как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору

Все о ГПД: прием, начисления, отчетность

как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Смотреть фото как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Смотреть картинку как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Картинка про как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Фото как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору

Работа с кадрами по договорам ГПХ часто вызывает много вопросов даже у опытных бухгалтеров. Как, например, внести договор ГПХ в бухгалтерскую программу — ту же 1С? Как начислить такому сотруднику зарплату? Разберемся в статье.

Первоначальные настройки

Рассмотрим процесс на примере операций в «1С:Бухгалтерия 8».

Чтобы в программе была возможность зарегистрировать договор гражданско-правового характера, настроите функциональность («Главное» / «Администрирование» — блок «Настройки» — «Функциональность» — «Сотрудники» — галка «Договоры подряда»).

Галочка «Договоры подряда» откроет вам доступ к следующим опциям:

как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Смотреть фото как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Смотреть картинку как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Картинка про как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Фото как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору

как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Смотреть фото как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Смотреть картинку как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Картинка про как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Фото как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору

Прием на работу сотрудника по договору ГПХ

Если исполнитель не работает в организации и ранее с ним не заключали договоры подряда, внесите его сведения в личную карточку сотрудника. После этого уже можно зафиксировать в программе условия ГПД.

В ситуации, когда сотрудник уже работает в организации по основному месту работы или по договору ГПХ, создавать новую личную карточку не требуется. Все данные вносите в созданную ранее карточку.

Начисление зарплаты по ГПД в «1С»

Начисляют оплату труда по договору ГПХ стандартным документом «Начисление зарплаты» (раздел «Зарплата и кадры» — «Все начисления»).

Нажимаем кнопку «Заполнить», и программа автоматически начислит вознаграждения по договору.

Из документа «Начисление зарплаты» по кнопке «Выплатить» можно сформировать комплект документов на выплату всей зарплаты, которую не выплатили за указанный месяц. А также документы на уплату НДФЛ.

ГПД в СЗВ-ТД

Отчет СЗВ-ТД подают только по тем, с кем заключили трудовой договор. Отношения с сотрудниками, которых приняли по договору гражданско-правового характера, регулирует Гражданский кодекс РФ:

Таким образом, на граждан, принятых по ГПД, СЗВ-ТД не сдают.

ГПД в СЗВ-М

В отчет по форме СЗВ-М заносится информация только о тех сотрудниках, с доходов которых работодатель отчисляет страховые взносы (подп. 2.2 ст. 11 закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Следовательно, в отчетность не включаются сведения о:

ГПД в СЗВ-СТАЖ

СЗВ-СТАЖ, в отличие от СЗВ-ТД, заполняют на всех застрахованных лиц, которые находятся со страхователем в трудовых отношениях или с которыми заключили гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг (п. 1.5 Порядка, утв. Постановлением ПФР от 11.01.2017 № 3п). То есть данные по ГПД отражаем в СЗВ-СТАЖ.

Чтобы программа автоматически заполняла в СЗВ-СТАЖ данные о подрядчиках и исполнителях, надо провести договор гражданско-правового характера через личную карточку сотрудника.

Сведения по договору, которые отразились в СЗВ-СТАЖ, можно просмотреть, провалившись в сотрудника в самом отчете.

Проверяем такой показатель, как период работы:

В столбце «Исчисляемый стаж» в графе Параметры нужно указать по каждому конкретному договору:

При этом код «НЕОПЛДОГ» указываем в отношении неоплаченных договоров на выполнение работ или оказание услуг, а «НЕОПЛАВТ» — по иным договорам.

К примеру, по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительных прав на произведения науки, литературы, искусства.

ГПД в 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

Информация по выплатам ГПДшникам отражается в отчетности по НДФЛ.

Для корректного отражения данных работодатель должен помнить, что:

Зарплатные налоги и взносы по ГПД

НДФЛ. Если организация (ИП) заключили договор на выполнение работ, оказание услуг с обычным физлицом (не предпринимателем), то с вознаграждения по этому договору нужно исчислить, удержать и уплатить НДФЛ (п. 1, 2, 4, 6 ст. 226 НК РФ, письмо Минфина от 21.07.2017 № 03-04-06/46733).

Это нужно сделать, даже если в договоре предусмотреть пункт о том, что обязанности по исчислению и уплате НДФЛ лежат на сотруднике. То есть налоговым агентом по НДФЛ все равно будет выступать организация или ИП, заключившая договор с сотрудником (письмо Минфина от 09.03.2016 № 03-04-05/12891).

Страховые взносы. По ГПД на выполнение работ, оказание услуг платим страховые взносы на два вида страхования: ОПС и ОМС (п. 1 ст. 420 НК РФ). Соответственно, такие договоры попадают в Расчет по страховым взносам, который сдаем в ФНС.

В форму 4-ФСС вознаграждение попадет, если стороны прописали возможность страховать ГПХ-работника на случай травматизма. По умолчанию взносы по травме в соцстрах по ГПДшникам не платят.

Особняком стоят гражданско-правовые договоры, предмет которых — переход права собственности или иных вещных прав на имущество, передача имущества в пользование. По таким «вещным» договорам взносы не начисляют (п. 4 ст. 420 НК РФ). Пример: договоры купли-продажи, аренды, займа и т.д.

Допустим, работник предоставил организации заем. Значит, с суммы процентов, выплаченных работнику, никакие страховые взносы начислять не придется.

Источник

Договор ГПХ: что это такое, как оформляется, риски и налоги

как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Смотреть фото как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Смотреть картинку как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Картинка про как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Фото как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору

Все чаще работодатели предлагают оформление по договору ГПХ. Многие люди думают, что это вид трудового соглашения, но на самом деле нет. Мы расскажем, чем договор гражданско-правового характера отличается от трудового, какие риски он несет для работника и работодателя, кто и какие налоги платит и стоит ли соглашаться на работу по договору ГПХ с физическим лицом?

Статья будет длинной, но рекомендуем внимательно прочитать ее до конца. Это убережет от многих неприятностей.

Содержание статьи:

Что такое оформление по договору ГПХ и чем он отличается от трудового договора?

Договор гражданско-правового характера (сокращенно ГПХ) – это документ, который регулируется нормами Гражданского кодекса РФ. Суть его в том, что стороны прописывают в нем результат работы, который должен получить заказчик, имущественные отношения и другие вопросы, не вступая при этом в трудовые отношения.

Проще говоря, по договору ГПХ физическое лицо обязуется выполнить для организации или ИП определенные работы с определенным итогом. При этом сотрудником фирмы или ИП исполнитель являться не будет.

Виды договоров гражданско-правового характера:

авторские договоры, например, на написание книги для издательства или статьи для журнала. Такие договоры могут заключаться с фрилансерами.

Нормы Трудового кодекса на договоры ГПХ не распространяются. Отношения между сторонами регулируются Частью 2 ГК РФ (главы 37-41). В документе не должны использоваться термины трудового законодательства.

Еще несколько важных особенностей ГПХ, которые отличают их от трудовых договоров:

Каждому виду соглашений, которые могут носить гражданско-правовой характер, посвящена отдельная глава. ГК РФ дает точные определения основным понятиям – работа и услуга — в ст.703 и ст.779 соответственно.

Плюсы и минусы гражданско-правового договора для исполнителя

Плюсы ГПХ

Минусы ГПХ

Заказчик не может вмешиваться в работу исполнителя. Исключение – приемка промежуточных результатов.

Работник не оформляется в штат компании.

Возможность работать по гибкому графику. Главное – сделать работу вовремя и нужного качества.

Заказчик не обязан обеспечивать работника материалами, инструментом, предоставлять рабочее место. Все это нужно покупать за свой счет.

Можно привлекать третьих лиц для выполнения работ, совмещать работы в нескольких местах.

Нет социальных гарантий. Не выплачиваются отпускные, больничные, декретные. Нет доплат за сверхурочную работу. Заказчик не обязан предоставлять отпуск исполнителю.

Время выполнения работ по договору гражданско-правового характера включается в трудовой стаж. Соответственно, исполнитель может набирать необходимый стаж для получения страховой пенсии, а не социальной.

Заказчик не страхует исполнителя в ФСС (Фонд социального страхования) и не несет ответственности за производственные травмы, которые может получить исполнитель (если не согласится на это добровольно).

Договор ГПХ может предусматривать страхование на случай производственной травмы, если заказчик согласен добровольно оплачивать взносы в ФСС.

Оплата идет за результат, а не просто нахождение на рабочем месте, потраченное время и т.д. Заказчик может платить меньше МРОТ (минимальный размер оплаты труда в трудовом законодательстве).

Простота оформления на работу.

Период деятельности по ГПД (гражданско-правовой договор) не учитывается при начислении пособия по безработице.

Плюсы и минусы гражданско-правового договора для заказчика

Плюсы ГПХ

Минусы ГПХ

Нет социальной нагрузки. Не нужно оплачивать отпускные, больничные и т.д.

Заказчик не вправе вмешиваться в процесс, за исключением промежуточной приемки результатов.

Заказчик не платит страховые взносы в ФСС (если иное не указано в договоре ГПХ).

Нельзя привлечь сотрудника к ответственности за нарушение правил внутреннего распорядка, например, за опоздание.

Не нужно тратить средства на оборудование рабочего места.

Есть риск переквалификации договора ГПХ в трудовой договор с доначислением взносов в ФСС и пенями.

Не обязательно делать выплаты работникам два раза в месяц, как в случае с трудовым договором. Можно прописать выплату один раз после сдачи работ.

Нужно начислять и платить налоги в случае выплат по договору ГПХ физическому лицу. Соответственно, это некоторая нагрузка на бухгалтерию заказчика.

Не нужно вести кадровое делопроизводство.

Если в компании есть строгие рамки приема сотрудников по уровню образования, квалификации, опыту работы, то по договору ГПХ можно принять исполнителя, который не соответствует данным требованиям.

Когда и с кем можно заключать договор ГПХ?

Важно понимать, что ГПХ – это не трудовые отношения: предметом регулирования выступает результат, а не процесс деятельности.

Если заключение такого договора с юридическим лицом или ИП не вызывает никаких сомнений, то с физическим лицом ситуация сложнее. При этом не важно, какие услуги он предоставляет. Статья 15 ТК РФ устанавливает недопустимость маскировки трудовых отношений под гражданско-правовые.

Есть риск переквалификации договора ГПХ с физическим лицом в трудовой договор, если проверяющие посчитают, что заказчик и исполнитель на самом деле находятся в трудовых отношениях. Крайне важно, какие формулировки будут в договоре гражданско-правового характера и в актах, оформляемых по результатам выполнения работ. В любом случае при заключении договора ГПХ с физическим лицом заказчику лучше проконсультироваться с юристами о рисках и проверить все формулировки в документах.

По срокам действия договоров ГПХ не существует никаких строгих критериев. Временные рамки определяются при обсуждении, обоюдно.

Также этот договор может быть пролонгирован (продлен). При этом должно быть составлено дополнительное соглашение об изменения сроков выполнения работы.

В каких случаях договор ГПХ могут признать трудовым?

Переквалификация договора ГПХ – это как минимум неприятно, потому что гражданско-правовая сделка с работником имеет ряд больших плюсов. Такой персонал является внештатным. Это значит меньше кадровой работы, отсутствие обязанности оплачивать больничные и отпуска, в том числе декретный и детский. Не нужно даже предоставлять рабочее место.

В случае перевода соглашений в разряд трудовых придется доначислить взносы в ФСС и уплатить пени. Могут потребовать назначить сэкономленные социальные пособия.

Основные критерии для признания отношений трудовыми:

Исполнитель по договору ГПХ направляется в командировку, ему выплачиваются командировочные.

Какие налоги платит работодатель по договору ГПХ?

Если выплата производится физическому лицу, то из гонорара необходимо удерживать и платить НДФЛ в размере 13%. Если заказчиком выступает организация, то данный налог рассчитывает и переводит в бюджет заказчик, поскольку в этом случае он является налоговым агентом.

Например, вознаграждение по договору ГПХ составляет 10000 рублей. По факту заказчик переведет работнику на 13% меньше, то есть 8700 руб. Сумму НДФЛ в размере 1300 руб. заказчик перечислит в бюджет.

Исключение – договор ГПХ, заключенный с ИП. В этом случае налоги с выплат по договору гражданско-правового характера оплачивает индивидуальный предприниматель.

Таблица 1. Налоги, которые нужно платить с выплат по договору гражданско-правового характера.

Начисляется или нет

НДФЛ (налог на доходы физических лиц)

Взносы в ПФ РФ (Пенсионный фонд России)

Взносы в ФФОМС (за медицину)

Взносы в ФСС (на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством)

Взносы в ФСС (на страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний)

Начисляются, если это предусмотрено в договоре.

Важные нюансы по налогообложению выплат по договорам ГПХ:

При заключении сделки, целью которой является не только выполнение работ, но и передача прав на имущество, строки дохода второй стороны необходимо подразделять на облагаемое вознаграждение и не облагаемые финансовые поступления. Взносы будут удержаны только с первой части.

Как заключается договор ГПХ с физическим лицом? Какие документы необходимы при устройстве на работу?

Договор гражданско-правового характера заключается в письменной форме. Документ обязательно визируется сторонами. На каждом листе должны стоять подписи обеих сторон. Печать ставится только при наличии. Участие нотариуса не требуется.

Ни в коем случае не нужно фиксировать факт заключения ГПД в трудовой книжке, поскольку ГПХ – это не трудовой договор.

Если что-то понадобилось поменять уже в заключенном соглашении, необходимо подготовить дополнительное соглашение, где отразить все изменения в работе. Допсоглашение должны подписать обе стороны.

Список документов, который предоставляет исполнитель при устройстве на работу по договору ГПХ:

Оригиналы документов передавать заказчику не нужно. Ему достаточно ксерокопий или сканов, т.к. документы необходимы, чтобы указать их в договоре и при перечислении налогов. Если вы сомневаетесь в надежности заказчика, особенно при устройстве на удаленную работу, вначале проверьте контрагента, а потом принимайте решение – предоставлять информацию о себе или нет.

На какой срок можно заключить договор ГПХ?

Договор может быть заключён на любой срок и в любое время, без ограничения сумм и сроков выплат.

Какие условия необходимо обязательно прописать?

Обязательно должны быть прописаны:

Из указанного содержания именно пункт о длительности сделки говорит о договоре ГПХ как разовом и нетрудовом документе.

Порядок приема работ по договору гражданско-правового характера

Принимаются выполненные работы (услуги) по акту приемки-передачи выполненных работ (услуг).

За нарушение сроков выполнения работ с подрядчика может взыскиваться неустойка в виде штрафа или пеней. В случае причинения ущерба имуществу заказчика подрядчик должен возместить убытки в полном объеме.

Кроме того, в отличие от трудового договора, по договорам подряда или возмездного оказания услуг исполнитель несет риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком.

Порядок расторжения договора ГПХ

В этой части статьи мы расскажем, как правильно расторгнуть договор ГПХ и какие нюансы есть в этом процессе.

Расторгнуть договор ГПХ через суд можно только в случае, если вторая сторона против или не отвечает на уведомление о расторжении в установленный соглашением срок или в течение 30 дней, если срок не установлен.

В отличие от трудового договор ГПХ сам себя регулирует в части порядка расторжения сторонами. Данные условия могут прописываться в одном из пунктов или находиться в составе «прав сторон».

Обычно договор предусматривает определенные гарантии сторон на случай, если исполнитель начнет работу над заказом, а клиент решит отказаться от проекта. Пункты соглашения могут предусматривать компенсации или другие санкции к стороне-инициатору разрыва взаимоотношений. Если такого пункта нет, сторона должна написать уведомительное письмо с пояснениями, на основании которого договор может быть расторгнут.

Аванс, выплаченный по договору ГПХ, может быть возвращен заказчику при условии невыполнения договора или несоблюдения сроков, если это прописано в самом договоре, либо в судебном порядке.

Резюме

Договор ГПХ – это не простой документ или формальность. До его подписания необходимо внимательно прочитать все условия.

Если вы чего-то не понимаете или сомневаетесь, что документ защищает ваши интересы, обязательно проконсультируйтесь с юристами. Договор гражданско-правового характера – это не трудовое соглашение, где работник серьезно защищен нормами ТК РФ. Чаще всего ГПХ защищает интересы заказчика и может иметь много нюансов по отношению к исполнителю.

Источник

Как оформить сотрудника в штат: пошаговая инструкция для ИП

Как ИП принять первого сотрудника по трудовому договору — внутри шаблоны кадровых документов, которые можно скачать и использовать

как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Смотреть фото как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Смотреть картинку как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Картинка про как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору. Фото как принять на работу сотрудника по гражданско правовому договору

Ольга Семенова

Эксперт по кадровому делопроизводству

Если ИП понадобился сотрудник, его нужно оформить по договору. Некоторым работникам подойдет договор ГПХ, другим — только трудовой. Это зависит от того, какую работу будет выполнять сотрудник — постоянную или разовую.

Если неправильно оформить работника, можно получить серьезный штраф или даже сесть в тюрьму. Конечно, это случается крайне редко, но законом такое наказание предусмотрено.

Чтобы все сделать по правилам, крупным компаниям нужно подготовить много кадровых документов, но микропредприятия могут действовать по упрощенной схеме. Правда, в этом случае документов тоже будет достаточно, но все же меньше, чем при стандартном оформлении.

Информация актуальна на конец июня 2021 года, в дальнейшем может поменяться — мы об этом обязательно напишем. Следите за публикациями.

Зачем оформлять сотрудника официально

Иногда предприниматели договариваются с работниками на словах: мол, ты продашь мой товар, а я тебе за это заплачу. Со стороны выглядит удобно: предприниматель экономит на взносах, а с работника не удерживают НДФЛ. Но это незаконно. Накажут и работника, который скрывает доходы, и предпринимателя.

ИП могут привлечь к административной, налоговой и уголовной ответственности.

ОтветственностьЧто грозит ИП
АдминистративнаяШтраф до 5000 ₽ за каждый незаключенный трудовой договор или приостановление деятельности до 90 дней.

При повторном нарушении в течение года сумма штрафа может вырасти до 20 000 ₽ за один договорНалоговаяВзыскание всех налогов и взносов, которые не были уплачены

Штраф — 40% от суммы недоимкиУголовнаяПри недоимке больше 2,7 млн рублей в совокупности за три года подряд — штраф от 100 000 ₽, исправительные работы или лишение свободы до 1 года

Кроме потенциальных проблем с трудовой инспекцией и налоговой еще есть риск конфликта с сотрудником. Когда заключен договор, там прописаны взаимные обязанности: что должен делать сотрудник, а что ему за это должен работодатель. В случае конфликта всегда можно открыть договор — там четко прописано, о чем вы договаривались изначально и какие условия обе стороны должны соблюдать. Договор защищает не только работника, но и работодателя.

Когда договора нет, может возникнуть ситуация, что сотрудник отказывается выполнять задачи, на которые рассчитывал работодатель при найме. Например, взяли на работу менеджера по продажам и планировали, что он будет обзванивать клиентов после их визита в офис, а он отказывается это делать. И без договора работодатель никак не сможет законно на него повлиять.

Кроме того сотрудник может обратиться в трудовую инспекцию и нажаловаться, что его специально не оформили официально. Если это получится доказать, трудовая инспекция начислит работодателю штраф и еще может обязать выплатить компенсацию сотруднику через суд.

Чтобы избежать проблем, рекомендуем оформлять договор с работником.

Бесплатно зарегистрируем бизнес в Тинькофф

Что выбрать: трудовой договор или договор ГПХ

Вид договора зависит от особенностей работы сотрудника, которого вы планируете нанять. Подробно разобрали различия между трудовым договором и договором ГПХ в отдельной статье.

Здесь кратко напомним.

Если нужна разовая услуга — например, продать партию товара, настроить рекламу магазина одежды, натянуть потолки в новом офисе, написать три статьи, — подойдет договор ГПХ.

В этом договоре вы прописываете конкретную услугу или список работ, вознаграждение за этот объем и сроки. Исполнитель должен выполнить условия этого договора, но вы не можете контролировать, где, когда и как он будет работать.

Можно заказать разработку сайта по договору ГПХ, но нельзя при этом заставить исполнителя приходить в офис с 09:00 до 18:00 и работать над сайтом под вашим контролем.

Если сотрудник должен постоянно выполнять работу — например, каждый день по графику продавать товар в вашем магазине, заниматься маркетингом компании в соцсетях из вашего офиса, — нужен трудовой договор.

По трудовому договору у сотрудника есть конкретные обязанности и зоны ответственности, за которые он отвечает. Сотруднику по трудовому договору можно обозначить рабочие часы, место работы, дресс-код и контролировать, как и где он выполняет свои обязанности.

ИП нанимает менеджера в салон по продаже окон и устанавливает, что обеденный перерыв длится с 12:00 до 13:00, а на рабочем месте нужно носить белый верх и черный низ. Если работник закрыл офис и пошел на обед в 14:00 или заявился на работу в джинсах с дырками на коленках, ИП может потребовать соблюдения правил и применить дисциплинарные меры — предупреждение, выговор, а в некоторых случаях увольнение.

Нельзя выбрать договор ГПХ для постоянного сотрудника, чтобы сэкономить. Если трудовая инспекция переквалифицирует такой договор в трудовой, придется оформить работника в штат и уплатить штраф — до 10 000 ₽ за каждого неправильно оформленного сотрудника. Еще нужно будет выплатить недоимки перед налоговой и ФСС.

План оформления сотрудника для микропредприятия

Чтобы оформить сотрудника, работодатель должен разработать и принять несколько внутренних документов: правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о персональных данных сотрудников, документы по охране труда и другие. Такие документы называют локальными нормативными актами.

Для микропредприятий закон предусмотрел упрощенную процедуру приема работников — без локальных нормативных актов. Все данные вносят в трудовой договор.

К микропредприятиям относят ИП и компании, у которых выручка меньше 120 млн рублей в год и менее 15 сотрудников в штате.

Проверить, входит ли ИП в категорию микропредприятий, можно в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте налоговой. В строку поиска нужно ввести ОГРНИП, ИНН или ФИО предпринимателя.

Если ИП относится к микропредприятиям, можно оформить сотрудника по упрощенной схеме. При найме первого работника по трудовому договору будет чуть больше задач, чем при трудоустройстве следующих. В целом схема такая:

Почти на каждом шаге понадобится оформить кадровые документы. Сейчас закон разрешает разрабатывать свои формы. Главное, чтобы там были все необходимые сведения, которые прописаны в Трудовом кодексе РФ. Но удобнее воспользоваться унифицированными формами — это шаблоны кадровых документов.

Такие формы можно найти на любом бухгалтерском или правовом портале и скачать бесплатно. Для этого нужно ввести название документа и номер ОКУД, если знаете его. Или найти альбом унифицированных форм, где есть все шаблоны нужных документов.

Пройдем по плану оформления сотрудника и разберем, что делать на каждом шаге и какие унифицированные формы понадобятся.

Шаг 1. Составить штатное расписание

Если у ИП еще не было сотрудников, первое, что нужно сделать, — оформить штатное расписание. Это документ, в котором отражена кадровая структура компании: должности, сотрудники, зарплаты.

В альбомах унифицированных форм штатное расписание — форма Т-3, ОКУД 0301017.

В штатном расписании должны быть:

Можете сохранить заполненный шаблон штатного расписания на свой гугл-диск. Желтым в шаблоне отметили те поля, которые вам нужно поменять под себя.

ИП не нужно вписывать себя в штатное расписание: по закону он не считается работником в своем бизнесе.

Чтобы штатное расписание стало официальным документом, нужно издать об этом приказ. Его можно составить в свободной форме, шаблона нет.

Шаг 2. Составить трудовой договор

Документы сотрудника. Чтобы оформить договор нужно запросить у сотрудника такие документы:

Для всех сотрудниковДля некоторых категорий сотрудников
— паспорт;
— СНИЛС — если его нет, придется получить через пенсионный фонд;
—ИНН;
— трудовая книжка, если она есть, или сведения о трудовой деятельности по форме
— документы воинского учета для военнообязанных, например военный билет;
— диплом или другой документ об образовании. Нужен, когда для работы требуются специальные знания. Например, медицинский диплом у врача или права у водителя;
— справка об отсутствии судимости. Она нужна, например, учителям и воспитателям;
— медицинская книжка. Нужна, если работа связана с людьми: продавцам продуктов и непродовольственных товаров, парикмахерам, поварам

Обязательные условия договора. Есть правила составления трудового договора, важно их соблюдать. За каждого сотрудника с неправильным трудовым договором ИП могут оштрафовать на сумму до 10 000 ₽, а за повторное нарушение — до 40 000 ₽.

В договоре обязательно должны быть:

Если не внести из обязательных условий, у договора все равно будет юридическая сила. Но, чтобы избежать штрафа, недостающие данные нужно включить в дополнительное соглашение к договору.

Дополнительные условия договора. Кроме обязательных условий в договор можно вписать все, что нужно, если это не ухудшает условия работы сотрудника. Например:

Можете составить свой трудовой договор или воспользоваться типовой формой.

Трудовой договор заключают в двух экземплярах. Подписать должны сотрудник и работодатель — на это у них есть три дня после того, как сотрудник вышел на работу.

Перед подписанием трудового договора дайте сотруднику под подпись изучить положение о коммерческой тайне и конфиденциальной информации, правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, положение об оплате труда и другие локальные нормативные акты, связанные с его трудовой деятельностью, если они у вас есть.

Лучше, если еще перед началом работы сотрудник будет понимать, какие конкретно задачи он должен выполнять и какую информацию вы считаете секретной и не хотите разглашать.

После подписания договора нужно подготовить приказ о приеме сотрудника на работу.

Шаг 3. Оформить приказ о приеме на работу

Приказ нужно оформить обязательно — это официальный документ, на основе которого делают запись в трудовой книжке и заводят личную карточку работника.

В альбомах унифицированных форм шаблон приказа о приеме на работу — форма Т-1, ОКУД 0301001.

Заполнить форму нужно так:

Можете сохранить заполненный шаблон приказа на свой гугл-диск и заменить текст в желтых полях на свой.

Шаг 4. Сделать запись в трудовой книжке, если она есть у работника

В 2021 году заполнять трудовую книжку нужно только тем работникам, у которых бумажная трудовая книжка уже есть и они приняли решение продолжать ее вести.

Для тех, кто впервые устраивается на работу, заводить бумажную трудовую книжку не надо. Вместо этого надо передавать информацию о работниках в Пенсионный фонд РФ. Часто это называют электронной трудовой книжкой. Термин некорректный, потому что никакой книжки нет: это электронный отчет, который вы отправляете в пенсионный фонд, но он прижился среди работодателей.

По каждому сотруднику подают отдельный отчет после изменений:

То есть при приеме первого сотрудника на работу ИП должен отправить в пенсионный фонд отчет не позднее следующего рабочего дня после утверждения приказа о приеме.

Бывает так, что человек дорожит своей трудовой и все еще хочет продолжать вести ее в бумажном виде. Тогда вы должны вносить в нее записи и правильно ее хранить.

Вот по каким правилам надо заполнять бумажную трудовую:

Заполнить бумажную трудовую книжку нужно так.

Если ИП принимает на работу сотрудника с бумажной трудовой книжкой, по закону нужно завести книгу учета трудовых книжек и заполнить ее. Книга обычно продается в канцтоварах. ИП нужно купить ее, прошить, опломбировать и вписать работников.

Заполнять книгу просто: нужно вписать ФИО сотрудника, серию и номер трудовой книжки или вкладыша в нее, данные приказа и дату приема на работу.

После заполнения трудовой книжки оформляем личную карточку работника.

Шаг 5. Заполнить личную карточку работника

Личная карточка — это краткая информация о сотруднике, который работает в компании. В нее вписывают персональные и кадровые сведения: ФИО, ИНН, СНИЛС, дата и место рождения, данные об образовании, данные о трудовом стаже и другие.

Также в карточку вносят личные данные: информацию о семейном положении сотрудника и его ближайших родственниках, сведения о владении языками, повышении квалификации и дополнительном образовании.

В личной карточке собирают всю информацию о работе сотрудника в компании, которая оформляется приказами: прием, переводы, награждения. Так же в ней ведется учет отпусков, а в конце вносится запись об увольнении.

Вести личную карточка работника — обязанность работодателя по закону. Карточки должны вести даже микропредприятия. Если при проверке трудовой инспекцией карточки не будет, предпринимателя могут оштрафовать до 5000 ₽ по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Можно заполнить карточку от руки, но во многих программах для бизнеса, например в 1С, она заполняется автоматически из тех данных о сотруднике, которые внесли в программу. Но сведения нужно будет вписать от руки.

При трудоустройстве карточку нужно распечатать, дать сотруднику на подпись, а потом вести ее и хранить в бумажном виде. Лучше распечатать карточку на плотной бумаге или картоне — после увольнения работника по закону ее нужно хранить 50 лет.

В альбомах унифицированных форм шаблон личной карточки — форма Т-2, ОКУД 0301002.

Всего в личной карточке четыре страницы. Большую часть сведений работодатель может взять из документов работника. К некоторым данным, например к профессии, семейному положению, владению иностранным языком, нужно указать коды по общероссийским классификаторам: ОКАТО, ОКИН, ОКСО. Узнать нужный код можно в интернете.

Работник должен поставить подпись:

Вот пример заполненного фрагмента личной карточки:

Образец полностью заполненной карточки вы можете скопировать себе на гугл-диск и сверяться, когда будете оформлять работников.

Шаг 6. Зарегистрироваться в фондах

ИП должен зарегистрироваться как работодатель в пенсионном фонде, фондах медицинского и социального страхования.

ФОМС — Фонд обязательного медицинского страхования. Регистрироваться не нужно. Фонд сам зарегистрирует ИП на основании сведений из налоговой и пришлет предпринимателю письмо с номером.

ФСС — Фонд социального страхования. Зарегистрироваться нужно всем ИП с сотрудниками. Достаточно сделать это один раз — в течение 30 дней после оформления первого сотрудника. Если затянуть с регистрацией до 90 дней, можно получить штраф 5000 ₽. А если дольше — 10 000 ₽.

Зарегистрироваться в ФСС можно через сайт госуслуг, отправить документы по почте или принести лично. Подавать документы нужно в отделение ФСС по месту регистрации ИП. Адрес своего отделения можно узнать на сайте ФСС по номеру ИНН или КПП.

Как зарегистрироваться в ФСС:

После регистрации в фондах ИП получает извещение с регистрационным номером, который надо будет указывать в платежках на уплату взносов.

Как оформить работника на полставки

В законе полставки и другие виды частичной занятости называются «неполное рабочее время».

Неполным рабочим временем считают сокращенную рабочую неделю, например три рабочих дня в неделю при пятидневке, или сокращенный рабочий день, например 4 часа вместо 8.

Прием сотрудника на неполный рабочий день — такая же процедура, как и обычное оформление в штат: нужно подготовить трудовой договор, издать приказ о приеме на работу, вписать информацию в трудовую книжку, если она есть, завести личную карточку.

В трудовом договоре и приказе о приеме на работу нужно указать график: например, «работает на условиях неполного рабочего времени 5 дней в неделю с понедельника по пятницу с 09:00 до 13:00».

Если сотрудник работает меньше 4 часов в день, можно не устанавливать обеденный перерыв, но об этом нужно написать в трудовом договоре.

Оклад в трудовом договоре указывают полностью — сумму, которая зафиксирована в штатном расписании. А получать работник будет только за то время, которое работал. Чтобы не было разночтений, укажите в договоре, что заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени.

В трудовой книжке писать о том, что сотрудник работает неполный рабочий день, не нужно. Запись делается так же, как и для работников на полный день.

Как оформить работника временно

Трудовые договоры бывают бессрочные и срочные.

Бессрочный договор заканчивается, когда работник принял решение уволиться или настолько плохо работает, что компания может уволить его по закону.

Срочный договор действует до определенной даты или события. Даже если сотрудник работает хорошо, работодатель может его уволить. Временных сотрудников оформляют по срочному трудовому договору.

Чтобы оформить срочный трудовой договор, должна быть весомая причина и ее нужно указать в договоре: сроки проекта, на который принят сотрудник, сезонная работа или трудоустройство на время декрета основного сотрудника.

Предлагать всем сотрудникам срочные трудовые договоры, даже если на это нет веских причин, могут ИП или компании — субъекты малого бизнеса. У них в штате должно быть не более 35 человек или до 20 в розничной торговле и сфере бытовых услуг. Главное условие — согласие работника на срочный трудовой договор. Работник имеет право отказаться от срочного договора и потребовать бессрочный — принуждать его нельзя.

По закону срочный договор можно заключить на срок до 5 лет. Если срок подошел, а вы не уволили сотрудника или он не ушел сам, договор автоматически становится бессрочным.

Временного сотрудника оформляют так же, как и постоянного: готовят трудовой договор и приказ, заполняют трудовую книжку и личную карточку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *