как прописать аванс в счете на оплату

Как прописать условия оплаты в договоре

Порядок оплаты по договору — это установленный сторонами в контракте способ расчета за выполненные обязательства.

Одной из основных частей контракта является порядок расчетов по договору, в этом вопросе важно достичь компромисса, учитывающего интересы обеих сторон. Недостаточно знать, что договор будет исполнен, для эффективного ведения бизнеса имеет большое значение, когда и каким образом.

Формы и способы: возможные варианты

Варианты расчета за выполненные обязательства предусмотрены в ГК РФ различные. Выбор конкретного способа зависит от волеизъявления сторон, вида заключаемого контракта, требований законодательства по нему. По общему правилу ст. 424 ГК РФ цена может быть и не установлена в соглашении, в этом случае она определяется по правоприменительной практике. Для некоторых видов контрактов существенным условием (без которого договор признается незаключенным) является сам порядок расчетов. Таковым является очень распространенное в бизнесе соглашение о поставке товаров.

В соответствии с ГК РФ и деловыми обычаями какие бывают формы оплаты по договору:

Варианты, как прописать сроки оплаты в договоре:

Несколько примеров, как прописать в договоре порядок оплаты (формулировки):

Чтобы выбрать подходящий способ и правильно составить формулировку, рекомендуется рассмотреть все варианты и учесть практику правоприменения. Например, для безналичного перечисления существует несколько способов (инкассо, аккредитив, чеки, электронные средства платежа), их конкретно указывают в контракте с реквизитами во избежание разногласий. Чаще всего используются переводы на расчетный счет по платежным поручениям. О смене реквизитов сразу уведомляют контрагента.

Как прописать расчет по факту

Расчет за выполненную работу, оплата товара по договору поставки по факту закладываются в контракт на практике не часто, этот вариант несет большие риски для исполнителя.

В соглашении рекомендуется прописать следующие моменты.

Конкретный срок расчета. Необязательно дату, допускается привязать срок к неизбежному событию (принятие работ, услуг, заключение соглашения).

Заказчик обязуется произвести оплату не позднее 10 календарных дней с момента подписания акта приемки оказанных услуг.

Пени и штрафные санкции за просрочку. Обычно закладывается процент за каждый день, размер должен соответствовать практике, в противном случае может быть снижен в суде. Заказчику этот пункт включать невыгодно.

Как оговорить аванс

Это самый распространенный способ согласования порядка расчета. Заключить договор на оплату до получения товара (услуги, работы) частично одинаково выгодно как заказчику (продавцу), так и исполнителю (покупателю). Риски остаются, но минимизируются для обеих сторон.

Исходя из судебной практики, во избежание споров рекомендуется в контракте оговорить следующие условия:

Срок с указанием конкретной даты или определенного периода, события (чаще всего, заключения соглашения).

Заказчик обязуется внести аванс 20.08.2020 г.

Заказчик обязан внести аванс не позднее 7 календарных дней дней с момента подписания настоящего контракта.

Размер

Заказчик обязуется произвести расчет за работы в следующие сроки: в срок до 20.08.2020 г. — 50% цены по контракту; в срок не позднее 7 календарных дней с момента подписания акта приемки — оставшиеся 50%.

Допускается ссылка на график платежей, который содержится в приложении. В этом случае в контракте обязательно надо прописать, что приложение является его неотъемлемой частью, само приложение подписать сторонами и подшить ко всем экземплярам.

Как прописать оплату наличными

Сейчас наличный расчет в договоре используется крайне редко, безналичный гораздо проще и эффективнее. Для наличных расчетов юрлиц и ИП существует лимит — не более 100 000 рублей, по указанию ЦБ РФ. При определении этого способа в соглашении прописывается конкретный адрес, где осуществляются платежи наличными в кассу.

Как указать условие об использовании иностранной валюты

В России оплата по договору производится только с использованием национальной валюты (ст. 317 ГК РФ). Допускается привязка цены контракта к иностранной валюте (доллар, евро), но оплата должна производиться исключительно рублями. Например, допустимо прописать этот порядок следующим образом:

Покупатель должен заплатить Продавцу за товары сумму в рублях, эквивалентную 10 000 долларам США (в том числе НДС — 20%), по курсу Центробанка РФ на момент оплаты, то есть составления платежного поручения на списания средств со счета Покупателя.

То есть необходима ссылка на порядок определения этого момента (вторая сторона вправе посчитать моментом расчета дату поступления средств на собственный счет.

В итоге, как прописать условия оплаты в договоре, решают стороны. Основная рекомендация специалистов — прописывать способы расчетов максимально точно и четко, с указанием дат, сроков и способов их определения.

Источник

Cчет на предоплату: как оформить и выставить

Счет на предоплату — это документ, содержащий сведения о товарах (услугах), подлежащих оплате, и платежные реквизиты получателя денежных средств. Он может выступать как договор, а может быть приложением к контракту, ранее заключенному сторонами сделки.

Обязательные реквизиты счета на оплату

Хотя документ активно используется в деловом документообороте, законодательно не утверждена его форма и не регламентированы его обязательные реквизиты. Связано это с тем, что документ не является первичным учетным и выставляется либо как дополнение к договорным обязательствам, либо сам является договором. Порядок, как выставить счет на предоплату, и применяемая форма разрабатывается и устанавливается организацией самостоятельно.

Как выставить счет на предоплату к договору

Если в заключенном сторонами сделки контракте прописаны сроки, сумма и платежные реквизиты, выставлять отдельный документ на предоплату нет необходимости. Но поскольку документ удобен в документообороте, условия о его выставлении часто включают в контракт. Если он выставляется к уже заключенному контракту, пропишите в нем:

Когда счет-оферта на предоплату является договором

Гражданское законодательство допускает применение счета в качестве договора, но при соблюдении определенных требований (пункт 2 статьи 432, статьи 435 и 438 ГК РФ):

Существенными условиями любого договора являются предмет сделки, условия для определенных видов сделок, прописанные в законодательно-правовых актах, договоренности, которые необходимо согласовать по заявлению одной из сторон (пункт 1 статьи 432 ГК РФ). Таким образом, для разного вида договорных обязательств существенные условия могут быть разными. Выставляя счет-оферту, кроме реквизитов, прописанных выше, необходимо корректно прописать существенные условия сделки:

Обязательно пропишите условия сделки, которые являются важными: сроки и порядок поставки, порядок и сроки акцепта.

Источник

Счёт на оплату. Бланк и образец заполнения

Счёт на оплату – документ, который используют в своей работе абсолютно все предприниматели, независимо от того, на каком уровне они работают и к какой сфере бизнеса относятся. Как правило, счёт на оплату выписывается после заключения между сторонами письменного договора, как дополнение к нему, но иногда он может быть выписан и как самостоятельный документ.

Именно счёт на оплату дает основание покупателю товара или потребителю услуги оплатить их. Счёт может быть выписан как на предоплату, так и на оплату постфактум.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

Обязателен ли счёт?

Законодательство РФ не регламентирует обязательное использование счёта в хозяйственной документации, оплату можно производить и просто на условиях соглашения. Однако, закон называет непременным условием любой сделки заключение договора. Счёт не существует отдельно от договора, это документ, сопровождающий сделку. Он представляет собой как бы предварительную договоренность об оплате по назначенным продавцом условиям – цене, которую должен оплатить покупатель товара или услуги.

Счёт делает расчеты гораздо более определенными, поэтому предприниматели предпочитают использовать его, даже если это условие не оговорено в условиях контракта.

ВАЖНО! Поскольку требование счёта не является законодательно обязательным, он не относится к бухгалтерским отчетным документам, а служит для внутреннего использования.

Когда счёт безоговорочно необходим?

В законодательстве прописаны моменты, когда выставление счёта является обязательным сопровождением сделки:

Итак, счёт на оплату не является обязательным документом, ровно как и подотчетным бухгалтерским. Он никак не может влиять на движение финансовых средств, он может быть в любой момент приостановлен или не оплачен – такие явления встречаются довольно часто и не имеют никаких правовых последствий.
Тем не менее, этот документ имеет равное значение для участников сделки, так как позволяет им заключить своего рода предварительное соглашение о перечислении денежных средств.

Кто выписывает счёта на оплату

Счёт на оплату всегда выписывает сотрудник бухгалтерского отдела. После того, как форма будет заполнена, документ передается руководителю организации, который удостоверяет его своей подписью. Ставить печать на документе не обязательно, так как ИП-шники и юридические лица (с 2016 года) имеют право не использовать печать.

Оформляется счёт на оплату в двух экземплярах, один из которых отправляется потребителю услуги или покупателю, второй – остается у организации, его выписавшей. Заполнить счёт можно как на обычном листе А4 формата, так и на фирменном бланке организации. Второй вариант удобнее, так как не нужно каждый раз вносить сведения о предприятии.

Данный документ не имеет унифицированного образца, поэтому организации и индивидуальные предприниматели вправе разрабатывать и использовать собственный шаблон или выписывать счёт на оплату в свободной форме. Как правило, у давно работающих организаций и ИП форма бланка стандартна, меняются только данные о получателе счёта, наименовании товара или услуги, а также сумма и дата. Иногда организации дополнительно в счёте указывают условия поставки и оплаты (например, процент или сумму предоплаты), срок действия счёта и прочую информацию.

Если в документе при оформлении допускаются какие-либо ошибки, их лучше не исправлять, а выписать счёт заново.

Следует помнить о том, что в некоторых случаях, при решении разногласий между сторонами в судебном порядке, счёт на оплату является документом юридической силы и может быть представлен в суде.

Как отправлять счёта на оплату

Сам счёт выставляем электронно. Один бумажный экземпляр оставляем у себя, другой можно отправить контрагенту обычным письмом.

Чаще всего счёт заполняется в электронном виде и отправляется получателю через электронную почту. Но опытные бухгалтеры всегда распечатывают документ на бумажном носителе, и один «живой» подписанный экземпляр отправляют контрагенту через обычное почтовое сообщение, а второй хранят у себя, подшивая в папку, обычно именуемую «счёта».

Инструкция по оформлению счёта на оплату

С точки зрения делопроизводства, данный документ не должен вызвать особых сложностей при разработке и заполнении.

В верхней части документа указывается информация о получателе денежных средств. Здесь нужно указать

Далее посередине строки пишется название документа, его номер по внутреннему документообороту, а также дата создания.

Затем указывается плательщик по счёту (он же грузополучатель): тут достаточно указать только название компании, получившей товар или услуги.

Следующая часть документа касается непосредственно оказанных услуг или проданного товара, а также их стоимости. Оформить эти сведения можно как простым списочным перечислением, так и в виде таблицы. Второй вариант предпочтительнее, так как он позволяет избежать путаницы и делает счёт максимально понятным.

В первый столбец таблицы оказанных услуг или проданного товара нужно внести порядковый номер товара или услуги в данном документе.
Во втором столбце – наименование услуги или продукции (без сокращений, ёмко и чётко).
В третьем и четвёртом столбце необходимо указать единицу измерения (штуки, килограммы, литры и т.д.) и количество.
В пятый столбец нужно поставить цену за одну единицу измерения, а в последний – общую стоимость.

Если предприятие работает по системе НДС, то это нужно указать и выделить его в счёте. Если без НДС – эту строку можно просто пропустить. Затем справа ниже указывается полная стоимость всех товаров или услуг, а под таблицей эта сумма вписывается прописью.

как прописать аванс в счете на оплату. Смотреть фото как прописать аванс в счете на оплату. Смотреть картинку как прописать аванс в счете на оплату. Картинка про как прописать аванс в счете на оплату. Фото как прописать аванс в счете на оплату

В завершение документ должен подписать главный бухгалтер организации и руководитель.

Счёт-фактура для плательщиков НДС

Юрлица и другие плательщики НДС применяют счёт-фактуру: ответственный финансовый документ, который выставляется не предварительно, а по факту выполненных работ, предоставленных услуг или отгруженных товаров. Он нужен уже не для ускорения оплаты, а для подтверждения того, что сборы по акцизам и НДС уплачены в полном объеме, для того, чтобы можно было удержать НДС с плательщика (покупателя). Этот документ имеет установленную форму, в нем также могут содержаться сведения о происхождении товара, а если он импортный, то и номер таможенной декларации на него.

Счёт-фактуру оформляют в двух экземплярах.

Элементы счёта

Определенной формы для составления счёта не предусмотрено, но есть обязательные составляющие, которые в нем обязаны содержаться.

К СВЕДЕНИЮ! Печать на счёте, по последним законодательным требованиям, не обязательна.

За товар или за услугу?

Счёт может выставляться в качестве договоренности об оплате за поставляемый товар или предоставляемую услугу, а также за выполняемый вид работ. Разница состоит в графе «Назначение платежа», которую содержит счёт.

Для расчёта за товар данная графа должна содержать перечень всех видов отпускаемого товара, а также единицы, в которых он измеряется (штуки, литры, килограммы, метры, рубли и др.). Обязательно нужно указать количество товара и сумму за них (отдельно без НДС, если он есть, и полную сумму).

При оплате услуг в «Назначении платежа» нужно указать вид услуги или выполняемой работы. Не забудьте отметить необходимое количество, а также сумму с НДС и без.

СПРАВКА! Если предприниматель не хочет, он может не расшифровывать все виды поставок полностью, указав лишь номер договора, по которому осуществляется сделка. Однако, все равно эта информация должна быть подробно отражена в товарно-транспортной накладной или в смете. Поэтому в интересах предпринимателя указать в счёте полный перечень оплачиваемых товаров или услуг.

Не допускайте ошибок!

Рассмотрим наиболее распространенные неточности, которые предприниматели могут допустить при оформлении счёта.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если организация-составитель счёта заметила ошибку, она вправе исправить её в тексте счёта. Для этого неправильно записанный показатель зачёркивается, и вместо него ставится правильный. Внесённое изменение заверяется руководительской подписью, при необходимости – печатью, и отмечается дата, когда это было сделано. Другие организации вносить исправления в счёт не уполномочены.

Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

Источник

Как прописать порядок оплаты в договоре

Порядок оплаты по договору — это условие об определении способа внесения платежей за поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ или передачу иных прав. Например, аванс, предоплата, расчет постфактум или рассрочка.

Распространенные варианты платежей по сделке

Одно из ключевых условий контракта — это порядок расчетов по договору, для которого стороны обязаны согласовать, как и каким образом производятся платежи и расчеты за отгрузку продукции, выполнение работ или услуг.

как прописать аванс в счете на оплату. Смотреть фото как прописать аванс в счете на оплату. Смотреть картинку как прописать аванс в счете на оплату. Картинка про как прописать аванс в счете на оплату. Фото как прописать аванс в счете на оплату

Партнеры договариваются о форме, валюте, сроках и периодичности внесения платы по контракту. К примеру, самая распространенная форма — это безналичные расчеты платежными поручениями. Срок внесения оплаты устанавливается в индивидуальном порядке. Большая часть платежей осуществляется в российских рублях.

Вариантов расчетов между контрагентами несколько. Напомним, какие бывают формы оплаты по договору в 2020 году:

Сторонам важно учитывать особенности и правила, как прописать условия оплаты в договоре, неверная формулировка или спорная трактовка приведет к дополнительным рискам по образованию задолженностей.

Оплата постфактум: примеры правильных формулировок

Для согласования условий оплаты по факту стороны обязаны определить срок, в который заказчик перечисляет денежные средства в пользу исполнителя. Порядок, как прописать сроки оплаты в договоре, стандартный. Это, например, конкретная календарная дата или же период времени.

Постоплата, или «товар в кредит» предполагает, что поставка находится в залоге у продавца (поставщика) до полной его уплаты (п. 5 ст. 488 ГК РФ). Покупатель не вправе распоряжаться товарами без согласия продавца. Но в контракте допустимо прописать условие об отмене залога (п. 2 ст. 346 ГК РФ).

Пример, как прописать в договоре порядок оплаты постфактум:

Покупатель обязан оплатить товар в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения товара.

Сумма, подлежащая уплате, является коммерческим кредитом для покупателя. Покупатель уплачивает поставщику проценты от цены товара в размере 9% годовых за каждый день с момента поставки товара до его полной оплаты покупателем. Проценты уплачиваются единовременно вместе с оплатой товара.

Товар, передаваемый по договору, не считается находящимся в залоге у поставщика.

В некоторых случаях отсрочка оплаты регламентируется нормативными актами. Например, это предусмотрено для поставки отдельных продовольственных товаров с ограниченным сроком годности.

Аванс или предоплата: оформляем сделку

При авансовой или предоплатной системе расчетов составляется договор на оплату до получения товара или выполнения работ (услуг). Стороны согласуют важные условия в следующем порядке:

Пример формулировки предоплаты в контракте:

Срок поставки продукции — 08.02.2020. Покупатель обязан оплатить поставку путем внесения аванса в размере 100% стоимости товара в срок до 05.02.2020.

Пример формулировки для соглашения, когда аванс выдан как коммерческий кредит:

С момента получения аванса до момента передачи товара поставщик уплачивает покупателю проценты за пользование коммерческим кредитом в размере 0,03 (ноль целых три сотых) процента от суммы аванса в день. Проценты за весь период уплачиваются единовременно, в течение 3 (трех) рабочих дней после передачи товара.

Как указать условие о плате наличными

Когда способ уплаты по сделке определен, сторонам необходимо уточнить форму расчета. Контрагенты вправе выбрать один из трех форматов:

При выборе наличной формы расчетов существует важное ограничение. Организации и предприниматели не вправе производить оплату наличными в рамках одного договора свыше установленного лимита в 100 000 рублей (п. 4 Указаний Банка России от 09.12.2019 №5348-У). В противном случае компанию или ИП привлекут к ответственности за нарушение правил ведения кассовой дисциплины.

Как прописать порядок оплаты в валюте

Если оплата по договору производится в иностранной валюте, то это условие следует тоже включить в контракт. Необходимо указать наименование иностранной валюты, стоимость договора и порядок внесения платежей. Например, для расчетов в инвалюте сторонам придется открыть новые расчетные счета в банке.

Контракт без ошибок

Специальный конструктор договоров от КонсультантПлюс поможет составить любое коммерческое соглашение без ошибок. Отвечайте на простые вопросы системы, чтобы определить ключевые условия сделки.

как прописать аванс в счете на оплату. Смотреть фото как прописать аванс в счете на оплату. Смотреть картинку как прописать аванс в счете на оплату. Картинка про как прописать аванс в счете на оплату. Фото как прописать аванс в счете на оплату

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Источник

Счет‑фактура на аванс: как его правильно составить и зарегистрировать

как прописать аванс в счете на оплату. Смотреть фото как прописать аванс в счете на оплату. Смотреть картинку как прописать аванс в счете на оплату. Картинка про как прописать аванс в счете на оплату. Фото как прописать аванс в счете на оплату

Данный материал — своеобразная памятка для бухгалтеров, которые оформляют связанные с НДС документы по предоплате. В статье приведены правила оформления «авансового» счета-фактуры, его регистрации в книге продаж и книге покупок, а также своевременного начисления и вычета НДС. Материал предназначен как для поставщиков, так и для покупателей.

Когда выставлять и регистрировать счет-фактуру на аванс

Какие действия должны совершить стороны сделки, если покупатель перечисляет поставщику предоплату? В главе 21 Налогового кодекса предусмотрен следующий алгоритм.

Перечисление аванса

Получив предоплату (аванс), поставщик в течение 5-ти календарных дней выставляет покупателю счет-фактуру на аванс с выделенной суммой НДС (п. 3 ст. 168 НК РФ). Поставщик регистрирует данный счет-фактуру в книге продаж, а покупатель — в книге покупок.

НДС, выделенный в «авансовом» счете-фактуре, поставщик обязан перечислить в бюджет, а покупатель вправе предъявить к вычету (п. 9 ст. 172 НК РФ).

Отгрузка товара в счет полученной ранее предоплаты

В момент отгрузки стороны сделки еще раз регистрируют «авансовый» счет-фактуру. На этот раз поставщик делает запись в книге покупок, а покупатель — в книге продаж.

НДС, выделенный в «авансовом» счете-фактуре, поставщик может принять к вычету (п. 6 ст. 172 НК РФ). Покупатель в свою очередь обязан восстановить принятый ранее вычет (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ) и заплатить налог в бюджет.

Когда «авансовый» счет-фактура не выставляется

Есть случаи, когда приведенный выше алгоритм не действует. Так, «авансовый» счет-фактура не оформляется, если отгрузка состоялась не позднее 5-ти календарных дней с момента получения предоплаты. Такое мнение высказал Минфин России в письме от 18.01.17 № 03-07-09/1695 (см. «Если отгрузка следует в течение пяти дней после получения предоплаты, то счет-фактуру на предоплату выставлять не нужно»).

Кроме того, без «авансового» счета-фактуры можно обойтись, если покупатель не является плательщиком НДС, либо освобожден от обязанностей по уплате данного налога. Об этом прямо сказано в подпункте 1 пункта 3 статьи 169 НК РФ. Специалисты Минфина подтвердили, что указанная норма распространяется на покупателей-«упрощенщиков» (письмо от 16.03.15 № 03-07-09/1380; см. «При получении авансовых платежей от организации, применяющей УСН, счета-фактуры можно не составлять»). От себя добавим, что под указанную норму подпадают также «вмененщики», предприниматели на ПСН, плательщики единого сельхозналога и те, кто получил освобождение по статье 145 НК РФ.

Наконец, «авансовый» счет-фактура не оформляется при экспорте товара, облагаемого по нулевой ставке. Дело в том, что согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ предоплата за товар, который облагается по нулевой ставке, в налоговую базу не включается. Следовательно, и «авансовый» счет-фактура здесь не нужен (письмо Минфина России 10.01.18 № 03-07-08/142; «При экспорте товаров с нулевой ставкой НДС счет-фактура на предоплату не составляется»). Это же правило применяется в ситуации, когда предоплата сделана в рамках операций, полностью освобожденных от НДС по статье 149 НК РФ.

Реквизиты «авансового» счета-фактуры

Счет-фактура на предоплату оформляется так же, как и «обычный» счет-фактура (правила заполнения приведены в статье «Инструкция по заполнению счетов-фактур»). Но существуют некоторые особенности, которые нужно учитывать при заполнении отдельных полей «авансового» счета-фактуры (см. табл.1).

Правила заполнения отдельных строк «авансового» счета-фактуры

Номер

Наименование

Содержание

«Шапка» счета-фактуры

СЧЕТ-ФАКТУРА №___ от_______________

«Авансовые» счета-фактуры нумеруются в общем хронологическом порядке вместе с обычными счетами-фактурами. Особый порядок нумерации для счетов-фактур на предоплату не предусмотрен (письмо Минфина России от 16.10.12 № 03-07-11/427).

Грузоотправитель и его адрес

Всегда ставится прочерк (письмо Минфина России от 19.12.17 № 03-07-05/84934.)

Грузополучатель и его адрес

Всегда ставится прочерк (письмо Минфина России от 19.12.17 № 03-07-05/84934)

К платежно-расчетному документу №___ от_______________

Ставится номер и дата платежно-расчетного документа или кассового чека на предоплату.

Допустимо указать только три последние цифры в номере платежного поручения (письмо Минфина России от 19.09.14 № 03-07-09/46986)

При безденежной форме расчетов строка 5 не заполняется

Таблица в счете-фактуре

Всегда ставится прочерк

условное обозначение (национальное)

Всегда ставится прочерк

Всегда ставится прочерк

Цена (тариф) за единицу измерения

Всегда ставится прочерк

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога — всего

Всегда ставится прочерк

В том числе сумма акциза

Всегда ставится прочерк

Указывается расчётная ставка: 10/110 или 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ)

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом — всего

Указывается вся сумма предоплаты с учетом НДС

Страна происхождения товара

Всегда ставится прочерк

Страна происхождения товара

Всегда ставится прочерк

Номер таможенной декларации

Всегда ставится прочерк

Регистрация в книге покупок и книге продаж

При перечислении предоплаты записи в книге продаж у поставщика и в книге покупок у покупателя делаются в том периоде, когда выставлен «авансовый» счет-фактура.

При отгрузке товара в счет предоплаты запись в книге покупок у поставщика делается в периоде отгрузки. Запись в книге продаж у покупателя также делается в периоде отгрузки, а не в периоде перечисления аванса.

Счет-фактура на предоплату регистрируется в книге покупок и в книге продаж так же, как и «обычный» счет-фактура. Но существуют особенности, которые нужно учитывать при заполнении отдельных полей (см. табл.2 и табл. 3; примеры заполнения см. в статье «Как правильно заполнить книгу покупок и книгу продаж в случае предоплаты, а также при выставлении корректировочного счета-фактуры»).

Правила заполнения отдельных полей книги покупок при регистрации «авансового» счета-фактуры

Номер

Наименование

Содержание

Какие записи делает покупатель при перечислении аванса

Какие записи делает продавец при отгрузке товара и вычете начисленного ранее НДС

данные из строки 2 «авансового» счета-фактуры

Правила заполнения отдельных полей книги продаж при регистрации «авансового» счета-фактуры

Номер

Наименование

Содержание

Какие записи делает продавец при получении аванса

Какие записи делает покупатель при отгрузке товара и восстановлении принятого ранее вычета

данные из строки 6 «авансового» счета-фактуры

ИНН / КПП покупателя

данные из строки 6б «авансового» счета-фактуры

Что делать с «авансовым» счетом-фактурой при расторжении сделки

Случается, что покупатель и продавец расторгают договор, по которому ранее был перечислен аванс. Если продавец возвращает предоплату покупателю, то стороны сделки должны поступить следующим образом.

Продавцу нужно зарегистрировать «авансовый» счет-фактуру в книге покупок. В графе 7 «Номер и дата документа, подтверждающего уплату налога» поставщику следует указать реквизиты тех документов, которые подтверждают возврат авансового платежа. Тогда на основании пункта 4 статьи 172 НК РФ продавец вправе предъявить к вычету НДС, начисленный при получении предоплаты (см. «Минфин разъяснил тонкости заполнения книги покупок при возврате покупателю сумм предоплаты»).

Покупателю, напротив, необходимо восстановить принятый ранее вычет и заплатить НДС в бюджет. При этом он должен зарегистрировать «авансовый» счет-фактуру в книге продаж.

Иногда после расторжения сделки поставщик не возвращает деньги покупателю. Вместо этого стороны договариваются погасить задолженность каким-либо иным способом. В Налоговом кодексе нет общих указаний, может ли поставщик при подобных обстоятельствах принять вычет. По этой причине каждую ситуацию приходится рассматривать отдельно, исходя из разъяснений чиновников и судебной практики. Так, если аванс погашен путем зачета взаимных требований, то вычесть НДС нельзя (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.10.12 № А03-3477/2010). Если же аванс зачтен в счет оплаты по другому договору, то вычет допустим (см. «Организация может принять к вычету НДС с предоплаты, зачтенной в счет оказания услуг по другому договору с тем же заказчиком»).

Обратите внимание: ошибок при заполнении счетов-фактур проще избежать, если выставлять их в электронном виде. Напомним, что обмен юридически значимыми электронными документами (накладными, счетами-фактурами, договорами) производится с помощью специальных систем через операторов электронного документооборота (ЭДО). Это, в частности, сервис «Диадок» от компании СКБ Контур.

Организации и предприниматели, у которых есть электронная подпись для налоговой отчетности, могут прямо сейчас бесплатно отправить контрагентам неограниченное количество счетов-фактур, накладных и других документов через систему «Контур.Диадок» в рамках акции «Безлимит на 2 месяца».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *