как рассчитать штраф по закону о защите прав потребителей
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Как рассчитать неустойку за просрочку удовлетворения требований потребителя?
Как рассчитать неустойку за просрочку удовлетворения требований потребителя?
По Закону от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) неустойка является мерой ответственности изготовителей, импортеров, продавцов, сервисных центров, перед потребителями за допущенные ими нарушения сроков исполнения своих обязательств по договору; удовлетворения отдельных требований потребителя.
Законом предусмотрены следующие размеры неустойки:
0,5% неустойка в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю.
1% неустойка за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара (за каждый день просрочки); за нарушение установленных сроков удовлетворения требований потребителя: о соразмерном уменьшении покупной цены товара; о возмещении расходов на исправление недостатков товара; о возврате уплаченной за товар денежной суммы.
Для предъявления требования о взыскании неустойки, необходимо, чтобы было письменное подтверждение предъявления того или иного требования продавцу (например, отметка о вручении претензии, запись в книге отзывов и предложений (которую необходимо сфотографировать). Это необходимо для определения даты с которой будет производиться расчет неустойки.
При этом необходимо учитывать, что для рассмотрения каждого из этих требований Законом установлены отдельные сроки:
3 дня – сроки: в течение которого должен быть представлен аналогичный товар длительного пользования на период ремонта (при предъявлении указанного требования); для возврата уплаченной за товар денежной суммы, в случае возврата товара надлежащего качества.
7 дней – сроки: для замены товара при обнаружении потребителем недостатков (без дополнительной проверки качества); в течение которого потребитель вправе отказаться от товара при дистанционном способе продажи (после передачи товара).
10 дней – сроки: удовлетворения требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара; удовлетворения требования потребителя о возмещении расходов на исправление недостатков товара; удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы.
Неустойка по закону выплачивается нарушителем за каждый день просрочки. Выходные и праздничные дни при расчете неустойки учитываются.
Рассчитывается неустойка по формуле: период неустойки (дата удовлетворения требований — дата нарушения срока) * цена товара(услуги, работ) * процент
(установленный Законом или договором).
Если требования потребителя были удовлетворены, то период просрочки известен. Когда спор не завершается до судебного решения, то вместо даты удовлетворения требования берется дата решения суда.
При необходимости к полученному значению применяются ограничения по общей стоимости заказа или произведенной предоплате (неустойка не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа; сумму предварительной оплаты товара).
В случае необходимости получения консультаций в области защиты прав потребителей, граждане могут обратиться по телефонам: 260-34-73, 260-69-56, 260-50-25.
Кроме этого, в случае нарушения прав в сфере защиты потребителей Вы вправе обратиться в Управление Роспотребнадзора с заявлением по адресу: г.Самара, ул.Митирева, д.1. После представления всех имеющихся документов, Управлением Роспотребнадзора по Самарской области может быть рассмотрен вопрос о подготовке искового заявления для защиты Ваших прав в суде.
Как рассчитать штраф по закону о защите прав потребителей
Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 13
Споры в суде общей юрисдикции:
1. За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке.
(в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
Ст. 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
Размер штрафа по Закону о защите прав потребителей
Как определяется размер штрафа
Штраф по п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей равен половине суммы, присужденной судом в пользу потребителя (она может включать стоимость товара/услуги, неустойку за просрочку исполнения требований потребителя, компенсацию морального вреда).
При вычислении размера штрафа надлежит учитывать:
Ответственность исполнителя за несоблюдение прав потребителя
Изготовитель, исполнитель, продавец, уполномоченная организация, индивидуальный предприниматель или импортер (далее — исполнитель), нарушившие права потребителя, обязаны:
Также с исполнителя может быть взыскан штраф, размер которого равен половине от суммы удовлетворяемых судебным органом требований потребителя (п. 6 ст. 13 ЗЗПП). Этот штраф возможно взыскать в случае, если требования потребителя после его обращения к исполнителю во внесудебном порядке не будут удовлетворены последним по собственной воле и потребителю придется обратиться за защитой интересов в суд (см. также информацию в статье «Размер госпошлины по искам о защите прав потребителей»).
Штраф по закону о защите прав потребителей: когда можно настаивать на взыскании
Правоприменитель указывает: при разрешении споров между исполнителем/продавцом и потребителем суду следует учитывать, что законодательством или договором может быть предусмотрена ответственность исполнителя/продавца за несоблюдение принятых обязательств, за которые ЗЗПП вообще не предусматривает ответственности или устанавливает ее в меньшем размере.
Суду при рассмотрении дела (например, при дальнейшем исчислении суммы штрафа) следует опираться на такие условия ответственности, установленные соглашением сторон или законом (п. 30 постановления пленума ВС РФ «О рассмотрении судами…» от 28.06.2012 № 17).
Кроме того, в постановлении № 17 (пп. 1, 2) разъясняется: если какие-либо разновидности правоотношений с участием потребителей регламентированы специальными законами (например, п. 9 ст. 4 ФЗ «Об участии в долевом строительстве…» от 30.12.2004 № 214-ФЗ и т. д.), то положения ЗЗПП применяются по отношению к ним в части, этим специальным законодательством не урегулированной.
Также можно апеллировать к сложившейся судебной практике, например, в следующих случаях:
Как взыскать штраф в пользу потребителя, рассказывают эксперты системы КонсультантПлюс. Бесплатный демо-доступ на 2 дня поможет изучить материалы системы КонсультантПлюс.
Особенности взыскания штрафа
По данной проблеме необходимо знать следующее:
Нюансы учета судебных расходов при расчете штрафа
Учитывая, что понятие убытков включает в себя в т. ч. расходы, понесенные стороной процесса в связи с восстановлением нарушенного права (ст. 15 ч. 1 ГК РФ), к которым относятся и судебные издержки (услуги представителя, расходы на экспертизу и т. д.), такие судебные издержки тоже должны быть учтены при расчете размера штрафа.
Данный вывод можно сделать на основе пояснений, имеющихся в ответе на вопрос 1 Обзора: в п. 6 ст. 13 ЗЗПП не конкретизируются требования, которые должны быть учтены при расчете штрафа. Вместе с тем в указанной норме говорится о размере штрафа в 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя.
Обратите внимание! Об исключениях из этого правила в законе ничего не сказано.
Не стоит путать сумму, присужденную в пользу потребителя, и цену иска, в которую судебные расходы действительно не входят (см. ст. 91 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ).
Сумма судебных расходов, понесенных общественным объединением потребителей на оплату услуг представителей, если защита права конкретного потребителя производится не собственными силами таких объединений, а через представителей, возмещению не подлежит и, соответственно, при расчете штрафа не учитывается (вопрос 2 Обзора судебной практики ВС РФ за III квартал 2013 года, утвержденного президиумом ВС РФ 05.02.2014).
Еще больше информации на тему вы найдете в системе КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Можно ли уменьшить размер штрафа
Мнения судов по данному вопросу расходятся. Существуют 2 противоположные точки зрения о размере штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 ЗЗПП:
Итак, указанный штраф устанавливается в размере, равном половине определенной судом к взысканию в пользу потребителя суммы. Обязательным условием взыскания такого штрафа является невыполнение исполнителем регламентированных законом требований потребителя в добровольном порядке.
Судебная практика последних лет показывает, что размер такого штрафа может быть уменьшен.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Разъяснение Пленума Верховного суда РФ о порядке взыскания штрафа в пользу потребителей в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»
Разъяснение Пленума Верховного суда РФ о порядке взыскания штрафа в пользу потребителей в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Если после принятия иска к производству суда требования потребителя удовлетворены ответчиком по делу (продавцом, исполнителем, изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) добровольно, то при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу в соответствии со ст. 220 ГПК РФ. В этом случае штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона, с ответчика не взыскивается.
Так, в настоящее время Судами Самарской области уже реализуется разъяснение Верховного Суда РФ. Например, по иску потребителя А. Красноглинским районным судом г. Самары от 02.07.2012 гвынесено решение в отношении ОАО «АВТОВАЗ», согласно которому ОАО «АВТОВАЗ» обязан принять у потребителя А., а потребитель А. обязан сдать ОАО «АВТОВАЗ» автомобиль LADA-217230 ненадлежащего качества в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ОАО «АВТОВАЗ» в пользу потребителя А. стоимость автомобиля в размере 292000 рублей, убытки в виде разницы между уплаченной стоимостью за автомобиль и стоимостью аналогичного автомобиля на день вынесения решения в размере 83900 рублей, неустойку в виде расходов по приобретению и установке дополнительного оборудования в размере 17850 рублей, неустойку в размере 15000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, а всего 411750 рублей.За несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя взыскать с ОАО «АВТОВАЗ» штраф в размере 205875 рублей, обязав ОАО «АВТОВАЗ» пятьдесят процентов от суммы взысканного штрафа, то есть в размере 102937 рублей 50 копеек перечислить в местный бюджет.
Ответственность за нарушение прав потребителей
Потребитель — это клиент, который купил товар или заказал услугу для личных или семейных нужд.
Считается, что рядовой клиент слабее магазина, кофейни или автосервиса. Он не может сразу и надёжно оценить качество товара, проверить состав чизкейка, ему легко запутаться в пунктах договора на услуги. Поэтому его защищает Закон о правах потребителей.
За нарушение прав потребителей предприниматели отвечают по трём видам ответственности: гражданско-правовой, административной и уголовной.
Мы объясняем, что должен предприниматель в рамках каждой ответственности, и как подстраховаться от выплат и штрафов.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей
Суть: выплаты потребителю за некачественный товар и плохой сервис. Ответственность применяется вместе с основной обязанностью, например, вернуть оплату за брак.
Кто рискует: продавцы, подрядчики, изготовители, сайты-агрегаторы.
Кто решает, сколько и за что платить: предприниматель должен заплатить клиенту по его заявлению. Если не сделает, платить заставит суд.
Выплаты такие:
Убытки
Убытки — любые траты клиента, которые возникли вследствие:
— Покупки бракованной вещи, заказа некачественной услуги — ст. 18 и ст. 29 Закона.
— Повреждения имущества, вреда здоровью или смерти человека из-за дефекта в товаре и услуге — ст. 7 и ст. 14 Закона.
— Неполного или неверного описания товара, ошибки в цене — ст. 12 Закона.
— Ущемления договором его прав по сравнению с законом — ст. 16 Закона.
— Отсутствия возможности платить картой, когда по закону магазин обязан иметь терминал — ст. 16.1.Закона.
— Потери или порчи материала, которые он передал исполнителю — ст. 35 Закона.
Моральный вред
Деньги за моральный вред клиенту полагаются, если продавец что-то нарушил — ст. 15 Закона. О размере договариваются. В случае спора это решает суд.
Пени
Продавец, изготовитель, исполнитель платят клиенту пени за нарушение следующих сроков:
— Возврата денег за бракованный товар или гарантийного ремонта по 1 % цены товара в день — ст. 23 Закона.
— Передачи оплаченного товара по 0,5 % размера предоплаты в день — ст. 23.1 Закона.
— Выполнения работ или доработки по 3 % цены работы в день — ст. 28 Закона.
Штраф в пользу потребителя
Если клиент обращался к продавцу, изготовителю или агрегатору с денежным требованием, получил отказ, но суд встал на его сторону, ответчик платит штраф в размере половины присужденного — ст. 13 Закона.
Пример гражданско-правовой ответственности:
Мужчина сделал в автосервисе чип-тюнинг двигателя автомобиля и установил новую выхлопную систему на 133 500 рублей.
Через некоторое время двигатель машины заглох. Пришлось отвезти машину в другой сервис. Там выяснилось, что тюнинг и установку сделали некачественно. На ремонт пришлось потратить 270 500 рублей.
Расходы мужчина потребовал с автосервиса. Ему отказали, и он пошёл в суд.
Суд поддержал заказчика и обязал автосервис выплатить:
— возврат оплаты — 133 500 рублей.
— убытки — 270 500 рублей за ремонт, 66 000 рублей за экспертизу дефектов.
— пени за возврат оплаты не в срок — 133 500 рублей.
— моральный вред — 5 000 рублей.
— штраф в пользу потребителя за отказ решить вопрос по деньгам миром — 271 250 рублей.
— оплату услуг юриста — 20 000 рублей.
Административная ответственность за нарушение прав потребителей
Суть: штраф в пользу государства за обман потребителя, ущемление его прав по договору, плохое качество товаров и услуг. Применяется независимо от гражданско-правовой ответственности.
Кто рискует: продавцы, исполнители, подрядчики, изготовители, агрегаторы.
Кто штрафует: Роспотребнадзор после плановой проверки или жалобы потребителя. Штраф можно обжаловать в арбитражный суд.
Штрафы такие:
— Товар не соответствует образцам по качеству. Работы и услуги не по ГОСТам и техрегламентам — от 10 000 до 20 000 рублей для ИП, от 20 000 до 30 000 рублей для организаций. При повторном нарушении штрафы выше в полтора раза плюс конфискация товара — ст. 14.4 КоАП РФ.
— Обвешивание и обсчёт клиента — от 3 000 до 5 000 рублей для ИП, от 20 000 до 50 000 рублей для организаций — ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ.
— Обман о свойствах и качестве товара в целях продажи — от 3 000 до 5 000 рублей для ИП, от 100 000 до 500 000 рублей для организаций — ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ.
— Нет информации о товаре, изготовителе, продавце, режиме работы — от 5 000 до 10 000 рублей для организаций — ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
— Условия договора с потребителем хуже по сравнению с законом — от 10 000 до 20 000 рублей для организаций — ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
— Непредоставление клиенту положенной льготы — от 5 000 до 10 000 рублей для организаций — ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ.
— Нет терминала эквайринга, если по закону он должен быть — от 30 000 до 50 000 рублей для организаций — ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.
— Нарушение правил продажи отдельных видов товаров — от 300 до 1 500 рублей для ИП, от 10 000 до 30 000 рублей для организаций — ст. 14.15 КоАП РФ.
Пример административной ответственности:
Роспотребнадзор проверил кондитерскую по жалобе покупательницы. Она утверждала, что ингредиенты купленного торта не те, что указаны на этикетке.
Действительно, эксперты нашли в торте миндаль, хотя в описании состава его нет. И наоборот: не нашли бананы, хотя на этикетке они значатся.
Предпринимателя оштрафовали на 12 000 рублей в пользу государства по ст. 14.7 КоАП РФ.
Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей
Суть: штраф в пользу государства или тюремный срок за небезопасные товары и услуги, если из-за них пострадали или погибли люди. Применяется независимо от гражданско-правовой ответственности.
Кто рискует: конкретный человек — директор фирмы или предприниматель.
Кто решает: сначала следователи возбуждают уголовное дело по ст. 238 УК РФ и доказывают вину обвиняемого в преступлении. Потом материалы передают в суд для приговора.
Наказание такое:
Торговля, оказание услуг и выполнение работ с несоблюдением требований безопасности или подделка документов качества — от штрафа в 300 000 рублей до десяти лет лишения свободы по ст. 238 УК РФ.
Как защититься от ответственности за нарушение прав потребителей
Главная защита предпринимателей — знание и соблюдение прав потребителей и своих обязанностей.
Посмотрите наши статьи, там мы разобрали и прокомментировали закон и постановления:
Статья актуальна на 28.01.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур