как расторгнуть договор на домофон
Как расторгнуть договор на домофон
Домофон – это система ограничения доступа или запирающее устройство. Как правило, домофонная система включает в себя входную подъездную дверь с блоком питания, блоком вызова, блоком управления электромагнитного замка и блоком коммутатора, а также кабельную сеть, видео- либо переговорные устройства в квартирах.
Подавляющее большинство многоквартирных домов, построенных до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, при строительстве не предусматривали наличие домофонов в проектной документации. Их установка и обслуживание осуществлялись по личной инициативе жильцов и, в основном, на основании прямых договоров между гражданами и обслуживающей организацией. Домофоны были установлены за счет собственных средств жильцов отдельных подъездов многоквартирного дома.
Вновь возведенные многоквартирные дома в большинстве своем при сдаче уже имеют установленные домофоны, вопрос об их установке решался на стадии проекта, и их установка уже входила в стоимость квартир как общедомовое имущество, которое обслуживается самими управляющими компаниями либо на основании договоров, заключенных между управляющими компаниями и обслуживающими организациями. В этой ситуации граждане (собственники помещений) стороною договора (заказчиками) не являются. Оплата домофона осуществляется жильцами в составе платежей за ремонт и обслуживание общедомового имущества.
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.04.2011 №8055-14/ИБ-ОГ «Об обязанности заключения договора на техническое обслуживание домофона, как общего имущества многоквартирного дома», если домофон не предусмотрен проектом многоквартирного дома, а установлен позднее, то для взимания платы за его обслуживание как общего имущества он, во-первых, должен быть официально внесен в состав общего имущества многоквартирного дома, во-вторых, управляющая организация должна заключить договор на обслуживание этого имущества со специализированной организацией, либо осуществлять данный вид работ самостоятельно.
Процедура расторжения договора на оказание услуги по обслуживанию домофона решается по-разному в зависимости от того, кто является заказчиком услуги и включен ли домофон в число общедомового имущества собственников многоквартирных домов.
1) Если договор с организацией, оказывающей услугу по обслуживанию домофона, заключен гражданином (собственником помещения), и домофон не входит в число общедомового имущества
Услуги по обслуживанию и ремонту домофонных устройств в данной ситуации относятся не к жилищно-коммунальным, а к бытовым услугам. Их предоставление регулируется не Жилищным кодексом РФ, а гражданским законодательством и договором между сторонами, на данные правоотношения распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей».
Согласно статье 718 Гражданского кодекса РФ и статье 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребители вправе отказаться от ненужных им услуг в одностороннем порядке при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Для этого необходимо обратиться с заявлением к организации-исполнителю, которое нужно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо вручить под подпись.
Кроме того, если установленное оборудование и ключи от домофона были оплачены ранее по договорам с гражданами об их установке, они являются собственностью жильцов дома, а не организации, обслуживающей домофон. Поэтому при расторжении договора на обслуживание домофона они не подлежат возврату обслуживающей организации.
2) Когда домофон включен в число общедомового имущества и договор заключен управляющей организацией от имени жильцов (собственников многоквартирного дома)
Решение об установке домофона и оплате его содержания должно приниматься на общем собрании собственников многоквартирного дома. Решение принимается большинством не менее двух третей от общего числа голосов собственников помещений.
Решение общего собрания по данному вопросу обязательно для всех собственников помещений МКД, поэтому в такой ситуации отдельный гражданин (собственник помещения) не может отказаться в одностороннем порядке от предоставления услуги по обслуживанию домофона и соответственно от ее оплаты.
Если домофон включен в число общедомового имущества на основании проектной документации либо по решению общего собрания собственников многоквартирного дома и договор от имени жильцов на основании данного решения заключен управляющей организацией, то и вопрос о расторжении договора на обслуживание системы ограничения доступа и исключении домофона из общедомового имущества также должен решаться на общем собрании собственников помещений.
На основании принятого общим собранием положительного решения управляющая организация обязана будет принять меры по расторжению договора.
Если управляющая компания самостоятельно (по собственной инициативе) установила домофоны и впоследствии предъявила собственникам плату за них, то такие ее действия являются неправомерными. С претензией по данному вопросу потребители могут обратиться к управляющей организации.
Хочу отказаться от нового домофона с доплатой
Жильцы нашего подъезда лет 15 назад собрались, проголосовали и решили установить домофон. Собственники большинства квартир согласились, сдали деньги, выбрали ответственного, который заключил договор с домофонной компанией.
Нам установили новую входную дверь, домофон и подключили трубки в квартирах. В тех квартирах, где деньги не сдавали, трубки не устанавливали — им выдали только ключи от домофона. Компанию, которая устанавливала домофон, выбирали так, чтобы не было абонентской платы, платы за обслуживание и т. д. То есть мы заплатили за домофон, дверь, трубки и их монтаж. Все были счастливы и довольны. Все прекрасно работало и не требовало больше никаких денег.
Но летом 2019 года одну из квартир без трубки продали, и у нас появился новый сосед, который ультимативно заявил: «Все скидываемся по 4000 Р — будем менять домофон». Ему резонно ответили, что не согласны: нас всех устраивает наш бесплатный домофон. Тогда он начал ругаться и кричать, что сам его поменяет.
Однажды из двери в подъезд вырезали кусок металла и вмонтировали новый домофон. Появилось объявление, что за ключами необходимо обратиться в квартиру этого самого жильца. Теперь компания, установившая новый домофон, выставила счета всем жильцам, то есть нам навязали абонентское обслуживание.
Я считаю, что легитимное голосование не проводилось. Услуга навязана: мы и так оплатили изготовление дубликатов ключей из-за того, что какому-то соседу безразлично мнение других.
Как обязать компанию вернуть наш старый домофон? А если они его выбросили или использовали по своему усмотрению, как тогда вернуть все как было, чтобы домофон работал без абонентской платы?
Владимир, на первый взгляд, вы правы: услугу вам навязали, и это незаконно. А еще испортили вашу входную дверь — это тоже незаконно. К сожалению, вполне возможно, что ваши соседи все-таки согласились на замену домофона. Если таких соседей много, вернуть старый домофон обратно не получится.
На самом деле, если у вас уже есть ключ от нового домофона, возвращать старый необязательно: вам нужно не конкретное оборудование на входе, а отсутствие абонентской платы. За это вы можете побороться в суде.
Кто решает, какой домофон устанавливать
Вы правильно пишете, что домофон устанавливают по решению большинства жильцов. Хотя речь все же о собственниках квартир, а не о тех, кто там фактически живет.
Входная дверь с домофоном — это общее имущество собственников в многоквартирном доме. Чтобы решить, как использовать это имущество, собственники проводят общие собрания.
На общем собрании собственники решают, нужен ли им домофон, у кого и на каких условиях заказать оборудование и его установку, нужно ли будет вносить регулярную абонентскую плату за его обслуживание. Подробнее об установке домофона мы уже писали.
Если соседи согласились на замену домофона
Возможно, в доме все же прошло общее собрание собственников квартир, на котором проголосовали за замену домофона, а вы пропустили информацию об этом.
Если собрание прошло по закону, информацию о нем, его повестке и результатах голосования можно найти в системе ГИС ЖКХ.
Если в ГИС ЖКХ никакой информации нет, сделайте запрос в компанию, которая выставила вам квитанции на оплату домофона. Спросите, на чем основано их требование и кто заключил договор от имени жильцов.
Также узнать, на каком основании заменили домофон и выставили за него счета, можно в управляющей компании. Направьте запрос на имя руководителя УК в свободной форме и попросите представить протокол общего собрания собственников.
Если собрание было и большинство собственников проголосовали за замену домофона, старый вернуть не получится. Более того, если ваши соседи решили заключить договор с последующим платным абонентским обслуживанием домофона, за него придется платить. Это неплохо: магнитный замок требует постоянного внимания, а благодаря абонентской плате всегда будут деньги на его своевременный ремонт.
Если собрание было фиктивным. Недобросовестные УК часто составляют фиктивные протоколы общих собраний собственников без подписей. Мы о таких тоже писали и советовали жаловаться в Госжилинспекцию. Но я думаю, что если бы ваш домофон заменили по фиктивному протоколу, то сосед-вандал не зазывал бы к себе в квартиру за ключами.
Может быть так, что, прежде чем выдать другим жильцам ключи, новый сосед заставил их подписать согласие на замену домофона или даже протокол общего собрания собственников задним числом. Люди предпочли избежать конфликта, скорее получить ключи и не отвлекаться от своей повседневной жизни. Или просто не посмотрели, где расписываются, — так случается постоянно.
Юридически это все равно означает, что соседи добровольно решили установить новый домофон, и оспаривать его установку в суде бесполезно.
Как расторгнуть договор на обслуживание домофона без согласия компании?
Здравствуйте. Хочу расторгнуть договор на обслуживание домофона, которым не пользуюсь более двух лет. Сейчас организация сменилась, присылают квитанции за пользование входной дверью в подъезд, трубка более двух лет как отключена (она мне не нужна). Почему я должна платить за входную дверь? В домофонной организации говорят, что невозможно расторгнуть. На какую статью можно ссылаться при расторжении?
Отношения между вами и организацией по обслуживанию домофона регулируются гл. 39 ГК РФ. Оказание возмездных услуг
В соответствии с п. ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Вы вправе направить в адрес юридического лица/ИП обслуживающего ваш домофон заявление о расторжении договора в одностороннем порядке.
При отсутствии у вас задолженности, ваши действия будут правомерны и законны, а плата за домофон начислять не должна.
Согласно ст. 36 ЖК РФ, Письму Министерства регионального развития РФ от 23.08.2010 г. № 30665-ИБ/14, автоматическое запирающее устройство (домофон) относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома. За содержание и ремонт общего имущества с Вас уже взимается плата. В связи с указанным взимание домофонной компанией платы неправомерно, необоснованно и незаконно.
Вам следует направить в адрес домофонной компанией претензию о расторжении договора и возврате уплаченных в виде абонентской платы денежных средств. По истечении указанного в претензии срока для добровольного удовлетворения требований, обратиться в суд с исковым заявлением.
Как платить за домофон по закону
Проясните, пожалуйста, ситуацию с платой за обслуживание домофона.
Жильцы подъезда в складчину приобрели и установили металлическую дверь с домофоном. И дверь, и домофонное оборудование находятся в собственности жильцов. Компания-установщик дополнительно выдает договор на техническое обслуживание за абонентскую плату. Кто-то его заключает и платит, кто-то не заключает вообще. При этом тех, кто не подписал договор, компания отключает от домофона.
За наружный домофон — магнитный замок — нужно платить, если большинство собственников в доме проголосовали за его установку с последующим платным абонентским обслуживанием. Но отключить любого жильца от магнитного замка невозможно: это будет нарушать право человека на доступ к своему жилищу.
Другая ситуация с переговорным устройством в квартире — домофонной трубкой. Никто не может обязать вас заключить договор на обслуживание трубки: вы сами решаете, нужна ли она вам. Если не будете платить за трубку, домофонная компания вправе ее отключить.
По такому же принципу решаются вопросы с оплатой и отключением, если домофон обслуживает УК, а не сторонняя организация, или если оборудование в аренде.
Договор на магнитный замок и плата по нему
Подъездная дверь с магнитным замком — это общее имущество собственников в многоквартирном доме. Распоряжаться общим имуществом собственники могут только по соглашению между собой. Для этого они проводят общие собрания.
Вы пишете, что собственники квартир в вашем доме в складчину приобрели металлическую дверь с домофоном. То есть на общем собрании ваши соседи решили заказать дверь с замком в конкретной компании, собрали на нее деньги и выбрали представителя, который от имени всех собственников подписал договор на установку двери с домофоном. Отдельного договора с каждым из собственников в данном случае, скорее всего, не будет: обычно его подписывает УК или другой выбранный собственниками представитель.
При этом магнитный замок требует постоянного обслуживания: если он сломается, люди не попадут в свои квартиры или, наоборот, дверь будет нараспашку. Чтобы всегда были деньги на своевременный ремонт домофона, собственники обычно заранее решают, кто и за сколько должен следить за магнитным замком.
Это и есть абонентская плата за его техобслуживание. Скорее всего, когда на общем собрании ваши соседи решили установить подъездную дверь с магнитным замком, они предусмотрели заключение договора с последующим платным абонентским обслуживанием этого замка.
В некоторых домах в квитанциях есть отдельная строка для оплаты услуг специализированной компании, в других платеж включен в строку «Содержание жилья» и ситуацию с домофонами контролирует УК. Но если собственники заключили договор на установку двери с последующим обслуживанием, то исключить из квитанции плату за обслуживание двери с магнитным замком нельзя. Подробнее об этом мы уже писали.
Вы пишете, что компания-установщик дополнительно выдает всем жильцам договор на техническое обслуживание домофона за абонентскую плату. Тех, кто не подписывает договор, компания отключает от домофона. Скорее всего, речь идет о домофонной трубке.
Договор на домофонную трубку и плата за нее
Домофонная трубка в квартире — это не общее имущество собственников в многоквартирном доме. Устанавливать ее или нет, каждый собственник решает самостоятельно.
По закону граждане и юридические лица свободно заключают договоры — принуждать к этому нельзя. Так что вас не могут заставить подписать договор на техобслуживание домофонной трубки, если вы этого не хотите. Вы сами решаете, чем будете пользоваться в своей квартире, а чем нет.
Не может быть так, что кто-то из жильцов заключает договор на обслуживание домофонной трубки и платит по нему, а кто-то не платит, но все равно пользуется домофоном. Если бы действовали одинаковые условия для плательщиков и неплательщиков, это не соответствовало бы нормам гражданского законодательства.
В теории возможно и безвозмездное оказание услуг, но тогда при установке и настройке трубки вы бы получили договор, где прямо указывалось на это. Например, словами «безвозмездное обслуживание оборудования» или «установка оборудования без абонентской платы».
Думаю, если вы не платили за домофонную трубку и компания-установщик отключила ее, значит, в договоре было, например, такое условие: «При отсутствии платы за предыдущие месяцы оказание услуг приостанавливается». Если компания действует по условиям договора, она действует правомерно. В этом случае отстаивать свои права будете уже не вы, а домофонная компания: она может потребовать от вас оплатить задолженность за обслуживание домофонной трубки.
Если домофон обслуживает управляющая компания, ничего не меняется: вы можете не заключать договор на обслуживание трубки и не пользоваться ею. Но если вы подпишете договор, у вас появится обязанность исполнять его условия — платить за домофонную трубку.
Если домофонное оборудование вам не принадлежит, условия те же. Только платить надо не за обслуживание, а за аренду. Если не платить, оборудование заберут.
Что в итоге
Платить за магнитный замок придется. Если вы хотите пользоваться еще и домофонной трубкой, ее обслуживание нужно оплачивать отдельно.
Я, например, плачу только за обслуживание магнитного замка, который открываю ключом на входе в подъезд. Посчитала, что дешевле сделать копии ключа для друзей и родственников, чем ежемесячно доплачивать за трубку в квартире. Но провайдер, который поставляет интернет и кабельное телевидение в большую часть квартир в моем доме, установил на входе в подъезды свое оборудование с функцией видеодомофона. Теперь через бесплатное приложение «Умный дом» на смартфоне я могу увидеть того, кто стоит у подъезда, и открыть дверь.
Я проверила — такие приложения есть у многих провайдеров. Присмотритесь: вдруг на входе в ваш подъезд тоже появилось дополнительное оборудование, которым вы можете пользоваться вместо трубки.
Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Евгений, согласен с тобой полностью. Хотелось бы развить тему, как в действительности будут обстоять дела. Явно что компания такие прецеденты не учитывает, люди не живут сообща и не знают деталей, даже если касается их денег.
Алиса, Алиса, вы не правы. Если в договоре купли-продажи явно не указано, что долги предыдущего собственника оплачивает новый собственник, то по умолчанию все долги за потребленные услуги остаются за тем, кто их потребил, то есть предыдущий собственник. Только долги по капремонту переходят к новому собственнику, так как это по сути является частью недвижимости.
А почему уважаемый автор статьи не ответит на комментарий Евгения Мараховца?
Видимо потому, что Евгений прав?
Никита, а как он ответит? правду ведь никто не любит.
vladimir, ответ дан ещё 16 мая 2020 года, посмотрите.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Памятка потребителю «Домофон»
Вопрос: Должна ли фирма, которая устанавливала домофонную систему, давать на нее гарантийный срок? Если да, то какой? Законно ли взимание ежемесячной платы за пользование домофонной системой сразу же после ее установки?
Ответ: Гарантия – это не обязанность, а право изготовителя установить на работу гарантийный срок (п. 6 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Лучше, конечно, выбирать такую фирму, которая предоставляет гарантию на свое оборудование. Однако следует различать понятия «гарантийный срок» и «гарантийное обслуживание».
Гарантийный срок – это период времени, в течение которого фирма обязуется за свой счет заменить или отремонтировать оборудование, если в процессе эксплуатации в нем будет выявлен заводской брак. Обычно он равен 1 году. Лучше, когда гарантия предоставляется на все оборудование, установленное компанией.
Гарантийное обслуживание – понятие более широкое. Помимо ремонта или замены товара оно подразумевает оказание услуг по дополнительной настройке, регулировке, техническому сопровождению установленной системы. В зависимости от условий договора срок гарантийного обслуживания обычно составляет от 3 месяцев до 3 лет. И плату за него начинают взимать сразу после завершения работ по установке домофонной системы и подписания акта приемки-сдачи. Если в договоре предусмотрена ежемесячная оплата, первый платеж осуществляется через месяц после начала эксплуатации оборудования.
Таким образом, взимание ежемесячной платы за пользование домофонной системой сразу же после ее установки незаконной считать нельзя.
Вопрос: Могут ли жильцы расторгнуть договор обслуживании с компанией, установившей домофон, и заключить его с другой компанией или не заключать ни с кем?
Ответ: Конечно, это их право. Если у жильцов возникли претензии к компании, обслуживающей домофонную систему, они вправе расторгнуть заключенный договор. При этом само оборудование остается в собственности жильцов – демонтировать его компания не имеет права, так как это уже не ее собственность.
Когда закончится срок гарантийного обслуживания, компания предложит заключить дополнительный договор на дальнейшее техническое сопровождение системы. Однако заказчик не обязан его заключать. Он имеет право выбрать другую компанию или обращаться за ремонтом домофона только тогда, когда это потребуется. Эти вопросы решаются на общем собрании собственников или управляющей компанией.
P.S. 1. Фирма, продающая домофоны, не вправе требовать, чтобы с ней заключали договор на установку и обслуживание оборудования. Это будет нарушением ст.16 закона РФ «О защите прав потребителей».
2. Жильцы могут выбирать фирму, которая будет обслуживать домофон, а могут вообще не заключать договор на обслуживание и вызывать специалиста только в том случае, если с домофоном возникнут проблемы. Если с ним обращаются осторожно, и он ломается редко, последний вариант обойдется дешевле, чем ежемесячная абонентская плата. Если же домофон ломается раз в неделю, то дешевле платить фирме каждый месяц. Тогда вызов мастера не нужно будет оплачивать дополнительно