как прописать в договоре условие о взаимозачете
Как прописать в договоре условие о взаимозачете
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Стороны договора планируют прописать в договоре или дополнительном соглашении к нему следующее условие: «Стороны пришли к обоюдному соглашению о возможности проведения расчетов между сторонами путем взаимозачета однородных обязательств, срок исполнения которых не наступил, и иными способами, не запрещенными действующим законодательством РФ». Это положение касается как однородных, так и неоднородных обязательств, сроки исполнения которых не наступили.
Вправе ли стороны договора прописать в договоре или дополнительном соглашении к нему указанное условие?
Обязательно ли сторонам обмениваться уведомлениями о проведении зачета в данном случае?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Соглашение о взаимозачёте между организациями
Составление соглашения о взаимозачете происходит в случаях, когда две стороны сделки договариваются между собой о полном или частичном взаимозачете средств по договору.
Условия, на которых может проводиться взаимозачет
Взаимозачет позволяет оплачивать полученные товары или услуги во встречном порядке.
В непростых рыночных отношениях многие предприятия малого сектора экономики испытывают те или иные проблемы с финансами – часто их недостает, они бывают вложены в оборот, товар и т д., а между тем рассчитываться с партнерами необходимо. Тут как нельзя лучше подходит взаимозачет.
Ключевые условия для воплощения этого способа расчетов:
Организации могут использовать взаимозачет не на весь размер обязательств, а частично, иными словами можно совершать зачет в размере наименьшего долга. Остальную часть допустимо доплачивать в денежном выражении.
Положительные и отрицательные стороны взаимозачета
Взаимозачет имеет как свои плюсы, так и минусы.
К плюсам относится то, что такой зачет можно проводить без участия финансовых средств, а, например, при использовании каких-либо товаров или услуг, что, соответственно, ведет к уменьшению затрат и сохранению наличности.
Одновременно данная методика расчетов имеет и исходящие из этого минусы, к которым, в первую очередь, относится то, что для любого бизнеса наиболее выгодным и интересным является именно поступление финансовых средств.
Подобного рода сделки, особенно совершаемые с определенной регулярностью, часто привлекают внимание налоговиков при проводимых ими проверках, что зачастую влечет наложение на компании различного рода штрафов.
Именно поэтому к практике взаимозачетов лучше прибегать только в самых крайних случаях, когда другие формы расчетов по каким-то причинам невозможны. А в соглашения о зачете следует максимально тщательно и детально прописывать все нюансы сделки.
В каких случаях нельзя использовать взаимозачет
Законодательство определяет ситуации, в которых использование взаимозачета исключено: в первую очередь это случаи, когда возникает требование о возмещении причиненного ущерба здоровью. С полным перечнем таких исключений можно ознакомиться в 411 статье ГК РФ.
Кто формирует соглашение
Составлением соглашения может заниматься представитель любой из сторон: любо юрист предприятия, любо сотрудник отдела бухгалтерии, либо специалист того структурного подразделения, в ведении которого находятся договоры, по которым достигнуты компромиссы на условиях взаимозачета. Важно, чтобы этот человек имел представление обо всех деталях договорных обязательств, а также был знаком с правилами составления подобного рода бумаг.
Как составить бумагу
Соглашение о взаимозачете не имеет унифицированной единой формы, поэтому представители предприятий и организаций могут писать его в произвольном виде или по образцу, разработанному и утвержденному внутри фирмы.
Главное, чтобы по своей структуре данный документ соответствовал определенным нормам делопроизводства, кроме того, в плане содержания он должен включать некоторые обязательные сведения. К ним относятся:
В основной части документа следует обязательно зафиксировать:
Если есть какие-то дополнительные условия или документы, которые прилагаются к данному соглашению, их необходимо отметить отдельным пунктом.
Нюансы оформления соглашения между организациями
Оформление соглашения, также как и его содержание полностью отдано на откуп работникам компаний. Его можно писать на обыкновенном листе бумаги любого удобного формата или на фирменном бланке какой-нибудь из организаций, от руки или в печатном виде.
Далее бумагу подписывают директора или их представители с обеих сторон. Подписи в обязательном порядке должны быть «натуральными».
Если организации используют в своей деятельности печати и штампы, то бланк соглашения следует завизировать.
Соглашение делается в двух идентичных и равнозначных экземплярах – по одному для каждой из заинтересованных сторон. После того, как документ будет оформлен и завизирован, он должен быть зарегистрирован в журнале учета документов у каждой из компаний. В дальнейшем документ служит основанием для проведения соответствующих бухгалтерских операций.
Хранить соглашение следует вместе с договором в отдельной папке на протяжении периода, установленного законодательством РФ или внутренними нормативно-правовыми актами фирм (но не меньше трех лет).
В чем суть взаимозачета (по контрактам на оказание услуг и поставку товаров)?
Взаимозачет — это договоренность сторон гражданских правоотношений о взаимном прекращении тех или иных обязательств в установленном объеме. Например, если исполнитель выполнил для заказчика работы, в то время как заказчик поставил исполнителю товары, то каждая из сторон может освободить себя от оплаты выполненных другой стороной обязательств в обмен на то, что другая сторона, в свою очередь, также не будет платить за выполненные первой обязательства. Юридически такое условие может быть закреплено в договоре взаимозачета на оказание услуг (или поставку товаров).
Важно при этом, чтобы (ст. 410 ГК РФ):
Взаимозачет не может быть осуществлен, если (ст. 411 ГК РФ):
Взаимозачет может быть юридически закреплен не только в договоре, но и в одностороннем порядке — посредством заявления о взаимозачете, составляемом какой-либо из сторон сделки. Но в этом случае стороне, составившей заявление, нужно быть при необходимости готовой доказать в суде, что:
Составление двухстороннего договора о проведении взаимозачетане имеет таких недостатков, и многие фирмы используют именно его.
Составляем договор о проведении взаимозачета: на что обратить внимание?
При составлении договора, о котором идет речь, сторонам нужно иметь в виду, что:
1. В соглашении следует обязательно отразить сведения:
2. Желательно привести мотивировочные формулировки, аргументирующие его составление.
Например, указать, что договор составляется в целях упрощения и повышения эффективности расчетов сторон.
3. В соглашении желательно указать, что взаимно зачитываемые требования однородны, и привести главный признак их однородности (например, указать, что зачитываются финансовые обязательства в рублях, однотипные товары в штуках, однотипные услуги в конкретных единицах объема).
4. В договоре желательно отразить остаток задолженности какой-либо из сторон, поскольку он, вполне вероятно, образуется по факту взаимозачета.
Будет уместным указание в преамбуле или иной части договора о том, что он составляется на основании положений ст. 410 и 411 ГК РФ.
Как сделать взаимозачет по разным договорам с одним контрагентом?
Возможен сценарий, при котором контрагент фирмы имеет обязательства перед ней (либо она — перед контрагентом) по двум разным договорам. Это не имеет принципиального значения с точки зрения возможности проведения взаимозачета. Главное — последовательно изложить в соглашении порядок взаимного зачета требований сторон со ссылками на разные договоры, корректно отразить финансовую составляющую.
Как сделать взаимозачет между договорами одного контрагента соответствующим требованиям законодательства? Здесь главное — убедиться, что содержание правоотношений по существу не предполагает препятствий для зачета требований с точки зрения норм ст. 410 и 411 ГК РФ.
Так, препятствием к взаимозачету требований по нескольким договорам с контрагентом может быть неоднородность обязательств, отраженных в разных договорах. Например, если один договор составлен в рублях, а другой — в валюте. В этом случае взаимозачет между договорами одного контрагента осуществить будет нельзя. Для взаимного зачета требований по каждому договору фирме нужно составить отдельное соглашение с контрагентом (при условии, разумеется, что он имеет требования к ней в аналогичной валюте).
Взаимозачет и налоговый учет: нюансы
Налоговый учет правоотношений по взаимозачету обязательств характеризуется тем, что:
1. Факт подписания договора о взаимозачете между организациями не изменяет состава налоговой базы по НДС. Не имеет значения и то, если, к примеру, фирмой был получен аванс от контрагента в счет будущих поставок, и он был зачтен по договору о взаимозачете обязательств, в то время как товары или услуги контрагенту не были поставлены.
2. Проведение взаимозачета не меняет состав налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку при методе начисления доходы и расходы по договору с контрагентом будут признаны еще до взаимозачета. При кассовом методе доходы и расходы будут определены по факту проведения взаимозачета.
3. При упрощенке ситуация аналогична той, что наблюдается при кассовом методе учета доходов и расходов плательщиком на ОСН. Доходы и расходы признаются фирмой на УСН только по факту проведения взаимозачета обязательств с контрагентом.
Не ошибиться при отражении взаимозачета в учете вам помогут рекомендации от экспертов КонсультантПлюс:
Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Образец договора взаимозачета между юридическими лицами вы можете скачать на нашем сайте по ссылке ниже.
Образец договора взаимозачета между тремя организациями см. здесь.
Итоги
Если два хозяйствующих субъекта имеют взаимные однородные обязательства (например, по оплате поставленных товаров или услуг в одной валюте), то такие обязательства могут быть аннулированы посредством составления договора о взаимозачете. Такой документ должен соответствовать нормам ст. 410 и 411 ГК РФ.
Узнать больше о порядке проведения взаимозачета коммерческих обязательств вы можете в статьях:
Как прописать условия оплаты в договоре
Порядок оплаты по договору — это установленный сторонами в контракте способ расчета за выполненные обязательства.
Одной из основных частей контракта является порядок расчетов по договору, в этом вопросе важно достичь компромисса, учитывающего интересы обеих сторон. Недостаточно знать, что договор будет исполнен, для эффективного ведения бизнеса имеет большое значение, когда и каким образом.
Формы и способы: возможные варианты
Варианты расчета за выполненные обязательства предусмотрены в ГК РФ различные. Выбор конкретного способа зависит от волеизъявления сторон, вида заключаемого контракта, требований законодательства по нему. По общему правилу ст. 424 ГК РФ цена может быть и не установлена в соглашении, в этом случае она определяется по правоприменительной практике. Для некоторых видов контрактов существенным условием (без которого договор признается незаключенным) является сам порядок расчетов. Таковым является очень распространенное в бизнесе соглашение о поставке товаров.
В соответствии с ГК РФ и деловыми обычаями какие бывают формы оплаты по договору:
Варианты, как прописать сроки оплаты в договоре:
Несколько примеров, как прописать в договоре порядок оплаты (формулировки):
Чтобы выбрать подходящий способ и правильно составить формулировку, рекомендуется рассмотреть все варианты и учесть практику правоприменения. Например, для безналичного перечисления существует несколько способов (инкассо, аккредитив, чеки, электронные средства платежа), их конкретно указывают в контракте с реквизитами во избежание разногласий. Чаще всего используются переводы на расчетный счет по платежным поручениям. О смене реквизитов сразу уведомляют контрагента.
Как прописать расчет по факту
Расчет за выполненную работу, оплата товара по договору поставки по факту закладываются в контракт на практике не часто, этот вариант несет большие риски для исполнителя.
В соглашении рекомендуется прописать следующие моменты.
Конкретный срок расчета. Необязательно дату, допускается привязать срок к неизбежному событию (принятие работ, услуг, заключение соглашения).
Заказчик обязуется произвести оплату не позднее 10 календарных дней с момента подписания акта приемки оказанных услуг. |
Пени и штрафные санкции за просрочку. Обычно закладывается процент за каждый день, размер должен соответствовать практике, в противном случае может быть снижен в суде. Заказчику этот пункт включать невыгодно.
Как оговорить аванс
Это самый распространенный способ согласования порядка расчета. Заключить договор на оплату до получения товара (услуги, работы) частично одинаково выгодно как заказчику (продавцу), так и исполнителю (покупателю). Риски остаются, но минимизируются для обеих сторон.
Исходя из судебной практики, во избежание споров рекомендуется в контракте оговорить следующие условия:
Срок с указанием конкретной даты или определенного периода, события (чаще всего, заключения соглашения).
Заказчик обязуется внести аванс 20.08.2020 г.
Заказчик обязан внести аванс не позднее 7 календарных дней дней с момента подписания настоящего контракта.
Размер
Заказчик обязуется произвести расчет за работы в следующие сроки: в срок до 20.08.2020 г. — 50% цены по контракту; в срок не позднее 7 календарных дней с момента подписания акта приемки — оставшиеся 50%. |
Допускается ссылка на график платежей, который содержится в приложении. В этом случае в контракте обязательно надо прописать, что приложение является его неотъемлемой частью, само приложение подписать сторонами и подшить ко всем экземплярам.
Как прописать оплату наличными
Сейчас наличный расчет в договоре используется крайне редко, безналичный гораздо проще и эффективнее. Для наличных расчетов юрлиц и ИП существует лимит — не более 100 000 рублей, по указанию ЦБ РФ. При определении этого способа в соглашении прописывается конкретный адрес, где осуществляются платежи наличными в кассу.
Как указать условие об использовании иностранной валюты
В России оплата по договору производится только с использованием национальной валюты (ст. 317 ГК РФ). Допускается привязка цены контракта к иностранной валюте (доллар, евро), но оплата должна производиться исключительно рублями. Например, допустимо прописать этот порядок следующим образом:
Покупатель должен заплатить Продавцу за товары сумму в рублях, эквивалентную 10 000 долларам США (в том числе НДС — 20%), по курсу Центробанка РФ на момент оплаты, то есть составления платежного поручения на списания средств со счета Покупателя. |
То есть необходима ссылка на порядок определения этого момента (вторая сторона вправе посчитать моментом расчета дату поступления средств на собственный счет.
В итоге, как прописать условия оплаты в договоре, решают стороны. Основная рекомендация специалистов — прописывать способы расчетов максимально точно и четко, с указанием дат, сроков и способов их определения.
Расчет взаимозачетом: существенные условия
Таким образом, зачет возможен при одновременном наличии следующих условий:
1) четкое согласование содержания двух конкретных зачитываемых обязательств;
2) однородность встречных требований (например, их денежный характер);
3) наступление срока исполнения обоих встречных обязательств (либо срок которых не указан или определен моментом востребования);
4) письменное заявление одной стороны о зачете.
В случае несогласования содержания зачитываемых обязательств (состава и размера денежных обязательств), равно как и в случае отсутствия письменного заявления о зачете, требование об оплате товара деньгами (обычный способ расчета) будет правомерным. Иными словами, указание в договоре данного права (зачета) не обязывает стороны провести зачет, поскольку не свидетельствует о волеизъявлении стороны. В любом случае зачет производится также и на основании нормы закона — ст. 381 ГК.
Пример 1
В экономический суд обратилось ООО «А» (поставщик, истец) с исковым заявлением о взыскании с ООО «Б» (покупатель, ответчик) задолженности за поставленный товар.
Рассматривая дело, суд установил следующее.
Между сторонами был заключен договор строительного подряда. По нему потребовалось поставить материалы. С этой целью стороны заключили договор поставки.
При этом в договоре поставки стороны предусмотрели единственное условие об оплате товара: по соглашению сторон расчеты с поставщиком за поставленный товар будут произведены покупателем по актам выполненных работ (форма С-3а «Справка о стоимости выполненных работ», форма С-2б «Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ») на условиях взаимозачета (задолженность за поставленный товар будет погашена за счет встречной обязанности поставщика оплатить выполненные работы), не противоречащих действующему законодательству.
Истец исполнил договор поставки, передав по ТН товар ответчику, однако зачет произведен не был.
По мнению ответчика, договор поставки не предусматривает иного способа оплаты, кроме взаимозачета, от проведения которого истец уклонялся. Из договора не следует, что взаимозачет необходимо проводить по конкретным актам выполненных работ.
Кроме того, ответчик полагал, что суд должен разрешить судьбу поставленных материалов, так как работы были выполнены и объект введен в эксплуатацию, что свидетельствует об использовании истцом материалов в ходе выполнения работ.
Ответчик не представил суду доказательств наличия обязательств истца перед ответчиком, предъявления требований к поставщику и оснований для проведения взаимозачета в соответствии с условиями договора поставки.
Однако, как отметил суд, отсутствие оснований для взаимозачета не означает, что приобретенный ответчиком в собственность товар не подлежит оплате.
Доводы ответчика о том, что расчет по договору поставки может быть осуществлен исключительно на условиях взаимозачета, так как это предусмотрено договором, признаны судом не соответствующими законодательству. Обязанность ответчика оплатить товар следует не только из условий договора поставки, но и из общих норм гл. 30 ГК и норм, регулирующих отношения по поставке.
С учетом изложенного иск удовлетворен в полном объеме.
Решение обжаловано в апелляционном и кассационном порядке, но оставлено в силе.
Пример 2
В экономический суд обратилось ИООО «Р» (лизингополучатель, истец) с иском к СООО «В» (лизингодатель, ответчик) об установлении факта ничтожности акта зачета взаимных требований.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор финансовой аренды (лизинга), по которому ответчик обязался приобрести у истца на условиях договора объекты недвижимости и предоставить их ему же (истцу) в лизинг.
Перед этим стороны заключили несколько договоров купли-продажи недвижимого имущества, по условиям которых ответчик обязался приобрести недвижимое имущество (недвижимость) с целью его последующей передачи в финансовый лизинг истцу.
В договоре лизинга стороны согласовали понятие предмета лизинга, перечислив объекты недвижимости, указанные в договорах купли-продажи недвижимости.
Договор лизинга содержал условие о том, что обязательства истца по уплате лизинговых платежей могли быть прекращены путем зачета встречных однородных требований, возникших между истцом и ответчиком по договорам купли-продажи недвижимости.
Объекты недвижимости были переданы ответчику по актам приема-передачи имущества.
В части оплаты стоимости объектов недвижимости сторонами достигнуто соглашение о зачете встречных требований — обязательств истца по договору лизинга и обязательств ответчика по договорам купли-продажи, о чем составлен двусторонний акт зачета взаимных требований.
По акту зачета сторонами произведен зачет по следующим обязательствам:
— задолженность истца перед ответчиком по лизинговым платежам, арендной плате за землю и земельному налогу; пеням за несвоевременное исполнение обязательств по уплате лизинговых платежей; судебным расходам;
— задолженность ответчика перед истцом по договорам купли-продажи недвижимости (выплате истцу стоимости приобретенной недвижимости).
После завершения ответчиком расчетов по договорам купли-продажи недвижимости стороны подписали акт сверки, согласно которому подтвердили отсутствие задолженности между ними. Однако истец, руководствуясь ст. 167, 169, 381 ГК, обратился в экономический суд с иском об установлении факта ничтожности акта зачета, совершенного с ответчиком.
Оспаривая акт зачета, истец указал, что обязательства между сторонами не являются однородными и срок исполнения обязательств ответчиком по уплате основного долга по договорам купли-продажи на момент проведения зачета не наступил.
Суд первой инстанции установил факт ничтожности акта зачета исходя из того, что при проведении зачета обязательств истца не соблюден принцип однородности, а также исходя из того, что срок для исполнения обязательств ответчика по оплате объектов недвижимости на дату проведения зачета не наступил.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда пришла к выводу о неправильном применении судебными инстанциями норм материального права в результате неправильного толкования п. 1 ст. 381 ГК в связи со следующим.
Случаи, при которых не допускается зачет требований, приведены в п. 2 ст. 381 ГК.
По материалам дела следует, что оспоренный истцом акт зачета не является односторонней сделкой, а потому к ней не применимы положения ст. 381 ГК, на что обоснованно было указано ответчиком.
Положения ст. 391 ГК не содержат правил, устанавливающих ограничения о возможности заключения соглашения между сторонами на условиях прекращения неоднородных обязательств или обязательств с ненаступившими сроками исполнения при совершении двусторонней сделки.
Судами первой и апелляционной инстанций дана ненадлежащая оценка доводам истца о неоднородности требований и ненаступлении срока исполнения обязательств.
Так, из материалов дела следует, что по акту зачета стороны пришли именно к соглашению о погашении путем зачета задолженности истца по существующим обязательствам перед ответчиком по лизинговым платежам, по возмещению расходов по уплате арендной платы за землю и земельного налога, по пеням за несвоевременное исполнение обязательств по уплате лизинговых платежей, по возмещению судебных расходов и погашению части задолженности ответчика перед истцом по договорам купли-продажи недвижимости.
Таким образом, в случае наличия взаимного согласия сторон автор рекомендует оформлять осуществленный зачет двусторонним соглашением сторон вместо одностороннего заявления, чтобы исключить возможность злонамеренного оспаривания зачета в судебном порядке.
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex