как прописать в договоре это

Правила составления договоров

как прописать в договоре это. Смотреть фото как прописать в договоре это. Смотреть картинку как прописать в договоре это. Картинка про как прописать в договоре это. Фото как прописать в договоре это

На основании ст. 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».

Порядок составления договора.

Несколько основных правил составления Договоров:

1) При заключении любого Договора нужно четко понимать, какие цели должны быть достигнуты по результатам его реализации и согласовать с контрагентом важные моменты для обеих сторон по оформлению, подписанию и исполнению такого Договора.

2) Если предложение о заключении Договора поступает от неизвестной организации, необходимо провести всестороннюю проверку контрагента и провести тщательный анализ предложенного проекта Договора на всевозможные риски.

В таких случая, лучше всего, заключать Договор, разработанной заинтересованной стороной, а не получать готовый проект от контрагента.

как прописать в договоре это. Смотреть фото как прописать в договоре это. Смотреть картинку как прописать в договоре это. Картинка про как прописать в договоре это. Фото как прописать в договоре это как прописать в договоре это. Смотреть фото как прописать в договоре это. Смотреть картинку как прописать в договоре это. Картинка про как прописать в договоре это. Фото как прописать в договоре это

Подписант, представляющий интересы контрагента, может действовать на основании Устава или же Доверенности.

4) Ни в коем случае не допускать двусмысленности условий договора и нечеткости фраз, которая может привести к нарушениям условий Договора.

5) Четко оговаривайте сроки выполнения условий по Договору для того чтобы избежать затягивания получения какой-либо услуги или поставки товара.

6) Четко оговаривайте условия оплаты оказываемой услуги по Договору. Из-за размытых формулировок в данном пункте, Вы можете остаться без оплаты оказанных Вами услуг.

7) Обязательно, при составлении проекта Договора привлекайте компетентных юристов, они помогут не только грамотно сформулировать ту или иную фразу, но и снизить всевозможные риски.

Структура договора:

Любой договор условно можно разделить на четыре части:

Преамбула (или вводная часть):

1) Наименование договора (Договор купли-продажи, поставки, комиссии, транспортных услуг, аренды, подряда, юридических услуг и т.п.).

Наименование Договора дает четкое понимание, какие правоотношения он несет. Однако, всегда помните, что сущность Договора вытекает не из наименования, а из его содержания.

2) Дата подписания Договора. Это очень важный момент, дата подписания определяет начало обязательств сторон по Договору, если иное не установлено в самом договоре.

3) Место подписания Договора. Иногда место заключения Договора играет не мало важную роль. Договор может регулироваться законодательством той страны, в которой он был заключен.

4) Полное фирменное наименование контрагента, под которым последний зарегистрирован в государственном реестре, а так же сокращенное название стороны по договору («Арендодатель», «Покупатель», «Заказчик» и пр.).

5) Должность, фамилия, имя, отчество лиц, подписывающие Договор, а так же документ, регулирующий их полномочия (Устав, Доверенность).

Источник

Как прописать в договоре это

Это статья для тех, кто занимается творчеством за деньги. Легально. И для тех, кто давно хотел, но боится бумажек, непонятных слов и прочих радостей. Дарья Гейлер делится своим опытом работы с договорами в книге «Вижу цель — иду к ней».

Зачем вам нужен договор?

Договор между вами и клиентом — это соглашение. Вы можете его заключить устно, но лучше письменно. Если упростить до самой сути, то договор — это перечень всех возможных ситуаций и обязательных условий для сделки, которую вы заключаете. Договор закрепляется подписями сторон, которые с ним ознакомились и со всем согласны.

Помните, что договор — это ваша ответственность. Это как раз те самые правила игры, которые стоит соблюдать ради ощущения свободы и спокойствия.

Если все хорошо

В идеале ситуация выглядит так: вы встречаетесь с клиентом, договариваетесь с ним, он дает деньги, вы выполняете обещанное. Клиент счастлив. Но бывает и так: вы выполняете обещанное, а он в гневе требует деньги назад. Подобные возможности в договоре должны быть учтены.

Что вы должны знать до того, как выложите перед покупателем свой товар?

Пока вы не передали товар в руки клиенту, он вправе отказаться. Даже если курьер выехал. Это ваши риски. Если вы передали товар в руки, сами или с помощью курьера, почтовой службы, в течение 14 дней после получения клиент может вернуть его без объяснения причин. Не понравилось, и все. Будьте любезны сделать возврат.

Возврат

Вы должны предупредить покупателя о порядке возврата товара: на сайте, при обращении, на этапе оформления, в письме с подтверждением или же в письме при доставке. Если вы забыли, не знали, не посчитали нужным, покупатель может вернуть товар в течение трех месяцев по закону «О защите прав потребителей», статья 26.1.

Ничего сложного в тут нет. Сядьте и напишите один раз. Позаботьтесь, чтобы там, где клиент покупает (на сайте или в магазине, студии, офисе, на ярмарочном прилавке), вместе с правилами оформления заказа была приведена информация о доставке и возврате. Это может быть рамка с текстом, листочек, вложенный в посылку, — главное, чтобы клиент с ним ознакомился.

Дорогой продукт — это риск

Если вы изготавливаете сложный, трудоемкий, дорогой продукт под заказ, то любой возврат может стоить вам недешево. В этом случае вы находитесь в заведомо рискованной ситуации. Таков бизнес. Поэтому вам нужно прошерстить Сеть и найти шаблон договора авторского заказа.

Укажите, что заказ оформляется в соответствии с индивидуальными пожеланиями клиента, а также напишите о невозможности возврата, если товар надлежащего качества. Что является «надлежащим качеством» по вашему мнению, тоже укажите. Это не защитит вас от отказов на сто процентов, но будет сдерживающим фактором.

Авторские права

Договор авторского заказа отличается от обычного договора купли-продажи тем, что он оформляется до того, как авторский продукт создан, а потому следует озадачиться пунктом об авторском праве. Нужно определить, кому будут принадлежать права на это изделие и как может распоряжаться ими заказчик и автор.

«Когда я подписывала договор с издательством на эту книгу, у меня даже плана не было. Только рабочее название, придуманное за пять минут. Права на бумажную, электронную книгу, на продажу, переводы принадлежат издательству. Без указания авторства и разрешения брать отсюда куски ни вам, ни даже мне или моей маме нельзя. Этот текст — собственность издателя на срок действия договора, хотя я остаюсь автором и авторское право принадлежит мне», — пишет Дарья.

Сроки

В договорах на авторские произведения под заказ весьма важны сроки. Внимательно проверьте, учтите все возможные личные обстоятельства. Даже детские праздники, выходные или болезни. Просчитайте вероятности: что будет, если вы не сможете исполнить обязательства в срок.

Если причина уважительная, вы должны подтвердить ее документом, справкой, чем угодно. Тогда вы имеете право продлить срок работы на четверть. Допустим, договорились вернуть фотографии клиенту через месяц, но попали в больницу, о чем есть справка. Вы имеете право работать еще неделю, а затем отдать фото.

Что, если вы не можете повторно продать выполненное на заказ изделие?

Как быть с потраченными временем и материалами? В общем-то, никак. Здесь закон на стороне покупателя. Единственное, на что вы имеете право, — удержать стоимость доставки. Причем не позднее чем в течение десяти дней со дня предъявления покупателем требования на возврат.

Пролистайте статью 497 Гражданского кодекса РФ (редакция от 29.07.2018). Допустим, вы шьете одеяла из кусочков ткани. Если вы раскроили, но еще шьете, клиент вправе отказаться до получения товара, при условии что оплатит стоимость нарезанной ткани. Время, к сожалению, вам никто не вернет и не компенсирует.

Штрафы

Одна хитрость точно не пройдет — это попытка установить в договоре штрафы. При рассмотрении дела в суде ваше самовольное положение о штрафах будет недействительно, потому что ущемляет права покупателя. Это касается любых санкций, направленных на покупателя, если он откажется.

Для тех, кто мастерит

А мебель? Если я ее перекрашиваю у клиента дома? Или в мастерской? Если я изготавливаю мебель сама вручную? Произвожу на заказ разные бытовые предметы? Занимаюсь пошивом римских штор и покрывал? Такой вариант документа называется «договор бытового подряда».

Тут все то же самое. Вы должны выполнить то, о чем договорились. Приложить картинки, фото, зафиксировать размеры, указать материал. Клиент, в свою очередь, обязан принять и оплатить выполненную работу.

как прописать в договоре это. Смотреть фото как прописать в договоре это. Смотреть картинку как прописать в договоре это. Картинка про как прописать в договоре это. Фото как прописать в договоре это
В договоре должны быть все детали и нюансы. Источник

Допустим, клиент вдруг звонит и говорит: «Не хочу, нашел готовое». Он имеет право на такие выкрутасы в любой момент до передачи работы. Вы имеете право попросить оплатить выполненную часть работы. Это может быть в том числе чертеж, эскиз, выезд на замеры. Условия оплаты в таких случаях обязательно нужно прописать в договоре.

Для тех, кто говорит и консультирует

Если вы предлагаете любые информационные услуги, хоть астрологические консультации, вам нужно заключать договор на оказание услуг. Согласно его стандартным условиям, вы имеете право отказаться от работы, а клиент, в свою очередь, имеет право отказаться от ваших услуг, причем в любой момент до начала исполнения.

как прописать в договоре это. Смотреть фото как прописать в договоре это. Смотреть картинку как прописать в договоре это. Картинка про как прописать в договоре это. Фото как прописать в договоре это
Таков закон: у клиента есть право отказаться в последний момент. Источник

Допустим, у вас назначен онлайн-звонок на пять вечера, а клиент пишет: «Я устал, я не хочу знать будущее». Это его право, но вы можете удержать предоплату, если это указано в договоре.

«На сайте нашей творческой студии, где продаются билеты на мастер-классы, написано, что можно вернуть деньги за три дня до мастер-класса, а при отказе после этого срока предоплата удерживается. Однако ситуации бывают разные. Если причина отказа уважительная, мы даем билет на другую дату или возвращаем деньги. Клиенты уважают наш труд, а мы любим их», — рассказывает Гейлер.

Что делать, если заказчик попросил отсрочку и не перечислил оплату после оказания услуг?

Это не только обидно, но еще и незаконно. Не стесняйтесь сообщить об этом клиенту. Помните, что это удобнее делать, если вы заранее в договоре прописали сроки и порядок оплаты.

Что делать, если клиенту не нравится?

Как определить качество написанной книги? Как понять, насколько искусно выполнена картина для оформления гостиной? А свадебное видео? Фотографии младенца?

«Не нравится! — вопит заказчик. — Что не нравится — не могу сказать, почему — не знаю. Фу-фу-фу-фуфло».

По закону все предельно ясно: автор обязан предоставить работу, отвечающую характеристикам, указанным в договоре. Заказчик вправе работу не принять, если вы, например, в книге использовали чужие тексты, нарушили авторские права, исказили факты. Основание для отказа должно быть весомым.

Можете даже потребовать, чтобы вернули не только плату за произведение, но и понесенные расходы — например, на поездку в издательство или на свадьбу за город. Только не заводитесь и не устраивайте скандал раньше времени. Убедитесь, что вы сами невиновны, исполнили всё в срок, не нарушили никаких пунктов договора или законов. В противном случае вы зря потратитесь на суд.

Нужная галочка

На сайте при покупке каждый клиент ставит галочку, что ознакомлен с условиями договора-оферты, то бишь прочел условия продажи товара, порядок доставки и возврата. В ваших интересах, пусть не сразу, но как можно быстрее, подготовить всю необходимую информацию для клиента. Вы его предупредили, он согласен — вам приятно и радостно работать.

Документы — как шлем. Жарко, тяжелый, прическу портит, не подходит под наряд, но защищает вас. Даже если вы катаетесь как бог. Шанс, что вы упадете, очень мал, а вот риск, что пострадаете при падении, наоборот, слишком высок.

Ещё больше тонкостей творческого бизнеса в книге Дарьи Гейлер «Вижу цель — иду к ней»

Источник

Как заключить договор возмездного оказания услуг

Разбираемся с юристом

Договор оказания услуг часто путают с договором подряда. Один договор подразумевает процесс, другой — результат. Разница в одном слове, но от него может зависеть успех всего предприятия.

Например, заказчик хочет получить услуги наружной рекламы, а вместо этого подписывает договор подряда на производство рекламного баннера. Заказчик хочет дизайн, рекламное место и реакцию потребителей. Вместо этого он получит просто распечатанное полотно.

В этой статье я расскажу, как отличить услуги от подряда и подписать именно договор оказания услуг. Это полезно предпринимателям и частным лицам, которые заказывают услуги у других или оказывают услуги другим компаниям. Следите за формулировками: однажды они уберегут вас от суда.

Что вы узнаете

Понятие договора возмездного оказания услуг

По договору возмездного оказания услуг исполнитель оказывает, а заказчик оплачивает услугу. Эту услугу обязательно указывают в договоре — она называется «предмет договора». По отношению к некоторым услугам действуют дополнительные требования к договору.

Например, в договоре о реализации туристского продукта должны быть указаны: общая цена туристского продукта в рублях, порядок и срок предъявления претензий, условие выдачи документа о бронировании и получении места в гостинице.

Как отличить услуги от подряда

Здесь не все так просто. Обучать английскому языку — это услуги (потому что процесс). Но и «научить английскому» — тоже услуги, хотя вроде формулировка совершенного вида. Результат подряда должен иметь какое-то материальное воплощение — чтобы его можно было пощупать. Это, например, монтаж оборудования, строительство дома или прокладка сетей.

В услугах тоже часто есть какой-то материальный результат. Поэтому иногда возникает путаница. Например, один суд решил, что уборка урожая с полей — это услуги, а другой — что подряд.

В одном деле суд признал, что инструментальное обследование участков нефтепровода — это услуга, хотя важен именно результат. Но этот результат нельзя пощупать.

Поэтому суды ввели дополнительный критерий — результат услуги неотделим от процесса ее оказания. Предоставление услуги и ее потребление часто происходит одновременно. Например, услуги уборки потребляются в момент уборки, а охраны — в процессе охраны.

Иногда одну и ту же сделку можно оформить как подряд или как услуги. Например, ремонт автомобиля можно оформить договором подряда или договором оказания услуг.

Отличие договора оказания услуг от договора подряда. Договоры подряда и услуг во многом похожи, но дьявол в деталях. Если знать особенности, можно сделать сознательный выбор, что нужно для бизнеса: работы (подряд) или услуги.

В договоре подряда обязательно должен быть срок, а в договоре возмездного оказания услуг — нет. Договор услуг можно заключить на неопределенный срок. Если заранее неизвестно, сколько времени уйдет на задание, лучше заключать договор услуг, а не подряда.

Исполнитель работ (то есть подрядчик) по умолчанию вправе привлекать к работе третьих лиц — субподрядчиков. Запрет на их привлечение должен быть прямо указан в договоре. С услугами все наоборот — по умолчанию исполнитель не может привлекать других лиц. Разрешение на это должно быть прописано в договоре.

По договору подряда исполнитель должен передать работу по письменному акту. Исполнитель тоже может передать услуги по акту, но не обязательно, а по соглашению сторон.

При подряде стороны подписывают акт после того, как подрядчик завершит работу. Результат этой работы можно передать физически: из рук в руки или, например, перерезать ленточку перед построенным домом.

С услугами сложнее. Момент, когда стороны подписывают акт, зависит от характера услуг. Например, услуги охраны предоставляются ежедневно, а маркетинговый анализ рынка — по окончании исследования.

По закону подрядчик может не исполнить договор, только когда работу нельзя завершить по обстоятельствам, которые от него не зависят. Например, если заказчик не передал вещь, которую нужно отремонтировать, или если перепланировка дома может его разрушить.

Пока заказчик не принял результат подряда, риск повреждения работы несет подрядчик.

Исполнитель услуг может отказаться от договора без объяснений, если возместит заказчику убытки. Если от договора откажется заказчик, он должен возместить расходы исполнителя.

В каких случаях составляется

Договор возмездного оказания услуг составляется, когда важны сами действия исполнителя, но при этом нельзя гарантировать результат. Нельзя пощупать услуги и отделить результат от процесса их оказания.

Например, в услуге фаер-шоу для заказчика важен процесс представления. А в подряде на строительство важен результат — построенный дом.

В отличие от подряда, в договоре возмездного оказания услуг может не содержаться условия о сроке. Договор услуг можно заключить на неопределенный срок. Если заранее неизвестно, сколько времени уйдет на задание, лучше заключать договор услуг, а не подряда.

Какие виды услуг можно оформить

В законе прямо сказано, что деятельность в сфере связи, медицины, ветеринарии, обучения, туризма, аудита, консалтинга и информирования — это услуги.

Договором можно оформить и другие услуги, например юридические, бухгалтерские, риелторские, психологические, экскурсионные, консультационные и патронажа. Нет исчерпывающего перечня услуг.

Не являются услугами:

Кто может быть участником

В договоре возмездного оказания услуг две стороны:

По общему правилу участниками договора возмездного оказания услуг могут быть любые лица: граждане, организации, органы власти. Иногда закон устанавливает дополнительные требования к участнику договора. К примеру, исполнителем по договору оказания медицинских услуг может быть только лицо, имеющее лицензию.

Если в договоре не указано, что исполнитель имеет право привлекать третьих лиц, то он должен лично оказать услугу. Этот запрет не относится к работникам исполнителя, которые трудятся по трудовому договору.

Например, предприниматель заключил с образовательным центром договор оказания услуг профессиональной переподготовки. Этот центр может поручить исполнение договора работающим в нем педагогам, но не может привлечь к переподготовке местный вуз.

Обычно суды закрывают глаза на привлечение помощников, если заказчик принял услугу, а в договоре не было явного запрета. Но лучше прямо указать, что исполнитель вправе привлекать других лиц, или, наоборот, запретить это.

Форма договора

Специальных требований к форме договора возмездного оказания услуг закон не устанавливает.

Сделки юрлиц между собой и с физлицами вне зависимости от суммы сделки должны совершаться в простой письменной форме. Сделки физлиц на сумму свыше 10 000 Р также должны совершаться в простой письменной форме. Удостоверять договор у нотариуса или регистрировать его в Росреестре не требуется.

Содержание договора

Допустим, мы определились, что нам нужна услуга. Составляем договор. Вот что в нем должно обязательно быть.

Стороны. О заказчике и исполнителе в договоре возмездного оказания услуг должны быть следующие сведения:

Предмет и общие условия договора. Предмет договора — это сама услуга, которую будем оказывать. Ее можно сформулировать двумя способами.

Первый — указать наименование услуги или сферу, в которой она должна быть оказана:

«Юрист обязуется представлять интересы Доверителя в Арбитражном суде Курской области по делу о взыскании убытков».

Это удобный способ, если заранее неизвестно, какой объем услуг и какие конкретно действия потребуются от исполнителя. Например, заранее неизвестно, сколько судебных заседаний будет по делу, потребуется ли готовить дополнительные письменные пояснения и нужно ли участвовать в апелляции.

При этом часто возникают споры, что конкретно должен был сделать исполнитель. Здесь может помочь переписка, сложившиеся отношения между сторонами и общепризнанные стандарты работы. Но не всегда.

Такой способ не подходит, если содержание услуги можно трактовать по-разному. В этом случае надо перечислить конкретные действия исполнителя:

Этот вариант позволяет лучше контролировать исполнителя, но ограничивает его свободу. Поэтому лучше комбинировать оба способа. В одном из дел Конституционный суд указал, что нельзя поставить оплату услуг в зависимость от результата.

Часто результата нельзя достичь по объективным причинам или по вине заказчика. Например, нельзя лишить репетитора гонорара из-за того, что ленивый ученик получил плохую оценку. Лучше обозначить цель заключения договора:

«Договор заключается для подготовки ученика к Единому государственному экзамену по литературе».

Это поможет определить добросовестность исполнителя. Например, родители не хотят оплачивать курсы подготовки к ЕГЭ, потому что ребенку не рассказали про творчество К. Воннегута. Центр подготовки это легко оспорит: творчество Воннегута не входит в программу ЕГЭ.

Также важно определить объем оказываемых услуг. Объем услуг помогает рассчитать сумму вознаграждения, если услуги оказаны не полностью.

Если предмет договора можно оценить количеством, лучше это сделать. Например, обозначить количество посетителей мероприятия, частоту и продолжительность трансляции рекламных роликов, перечень объектов уборки.

Сначала читать, потом подписывать

Права и обязанности сторон. Обычно в договорах оказания услуг много обязанностей исполнителя и две обязанности заказчика: принять и оплатить услугу. Это не всегда правильно.

Заказчик — помощник исполнителя. Например, когда внедряется новое программное обеспечение, важны совместные усилия исполнителя и заказчика. Исполнитель тестирует технику, настраивает программы, дает рекомендации и обучает персонал. Заказчик предоставляет свои компьютеры и доступ в информационные базы, получает лицензии. Исполнителю лучше заранее указать, что потребуется от заказчика: передать документы, оформить пропуска или предоставить информацию.

Если договор нельзя исполнить по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме. Это правило можно изменить в договоре: например, указать, что исполнитель может оставить у себя только предоплату.

На практике, чтобы взыскать стоимость неоказанных услуг, исполнитель должен активно требовать от заказчика выполнить свои обязательства.

НИИ должен был проконсультировать заказчика по бурению скважин, но не смог это сделать, потому что заказчик не сообщил геологические данные. Институт попытался взыскать стоимость своих услуг, но суд ему отказал. По мнению суда, институт должен был обратиться к заказчику с письменной просьбой сообщить эти сведения.

Сдача-приемка услуг. Чтобы избежать споров, лучше заранее согласовать порядок приемки услуг.

Стороны могут договориться об оплате после предоставления документов, которые составляет исполнитель: письменных консультаций, разъяснений, проектов договоров и жалоб. Это поможет структурировать договорные отношения.

Даже если услуги не предполагают никаких документов, можно предусмотреть, что исполнитель передает заказчику акт оказанных услуг. После оказания услуги исполнитель составляет акт, подписывает его со своей стороны и направляет заказчику. Факт передачи акта фиксируется почтой или экземпляром акта с подписью заказчика.

Акт фиксирует факт завершения услуг. Момент подписания акта зависит от процесса выполнения услуг.

Если услуги оказываются периодически, но не ежедневно, акт можно подписывать при каждом предоставлении услуги. Например, после каждого судебного заседания, в котором участвовал юрист.

Если услуги разбиты на этапы, акты можно подписывать после каждого этапа, а при полном исполнении договора подписать итоговый акт. Например, при диагностике организма можно подписывать акты анализа крови, ЭКГ, УЗИ и акт полного медосмотра.

Если услуги оказываются ежедневно, акты можно подписывать ежемесячно или каждые полгода. Не надо ежедневно подписывать акт об уборке помещения, достаточно раз в месяц.

Если услуги должны привести к какому-то результату, акт лучше подписать после его достижения, например после увеличения количества посетителей сайта.

При этом цена не является существенным условием договора возмездного оказания услуг. Даже если в договоре не будет указана цена услуги, он все равно будет признан заключенным.

В этом случае оплата должна производиться по цене, которая обычно взимается за аналогичные услуги.

Ответственность сторон. Если исполнитель не выполнит свои обязательства по договору возмездного оказания услуг, то он должен возместить заказчику возникшие в связи с этим убытки.

В состав убытков входит возмещение реального ущерба и упущенная выгода. Упущенная выгода — это средства, которые заказчик мог бы получить, если бы исполнитель добросовестно оказал услуги.

Если исполнитель не смог оказать услуги по вине заказчика, то услуги по договору подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено в самом договоре. Например, если заказчик сам не пускал на свою территорию уборщиков, договор клининга все равно подлежит оплате.

В случае, когда договор не выполнили по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если в самом договоре не прописано другое правило.

Если же заказчик своевременно не оплатит услуги, то в дополнение к оплате он должен будет перечислить исполнителю проценты за неисполнение денежного обязательства. Если в договоре не указан размер процентов, то он считается равным ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Также стороны могут прописать в договоре неустойку. Например, если исполнитель вовремя не окажет услугу, то должен будет 0,05% от цены договора за каждый день просрочки.

Сроки. Договор оказания услуг можно заключить на неопределенный срок. Но, чтобы не возникало споров, лучше все равно обговорить это условие или установить промежуточные сроки.

Есть виды услуг, по которым срок должен быть согласован:

Такие договоры нельзя заключать на неопределенный срок.

Важно не перепутать срок действия договора и срок оказания услуг. Первый больше второго. В срок действия договора включается время для подготовки к оказанию услуг, уплата аванса, окончательный расчет по договору и обмен документами:

«Настоящий договор вступает в силу с 03 февраля 2018 года и действует до 06 мая 2018 года».

Срок действия договора нужен, чтобы заказчик мог внести предоплату, стороны подписали акт оказания услуг и сделали окончательный расчет.

Срок оказания услуг можно сформулировать по-разному:

Услуга должна быть оказана до 31.03.2018.

Исполнитель предоставляет услугу с 01.01.2018 в течение 2 календарных месяцев.

Исполнитель должен убрать помещение до начала отопительного сезона.

Исполнитель предоставляет услугу в течение 2 календарных месяцев после уплаты заказчиком аванса.

Исполнитель предоставляет консультации в течение 2 рабочих дней после поступления запроса.

Даже если установить прямой срок не получается, его все равно желательно как-то определить. Это поможет избежать лишних споров.

Также можно добавить промежуточные сроки. Они чаще применяются в договорах подряда. Но их можно указать и в договорах оказания услуг.

Для этого надо разбить процесс оказания услуг на несколько этапов и определить, к какому сроку исполнитель должен выполнить каждый из них. Заказчику это поможет контролировать исполнителя, а исполнителю — получать подтверждение качества оказанных услуг.

Промежуточные сроки помогают определить размер оплаты, если услуги оказаны не полностью. Например, исполнитель качественно выполнил услуги в феврале, марте и апреле. А в мае и июне — нет. Ежемесячные промежуточные сроки позволят заказчику оплатить только 3 месяца.

Договор оказания услуг считается заключенным, даже если в нем нет срока исполнения.

Например, компания обратилась за услугами кейтеринга и организации поминального обеда. Заказчик заполнил опросник и перечислил предоплату, но потом передумал и попросил ее вернуть. В суде он заявил, что договор не был заключен, ведь стороны даже не согласовали сроки. Но суд отказал в иске — для услуг сроки не являются существенным условием.

По общему правилу, если в договоре нет срока, исполнитель должен выполнить его условия в течение 7 дней со дня, когда заказчик этого потребует.

Прочие условия договора. Также в договорах возмездного оказания услуг стороны часто согласовывают место оказания услуг и их качество. Эти условия помогают избежать лишних споров.

Для обозначения места оказания услуг можно указать конкретный адрес, поселение или регион. Если в договоре будет указано просто «на территории заказчика», то он сможет требовать, чтобы исполнитель оказывал услуги в филиале, который располагается в другой части страны.

Качество услуг — это их характеристики. Например, в договоре с репетитором английского языка можно указать, что он обучает на уровне «Threshold or Intermediate». Также можно прописать требования к исполнителю или его работникам. Например, что репетитор должен обладать уровнем владения английским «Mastery or Proficiency».

Часто заказчику важен не только результат, но и процесс оказания услуг. Например, в деловых и развлекательных мероприятиях заказчику интересен не сам факт их проведения, а процесс: качество еды, удобство помещения, развлекательная программа.

Даже если процесс исполнения безразличен, его лучше прописать, чтобы вовремя отследить нарушения.

Бланк и образцы договора. Чтобы у вас было все как надо, мы подготовили бланки договоров оказания услуг и подобрали их образцы из разных сфер деятельности.

Особенности заключения договора

Договор возмездного оказания услуг заключается и действует с момента подписания. Поэтому стороны могут заключить договор в январе и указать в нем, что услуги будут оказываться в декабре.

Как заключить договор. Чаще всего для заключения договора стороны подписывают несколько его экземпляров. Один экземпляр забирает заказчик, а другой — исполнитель. Также договор можно заключить путем направления предложения, содержащего все условия договора. Такое предложение называют офертой. Если другая сторона ответным письмом соглашается принять все предложенные условия, то договор также считается заключенным. Такое письмо называется акцептом.

Особенности рамочного договора оказания услуг. Часто стороны заключают рамочный договор возмездного оказания услуг. Рамочный договор — это документ, который определяет договоренность сторон о том, как будет происходить их сотрудничество. В таком соглашении стороны указывают, как будут оказываться услуги, порядок их принятия и оплаты. В рамочном договоре нет указания на конкретную услугу, которую исполнитель должен оказать заказчику. Чтобы заказать конкретную услугу, заказчик направляет исполнителю заявку.

Риелтору периодически требуется оценивать элитную недвижимость. Для этого риелтор заключает с оценщиком рамочный договор на два года. В этом договоре стороны заранее согласовали тарифы и порядок взаимодействия. В случае, когда риелтору потребуется оценить недвижимость, он направит оценщику заявку.

Подготовить акты. Форму акта оказания услуг лучше сразу приложить к договору. Обязательной формы акта нет, но на практике есть ряд требований к его содержанию. Суды требуют, чтобы в акте были определены стоимость, объем и вид услуг.

Прекращение договора возмездного оказания услуг

Договор возмездного оказания услуг прекращает свое действие в трех случаях:

Исполнение договора. Если договор исполнен и у сторон нет претензий друг к другу, то лучше подписать акт оказания услуг.

Момент, когда стороны подписывают акт, зависит от характера услуг. Например, услуги охраны предоставляются ежедневно, а маркетинговый анализ рынка — по окончании исследования. Даже если стороны составляли промежуточные акты, при полном исполнении договора можно подписать итоговый акт. В нем надо указать, что исполнитель в полном объеме оказал услуги, а заказчик выполнил свои финансовые обязательства.

Расторжение договора. Бывают ситуации, когда заказчик и исполнитель приходят к решению расторгнуть договор. В таких случаях составляют соглашение о расторжении договора. В соглашении указывают, с какого момента договор прекращает действовать и должны ли стороны произвести между собой взаиморасчеты.

Предусмотреть случай неисполнения договора. Не все договоры исполняются. Заказчик может потерять интерес к услуге, а исполнитель получить более выгодное предложение. Чтобы подстраховаться, исполнителю достаточно согласовать предоплату по договору. Заказчику же надо детально продумать условия договора.

Отказ от договора. Отказаться от договора оказания услуг проще, чем от подряда. Исполнитель должен возместить заказчику убытки, которые связаны с его отказом от договора.

Если от договора откажется заказчик, он должен возместить расходы исполнителя. Надо понимать, что по закону от договора оказания услуг достаточно легко отказаться. Поэтому если важно, чтобы договор сохранялся при любых обстоятельствах, можно предложить контрагенту другой порядок. Например, что отказаться от договора можно, только заплатив определенную сумму.

Пример расчета компенсации за отказ от договора

РасходыЕсли от договора отказался заказчикЕсли от договора отказался исполнитель
Расходы на медикаменты20 000 Р
Транспортные расходы15 000 Р
Привлечение внешних исполнителей13 000 Р
Потерянный доход10 000 Р

Распределить риски. Бывает, что договор нельзя исполнить по независящим от сторон обстоятельствам. Например, ледяную скульптуру не получилось доделать из-за резкого потепления.

По закону если никто не виноват, но исполнить договор нельзя, заказчик возмещает исполнителю его расходы. То есть исполнитель рискует не получить полную стоимость услуги, а заказчик — остаться без услуги и при этом компенсировать расходы.

В договоре стороны могут сами установить последствия непредвиденных обстоятельств. Для этого надо подумать, что может пойти не так и на ком будет риск. Обычно риски перераспределяют, чтобы уговорить другую сторону подписать договор или чтобы подстраховаться самому.

Порядок разрешения споров

В процессе исполнения договора могут возникнуть споры между заказчиком и исполнителем.

Какие споры могут возникнуть. Чаще всего исполнители предъявляют претензии к заказчикам по поводу:

В свою очередь, заказчики предъявляют к исполнителям претензии по поводу:

Досудебное урегулирование спора. Все претензии к другому участнику сделки лучше оформлять письменно. Письменная претензия будет доказательством того, что у стороны действительно были замечания к другой стороне и она пыталась мирно разрешить спор.

Вот случаи, когда подать претензию необходимо до предъявления иска в суд:

Встречаются еще другие примеры, когда обязательно соблюсти претензионный порядок, а вообще претензию имеет смысл писать в любом случае. На практике после получения претензии стороны часто договариваются без суда.

Претензия — это способ решить спор мирно. Ее текст должен состоять из требования и срока его исполнения. Еще в претензии указывают, что в&nbsp суд.

Направить досудебный документ можно:

В любом из вариантов у вас на руках должна сохраниться копия направленного документа. Доказательство направления тоже нужно сохранить. Это может быть почтовая квитанция, талон курьерской службы или штемпель о получении.

Договор возмездного оказания услуг может содержать дополнительные условия о претензионном порядке. Например, там прописывают допустимые способы направления претензии или срок со дня направления претензии, по истечении которого допускается обращение в суд.

Суд. Если переговоры не помогают, то за разрешением спора обращаются в суд. В России две системы судов: суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Чтобы определить, в какой суд обращаться, сначала определяют, кто стороны спора. Суды общей юрисдикции рассматривают споры между физическими лицами. Так на языке юриспруденции называются люди, которые не занимаются предпринимательством. В арбитражных судах судятся организации и индивидуальные предприниматели по экономическим спорам.

Если хотя бы одна из сторон — физическое лицо, дело должно рассматриваться в суде общей юрисдикции.

Чаще всего в исковом заявлении стороны договора возмездного оказания услуг просят взыскать неустойку или убытки. Например, если исполнитель уже оказал некачественные услуги, скорее всего, проще взыскать с него деньги и обратиться к другому исполнителю.

Какие ошибки чаще всего делают в договоре

При заключении договора стороны иногда допускают ошибки, которые могут привести к финансовым потерям.

Используют непонятные формулировки. При описании услуги стороны используют непонятные и абстрактные формулировки: «исследование рынка», «продвижение товара», «консультационные услуги». Такие выражения не раскрывают суть и нюансы согласованной услуги. В результате исполнитель может оказать не ту услугу, которую хотел получить заказчик. В свою очередь, заказчик откажется оплачивать услугу, между сторонами возникнет спор, который может дойти до суда.

В одном деле исполнитель с заказчиком заключили договор об инжиниринговых и консалтинговых услугах, но не уточнили, что будет в них входить. Исполнителю перечислили аванс, потом что-то пошло не так, и заказчик попросил деньги вернуть. Исполнитель отказался, заказчики пошли в суд. Суд не смог понять, что такое инжиниринговые и консалтинговые услуги, и встал на сторону заказчика: признал предмет договора несогласованным и взыскал с исполнителя полученный ранее аванс. Мол, непонятное наименование услуг — возвращай все как было.

Чтобы этого избежать, следует указать в разделе «Предмет договора» именно то действие, которое исполнитель должен оказать. Например, вместо «исследование рынка» лучше написать «определение покупательского спроса на перечисленные в Приложении № 1 к настоящему договору товарные марки на территории Ставропольского края по методике, изложенной в Приложении № 2 к настоящему договору». Чем конкретнее будут сформулированы услуги, тем лучше. В разделе «Обязанности сторон» можно детально описать процесс оказания услуги.

Не составляют акты. Другая часто встречающаяся ошибка — стороны не составляют акт об оказании услуг или отражают в нем неполную информацию. Гражданский кодекс не требует составления акта оказанных услуг, но его отсутствие повышает вероятность спорной ситуации. Заказчик может настаивать на возврате средств, которые были перечислены исполнителю, или отказаться от оплаты услуг. Подписание акта фиксирует, что заказчик принял услугу и на момент подписания у него не было к ней замечаний. Если у заказчика есть какие-то замечания, их также можно отразить в акте.

Путают договор возмездного оказания услуг с договором подряда. Иногда стороны в спешке находят в интернете не тот шаблон договора — вместо договора оказания услуг используют договор подряда. Если такой договор попадет в суд, его оценят не по названию, а по смыслу. В результате произойдет путаница.

Например, исполнитель думал, что привлекать субподрядчиков можно в силу закона и поэтому не прописывал этот момент в договоре. В суде ему пояснили, что на самом деле он заключил договор оказания услуг и по закону не может привлекать соисполнителей, если иное прямо не прописано в договоре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *