как разбить счет на аванс и оплату
Cчет на предоплату: как оформить и выставить
Счет на предоплату — это документ, содержащий сведения о товарах (услугах), подлежащих оплате, и платежные реквизиты получателя денежных средств. Он может выступать как договор, а может быть приложением к контракту, ранее заключенному сторонами сделки.
Обязательные реквизиты счета на оплату
Хотя документ активно используется в деловом документообороте, законодательно не утверждена его форма и не регламентированы его обязательные реквизиты. Связано это с тем, что документ не является первичным учетным и выставляется либо как дополнение к договорным обязательствам, либо сам является договором. Порядок, как выставить счет на предоплату, и применяемая форма разрабатывается и устанавливается организацией самостоятельно.
Как выставить счет на предоплату к договору
Если в заключенном сторонами сделки контракте прописаны сроки, сумма и платежные реквизиты, выставлять отдельный документ на предоплату нет необходимости. Но поскольку документ удобен в документообороте, условия о его выставлении часто включают в контракт. Если он выставляется к уже заключенному контракту, пропишите в нем:
Когда счет-оферта на предоплату является договором
Гражданское законодательство допускает применение счета в качестве договора, но при соблюдении определенных требований (пункт 2 статьи 432, статьи 435 и 438 ГК РФ):
Существенными условиями любого договора являются предмет сделки, условия для определенных видов сделок, прописанные в законодательно-правовых актах, договоренности, которые необходимо согласовать по заявлению одной из сторон (пункт 1 статьи 432 ГК РФ). Таким образом, для разного вида договорных обязательств существенные условия могут быть разными. Выставляя счет-оферту, кроме реквизитов, прописанных выше, необходимо корректно прописать существенные условия сделки:
Обязательно пропишите условия сделки, которые являются важными: сроки и порядок поставки, порядок и сроки акцепта.
Авансовые сделки с НДС: как формировать счета‑фактуры, книги покупок и продаж
Сделки с авансами — одна из самых распространённых ситуаций, когда надо одновременно внести сведения в книгу покупок и книгу продаж. Важно правильно сделать запись и использовать коды вида операции (КВО), чтобы не было разрыва по НДС. Расскажем, как заполнять счета-фактуры и делать записи в книгах покупок и продаж.
Чем опасны неправильные записи
Неверно составленные счета-фактуры и неправильные записи в книгах покупок и продаж приводят к разрывам по НДС (расхождениям). Их выявляет налоговая на камеральной проверке с помощью системы ПК АСК НДС-2, которая автоматически сопоставляет декларации контрагентов. Ошибки в учёте авансов приводят к тому, что из ФНС поступают требования пояснить завышение суммы к вычету.
Разрывы появляются, если сведения об операции, которые налогоплательщик отразил в Разделе 8 декларации по НДС (книге покупок), чтобы подтвердить право на применение налогового вычета, не совпадают со сведениями, которые должен был отразить поставщик налогоплательщика в Разделе 9 декларации по НДС (книге продаж). Это может быть ошибка в реквизитах, подача нулевой декларации или вообще непредставление. Еще разрыв может быть связан с несоответствием данных в декларации и приложениях налогоплательщика, в том числе из других периодов.
Когда выписывается счёт-фактура на аванс
Продавец составляет авансовый счёт-фактуру только при получении предоплаты. Алгоритм такой:
Если суммы от заказчика поступали неоднократно, то по каждой полученной сумме счёт-фактура должен быть оформлен отдельно.
Пример. Если продавец получил аванс 10-го и 13-го числа, а услугу оказали 28-го числа того же месяца, то счёт-фактура должен быть выставлен дважды при поступлении сумм 10-го и 13-го числа, а также при отгрузке в счёт этого аванса на полную стоимость.
Покупатель на основании любого счёта-фактуры на аванс может воспользоваться правом на вычет по НДС.
Счёт-фактуру на аванс можно не выставлять в четырёх случаях:
В случаях, когда аванс получен в одном налоговом периоде (например, 31 декабря), а отгрузка в счёт этого аванса состоялась в другом налоговом периоде в пределах пяти календарных дней с момента получения предоплаты (например, 2 января), продавец регистрирует счёт-фактуру на аванс в книге продаж за IV квартал, а счёт-фактуру, выставленный при отгрузке, — в книге продаж за I квартал.
Как продавцу отражать авансы
Продавец обязан регистрировать счёт-фактуру в периоде, в котором получил предоплату (п. 3 Правил ведения книги продаж, утверждённых Постановлением от 26.12.2011 № 1137).
Аванс | Отгрузка товара/услуг | Зачёт аванса | |
---|---|---|---|
Книга (регистрация СФ) | Книга продаж | Книга продаж | Книга покупок |
Обязательность регистрации СФ | Обязательна | Обязательна | Обязательна |
Момент регистрации СФ | В день получения аванса | В день отгрузки | В день отгрузки или любой день в течение трёх лет |
КВО для СФ (наиболее используемый) | 02 | 01 | 22 |
Указание контрагента в СФ | Покупатель | Покупатель | Сами себя |
Раздел и строка сумм НДС в декларации | Раздел 3, стр. 070 | Раздел 3, стр. 010-050 | Раздел 3, стр. 170 |
Как покупателю отражать авансы
В отличие от продавца, покупатель не обязан регистрировать счёт-фактуру на аванс и принимать НДС к вычету (ст. 171 и ст. 172 НК РФ). Чтобы воспользоваться вычетом, у покупателя должны быть подтверждающие документы: счёт-фактура, платёжный документ и договор, в котором прописано условие о предоплате.
Аванс | Получение товара/услуг | Зачёт аванса | |
---|---|---|---|
Книга (регистрация СФ) | Книга покупок | Книга покупок | Книга продаж |
Обязательность регистрации СФ | Не обязательна | Не обязательна | Если нет регистрации СФ по авансу — отсутствует восстановление |
Момент регистрации СФ | В момент получения СФ на аванс | В любой день в течение трёх лет | В момент регистрации СФ при получении товара (услуги) |
КВО для СФ (наиболее используемый) | 02 | 01 | 21 |
Указание контрагента в СФ | Продавец | Продавец | Сами себя |
Раздел и строка сумм НДС в декларации | Раздел 3, стр. 130 | Раздел 3, стр. 120 | Раздел 3, стр. 080 |
Как оформить расторжение сделки и возврат аванса
Когда покупатель и продавец расторгают договор, по которому ранее был перечислен аванс, продавец возвращает предоплату покупателю.
Продавцу нужно зарегистрировать авансовый счёт-фактуру в книге покупок с КВО 22. В графе 7 «Номер и дата документа, подтверждающего уплату налога» ему следует указать реквизиты документов, которые подтверждают возврат авансового платежа. Тогда продавец вправе предъявить к вычету НДС, начисленный при получении предоплаты (п. 4 ст. 172 НК РФ).
Покупатель обязан восстановить и заплатить НДС в бюджет, если аванс был принят к вычету. При этом он должен зарегистрировать авансовый счёт-фактуру в книге продаж с КВО 21.
Автор: Светлана Огневская, эксперт Контур.Экстерна по НДС
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Аванс по зарплате в 1С: как рассчитать и выплатить
В периоды нестабильности у всех компаний возникают дополнительные вопросы с авансами сотрудникам. Рассказываем, как рассчитать и выплатить аванс по заработной плате в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0)
Аванс по зарплате
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (ч. 6 ст. 136 ТК РФ).
При определении размера аванса следует учитывать фактически отработанное сотрудником время (фактически выполненную работу) (письмо Минтруда России от 10.08.2017 № 14-1/В-725, от 03.02.2016 № 14-1/10/В-660). Не платить аванс работодатель не имеет права даже при наличии заявления от сотрудника или соответствующей статьи в трудовом и коллективном договоре.
Если день выплаты аванса совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем, его необходимо выплатить накануне этого дня (ч. 8 ст. 136 ТК РФ).
Невыполнение этих требований работодателем влечет за собой привлечение его к ответственности.
В программе реализовано два способа расчета аванса:
Расчет и выплата аванса
Указанное значение используется для автоматического заполнения табличной части документа и расчета сумм к выплате. При нажатии на кнопку Заполнить заполнение документа производится автоматически по всем сотрудникам организации, которым задан аванс. Причем сумма аванса к выплате рассчитывается без учета отработанного времени. Аванс выплачивается ровно в таком размере указанном в ведомости. Причем способ расчета Процентом от тарифа подразумевает собой расчет аванса процентом от всех начислений, назначенных сотруднику в плановом порядке.
В зависимости от того, как выплачивается аванс сотруднику (через кассу или через банк), подробные действия по выплате рассматриваются в статьях:
Как провести аванс и зачет в БУ и НУ
При заключении договора на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) его стороны могут предусмотреть как и предварительную (полную или частичную) оплату, так и последующую.
Точно также, если это не разовая сделка, предварительная оплата может быть зачтена при поступлении товара (принятия результата работ, оказания услуги) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не в полном размере, а только частично. Остальная сумма аванса будет подлежать зачету при следующей поставке товара (передаче результата работ, оказания следующей услуги).
Такой порядок зачета предварительной оплаты при исполнении договора будет применяться при отражении данного факта хозяйственной деятельности как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения (в том числе и учета НДС).
Налоговый кодекс не дает какого-либо особенного толкования таким терминам, как «предварительная оплата», «зачет предварительной оплаты», «задолженность» и пр.
Следовательно, в полном соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ, при исчислении и учете всех налогов понимать и применять их надо точно также, как и в регистрах бухгалтерского учета. Не следует уподобляться некоторым особенно «грамотным» юристам, которые любят выстраивать навороченные схемы по оптимизации налогов, руководствуясь принципом «раз в Налоговом кодексе об этом не сказано, то. »
Если в Налоговом кодексе об этом не сказано, то упоминается (с очень большой вероятностью) в Гражданском кодексе, в других кодексах либо законодательных актах
Поэтому не следует давать волю фантазии, а всего лишь внимательно изучать действующее законодательство, и ничего более.
Кстати, частно поднимается тема о том, что зачет предоплаты в бухгалтерском учете отражается якобы иначе, чем при учете НДС.
Так вот, ничего подобного.
Например, при заключении договора поставки стороны пришли к соглашению, что покупатель предварительно должен выплатить поставщику аванс в установленном размере. При поступлении первой партии товара к зачету принимается только 75% стоимости поступившего товара. Остальные 25% покупатель должен оплатить по отдельному счету не позднее 5 рабочих дней со дня поступления этой партии.
Порядок оплаты следующих отгрузок будет аналогичен: — 75% стоимости засчитывается авансом, остальные 25% — оплачиваются по отдельно выставленному счету.
Допустим, что величина аванса согласована сторонами в размере 24 млн. руб.
Получивший его поставщик обязан включить эту сумму в базу по начислению НДС (п. 1 ст. 167 НК РФ) на дату зачисления средств на расчетный счет и «вытащить» из нее налог в сумме 4 млн. руб. (24 млн. руб. : 120% х 20%). Далее он также обязан выписать «авансовый» счет-фактуру (по правилам п. 5.1 ст. 169 НК РФ), зарегистрировать его в книге продаж текущего налогового периода (то бишь квартала) и отправить покупателю.
Покупатель полученный счет-фактуру имеет право зарегистрировать в книге покупок и указанный в нем НДС (те самые 4 млн. руб.) принять к вычету. Если он этим правом не воспользуется, то, согласно довольно многочисленным (но весьма спорным, по нашему мнению) письмам Минфина России, перенести его на следующий налоговый период не сможет.
В установленный договором срок поставщик отгружает первую партию товара на сумму, допустим, 16 млн. руб.,плюс НДС 3,2 млн. руб.
И опять, как и при получении аванса, он обязан включить стоимость отгруженного (реализованного) товара в облагаемую базу по НДС и начислить сумму налога (3,2 млн. руб.). Выписанный счет-фактура на реализацию товара (по правилам п. 5 ст. 169 НК РФ) регистрируется в книге продаж (также в обязательном порядке) и отправляется покупателю.
По условиям договора к зачету в счет предоплаты принимаются не все 19,2 млн. руб. а только три четверти этой суммы, то есть 14.4 млн. руб. Следовательно, и к вычету (п. 6 ст. 172 НК РФ) поставщик имеет право принять только 2,4 млн. руб. налога на добавленную стоимость. Именно на эту сумму он может зарегистрировать свой «авансовый» счет-фактуру в книге покупок текущего периода.
Таким образом, по данной отгрузке база по НДС вырастет на 800 тыс. руб., а кредиторская задолженность перед покупателем составит 9,6 млн. руб.
Вдобавок возникает дебиторка покупателя на сумму 4,8 млн. руб., которую тот должен погасить в установленный договором срок.
Покупатель, получивший и оприходовавший товар на 16 млн. руб. имеет право (п. 1 ст. 172 НК РФ) принять к вычету указанный в счете-фактуре НДС (3,2 млн. руб.) к вычету. Использовать его он может как в периоде получения товара (полностью или частично), так и в следующие три года (п 1.1 ст. 172 НК РФ).
Одновременно он обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС от аванса в сумме 2,4 млн. руб. (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ). И он будет должен зарегистрировать полученный ранее от поставщика «авансовый» счет-фактуру в книге продаж текущего периода в этой сумме.
После получения товара дебиторская задолженность поставщика уменьшается на сумму зачета (на 14,4 млн. руб.), и становится равной 9,6 млн. руб. (как и кредиторка у поставщика). Плюс к этому возникает кредиторка перед поставщиком на 4,8 млн. руб.
Цифры взаиморасчетов между покупателем и поставщиком совпадают (и должны совпадать при нормальном учете) с точностью до копейки. Кредиторка одного равна дебиторке другого и наоборот.
А вот данные в декларациях по НДС могут и различаться.
Обязанностью по начислению (восстановлению) налога ни поставщик, ни покупатель манкировать не могут.
Но свое право на принятие вычета по приобретенным товарам покупатель может использовать как сразу (и в полном объеме), так и позже (и по частям). То есть сумма налога на добавленную стоимость, начисленная поставщиком при отгрузке товара, может быть больше, чем величина налога, принятая к вычету покупателем при его оприходовании.
Налог с аванса, принятый к вычету поставщиком при проведении зачета, должен обязательно совпадать с налогом, восстановленным покупателем.
Счёт на оплату. Бланк и образец заполнения
Счёт на оплату – документ, который используют в своей работе абсолютно все предприниматели, независимо от того, на каком уровне они работают и к какой сфере бизнеса относятся. Как правило, счёт на оплату выписывается после заключения между сторонами письменного договора, как дополнение к нему, но иногда он может быть выписан и как самостоятельный документ.
Именно счёт на оплату дает основание покупателю товара или потребителю услуги оплатить их. Счёт может быть выписан как на предоплату, так и на оплату постфактум.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Обязателен ли счёт?
Законодательство РФ не регламентирует обязательное использование счёта в хозяйственной документации, оплату можно производить и просто на условиях соглашения. Однако, закон называет непременным условием любой сделки заключение договора. Счёт не существует отдельно от договора, это документ, сопровождающий сделку. Он представляет собой как бы предварительную договоренность об оплате по назначенным продавцом условиям – цене, которую должен оплатить покупатель товара или услуги.
Счёт делает расчеты гораздо более определенными, поэтому предприниматели предпочитают использовать его, даже если это условие не оговорено в условиях контракта.
ВАЖНО! Поскольку требование счёта не является законодательно обязательным, он не относится к бухгалтерским отчетным документам, а служит для внутреннего использования.
Когда счёт безоговорочно необходим?
В законодательстве прописаны моменты, когда выставление счёта является обязательным сопровождением сделки:
Итак, счёт на оплату не является обязательным документом, ровно как и подотчетным бухгалтерским. Он никак не может влиять на движение финансовых средств, он может быть в любой момент приостановлен или не оплачен – такие явления встречаются довольно часто и не имеют никаких правовых последствий.
Тем не менее, этот документ имеет равное значение для участников сделки, так как позволяет им заключить своего рода предварительное соглашение о перечислении денежных средств.
Кто выписывает счёта на оплату
Счёт на оплату всегда выписывает сотрудник бухгалтерского отдела. После того, как форма будет заполнена, документ передается руководителю организации, который удостоверяет его своей подписью. Ставить печать на документе не обязательно, так как ИП-шники и юридические лица (с 2016 года) имеют право не использовать печать.
Оформляется счёт на оплату в двух экземплярах, один из которых отправляется потребителю услуги или покупателю, второй – остается у организации, его выписавшей. Заполнить счёт можно как на обычном листе А4 формата, так и на фирменном бланке организации. Второй вариант удобнее, так как не нужно каждый раз вносить сведения о предприятии.
Данный документ не имеет унифицированного образца, поэтому организации и индивидуальные предприниматели вправе разрабатывать и использовать собственный шаблон или выписывать счёт на оплату в свободной форме. Как правило, у давно работающих организаций и ИП форма бланка стандартна, меняются только данные о получателе счёта, наименовании товара или услуги, а также сумма и дата. Иногда организации дополнительно в счёте указывают условия поставки и оплаты (например, процент или сумму предоплаты), срок действия счёта и прочую информацию.
Если в документе при оформлении допускаются какие-либо ошибки, их лучше не исправлять, а выписать счёт заново.
Следует помнить о том, что в некоторых случаях, при решении разногласий между сторонами в судебном порядке, счёт на оплату является документом юридической силы и может быть представлен в суде.
Как отправлять счёта на оплату
Сам счёт выставляем электронно. Один бумажный экземпляр оставляем у себя, другой можно отправить контрагенту обычным письмом.
Чаще всего счёт заполняется в электронном виде и отправляется получателю через электронную почту. Но опытные бухгалтеры всегда распечатывают документ на бумажном носителе, и один «живой» подписанный экземпляр отправляют контрагенту через обычное почтовое сообщение, а второй хранят у себя, подшивая в папку, обычно именуемую «счёта».
Инструкция по оформлению счёта на оплату
С точки зрения делопроизводства, данный документ не должен вызвать особых сложностей при разработке и заполнении.
В верхней части документа указывается информация о получателе денежных средств. Здесь нужно указать
Далее посередине строки пишется название документа, его номер по внутреннему документообороту, а также дата создания.
Затем указывается плательщик по счёту (он же грузополучатель): тут достаточно указать только название компании, получившей товар или услуги.
Следующая часть документа касается непосредственно оказанных услуг или проданного товара, а также их стоимости. Оформить эти сведения можно как простым списочным перечислением, так и в виде таблицы. Второй вариант предпочтительнее, так как он позволяет избежать путаницы и делает счёт максимально понятным.
В первый столбец таблицы оказанных услуг или проданного товара нужно внести порядковый номер товара или услуги в данном документе.
Во втором столбце – наименование услуги или продукции (без сокращений, ёмко и чётко).
В третьем и четвёртом столбце необходимо указать единицу измерения (штуки, килограммы, литры и т.д.) и количество.
В пятый столбец нужно поставить цену за одну единицу измерения, а в последний – общую стоимость.
Если предприятие работает по системе НДС, то это нужно указать и выделить его в счёте. Если без НДС – эту строку можно просто пропустить. Затем справа ниже указывается полная стоимость всех товаров или услуг, а под таблицей эта сумма вписывается прописью.
В завершение документ должен подписать главный бухгалтер организации и руководитель.
Счёт-фактура для плательщиков НДС
Юрлица и другие плательщики НДС применяют счёт-фактуру: ответственный финансовый документ, который выставляется не предварительно, а по факту выполненных работ, предоставленных услуг или отгруженных товаров. Он нужен уже не для ускорения оплаты, а для подтверждения того, что сборы по акцизам и НДС уплачены в полном объеме, для того, чтобы можно было удержать НДС с плательщика (покупателя). Этот документ имеет установленную форму, в нем также могут содержаться сведения о происхождении товара, а если он импортный, то и номер таможенной декларации на него.
Счёт-фактуру оформляют в двух экземплярах.
Элементы счёта
Определенной формы для составления счёта не предусмотрено, но есть обязательные составляющие, которые в нем обязаны содержаться.
К СВЕДЕНИЮ! Печать на счёте, по последним законодательным требованиям, не обязательна.
За товар или за услугу?
Счёт может выставляться в качестве договоренности об оплате за поставляемый товар или предоставляемую услугу, а также за выполняемый вид работ. Разница состоит в графе «Назначение платежа», которую содержит счёт.
Для расчёта за товар данная графа должна содержать перечень всех видов отпускаемого товара, а также единицы, в которых он измеряется (штуки, литры, килограммы, метры, рубли и др.). Обязательно нужно указать количество товара и сумму за них (отдельно без НДС, если он есть, и полную сумму).
При оплате услуг в «Назначении платежа» нужно указать вид услуги или выполняемой работы. Не забудьте отметить необходимое количество, а также сумму с НДС и без.
СПРАВКА! Если предприниматель не хочет, он может не расшифровывать все виды поставок полностью, указав лишь номер договора, по которому осуществляется сделка. Однако, все равно эта информация должна быть подробно отражена в товарно-транспортной накладной или в смете. Поэтому в интересах предпринимателя указать в счёте полный перечень оплачиваемых товаров или услуг.
Не допускайте ошибок!
Рассмотрим наиболее распространенные неточности, которые предприниматели могут допустить при оформлении счёта.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если организация-составитель счёта заметила ошибку, она вправе исправить её в тексте счёта. Для этого неправильно записанный показатель зачёркивается, и вместо него ставится правильный. Внесённое изменение заверяется руководительской подписью, при необходимости – печатью, и отмечается дата, когда это было сделано. Другие организации вносить исправления в счёт не уполномочены.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.