как с 07 счета ввести в эксплуатацию основных средств
Счет 07. Оборудование к установке
Счёт 07 «Оборудование к установке» — это учётный бухгалтерский счёт, необходимый при обобщении сведений о наличии и движении оборудования. Счет используется для систематизации данных об инвентаре, требующем монтажа и настройки, а также отражает затраты на покупку и установку оборудования предприятий.
Организация учёта
Объем затрат, включаемых в счёт 07, складывается из:
В последующем к статье расходов добавляются затраты на настройку и доведение техники до рабочего состояния. В балансе организации вышеописанные расходы проходят как внеоборотные активы по строке 1190. Оборудование, не переданное в монтаж, отражается в строке 1150 в качестве части основных средств организации.
С помощью счёта 07 проводится учёт только того оборудования, которое требует монтажа и фиксации. Это всевозможные приспособления и аппаратура, крепящиеся к фундаменту здания, полу, перекрытиям, а также его комплектующие. Счёт 07 не учитывает транспортные средства, станки, инструменты и другие механизмы, не нуждающиеся в обязательном закреплении.
Отражение стоимости приобретения и монтажа оборудования обычно происходит с использованием установленных форм ОС-14 и ОС-15 соответственно. В случае поломки инвентаря бухгалтерия ведется по форме ОС-16. При их заполнении используются реквизиты, описанные в федеральном законе «О бухгалтерском учёте». Однако стоит отметить, что организации имеют право использования самостоятельно разработанных и утверждённых форм.
Налогообложение осуществляется согласно статье 346.16 НК РФ. В ней сказано о том, что первоначальная стоимость амортизируемого имущества складывается из затрат на приобретение и сборку оборудования. Таким образом, налоговый учёт осуществляется одновременно по общей и упрощённой системам.
Проводки счёта 07
Перейдём к характеристике записей счёта 07 «Оборудование к установке». Перечислим основные проводки при выборе способа приобретения техники (дебет/кредит):
К другим важным проводкам относятся:
Списание оборудования со счёта 07 производится в случае продажи, дарения, неустранимой поломки и пр. При этом осуществляются следующие проводки:
Соответствие требованиям аудита
При проведении аудиторской проверки контролирующие лица обращают внимание на ряд вопросов. К ним относится правомерность отнесения инвентаря к соответствующему оборудованию, а также способ учёта не проведённой с помощью счёта 07 техники. Кроме этого, аудиторы обращают внимание, числилось ли оборудование в составе незавершённого производства (НПЗ) в период приобретения, проверки и установки на объект.
Счет 07 «Оборудование к установке»
СЧЕТ 07 «ОБОРУДОВАНИЕ К УСТАНОВКЕ»
К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений; комплекты запасных частей такого оборудования. В состав такого оборудования включается контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе устанавливаемого оборудования.
На счете 07 «Оборудование к установке» не учитывают оборудование, не требующее монтажа: транспортные средства, свободно стоящие станки, строительные механизмы, сельскохозяйственные машины, производственный инструмент, измерительные и другие приборы, производственный инвентарь и др. Затраты на приобретение оборудования, не требующего монтажа, отражают непосредственно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по мере поступления их на склад или в другое место хранения. Оборудование к установке принимают к бухгалтерскому учету по дебету счета 07 «Оборудование к установке» по фактической себестоимости приобретения, складывающейся из стоимости по ценам приобретения и расходов по приобретению и доставке на склады организации.
Принятие к бухгалтерскому учету оборудования, внесенного учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал организации, отражают по дебету счета 07 «Оборудование к установке» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».
Приобретение оборудования за плату у других организаций и лиц отражается по дебету счета 07 «Оборудование к установке» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Поступление оборудования к установке может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывают со счета 07 «Оборудование к установке» в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом завезенное застройщиком на строительную площадку оборудование, требующее монтажа, подрядчик принимает на забалансовый счет 005 «Оборудование, принятое для монтажа». Стоимость этого оборудования или его частей, сданных в монтаж, подрядчик снимает с учета забалансового счета 005. Стоимость оборудования к установке, переданного подрядчику, монтаж и установка которого на постоянном месте эксплуатации фактически не начаты, с учета у застройщика не снимают.
При продаже, списании, передаче безвозмездно и т.д. оборудования к установке его стоимость списывают в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитический учет по счету 07 «Оборудование к установке» ведут по местам хранения оборудования и отдельным его наименованиям (видам, маркам и т.д.).
Порядок ввода в эксплуатацию основных средств (нюансы)
Отражение в учете объекта ОС, введенного в эксплуатацию: проводки
ОС попадают в организацию разными путями: их можно купить, построить, приобрести с помощью обмена или в виде взноса в уставный капитал, также возможно их безвозмездное получение. В зависимости от того, каким образом они попали в организацию, в БУ отражается поступление и производятся проводки по вводу в эксплуатацию основных средств:
О проводках, отражающих нюансы безвозмездной передачи ОС, читайте здесь «Безвозмездная передача основных средств — проводки».
Важно! С 2022 года утратил силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», его заменили два новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменили в учете ОС новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
Можно ли по учтенному на счете 07 имуществу применить вычет по НДС? Ответ на этот вопрос вам даст подборка правоприменительной практики от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Энциклопедию спорных ситуаций.
Как правильно ввести ОС в эксплуатацию: документы и дата принятия к учету
Для документального отражения процесса ввода в эксплуатацию основных средств предприятия могут использовать типовые бланки № ОС-1 (а, б) либо самостоятельно разрабатывать форму данного документа. При этом важно, чтобы акт содержал все необходимые реквизиты:
Скачать бланк ОС-1 можно бесплатно, кликнув по картинке нже:
Подробнее о составлении этого документа читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-1 — акт о приеме-передаче ОС».
Чтобы определить готовность объекта к эксплуатации, руководитель издает приказ о создании специальной комиссии. Ее члены сделают вывод о соответствии ОС техническим условиям или о необходимости доработки. И на основании полученных данных комиссия делает заключение и отражает его в акте.
Нередко перед бухгалтером встает вопрос: как ввести в эксплуатацию основное средство, использовать которое организация пока не планирует? Чтобы на него ответить, нужно определиться с тем, что считать датой ввода в эксплуатацию основных средств.
Такой датой является день, когда основное средство полностью готово к использованию, независимо от момента, когда его фактически начнут эксплуатировать. Ведь по оприходованному на счета БУ ОС необходимо начислять амортизацию. А до тех пор пока объект основных средств не введен в эксплуатацию, не получится начислить износ.
Как отражаются в учете ОС, которые не сразу приняты в эксплуатацию
Не все ОС, поступающие в организацию сразу пригодны к использованию. Некоторые из них требуют монтажа и иных работ по доведению до состояния, пригодного к эксплуатации.
Таким образом, может возникнуть ситуация, что ОС поступило в организацию в одном периоде, а на счете 01 отразилось позже. Чтобы у проверяющих из налоговой инспекции не возникло вопросов, необходимо документально подтвердить неготовность объекта ОС к использованию. Такими документами выступают акты по монтажу и наладке оборудования, договоры подряда, накладные на покупку комплектующих деталей.
Если объекты потенциально готовы к работе, но ввода в эксплуатацию основных средств еще не было, их целесообразно отражать в БУ обособленно. Для этого открываются два субсчета к счету 01: первый будет отражать ОС, которые уже готовы к использованию, но еще не введены в эксплуатацию, а второй — имущество в эксплуатации.
Бухгалтерская запись, отражающая принятие к учету ОС в таком случае, выглядит таким образом:
Проводка «ОС введено в эксплуатацию» будет следующей:
Итоги
Процесс отражения на счетах БУ ввода в эксплуатацию основных средств имеет ряд особенностей. Их необходимо знать и учитывать, чтобы не навлечь на организацию штрафные санкции налоговой инспекции.
Учёт основных средств в 1C
Для начинающего может показаться, что пользоваться программой 1C 8.3 очень сложно и ничего не понятно, но на самом деле всё обстоит совершенно наоборот. Данное ПО имеет полностью дружественный к пользователю интерфейс, значительная часть функционала в котором интуитивно понятна. И как для руководителей, так и для офисных работников пользоваться будет совсем несложно. В данной статье последовательно рассмотрим со скринами-примерами учёт основных средств в 1С.
Поступление и ввод в эксплуатацию, принятие к учету основных средств в 1С
Итак, приобретается какое-нибудь основное средство, допустим, токарный станок. Об этом необходимо добавить информацию в программу. Для этого воспользуемся соответствующим пунктом «Поступление оборудования», который легко отыскать в разделе «ОС и НМА».
Заполнение подобного документа не составит труда. В его шапке указываем название нашей организации и наименование другой компании, у которой была произведена покупка соответственно основному договору. Наша рассматриваемая ситуация для примера наиболее проста. Часть с таблицей будет иметь только одну строку с токарным станком. Там вдобавок отмечаются НДС, счета и цена.
Когда будет выполнено проведение, документ относит токарный станок, который в нашем примере стоит триста пятьдесят тысяч рублей, на нужный счёт.
Чтобы соответственно программному учёту токарный станок был введён в эксплуатацию и верно подсчитывалась амортизация, нужно отметить это в документе «Принятие к учёту ОС». Документ легко найти в разделе «ОС и НМА».
Теперь надлежит перейти к первой вкладке документа под названием «Внеоборотный актив», и там, в свою очередь, к позиции справочника «Номенклатура». В нашем случае опять же будет токарный станок. Если необходимо, допускается отметить способ его поступления (скажем, за плату). Поле подразделения тоже не является обязательным.
Пусть токарный станок числится на 08.04.01 (для примера, это пригодится ниже при рассмотрении амортизации).
Далее про вкладку «Основное средство». Там в табличную часть добавилась лишь одна позиция, подобранная из соответствующего справочника. У справочника имеются определённые особенности заполнения. В справочнике мы отметили цену нашего оборудования в триста пятьдесят тысяч рублей, некоторые данные по амортизации и так далее.
В нашем примере приобретённый станок будет использоваться пять лет, то есть шестьдесят месяцев, а начисление амортизации проходить линейным способом. Таким образом вся сумма будет одинаковыми частями списываться все эти пять лет, когда будет закрываться месяц.
Снова перейдем к заполнению документа на ввод в использование токарного станка. Там нас сейчас интересует вкладка «Бухгалтерский учёт». Необходимо чуть конкретизировать счета, способ подсчёта амортизации и время эксплуатации станка. Эти данные уже должны быть в карточке нашего основного средства, того самого станка.
Далее вкладка «Налоговый учёт». С практически такими же данными, как и в той, что была раньше. Только следует отметить значительно меньше данных, а использоваться такие данные станут не для бухгалтерского учёта, а уже для налогового.
В последней вкладке заполняются данные про амортизационную премию. Процент указывается по группе, в которую наше основное средство (станок) должно включаться по сроку использования. У нас она будет 30%.
Если всё было сделано в полном соответствии с написанной выше инструкцией, то в итоге должны быть сформированы 2 различные бухгалтерские проводки.
Наш станок начал эксплуатироваться в июле 2017 года. Соответственно, в августе 2017 программа уже примет к сведению всю отмеченную информацию.
Перемещение основных средств в 1С
Когда оформляется такой документ, могут вызвать трудности только некоторые реквизиты, например, начисления амортизации и способа отражения по ней расходов.
Там следует отмечать информацию лишь в том случае, если после перемещения начисляется дополнительная амортизация. В примере на скрине мы не будем их заполнять. Амортизация, по обыкновению, начисляется по завершении месяца.
Инвентаризация основных средств в 1С
Так же и инвентаризация имеет мало отличий, если сравнивать с аналогичной операцией, проводимой с товарами. Только, опять же, вместо склада нужно указать подразделение. Там, где таблица, нужно будет отметить не количество, а признак, что основное средство есть.
Когда в учёте не отмечено основное средство, но на деле имеется, то нужно сделать по инвентаризации документ принятия средства к учёту. А если оно, наоборот, указано в учёте, но на деле отсутствует, нужно его списать.
Списание основных средств в 1С
Амортизация основных средств в 1С
Амортизацию, как правило, выполняют однажды в конце месяца.
Для её выполнения переходим в меню «Операции», потом к «Закрытию месяца». Выбираем период, нашу компанию. Далее всё уже подробно автоматизировано. Расчёты помощник делает последовательно и сперва считает амортизационные отчисления. Если всё было выполнено безошибочно, то произведётся создание документа амортизации, как на скрине.
Рассмотрим конкретный пример. Кстати, важно отметить, что правила, варианты амортизации настраиваются в учётной политике компании, а подсчёт амортизации происходит ежемесячно с того месяца, начиная с которого наше основное средство было добавлено в программу и принято ей к учёту.
Итак, получилась проводка на сумму в 2950 рублей. В настройках отмечен линейный вариант подсчёта амортизации. Станок, как помним, должен эксплуатироваться пять лет. Всё подсчитано правильно.
Прочие документы учета основных средств
В меню «ОС и НМА» легко найти и остальные документы, связанные с поступлением и учётом. Модернизация, передача в аренду, монтаж и т. п.
Подробнее см. скрин.
Что такое ОС
Понятие ОС раскрывается в ФСБУ 6/2020 «Основные средства», действующем с 2022 года, и в ПБУ 6/01 «Учет основных средств», действующем до конца 2021 года, а также в НК РФ.
С 2022 года утратил силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», его заменили два новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменли в учете ОС новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
ОС — это имущество предприятия, многократно используемое в производстве и хозяйственной деятельности, отвечающее условиям:
Иначе говоря, ОС — это здания, оборудование, машины, станки, компьютеры, оргтехника, хозяйственные принадлежности и т. п. Также к ОС относят животных, плодоносящие многолетние растения, капитальные коммуникационные и транспортные объекты (узлы связи, дороги, электросети).
К критериям ОС относится и первоначальная стоимость.
Как установить лимит стоимости ОС в бухучете согласно ФСБУ 6/2020, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
В налоговом учете (НУ) объекты стоимостью до 100 000 руб. включительно, основными средствами не считаются (ст. 257 НК РФ). Отнесение актива к ОС влияет на порядок учета его стоимости в составе расходов (ОС подлежит амортизации, т. е. списывается постепенно согласно учетной политике предприятия, а МПЗ списывают единовременно), а также на порядок документооборота, инвентаризации и списания.
Проводки при поступлении основных средств
Под ней понимают сумму стоимости покупки ОС и других расходов, связанных с этой покупкой (монтаж, доставка, таможенные сборы, комиссия посредников и т. п.).
ВАЖНО! Первоначальная стоимость актива не включает в себя НДС, если этот налог является для компании возмещаемым. Неплательщики НДС (например, упрощенцы) учитывают это налог в первоначальной стоимости имущества (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).
К бухучету ОС принимается на дату, когда она полностью образована, к НУ — когда ОС вводят в эксплуатацию.
При поступлении актива формируются бухгалтерские записи:
О том, как учесть НДС по основным средствам, читайте в статье «Как предъявить к вычету НДС по основным средствам или оборудованию».
Если ОС требуется монтаж, то в проводках будет участвовать счет 07 «Оборудование к установке». Как правило, используется он строительными организациями. Счет аккумулирует информацию об оборудовании, требующем технологической установки, подключения к сетям и коммуникациям и предназначенного для монтажа в строящихся помещениях. После того как затраты полностью собраны на счете, сумму монтируемого ОС списывают в Дт счета 08 (Дт 08 Кт 07). Далее применяют тот же алгоритм: со счета 08 суммы списывают на счет 01, формируя таким образом первоначальную стоимость актива.
Более подробная информация изложена в Путеводителе по купле-продаже недвижимого имущества от «КонсультантПлюс». Получите пробный бесплатный доступ к системе и переходите к материалам.
Бухгалтерский учет амортизации основных средств: проводки
В отличие от материалов и запасов, потребляемых в производстве, объекты ОС переносят свою стоимость на расходы компании постепенно. Такой процесс называется амортизацией. Однако по отдельным видам ОС ее не начисляют. К таким объектам относят активы, которые не меняют производственные качества в процессе деятельности предприятия: земельные участки, объекты культурного наследия, коллекции произведений искусства и т. д.
В БУ используется три метода начисления амортизации (линейный, метод уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции), однако для целей НУ применяют только линейный и нелинейный методы.
До конца 2021 года применялся метод списания стоимости по сумме чисел срока полезного использования. С 2022 года данный способ утратил силу.
ВАЖНО! Как правило, организация использует один метод начисления амортизации для БУ и НУ, так как при разных методах формируются налоговые разницы, требующие дополнительного внимания бухгалтера. Поэтому обычно применяют линейный метод расчета.
Линейная амортизация считается по формуле:
А — ежемесячная сумма амортизации;
ПС — первоначальная стоимость ОС (сальдо счета 01);
СПС — срок полезного использования ОС.
Для ее расчета необходимо знать срок полезного использования актива, устанавливаемый постановлением Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 № 1. В бухучете ОС можно списать быстрее, чем в налоговом, применяя другие методы расчета и более короткий срок использования, но тогда образуются налоговые разницы, так как бухгалтерские и налоговые суммы будут отличаться.
Пример расчета амортизации линейным методом подготовили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите к примеру.
Для учета амортизации ведут записи по счету 02 «Амортизация основных средств». Ее суммы дебетуются со счетов учета производственных и коммерческих затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44), формируя кредитовое сальдо по счету 02.
Бухгалтер ежемесячно формирует записи:
Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 02 — начислена амортизация по ОС.
Бухгалтерские проводки по восстановлению основных средств
Первоначальная стоимость может увеличиваться, если проведены работы по восстановлению ОС (модернизации, реконструкции и дооборудованию). Порядок учета таких операций отличается в зависимости от того, чьими силами эта модернизация проводится: сторонней организации или самостоятельно. Если модернизацию проводит сторонняя организация-подрядчик, то расходы по таким работам отражают по Дт счета 08 в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В этом случае формируют проводки:
Если работы выполняются самостоятельно, то расходы по дооборудованию учитывают на счете 08 в корреспонденции со счетами учета затрат (10, 70, 69 и т. д.). При этом формируются записи:
Дт 08 Кт 10 (70, 69 и т. д.) — отражены затраты на модернизацию ОС.
По окончании работ суммы, накопленные на счете 08, списывают в Дт счета 01, увеличивая, таким образом, первоначальную стоимость актива.
Подробнее об особенностях БУ и НУ ОС читайте в статье «Модернизация основных средств — бухгалтерский и налоговый учет».
Продажа ОС
В случае, когда организация продает ОС, она обязана отразить в учете стоимость реализации актива и первоначальную стоимость за вычетом амортизации (остаточная стоимость). Формируются записи:
Право собственности на актив переходит на основании акта (форма № ОС-1). Если объект продажи — недвижимость, то датой перехода права является дата госрегистрации.
Пример отражения продажи ОС убытком от КонсультантПлюс:
Организация продает объект ОС по цене 1 200 000 руб., в том числе НДС 200 000 руб. Затраты на доставку имущества до покупателя договором возложены на организацию. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите пример.
Ликвидация ОС
В случае ликвидации бухгалтер оформляет акт о списании (форма ОС-4), формирует остаточную стоимость и списывает ее на прочие расходы:
Если ОС полностью самортизировалось, то его остаточная стоимость равна нулю, и на формирование экономического результата такое выбытие актива никак не повлияет.
Итоги
Таким образом, учет ОС довольно разнообразен, так как сопровождает множество ситуаций, связанных с приобретением, использованием, списанием, модернизацией. Принятие актива к учету (счет 01) происходит через счета 07 и 08, аккумулирующие расходы, связанные с приобретением, монтажом, доставкой и т. п. Выбытие ОС происходит посредством списания остаточной стоимости на прочие расходы организации.