как учитель попросили учеников вести дневники, то найдите время и возможность проверить их, даже если вы просили в мае, уходя на каникулы. Ребенку важно ваше одобрение его труда. Но лучше вести работу над внеклассным чтением и с читательскими дневниками систематически.
Если у вас есть хорошие образцы оформления дневника, пожалуйста, высылайте фотографии на info@pedsovet.su, чтобы мы вставили их в статью.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читательский дневник: как завести, заполнять, оформлять
Обновлено: 19 Апреля 2021
Самый простой способ не забыть, о чем была только что прочитанная книга — записать основные факты о ней. Это удобно делать в читательском дневнике. Особенно он пригодится школьникам и студентам.
Что такое читательский дневник
Так называется конспект, в который записывают информацию о прочитанной книге. Это может быть:
В зависимости от поставленной задачи или предпочтений владельца, дневник будет содержать записи о художественной, научно-популярной или специализированной литературе.
Формы дневника
Традиционный способ регистрации информации в виде ученической тетради в последнее время дополняется электронным вариантом. Вне зависимости от вида дневника, его преимущества будут в том, что он:
Бумажный
Кроме обычной тетради, в магазинах канцтоваров можно купить уже расчерченный читательский дневник. Его страницы будут размечены специальным образом. Писать в таком дневнике придется меньше, так как необходимые разделы уже будут заполнены.
Преимущества бумажного варианта перед электронным — конфиденциальность. Такой дневник скрыть от посторонних легче, чем размещенный в интернете.
Электронный
Хранителем информации может быть программа или сайт. Плюсы такого способа по сравнению с бумажной версией:
Как сделать читательский дневник
В зависимости от поставленной цели возможны следующие варианты:
Как вести и заполнять дневник
В дневник читателя, который ведет школьник или студент, обычно записывают следующую информацию:
Для художественных произведений дополнительно указываются:
Для взрослых лиц, если записи не носят учебного характера, их содержание может быть короче:
Оформление читательского дневника
При использовании специализированного читательского дневника, компьютерной программы или сайта, пользователь получает в свое распоряжение готовый шаблон, который остается заполнить. Преимущество этого способа в том, что для читателя уже подготовлены необходимые разделы и ему не нужно решать, как оформлять записи.
Выбрав для дневника обычную тетрадь или текстовый документ на облачном сервисе, пользователь должен самостоятельно разработать план для заполнения. Требований к объему текста, выделению цветом, размещению картинок, таблиц и пр. нет, если это не учебные записи. Поэтому такой способ больше подходит творческим людям, которые не любят ограничивать себя рамками.
Образец, который можно использовать при заполнении:
Начните вести электронный или бумажный дневник, записывая в него впечатления от прочитанного и понравившиеся цитаты из книг. А если литература отнимает все свободное время, обращайтесь за помощью в учебе к специалистам ФениксХелп. Авторы помогут написать и правильно оформить любую учебную работу.
Образец и правила оформления читательского дневника
Многие родители, впервые сталкиваясь с домашними заданиями своего ребенка, спрашивают себя: «Как правильно оформить читательский дневник?». На уроке они не были, а сами такого не проходили. Да и сами дети часто не могут понять и объяснить, что нужно делать. К счастью, Многомудрый Литрекон помогает читателям в постижении новейших трендов образования.
Зачем он нужен?
Читательский дневник нужен ребенку не только для того, чтобы получить хорошую отметку в школе. Он призван из недр воображения, дабы развить у детей мышление и память, а также способность грамотно излагать свои мысли. Ученик, зная, что нужно будет записать все в дневник, читает тексты более внимательно. Он старается запомнить ключевые моменты сюжета, некоторые строчки прочитывает несколько раз. Воспроизводя очень краткое содержание произведения на бумаге, школьник лучше понимает саму книгу. Литературное развитие очень пригодится ему на ОГЭ, ЕГЭ и других экзаменах. Даже если он – прирожденный инженер или математик, ему все равно придется пройти через эти испытания и продемонстрировать знание романов, рассказов и повестей.
Кроме того, если необходимо подготовиться к контрольной, то легче вспомнить материал, пробежавшись по своим записям. Поэтому лучше начинать писать читательские дневники в детстве, ибо этот навык обязательно пригодится в старших классах.
Как правильно вести?
Конечно, под читательский дневник лучше выделить отдельный блокнот или же тетрадь. У каждого учителя свои подходы и критерии к выполнению этого задания. Но можно сформировать список основных пунктов:
Чем старше становится ребенок, тем больше информации содержит его читательский дневник. К этим пунктам можно добавить историю создания, какие-то интересные факты, эпоху и соответствующее ей направление. Но не стоит переписывать весь учебник по литературе, иначе у ученика быстро пропадет стимул заниматься этой рутинной работой. Да и основная его задача – не тренировать навык письма, а размышлять над прочитанным и формировать свою позицию, излагая тезисы на бумаге.
Конечно, всегда хочется узнать, как ведут читательский дневник в передовых учебных заведениях? Ответ неожиданный: с удовольствием. Этот процесс учитель превращает в творческое упражнение, которое дает ребенку высказаться и выразить индивидуальность. Редко у малышей спрашивают их мнение о предмете или явлении, у них нет самостоятельности в размышлении. Данный формат может и должен исправить это, заставить ученика думать своей головой и не страшиться выразить эти думы.
Вот несколько советов от педагогов со стажем, которые ответили нам на вопрос о том, как заполнять читательский дневник правильно и эффективно:
Поощрять детей за усердие в изучении предмета можно и дома, помогая и направляя юное дарование. Например, Деду Морозу можно оставлять не печенье с молоком, а читательский дневник на проверку, чтобы он сделал вывод об успехах и творческом потенциале адресата подарков.
Основная часть
Основа любого читательского дневника – кратчайшее содержание книги и отзыв о ней. Разберем эти части подробнее, чтобы преуспеть в самостоятельном выполнении данного задания.
Пересказ
Ученик должен по памяти воспроизвести или по ходу прочтения законспектировать сюжет произведения. Это основные события из книги, расположенные в хронологической последовательности. Объем пересказа для каждого класса индивидуальный: от 100-150 до 600-700 слов. Более точно скажет только преподаватель, ведь представления педагогов на этот счет разнятся.
Композиция краткого содержания свободная, ибо закрепленная и утвержденная структура отсутствует, но важно уметь загонять полет фантазии в некий логически обусловленный шаблон. Так, важно разбавлять перечисление событий цитатами, но не увлекаться ими. Также нужно следить за тем, чтобы все действия и необходимые детали были упомянуты в работе, а то подобный читательский дневник не поможет, а лишь запутает школьника.
Отзыв
Это очень важная часть, к которой стоит подойти творчески. Родителю после совместного прочтения литературных текстов необходимо задать первокласснику несколько вопросов, а потом сформировать единый отзыв. Начиная с 2-3 класса, ученик должен с помощью родственников записать собственные суждения по уже изученному плану. Подобные упражнения помогут школьнику в будущем с легкостью писать сочинения и изложения, пересказывать прочитанное, а также излагать свои суждения о любом предмете грамотно и уверенно.
Основные компоненты отзыва:
Перед Вами небольшой список вопросов, по которым можно написать отзыв:
Пример оформления
Ниже приведены примеры для учеников из младшей и средней школы (1 — 6 класс). Но, основываясь на вышеприведенных рекомендациях, можно писать читательские дневники на свой вкус, так как жестких рамок написания не существует.
1 класс
Сюжет. Девочка Женя пошла за баранками. По дороге домой собака съела ее баранки. Она расстроилась. Увидела старушка, что девочка плачет, и подарила ей цветик-семицветик. Он был волшебным и исполнял желания. Загадала Женя, что хочет вернуться домой с баранками, и желание тут же исполнилось. Второй лепесток героиня потратила, когда разбила мамину любимую вазу. На улице играли мальчишки в Северный полюс. Захотелось и ей поиграть, но ее не приняли в игру. Тогда, загадав желание, она очутилась на настоящем Северном полюсе. Сильно замерзла Женя и потратила четвертый лепесток, чтобы вернуться во двор. Мальчики не поверили ей, что она была на Северном полюсе, и она пошла дальше. Увидела она разные игрушки у девочек, и захотела, чтобы все игрушки принадлежали только ей. Как повалили они со всех сторон, испугалась Женя, и сорвала лепесток, чтобы это остановить. Наказала себе героиня, что впредь будет умнее. Долго думала, что загадать на последний лепесток. Познакомилась с хромым мальчиком Витей. Ей стало его жалко, и сорвала она последний лепесток. И в ту же минуту соскочил Витя со скамьи, и играли они в салки. И было им очень весело.
Отзыв. Эта сказка научила меня тому, что всегда нужно думать, прежде чем что-то делаешь. Так, загадала Женя все игрушки, и ничего хорошего из этого не вышло. Еще героиня меня научила, что нельзя быть эгоистом. Мне запомнился момент, когда Женя помогла Вите. Только добро доставляет нам настоящее удовольствие!
Мне очень понравилась эта сказка. Она очень веселая и интересная, но самое главное очень поучительная! Я бы посоветовала эту книгу и другим детям. Она учит добру, состраданию и отзывчивости.
2 класс
Сюжет. Жил-был мельник, у которого было 3 сыновей. После его смерти они разделили наследство между собой. Старшему досталась мельница, среднему – осел, а младшему – кот. Самый младший расстроился, так как ему присудили жалкое наследство. Но Кот сделал вид, что ничего не услышал, попросил мешок и сапоги и сказал ему не горевать. Кот поймал в лесу кролика и преподнес его королю от имени маркиза Карабаса (так он назвал своего хозяина). Королю понравился подарок, и он его принял. Так, Кот ловил добычу 2 или 3 месяца и носил королю. Маркиз Карабас стал нравиться не только правителю, но и принцессе. Как-то раз Кот подстроил ненастоящее падение в реку своего хозяина, чтобы у него был достойный наряд. Король, проезжавший мимо, увидел тонущего маркиза и приказал слугам помочь ему и дать богатую одежду. Принцесса и сын мельника влюбились в друг друга с первого взгляда. Король предложил ему покататься вместе в карете. Кот бежал впереди и заставлял крестьян говорить, что это земли маркиза Карабаса. Так он добежал до замка Людоеда. Кот обхитрил его (Людоед превратился в мышку). Подъехала карета к прекрасному замку. Король был удивлен богатствам маркиза Карабаса. Тогда король дал согласие на свадьбу своей дочери с богачом. Они сыграли свадьбу, а Кот сделался важным господином.
Отзыв. Мне кажется, что главная мысль сказки заключается в том, что друг намного важнее любых богатств. Ведь Кот ради маркиза Карабаса был готов на все. Кот запомнился мне тем, как он ловко придумал поймать кролика и куропаток. В еще он носил сапоги! Мне запомнился также Людоед и его забавные превращения в льва, а потом в мышку.
Эта сказка многому меня научила. Например, что никогда нельзя отчаиваться. Даже из самых сложных ситуаций можно найти выход. Еще я думаю, что это произведение помогло мне по-другому взглянуть на вещи, которые раньше казались бесполезными. Хочу прочитать «Красную шапочку» Шарля Перро, потому что мне кажется, что она тоже сможет многому меня научить. Но перед этим я советую прочитать сказку «Кот в сапогах» не только детям, но и их родителям.
3 класс
Сюжет. В один летний день в зарослях лопуха вылупились утята. Скинули скорлупки все, кроме одного. Пришлось маме-утке продолжить высиживать яйцо. Когда утенок вылупился, она сильно удивилась, потому что он совсем не был похож на остальных. Весь птичий двор издевался над ним: и куры, и утки. Сначала мама защищала его от всех нападок, но потом и она отвернулась от утенка. Бедняжка не выдержал и убежал за изгородь. Очутился на болоте, где плавали дикие утки. Возможно, он бы подружился с ними, но пришли охотники и открыли стрельбу. Утенок сильно испугался и убежал прочь. Набрел на избушку, в которой жили старушка, курица и кот. Курица и кот всячески упрекали его. И утенок ушел. Пришла осень, и как-то раз утенок увидел в небе прекрасных птиц. Это были лебеди. Он сразу полюбил их, но не понимал, почему. Вскоре наступила зима, и бедного замерзшего утенка нашел крестьянин. Он принес его в дом, чтобы отогреть. Дети хотели с ним поиграть, но утенок испугался и устроил беспорядок. Он быстро выбежал, кинулся в кусты и долго пролежал в снегу.
Наконец, пришла весна. Однажды утенок снова увидел стаю лебедей. На этот раз он не побоялся и приблизился к ним. Они, на его удивление, хорошо его приняли. Утенок взглянул на свое отражение в воде и понял, что он такой же молодой и красивый лебедь. Теперь он стал частью стаи и стал по-настоящему счастливым.
Отзыв. Главная мысль произведения – нельзя судить кого-то по внешнему виду. Это крайне глупо. Мне было жалко бедного утенка, ведь он столько всего пережил. От него отвернулась даже мать. И все это происходило из-за того, что он не похож на других. Книга учит тому, что нужно уважительно относиться даже к тем, кто не нравится, ведь любое пренебрежение больно ранит душу. Поведение окружающих показало, как вести себя не нужно, ведь они обижали своим поведением утенка.
Как мне кажется, самым запоминающимся является момент, в который утенок осознает, что он на самом деле вовсе не утенок, а прекрасный лебедь. Из-за этого финала «Гадкий утенок» — одна из моих любимых книг Ханса Андерсена. Думаю, что если эта сказка была такой поучительной, то стоит прочитать и все остальные.
4 класс
Сюжет. Отправился как-то купец торговать в заморские страны. Но перед этим он спросил 3 своих дочерей, что они хотят в подарок. Старшая попросила отца о золотом венке, средняя – о зеркале, отражение в котором никогда не стареет, а младшая, самая любимая из дочерей, попросила самый красивый на свете аленький цветок. Двинулся купец в путь. Приобрел подарки для старшей и средней дочери, и направился домой. По пути на него напали разбойники, и он убежал в дремучий лес. Заблудившись, он набрел на прекрасный дворец. Купец отобедал, переночевал в необычном замке (стол сам накрывал вкусности, играла музыка), а на утро решил прогуляться в саду. Увидел он цветок необычайной красоты и сорвал его. В эту же минуту появился страшный зверь, который пригрозил ему смертью за содеянное. В панике начал купец рассказывать о своих дочерях. Услышав это, мохнатый зверь потребовал, чтобы либо отец, либо одна из его дочерей поселились у него навечно. Дал ему перстень (наденет его и окажется в любом месте) и приказал возвращаться домой, дабы попрощаться с семьей или же привести во дворец одну из красавиц.
Старшая и средняя дочки получили подарки и не захотели ехать на верную погибель. А младшая дочь ради отца собрала вещи и отправилась к зверю. Во дворце жила купеческая дочь как королева. Зверь и кормил, и поил, и одевал в богатые наряды, и развлекал красавицу. За заботу благодарила она его. Сначала появились от него только огненные послания на стене, потом услышала она голос зверя, а потом молила девушка, что хочет увидеть его.
Красавица быстро привыкает к его безобразному виду, и вскоре они проводят все время вместе. Однажды снится ей сон, что отец ее болен. Стала она молить зверя, чтобы тот отпустил ее домой. Напоследок наказывает чудовище, что должна вернуться она ровно через 3 дня, иначе оно умрет от тоски.
Радуются все ее приезду домой. Отцу сразу полегчало, когда он увидел, что дочь хорошо живет. Начали завидовать ей сестры и перевели все часы, чтобы та опоздала. Но сердцем она почувствовала, что надо бежать назад. Вернувшись в замок, видит она, как зверь лежит, обняв аленький цветок, кричит о том, что любит его, и теряет сознание. Проснувшись, увидела она прекрасного принца, который, как оказалось, и есть тот самый зверь. Он рассказывает красавице о колдовстве (чудовище могло вернуть свой истинный облик принца только тогда, когда его полюбит девушка), и они играют свадьбу.
Отзыв. Самое главное в человеке – его душа. Такова основная мысль книги. Внешность не так важна, как доброта и любовь. Мне было искренне жаль зверя, когда младшая дочь опоздала к нему из-за козней завистливых сестер. Они поступили неправильно, ведь чудовище могло погибнуть! Так что сказка научила меня, что зависть оборачивается ужасными последствиями.
Мне запомнился момент, в который зверь показал себя красавице, а та не испугалась и не убежала от него домой. Все герои чему-то меня научили. Например, младшая дочь – что нужно видеть внутреннюю красоту, она важнее внешней, отец – что ради близкого человека можно пойти на все, старшая и средняя сестры – как вести себя точно не стоит. Теперь очень хочется посмотреть мультфильм «Аленький цветочек». Я думаю, что он тоже очень интересный.
5 класс
Сюжет. В одном селе жил крестьянин с тремя сыновьями. Старший сын – Данило, средний – Гаврило, а младший – Иван. Жили они за счет пшеницы, которую продавали в столице. Как-то раз они обнаруживают, что их посевы кто-то вытаптывает. Потому они и решили дежурить ночью. Старший и средний не захотели стоять на холоде. Младший же, напротив, в полночь заметил кобылицу с золотой гривой и запрыгнул на нее. Она попросила отпустить ее взамен на трех коней: двух Иван сможет продать, а третий станет для него хорошим другом. Согласился Иван, и родила кобылица 3 обещанных коней. Заметили коней братья и украли их, чтобы продать. Увидел Иван и сразу догоняет их, сев на Конька-Горбунка. Они оправдываются: якобы у них нет денег, и герой соглашается продать коней.
Остановившись на ночлег, вдалеке Иван замечает огонек. Это оказалось перо Жар-птицы. Конек-Горбунок советует ему не брать его, но герой не слушает. Днем конями заинтересовался сам царь. Купив их (братья получают хорошие деньги, спокойно живут дальше), они выбиваются и возвращаются к Ивану. Тогда правитель назначает его начальником царских конюшен.
Однажды царский спальник-боярин (его место занял Иван) замечает, как тот чистит и кормит коней пером Жар-птицы и доносит королю. Тот приказывает Ивану принести Жар-птицу. Иван в отчаянии просит помощи у Конька-Горбунка. Горбунок посоветовал взять у короля вино и пшено, и отправились они в дальний путь. В лесу Ивану удается заманить Жар-птицу. По приезду король награждает Ивана должностью стремянного. Но спальник снова врет царю о том, что молодой человек может достать и Царь-девицу. Хитростью Горбунка Ивану удалось украсть красавицу. Король предлагает завтра же жениться, но царевна отказывается, поскольку ей нужен ее перстень со дна океана и благословление матери – Месяца и брата — Солнца. Поехал Иван снова.
Подъезжая к океану, герои встретили несчастного кита, у которого на спине стояло целое село. Месяц обрадовался весточке от дочери, но сказал, что она достойна молодого супруга. На обратном пути Иван с Коньком-Горбунком помогают киту. Царь-девица предлагает царю помолодеть: пройти 3 котла. Правитель приказал самому герою на себе это испытать, Конек помог ему, и преодолел он все 3 котла. А царь следом в первом же котле и сварился. И сыграли свадьбу Царь-девица и Иван, и жили они долго и счастливо.
Отзыв. Лучше иметь хорошего друга, чем иметь много богатства – такова основная мысль книги. Конек-Горбунок – пример настоящего друга, который поможет тебе выбраться из любых неприятностей. Такой друг на вес золота! Мне успел полюбиться Конек-Горбунок не только за свою отзывчивость, но и за смекалку. Меня очень удивляли его хитрости. Такая сказка учит читателя не только чувствовать, но и думать. Теперь и мне хочется проявить себя, помогая родителям и друзьям.
После прочтения я размышляла о своих друзьях и о том, такие же они верные и добрые, как Конек-Горбунок, или же нет? Я, конечно же, посоветую им прочесть эту сказку, да и сама не прочь снова ее прочитать, чтобы не забывать эту поучительную историю.
6 класс
Сюжет. Одним июльским днем рассказчик вышел на охоту на тетерева. Когда пришло время возвращаться домой, он заблудился и случайно набрел на знакомую ему местность – Бежин луг. Он увидел два костра, пятерых ребят и лошадей, которые паслись неподалеку. Охотник сказал, что потерял дорогу, и попросил переночевать. Он незаметно лег за куст и притворился, будто спит, а сам слушал истории, которые рассказывали мальчики.
Первым рассказчиком был Ильюша. Он знал много историй, потому рассказал больше остальных. Сначала он поведал о том, как у него на бумажной фабрике завелся домовой, потом про говорящего барашка на могиле утопленника. Рассказал и про покойного барина, который искал разрыв-траву и жаловался на то, что земля давит на него. Следующей была история о покойниках, проходящих по церковной дороге в родительскую субботу. Ребята были удивлены и необычным Тришкой, какой приходит во время солнечного затмения.
Следом рассказ про Тришку продолжил Павлуша. Он развеселил ребят. Но совсем не веселую историю про плотника и русалку рассказал Костя. Потом страшную – про утонувшего из-за водяного мальчика. Вспомнил про тонущую женщину и Федя. С мальчиками был еще Ваня, самый младший в компании, который почти все время дремал. На утро все уснули, рассказчик пошел прочь. Потому охотник узнал, что Павел погиб после этих посиделок – упал с лошади.
Отзыв. «Бежин луг» — так назвал Тургенев один из рассказов по названию местности. Чему же учит этот рассказ? Как мне кажется, с самого начала повествования автор показывает нам, как важно умение помогать людям. Когда ребята разрешили охотнику переночевать у их костров, они продемонстрировали хорошее отношение к барину, хотя крестьянам жилось тяжело, и во многом виноваты были именно помещики. Это пример неравнодушия детей, которые не таят злобу на взрослых. Также после прочтения этого рассказа замечаешь хорошее даже в обычных вещах, стараясь не обращать внимания на мелкие неприятности.
Главная мысль книги — от судьбы не уйдешь. Крестьянские дети верили, что встреча с волшебством написана на роду. Но автор знал, что им написано на роду другое: разделить тяжелую участь их родителей. Ребята с малолетства обречены на дешевый и вредный для здоровья труд, у них нет выбора. Их детство окрашено близостью с природой, но дальнейшая жизнь лишится и этих радужных красок. Символично, что Паша, умный и самостоятельный мальчик, погибнет в цвете лет, упав с лошади.
Из всех рассказов мальчиков мне больше всего запомнилась история про домового на бумажной фабрике. Все истории ребят, действительно, необычные. Интересно, а всякие такие русалки и водяные существуют, или это всего лишь выдумка? Думаю, эти существа живут полноценной жизнью в наших фантазиях.
На мой взгляд, прочитать «Бежин луг» будет занимательно и взрослым, и детям, потому что данная книга раскрывает важные проблемы через интересный сюжет.
Заключение
Начните заниматься со своим ребенком сейчас, и Вы непременно увидите хороший результат. Читательский дневник – это не только интересно, но и очень поучительно для будущих умников и умниц. Надеемся, что материал от Многомудрого Литрекона был для Вас полезен.
Если же Вам чего-то не хватило в статье, напишите об этом в комментариях, и мы добавим недостающие детали.