как различается бюджетный дефицит согласно форм проявления
Тема 4. Сбалансированность бюджета
Цель изучения данной темы — рассмотреть состояния, в которых может находиться бюджет, изучить сущность и функции государственного кредита, принципы и методы управления государственным долгом.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач:
Содержание
4.1. Понятия дефицита и профицита бюджета
Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда — дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета.
Дефицит бюджета — расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо.
Профицит бюджета — положительное сальдо бюджета — представляет собой превышение доходов над расходами.
Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.
Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.
Основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Причины этого отставания могут быть различными, в частности:
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что текущие расходы бюджетов субъекта РФ и местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующих бюджетов.
При этом размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов его бюджета (без учета финансовой помощи из федерального бюджета).
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета (также без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов).
Размер дефицита федерального бюджета не может превышать размера ненефтегазового дефицита федерального бюджета.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. (Вступает в силу с 1 января 2011 года.)
Сбалансированность федерального бюджета РФ 1995-2003 гг. (% от ВВП)
Годы
Расходы
Доходы
Дефицит(-), профицит(+)
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации являются:
1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.
4.2. Теории бюджетной сбалансированности
В условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, одной из важнейших задач современной бюджетной политики большинства государств мира стало решение проблем стимулирования экономического роста в стране и проблем сбалансированности бюджетов различных уровней.
Современные финансовые теории допускают наличие бюджетного дефицита на определенном этапе экономического развития страны, поскольку содержание антициклической фискальной политики государства заключается в дефицитности бюджета во время спада (с целью стимулирования совокупного спроса) и наличии компенсирующего профицита в период подъема и стабилизации.
Иначе говоря, достаточно, чтобы бюджет был сбалансирован на протяжении экономического цикла, ежегодная же сбалансированность бюджета ослабляет стабилизирующее значение фискальной роли государства и снижает возможности властей по стимулированию экономического роста.
Признание возможности использования несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к увеличению значения механизмов государственного кредита и расширению сферы его использования.
4.3. Сущность и функции государственного кредита
Государственный кредит — это совокупность финансовых отношений, в которой одной из сторон является государство, а другой (кредиторами или заемщиками) — физические и юридические лица.
Государство может выступать:
В отличие от банковского кредита государственный характеризуется прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и идут на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства.
Функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
Представители западной экономической мысли дают определения государственного долга посредством анализа дефицита государственного бюджета. С. Л. Брю считает, что «государственный долг — общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране».
Финансово-кредитный энциклопедический словарь дает следующее определение: «долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в том числе международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц».
Учитывая российскую специфику, можно полагать, что государственный долг — это вся сумма неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них, к определенному моменту времени.
Иными словами, государственный долг — это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики, т. е. неоплаченный госзаказ, задолженность по заработной плате перед работниками бюджетной сферы и т. д. Практически эта задолженность представляет собой некорректно оформленный государственный долг, на который вдобавок не выплачиваются проценты.
Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать ряд выводов:
Основные функции государственного кредита.
Государственный кредит играет важную роль в:
4.4. Классификация государственных займов
Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам:
4.5. Принципы и методы управления государственным долгом
Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.
Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Для субъекта Российской Федерации, у которого доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 60 %, предельный объем долга не должен превышать 50 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Для муниципального образования, у которого доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 70 %, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Управление государственным долгом — это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
В основе управления государственным долгом лежат следующие принципы:
Реструктуризация долга — это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смыслах.
Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:
Определение политики в отношении государственного долга и установление его верхнего предела осуществляются законодательными органами власти, а оперативное управление им — исполнительной властью.
Важное значение для управления государственным долгом имеет финансовая репутация страны-заемщика. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующим странам специальными агентами согласно международным правилам рейтингования. Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.
Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине.
Методы управления государственным долгом:
Таким образом, целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
Все, что следует знать о бюджете страны
Что такое бюджет?
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.
Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:
Структура бюджета
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
К расходной части относятся:
ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным.
Профицит и дефицит бюджета
При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.
Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.
При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.
Причинами дефицита могут послужить:
Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.
Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.
Система доходов госбюджета
Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.
Виды государственных доходов
Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.
Разделение налогов по уровню бюджетов
Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:
Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:
На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.
Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:
Прямые и косвенные налоги
По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход. Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности.
Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.
К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).
Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.
Система расходов Госбюджета
С помощью расходной части бюджета государство исполняет свои функции в сферах экономики, обороны и социальной политики, оказывая влияние на экономическое, социально-культурное развитие и состояние общества в целом.
Расходы и структура их распределения
Под расходами подразумеваются невозвратные платежи, распределение средств по которым происходит из бюджетов всех уровней в размерах и по направлениям, установленным в нормативно-правовых актах.
Из федерального бюджета финансируются расходы на:
К расходам, финансируемым совместно из бюджетов разных уровней, относят:
Ключевой принцип межбюджетного распределения расходов заключается в соответствии фактических полномочий законодательно закреплённым на их уровне власти.
Виды бюджетов
Бюджет — смета доходов и расходов определённых образований (государства, региона, органа местного самоуправления), рассчитываемая на заданный период, обычно на один год. Для каждого из них он имеет свои отличительные характеристики.
Бюджет государства
Бюджет государства является главным инструментом регулирования экономики и перераспределения национального дохода для реализации Правительством намеченного экономического курса и социальной политики. Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории.
СПРАВКА! В экономически развитых странах через бюджет перераспределяется до 40% ВВП.
В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура.
Функции госбюджета
К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения.
Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология.
Источники доходов бюджета
Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются:
Расходы госбюджета
К расходам государства относятся денежные средства, направленные на обеспечение задач и функций государства. По целям распределения расходы государства подразделяются на:
Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях:
Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.
ВАЖНО! Но и тут есть свои исключения. Если доля государственного бюджета в разрезе ВВП будет минимизирована, это не позволит государству эффективно выполнять свои функции, что также окажет отрицательное влияние на развитие экономического сектора.
Источники финансирования бюджетного дефицита
В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние.
К первой группе относится эмиссия ценных бумаг (облигации федерального займа для населения), предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней.
Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование.
Требования к бюджету
К бюджету государства применяется ряд обязательных требований:
Уровни бюджетной системы
Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня:
Доходы и расходы бюджетов всех уровней
Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.
Формирование доходов бюджетов
Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.
Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.
ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета.
Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:
Осуществление бюджетных расходов
Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.
Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.
Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:
Распределение средств бюджетов разных уровней
Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.
При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.
Расходование городского бюджета
Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).
Распоряжение городским бюджетом
Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.
Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.
Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.
Правильные ответы отмечены +
1.Тест. Бюджет в экономической системе это:
а) план создания и использования финансовых ресурсов;
б) общепроизводственный фонд средств;
+ в) отношения при формировании на общегосударственных и региональных уровнях централизованных фондов;
г) общее возможное исчисление будущих расходов и ожидаемых для их покрытия доходов государства.
2. Бюджет государства является составной частью:
1) общегосударственных финансов;
2) местных финансов;
+ 3) государственных финансов;
4) международных финансов;
5) государственного кредита.
3. Основные функции бюджета государства:
+ 1) перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики; бюджетный контроль; финансовое обеспечение социальной политики;
2) контроль за формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;
3) финансирование национальной экономики;
4) обеспечение выплаты заработной платы работающим в производственной сфере.
4. Какие показатели характеризуют состояние бюджета как финансового плана?
а) профицит, баланс, излишек, дефицит;
б) бюджетный дефицит, баланс бюджета, профицит, излишек;
в) бюджетное равновесие; дефицит, излишек;
+ г) равновесие доходов и расходов бюджета; бюджетный дефицит, превышение доходов над расходами.
5. Как различается бюджетный дефицит согласно форм проявления:
а) активный, пассивный;
б) вычисленный, известный;
+ в) открытый, скрытый;
г) негативный, позитивный.
а) государственный кредит, налоги, прибыль, инвестиции;
+ б) государственный заем, денежная эмиссия;
в) налоги, коммерческий кредит, амортизационные отчисления;
г) международный кредит, валютный фонд государства, монетарные металлы.
7. Бюджетные ассигнования – это формы:
а) коллективного капитала;
б) покрытия затрат за счет заемных средств;
в) покрытие затрат за счет собственных средств;
+ г) государственного финансового обеспечения.
8. В каких разрезах рассматривается структура бюджета государства:
а) бюджетное устройство и бюджетная система;
б) бюджетный процесс и бюджетное устройство;
+ в) горизонтальный и вертикальный;
г) состав и удельный вес.
9. Виды бюджетов:
а) государственный бюджет и местный бюджет;
б) центральные и местные бюджеты;
в) централизованные и децентрализованные бюджеты;
+ г) государственный бюджет, региональные и местные бюджеты.
10. Какие бюджеты входят в состав бюджетов местного самоуправления?
а) бюджеты территориальных городов, сел;
+ б) областные, районные, местные бюджеты;
в) централизованные и децентрализованные бюджеты;
11. Какие принципы лежат в основе распределения расходов между бюджетами:
а) функциональный, экономический, ведомственный;
+ б) ведомственной подчиненности и территориального разделения объектов финансирования;
в) текущий и развития;
г) текущий и капитальный.
12. На какие группы разделяются доходы бюджета от общегосударственных налогов и сборов в процессе их распределения между отдельными звеньями финансовой системы?
а) налоговые и не налоговые поступления;
б) налоговые и не налоговые поступления, доходы от операций с капиталом, официальные трансферты;
+ в) закреплённые и регулирующие доходы;
г) общегосударственные налоги и местные сборы
13. Методы формирования доходов бюджета.
+ а) выделение доходов с государственного сектора экономики; получение доходов от государственных угодий; налоговый;
б) получение доходов от государственных угодий имущества и услуг, перераспределение доходов юридических и физических лиц с помощью налогов; получение ссуд;
в) получение доходов от государственной собственности; фискальный; получения ссуд;
г) прямое выделение доходов из государственного сектора; получение доходов от государственных угодий, имущества и услуг; перераспределение доходов юридических и физических лиц с помощью налогов и сборов; получение ссуд.
14. Внутренние источники формирования доходов бюджета:
а) международный кредит, национальное богатство, национальный доход;
+ б) созданный ВВП и национальное богатство;
в) валовой национальный продукт, государственный кредит, эмиссионный доход;
г) налоговые и не налоговые поступления.
16. По каким признакам классифицируются расходы бюджета?
а) роль в создании производства, общественное признание, целевое назначение;
+ б) отрасли экономики и социальной сферы, уровни бюджетной системы, формы бюджетного финансирования;
в) общественное и целевое предназначение, роль в создании производства, отрасли экономики и социальной сферы, уровни бюджетной системы; формы бюджетного финансирования;
17. Что отражает функциональная классификация расходов бюджета?
+ а) текущие и капитальные расходы;
б) текущие капитальные расходы, кредитование без погашения;
в) текущие расходы и расходы развития;
18. Что отражает ведомственная классификация расходов бюджета?
а) фактическое использование министерствами и ведомствами бюджетных средств;
+ б) распределение бюджетных ассигнований между получателями средств из бюджета;
в) финансирование текущего расходования министерств и ведомств;
г) распределение бюджетных средств между министерствами и ведомствами на текущие потребности.
19. Что отражает экономическая классификация расходов бюджета?
+ а) текущие расходы и расходы развития;
б) текущие и капитальные расходы;
в) статьи и подстатьи расходов, элементы целевых затрат;
г) текущие и капитальные расходы, кредитование с учётом погашения
а) бюджетные ассигнования, распределённые поквартально и постатейно;
+ б) плановый документ, в котором устанавливается объём бюджетных ассигнований, и их постатейное и поквартальное распределение;
в) роспись доходов и расходов, сбалансированных во времени с поквартальным распределением
г) плановый документ с перечнем желаемых расходов и возможных поступлений бюджетного учреждения, их поквартальное распределение.
21. Какие существуют виды смет?
а) текущая, капитальная, сведённая, общая;
+ б) на централизованные средства, особенные общие, поквартальные;
в) индивидуальная, сведённая, на централизованные средства, общая;
г) постоянная, поквартальная.
22. Нормы расходов группируются:
а) на основе физиологических потребностей, на основе статистических данных;
б) базовые, по характеру использования, методом исчисления.
+ в) на обязательные и факультативные;
г) постоянная, поквартальная.
23. Объёмы финансирования определяются:
+ а) общими потребностями бюджетного учреждения её возможными доходами;
в) количеством единиц по штатному расписанию;
г) физиологическими потребностями и статистическими данными.
24. Виды норм по экономическому смыслу:
а) материальные, факультативные, обязательные;
+ б) материальные, финансовые, бюджетные;
в) материальные, индивидуальные, комбинированные;
г) финансовые, комбинированные, укрупнённые.
д) бюджетные, индивидуальные, факультативные
25. Какие виды денежных ресурсов государства используются для финансирования расходов медицинских учреждений государства?
+ а) бюджетные ассигнования;
б) прибыль предприятий;
г) часть средств фондов потребления предприятий и организаций;
д) средства населения.
26. Источники государственного финансирования на просвещение:
+ а) бюджетные ассигнования;
б) выручка от реализации продукции и услуг;
в) средства фондов предприятий и организаций;
г) средства населения.
27. Какие показатели положены в основу составления смет общеобразовательной школы?
а) количество классов;
+ б) количество классов, контингент учеников, число педагогических ставок;
в) количество классов, контингент учеников, число часов по учебному плану;
г) контингент учеников и число педагогических ставок.
28. Каким образом определяется объём государственной дотации:
а) исходя из потребностей содержания учреждения;
б) размером затрат, которые не покрываются собственными доходами;
+ в) исходя из количества мест и расходов на учреждение;
29. Какие учреждения относятся к системе социального обеспечения?
а) детские учреждения- интернаты(для детей с разными отклонениями здоровья), детские учреждения- интернаты профильные(спортивные, языковые), дома интернаты для престарелых инвалидов;
б) детские дошкольные учреждения, приюты для несовершеннолетних;
г) санатории и профилактории;
д) учреждения охраны здоровья;
а) ежегодная адресная безналичная денежная помощь на оплату коммунальных услуг, приобретение природного газа, твёрдого и жидкого печного бытового топлива;
+ б) ежемесячная адресная безналичная денежная помощь на оплату коммунальных услуг, приобретение природного газа твёрдого и жидкого печного бытового топлива;
в) ежемесячная адресная денежная помощь на оплату коммунальных услуг, приобретение природного газа твёрдого и жидкого печного бытового топлива на возвратной основе;
г) ежемесячная адресная наличная помощь на оплату коммунальных услуг, приобретение природного газа, твёрдого жидкого бытового топлива.
31. Возврат бюджетных ассигнований в мере пересмотренных предназначенных субсидий проводятся в случае:
а) выявление поданных документов с неправильными сведениями, неправильных сведений в справках о доходах, выданных юридическими лицами;
б) изменение количества установленных субсидий в период их оплаты.
+ в) выявление неправильных сведений справках о доходах, выданных юридическими лицами, ошибки в расчете размера назначенной субсидии, заведомая подача документов с неправильными сведениями;
д) выявление ошибки в расчете размера назначенной субсидии, изменение количества назначенных на протяжении периода выплаты субсидий, изменение размера платы за природный газ, топливо, жилищно – коммунальные услуги на продолжении периода выплаты субсидий.
32. Какие группы расходов включаются в расходы бюджета на национальную оборону?
а) содержание вооруженных сил, правоохранительная деятельность, закупка вооружения и военной техники;
+ б) содержание вооруженных сил, покупка вооружения и военной техники, капитальное строительство, научно-исследовательские и исследовательско-конструкторские работы;
в) правоохранительная деятельность и обеспечение обороны государства;
г) содержание вооруженных сил, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
д) капитальное строительство, научно – исследовательские и конструкторские работы;
е) фундаментальные исследования.
33. К расходам бюджета на управление относятся:
а) государственное управление, культура и искусство, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
б) средства массовой информации;
+ в) государственное управление, международная деятельность, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
г) пополнение государственных резервов;
34. К расходам бюджета на государственное управление принадлежат:
а) функционирование законодательной и исполнительной власти, содержание Президента Украины и его аппарата; иные расходы на общегосударственное управление;
б) содержание финансовых и фискальных органов; общее планирование и статистические службы; функционирование законодательной власти; функционирование исполнительной власти, содержание Президента Украины и его аппарата, иные расходы на общегосударственное управление;
в) содержание Главного управления государственной связи; содержание Президента Украины и его аппарата; функционирование законодательной и исполнительной власти; иные расходы на общегосударственное управление;
г) содержание финансовых и фискальных органов; общее планирование и статистические службы, функционирование законодательной и исполнительной власти, содержание Президента Украины и его аппарата; содержание Главного управления государственной связи; иные расходы на общегосударственное управление;
+ д) функционирование государственной власти, содержание Конституционного суда, функционирование исполнительной власти; содержание Президента Украины и его аппарата; содержание Главного управления государственной связи; иные расходы на общегосударственное управление.
35. В основе планирования расходов бюджета на обслуживание государственного долга лежит:
а) объем ВВП на одного жителя;
б) соотношение между суммой долга и суммой его обслуживания и бюджета;
в) сумма задолженности бюджета по внутренним займам;
г) объем экспортных поступлений и объем ВВП;
д) объем золотовалютного запаса страны;
+ е) объем текущего государственного долга.
36. По характеру выплаты дохода государственные займы делятся на:
а) выплаты по кредитам иным государствам, международной организации и финансовым институтам;
б) краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
в) фиксированные и плавающие;
+ г) дисконтные, выигрышные и процентные;
д) разособленные и целевые.
37. Способы корректирования заемной политики:
+ а) минимизация стоимости ссуд, стабилизация государственных ценных бумаг;
б) управление внешним и внутренним долгом;
в) унификация, консолидация, конверсия, минимизация стоимости займа, отсрочка погашения, аннулирование;
г) унификация, консолидация, конверсия, обмен по регрессивным соотношениям, отсрочка погашения, аннулирование;
д) унификация, консолидация, конверсия, обмен по регрессивным соотношениям, аннулирование.
38. Бюджет предприятия – это:
а) доходы и расходы одного человека;
б) доходы и расходы отдельной семьи;
+ в) входящие и исходящие денежные потоки;
г) баланс времени человека, группы людей, конкретного учреждения;
д) расходы на исследование рынка, опроса на товар и сбыт товара.
39. Консолидированный бюджет – это:
а) государственный, региональный, местный;
б) государственные централизованные целевые фонды;
+ в) общегосударственный, региональных органов власти, местных органов власти;
г) пенсионный фонд, бюджет административно – территориальной единицы;
д) бюджеты предприятий, бюджеты семьи и конкретных лиц.
40. Признаками бюджета являются:
+ а) историчность, плановость, юридический характер, срок действия;
б) плановый характер, специфические черты зарождения, срок функционирования;
в) сила нормативного акта;
г) самостоятельность, срок действия.
41. Особенности бюджета – это:
а) самостоятельная экономическая форма перераспределительных отношений;
+ б) перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства;
в) пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяющих потребностями расширенного воспроизводства;
г) отрасль бюджетного распределения имеет место в составе государственных финансов;
д) контрольная и распределительные функции.
42. Сущность бюджета отражают:
+ а) экономические отношения между государством и субъектами хозяйствования всех форм собственности и населения;
б) экономические отношения между государством и государственными централизованными фондами;
в) экономические отношения между государством и коммерческими банками;
г) экономические отношения между государством и инвестиционными фондами;
д) экономические отношения между государством и страховыми компаниями;
43. Система государственных финансов включают следующие звенья:
+ а) государственный бюджет, общегосударственные фонды, государственные займы, финансы государственного сектора;
б) местные бюджеты, региональные фонды, местные займы, финансы муниципального хозяйства;
в) международный кредит, финансы коммерческих предприятий, инвестиционные фонды, государственный бюджет;
г) бюджет государства, целевые фонды, государственный кредит, финансы предприятий.
44. Функции бюджета:
+ а) распределительная, контрольная;
в) территориального распределения;
г) распределение между министерствами и ведомствами;
д) распределение между блоками отраслей.
45. Состояние бюджета как финансового плана характеризуется показателями:
+ а) равновесие доходов и расходов;
+ б) бюджетный профицит;
+ в) бюджетный дефицит;
д) государственный кредит.
46. Направления бюджетной политики
а) стабилизация совершенствование налоговой политики, оптимизация уровня бюджетного дефицита, самостоятельность местных бюджетов, поиск дополнительных источников доходов бюджета;
б) преодоление инфляционных процессов, создание процессов стабилизации, совершенствование налоговой политики; поиск дополнительных источников доходов бюджета;
в) обеспечение самостоятельности местных бюджетов; оптимизация уровня бюджетного дефицита и государственного долга, поиск источников их финансирования;
+ г) преодоление инфляционных процессов и структурной перестройки, меры государства по организации и использованию бюджетных ресурсов для обеспечения её экономического и социального развития;
47. Бюджетный механизм складывается из:
а) бюджетного дефицита, бюджетного профицита;
б) бюджетного планирования и регулирования, финансовых показателей, нормативов, бюджетного дефицита;
в) бюджетного планирования и регулирования, финансовых показателей, нормативов, лимитов, резервов, системы управления бюджетными средствами;
+ г) бюджетного планирования и регулирования системы управления бюджетными средствами.
48. Объективные факторы влияния на бюджет:
+ а) характер производственных отношений, природные особенности, экономические особенности, социальные особенности, традиции;
б) ВВП, национальный доход, экономический рост производства;
в) финансовая политика, объём и уровень заработной платы, развитие важных отраслей науки и техники, продуктивность общественного труда;
г) рациональная организация управления государством, эффективная деятельность законодательной и исполнительной власти;
49. Направления влияния на бюджет:
а) международные регулирующие распределительные;
б) структурные, экономические, прямые;
+ в) социальные, экономические, политические;
г) экономические, структурные, распределительные.
50. Элементы бюджетной системы:
а) органы управления, структура, принципы построения;
б) структура, принципы построения, организация функционирования;
в) комплекс межбюджетных отношений, органы управления;
+ г) организация функционирования, органы управления, структура;
51. Принципы построения бюджетной системы РФ:
+ а) единство, полнота, сбалансированность, эффективность, обоснованность, ответственность, целевое использование бюджетных средств;
б) организация функционирования, структура, принципы построения;
в) межбюджетные отношения, бюджетный кодекс;
г) эффективность, ответственность, целевое использование бюджетных средств, межбюджетные отношения, структур
54. Классификация видов информации по бюджетной системе:
+ а) временная, пространственная, доступная, достоверная;
б) оперативная, уточненная;
в) статистическая, социологическая, расчётная, визуальная, комбинированная;
г) почтовая, курьерская, электронная;
55. Методы бюджетного планирования:
а) статистический, нормативный, балансовый, экспертных оценок;
б) экономико – математический, метод коэффициентов, нормативный;
+ в) прогнозный, предметно – целевой, балансовый, экспертных оценок, моделирования;
г) метод коэффициентов, нормативный, балансовый, предметно – целевой.
56. Принципы бюджетного планирования:
+ а) самостоятельность, полнота, обоснованность, эффективность;
б) демократичность, научная обоснованность, оптимальная сбалансированность, директивность, единства.
в) субсидированность, целевое использование бюджетных средств, публичность, прозрачность;
г) ответственность, субсидированность, самостоятельность, единство, директивность;
57. Составные бюджетного прогнозирования:
а) периоды, методы, этапы;
б) проектные нормативы, задания, цели;
в) рекомендации, анализ информации, модели прогнозирования;
+ г) периоды, методы, этапы, проектные нормативы, задания.
58. Направления использования бюджетной классификации:
а) составление бюджетов разных уровней, разработка индивидуальных и сведённых смет;
б) обеспечение доходов в бюджет и расходов;
в) финансирование расходов по конкретным направлениям, выявление отклонений от плановых показателей;
+ г) бюджетное планирование, процесс выполнения бюджета, анализ бюджета, статистическая обработка бюджетных показателей;
59. Межбюджетный трансферт – это:
а) вид эффективности бюджетного планирования;
б) вид бюджетной классификации;
+ в) дотации выравнивания, субвенция, средства передаваемые в государственный бюджет и местные бюджеты, иные дотации;
г) вид бюджетного прогнозирования.
60. Стадии бюджетного процесса на общегосударственном уровне:
а) составление основных направлений бюджетной политики, составление проекта основных направлений денежно – кредитной политики;
б) утверждение росписи бюджетных назначений, осуществлений расходов;
в) выводы по использованию средств Государственного бюджета, внесение изменений в организацию и управление, в исполнение государственного бюджета;
+ г) составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение закона, исполнение бюджета, подготовка и рассмотрение отчета о выполнении бюджета.
61. Доходы местных бюджетов:
а) закрепленные, регулирующие;
б) обычные, чрезвычайные;
в) налоги, сборы, обязательные платежи, иные поступления;
+ г) налоговые поступления, не налоговые поступления, специальные поступления, межбюджетные трансферты;
62. Принципы бюджетного финансирования:
+ а) целевой характер, максимальный эффект при минимуме расходов, безвозвратность ассигнований, бесплатность ассигнований;
б) развитие материального производства, развитие не материальной сферы;
в) экономическое развитие;
г) необходимость содержания государственных структур, целевой характер, безвозвратность и бесплатность ассигнований;
а) дотации, субвенции, операционные расходы;
+ б) капиталовложения, операционные расходы, кредиты и дотации;
в) бюджетные кредиты, дотации, субвенции;
г) капиталовложения в ведомственном разрезе, капиталовложения согласно с инвестиционным проектом;
64. Принципы сметного финансирования:
а) самостоятельность, полнота, обоснованность, эффективность;
+ б) субсидированность, целевое использование бюджетных средств, единства;
в) ответственность, директивность, полнота, обоснованность, эффективность;
г) связь смет с планом социально – экономического развития региона, целевое назначение, выполнение режима экономии, контроль за финансовой деятельностью.
65. Критерии классификации государственных займов:
а) правовое оформление, форма эмиссии, место размещения, сроки погашения, характер выплаты дохода;
б) форма эмиссии, место размещения, сроки погашения;
в) правовое оформление, характер выплаты дохода;
+ г) форма эмиссии, место размещения, сроки погашения, характер выплаты дохода.
66. Критерии классификации государственного долга:
а) срочность, платность, возвратность;
б) тип кредитора, тип долгового обязательства;
в) целевой характер долга, срочность, платность, возвратность;
+ г) тип кредитора, тип долгового обязательства, целевой характер долга.
67. Виды бюджетного дефицита:
+ а) реальный, структурный, цикличный;
б) внутренний, внешний;
в) инфляционный, внутренний, внешний;
г) реальный, структурный, цикличный, эмиссионный.
68. Классификация целевых государственных фондов по экономическому содержанию:
а) постоянные, временные;
+ б) международные, общегосударственные, региональные, местные;
в) бюджетные, внебюджетные.
г) инвестиционные, заемные, научно – исследовательские, военные, социальной защиты, социального развития.
69.Тест. Источники формирования средств пенсионного фонда:
+ а) сборы физических и юридических лиц, иные источники средств государственного бюджета, добровольные взносы, финансовые санкции за нарушение порядка уплаты средств;
б) страховые взносы, благотворительные взносы, сборы физических и юридических лиц;
в) прибыль от деятельности фонда, добровольные взносы, финансовые санкции;
г) средства государственного и местных бюджетов
71. Основные направления развития бюджетной системы РФ:
+ а) бюджетная реформа;
б) определение приоритетов бюджетного финансирования;
в) ликвидация многоканальной системы финансирования структур бюджетной сферы;
+ г) реформирование межбюджетных отношений.
72. Внутренние источники формирования доходов бюджета:
а) международный кредит, национальное богатство, национальный доход;
+ б) созданный ВВП и национальное богатство;
в) валовой национальный продукт, государственный кредит, эмиссионный доход;
г) налоговые и не налоговые поступления.
73. Каким образом делятся доходы от операций с капиталом:
а) поступление средств от реализации бесхозного имущества, доходы от материальных резервов, поступления от продажи земли;
б) поступление средств от реализации имущества, которые по правам наследства перешла в собственность государства; поступления от продажи государственных запасов товаров; поступления от продажи земли;
в) поступления от продажи основного капитала, поступления от продажи государственных запасов товаров, поступления от продажи земли и не материальных активов;
+ г) поступления от продажи государственных запасов товаров, поступления от реализации безхозного имущества, которое по правам наследства перешло в собственность государства и клада, поступления от продажи земли и не материальных активов
75. Какими методами могут привлекаться внешние источники доходов?
а) аналитический, нормативный, прямого счета, балансовый;
б) прямое изъятие доходов из государственного сектора, налоговый, заемный, получение доходов от государственных угодий, перераспределение доходов юридических и физических лиц с помощью налогов;
+ в) международный кредит, налогообложение экспортно – импортной деятельности, прямое перераспределение, ценовой механизм, валютное регулирование;
г) созданный ВВП, национальное богатство.
Тест. 76. Виды смет, которые составляются в учреждениях просвещения:
а) сведенная, индивидуальная;
+ в) индивидуальная, расходов на централизованные меры;
г) индивидуальная, общая.
77. Сводная бюджетная роспись – это:
— Финансовая ведомость государственных расходов и доходов на определенный период
— Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом межбюджетных трансферт между ними
+ Документ, который составляет и ведет финансовый орган с целью организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета
79. Государственный долг – это сумма предшествующих:
+ Дефицитов бюджета за вычетом бюджетных излишков
— Профицитов бюджета без вычета бюджетных излишков
80. Основными принципами бюджетной системы РФ являются:
— Гласность, всенародность, подконтрольность президенту, полнота отражения расходов и доходов, сбалансированность, определенный срок действия
+ Единство, разграничение расходов и доходов по уровням бюджетной системы, самостоятельность, сбалансированность, гласность, достоверность, адресность и целевой характер, полнота отражения расходов и доходов
— Общность, единство, сбалансированность, подконтрольность президенту, платность, возвратность, целевой характер
81. Количество уровней бюджетной системы зависит от:
— Сложности банковской системы государства
+ Формы государственного устройства
82. Уровни бюджетной системы РФ:
+ Федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень
— Федеральный уровень, уровень субъектов Федерации
— Федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень, местный уровень
83. Бюджетная система – это совокупность:
— Бюджетов всех административно-территориальных единиц государства
— Расходов и доходов бюджета
+ Бюджетов государства, административно-территориальных единиц, а также бюджетов и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, которые основаны на юридических нормах и экономических отношениях
84. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ делят по следующим признакам:
+ Функциональный, территориальный, экономический, времени осуществления
— Функциональный, целевой, территориальный
85. Что представляют собой бюджетные кредиты?
+ Финансовую помощь коммерческим предприятиям на условиях возвратности
— Финансовую помощь государственным и частным банковским структурам, находящимся на грани банкротства
— Финансовую помощь другим государствам на безвозвратной основе
86. Экономический и социальный кризис в государстве может привести к:
+ Вынужденному бюджетному дефициту
— Оттоку денежных средств из государственных внебюджетных фондов
87. Что из перечисленного не относят к межбюджетным трансфертам?
+ Нефтегазовые трансферты, бюджетные кредиты
88. Какие органы государственной власти РФ занимаются составлением проектов бюджетов?
+ Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований
— Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Центробанк РФ
— Государственная дума РФ
89. Функция кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ возложена на:
— Министерство финансов РФ
90. Основой для исполнения бюджета служит:
— Сводная бюджетная роспись
+ Кассовый план и сводная бюджетная роспись
91. Внебюджетные фонды РФ решают следующие задачи:
— Расширение социальных услуг населению, накопление денежной массы для экстренных случаев
+ Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики, расширение социальных услуг населению
— Накопление денежной массы для экстренных случаев, перераспределение излишков денежных средств между бюджетами разных уровней
92. Укажите цели составления государственного бюджета:
+ Планирование, координация и контроль
— Планирование, систематизация и контроль
— Прогнозирование, контроль и систематизация
93. Доходы местных бюджетов могут быть:
— Собственными и налоговыми
— Собственными и привлеченными
+ Регулируемыми и собственными
94. К местным налогам в РФ относят:
+ Налог на имущество физических лиц и земельный налог
— Земельный налог, водный налог, транспортный налог
— Акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых
95. Государственный долг делят на внешний и внутренний в зависимости от:
96. Какие экономические явления сопровождают дефицит государственного бюджета?
+ Превышение расходов над доходами, рост инфляции, падение уровня жизни
— Превышение расходов над доходами, сокращение инфляции, рост реальных доходов населения
— Превышение доходов над расходами, рост инфляции, падение уровня жизни
97. Укажите виды контроля за исполнением бюджета, существующие в РФ:
+ Административный и парламентский
98. Согласно законодательству РФ, бюджетный год заканчивается:
99. Государственный кредит выполняет … функцию.
100. Какой законодательный акт РФ регулирует величину дефицита федерального бюджета?
101. Что является определяющим фактором, влияющим на величину расходов территориального бюджета?
— Отдаленность от столицы государства
— Развитие промышленности и социальной инфраструктуры на данной территории
102. В каком году было образовано Федеральное казначейство РФ?
103. Регулируемые доходы региональных бюджетов включают:
— Налог на игорный бизнес
104. Бюджетная система выступает составной частью:
— Системы национальных счетов
+ Финансовой системы государства
— Социально-экономической системы государства