как пробить чек самозанятому в приложении мой налог
Самозанятость: исполнителям
Это первая часть большой статьи о самозанятости. В ней мы ответили на популярные вопросы исполнителей, например, нужно ли заключать договоры с заказчиками, можно ли совмещать с основной работой и где брать справку о самозанятости.
В чём суть самозанятости?
Чтобы понять суть самозанятости, нужно разобраться с терминами. В этой теме их три:
При этом в законе нет определения самозанятых, но по смыслу это те, кто получает доход без работодателя или бизнеса. Когда человек регистрируется как самозанятый, он как бы говорит налоговой: «Здравствуйте! Я тут иногда вяжу и продаю шарфы и хочу платить налоги, чтобы всё было легально». А налоговая ему: «Окей, спасибо, держите приложение, мы всё посчитаем сами и каждый месяц будем вам говорить, сколько нужно заплатить налогов».
Если упростить, самозанятость — это способ легализации доходов с простой регистрацией, небольшими налогами, без взносов и деклараций.
В каких регионах и до какого года можно стать самозанятым?
Самозанятость — это эксперимент правительства, и у него есть территория и сроки проведения:
Что будет с самозанятостью после 2028 года, пока неизвестно. Но в законе обещают, что в течение десяти лет эксперимента налоговые ставки для самозанятых расти не будут.
Какие ограничения?
У самозанятости есть три ограничения: годовой доход, наём сотрудников и виды деятельности.
Годовой доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн рублей. При этом ограничений по доходу в месяц нет: можно заработать 2 млн рублей в январе, а остальные 400 000 рублей в течение года, и остаться самозанятым.
Наём сотрудников. Самозанятые не могут нанимать сотрудников по трудовым договорам. Но могут нанять кого-то в помощь по договору услуг.
Виды деятельности. Самозанятость подходит не для всех видов деятельности — есть шесть запрещенных:
С доставкой чужих товаров есть исключение: можно доставлять и принимать оплату, если с собой есть касса.
Подходит ли самозанятость для сдачи квартиры в аренду?
Самозанятость подходит, если человек сдает свою квартиру в аренду на длительный срок или посуточно. В законе так и написано:
«Профессиональный доход — доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества »
Деньги за долгосрочную или посуточную аренду — это и есть доход от использования имущества. Но в другой статье этого же закона говорится, что самозанятым запрещено заниматься перепродажей имущественных прав. Это значит, что получать доход от сдачи в аренду чужих квартир нельзя. Только со своих.
Можно ли совмещать с работой по трудовому договору?
Можно быть самозанятым и работать по трудовому договору, например, днем работать бухгалтером в серьезной организации, а по вечерам подрабатывать феей на детских праздниках как самозанятый.
С дохода по трудовому договору налог будет платить работодатель — 13% НДФЛ с зарплаты, а с доходов от подработок самозанятый оплачивает налоги сам.
Но при этом нельзя формально перейти на самозанятость, а фактически продолжать ту же работу по трудовому договору — за это работодатель рискует получить штраф.
Как оформить самозанятость?
Приложение «Мой налогов» в апсторе и гугл-плее
Чтобы оформить самозанятость, нужно зарегистрироваться в налоговой. Зарегистрироваться можно через приложение «Мой налог» или в личном кабинете налогоплательщика НПД.
Через приложение «Мой налог». Нужно скачать приложение на телефон и пройти регистрацию одним из трех способов:
В приложении регистрация выглядит так:
В личном кабинете налогоплательщика НПД. Зарегистрироваться как самозанятый можно через личный кабинет налогоплательщика НПД — это можно сделать на компьютере.
Для регистрации понадобится ИНН и пароль с сайта налоговой. Нужно зайти в личный кабинет, ввести ИНН и пароль и нажать кнопку «Зарегистрироваться».
Затем поставить принять соглашение об обработке персональных данных, нажать «Далее» и «Подтвердить».
Для ИП процесс перехода на самозанятость немного отличается: нужно зарегистрироваться в приложении или личном кабинете, а затем подать в налоговую уведомление об отказе от прошлого налогового режима, например упрощенки.
А иностранцам можно?
Иностранцы тоже могут зарегистрироваться как самозанятые, но не все, а только граждане Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии.
С ИНН и паролем иностранец может зарегистрироваться как самозанятый через личный кабинет налогоплательщика или приложение «Мой налог».
Кроме ИНН, пароля и паспорта, нужен будет российский номер мобильного телефона — это тот, который начинается с «+7». Без номера зарегистрироваться не получится.
Нужно ли самозанятым оформлять договоры с заказчиками?
Самозанятым нужно оформлять договоры с заказчиками — это требование закона:
Как заключать сделки — статья 161 Гражданского кодекса
«Сделки должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:
Граждане — это и есть самозанятые. Чтобы им оказывать услуги ООО или ИП, нужно оформить письменный договор. Договор понадобится заказчику — для перевода денег с расчетного счета и подтверждения расходов, и исполнителю — для защиты от обмана.
Договор не обязательно разрабатывать с юристом, подойдет самый простой вариант — ДСА — договор-счет-акт в одном документе. Взять шаблон можно из нашей статьи.
Самый простой договор
Если же самозанятый оказывает услугу или продает что-нибудь не компании, а обычному человеку, например чинит кран соседу, договор не нужен. Закон разрешает не заключать письменные сделки между гражданами, если сумма меньше 10 000 рублей.
Нужна ли самозанятому касса?
Самозанятым не нужна касса. Они формируют и выдают чеки через приложение «Мой налог».
Исключение — если самозанятый доставляет чужие товары и принимает оплату, например подрабатывает курьером в зоомагазине. Тогда ему понадобится касса заказчика: магазин выдает свою кассу самозанятому, а тот через нее принимает оплату.
Но чтобы самозанятому принять оплату заказчика, касса не нужна.
Как и когда выдавать чеки?
Самозанятые формируют чеки в приложении «Мой налог». Чек нужно формировать в день оплаты: в день, когда клиент оплатил наличными или пришли деньги на карту, нужно зайти в приложение и нажать на кнопку «Новая продажа».
В приложении есть кнопка «Отправить», которой можно послать чек заказчику в любой мессенджер, по смс или на электронную почту. Еще чек можно распечатать, если отправить его себе, затем сохранить и вывести на принтер. Но это необязательно.
Как делать возврат и отменять чеки?
Если заказчик вернул товар, перевел больше денег, чем нужно, или в чек закралась ошибка, самозанятый может отменить чек и сделать возврат. Для этого в приложении нужно потянуть нужную продажу влево и нажать «Аннулировать».
После отмены приложение пересчитает налог так, будто этой продажи не было.
Сколько налогов платить и как?
Ставка, по которой самозанятые платят налоги, зависит от типа заказчика:
Например, если самозанятый получает 50 000 рублей от соседа за починку крана, он платит налог по ставке 4%, если от ООО «Петрушка» или ИП Петрова, по ставке 6%.
При регистрации самозанятый получает налоговый вычет — 10 000 рублей. Этим вычетом нельзя оплачивать налоги полностью, но он снижает ставку до 3% при получении оплаты от физлица и 4% — юрлиц и ИП. Вычет выдается и используется автоматически.
Чтобы заплатить налоги, самозанятому не нужно вести учет и заполнять декларации. Он лишь вбивает продажи в приложение, а всё остальное считается автоматически.
12-го-13-го числа следующего месяца приложение присылает уведомление с точной суммой налога. А заплатить нужно будет до 25-го числа.
Налог будут списывать со всех переводов на карту?
В социальных сетях и мессенджерах можно встретить страшилку: «Внимание! У самозанятых со всех поступлений на карту ФНС будет списывать налог автоматически! Срочно предупредите друзей». Это неправда.
Налог самозанятые оплачивают сами через приложение. Налоговая ничего с карт сама не списывает.
Что со взносами?
У самозанятых нет обязательных пенсионных, страховых или медицинских взносов. Но можно платить добровольные пенсионные взносы, чтобы увеличить стаж и размер пенсии. Сделать это можно через приложение «Мой налог».
Нужно зайти в раздел «Добровольное пенсионное страхование» и подать заявление.
Хоть взносы и добровольные, всё же есть правила: платить до 31 декабря текущего года и не больше максимальной суммы. Максимальная сумма считается по формуле:
Например, для Москвы расчет максимальной суммы добровольных взносов будет таким:
((8 * 20 589) * 0,22) * 12 = 434 839 рублей.
Минимальной суммы для добровольных взносов нет.
Где получить справку о самозанятости?
Справку о самозанятости можно получить в приложении «Мой налог». Нужно зайти в раздел «Прочее», затем «Справки» и нажать на кнопку «Сформировать справку о постановке».
Справка выдается в электронном виде, но приравнивается к бумажным справкам, которые дают в налоговой.
Нужно ли открывать отдельный счет в банке?
Самозанятые могут принимать оплату наличными и на обычную банковскую карту. Открывать специальный расчетный счет не нужно.
Теряют ли самозанятые пенсионеры право на индексацию пенсии?
Если пенсионер регистрируется как самозанятый и получает деньги с подработок, он не теряет прав:
Пенсионеры считаются работающими, только если их доходы подлежат обязательному пенсионному страхованию, а доходы самозанятых такому страхованию не подлежат. Поэтому самозанятые пенсионеры не считаются работающими и сохраняют право на индексацию пенсии и льготы.
Как перестать быть самозанятым?
Чтобы перестать быть самозанятым, нужно сняться с учета. Сделать это можно в приложении «Мой налог». Нужно выбрать в меню пункт «Прочее», затем «Профиль» и «Сняться с учета НПД».
Дополнительных заявлений никуда относить не нужно. Но важно заплатить те налоги, что накопились, пока человек был самозанятым, иначе налоговая насчитает пеню.
Читать в Деле
Даем кассу в рассрочку для легкого старта!
Всего от 2500р в месяц, встроенный эквайринг с комиссией от 1,35%
Как работает приложение «Мой налог» для самозанятых
ФНС запустила специальное приложение, которое позволяет тем, кто работает на себя, легализовать свою деятельность и получать доходы без риска быть оштрафованными за незаконное предпринимательство.
1 января 2019 года стартовал эксперимент по введению налогового режима для самозанятых — налога на профессиональный доход (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Пока он охватывает только четыре территории — Москву, Московскую и Калужскую области, а также Республику Татарстан. Зарегистрироваться в качестве самозанятого и легально вести бизнес можно с помощью приложения «Мой налог», оно уже доступно в GooglePlay и App Store. Также можно воспользоваться личным кабинетом «Мой налог».
Регистрация в приложении «Мой налог»
Чтобы стать официально самозанятым, нужно выбрать один из способов регистрации в приложении: по паспорту РФ или через личный кабинет, который используется для доступа на сайт nalog.ru.
Регистрация через личный кабинет физического лица
Производится с помощью ИНН и пароля. На сайте ФНС уточняется, как стать пользователем личного кабинета, если вы не используете сайт nalog.ru: нужно обратиться в любую налоговую инспекцию для получения учетной записи (на эту процедуру уйдет не более 15 минут).
Процедура состоит из четырех шагов:
Регистрация по паспорту
Процедура включает пять этапов:
Функции приложения
Мобильное приложение «Мой налог» позволяет не только зарегистрироваться с телефона. С его помощью можно легко сформировать и отправить клиенту чек, отслеживать начисление налогов, получать уведомления о сроках уплаты. Это приложение заменяет кассу и отчетность.
Как отправить чек
Для этого вам потребуется номер телефона или электронная почта покупателя. Нужно указать, какую сумму и за что вы получили, наименование товара или услуги (должно соответствовать реально оказанной услуге или проданному товару). После этого выбирается плательщик — физлицо или юрлицо (в этом случае потребуется ИНН).
На сумму в чеке автоматически начисляется налог.
Как контролировать доходы и начисления
В приложении есть возможность просмотра всех выставленных чеков за любой период и начисленных сумм налога.
При начислении налога появится напоминание о сроке уплаты — до 25 числа следующего месяца. При нарушении срока уплаты возникает задолженность, о чем налогоплательщик тоже ставится в известность с помощью уведомления.
Для удобства уплаты налога можно привязать банковскую карту к приложению. Также есть возможность платить по квитанции, то есть формировать платежный документ.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Надо ли самозанятым выдавать чеки и как их отправлять клиентам
Пилотный проект по самозанятости запустили в 2019 году, а в 2020 расширили действие на всю территорию Российской Федерации. Преподавателям, кузнецам, водителям и другим самозанятым гражданам новый налоговый режим очень понравился и его решили оставить на постоянной основе.
В новой статье поговорим о том, надо ли самозанятым гражданам выдавать клиентам чеки и как это делать. Разберём важные нюансы и поделимся советами, которые помогут сэкономить время и деньги.
Зачем выдавать чеки
До появления самозанятости в России многие жители работали нелегально. К примеру, репетиторы предоставляли услуги обучения и не платили налоги. Открывать ИП было выгодно только при больших объемах заказов. А если самозанятый параллельно работал в школе, то времени на подработку оставалось мало.
Правительство решило не устраивать налоговые проверки, а помочь людям максимально безболезненно выйти из тени и легально работать без проблем с отчётами, оплатой налогов, штрафами. Эксперимент завершился удачно и чиновники решили сделать его частью налогового законодательства.
В августе 2020 года Федеральная налоговая служба отчиталась о том, что благодаря самозанятости удалось вывести из тени 130 мрлд рублей. За всё время действия налогового эксперимента граждане заплатили более 3,5 млрд рублей налогов. В масштабах страны это не огромная цифра, но раньше деньги не доходили до бюджета.
Самозанятость создавалась с фокусом на максимальную простоту. Зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход может любой гражданин с ИНН и паспортом. Не понадобится даже авторизация на портале госуслуг, можно скачать приложение «Мой налог» и заполнить анкету в нём.
У самозанятых нет налоговой отчётности как у ИП или ООО. Они создают чеки по операциям в приложении и данные автоматически уходят в Федеральную налоговую службу после завершения отчётного периода. При желании можно даже настроить автоматическое списание налогов, если привязать к приложению банковскую карту.
В 2020 году новым самозанятым давали 10 000 рублей налогового вычета, которые можно было использовать для оплаты налога на профессиональный доход. В этом году таких привилегий не было, а неиспользованные бонусы за прошлый год аннулировали в январе 2021.
Принцип работы самозанятых с клиентами максимально простой. Предположим, что есть кузнец Иван, который изготавливает металлические изделия на заказ. К нему обращается крупная компания с большим заказом. Иван заключает договор с юридическим лицом и выписывает чек на каждый платёж.
Юридические лица рассчитываются с физическими с помощью перевода на расчётный счёт. Они могут платить только по безналу, поэтому в этом случае не обойтись без помощи банка. С физическими лицами можно сотрудничать и с помощью электронных платёжных систем.
Компания подготавливает договор, Иван подписывает и ожидает предоплату. Необходимость отчитываться перед налоговой возникает у Ивана, когда средства поступают на его счёт и он выполняет обязательства перед клиентам. Согласно действующему законодательству, самозанятый обязан сформировать чек после того, как получит деньги от клиента.
При безналичных расчётах чек надо сформировать и передать не позднее 9 числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором была проведена сделка. Если нарушить сроки, контрагент может пожаловаться в ФНС и последуют санкции.
Чек — подтверждение дохода плательщика налога на профессиональный доход. Некоторые самозанятые вносят платежи за несколько дней перед окончанием отчётного периода, но лучше делать это в день поступления средств или на следующий.
Во-первых, не придётся тратить много времени на финансовый учёт сразу. Создать чек по платежу можно за 2-3 минуты, а вот если их накопится 200-300 за месяц, на работу с приложением уйдет минимум полдня. Во-вторых, в законодательных актах чётко прописан механизм работы.
У многих самозанятых возникает много вопросов по поводу онлайн-кассы. В случае с безналичным расчётом с физическими и юридическими лицами она не нужна. Достаточно сформировать чек в приложении, отправить его контрагенту и проследить, чтобы в конце месяца в интерфейсе «Моего налога» были правильные цифры по доходу.
Одна из главных ошибок самозанятых заключается в том, что они не ведут учёт финансов в сторонних приложениях и сервисах. Надо обязательно использовать Excel, CRM или приложения для учёта финансов. На рынке очень много инструментов для решения этой задачи.
Если вести учёт ещё где-то, в конце отчётного периода можно будет сверить цифры и устранить ошибки. К примеру, если несколько клиентов отказались от услуги и им пришлось вернуть деньги, самозанятый может забыть о том, что нужно аннулировать чеки.
А если он ведёт учёт в Excel или CRM и сразу после возврата средств удалил сделку, цифры будут отличаться от данных в приложении «Мой налог». Поэтому, лишний источник информации точно не помешает и поможет защититься от проблем. Если самозанятый забудет аннулировать чек и отчётность уйдёт в налоговую, устранить ошибку будет сложнее.
Расчёт за товары и услуги самозанятые граждане должны обязательно отражать в приложении «Мой налог» потому что это единственный способ сообщить налоговой о том, сколько денег проходит через счёта.
Потенциальные самозанятые жители РФ часто спрашивают о том, надо ли создавать чеки, когда они находятся на больничном или уезжают в длительный отпуск. В этом случае работать с приложением «Мой налог» нет необходимости. Если дохода временно нет, то и чеки не нужны.
Возможно, в скором времени будут внесены изменения в законодательную базу, и самозанятых обяжут закрывать каждый месяц вручную и подтверждать, что у них не было дохода, но пока такого нет. Можно сказать, что налоговая доверяет плательщикам НПД и предоставляет им свободу действий.
Хотя системы мониторинга пристально следят за всеми самозанятыми. Поэтому не рекомендуем занижать цифры в чеках или вносить только половину поступлений в приложения. Нет сомнений, что банковские счёта всех самозанятых стоят на особом контроле.
К примеру, если самозанятый проводит через «Мой налог» 100 000 рублей в месяц, а оборот превышает 500 000 рублей, у Федеральной налоговой службы рано или поздно возникнут вопросы. Плательщиков НПД редко приглашают на сверку, но при таком развитии событий инспектор может назначить личную встречу.
Если у физического лица есть документы, чтобы подтвердить происхождение средств, проблем не будет. Например, если человек параллельно работает на компанию и получает белую зарплату, он сможет предоставить документы от работодателя.
Штрафные санкции за нарушение правил ведения отчётности
Со злостными нарушителями, которые не проводят деньги от своей профессиональной деятельности через «Мой налог», разговор короткий. Согласно действующему законодательству, если не выдать вовремя чек клиенту, последует штраф в районе 20% от суммы расчёта.
Допустим, контрагент перевёл на счёт 100 000 рублей за месяц услуг репетитора. А самозанятый не выдал ему чек и забыл в конце отчётного периода провести платёж через приложение «Мой налог». Злой умысел доказать сложно, но есть прописанная законодательная база, которая определяет порядок наказания.
С самозанятого спишут 20% от стоимости заказа. Очевидно, что никому не хочется терять пятую часть суммы. Особенно, если речь идёт о крупных платежах в рамках постоянного сотрудничества, а не разовых операциях.
За повторное нарушение налоговая служба наложит штраф в размере полной суммы расчёта. На сайте ФНС есть специальная форма для жалоб на самозанятых. Если клиент оставит обращение, вероятность получения штрафа увеличится до 100%. Поэтому лучше не затягивать с формированием чека и убедиться, что контрагент его получит.
Если на момент формирования чека в приложении «Мой налог» наблюдается технический сбой, создать его можно после завершения ремонтных работ. Обычно нормальная работа базы данных восстанавливается на следующий рабочий день. В этом случае санкций не будет.
Как правильно создавать и отправлять чеки
У самозанятых часто возникают проблемы с чеками, хотя процесс их создания максимально простой. Понадобится информация от контрагента и несколько минут на заполнение формы. Технические неполадки возникают редко, поэтому в большинстве случаев проблем не будет.
Процесс формирования чека:
Если самозанятый получает деньги от иностранных заказчиков на валютный счёт, надо переводить сумму в долларах, евро или другой валюте в рубли по курсу ЦБ РФ на день поступления. К примеру, если заказчик перевёл 100 долларов 22 апреля, а самозанятый выписал чек только 30 апреля, сумму надо пересчитать по курсу недельной давности.
Самозанятые, которые выполняют услуги на дому или посещают клиентов, могут печатать бумажные чеки самостоятельно. Для этого подойдет любой Bluetooth-принтер. Если печатающего устройства с собой нет, покажите клиенту QR-код из чека и он сможет получить электронную версию документа.
Передать чек контрагенту можно несколькими способами:
В законодательных актах указано, что плательщик НПД должен передать чек клиенту, но проверить факт доставки не получится. Например, если отправить файл в мессенджере, собеседник может не заходить в диалог месяцами. Тогда получается, что документ он не видел.
Представители налоговой давали разъяснения по этому поводу и объяснили, что плательщикам НПД не о чем переживать. Им надо отправить чек клиенту любым доступным способом и на этом обязанности перед контрагентом считаются выполненными.
Сформировать чек можно в приложении «Мой налог» или партнёрских сервисах от Сбербанка и других крупных IT-компаний. Например, самозанятые клиенты банка Тинькофф могут использовать личный кабинет для формирования чеков. Они автоматически передаются в налоговую.
Что касается вычета расходов, то у самозанятых в этом плане нет преимуществ. Платить 4% или 6% надо с оборота, который и считается доходом. Например, если на закупку материалов для создания украшений тратите 20 тысяч рублей, а зарабатываете 60 тысяч в месяц, вычесть расходы не получится.
Чек создаётся на всю сумму, которую клиент перевёл на счёт в банке или кошелёк электронной платёжной системы. Расходы самозанятого могут составлять хоть 50% от дохода, но это не повлияет на расчёт налогов.
Процесс создания чека в приложении «Мой налог»:
Если предоставляете услуги или продаёте товары физическому лицу, количество заполненных полей будет минимальным. В случае с юрлицами понадобятся дополнительные данные: ИНН и наименование компании.
Обязательные реквизиты в чеке:
Если самозанятый совмещает ИП и самозанятость, ему не надо использовать онлайн-кассу для операций, которые он проводит в статусе плательщика НПД. При предоставлении услуги для клиентов как ИП обязанность использовать контрольно-кассовую технику остаётся.
При совмещении ИП с самозанятостью можно оставить кассу или продать, но перед этим снять с учёта в налоговой. При выборе второго варианта убедитесь, что данные с онлайн-кассы были переданы налоговой службе и будут храниться минимум 5 лет с момента снятия оборудования с регистрации.
В работе с чеками нет ничего сложного. У новых самозанятых могут возникать технические заминки, но с опытом процесс формирования платёжных документов будет происходит практически в автоматическом режиме.
При необходимости можно настроить интеграцию с приложением «Мой налог» через сторонние сервисы и сделать так, чтобы данные передавались в базу без ручного вмешательства. На рынке есть решения, которые частично закрывают задачу, но никто не мешает создать свои инструменты с помощью программистов.
Как аннулировать чек
Иногда возникает необходимость отозвать чек, если клиент отказывается от товара или услуги. В этом нет ничего сложного, но важно не забыть сделать операцию вовремя, чтобы не пришлось платить лишние налоги.
Чек можно отозвать, если при формировании чека была допущена ошибка или клиент через несколько дней сообщил, что хочет вернуть товар. В интересах самозанятого аннулировать платёжный документ как можно скорее.
Налоги для плательщиков НПД начисляются в 10-12 числах месяца, поэтому надо решить проблему заранее. Если уже получили уведомление о сумме начисленных налогов, придётся потратить лишнее время на передачу информации в Федеральную налоговую службу.
Инструкция по аннуляции чека:
Если передаёте чеки в ФНС через сторонние сервисы, процесс аннуляции чека будет осуществляться иначе. Например, в сервисе Тинькофф надо нажать кнопку «Отозвать доход» и указать причину.
Самозанятые не подают отчёты в налоговую, но это не значит, что им не нужно хранить документацию. Если плательщик НПД сотрудничает с юридическими лицами, договоры, платежи и другие документы надо хранить минимум 5 лет. Налоговая служба может запросить документацию по юрлицам в любой момент.
Самозанятость — максимально простой путь к «белому» доходу и вытекающим отсюда привилегиям. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД можно за пару минут, а формирование чека выполняется в несколько нажатий.