как представить электронный договор в суд
Электронный документ как доказательство в суде
Электронные документы постепенно становятся элементом хозяйственной деятельности российских компаний. Они удобны, позволяют не захламлять офис кучей бумаги, а обмениваться такими документами компании могут за считанные секунды. Но что нужно для того, чтобы электронный документ имел юридическую силу? И как доказать юридическую силу электронного документа в суде?
Юридическая сила электронного документа
В электронной форме могут оформляться не только контракты, но и первичные и сводные учетные документы – при условии, что они удостоверены электронной подписью (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Статья 169 Налогового кодекса РФ прямо допускает составление и выставление счетов-фактур в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у них совместимых технических средств для приема и при условии, что электронный счет-фактура подписан квалифицированной электронной подписью руководителя компании либо уполномоченного им лица1.
Таким образом, ключевым элементом любого электронного документа, свидетельствующим о его юридической силе и подтверждающим факт направления надлежащей стороной, является электронная подпись. Её наличие является не последним фактом и в ходе судебного разбирательства, а потому о правовом регулировании электронной подписи необходимо сказать подробнее.
Электронная подпись
Здесь мы подходим к вопросу о видах электронных подписей, легализованных в современном российском законодательстве. Статья 5 Закона № 63-ФЗ называет следующие виды электронной подписи:
1. Простая электронная подпись.
При её применении факт формирования электронной подписи определенным лицом подтверждается путем использования кодов, паролей или иных средств.
2. Усиленная электронная подпись.
1) формироваться в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
2) позволять определить лицо, подписавшее электронный документ;
3) позволять обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
4) создаваться с использованием средств электронной подписи.
3. Усиленная квалифицированная электронная подпись.
Усиленные электронные подписи подразделяются на квалифицированные и неквалифицированные. Ключ проверки усиленной квалифицированной электронной подписи обязательно должен быть указан в квалифицированном сертификате.
Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Если в соответствии с законодательством или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, то электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Такое правило установлено частями 2 и 3 ст. 6 Закона № 63-ФЗ. Иными словами, простая и неквалифицированная электронные подписи соответствуют автографу, а усиленная подпись соответствует удостоверению документа подписью и печатью. Таким образом, усиленная неквалифицированная подпись может быть признана как аналогом подписи, так и аналогом подписи с печатью.
Электронный документ в суде
Электронный документ предоставляется в суд в распечатанном виде с проставлением удостоверения руководителя или уполномоченного сотрудника организации, предоставляющей в суд данный документ. Данное удостоверение должно свидетельствовать о том, что распечатанная бумажная копия соответствует электронному оригиналу. Если документ подписан простой электронной подписью, то из представленной распечатки должны быть ясны по крайней мере дата и время формирования такого электронного документа и сторона, направившая этот документ. Если электронный документ подписан усиленной подписью, то в распечатке должна присутствовать специальная отметка о проставлении электронной подписи.
Суд может признать договор, заключенный с помощью электронной почты, если каждая из сторон представила тождественные распечатки такого договора. При этом сами по себе такие даже идентичные бумажные копии, не подтвержденные другими доказательствами, не могут служить фактом подтверждения заключения договора. Но что делать, если доказательства не собраны, а представленные сторонами копии договоров содержат разные условия? Именно для профилактики таких ситуаций в ходе судебного разбирательства и необходимо ещё при заключении договора удостоверять его усиленной квалифицированной электронной подписью.
Такая подпись позволят удостоверить два принципиальных момента: во-первых, то, что договор подписан надлежащей стороной (поскольку сертификат является именным и выпускается с указанием должности подписанта), а во-вторых то, что подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью документ после подписания оставался неизменным.
В ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», который до сих пор является действующим, установлены следующие признаки, при одновременном соблюдении которых электронная цифровая подпись считается равнозначной собственноручной:
1. Сертификат ключа подписи действителен на момент проверки или на момент подписания электронного документа.
2. Подтверждена подлинность электронной подписи в электронном документе.
Как доказать, что договор есть
Если его нет
Главное юридическое правило — всегда оформляйте отношения договором.
Бумажный или электронный договор — лучшее доказательство того, что отношения на самом деле были. Например, что одна сторона должна оказать услуги или поставить товар, а другая — оплатить все это.
Но иногда бывает так, что договора еще нет, а он внезапно оказывается нужен. Так случилось у одного моего клиента.
Что произошло
Интернет-магазину срочно понадобились курьеры. Курьерскую службу оперативно нашли в интернете, посмотрели отзывы и решили сотрудничать.
Стороны обсудили условия по электронной почте и начали работать. Курьерская служба сбросила на почту шаблон договора, а его бумажные экземпляры стороны договорились передать друг другу в процессе. Но не успели. Никаких подписанных сканов тоже не было.
На второй же доставке курьер в метро потерял товар на 140 тысяч рублей, и директор курьерской службы спустя день в этом признался. Заверил, что всё компенсируют. Через месяц деньги интернет-магазину так и не поступили, а письма и звонки игнорировались.
Интернет-магазин и курьерская служба не успели подписать договор на бумаге, хотя договорились именно об этом. То есть без бумажного варианта их отношений как будто и не было.
Посмотрев переписку и документы, я предложила идти в суд. В первой инстанции мы выиграли: доказали, что договор был, а курьерская служба вместо доставки принесла интернет-магазину убытки. Доказать свою правоту нам помогла электронная переписка, безналичные переводы и шаблон договора курьерской службы.
Электронная переписка
Интернет-магазин и курьерская служба общались через электронную почту, а их адреса были привязаны к адресам сайтов. Еще у интернет-магазина на сайте курьерской службы был зарегистрирован личный кабинет для заявок.
Весь процесс согласования можно было отследить по письмам. Стороны договаривались об условиях работы, о подписании и передаче бумажных документов, регистрировали личный кабинет. В электронном письме генеральный директор курьерской службы даже подтвердил потерю товара и уверил в скорой компенсации убытков. Эти письма — отличное подтверждение того, что договорные отношения были и что курьерская служба свои обязанности не выполнила.
Часто партнеры договариваются о сотрудничестве или изменениях в работе по телефону. Бывает так, что на письмо нет времени — позвонить проще. Но в бизнесе все, что нельзя подтвердить доказательствами, не существует. Поэтому все телефонные договоренности стоит продублировать письмом и дождаться подтверждения условий по электронной почте. Переписку проще представить в суд в качестве доказательства: часто суды отказываются приобщать аудиозаписи разговоров, а для идентификации голоса нужна экспертиза или свидетели.
Но распечатанные скриншоты электронных писем для суда веса не имеют. Чтобы письма стали доказательствами, нужно обратиться в нотариальную контору и провести осмотр интернет-страниц. Нотариус сам сделает скриншоты и составит протокол осмотра доказательств. К протоколу он подошьет скриншоты страниц.
На сегодняшний день такой протокол — единственный способ доказать то, что происходило в интернете. Цена услуги немаленькая, но, если идти в суд, оно того стоит. Например, в Санкт-Петербурге заверение одной интернет-страницы будет стоить от 5 тысяч рублей.
В случае моего клиента единого договора на бумаге не было, но переписка с официальных адресов стала одним из доказательств того, что договор между сторонами был.
Безналичные переводы тоже доказательство отношений
Расчеты юрлиц между собой могут проходить только по безналу. Исключение — суммы до 100 тысяч рублей в рамках одного договора. Столько можно передавать наличными.
За превышение лимитов предусмотрена административная ответственность: юридическому лицу могут назначить штраф от 40 до 50 тысяч рублей.
Курьерская служба не только доставляла товар покупателям интернет-магазина, но и принимала от них оплату на свой расчетный счет. После доставок курьеры составляли отчет и отправляли его по электронной почте. Если в отчете все было верно, деньги от покупателей курьерская служба переводила интернет-магазину по безналу.
Курьерская служба переводила деньги за купленный товар со своего расчетного счета на счет интернет-магазина. В назначении платежа она указывала номер договора и основания для оплаты.
Факт безналичных взаиморасчетов стал еще одним доказательством того, что отношения между курьерской службой и интернет-магазином были.
Суть договоренностей
Когда договор есть, его условия определяют, какие законы регулируют отношения партнеров. Например, несмотря на схожесть, договор аренды и договор найма жилого помещения регулируются разными статьями гражданского кодекса.
Значит, и последствия договора для сторон тоже могут быть разными.
Когда договора нет, не всегда очевидно, какой закон регулирует отношения между партнерами. По переписке и расчетам интернет-магазина и курьерской службы было понятно, что по сути договор между ними был, но какой именно — нужно было уточнить. Это мог быть договор перевозки или договор на оказание услуг — курьерских.
Между этими договорами большая разница. Если это договор перевозки, курьер обязан возместить причиненный ущерб в размере объявленной стоимости. На этот счет закон конкретен. В 2017 году Верховный суд заявил, что перевозчик отвечает за сохранность груза независимо от своей вины: даже если груз потерялся или его украли, он обязан вернуть деньги.
С договором на оказание услуг сложнее: ущерб не всегда должен возмещать поставщик услуг. В 2016 году одна организация в Санкт-Петербурге потеряла 800 тысяч рублей из-за кражи оборудования при транспортировке. Первая и вторая инстанции встали на ее сторону и обязали курьерскую службу возместить ущерб. Но кассация отменила решения нижестоящих судов: организация не смогла доказать, что передала оборудование курьерам.
Поэтому мне было важно определить отношения между магазином и курьерами как договор перевозки, а не как договор оказания курьерских услуг. Это повышало наши шансы получить компенсацию, потому что в отношении перевозчиков закон конкретен.
До суда — всегда претензия
Нельзя сразу идти в суд, не направив контрагенту-должнику претензию. Досудебный порядок урегулирования споров в этом случае обязателен. Если нет претензии, арбитражный суд может возвратить исковое заявление.
Чтобы соблюсти досудебный порядок, претензию лучше называть претензией и указывать в ней все требования к должнику, включая расходы, проценты, штрафы. В конце претензии стоит предупредить должника о том, что вы намерены идти в суд. Почему-то для судей это важно.
Прежде чем идти в суд, интернет-магазин обратился к курьерской службе с претензией о возмещении ущерба. В тексте претензии я указала на все доказательства и напомнила, что в письмах они подтвердили факт утери товара на 140 тысяч рублей. И предложила урегулировать конфликт мирно: перечислить деньги интернет-магазину.
Неподписанная болванка договора с курьерской службой содержала пункт о сроках рассмотрения претензии — 10 дней. От этих сроков я и отталкивалась. Через 10 дней молчания курьерской службы я направила исковое заявление о возмещении убытков в суд.
Если в договоре не указан срок рассмотрения претензии или договора нет вообще, то после отправки претензии придется ждать 30 дней. И только потом отправлять иск в суд.
Если ответа на претензию нет — в суд
Мирно урегулировать спор не получилось: курьерская служба ущерб так и не возместила.
Поэтому мы обратились в суд с иском, в котором просили взыскать с курьерской службы стоимость утерянного товара, проценты на эту сумму, расходы на нотариуса и на юридические услуги, а также пошлину за подачу иска.
В исковом заявлении я перечислила факты, которые доказывают, что договор был: наличие электронной переписки и безналичных расчетов. То, что товар был утерян и курьерская служба признает это, подтверждало письмо от генерального директора.
Поскольку взыскиваемая сумма была меньше 500 тысяч рублей, иск интернет-магазина к курьерской службе суд рассмотрел в порядке упрощенного производства. В таком порядке суд не вызывает стороны в заседание и судья рассматривает дело единолично.
Для истца это хорошо тем, что дело рассматривается быстрее и нет необходимости тратиться на представителя в суде.
Оценив доказательства и учтя тот факт, что курьерская служба отзыв на иск в суд не представила, суд удовлетворил все исковые требования.
В своем решении суд не согласился, что между сторонами был заключен договор перевозки, и определил его как оказание услуг. Но это не повлияло на удовлетворение всех требований. Я бы поспорила, но подавать апелляцию смысла не было: результат нас устраивал.
Кредитный договор в электронном виде: особенности представления договора в суд
Информационные технологии сделали возможным заключение кредитного договора в электронном виде.
Рассмотрим отдельные особенности заключения банком кредитных договоров в электронном виде, нюансы проверки данных клиента-кредитополучателя (аутентификации), а также как такой договор представить в суд в случае возникновения спора.
Аутентификация при заключении кредитного договора
Когда кредитный договор заключается с помощью программных средств, применяется процедура аутентификации клиента (ч. 1 п. 20 Инструкции N 379).
Аутентификация — это процедура проверки данных, представленных клиентами, для сравнения с данными, ранее зафиксированными пользователями системы межбанковской идентификации (МСИ), в частности, банками и государственными органами (ч. 1, 7 приложения к Указу N 148).
Для заключения банком кредитного договора с физическими лицами, организациями, ИП, нотариусами, адвокатами (далее — клиент) с использованием программных средств определен минимальный уровень аутентификации — многофакторная аутентификация потенциального кредитополучателя в соответствии с требованиями перечня согласно приложению к Инструкции N 379.
Банкам на основании заключенного с НКФО ЕРИП договора оказывают услуги по аутентификации клиентов, их представителей и представление данных о них, содержащихся в системе идентификации (ч. 1 подп. 1.10 п. 1 Указа N 148).
Многофакторная аутентификация — аутентификация, проводимая с использованием двух или более предъявленных (введенных) клиентом видов аутентификационных факторов (абз. 8 ч. 1 п. 2 Инструкции N 379).
К таким факторам относятся данные, запрашиваемые у клиента и используемые для аутентификации. Это факторы знания (известные только клиенту), факторы владения, факторы свойства объекта — биометрические данные клиентов. К биометрическим данным клиента (его представителя) относятся сведения (фото- и видеоизображение, голос), характеризующие физиологические и биологические особенности человека, которые используются для его уникальной идентификации ( ч. 2 приложения к Указу N 148).
На заметку
Аутентификация при заключении кредитного договора проводится, когда данные о клиентах банка уже имеются в МСИ. Когда таких данных в МСИ нет, для установления данных о клиентах проводится идентификация (п. 12 Инструкции N 379).
Когда банк идентифицирует клиента при его личном присутствии, для формирования и подписания договора в электронном виде можно провести однофакторную аутентификацию, в том числе с использованием ЭЦП (п. 22 Инструкции N 379).
При проведении финансовых операций с использованием программных средств требуется получить согласие клиента на получение, передачу, сбор, обработку, накопление, хранение, распространение, представление и (или) использование данных клиента, в том числе биометрических (далее — обработка данных) (п. 3 Инструкции N 379).
Согласие клиента на обработку данных о нем представляется:
— в электронном виде с использованием средств ЭЦП или без их использования с применением программных средств, в том числе СДБО банка, в процессе проведения процедур идентификации, в том числе удаленной, или аутентификации клиента;
— на бумажном носителе при личном обращении клиента, если такая возможность предусмотрена банком (п. 5 Инструкции N 379).
Для использования программных средств в целях осуществления финансовых операций, в том числе для заключения кредитных договоров, в ЛПА банка предусматривают, в частности, процедуры:
— идентификации клиента, в том числе удаленной, и удаленного обновления (актуализации) данных о клиенте;
— аутентификации клиента до момента осуществления финансовой операции и (или) в процессе ее осуществления в случае, если технологический процесс осуществления данной финансовой операции предусматривает проведение процедуры аутентификации как части процесса осуществления финансовой операции (п. 9 Инструкции N 379).
Наряду с этим в ЛПА банка предусматривают:
— порядок проведения процедуры аутентификации клиента и применение одного или более аутентификационных факторов (ч. 2 п. 20 Инструкции N 379);
— способ удаленного обновления (актуализации) данных о клиенте, кроме случаев удаленного обновления (актуализации) таких данных с использованием МСИ (п. 18 Инструкции N 379);
— способы и порядок проверки актуальности и достоверности данных, представленных клиентом при проведении процедуры удаленного обновления (актуализации) (ч. 2 п. 17 Инструкции N 379).
В кредитный договор в электронном виде можно включить:
— порядок и условия аутентификации клиента (абз. 7 ст. 140 БК);
— условия создания, обработки, хранения, передачи и приема документов с помощью программных средств (ч. 1 п. 23 Инструкции N 379);
— минимальную и максимальную суммы финансовой операции, осуществляемой с использованием программных средств, частоту и количество таких финансовых операций за определенный период.
Условия о порядке и условиях аутентификации клиента банк может включать в различные договоры, когда предполагается удаленное обслуживание клиента. В том числе такие условия можно включить в кредитный договор (абз. 7 ст. 140 БК).
В каком виде представить суду кредитный договор
Простая письменная форма кредитного договора считается соблюденной, когда предложение заключить договор, в том числе в виде программного кода, электронного или иного сообщения, сделанного с использованием электронной или иной связи, информационных сетей (систем) или программно-аппаратных средств и технологий, принято, например, способом, указанным в предложении заключить договор. ЭЦП в таком предложении не требуется (абз. 3 ч. 1 подп. 1.11 п. 1 Указа N 148).
Когда кредитный договор заключается с использованием МСИ, формируется документ в электронном виде.
Документы в электронном виде — это электронные сообщения, переданные посредством телекоммуникационных каналов связи, файлы и записи в базах данных, информация, программный код, сформированные, подписанные (подтвержденные) и переданные (принятые) с помощью программных средств без использования электронной цифровой подписи, а также содержащие данные, необходимые для осуществления финансовых операций, сформированные (представленные) в соответствии с абз. 3 ч. 1 подп. 1.11 п. 1 Указа N 148 (абз. 7 ч. 1 п. 2 Инструкции N 379).
Для использования программных средств в целях осуществления финансовых операций, в том числе для заключения кредитных договоров, в ЛПА банка предусматривают, в частности, процедуры:
— формирования документа в электронном виде и его подписания (подтверждения);
— направления и получения финансовой организацией предложения о заключении договора, согласия клиента на совершение соответствующей сделки (заключение договора);
— представления (воспроизведения) копии документа в электронном виде (п. 9 Инструкции N 379).
При необходимости кредитный договор, заключенный в электронном виде, можно воспроизвести, например, на бумажном носителе. Это форма внешнего представления электронного документа (ч. 3 п. 25 Инструкции N 379).
Воспроизведенный на бумаге кредитный договор, заверенный подписью уполномоченного сотрудника банка, является копией договора, заключенного в электронном виде (далее — копия договора в электронном виде). Копия договора в электронном виде должна содержать указание на то, что она является копией определенного кредитного договора в электронном виде (ч. 4 п. 25 Инструкции N 379).
Определена форма удостоверительной надписи, которая придает юридическую силу форме внешнего представления электронного документа на бумажном носителе (п. 8 Положения N 1086).
Чтобы удостоверить копию кредитного договора, необходимо:
1) убедиться, что в кредитный договор в виде электронного документа не вносились изменения;
2) распечатать общую часть электронного документа (текст кредитного договора);
3) убедиться, что текст на бумаге и текст в электронном виде идентичны;
4) если кредитный договор более чем на одном листе — прошить его или заверить подписью каждый лист;
5) проставить на бумажной копии кредитного договора удостоверительную надпись установленной формы (ч. 3 п. 7, ч. 3 п. 9 Положения N 1086, абз. 12 ст. 1 Закона N 113-З).
На заметку
Оригинал кредитного договора, заключенного в электронном виде, существует только в электронном виде. Все идентичные экземпляры документа в электронном виде являются оригиналами. Оригинал договора в электронном виде, а также копии договора в электронном виде имеют одинаковую юридическую силу (ч. 5, 6 п. 25 Инструкции N 379).
Когда в суд невозможно представить кредитный договор в электронном виде, полагаем, что представляется его копия на бумажном носителе (ч. 2, 6 ст. 84 ХПК).
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Электронная переписка как доказательство в суде
Общение по электронной почте, WhatsApp или Skype является не только мобильным способом сотрудничества, но и удобным для обеих сторон, в связи с чем многие компании не спешат оформлять договоренности в письменном виде, надеясь, что проблем не возникнет. И в случае спора единственным способом доказать свою позицию могут стать скриншоты электронных писем. В этом случае только электронная переписка может подтвердить тот факт, что между сторонами путем проведения устных переговоров и путем электронной переписки достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора и договор является заключенным (ст. 432 ГК РФ).
Согласно абз. 2 п.1 ст.432 ГК РФ к существенным условиям договора относятся следующие пункты:
О споре, возникшем между сторонами при оферте Продавца и акцепте Покупателя, возникшем в результате отказа Продавца отгрузить оплаченный Покупателем товар и требовании забрать товар на складе в городе Москва в пятидневный срок, хочу рассказать подробно.
Фабула дела
Светлана зарегистрирована как предприниматель, ее бизнес на рынке давно, была в разных ситуациях и обман может вычислить легко, но в данном случае интуиция подвела.
Продавец получил предоплату, условия договора не оспорил, претензий не заявил, но в срок товар не отгрузил. На уведомление о задержке отгрузки товара, прислал письмо по электронной почте, что Покупатель вправе забрать товар со склада Продавца в Санкт-Петербург в пятидневный срок с даты получения письма. А также предупредил, что в случае просрочки товар будет реализован другому Покупателю или может быть продан Покупателю, только уже по другой цене ― выше на 10%, чего, по мнению Светланы, и добивался Продавец. И тогда Светлана в соответствии со статьей 450 ГК РФ направила в адрес Продавца письменное уведомление о расторжении договора поставки и возврате предоплаты в течение трех дней. Продавец претензию проигнорировал.
Досудебный порядок
Заключение договора в электронной форме предусмотрено статьей 434 ГК РФ. Оферта признается заключенной в письменной форме, если подписана электронной подписью Продавца, а также путем аналогов собственноручной подписи, скана «живой» подписи и пр. (ст. 160 ГК РФ).
Принятие оферты другой стороной производится путем совершения действий по выполнению указанных в оферте условий (п.3 ст. 434; п.3 ст.438 ГК РФ). Изделия из экокожи в категорию товаров, которыми торговать дистанционно нельзя, не попадают. Значит, договор поставки является заключенным, и Покупатель вправе потребовать возврата предоплаты в случае проблем с отгрузкой.
Предугадывая позицию Продавца в суде, я попытался получить товар на складе Продавца в присутствии свидетелей на основании доверенности и накладной истца. В получении товара было отказано в связи с тем, что пятидневный срок для получения товара истек.
В суде
В судебном заседании факт переговоров о поставке товара Продавцом я подтвердил документами, скриншотом переписки по электронной почте, договором поставки, счетом на оплату и каталогом товара, факт оплаты ― платежными поручениями, факт расторжения договора поставки ― уведомлением о расторжении, почтовыми квитанциями.
Позицию стороны истца обосновал следующим образом:
В связи с изложенным, я пояснил суду, что истец вправе потребовать возврата предоплаты (статья 487 ГК РФ). Ответчик иск не признал, доказывал, что товар готов к отгрузке и находится на складе Продавца в г.Москва, просил в удовлетворении иска отказать.
Суд принял доводы стороны истца и согласился, что к отношениям сторон применимы нормы ч. 3 ст. 487 ГК РФ. Согласно этой статье в случае, когда Продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок (ст.457), Покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом покупателю в разумный срок (ст.457,314 ГК РФ).
Судебное решение
Суд выслушал стороны и пришел к выводу, что электронная переписка (как совокупность электронных сообщений соответствующих лиц) коррелирует с положениями ч. 1 ст. 75 АПК РФ и может рассматриваться в качестве письменного доказательства. В итоге иск удовлетворил, взыскал с ответчика в пользу истца долг, неустойку, судебные траты и издержки.
Исполнительное производство
По постановлению судебного пристава-исполнителя денежные средства с банковского счета ответчика списаны и поступили на счет истца на основании судебного решения. Таким образом, удалось доказать, что электронная переписка является надлежащим доказательством, и должник обязательств по поставке товара не исполнил. В связи с чем ответчик обязан вернуть предоплату.
Мой комментарий
Исходя из опыта проведенных мною дел в судах, рекомендую следующие способы защиты интересов заинтересованного лица в случае, если в аналогичной ситуации возникнет спор или в отношении Вашего доверителя будет совершено мошенничество посредством Интернет и необходимо будет представить доказательства при судебном разбирательстве.
2. Использование электронной подписи (ЭП) основано на положениях ФЗ от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – ФЗ № 63-ФЗ) Согласно положениям закона, использование ЭЦП осуществляется в следующих случаях:
– при совершении гражданско-правовых сделок;
– при оказании государственных и муниципальных услуг;
– при исполнении государственных и муниципальных функций;
– при совершении иных юридически значимых действий.
3. Заверение документов, присланных по электронной почте у нотариуса.
4. Проведение компьютерно-технической экспертизы или рецензия специалиста. Для придания электронной корреспонденции юридической силы с целью получения надлежащих доказательств для предъявления в суде рекомендую воспользоваться правом привлечения специалиста или эксперта в соответствии со статьями 82, 87 АПК РФ, статьей 79 ГПК РФ. При этом, не имеет значение в каком виде будет выражено мнение специалиста: в виде рецензии (устной, письменной) или путем проведения досудебной (судебной) экспертизы. Нужно сказать, что для фиксации доказательств по уголовным делам, возможно привлечение работника полиции, который в соответствии с ч.1 ст.144 УПК РФ уполномочен в присутствии понятых до возбуждения уголовного дела произвести такое процессуальное действие, как «осмотр предметов или документов», а в данном случае скриншота электронной переписки и заверить своей подписью и подписью понятых. Предоставление суду рецензии специалиста (экспертного мнения(заключения) возможно в случае, если есть необходимость, например, дать заключение для разъяснения смысла слов или предложений указанных в электронной переписке с целью подтверждения факта заключения договора между сторонами. В этом случае экспертное заключение (лингвистическое исследование) может предоставить практикующий филолог, правомочный проводить лингвистические экспертизы с целью разъяснения смысла слов, словосочетаний, выражений и прочего, указанных в электронной переписке. Это значит, что специалист изучит обстоятельства дела и подтвердит суду факт заключения договора, что является надлежащим доказательством в суде.