как проверять акты сверок взаиморасчетов
Акт сверки взаиморасчётов
Составление Акта сверки взаиморасчетов необходимо обычно в том случае, когда двум юридическим лицам надо удостоверить произведенные между друг другом перечисления. Чаще всего такие акты сверок производятся по конкретным договорам или счетам-фактурам, также возможны сверки и по контрактам за определенный временной период. Стоит отметить, несмотря на то, что данный документ не имеет обязательного значения и создается только по взаимному согласию сторон, он распространен во всех сферах деятельности и в ходу у большинства организаций.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Кто составляет акт
Акт сверки может востребовать любая из сторон той или иной сделки. Составлением, как правило, занимаются бухгалтера.
Оформляется акт взаимных расчетов по запросу одной из сторон и его составлением занимаются специалисты бухгалтерских отделов. Перед тем, как отправить документ контрагенту, его необходимо обязательно подписать у главного бухгалтера или руководителя организации, либо уполномоченного на подписание таких документов сотрудника.
Как проводится сверка по расчётам
Данная процедура может производиться только по одной из следующих позиций: наименование или номер товара, договор, конкретная поставка, определенный промежуток времени. Чтобы данный документ являлся достоверным, его следует составлять либо после проведения последнего перечисления, либо с момента поставки. Кроме того, сверку удобно проводить во время ежегодной инвентаризации средств и имущества предприятия. Довольно часто по результатам подобных проверок выявляются задолженности: дебиторские или кредиторские.
Если подобные факты подтвердились, нужно сразу же сделать акт сверки и отправить его партнерской организации.
Правила оформления акта
Унифицированной, стандартной для всех формы составления акта не существует, поэтому его можно писать в свободной форме или же по разработанному на предприятии шаблону. Для заполнения подойдет обычный лист А4 формата.
Напечатать акт необходимо в двух экземплярах – по одному для каждой из заинтересованных сторон.
Оба подписанных и заполненных экземпляра отправляются контрагенту, специалисты которого сравнивают сведения из присланного акта с имеющимися у них данными. Если возражений по финансовым перечислениям, указанным в акте, нет, вся информация совпадает, то контрагент подписывает документы и один экземпляр возвращает обратно, второй уставляет у себя.
При необходимости акт можно заверить печатью, но с 2016 года наличие печати у юридических лиц не является требованием закона (тем не менее, без печати, в случае возникновения судебных разбирательств, документ может быть признан не имеющим юридической силы).
Чтобы процесс по подписанию акта сверки не затянулся, при пересылке документа следует указать сроки, в которые его необходимо вернуть обратно.
Цель составления акта
Если информация в документе, составленном инициатором сверки, не будет совпадать с той, что имеется у его контрагента, то в конце документа следует зафиксировать имеющиеся расхождения. То же самое касается задолженностей: если такие факты будут выявлены, нужно обязательно обозначить период, в течение которого следует их погасить. В противном случае суд, при возникновении претензии, не сможет принять во внимание аргумент по нарушению сроков денежных перечислений.
Акт сверки взаиморасчетов по закону может являться основанием для прерывания трехлетнего срока исковой давности. То есть, в тех случаях, если должник подписывает акт сверки в течение трех лет, он считается признавшим свои долговые обязательства и обязан их погасить в установленные сроки.
Бывает так, что за истекший с момента подписания договора и исполнения обязательств период контрагент был признан банкротом. В таких ситуациях кредиторские долги спустя определенное время могут быть списаны на расходы организации.
Инструкция по заполнению акта сверки
В «шапке» нужно вписать данные о том, за какой период проводится акт сверки, а также указать договор, который послужил основанием для создания данного документа. Здесь же следует вписать название компаний в соответствии с учредительными документами (можно без таких подробностей, как КПП, ИНН, ОГРН и т.д.).
Вторая часть документа включает в себя таблицу, в которую каждая из сторон вносит сведения, содержащиеся в ее бухгалтерском учете по перечислениям согласно рассматриваемому договору или за определенный период времени. Они должны полностью совпадать. Под таблицей каждое предприятия вписывает имеющуюся задолженность. Эти данные также должны быть одинаковы. Если долги отсутствуют, это необходимо письменно отметить.
В завершение документ должен быть обязательно подписан руководителями предприятий с обязательным указанием должностей и расшифровкой подписей. Оформленный по всем правилам делопроизводства документ при наличии подписей директоров предприятий обретает юридическую силу.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Сверка расчетов с контрагентом
Акт сверки, как принято, составляют организации, между которыми установлено продолжительное сотрудничество. Если одна компания отгружала другой товар, выполняла для нее работы или оказывала какие-нибудь услуги, а вторая перечисляла ей за это денежные средства, причем скорей всего округленными суммами, то почти наверняка у одной из сторон образовалась задолженность. Как подтвердить эту задолженность – подписать с контрагентом взаимный акт сверки. О том, как это сделать расскажем в данной статье.
Акт сверки взаиморасчетов свидетельствует о признании долга контрагентом. Причем в день подписания акта течение срока исковой давности прерывается и начинает идти заново (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2013 N 13096/12).
Для чего нужен акт сверки расчетов
Своевременно и правильно оформленный акт сверки позволяет избежать неточностей в бухгалтерском и налоговом учете. Если задолженность, отраженная в акте сверки, совпадает по Вашим учетными данными, то это означает, что хозяйственные операции с указанным контрагентом отражены в учете верно и никакие платежи или отгрузки не пропущены и не «задвоены».
Помимо этого, акт сверки взаимных расчетов можно предъявить в суде в качестве доказательства наличия долга контрагента.
Также акт сверки является важным документом при списании задолженности по истечении срока исковой давности (общий срок исковой давности составляет три года согласно ст. 196 ГК РФ). При этом, по п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. То есть, срок исковой давности требования об оплате товара, работы или услуги начинается со дня, следующего за днем оплаты в соответствии с условиями договора. Однако срок этот прерывается и начинается заново, в частности со дня, когда должник совершил действия, свидетельствующие о признании им долга (ст. 203 ГК РФ). А подписание акта сверки расчетов как раз и относится к этому (смотри п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18). Таким образом, со дня подписания акта сверки расчетов срок исковой давности отсчитывается заново.
Есть и еще ситуация, когда сторонам обязательно потребуется составить акт сверки расчетов. Речь идет о взаимозачете. Если между компаниями заключены хотя бы два договора и по ним имеются взаимные задолженности, то проще заключить соглашение о взаимозачете задолженностей по данным договорам. А уточнить сумму взаимных задолженностей поможет акт сверки расчетов.
По правилам бухгалтерского учета все организации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности должны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Среди имущества и обязательств выделяют такой вид как расчеты, инвентаризация которых так же проводиться в обязательном порядке. И самый удобный и быстрый способ инвентаризировать Ваши расчеты с контрагентами – это оформление актов сверок.
Период сверки расчетов
Перед началом сверки, необходимо определить период, за который следует учитывать данные. Если сверка расчетов уже проводилась контрагентами ранее, тогда все просто: данные для новой сверки берутся за период со дня окончания предыдущей сверки. Соответственно, задолженность на конец предыдущей сверки будет являться суммой долга на начало текущей сверки.
Порядок сверки
Акт сверки расчетов между контрагентами составляется по данным двух сторон. Однако на практике вряд ли бухгалтеры двух организаций найдут время, чтобы сидеть рядом и сверять учетные данные. Как правило, сверка проводится в таком порядке. Организация, являющаяся инициатором сверки, информирует другую компанию о необходимости проведения сверки и составления акта. Далее бухгалтер первой организации выводит по своим учетным данным сумму задолженности – формирует акт сверки (практически все программные продукты содержат в своем функционале данный документ) и сообщает об этом (передает акт сверки) представителю второй организации. Если вторая компания согласна с величиной задолженности, то сверку можно считать законченной. Бухгалтер первой организации оформляет акт сверки в 2-х экземплярах, подписывает его со стороны своей организации и передает на подпись во вторую компанию.
Если же у второй организации есть возражения по поводу суммы задолженности, то рекомендуем поступить по следующему алгоритму.
1. Бухгалтер первой организации заполняет только свою часть акта и пересылает документ бухгалтеру второй организации.
2. Бухгалтер второй компании вносит свою учетную информацию, и таким образом выявляются расхождения.
3. Сторона, допустившая ошибку в учете, корректирует свои учетные данные.
4. Бухгалтер первой организации формирует новый, уже скорректированный, акт сверки расчетов, включив в него данные обеих сторон договора. Акт формируется в двух экземплярах и уже не содержит расхождений.
5. Акт сверки подписывают руководители обеих организаций и ставят печати.
Иногда акт сверки может быть подписан с расхождениями. Такие ситуации могут возникать, например, когда период, за который сверяются компании, уже «закрыт», то есть сформирована бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Отметим, что Вам не обязательно проводить сверку расчетов со всеми контрагентами. Сделайте выборку по количеству операций или по размерам сумм.
Если контрагент не желает сверяться, все равно направьте ему составленный Вами акт. И сделайте оговорку о том, что при молчании контрагента в течение недели Вы будете считать, что он с долгом согласен. Проигнорировать такой акт Вашему партнеру будет сложно. А чтобы подобных проблем у Вас впредь не возникало, изначально в договор включайте условие о том, что сверку проводить обязательно. Также в договоре целесообразно предусмотреть детальный порядок этой процедуры
Что отражается в акте сверки
Унифицированной формы акта сверки расчетов не существует (Письмо Минфина России от 18.02.2005 N 07-05-04/2). Поэтому советуем разработать свой бланк и утвердите его в качестве приложения к учетной политике.
Приведем список реквизитов, которые должен содержать акт сверки расчетов:
1) наименование документа;
2) период, за который проводится сверка;
3) наименования сторон;
4) даты подписания акта;
5) реквизиты договора, по которому проводится сверка;
6) ссылки на первичные документы (накладные, акты приема-передачи результатов выполненных работ/оказанных услуг, платежные поручения, кассовые ордера и т.д.);
7) суммы операций (факта хозяйственной жизни) в денежном выражении;
8) начальное и конечное сальдо в денежном выражении;
9) подписи сторон и Ф.И.О. лиц, подписавших акт;
Вместе с тем отметим, что отсутствие какого-либо из перечисленных реквизитов автоматически не влечет недействительность акта.
Кто подписывает акт сверки?
Судебная практика. Представленные продавцом акты сверок взаимных расчетов признаны судами недопустимыми доказательствами, поскольку они подписаны в одностороннем порядке и не подтверждаются первичными бухгалтерскими документами (Определение ВАС РФ от 30.01.2013 N ВАС-48/13).
Суды не принимают в качестве доказательства акты сверки, подписанные неуполномоченными лицами.
Судебная практика. Акт сверки расчетов не принят судом в качестве доказательства прерывания срока исковой давности, поскольку подписан неуполномоченным лицом (Определение ВАС РФ от 09.01.2013 N ВАС-17480/12).
Даже главный бухгалтер не является лицом, имеющим право выступать от имени предприятия без доверенности.
Свести дебет с кредитом: как сверяются бухгалтеры
У каждого бухгалтера собственный взгляд на организацию сверки взаиморасчётов: сегодня в России нет официально утверждённой формы акта сверки. Какие они, правила взаиморасчётов на практике, рассказали бухгалтеры разных компаний из двух высокотранзакционных отраслей — строительной и ритейла.
В каком виде проводить сверку?
Единого формата акта сверки, общего для всех компаний, нет. Чтобы провести сверку, стороны должны договориться о формате акта сверки, который будут использовать при сотрудничестве. Акты сейчас существуют в трех вариантах: бумажный документ, excel- и xml-файл.
Мы спросили бухгалтеров, в каком формате они чаще всего проводят сверку.
— Если мы выступаем как поставщики для крупных сетевых магазинов, то при взаимодействии с ними вся сверка взаиморасчётов проходит в электронном виде. Как правило, сверяется вторая сторона, запрашивая у нас информацию. Если же речь идёт о работе с нашими поставщиками, когда в качестве покупателя выступаем мы, то поставщик предоставляет нам акт сверки в любом формате.
— Мы работаем с контрагентами по всей России, поэтому в основном используем электронную сверку взаиморасчётов — это очень удобно. Жаль, что мы не можем принимать все счета-фактуры в электронном виде. Как бухгалтер я не всегда знаю, получили клиенты поставку или нет, мне требуется подтверждение — подпись ответственного на складе, например. Поэтому иногда мы ждём подписанный бумажный документ с синей печатью.
— Мы используем разные форматы акта сверки — всё зависит от того, с каким документом может работать конкретный контрагент. Не каждое предприятие может себе позволить электронную сверку — она недешёвая. С большей частью партнёров мы проводим сверку взаиморасчётов на бумаге и в Excel.
— Некоторые наши контрагенты — преимущественно крупные торговые сети — хотят электронный документооборот и автоматизированную сверку взаиморасчётов, с ними мы перешли на электронный формат сверки. Однако статистика показывает, что чаще мы сверяемся с контрагентами на бумаге.
— Мы работаем со всеми типами актов сверки. Чаще всего проводим сверку в Excel, поэтому процесс сверки для нас весьма трудоёмкий. Например, для одной из торговых сетей мы разработали специальный отчёт «Сравнение акта сверки с покупателем», поскольку сверки с ней проводим ежеквартально при большом количестве документов — реализации, оплат, взаимозачётов. Есть ещё две торговые сети, которые отправляют акт сверки через Диадок в формате xml. И только один крупный контрагент автоматизировал процесс сверки взаиморасчётов — это самый удобный и быстрый способ.
Как часто нужно сверяться?
Законодательно регулярность проведения сверки взаиморасчётов не зафиксирована, акт сверки может быть составлен за месяц, квартал, год или даже за весь период работы. Между тем регулярные сверки помогают избегать ошибок в отчетности и делают отношения между контрагентами прозрачнее. О том, как часто стоит сверяться, рассказали бухгалтеры.
— На каждом предприятии должен существовать регламент как часть внутреннего документооборота, где указано, с какой периодичностью необходимо проводить сверку. Каждая компания сама для себя определяет, как часто следует сверять взаиморасчёты, и указывает это во внутреннем документе или в договоре поставки. Обычно именно договор поставки и служит регламентом: в нём указано, что каждая сторона по истечении определённого срока, например, месяца или квартала, предоставляет акт сверки.
— С крупными торговыми сетями и оптовыми покупателями мы проводим сверку ежемесячно. Частота в этом случае обусловлена большим оборотом документов. Ежемесячная сверка помогает нам устранять ошибки, своевременно учитывать «вычерки», «недовозы» и возвраты продукции. С небольшими торговыми сетями и розничными контрагентами мы проводим сверки ежеквартально.
Какие параметры у акта сверки?
В акте сверки есть три классических параметра: дата, номер документа и сумма. Бывает, что у предприятия есть потребность добавить дополнительное поле, убрать или изменить один из параметров. У бухгалтеров разные точки зрения на этот вопрос.
— Мы используем три основных параметра. Кроме того, дополнительно формируем сверку по параметру «договор». Когда работаем с крупными федеральными покупателями, используем параметр «регион».
— Стандартно мы сверяемся по четырём параметрам: дате, номеру документа, наименованию документа и сумме. По требованию контрагента мы добавляем в акт сверки ещё одно поле — адрес.
Сверяться с контрагентами можно быстрее! Обычно сверка 400 операций занимает 18 часов. Контур.Взаиморасчёты помогут свериться за 4 часа.
Что делать с расхождениями?
Когда одна из сторон не согласна с данными акта сверки, она может выразить своё несогласие, оформив акт сверки с расхождениями. Причины могут быть разными: неверные сведения, ошибки в расчётах, расхождения в периоде отражения. Мы узнали у бухгалтеров, стоит ли подписывать акты сверки с расхождениями.
— Если есть расхождения, мы подписываем акт сверки и указываем их причину со ссылкой на те документы, по которым у нас с контрагентом разногласия.
— Мы никогда не подписываем акт сверки с расхождениями. У нас всё должно быть копейка к копейке: нам выписали счёт, мы его оприходовали, оплатили, сумма есть. Какие могут быть расхождения?
— Иногда мы подписываем акты сверки с расхождениями, но редко. В этом случае мы добавляем запись: «Расхождения на такую-то сумму». Но в основном ситуация иная: например, мы провели операцию 30 июня, в последний день месяца, а покупатель провёл её 1 июля, когда документы фактически поступили.
— Электронные акты сверки мы подписываем без расхождений. А когда проводим сверку на бумаге и видим несоответствия, то мы можем подписать акт с расхождениями — с корректировкой в следующем периоде.
Как минимизировать риски?
Бизнесу необходимо идентифицировать риски перед тем, как сдавать отчётность, чтобы в итоге свести к минимуму ошибки, зафиксировать задолженности контрагентов и избежать штрафов и проблем с поставками. Предприятия используют разные инструменты, и мы узнали у бухгалтеров, какие именно.
— Мы запрашиваем у поставщиков оригиналы документов, чтобы в случае камеральных проверок мы могли предоставить их ФНС.
Бывает, что свериться нужно до копеечки. Если продукция в штуках — сверяться проще, поскольку цена в таком случае просто умножается на количество штук. Если продукция в килограммах, то при сверке в итоге появляется разница в копейках. Если эта разница больше копейки, она влияет на расчёт НДС. Поэтому акт сверки обязателен, мы прописываем это в договорах с контрагентами.
— Мы используем сверку взаиморасчётов для минимизации рисков перед сдачей отчётности. Благодаря сверке мы понимаем, каких документов у нас нет.
— Чтобы минимизировать риски, сторонам необходимо подписать договор купли-продажи, зафиксировать санкции за несоблюдение условий договора и назначить ответственного менеджера и бухгалтера. Ещё компания должна проводить проверку отчётных и логистических документов, фиксировать поступление денежных средств за отгруженную продукцию и проводить сверки взаиморасчётов, чтобы контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженность.
Контур.Взаиморасчеты быстро сверит операции по трем параметрам: дате, сумме и номеру счета-фактуры или договора.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Почему в отчете «Акт сверки» поможет старый добрый Excel
Прогресс и автоматизация бухгалтерии — это, разумеется, прекрасно. Но если ваш «Акт сверки» — длиной с «Войну и мир», и понять его сложнее, чем французские вставки без перевода, на помощь может прийти старый добрый Excel. Случаями из практики делится Надежда Игнатьева, и.о. заместителя руководителя отдела бухгалтерского учета нашей компании.
Несколько лет назад нам нужно было выровнять взаиморасчеты с поставщиком за три года. 52 548 строк — это были продажи и премии, курсовые разницы и возвраты, взаимозачеты. Сверяли месяц, но итог не шел. У сотрудника уже замылился глаз, тогда эту стопку бумаги передали мне, сказали — осталась неделя. Мне стало скверно, потому что поняла: я неделю его только листать буду, не то, что сверять.
Но когда кажется, что выхода нет, приходит вдохновение и свежие мысли. Я запросила акт сверки поквартально в формате Excel и вывела за те же периоды и в том же формате наш. Скопировала данные в один файл и приступила к сортировке и сверке.
Как подготовиться к сверке
Для сверки нам нужно получить две колонки — дебет и кредит. Для этого форматируем акт следующим образом: копируем данные из акта сверки — нам нужны только колонки: дата, документ, дебет, кредит — шапка и сальдо не требуются, вставляем их на другой лист книги, далее снимаем объединение ячеек — жмем правой кнопкой по выделенному фрагменту (весь наш акт) и выбираем «Формат ячеек», во вкладке «Выравнивание» убираем все из пункта «Объединение ячеек».
Удаляем пустые столбцы, если строки получились слишком широкими, их высоту можно изменить через «Автоподбор высоты строки».
Далее нам требуется установить фильтр надо всеми столбцами. Для этого выделяем нужные нам столбцы, во вкладке «Главная» в правом углу экрана кликаем «Сортировка и фильтр», выпадает список функций, выбираем «Фильтр».
После этого ставим фильтр надо всеми столбцами.
Сортировка данных в акте
Древние римляне говорили: «Разделяй и властвуй» — в нашем случае тоже можно применить этот метод. Если в вашем акте не только продажи, но и другие операции, то сделайте в фильтре текстовый отбор и разложите их на отдельные листы книги Excel. Допустим, мы хотим сверить только «Поступления товаров и услуг», корректировки сверим потом. Через настраиваемый фильтр отбираем ПТУ и копируем на отдельный лист.
После этого делаем отбор в столбцах с нашими данными, только в поле содержит вбиваем «прих».
Далее выделяем столбец с суммами и делаем сортировку по возрастанию.
Дальнейший отбор и сверка
Появляется окошко, в нем жмем «Сортировка»
Суммы выстроятся в порядке возрастания. Тоже самое делаем для данных нашей организации. В следующий столбец забиваем формулу: в пустой ячейке ставим знак равно (=), следом выбираем ячейку с суммой из первого столбца, далее ставим знак минус (-) и выбираем ячейку с суммой из второго столбца, щелкаем клавишей «Enter». Чтобы протянуть формулу для всех ячеек столбца, наводим курсор на правый нижний угол ячейки с уже рассчитанной разницей (неважно, равна она 0 или нет), у нас появляется черный крестик. Нажав и не отпуская левую кнопку мыши, протягиваем формулу на все последующие ячейки в столбце. Так формируется столбец расчета, в котором мы видим, по каким строкам идет разница в суммах.
Далее ставим фильтр на столбец расчета и отбираем ячейки в которых есть расхождения.
Для удобства можно выделить их другим цветом, записать на листке номер ячейки и снять отбор.
Далее мы идем к строке, в которой пошел «минус» и смотрим, в чем причина разногласий. Сравнивая номера и даты документов, мы поймем, внесено ли у нас на неверную сумму или же просто нет документа.
На первый взгляд может показаться, что нужно сделать слишком много отборов и сортировок. Но в условиях многостраничных актов сверки, мы, потратив на это 15 минут, сэкономим несколько дней и освободимся от нудной кропотливой работы.