как рассчитать потребность в кредите для предприятия
Что такое оборотный кредит и как его взять, чтобы заработать больше
Банки будут предлагать вам оборотные кредиты для развития бизнеса. Но они подходят далеко не всем. Разбираемся.
Николай Максименко
Маркетолог направления кредитования в Тинькофф Бизнесе
Понятно, что для развития бизнесу нужны деньги. И банки будут предлагать вам получить их быстро — например, взять оборотный кредит. Но он подходит не всем. Расскажем, когда оборотный кредит поможет бизнесу, а когда его лучше не брать. А несколько предпринимателей поделились своим опытом.
Что такое оборотный кредит
Оборотный кредит — это деньги, которые предприниматель берет у банка и сразу вкладывает в дело. Он подходит, когда нужно закупить материалы или сырье, привлечь клиентов или расширить бизнес. Вот пара примеров.
Автомастерская открывает гарантийное обслуживание новой марки автомобилей, и ей нужно закупить дополнительную партию запчастей.
Магазину женской одежды нужно закупить осеннюю коллекцию еще в июле, к сезону. Но летом продажи снижаются, а поставщики работают только по предоплате. Своих денег не хватает, и магазин берет кредит на закупку одежды. Осенью спрос больше, выручка растет. Магазин возвращает кредит.
Оборотный кредит берут на короткий срок, обычно до полугода. Предприниматель оборачивает заемные деньги в бизнесе, окупает кредит и зарабатывает сам. Все в плюсе.
Кредиты до 15 000 000 ₽ от 8,9% годовых
Что учесть перед тем, как взять кредит
«Сначала возьмем кредит, а там что-нибудь придумаем» — плохой подход. Не стоит брать оборотный кредит, если нет четкого плана, как вернуть всю сумму с процентами.
Для примера сделаем расчет для предпринимателя, который занимается продажей стройматериалов. Обычно он покупает партию товара на 50 000 ₽. Но сейчас собирается закупиться на 150 000 ₽ и хочет взять в кредит 100 000 ₽ на четыре месяца под 1%.
Предприниматель планирует за это время дополнительно получить 320 000 ₽. Исходя из своих прогнозов он делает расчет:
0 месяц, когда взят кредит | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | |
---|---|---|---|---|---|
Выручка | 200 000 ₽ | 280 000 ₽ | 280 000 ₽ | 280 000 ₽ | 280 000 ₽ |
Расходы | 120 000 ₽ | 220 000 ₽ | 120 000 ₽ | 120 000 ₽ | 120 000 ₽ |
Закупка | 50 000 ₽ | 150 000 ₽ | 50 000 ₽ | 50 000 ₽ | 50 000 ₽ |
Зарплата | 45 000 ₽ | 45 000 ₽ | 45 000 ₽ | 45 000 ₽ | 45 000 ₽ |
Аренда | 10 000 ₽ | 10 000 ₽ | 10 000 ₽ | 10 000 ₽ | 10 000 ₽ |
Непредвиденные расходы | 10 000 ₽ | 10 000 ₽ | 10 000 ₽ | 10 000 ₽ | 10 000 ₽ |
Налоги | 5000 ₽ | 5000 ₽ | 5000 ₽ | 5000 ₽ | 5000 ₽ |
Расходы по кредиту | 1000 ₽ | 26 000 ₽ | 26 000 ₽ | 26 000 ₽ | 26 000 ₽ |
Проценты по кредиту | 1000 ₽ | 1000 ₽ | 1000 ₽ | 1000 ₽ | 1000 ₽ |
Выплата основной суммы | 25 000 ₽ | 25 000 ₽ | 25 000 ₽ | 25 000 ₽ | |
Прибыль с учетом кредита | 34 000 ₽ | 134 000 ₽ | 134 000 ₽ | 134 000 ₽ | |
Прибыль без кредита | 80 000 ₽ | 80 000 ₽ | 80 000 ₽ | 80 000 ₽ |
Прибыль за четыре месяца с учетом кредита и всех платежей — 436 000 ₽, без кредита — 320 000 ₽. Даже после расчета с банком предприниматель остался в выигрыше. Прибыль нулевого месяца мы не учитываем, на нее кредит еще никак не влияет. Сразу говорим, это упрощенный пример. Но даже с помощью таких расчетов вы сможете понять, насколько оборотный кредит подходит для вас.
Бизнес постоянно меняется, поэтому кроме учета расходов нужно еще вот что:
Самое главное — оценивать бизнес на основе реальных цифр и фактов, а не «вдруг завтра придет крупный клиент». Это маловероятно.
«Без стабильного дохода брать кредит нельзя. С клиентами мы работаем по ежемесячной абонентской плате, то есть у меня есть постоянная сумма, на которую я могу рассчитывать. Перед тем как взять кредит для своего бизнеса, я смотрю: вписываемся мы или нет. Хватит ли нам денег на возврат кредита и процентов с учетом постоянных расходов: на зарплату, налоги и жизнь».
Нина Голубева, занимается бухгалтерскими услугами на аутсорсе
Когда оборотный кредит поможет бизнесу
Можно выделить четыре типичные ситуации, в которых оборотный кредит может принести максимальную пользу для бизнеса.
Быстрое пополнение оборотных средств. Бывает, что деньги нужны срочно. Например, поставщик неожиданно устроил распродажу товаров и можно выгодно закупить партию. Или все деньги в деле, а надо заплатить налоги, чтобы не получить штрафы.
«Год назад мы стали быстро развиваться. Переехали в новое производственное здание, закупили дополнительное оборудование, набрали сотрудников и автоматизировали процессы. У нас был запланирован бюджет на развитие, но понадобились еще деньги. Мы работаем и с физлицами тоже, оплаты от них не всегда приходят вовремя, а нам нужно было рассчитаться с партнерами.
Мы взяли оборотный кредит, чтобы выполнить свои обязательства вовремя. Отправили заявку через интернет и через полчаса увидели деньги на счету. Комиссия была небольшая, и она с лихвой оправдалась полученными выгодами. Это нестандартная для нас ситуация, и банк в этом случае нас выручил».
Ольга Итяксова, исполнительный директор мебельной фабрики «Хэмилтон»
Закупка товара перед сезоном. В торговле и туризме бывает высокий сезон — с самыми большими заработками. Компании в это время стараются закупить больше товара и привлечь больше покупателей.
Туристическое бюро покупает своим гидам перед летом дополнительную радиоаппаратуру для экскурсий. Теперь в каждую группу можно включить еще несколько человек и получить дополнительный доход.
Привлечение клиентов. Бизнес всегда хочет заинтересовать и удержать больше клиентов, чтобы продавать быстрее и больше.
Фермерская лавка продает молочную продукцию. Она хочет добавить в ассортимент новые позиции: творожные сыры, о которых спрашивают покупатели. Чтобы их купить, а заодно и выпустить листовки с рекламой новой продукции, лавка берет кредит. Сыры привлекают новых клиентов, продажи растут.
Работа с крупным клиентом. Иногда предприниматели закупают материалы, сырье или товар под конкретные заказы.
Компания занимается производством и установкой металлических заборов. К ним приходит завод с крупным заказом. Он может принести большую выручку, а потом порекомендовать компанию еще. Правда, завод готов работать только по постоплате. Для покупки материалов компания берет кредит.
«Мы продаем зерновые и бобовые в Африку и Азию, а закупаем в России крупными партиями под конкретные контракты. На наш товар есть устойчивый спрос, поэтому мы готовы в разы увеличить обороты.
Мы посчитали, что средняя рентабельность при совершении сделки в течение 30—40 дней — 5%, то есть мы можем оборачивать деньги и делать 10 циклов покупки-продажи в год. При средней рентабельности в 5% мы зарабатываем 50% годовых, что окупает наши затраты на кредиты и позволяет нам получать прибыль. Поэтому для нас это выгодно».
Сергей Белов, занимается экспортными поставками зерновых и бобовых культур
Если обобщить, оборотный кредит выгоден, когда доходы покрывают расходы с учетом кредита и вы все равно в плюсе.
Когда не стоит брать оборотный кредит
Теперь давайте разберемся, в каких случаях оборотный кредит не поможет.
Если планируете крупная покупка. Оборотный кредит не подходит для капитальных трат — например, для покупки дорогого оборудования или строительства нового цеха. Такие вложения долго окупаются и не могут принести прибыль сразу.
Обычно затраты на крупную покупку разбивают на тот срок, который она будет служить. Это называют амортизацией. С ее помощью предприниматель оценивает, сколько нужно откладывать, чтобы окупить расходы. Для этого может потребоваться много месяцев или лет. Если планируется крупная покупка, подойдет кредитная линия под залог недвижимости.
Если у бизнеса уже есть кредиты. Некоторые предприниматели поддерживают бизнес за счет кредитов: берут один, потом второй, чтобы закрыть первый, и так далее. Через некоторое время предпринимателю отказывают в очередном кредите и начинают копиться долги.
Как избежать кассовых разрывов, не переплачивая за кредитную линию
Собственные оборотные средства = Собственный капитал (стр. 490 баланса) + Долгосрочные обязательства (стр. 590 баланса) – Внеоборотные активы (стр. 190 баланса).
Затем рассчитывается финансовый цикл компании:
Финансовый цикл (дней) = Отсрочка клиента (дней) + Отсрочка доставки (дней) + Время хранения запасов (дней) – Отсрочка поставщика (дней).
Следующий шаг – определить объем оборотных средств, которые необходимы для поддержания существующего финансового цикла. Для этого товарооборот в ценах закупки можно помножить на финансовый цикл компании (приведенный к 30 дням).
И последнее – собственно расчет потребности в заемном финансировании: это будет разница между необходимыми оборотными средствами и теми, которые доступны, то есть собственными.
Но прежде необходимо будет собрать данные, характеризующие финансовый цикл (пример см. в табл. 1).
Кроме того, определяя товарооборот, в «Сервис-Продукте» бухгалтерским данным предпочли более сложный подход к определению этого показателя. Его суть сводится к анализу структуры товарооборота и наценок, действующих в отношении товаров разных производителей (см. табл. 2).
НА ЦИФРАХ. По данным управленческого баланса собственные оборотные средства торговой компании составляют 4 000 000 руб. Финансовый цикл в целом по компании – 15 дней, а товарооборот в ценах закупки – 8 590 909 руб. Соответственно, чтобы работать с поставщиками и клиентами на прежних условиях, компании требуется 4 295 455 руб. (8 590 909 руб. × 15 дн. : 30 дн.) оборотного капитала. Таким образом, потребность в финансировании на пополнение оборотных средств составляет 4 295 455 руб. (4 295 455 – 4 000 000).
Предположим, компании удалось увеличить отсрочку платежа по контрактам с поставщиками на 3 дня и на столько же уменьшить время, отведенное на оплату поставленного клиентам товара. Кроме того, до 14 дней были сокращены складские запасы. Также компания избавилась от потерь времени на доставку – еще 2 дня (разумеется, время на транспортировку никуда не денется, но вот в контракте с поставщиком можно указать, что поставкой считается дата поступления товара на склад дистрибьютора, а не момент отгрузки со склада продавца). Тогда финансовый цикл предприятия составит уже не 15 дней, а лишь 4 дня. Соответственно сумма оборотных средств, необходимых для операционной деятельности компании, будет составлять 1 145 455 руб. (8 590 909 руб. × 4 дн./ 30 дн.). Таким образом, исчезнет потребность в кредитных ресурсах.
Но, подсчитывая будущее увеличение денежного потока, нельзя упустить из виду возможные негативные последствия, связанные с изменением условий работы с поставщиками и клиентами. Это, например, рост количества просрочек платежа со стороны клиентов, возникновение просрочек перед поставщиками и т. д.
Таблица 1. Расчет финансового цикла компании, дни
Наименование контрагента | Отсрочка от поставщиков | Отсрочка клиентам | Время на доставку | Запас товаров на складе | Финансовый цикл (гр. 3 + гр. 4 + гр. 5 – гр. 2) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Поставщик № 1 | 30 | 35 | 5 | 21 | 31 |
розница | – | 30 | – | – | 26 |
сети | – | 45 | – | – | 41 |
Поставщик № 2 | 45 | 35 | 0 | 14 | 4 |
розница | – | 30 | – | – | –1 |
сети | – | 45 | – | – | 14 |
По компании в целом | 39 (30 × 41% + + 45 × 59%)* | 35 (35 × 41% + + 35 × 59%) | 2 (5 × 41% + + 0 × 59%) | 17 (21 × 41% + + 14 × 59%) | 15 |
Таблица 2. Основные показатели торговой компании за месяц
Наименование контрагента | Доля в товаро- обороте, % | Товаро- оборот, руб. | Наценка, % | Валовая прибыль, руб.* | Товаро-оборот в ценах закупки, руб. | Доля в товаро- обороте в ценах закупки, % |
Поставщик № 1 | 40 | 4 000 000 | 13 | 474 308 | 3 525 692 | 41 |
розница | 70 | 2 800 000 | 15 | 365 217 | 2 434 783 | 69 |
сети | 30 | 1 200 000 | 10 | 109 091 | 1 090 909 | 31 |
Поставщик № 2 | 60 | 6 000 000 | 18 | 934 783 | 5 065 217 | 59 |
розница | 70 | 4 200 000 | 20 | 700 000 | 3 500 000 | 69 |
сети | 30 | 1 800 000 | 15 | 234 783 | 1 565 217 | 31 |
Итого | 100 | 10 000 000 | 16 | 1 409 091 | 8 590 909 | 100 |
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Как посчитать, какой кредит выдержит ваша компания: пошаговая инструкция для бухгалтера
Взгляд в будущее бизнеса — забота собственника компании. А работа бухгалтера — отражать те факты хоздеятельности, которые уже произошли. Но если бизнес совсем небольшой, а финансиста в штате нет, то к кому начальство пойдет с вопросом: «А потянем ли мы кредит?» Конечно, к бухгалтеру. Расскажем, как быстро и просто прикинуть размер посильного кредита, не вдаваясь в дебри финансового анализа.
Итак, вашему руководителю поступило спецпредложение из банка: взять кредит в размере 3 млн рублей по ставке 10% на 3 года. Давайте разбираться, сможет ли ваша компания этот кредит осилить.
Шаг 1. Узнаем, сколько придется платить по кредиту
Платежи по кредиту бывают 2 видов:
В подавляющем числе случаев банки предлагают клиентам кредиты с аннуитетными платежами. Считать самостоятельно ничего не нужно, размер ежемесячного платежа проще узнать с помощью кредитного калькулятора:
Итак, ежемесячный платеж для вашей компании составит: 97 071, 76 руб. Но так как мы строим управленческие планы, а не сводим баланс, то для удобства округлим эту сумму до 100 тыс. руб.
Шаг 2. Определяем, устроит ли нас процентная ставка
Итак, предложение банка действительно выгодно. Ставки в других банках выше. Но вот вопрос: а насколько процент по кредиту подъемный для вашего предприятия? Давайте разбираться.
Но нам он нужен для других целей. Рентабельность активов показывает сколько зарабатывает бизнес, используя все свои ресурсы: денежные средства, сырье, оборудование, недвижимость и т. д.
Как ее посчитать? А мы откроем баланс и отчет о финрезультатах. В данном случае нам понадобится:
И подставляем в формулу:
Рентабельность активов = (Прибыль от продаж / Среднегодовая стоимость активов) * 100%.
Рентабельность активов не должна быть ниже процентов по кредиту. В противном случае кредитное бремя утянет бизнес в убытки. Чем больше разница между процентной ставкой и рентабельностью, тем проще будет бизнесу развиваться на заемные средства и гасить кредитные платежи.
Например: рентабельность активов вашей компании — 20%, а процент по кредиту — 10%. Это хороший показатель, компания легко одолеет нагрузку и останется в плюсе.
Ставка по кредиту на пополнение оборотных средств в Ак Барс Банке от 7,19%, а сумма кредита до 100 млн рублей.
Шаг 3. Прогнозируем расходы
Незаменимый помощник в этом вопросе — платежный календарь. Часто он есть прямо в бухгалтерской программе. Ваша задача: понять, не приведет ли уплата ежемесячных платежей по кредиту к постоянным кассовым разрывам.
Ведь часто бывает, что на бумаге бизнес прибыльный, а живых денег на счете катастрофически не хватает. Виноваты: зависшая дебиторка, непродуманные закупки сырья и материалов, затяжной товарооборот, проблемы логистики и т. д. Причин может быть множество. И если своевременная оплата срочных платежей: зарплаты, аренды, налогов — это постоянный квест, то кредит увы ситуацию не спасет, а только добавит проблем.
Например: ежемесячные расходы бизнеса — 1 млн. руб. Раз в три месяца приходит платеж от ключевого клиента — 2,5 млн. руб. Прочие поступления носят случайный характер. В такой ситуации своевременно выплачивать кредит будет сложно.
Итак, допустим выделить 100 тысяч каждый месяц ваша компания может, и проблем с прочими платежами тоже не возникнет. Однако, прогноз денежного потока полной картины нам не даст. Нужно выяснить, какую нагрузку на предприятие даст кредит, и будет ли она ему по силам.
Откройте расчетный счет в Ак Барс Банке. И мы встроим в ваш телефон онлайн-бухгалтера. Он сам подготовит отчеты и отправит их онлайн.
Шаг 4. Определяем кредитную нагрузку
Кроме ежемесячного платежа по кредиту нам потребуется еще один показатель: валовая прибыль. Где ее искать, знает любой бухгалтер — строка 2100 отчета о финансовых результатах. Если бизнес круглогодичный, то мы просто возьмем среднюю валовую прибыль в месяц. А если бизнес сезонный, то можно составить табличку по месяцам или кварталам, чтобы понять насколько сильно возрастет кредитная нагрузка в периоды падения прибыли. Но только без фанатизма, нам нужен быстрый и примерный расчет — помните?
Допустим валовая прибыль вашей компании в месяц — 400 тыс. руб., тогда:
Кредитная нагрузка = 100 тыс. руб. (ежемесячный платеж по кредиту) / 400 тыс. руб. (валовая прибыль) * 100% = 25%
Как эффективно использовать оборотные средства компании
Деньги — это топливо для компании. Они нужны для покупки сырья, выплаты зарплат, финансирования запасов готовой продукции. Из-за того, что деньги постоянно находятся в обороте, они называются оборотными средствами. Чем быстрее деньги «прокручиваются» в бизнесе, тем выгоднее: каждый круг приносит прибыль.
Содержание статьи
Что такое оборотные средства
Оборотные средства — это деньги, непосредственно обслуживающие процесс производства: они вложены в сырье, незавершенное производство, готовую продукцию на складе и ту, которая уже отгружена покупателям, но не оплачена. Они включают:
Источники финансирования оборотных средств
Оборотные средства формируются из двух источников:
Потребность компании в оборотных средствах непостоянна. Например, при производстве вина максимальная потребность в оборотных средствах приходится на август-сентябрь — время, когда собирают урожай винограда и нужно закупить сырье для производства. После того, как виноматериал переработан и отправлен на брожение, компания расстается с сотрудниками, нанятыми на сезон, экономит на зарплатах. Объем необходимых оборотных средств снижается.
Как лучше финансировать оборотные средства?
Можно использовать только собственный капитал в расчете на максимальную потребность, это экономически безопасно, но часть денег будет простаивать. Может появиться соблазн потратить их нецелесообразно.
Второй вариант — финансировать оборотные средства только за счет заемного капитала. Это невыгодно и опасно: нужно платить проценты за пользование кредитом, а любая сложность в работе может привести к банкротству.
Эффективнее сочетать эти два метода и за счет собственных средств финансировать некоторый неснижаемый остаток, а дополнительные потребности покрывать заемным капиталом. Неснижаемый остаток включает минимальный размер производственных запасов и минимальный размер незавершенного производства, обеспечивающие непрерывность работы.
Расчет оптимальной величины оборотных средств
Компании важно знать, какой размер оборотных средств оптимальный. Их избыток и недостаток ведет к снижению эффективности работы.
Последствия нехватки оборотных средств:
Последствия избытка оборотных средств:
Избежать негативных последствий поможет нормирование оборотных средств — установка минимальной потребности. Ниже этой нормы опускаться нельзя — будут перебои с производством и отгрузкой готовой продукции клиентам.
Рассмотрим нормирование на примере. Пекарня «Батон» ежедневно выпекает 400 буханок хлеба. Для производства требуется:
Производство занимает два дня, плюс на складе сырья должен быть запас продуктов минимум на один день работы, готовая продукция на складе лежит один день. Использование оборотных средств можно представить в виде таблицы:
Первый день | Второй и третий дни | Четвертый день |
Запасы | Незавершенное производство | Готовая продукция |
100 килограммов муки; 1,5 килограмма соли; 1 килограмм дрожжей. | 160 килограммов теста | 400 буханок |
Норма оборотных средств для производственной компании складывается из трех составляющих: норма для производства, для сырья и для готовой продукции. Рассчитаем ее поэтапно:
1. Норма оборотных средств для сырья:
Потребность в оборотных средствах для сырья = Среднесуточные расходы сырья х Средняя продолжительность хранения
Среднесуточные расходы сырья:
100 х 50 + 1,5 х 10 + 1 х 600 = 5 615 (руб.)
Продолжительность хранения включает время на приемку, разгрузку, сортировку и подготовку к производству. Если рассчитывать ее просто как промежуток между поставками, показатель будет завышен, поэтому используют усредненный показатель:
Средняя продолжительность хранения = Интервал между поставками : 2 + Время на выгрузку, сортировку, складирование + Страховой запас
В нашем примере страховой запас для всех видов сырья будет одинаков и равен одному дню.
Доставка муки производится раз в неделю, выгрузка и приемка занимают один рабочий день.
Средняя продолжительность хранения муки:
7 : 2 + 1 + 1 = 5,5 (дней)
Соль закупают раз в три месяца, времени на приемку не тратят. Средняя продолжительность хранения соли:
90 : 2 + 0 + 1 = 46 (дней)
Дрожжи покупают раз в месяц. Средняя продолжительность хранения дрожжей:
30 : 2 + 0 + 1 = 16 (дней)
По плану производства за год компания потратит:
Средняя продолжительность хранения по всему сырью = Сумма произведений продолжительности хранения каждого вида сырья и годовой потребности в каждом виде сырья : Сумма годовой потребности в сырье
Используем эти данные для расчета средней продолжительности хранения по всему сырью:
(5,5 х 1 825 000 + 46 х 5 475 + 16 х 219 000) : (1 825 000 + 5 475 + 219 000) = 6,7 дня
Потребность в оборотных средствах для сырья:
5 546 х 6,7 = 37 158 (руб.)
2. Норма оборотных средств для производства
Это сумма, которая находится в незавершенном производстве.
Потребность в оборотных средствах для производства = Среднесуточные затраты х Продолжительность производства
Потребность в оборотных средствах для производства:
5 615 х 2 = 11 230 (руб.)
3. Норма оборотных средств для готовой продукции:
Потребность в оборотных средствах для готовой продукции = Среднесуточные затраты х Продолжительность хранения
Хлеб хранится на складе один день, потребность в оборотных средствах для готовой продукции составит:
5 615 х 1 = 5 615 (руб.)
Норма оборотных средств = Потребность в оборотных средствах для сырья + Потребность в оборотных средствах для производства + Потребность в оборотных средствах для готовой продукции
В итоге размер нормированных оборотных средств:
37 158 + 11 230 + 5 615 = 54 003 (руб.)
Эта сумма дает понимание оптимального размера оборотных средств. Если их меньше, могут возникнуть перебои в работе: кончится сырье, не получится испечь нужно количество хлеба, клиенты откажутся от работы с ненадежным поставщиком.
Использование оборотных средств неэффективно, если их размер значительно больше нормы. Компания теряет из-за этого деньги. Если источник финансирования кредит, за пользование им нужно платить проценты. Если это свои деньги, может быть выгоднее их положить на депозит, чем «заморозить» в запасах.
Расчет коэффициента оборачиваемости
Чем больше оборотов сделают деньги, тем эффективнее использование оборотных средств. Цикл состоит из нескольких этапов:
Денежные средства → Сырье и материалы → Незавершенное производство → Готовая продукция → Дебиторская задолженность → Денежные средства
Минимальная продолжительность оборота определяется длительностью производственного цикла, но на практике она всегда больше: запасы хранятся какое-то время на складе, как и готовая продукция.
Цикл меняется в зависимости от отрасли. Так в компаниях, которые работают с клиентами без отсрочки, отсутствует дебиторская задолженность, а в рознице цикл самый короткий:
Денежные средства → Готовая продукция → Денежные средства.
На продолжительность оборота влияет экономическая ситуация и политика компании. Рассчитать продолжительность одного оборота сложно, потому что производственные циклы накладываются друг на друга, поэтому сначала считают коэффициент оборачиваемости. Он характеризует число оборотов, совершаемое каждым рублем оборотных средств, за выбранный период.
Коэффициент оборачиваемости = Выручка за период : Средняя величина оборотных средств
Средняя величина оборотных средств = (Оборотные средства на начало периода + Оборотные средства на конец периода) : 2
Например, у компании «Батон» на начало месяца было 78 000 рублей оборотных средств, а на конец — 62 000 рублей.
Средняя величина оборотных средств:
(78 000 + 62 000) : 2 = 70 000 (руб.)
Если учет ведется не вручную, а с помощью сервиса ПланФакт, сглаживать этот показатель можно вплоть до одного дня. Тогда нужно будет просуммировать оборотные средства по дням и разделить на количество дней в месяце. Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем лучше.
Выручка за месяц составила 420 000 (руб.)
Коэффициент оборачиваемости = 420 000 : 70 000 = 6
Продолжительность одного оборота = Продолжительность периода : Коэффициент оборачиваемости
Для упрощения расчетов месяц обычно принимают за 30 дней, квартал — за 90, а год — за 360.
Продолжительность оборота:
30 : 6 = 5 (дней)
Карен Петросян, совладелец и CFO UPMARKET:
«Наш бизнес связан с e-commerce — мы реализуем товары на маркетплейсах и помогаем другим продавцам успешно развивать там свои продажи. В онлайн-ритейле лучше не накапливать запасы — это будет означать, что у вас низкая оборачиваемость товаров, к тому же, за длительное хранение на складах приходится платить.
Наивный ответ на вопрос «как повысить эффективность оборотных средств» — не закупать те позиции, которые будут плохо продаваться. Но проблема в том, что мы не знаем, какой будет спрос, поэтому действует принцип «разумного планирования»: если это новинка, лучше сделать заказ на некрупную пробную партию и регулярно следить за коэффициентом оборачиваемости.
Изменение этого коэффициента также поможет продавцам заработать больше, если товар оказался трендовым и вошел в топ. Если спрос оказался минимальным, то пора запускать скидки, чтобы не уйти в минус. Покупатели очень любят товары со скидкой, а для продавца это реальный способ снова заставить свои оборотные средства работать.
Отслеживать динамику изменений коэффициента оборачиваемости рекомендуем не реже, чем раз в неделю — только так можно определить скорость продаж и вовремя проанализировать конкурентное окружение. Еще один важный совет продавцам – не лениться проводить анализ всех доступных показателей продаж на конкретной площадке в разрезе каждого товара. Это позволит своевременно предпринять стратегически важные шаги и повысить эффективность использования оборотных средств»
Что такое оборотный капитал
Оборотный капитал — это деньги, которые инвестированы в деятельность компании в течение каждого цикла. Это замороженные в бизнесе деньги.
Оборотные средства | Оборотный капитал | |
Кредиторская задолженность | ✔ | |
Запасы | ✔ | ✔ |
Незавершенное производство | ✔ | ✔ |
Готовая продукция | ✔ | ✔ |
Дебиторская задолженность | ✔ | ✔ |
Денежные средства | ✔ |
В чем отличие оборотного капитала от оборотных средств:
Для оборотного капитала и его составляющих также можно рассчитать коэффициенты оборачиваемости и длительность оборота. Чем быстрее оборачивается капитал, тем лучше работают деньги.
Как повысить эффективность использования оборотных средств
Вариант 1. Провести нормирование оборотных средств для производства и запасов, чтобы понимать, какой объем нужен для нормального функционирования компании.
Расчет нормы оборотных средств для компании показал, что для нормальной работы достаточно 54 003 рублей. Это ниже фактического показателя на 15 997 рублей. Сокращение оборотных средств до этой величины увеличит коэффициент оборачиваемости до 7,8, а длительность оборота на 1,1 дня.
Вариант 2. Оптимизировать запасы сырья, чтобы не замораживать в них деньги.
Если проводить контроль качества муки одновременно с разгрузкой, то можно сократить норму оборотных средств для сырья.
Средняя продолжительность хранения муки составит 4,5 дня вместо 5,5.
Средняя продолжительность хранения по всему сырью уменьшится до 5,8 вместо 6,7:
(4,5 х 1 825 000 + 46 х 5 475 + 16 х 219 000) : (1 825 000 + 5 475 + 219 000) = 5,8 дня
Новая потребность в оборотных средствах для сырья:
5 546 х 5,8 = 32 567 (руб.)
В результате длительность оборота уменьшится на 0,3 дня.
Вариант 3. Сократить производственный цикл — повысить производительность труда, приобрести новое оборудование. Предположим, благодаря новой технологии, удалось уменьшить срок производства с двух дней до одного.
Новая потребность в оборотных средствах для производства:
5 615 х 1 = 5 615 (руб.)
Эта мера уменьшает длительность оборота на 0,4 дня.
Вариант 4. Уменьшить запасы готовой продукции. Если отгружать продукцию сразу после производства, потребность в оборотных средствах для ее финансирования сократится до нуля. Экономия также составит 5 615 рублей.
Вариант 5. Вести работу с дебиторской задолженностью, чтобы клиенты быстрее отдавали долги, возвращая деньги в оборот.
В примере не было дебиторской задолженности, но представим, что компания решила отгружать продукцию с отсрочкой платежа и оборотные средства увеличились на 10 000 рублей. Это приведет к росту длительности оборота на 0,7.
Суммарный эффект от четырех вариантов сокращения оборотных средств позволит уменьшить их объем почти в два раза, что сократит длительность оборота с 5 дней до 2,7. Использование оборотных средств станет почти в два раза эффективнее.