как разобрать слово по составу 3 класс русский язык образец
Разбор слова по составу
Разобрать слово по составу − значит указать, из каких частей оно состоит. К значимым частям слова (морфемам) относятся:
Приставка − значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Лететь − вы лететь, пере лететь, при лететь, у лететь.
Основа − это часть слова без окончания, в которой заключено его лексическое значение. Основа слова включает в себя корень, а также приставку(-и) и суффикс(-ы) (если они есть).
Если слово не изменяется, то у него нет окончания и всё слово составляет основу. Например, при разборе по составу неизменяемого существительного «пони» получаем: корень − пони, окончания нет, основа слова − пони.
Порядок разбора слова по составу
а) задать вопрос;
б) определить, что означает слово.
а) отделить часть слова перед корнем;
б) образовать другие слова с этой частью;
в) проверить, действительно ли этот отрезок — одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку — часть слова, стоящую перед корнем);
г) отделить значимую часть (или части) перед корнем. Это и есть приставка (или приставки). Обозначить приставку условным значком: -.
Образец устного разбора слова по составу
На придорожной 2 траве блестят росинки.
Читайте также другие темы раздела «Русский язык для начальной школы»:
Разбор слова по составу
Всего получено оценок: 462.
Всего получено оценок: 462.
В школе ребятам приходится производить различные виды лингвистических разборов. Разбор слова по составу позволяет запомнить виды морфем. В ходе этого разбора в слове выделяются значимые части слова. В статье рассмотрим, что это за части и как их правильно находить.
Из чего сделаны слова
Разбирать слова по составу школьники начинают еще в 3 классе, и этот навык помогает им на протяжении всей школьной жизни. В самом деле, как узнать, какое правило применить, если не понимаешь, где находится орфограмма: в приставке, корне или суффиксе. А может, в окончании? Вот почему умение разбирать слово по составу (делать морфемный разбор) так важно.
Слово состоит из морфем, как дом из комнат. Каждая выполняет свою функцию.
Нередко выделяют и другие аффиксы (словообразующие морфемы): постфикс –ся (-сь), соединительную гласную в сложных словах и т.п.
Как сделать разбор слова по составу и ничего не упустить
Чтобы выделить окончание, поизменяем слово: дом – дома – дому – домом. То, что изменяется, и есть окончание.
В слове может быть нулевое окончание: в данном случае оно не представлено, а при изменении слова появляется; нулевое окончание обязательно надо обозначить пустым квадратиком. В нашем примере слово с нулевым окончанием – дом.
Если трудно, напишите слова одно под другим, тогда будет проще заметить изменяющуюся часть. Вот так:
Если слово вообще не изменяется (наречие, деепричастие), у него вообще нет окончания – не нулевое, а нет, ведь слово не изменяется, так что окончание не появится – пустой квадратик рисовать не надо, это ошибка!
В сложных числительных бывает два окончания: пят-и-десят-и, пять-ю-десять-ю.
Можно опять писать слова одно под другим, если так удобнее:
Повторяющаяся часть – это корень.
Не забываем, что существуют чередования, и обращаем внимание на значение корня: снег и –снеж- (снежок), пень и –пн- (пня) – это одни и те же корни, а –вод- (водичка) и –вод- (водитель) – как раз разные.
В словах бывает два корня: пар-о-воз.
слезинка – слеза (нет слова слезина); один суффикс –инк-
Примеры
Приведем примеры разбора слова по составу.
Окончание –ешь (вычита-ю, вычита-ем).
Корень –чит- (читаю, читка).
Окончание нулевое (подоконник-а, подоконник-и)
Корень –окон- (окн-о, окон-ный).
Что мы узнали?
Разбор слова надо начинать с окончания, затем выделить основу, корень, приставку (приставки) и суффикс (суффиксы). Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова. Найти корень поможет подбор однокоренных слов. При поиске аффиксов (суффиксов и приставок) действенным считается словообразовательный метод (поиск ближайшего предшественника в словообразовательной цепочке).
Как разобрать слово по составу?
Разобрать слово по составу следует, указав следующие морфемы: приставку, корень, суффикс, окончание, соединительную морфему, постфикс.
Окончание в составе слова
Выполнение разбора слова по составу, обычно необходимо начинать с выделения окончания, которое не входит в его основу. Для этого определим, изменяемое ли слово перед нами, есть ли у него окончание. С этой точки зрения важно, к какой части речи относится анализируемая лексема.
Помним, что у неизменяемых частей речи и форм слов нет окончания:
1. у несклоняемых существительных
2. У несклоняемых прилагательных
3. У наречий на конце вычленим только суффиксы:
4. В морфемном составе деепричастий имеются формообразующие суффиксы:
5. В форме простой сравнительной степени прилагательных и наречий вычленим суффиксы:
Основа слова
Выделив окончание в изменяемом слове, которое склоняется, спрягается или изменяется по родам и числам, остальную часть лексемы обозначим как основу слова.
Помним, что в основу слова не входят формообразующие суффиксы причастий, деепричастий, формы прошедшего времени глагола, постфикс формы повелительного наклонения глагола -те, суффиксы простой сравнительной степени прилагательных и наречий.
Примеры
Приставка в составе слова
Затем выделим приставку в слове, если она есть. Чтобы убедиться, есть ли эта морфема в слове, можно убрать ее и посмотреть, существует ли в лексике русского языка такое самостоятельное слово, или, второй вариант проверки, — менять предполагаемую приставку на другую:
со рвать — рвать; ото рвать, надо рвать, пере рвать, у рвать.
Результативным способом определения приставки в составе слова является подбор лексем с такой же приставкой:
со драть, со брать, со вместить, со гласиться.
В морфемном составе лексемы может быть несколько приставок, тогда целесообразно составить словообразовательную цепочку и добраться до первого производящего слова:
не без ынтересный — без ынтересный — интересный.
Суффикс в составе слов
Теперь займемся суффиксом слова. Посмотрим, существует ли слово без такого суффикса:
Подберем слова с таким же суффиксом и убедимся, что такой суффикс существует:
И теперь после последовательного вычленения всех морфем осталась главная часть слова — корень. Чтобы точно определить границы корня и убедиться, правильно ли мы его выделили, займемся подбором родственных слов. Как известно, общая часть родственных слов, в которой заключено основное лексическое значение слова, и есть корень.
Бодр ость — бодр ый, бодр о (шагать), бодр енький, бодр иться.
Пример разбора слова по составу
Рассмотрим в качестве примера морфемный разбор слова «безрадостный».
Это изменяемое прилагательное, значит, вычленим окончание -ый, сравнив его формы:
Определим основу слова — безрадостн-:
Далее укажем приставку без-, как и в составе слов:
безрадостный ← радост н ый ← рад ость ← рад (нет полной формы прилагательного).
Оставшаяся часть слова -рад- является корнем, который прослеживается в родственных словах:
Закончим разбор по составу итоговой записью:
без рад ост н ый — приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание
Видеоурок «Разбор глагола по составу»
Состав слова
Всего получено оценок: 393.
Всего получено оценок: 393.
Предложения состоят из слов, но и у слов есть свои составные части. Если разобрать слово по составу, можно многое понять о его происхождении и значении. Изучение состава слова – тема 3 класса русского языка – помогает лучше понять правила правописания и родной язык в целом.
Из каких частей состоит слово и зачем они нужны?
Есть четыре вида “кирпичиков”, из которых состоят слова. Два из них есть в слове всегда – это корень и окончание. Приставка и суффикс используются во многих словах, но это не обязательные части.
Корень – это то, что выражает значение слова, его главная часть. Он объединяет родственные слова, которые еще называют однокоренными.
После корня ставится окончание – та часть слова, благодаря которой оно меняет свои формы. Эта часть также изменяется, она служит для того, чтобы связывать слова в словосочетании и предложении.
Что касается приставки, то она стоит перед словом и необходима для того, чтобы образовывать новые слова. Ту же функцию выполняет и суффикс, но он ставится не перед корнем, а после него. В слове одновременно может использоваться и то, и другое, а может только что-то одно.
У каждого слова также есть основа – это все, что стоит до окончания. То есть существуют такие единицы языка, основа которых состоит только из корня, есть такие, где она включает дополнительные составляющие части.
Примеры разбора
Умение определять, из каких частей состоит слово, очень важно, проще всего сделать это на практике. Вот несколько примеров состава слова.
В русском языке есть слова с нулевым окончанием, когда в начальной форме после основы нет никаких букв, а проявляется окончание только при склонении: мяч – мяча – мячом и т.д.
Что мы узнали?
Любое слово в русском языке можно разобрать по составу. Всего есть четыре единицы, на которые оно “разбирается” – это корень, окончание, приставка и суффикс. Основная часть слова – корень, к ней “пристраивается” все остальное, слова с общим корнем называются однокоренными. Есть слова, состоящие только из корня и окончания, причем последнее может быть и нулевым. Окончание выполняет важную функцию, оно изменяется, делая устную и письменную речь связной. С помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Приставка ставится перед корнем, а суффикс – после него. Та часть слова, которая идет до окончания, называется его основой.
Карточки по теме «Состав слова»(3 класс)
«Состав слова». 3класс
Соловьева Анна Сергеевна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №7 города Тынды
1.Разбери слова по составу:
Травинка, написала, прабабушка, подорожник, поварешка, придворный, полюшко, березовый, пуховый, лисенок, северное, самокат, белохвостый
2.Подбери 3 слова к схеме:
1.Разбери слова по составу:
Известные, подбородок, перекличка, тяжелый, быстроходный, предгрозовая, дедушка, прадед, прабабушка, речушка, охотники, полотно, предрассветная
1. Разбери слова по составу
Интересная, предгрозовая, чистильщик, золотая, пришкольный, подсвечник, дымоход, близкий заварка, солонка, головушка, теплоход, охотники.
2.Подбери слова к схемам:
а) приставка + корень + окончание
б) приставка + корень + суффикс
1. Разбери слова по составу
Иголочка, журавлиная, садик, выдумка, замазка, выходной, липовый, стройка, звонок, цветной, ласточка, тёмный, ночка, снеговой
Родина, родной, род, огород.
Моржи, моряк, морской, море.
Дело, деловой, делить, делать.
Песня, песок, песочек, песочный.
Лук, луч, луковый, лучок.
1. Разбери слова по составу
Примерка, северный, сладкий, поднос, тёплый, вырубка, говоришь, карандаш, избушка, беленький, сиреневый, зверёк, звёздочка
2. Образуй слова с помощью данных приставок: под- от- при- у-
Поездка, лисёнок, приморский, снежок, зимнее, дорожки, денёк, подруга, река, строитель, учитель, школьник, садовник, подъезды, побелка, листья,
2. Образуй слова с помощью суффикса –к-.
1.Разбери слова по составу
Вылет, ёлочные, ёлочка, вырез, пробежка, хлебный, посадка, кораблик, завязка, приход, машинный, излом, подарок, звёздочка, река, ночной, облака,
2. Спишите слова. Выделите основу и окончание.
Парта, партой, у парты; высокая, высокий, высокое.
11. Составь и запиши слово . Разбери полученное слово по составу.
Корень от слова одеяло
суффикс от слова школьник
приставка от слова подъезд
окончание от слова ушки _________________________________________
2. Распредели слова на три группы.
Записка, молчаливый, листва, выходит, приморский, залепят
1. Разбери слова по составу.
Подосиновик, пришкольный, ореховый, лисёнок, переходит.
2.Выпиши слова в три столбика : дерево, грибок, сова, пальто, адрес, шоссе
слова с окончанием
Слова с нулевым окончанием
Слова, не имеющие окончания
Найди в каждом столбике «лишнее» слово и зачеркни его. Допиши по два своих примера с данными приставками и суффиксами.
2. Составь и запиши слово. Разбери полученное слово по составу.
Корень от слова моряк
суффикс от слова школьник
приставка от слова городской
окончание от слова синий _______________________________
Распредели слова на три группы.
Ранний, пробежка, переходы, беленький, настенный, отцветёт
Разбери слова по составу.
Золотистый, подберёзовик, пушистая, улетит, солнышко.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-975619
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.