как продлить срок уплаты налога по требованию
Как продлить срок уплаты налога по требованию
(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, определяемая в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 настоящей статьи.
(пп. 7 введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 323-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 240-ФЗ, от 14.11.2017 N 323-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ, от 14.11.2017 N 323-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.
В случае, если рассрочка по уплате налога предоставлена по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период рассрочки, если иное не предусмотрено правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:
(см. текст в предыдущей редакции)
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств (драгоценных металлов) за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) справки банков об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на всех счетах этого лица в банках;
(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в абз. 1 п. 5.1 ст. 64 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
С 01.01.2022 в абз. 3 п. 5.1 ст. 64 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.
Наличие указанного в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления рассрочки по уплате налога устанавливается уполномоченным органом в случае, если сумма поступлений денежных средств на счета заинтересованного лица в банках за трехмесячный период, предшествующий подаче заявления о предоставлении рассрочки, меньше суммы краткосрочных обязательств заинтересованного лица (с учетом подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов), уменьшенной на величину доходов будущих периодов, по сведениям представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, при соблюдении предусмотренных настоящим пунктом условий.
(абзац введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 323-ФЗ)
Рассрочка по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в срок, указанный в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, направленном заинтересованному лицу в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса, если имеется возможность уплаты заинтересованным лицом этого налога в течение срока, на который предоставляется рассрочка, и если заинтересованное лицо одновременно удовлетворяет следующим условиям:
(абзац введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 323-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
со дня создания организации, регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до дня подачи в уполномоченный орган заявления о предоставлении рассрочки по уплате налога прошло не менее одного года;
(абзац введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 323-ФЗ)
в отношении организации, физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
(абзац введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 323-ФЗ)
организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
(абзац введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 323-ФЗ)
решение налогового органа по результатам налоговой проверки, в соответствии с которым подлежит уплате в бюджетную систему Российской Федерации сумма налога, указанная в заявлении заинтересованного лица о предоставлении рассрочки по уплате налога, не обжалуется в соответствии с главой 19 настоящего Кодекса на момент подачи такого заявления. При этом решение о предоставлении рассрочки по уплате налога подлежит отмене в случае, если после его вынесения заинтересованное лицо обжаловало решение налогового органа по результатам налоговой проверки, в соответствии с которым подлежит уплате сумма налога, указанная в решении о предоставлении рассрочки по уплате налога.
(абзац введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 323-ФЗ)
Рассрочка по уплате налога в пределах срока, установленного абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, может быть предоставлена заинтересованному лицу на срок, не превышающий:
(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
5.2. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.3. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 14.11.2017 N 323-ФЗ, от 01.04.2020 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При обращении заинтересованного лица с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налога указанным лицом представляется банковская гарантия, отвечающая требованиям, установленным статьей 74.1 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 323-ФЗ)
Не позднее трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства об уплате налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, суммы налога, указанной в решении о предоставлении рассрочки по уплате налога, налоговый орган обязан уведомить банк, выдавший банковскую гарантию, об освобождении (частичном освобождении) банка от обязательств по этой банковской гарантии.
(абзац введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 323-ФЗ)
(п. 5.3 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
5.4. При обращении в уполномоченный орган физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога представление документов, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи, не требуется.
(п. 5.4 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 240-ФЗ)
6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 01.04.2020 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 01.04.2020 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 п. 12 ст. 64 дополняется абзацем (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
ФНС России рассказала, как получить рассрочку или отсрочку по уплате налогов
tarik_vision / Depositphotos.com |
Правительством РФ был принят ряд мер по поддержки организациям и предпринимателям в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409). Одной из них был перенос срока уплаты и упрощенные механизмы отсрочки (рассрочки) для организаций и предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Напомним, что перечень таких отраслей (сфер деятельности) утвержден постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434.
Помимо этого, получить отсрочку или рассрочку можно и другим организациям, не попадающим под применение вышеуказанной меры поддержки. Такая возможность предусмотрена налоговым законодательством, которое также определяет сроки ее предоставления и условия, необходимые для ее получения (ст. 64 Налогового кодекса). Так, предусмотрено, что отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка), при наличии хотя бы одного из оснований.
Для получения отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо должно подать заявление, с указанием оснований и приложением подтверждающих документов, в УФНС по месту своего нахождения (жительства) (п. 2 ст. 64 НК РФ, приказ ФНС России от 16 декабря 2016 г. № ММВ-7-8/683@).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Налоговая служба обращает внимание, что обязательным условием для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов является представление обеспечения в форме залога, поручительства или банковской гарантии (письмо ФНС России от 30 июня 2020 г. № КЧ-4-8/10578@).
В каких случаях можно получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов?
Автор: Тимофеева Л. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Глава 9 НК РФ допускает возможность и устанавливает порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа. Под этим изменением понимается перенос установленного срока уплаты, в том числе ненаступившего, на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме инвестиционного налогового кредита, отсрочки, рассрочки (п. 1, 3, 4 ст. 61 НК РФ).
Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки
Основания для предоставления
Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов регулируются ст. 64 НК РФ.
Отсрочка (рассрочка) предоставляется (если иное не предусмотрено указанной статьей):
по общему правилу – на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности;
в отношении федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов – на срок более одного года, но не превышающий трех лет по решению Правительства РФ.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена предприятию, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка. При этом должно быть хотя бы одно из оснований, поименованных в п. 2 ст. 64 НК РФ:
причинение предприятию ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (пп. 1);
задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа (пп. 2);
угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) предприятия в случае единовременной уплаты им налога (пп. 3);
производство и (или) реализация предприятием товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер (пп. 5);
наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, установленных таможенным законодательством (пп. 6);
невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного требования об их уплате (пп. 7).
Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов (п. 12 ст. 64 НК РФ).
Согласно п. 2.1 ст. 64 НК РФ при наличии оснований, указанных в пп. 1, 3, 5, 6 п. 2 данной статьи, отсрочка (рассрочка) по уплате налога, а при наличии основания, названного в пп. 7, рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов. Как видите, ограничение не применяется, если предприятие планирует получить отсрочку (рассрочку) по причине недополучения бюджетного финансирования или неоплаты выполненного государственного (муниципального) заказа, предусмотренного пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ.
Обратите внимание: отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам п. 3 ст. 64 НК РФ.
Документы, представляемые для получения отсрочки (рассрочки)
Для получения отсрочки (рассрочки) предприятие подает в уполномоченный орган, во-первых, заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, во-вторых, документы, перечисленные в п. 5 ст. 64 НК РФ:
справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств (драгоценных металлов) за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
справки банков об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на всех счетах в банках;
перечень контрагентов – дебиторов предприятия с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами-дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
обязательство предприятия, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в п. 5.1 ст. 64 НК РФ. Рассмотрим далее эти документы для каждого основания получения отсрочки (рассрочки).
В случае причинения ущерба в результате стихийного бедствия к списку документов прилагаются:
заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением;
акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленный органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В случае задержки финансирования из бюджета либо задержки оплаты выполненного госзаказа к заявлению прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.
Наличие основания, указанного в пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ (возникновение угрозы банкротства предприятия в случае единовременной выплаты им налога), устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС, в соответствии с методикой, утверждаемой Минэкономразвития (см. Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382).
В случае, когда производство носит сезонный характер, к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) прилагается составленный предприятием документ, подтверждающий, что в общем доходе организации от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в Перечень сезонных отраслей, составляет не менее 50% (Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382).
При этом в НК РФ не указано, какой документ должен подтвердить осуществление сезонной деятельности. Минфин в Письме от 02.03.2010 № 03-02-07/1-87 отмечает, что сезонный характер деятельности налогоплательщик может подтвердить самостоятельно, без обращения в иные государственные органы, на основании документов, подтверждающих осуществление соответствующей деятельности. Например, в Письме от 14.01.2019 № 03-02-07/1/941 налогоплательщику, осуществляющему деятельность, связанную с речными и морскими перевозками, Минфин рекомендует представить уполномоченному органу документы, подтверждающие выполнение речных и (или) морских перевозок пассажиров и грузов, погрузочно-разгрузочные работы в районах с ограниченными сроками навигации, а также документы, подтверждающие долю дохода от деятельности указанного общества, носящей сезонный характер работ, в размере не менее 50% общего дохода организации от реализации товаров (работ, услуг).
Условия получения рассрочки по налогам, начисленным по результатам налоговой проверки
Еще одним основанием для получения рассрочки является основание, названное в пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, – невозможность единовременной уплаты доначислений по результатам налоговой проверки до истечения срока исполнения требования об их уплате.
Рассрочка предоставляется, если имеется возможность уплаты предприятием этого налога в течение срока, на который предоставляется рассрочка, и если одновременно выполнены следующие условия:
со дня создания предприятия до дня подачи заявления о предоставлении рассрочки по уплате налога прошло не менее одного года;
в отношении предприятия не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
предприятие не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
решение налогового органа по результатам налоговой проверки не обжалуется на момент подачи заявления о рассрочке.
Согласно п. 5.1 ст. 64 НК РФ рассрочка по уплате налога в пределах срока, установленного абз. 2 п. 1 ст. 64 НК РФ (более одного года, но не более трех лет), по основанию, указанному в пп. 7 п. 2 данной статьи, может быть предоставлена заинтересованному лицу на срок, не превышающий:
один год, – при сумме налогов, сборов, страховых взносов, пеней и (или) штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, составляющей менее 30% по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения налогового органа по результатам такой проверки (абз. 15 п. 5.1);
три года, – при сумме налогов, сборов, страховых взносов, пеней и (или) штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, составляющей 30% и более по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам такой проверки (абз. 16 п. 5.1).
Согласно п. 1.1 ст. 63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов по основанию, предусмотренному пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, являются:
при наличии условий, установленных абз. 15 п. 5.1 ст. 64 НК РФ, – налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица;
при наличии условий, установленных абз. 16 п. 5.1 ст. 64 НК РФ, – ФНС.
Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки)
Порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафа налоговыми органами (далее – Порядок) утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.
Согласно п. 16 Порядка решения об изменении сроков уплаты принимает ФНС в отношении федеральных налогов и сборов, пеней и штрафов:
в части, зачисляемой в федеральный бюджет, – в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий трех лет;
в части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, – в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий один год, а также в форме инвестиционного налогового кредита (за исключением налога на прибыль по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ).
Если по бюджетному законодательству РФ федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов изменяются на основании решений ФНС; в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, – по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований.
При изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов, пеней и штрафов, по основанию, предусмотренному пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, положения настоящего пункта применяются с учетом особенностей, установленных п. 17.1 Порядка.
Обратите внимание: согласно п. 6 и 10 ст. 64 НК РФ решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (или об отказе в ее предоставлении) принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления. Копия решения направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения предприятию и в налоговый орган по месту его учета.
По ходатайству предприятия уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления) приостановлении уплаты суммы задолженности. Копия такого решения представляется в налоговый орган по месту учета предприятия в пятидневный срок со дня принятия решения.
Начисление процентов за пользование отсрочкой (рассрочкой)
Согласно п. 4 ст. 64 НК РФ, если отсрочка (рассрочка) предоставлена по основаниям, указанным в пп. 3 и 5 п. 2 этой статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период отсрочки или рассрочки. В заявлении о ее предоставлении предприятие принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности (п. 5.2 ст. 64 НК РФ).
Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в пп. 1 (нанесение ущерба при чрезвычайной ситуации) и 2 п. 2 ст. 64 НК РФ (задержка бюджетного финансирования), на сумму задолженности проценты не начисляются.
В случае, если рассрочка по уплате налога предоставлена по основанию, названному в пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ (невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки), на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период рассрочки.
К сведению: за предоставление отсрочки или рассрочки по налогу налогоплательщик уплачивает проценты, рассчитываемые на сумму задолженности по налогу в соответствии с установленным НК РФ порядком. При этом у налогоплательщика формируется долговое обязательство по уплате суммы налога с учетом предоставленной рассрочки (отсрочки).
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, включаются в состав внереализационных расходов с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ.
При этом п. 8 ст. 272 НК РФ гласит, что по договорам займа или иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, в целях налогообложения прибыли расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) таких выплат, предусмотренных договором.
По мнению Минфина, суммы процентов, уплачиваемые налогоплательщиком в связи с предоставлением ему рассрочки по уплате налога на основании ст. 64 НК РФ, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов на основании пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода (см. Письмо от 09.02.2021 № 03-03-06/1/8227).