как проверить в росреестре регистрацию ипотечного договора
Как проверить номер ДДУ в Росреестре?
Договор долевого участия (ДДУ) по закону вступает в силу только после регистрации в Росреестре. До того момента это просто бумажка, пусть даже с подписями и печатями. По номеру ДДУ можно проверить регистрацию через сайт Росреестра, а также через многофункциональный центр (МФЦ), получив бумажную или электронную выписку из ЕГРН. Первый способ подойдет скорее для самоуспокоения, а для предъявления претензии застройщику годится только выписка. Если вы не нашли номера своего договора в Росреестре, а застройщик не может дать этому внятного объяснения — обращайтесь за помощью к юристам.
Зачем проверять регистрацию договора в Росреестре?
С 1 июля 2019 года дольщики больше не перечисляют застройщикам деньги, а размещают их в банке на особых счетах эскроу. Но часть строителей имеет право оформлять договоры по-старому — например, те, чей объект готов минимум на треть.
Поэтому главное правило для дольщиков остается неизменным: ничего никуда не платите, пока не проверите, прошла ли регистрация вашего ДДУ. Только внесение договора в государственный реестр может защитить вас в споре с застройщиком, если он возникнет.
Регистрация любого договора, в том числе ДДУ, в Росреестре — это проверка, а не просто внесение его номера в базу данных. Такая запись означает, что:
Вы имеете право самостоятельно зарегистрировать ДДУ, но обычно договоры на регистрацию отправляет застройщик. Вы же в итоге получаете документ, на обратной стороне которого проставлен штамп, в нем вручную вписан регистрационный номер, есть подпись и печать сотрудника Росреестра. По этому номеру и можно проверить, состоялась ли регистрация ДДУ на самом деле.
Как по номеру ДДУ проверить его регистрацию в Росреестре?
Узнать в Росреестре, зарегистрирован ли ваш ДДУ, можно на сайте этого ведомства или путем заказа выписки из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Электронный вариант выписки тоже можно заказать через сайт, но только если у вас есть цифровая подпись. Бумажный документ о регистрации прав на недвижимость дадут либо в местном отделении Росреестра, либо во многофункциональном центре.
Подать запрос и проверить договор может кто угодно, не обязательно это должен быть будущий собственник: сведения из ЕГРН общедоступны, доверенность не потребуется. Для обоих способов вам нужно знать лишь две вещи: номер ДДУ и кадастровый номер земельного участка, обе цифры есть в договоре долевого участия.
Как посмотреть номер ДДУ на сайте Росреестра
Чтобы удостовериться, что регистрация ДДУ состоялась, нужно отыскать номер своего договора в электронной базе. Для этого:
Если номер нашли — все отлично, ваш договор точно зарегистрирован. Если нет — проверьте еще раз через несколько дней, потому что данные обновляются не мгновенно. Срок регистрации ДДУ, по закону, 5 рабочих дней. Но, если ваш застройщик отправлял документы через МФЦ, то разрешается увеличить время до 7 дней. Если же вы — самый первый дольщик на объекте, то такой договор с застройщиком в Росреестре имеют право проверять до 18 дней.
Как заказать выписку из ЕГРН
Выписку из базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (она же Росреестр) можно заказать:
Получение выписки из Росреестра — платная услуга. Электронный вариант для граждан сейчас стоит 300 рублей, бумажный — 750 рублей.
Сотрудники МФЦ или Росреестра дадут вам образец заявления и помогут его заполнить. Сам ДДУ предъявлять не надо, можно просто переписать из договора кадастровый номер для проверки регистрации.
Если у вас или у кого-то из знакомых есть электронная подпись, запрос на выписку для проверки договора можно сделать онлайн:
Максимум через 3 дня после оплаты госпошлины на указанную электронную почту должна прийти выписка. В Росреестре она будет готова через 7 рабочих дней, в МФЦ — в течение 9. В разделе «Обременения» полученной выписки должен быть номер вашего договора. Если его там не оказалось — обращайтесь за разъяснениями к строителям. В любом случае, стоит подождать с оплатой хоть застройщику, хоть банку на эскроу-счет, пока не проверите, действительно ли состоялась регистрация вашего ДДУ.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
12 советов, как проверить квартиру перед покупкой
Недостатка мошеннических схем на рынке недвижимости нет, поэтому, чтобы не попасть в руки аферистов, необходимо учесть многие нюансы и внимательно изучить документы. Риелторы и юристы рассказали, как самостоятельно проверить вторичную квартиру перед покупкой.
Совет № 1: Проверьте собственника
Чтобы обезопасить себя от признания сделки по покупке квартиры недействительной, нужно проверить ее юридическую чистоту. А для этого, в первую очередь, изучить правоустанавливающие документы. Предоставить их по вашему требованию должен продавец. При осмотре объекта стоит попросить у собственника выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и справку о регистрации, уточнил руководитель направлений вторичной недвижимости и долгосрочной аренды «Авито-Недвижимости» Руслан Закирьянов.
Информацию из ЕГРН возможно получить и заранее, еще до осмотра объекта. «Сделать это можно самостоятельно в территориальных отделениях Росреестра, на его сайте или в МФЦ при предоставлении паспорта гражданина России, заявления на получение, квитанции об оплате госпошлины. Предоставить выписку должны в течение пяти рабочих дней. Из этого документа покупатель сможет получить информацию о бывших и настоящих собственниках жилья, историю запретов и перепланировок», — пояснила адвокат Виктория Данильченко.
Данные из выписки помогут лучше сориентироваться в особенностях сделки купли-продажи — узнать кадастровую стоимость, на основе которой рассчитывается налог на имущество, и проверить наличие обременений, уточнил Закирьянов. Он подчеркнул, что если недвижимость арестована или находится в залоге у банка, то купить квартиру не получится — такая сделка не может быть оформлена в Росреестре. Выписка также показывает наличие или отсутствие договоров об аренде, что также поможет исключить проблемные предложения еще на этапе знакомства с объявлениями.
Совет № 2: Запросите нотариальную доверенность
Если осмотр квартиры проходит без присутствия владельца, следует обязательно запросить нотариальную доверенность. «В ней должны быть указаны адрес жилья и паспортные данные как собственника, так и человека, который непосредственно встречается с потенциальным покупателем. Нотариальная доверенность необходима, если взрослые дети сдают квартиру своих пожилых родителей, которые не могут сами присутствовать при показе квартиры», — подчеркнул эксперт «Авито-Недвижимости».
От продаваемой по доверенности квартиры вообще лучше отказаться, поскольку этим методом очень часто пользуются мошенники. Если нужная вам квартира продается только по доверенности, добивайтесь личного участия собственника при заключении сделки — договоритесь с ним встретиться и пообщаться. «От видеозвонков стоит отказываться. Обязательно проверьте документы владельца квартиры и сверьте эти данные со свидетельством о государственной регистрации права. Эту информацию можно получить в Росреестре. Если собственник не может принять участие в сделке, проверьте, действительно ли существует нотариус, указанный в доверенности. Не поленитесь, сходите к нему, покажите копию доверенности и попросите подтвердить подлинность подписи», — рекомендует Данильченко.
Чтобы проверить какой-либо документ, выданный нотариусом (доверенность, согласие супруга, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи), можно просканировать камерой смартфона его QR-код, размещенный в правом нижнем углу документа, пояснил председатель Комиссии Московской городской нотариальной палаты по информационному обеспечению нотариальной деятельности Вадим Сопин. «На экране появится ссылка с реквизитами нотариального документа — фамилия и имя заявителей, дата совершения нотариального действия. Если данные совпадают с текстом документа, он достоверный», — подчеркнул эксперт.
Кроме того, проверка по QR-коду покажет, зарегистрирован ли интересующий вас документ в Единой информационной системе нотариата (ЕИС), куда вносятся сведения обо всех совершенных в стране нотариальных действиях. Нотариальную доверенность можно дополнительно проверить с помощью сервиса проверки доверенностей на сайте ФНП, и вы убедитесь в том, что доверенность действительно удостоверялась нотариусом и впоследствии не отменялась», — объяснил Сопин.
Совет № 3: Проверьте основание права собственности
Проверка оснований права собственности также поможет избежать встречи с мошенниками. В свидетельстве о праве собственности указано, на каком основании собственность была получена — по договору купли-продажи, в результате приватизации, дарения или в наследство. «В последних двух случаях велика вероятность, что сделка будет оспорена в суде родственниками или вновь появившимися наследниками. Обратите внимание, как давно продавец стал собственником квартиры, как он стал собственником — купил или получил в наследство. Эта информация есть в свидетельстве о государственной регистрации права. Если 15 октября продавец стал наследником, 25 апреля получил свидетельство о собственности, а 26 октября уже выставил квартиру на продажу, поверьте, здесь явно что-то не так», — советует Данильченко.
Слишком быстрая продажа может быть опасна с точки зрения оспаривания сделки другими наследниками. Срок исковой давности по оспариванию наследства составляет три года, поэтому при проверке документов нужно обратить внимание на срок владения недвижимостью этим продавцом: лучше, чтобы он составлял более трех лет, объяснила юрист.
Совет № 4: Узнайте кто зарегистрирован в квартире
Для проверки всех зарегистрированных в квартире жильцов необходимо запросить у продавца справку о регистрации по форме 9 или справку о составе семьи, которые входят в Единый жилищный документ. Получить их может собственник или любой зарегистрированный на данной жилплощади в МФЦ в течение 30–40 минут при подаче заявления и предоставлении паспорта и документов, подтверждающих право пользования помещением, пояснила Данильченко.
В справке будут указаны сведения не только тех граждан, кто зарегистрирован по адресу на момент ее выдачи, но и о людях, которые были здесь прописаны ранее, то есть с самой календарной даты сдачи жилья в эксплуатацию, пояснила она. По справке формы 9 можно проследить всю историю жилого помещения. Этот документ поможет установить, есть ли в квартире несовершеннолетние жильцы или люди, отбывающие тюремный срок, иногда — люди, выехавшие на длительное лечение, которые потом смогут заявить свои права на жилплощадь.
Если несовершеннолетние дети прописаны в квартире, покупателю следует заблаговременно выяснить, имеется ли альтернативное жилье, соответствующее требованиям законодательства. «Особое внимание следует обратить на это, если квартира приватизирована. Покупателю необходимо выяснить, были ли прописаны на жилплощади несовершеннолетние в момент приватизации. Если да, то дети автоматически включены в состав собственников. Если речь идет о принадлежащем ребенку праве собственности, то покупателю необходимо получить разрешение на совершение сделки от органов опеки, а ребенок будет являться участником сделки. Органы опеки должны отследить, чтобы условия нового жилья для несовершеннолетнего были не хуже, чем продаваемого, с сохранением размера его доли. Только в этом случае опека выдаст разрешение на его продажу», — подчеркнула юрист.
Совет № 5: Изучите разрешение супруга
Если квартира была приобретена в браке и считается совместно нажитым имуществом, ее нельзя продать без нотариально заверенного разрешения супруга. Если владелец недвижимости в разводе, попросите посмотреть решение суда о разделе совместного имущества, уточнил Закирьянов. По его словам, если согласия супруга не будет, сделку могут отменить из-за нарушения интересов третьего лица. Данный документ не потребуется, если квартира получена продавцом по дарственной или по наследству.
Стоит иметь в виду, что если квартира покупалась с использованием материнского капитала, а детям не были выделены доли, то это нарушение закона, объясняет аналитик «Авито-Недвижимости». При отсутствии информации о маткапитале в договоре можно попросить продавца взять справку о размере оставшейся суммы из Пенсионного фонда, подчеркнул он.
Совет № 6: Запросите информацию в МВД
Совет № 7: Проверьте справку по ипотеке
Еще один документ, который стоит проверить, — это справка о погашении жилищного кредита. «Если квартира покупалась на ипотечный кредит, стоит попросить у продавца справку из банка, выдавшего его, с подтверждением, что заемщик исполнил свои обязательства в полном объеме. Если кредит до конца не погашен, необходимо получить справку из банка о задолженности, чтобы совместно с банком разработать схему проведения сделки по отчуждению квартиры, поскольку до момента погашения кредита квартира находится в залоге у банка, а ее отчуждение возможно только с его согласия», — пояснила руководитель юридической службы риелторской компарнии «Инком-Недвижимость» Светлана Краснова.
Совет № 8: Проверьте справки ПНД и НД
Рекомендуется также запросить у продавца справки из наркологического и психоневрологического диспансеров, подтверждающие, что он не страдает психо- или наркозаболеваниями и не стоит на учете в указанных учреждениях. Эта информация нужна, чтобы исключить риск оспаривания сделки на основании, что в момент ее совершения продавец не был способен осознавать свои действия.
Сам по себе факт нахождения продавца на учете в НД и/или ПНД не является однозначным поводом для отказа от сделки. «В таком случае следует учитывать все обстоятельства сделки. Важно выяснить, приобретает ли он взамен другое жилье, получает ли доплату в случае неравноценности продаваемого и приобретаемого жилья и т. п. В некоторых случаях практикуется прохождение продавцом медицинского освидетельствования у специалиста в день сделки, чтобы врач мог оценить состояние продавца с точки зрения его сделкоспособности», — отметила Краснова.
Совет № 9: Изучите кадастровый паспорт
Самый простой способ проверить правильность и актуальность сведений, отображенных в кадастровом паспорте и выписке из ЕГРН для покупателя, — это онлайн-запрос по объектам недвижимости в разделе «Сервисы» на сайте Росреестра. Вы сможете проверить кадастровый номер, адрес объекта и регистрационную запись о праве собственности либо обременении, уточнил Соловьев. По его словам, на этом сервисе можно заказать расширенную справку и сверить ее данные с данными, предоставленными продавцом.
Совет № 10: Проверьте задолженности по коммуналке
Если не хотите платить чужие долги, стоит проверить, нет ли у продавца задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт. «Такие сведения могут содержаться в едином жилищном документе либо в отдельной справке. Необходимо учитывать, что задолженность прежнего собственника по взносам за капитальный ремонт после отчуждения им жилого помещения переходит к новому собственнику», — рассказала юрист компании «Инком-Недвижимость».
Совет № 11: Не забывайте о безопасности
С распространением онлайн-сервисов в сфере недвижимости найти и проверить информацию о квартире стало проще, подчеркнул Закирьянов. Но при использовании подобных сервисов не стоит забывать о базовых правилах безопасности в сети, добавил он:
Совет № 12: Не пренебрегайте специалистами
Чтобы не тратить время на самостоятельную проверку квартиры и не нарваться на аферистов, стоит обратиться к специалисту. «Мошенник понимает, что при общении с неопытным участником рынка меньше рисков быть раскрытым, а с профессионалом ни один не захочет продолжать разговор после первого же контакта. Наймите опытного участника рынка, работающего в связке с юристом, и вам останется только слушать их объяснения с подробным анализом всех документов, почему этот вариант покупать безопасно, потом подписать банковское поручение об аккредитиве и договор купли-продажи квартиры и через какое-то время получить ключи от квартиры и идеальный комплект документов по ней», — советует ведущий эксперт офиса «Сущевский» компании «Миэль» Евгений Коноплев.
Если нотариус сделает свою работу некачественно или не в полном объеме и кто-то из участников сделки впоследствии пострадает, он будет нести полную имущественную ответственность за свои ошибки, отметил эксперт. По его словам, таким образом стороны нотариальной сделки получают гарантию стопроцентного возмещения ущерба, если тот возник по вине нотариуса.
Проверка статуса запроса в Росреестре
Проверка статуса запроса в Росреестре
Pocpeecтp peгиcтpиpyeт cдeлки c нeдвижимocтью, выдaeт paзличныe cпpaвки, зaнимaeтcя пepexoдoм пpaвa coбcтвeннocти пo нacлeдcтвy и дpyгими вoпpocaми. B бoльшинcтвe cлyчaeв cpoк paccмoтpeния зaявoк, пoдaнныx в гocyдapcтвeннoe yчpeждeниe, cocтaвляeт 10 днeй, нo мoжeт быть yвeличeн. B cтaтьe paccкaжeм, кaк пpoxoдит пpoвepкa гoтoвнocти дoкyмeнтoв в Pocpeecтpe : кyдa зaxoдить, чтo пиcaть и кaк интepпpeтиpoвaть peзyльтaт.
Пpoвepкa cтaтyca зaпpoca чepeз Pocpeecтp
3aйдитe нa cтpaницy cepвиca
Bтopoй cepвиc «yвидит» тoлькo зaявки в EГPН, пepвый — вce oбpaщeния в Pocpeecтp. Moжeтe иcпoльзoвaть любoй из ниx — oбa бecплaтныe и пoкaзывaют инфopмaцию бyквaльнo зa нecкoлькo ceкyнд.
Bвeдитe нoмep дoкyмeнтa
B oбoиx cepвиcax для пoлyчeния инфopмaции нyжнo yкaзaть пepcoнaльныe дaнныe. Bы нaйдeтe иx нa дoкyмeнтe, кoтopый coтpyдник Pocpeecтpa или MФЦ выдaл пpи пoдaчe зaявки, либo в элeктpoннoм дoкyмeнтe, ecли пoдaвaли ee oнлaйн.
Чтoбы cмoтpeть cocтoяниe зaпpoca oнлaйн в пepвoм cepвиce, ввeдитe:
💻 нoмep зaявки и нoмep зaпиcи чepeз cлeш, тo ecть знaчoк «/» — oбa нoмepa нaxoдятcя нa дoкyмeнтax, в нижнeм лeвoм yглy;
💻 кaпчy — cимвoлы, кoтopыe бyдyт изoбpaжeны нa кapтинкe: oнa нyжнa для зaщиты oт poбoтoв.
Пepвый нoмep нyжнo ввoдить тaк жe, кaк oн и нaпиcaн, co cлeшaми. Bтopoй — чepeз дeфиc.
Bo втopoм cepвиce нyжнo ввecти:
Oбa нoмepa вaм пpидyт в CMC-cooбщeни и или нa элeктpoннyю пoчтy, в зaвиcимocти oт выбopa фopмы cвязи. Oбычнo oни пpиxoдят пocлe oплaты ycлyги — нaпpимep, кoгдa вы зaплaтитe зa элeктpoннyю выпиcкy из EГPН.
Пoлyчитe peзyльтaт
Bнимaниe! 3aпpoc o гoтoвнocти дoкyмeнтoв нe бyдeт oбpaбoтaн, ecли oн eщe нe внeceн в элeктpoннyю бaзy дaнныx. Cвeдeния в нee пoпaдaют чepeз 3–4 дня пocлe пoдaчи зaявки. To ecть ecли вы пpoвepитe cтaтyc нa cлeдyющий дeнь пocлe oбpaщeния в Pocpeecтp, cиcтeмa ничeгo нe пoкaжeт. Пpoвoдитe пpoвepкy чepeз 3–4 дня, чтoбы yзнaть вepныe cвeдeния.
Oтcлeживaниe в Pocpeecтpe зaпpoca чepeз личный кaбинeт
3apeгиcтpиpyйтecь нa Гocycлyгax
Гocycлyги — oфициaльный интepнeт-пopтaл гocyдapcтвeнныx ycлyг. Oн тecнo cвязaн c дpyгими oфициaльными caйтaми гocyдapcтвeнныx cлyжб — нaпpимep, мoжнo aвтopизoвaтьcя нa caйтe Pocpeecтpa, иcпoльзyя лoгин и пapoль oт Гocycлyг.
Чтoбы зapeгиcтpиpoвaтьcя нa пopтaлe гocycлyг, зaйдитe нa eгo глaвнyю cтpaницy и нaжмитe «Личный кaбинeт», a зaтeм «3apeгиcтpиpoвaтьcя». Укaжитe aдpec элeктpoннoй пoчты, пpидyмaйтe пapoль, зaпoлнитe дpyгиe пoля.
Aккayнт нa Гocycлyгax мoжнo cpaзy пoдтвepдить — нaпpимep, в ближaйшeм MФЦ. Этo дacт вoзмoжнocть иcпoльзoвaть бoльшe ycлyг и пoлyчaть cкидкy пpи oплaтe нeкoтopыx пoшлин.
3aйдитe в личный кaбинeт нa caйтe Pocpeecтpa
Пocлe aвтopизaции вы oкaжeтecь нa дoмaшнeй cтpaницe. Taм мoжнo oтпpaвить зaпpocы или иcпoльзoвaть cepвиcы caйтa, ocyщecтвлять yпpaвлeниe зaявкaми. Инфopмaция o гoтoвнocти pacпoлoжeнa в дpyгoм paздeлe.
Пoceтитe paздeл «Moи зaявки»
Чтo oзнaчaeт cтaтyc зaявки
Cтaтyc дeлa мoжeт имeть чeтыpe нaзвaния:
Bнимaниe! Ecли cтaтyc «Пpoвepкa нe пpoйдeнa» пoявилcя пo иcтeчeнии 3–4 днeй пocлe пoдaчи зaявлeния, знaчит, нyжнo пoceтить MФЦ или Pocpeecтp зaнoвo. A ecли cнaчaлa вы yвидeли cтaтyc «B paбoтe», a пoтoм «Пpoвepкa нe пpoйдeнa», ничeгo нe нyжнo дeлaть. 3aявкa пpoйдeт вce этaпы oбpaбoтки и бyдeт paccмoтpeнa cпeциaлиcтoм, пoвтopнoгo зaявлeния нe тpeбyeтcя.
Ecли вы впepвыe пpoвepили cтaтyc зaявки и yвидeли, чтo пpoвepкa нe пpoйдeнa, тo ecть нe знaeтe, нa кaкoм этaпe oбpaбoтки нaxoдилиcь дoкyмeнты дo этoгo, cвяжитecь co cпeциaлиcтaми Pocpeecтpa. Cдeлaть этo мoжнo нa гopячeй линии — пoзвoнитe пo нoмepy 8 (800) 100-3434. Oпepaтop cмoжeт пpoвepить cтaтyc зaявки либo paccкaжeт, кaк yзнaть oб oшибкax в дoкyмeнтe.
Bнe зaвиcимocти oт тoгo, пpoвepяли вы cтaтyc дeлa или нeт, вac yвeдoмят oб oкoнчaнии paccмoтpeния зaявки — вышлют пиcьмo нa элeктpoннyю пoчтy, oтпpaвят CMC-cooбщeниe или пoзвoнят. Ecли yвeдoмлeний нeт, пocмoтpитe нa pacпиcкy — дoкyмeнт, кoтopый coтpyдник Pocpeecтpa выдaл пpи пpиeмe зaявки. Нa нeм бyдeт yкaзaнa дaтa, в кoтopyю мoжнo зaбpaть бyмaги.
Как работает электронная регистрация прав на недвижимость
Сбербанк предлагает услугу электронной регистрации прав при покупке жилья. Это экономит время, но стоит до 12 250 ₽. Вот как работает сервис.
Как происходит электронная регистрация?
Если покупается квартира в новостройке, то регистрируется договор долевого участия (ДДУ), на вторичном рынке — договор купли-продажи жилья. Также сервис распространяется на земельные участки. Правда, для последних и для вторичного жилья сервис доступен только в том случае, если право собственности на них было оформлено после 1998 года. Услуга применяется только при прямых сделках, то есть цепочки сделок так зарегистрировать нельзя. Есть ещё ограничение на количество созаёмщиков (не более пяти), продавцов и покупателей (не более двух).
После одобрения ипотечного кредита нужно приехать в банк для подписания кредитного договора и других документов. В этот момент представитель банка предложит подключить сервис безопасных расчётов (2 000 ₽). Его суть — в хранении банком денег до регистрации сделки в Росреестре: только после регистрации договора банк отправит средства продавцу недвижимости. Если договор не зарегистрируют, то деньги вернутся покупателю. «Услуга необязательная», — пояснили в пресс-службе Сбербанка.
Покупателю и продавцам делают усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), которой будет подписываться договор.
Отправить пакет документов на регистрацию по условиям оказания услуги должны в течение 14 дней с момента её оплаты. Покупателю недвижимости придёт СМС-сообщение с кодом. Позвонит представитель регистратора (Росреестра) и запросит этот код. После его введения договор будет подписан цифровой подписью и передан на регистрацию.
Регистрация договора занимает 5–7 дней. Как только договор будет зарегистрирован, пришлют СМС-сообщение, а на электронную почту поступит подписанный договор.
В течение следующих суток Сбербанк должен перевести деньги продавцу недвижимости.
Зачем это нужно?
Во-первых, при оформлении ипотеки и электронной регистрации документов Сбербанк делает скидку по кредиту в размере 0,1 процентного пункта. Во-вторых, «сервис заменяет минимум четыре визита в банк и МФЦ/Росреестр», — утверждают в Сбербанке.
Найти кредит дешевле, чем в Сбербанке
Воспользоваться электронной регистрацией можно даже без оформления ипотечного кредита. Услугу предоставляют во всех регионах России.
Сколько это стоит?
Стоимость электронной регистрации составляет от 7 000 до 10 250 ₽. «Стоимость сервиса складывается из операционных затрат банка в конкретном регионе, госпошлины и затрат на оформление УКЭП», — сообщили представители банка. Также к ней можно добавить 2 000 ₽ за сервис безопасных расчётов, поскольку на практике от этой услуги не всегда получается отказаться.
Как проверить зарегистрированный договор?
Вместе с зарегистрированным договором Сбербанк присылает инструкцию для проверки документа. Для этого нужно зайти на сайт Росреестра и загрузить электронный файл в формате «xml». Затем нажать «Показать в человекочитаемом формате». В результате вы увидите дату, номер регистрации и имя регистратора.
Минусы электронной регистрации
1. Цена. Если самостоятельно отнести документы в Росреестр, то нужно заплатить только госпошлину 2 000 ₽, а электронная регистрация с учётом сервиса безопасных расчётов может стоить в 6 раз дороже.
2. Не все принимают электронную версию договора и выписки из ЕГРН. По словам управляющего партнёра компании «Метриум» Марии Литинецкой, при покупке жилья на вторичном рынке в 95% случаев необходимо арендовать банковскую ячейку. Открыть её можно только при предъявлении оригинала подписанного договора купли-продажи с печатью Росреестра о регистрации документа. «В случае же электронной процедуры такой документ предоставить невозможно. Поэтому абсолютное большинство сделок проходят с посещением МФЦ, что отнимает минимальное время, но при этом даёт возможность получить на руки зарегистрированный договор с «живой» печатью, который станет законным основанием для получения продавцом денег», — отмечает эксперт.
Ещё проблемы могут возникать на этапе регистрации по месту жительства. В некоторых МФЦ могут не принять электронную выписку из ЕГРН и потребовать бумажный документ с печатью. На это жалуются некоторые клиенты на сайте самого сервиса. То, что возникают подобные ситуации, Сравни.ру подтвердили также в одном из столичных агентств недвижимости.
Старший юрист компании «Стрим» Мария Понаморева объясняет отказ МФЦ работать с электронными выписками соображениями безопасности. По сути, говорит она, даже если речь просто о заказе на сайте Росреестра выписки в электронном виде, никто — кроме того, кто непосредственно её заказал и видит на экране компьютера — верить ей не может. Именно поэтому при регистрации по месту жительства могут потребовать документ, который заверен печатью.
Сбербанк пишет, что после электронной регистрации вообще нет необходимости предоставлять куда-либо выписку, полученную на почту. «Госорганы, в которые вы обращаетесь, могут самостоятельно запросить данные в Росреестре», — говорится на сайте сервиса. Теоретически это действительно так, объясняет Мария Понаморева, но на практике всё может зависеть от конкретного сотрудника МФЦ, на которого попадёт покупатель недвижимости.
3. Не все сделки можно так зарегистрировать. Если право собственности на вторичное жильё или землю без построек было зарегистрировано до 1998 года, то при их купле-продаже придётся обращаться в Россреестр (МФЦ) лично. Также электронная регистрация невозможна, если одной из сторон сделки являются несовершеннолетние или представители с доверенностью.